Морфема это в русском языке определение. Что такое морфемика и морфема
Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.
Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).
Морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.
Наприм.: Возвращение
ВОЗ имеет значение «обратное действие» или «направление движения». Действие обычно направлено на субъект или объект.
ВРАЩ – круговое движение
ЕНИj – процесс, мыслимый предметно
Е – ср.р., ед.ч., им.п.
Также как и фонема, морфема – это структурный элемент слова. Поскольку морфема явл-ся языковой единицей, мы наблюдаем в ней те же системные признаки, что и у фонемы. Морфема – инвариант (образец, эталон), а варианты морфемы наз-ся морфами.
Наприм.: ДРУГ – ДРУЖ, ДРУЗ’, ДРУГ, ДРУ[К], ДРУ[Ш]
Морфы одной морфемы по отн-ию друг к другу наз-ся алломорфами . Даже если морфема равна по структуре фонеме, наприм., О, С, К, она все равно имеет знач-ие.
Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования; от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.
Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.
Морфема и слово
Общее: наличие знач-ия, воспроизводимы, непроницаемость, постоянство звучания и значения. И слово, и морфемы состоят из фонем.
Отличительные признаки:
Классификация морфем русского языка
Все морфемы делятся на корневые и некорневые (аффиксальные). Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).
Корневые морфемы
К корневым морфемам относятся КОРЕНЬ, АФФИКСОИД.
Корень – общая часть родственных слов, к-рая выражает главное вещественное значение основы.
Корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).
Определение корня как «общей части родственных слов» верно, но не является исчерпывающей характеристикой, поскольку в языке есть достаточное количество корней, встречающихся только в одном слове, например: какаду , очень , увы , многие собственные существительные, называющие географические названия.
Часто при определении корня указывают, что он «выражает основное лексическое значение слова». У большинства слов это, действительно, так, например: стол-ик ‘маленький стол’. Однако есть слова, в которых основной компонент лексического значения выражен не в корне или вовсе не выражен какой-то определенной морфемой. Так, например, в слове утренник основной компонент лексического значения - ‘детский праздник’ - не выражен ни одной из морфем.
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но , над , если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти .
Корень выдел-ся при сопоставлении слов одного словообразовательного гнезда.
В корне чаще всего наблюд-ся исторические чередования.
Корни бывают 2 типов: свободные и связанные.
Свободный корень – это корень, к-рый способен выступать без аффиксов в составе нечленимых основ (встреч-ся без приставок и суффиксов).
Наприм., ВОДа, ВОДный – свободный корень
Связанный корень известен только в составе членимых основ и не может употреб-ся без аффиксов.
Наприм., ТРЯПица , ТРЯПка, ТРЯПочный, ТРЯПочка
Аффиксоид – морфема переходного типа между собственно корнем и аффиксом. С одной стороны, аффиксоид несет в себе такое же вещественное знач-ие как и корень, с другой стороны, аффиксоид создает словообразовательную модель как аффикс, т.е. явл-ся серийным элементом, создает серию.
Наприм., САДОВОД, ПТИЦЕВОД, ЦВЕТОВОД
-ВОД- аффиксоид «тот, кто занимается резведением чего-либо, кого-либо»
Аффиксоиды дел-ся на префиксоиды (перед корнем) и суффиксоиды (после корня) в зависим-ти от места расположения.
Аффиксальные морфемы
– морфемы, создающие словообразовательные модели и уточняющие, дополняющие знач-ие корня. Аффиксальные морфемы явл-ся общими для ряда неоднокоренных слов.
Наприм., УРАЛЕЦ, ЛЕНИНГРАДЕЦ, АМЕРИКАНЕЦ – «житель какой-то местности» -ЕЦ-
К аффиксам относятся: ПРЕФИКС (), СУФФИКС (), ИНТЕРФИКС (), ОКОНЧАНИЕ (ФЛЕКСИЯ), ПОСТФИКС ().
Аффиксы выполняют либо деривационную (словообразовательную) функцию : морфемы использ-ся для создания новых слов; либо реляционную (формообразовательную) функцию : морфемы новых слов не создают, а создают форму одного и того же слова.
Наприм., УЧИТЕЛЬНИЦА – 4 аффиксальные морфемы
И, ТЕЛЬ - словообразоват ф-я
А - формообраз. ф-я
НИЦ - словообраз. ф-я + формообраз. ф-я
Однако есть морфемы, к-рые выполняют обе ф-и одновременно. Они наз-ся синкретичными .
Аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными.
Продуктивными наз-ся аффиксы, к-рые использ-ся на современ. этапе развития языка для создания новых слов или форм одного слова: ОТксерокопИРОВАть – продуктивные.
Непродуктивные аффиксы – аффиксы, к-рые не использ-ся в настоящее время для создания наст. слов: заКОулок, простОТа, теплОТа – непродуктивные
Аффиксы могут быть регулярными и нерегулярными. Регулярные – часто встреч-ся (-н-, -к-), нерегулярные – редко встреч-ся в словах (-их-).
Есть суффиксы, к-рые встреч-ся в 1-2 словах: почтАМПТ, стеклЯРУС, апплодИСМЕНТы.
Как и слова, морфемы могут быть исконно русскими и заимствованными.
Наприм., чудАК, рыбАК (-ак-); пирожОК, мужичОК (-ок-) – исконно русские
ТРАНС-, ДЕЗ-, А-, СУПЕР-; -ИРОВА-, -ФИЦИРОВА-, -ИЗМ- заимствованные
Суффикс -
Аффиксальная морфема, к-рая стоит после корня и служит для образования новых слов и грамматических форм.
МОРЕ + -СК- →МОРСКОЙ – словообраз. суффикс
СЫН – сынОВЬjЯ – грамматич. форма
РАЗРИСОВАТЬ – разрисовЫВАть – формообраз. суффикс
В слове может быть неско-ко суффиксов, но словообразующим, т.е. тем, к-рый создает данное слово, будет всегда последний суффикс.
Наприм., УЧИТЕЛЬСКИЙ ← УЧИТЕЛЬ (УЧИТЬ + -ТЕЛЬ-) + СК
Суффиксы могут быть разными по структуре. Они могут быть простыми: -ИСТ-, -ИЗМ-, -И-, -ТЕЛЬ-, -СК-, а могут быть сложными (составными): -НИЧА-, -ФИЦИРОВА(ТЬ)-
Суффиксы бывают материально выраженными и нулевыми.
Наприм., засох, засохЛа, засохЛо, засохЛи
Префикс (приставка) –
Аффиксальная морфема, к-рая стоит перед корнем, и служит для образования новых слов или форм одного и того же слова.
Наприм., ПРОслушать←слушать – словообразующий
писать→Написать – формообразующий
Префиксы не могут создавать слова других частей речи. Приставки не бывает нулевой, она всегда материально выражена (в отличии от суффиксов и окончаний)
Префиксы: простые (о-, на-, про-, за-); сложные (обез-, недо-); исконно русские и заимствованные
Интерфикс
В производных словах встреч-ся морфема, к-рая не совсем соответствует признакам данной единицы языка, поскольку не имеет знач-ия ни лексич., ни грамматич., но использ-ся для создания новых слов или форм одного слова.
Не все ученые признают интерфикс как морфему, и называют данный формант морфемной прокладкой.
Интерфикс может соед-ть основы в сложных словах: пищЕвод, сорвИголова.
К интерфиксам относятся застывшие окончания внутри сложных производных основ: сумАсшедший.
Не нужно путать интерфиксы и суффиксы внутри сложных слов. Ср.: вечнОзеленый (суффикс), плодОовощной (интерфикс).
Интерфикс может соед-ть корень и суффикс: ялта + -ец- + ИН →ялтИНец
Флексия (окончание)–
Значимая морфема в изменяемых словах.
Окончание всегда говорит о возмож-ти замены данной морфемы другим звуковым комплексом. Список возможных изменений опред-ся частью речи.
Наприм., зимА, зимЫ, зимЕ, зимУ, зимОЙ, зимЕ, ЗимЫ, зим, зимАМ, зимЫ, зимАМИ, зимАХ – 12 парадигм; книжный – 24 парадигмы.
Весь список грамм. форм одного слова наз-ся парадигмой этого слова, а оформляется парадигма с помощью смены окончаний.
Остается нерешен. вопрос о том, явл-ся ли окончание только формообразующей морфемой, или можно признать, что также и словообразовательная морфема.
Постфикс –
Аффиксальная морфема, к-рая стоит после флексии и использ-ся для создания новых слов или форм одного слова. Постфикс наблюд-ся в прерывистых основах.
Наприм., крутитСЯ – словообразовательный
СЯ явл-ся формообраз. в формах страдат. залога в страдат. конструкциях.
Ср.: Кран поднимает груз. Груз поднимаетСЯ краном.
-ТО, -ЛИБО,-НИБУДЬ, создающие неопред. местоимения явл-ся постфиксами.
Формообразующей явл-ся морфема ТЕ в формах повелительного наклонения глаголов и имеет граммматич. знач-ие множ. числа: ходиТЕ
Не все однозначно оценивают эту морфему: одни считают ТЕ постфиксом, т.к. эта морфема стоит после др. формообразующей морфемы И ; другие считают, что это суффикс.
Основа слова -
это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. Основа изменяемых и неизменяемых слов различна. В изменяемых (склоняемых или спрягаемых) словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов: окн о , груст ный , гнал ся . Чтобы выделить основу слова, необходимо отбросить окончание и формообразующие суффиксы. Основа неизменяемых слов равна слову: грустно , по-моему , хаки .
Многие слова русского языка имеют первичный характер, то есть не образованы от каких-либо других слов. Основа таких слов называется непроизводной , например: сер-ый, чёрн-ый, лес, вод-а, трав-а. Непроизводная основа всегда нечленима, то есть её нельзя разбить на морфемы; она состоит только из корня. К непроизводной основе присоединяются различные словообразовательные аффиксы (приставки,
суффиксы, интерфиксы, постфиксы), в результате этого появляются новые слова с производной основой, например: гор-а - горн-ый - горн-о-лыж-н-ый; брат - брат-ск-ий - по-братски. Таким образом, производная основа - это основа слов, образованных от каких-либо других слов путём присоединения различных морфем.
В составе производной основы, кроме корня, может быть:
1) один или несколько суффиксов (муж-еств-о, муж-еств-енн-ый, муж-еств-енн-ость );
2) только приставки (за-муж, не-друг, пра-внук );
3) различные сочетания приставок и суффиксов (по-муж-ск-и, воз-муж-а-тъ, воз-муж-а-л-ый ).
Производная основа членима, то есть, кроме корня, в ней выделяются другие морфемы; производная основа может быть непрерывной (рыбк-а, столов-ый, мечта-ть ) и прерывистой (встречаюсь, увлекл-а-съ ).
У каждой производной основы есть своя производящая основа. Производящая основа - это основа того слова, от которого данное слово образовано. Например: вода ->вод-ян-ой - водянистый -водянистость.
4) сочетание приставки, суффиксов и постфиксов (за-дох-ну-тъ-ся, о-дум-а-вши-съ ).
К производящей основе присоединяются те словообразовательные аффиксы, с помощью которых производится данное слово.
В результате возникают разнообразные словообразовательные цепочки, в основе которых находится слово с непроизводной основой. Все слова, входящие в цепочку, являются однокоренными (родственными) словами.
22. Словообразование. Производное слово. Способы словообразования в современном русском языке.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка.
Словообразование изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.
Словообразование связано с лексикологией , так как вновь образованные слова пополняют словарный состав языка и новые слова образуются на базе уже существующих в языке слов по моделям данного языка.
Словообразование также связано с морфологией , так как вновь образованное слово оформляется по грамматическим законам данного языка.
Связь словообразования с синтаксисом проявляется в том, что синтаксические преобразования обусловливаются словообразовательным потенциалом слова.
Новые слова появл-ся 2-мя типами словообразования:
1. морфологический; 2. неморфологический.
При морфологическом словообразовании новое слово создается путем прибавления/усечения морфем, т.е. производится какая-то операция с морфемой. К ним относятся частные способы сложения и аффиксация.
Неморфологические способы – способы, где образование нового слова связано с изменениями в его семантики. Новых морфем не добавляется, и даже иногда не меняется структура основы.
К неморфологическим способам словообразования относятся:
Лексико-семантический способ
Лексико-грамматический способ (морфолого-синтаксический)
Лексико-синтаксический способ
Неморфологические типы словообразования
Лексико-семантиченский
Новое слово появл-ся в рез-те семантических изменений у уже изменившегося в языке слова. Т.е. первоначально разв-ся полисемия (многозначность) и новое знач-ие отрывается, превращаясь в омоним.
Наприм., пионер (первооткрыватель) → пионер (член детской организации); завод (предприятие) → завод (заводить); лопатка (орудие труда) → лопатка (кость)
Морфемная струк-ра не изменилась, часть слова не изменилась, изменилась семантика!!!
Морфемика (студ.)
Морфемика
Морфемика как раздел языкознания
Морфема и морф. Разновидности морфов
Типы морфем. Корень и аффиксы
Функциональные типы аффиксов
Позиционные типы аффиксов
Литература
___________________________________________________
Морфемика как раздел языкознания
Морфемика –
1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;
2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].
Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .
Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:
приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
корня друж- ,
двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и
- ть- (суффикс инфинитива),
постфикса -ся ‘взаимное действие’.
Это область морфемики .
Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.
Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением
приставки по- ‘начало действия’
и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):
Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:
подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)
подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)
Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.
Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:
дру г -а – дру г’ е – дру з ’ j - a – дру ж -ить ,
ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’ -у
Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .
К задачам морфемики относятся:
рассмотрение принципов выделения морфем,
выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
классификация морфем.
Морфема и морф
Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.
Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).
Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.
От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:
мыш-онк-у
План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.
План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.
В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:
нос, стол, лез ;
нос-ø, стол-ø, лез-ø.
Исключение составляют одноморфемные слова:
вдруг, пальто.
Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):
ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …
голов-а голов-ы голов-у голов-ø…
книг-а книг-и книг-у книг-ø…
Ср. также голов-а – голов- к -а с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].
Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .
Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .
Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.
Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.
корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;
рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;
суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к -е ;
- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.
В одну морфему объединяются морфы, которые
имеют тождественное значение,
обладают формальной, т.е. фонематической близостью .
Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):
алломорфы ,
варианты .
Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :
корень: у-бр-а-ть – у -б и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;
приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;
суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;
окончание: кресл- ом – пол- ем ;
англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.
Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:
окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;
окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .
Типы морфем. Корень и аффиксы
В структуре слова среди морфем выделяются:
корень и
аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).
Деление морфем на корни и аффиксы опирается на
функцию в составе словоформы и
тип выражаемого значения .
Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.
Не существует знаменательных слов без корня .
Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].
Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:
бег – бег -ать;
черн -ый – черн -ота – черн -ить…
Корень может существовать в языке самостоятельно :
вдруг, завтра, теперь.
Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.
Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:
дом-ø, ног-а.
Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:
до бав ка, при бав ка,
об у ть, раз у ть .
Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.
В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:
префиксоиды: полу- – полукруг, полубог…
авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…
само- – самооанализ…
суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…
-фил – славяновил …
-видн- – стекловидный, змеевидный …
[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].
Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:
дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,
рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,
красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .
Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.
Функциональные типы аффиксов
С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на
словообразовательные ,
словоизменительные (формообразовательные ).
Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:
дом – дом- ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;
слон – слон- ёнок ;
бег-: про -бег, за -бег, на -бег.
Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.
Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
бег-а- ть – бег-а- л .
бег-: бег- у , беж- ишь …
ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.
Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:
построил домик- Ø ,
вышел из домик- а .
Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:
чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.
Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:
девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;
читающ- ий мальчик- Ø – читающ- его мальчик- а – читающ- ему мальчик- у …
Позиционные типы аффиксов
По положению относительно корня аффиксы делятся на
стоящие перед корнем– префиксы (приставки),
стоящие после корня:
постфиксы ,
суффиксы ,
окончания (флексии ),
вставляемые внутрь корня:
инфиксы ,
трансфиксы ,
вставляемые между корнями –интерфиксы ,
окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).
┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐
перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня
│ ┌─────┴────┐ │ │ │
префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы
(приставки) (конфиксы)
┌────────┬────────┐
суффиксы флексии собственно
постфиксы
1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :
пере-рыв, под-писать, не-глубокий.
in-active, re-fresh.
В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании –очень редко .
Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:
делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .
Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :
В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].
Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :
wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- – будущее время, si- – отрицание, po- – условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].
Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .
2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .
Этот термин используется в двух значениях :
он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;
собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .
Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:
нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.
Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .
2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:
рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;
конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.
Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:
рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л -и ;
рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;
рассказ-а- в ;
красив-ый – красив- ее .
_____________________________________
1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.
2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.
красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;
расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем …
Постфикс является флексией, если он
имеет хотя бы одно реляционное значение,
входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].
Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.
В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:
ворон- ø – ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;
бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое … ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;
добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .
В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.
Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:
среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,
чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;
языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:
3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.
Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :
sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,
pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,
sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,
pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.
В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.
В латинском:
vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).
старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;
л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.
англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].
4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».
Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :
КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства
КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’
КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’
КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’
КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].
5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].
Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :
пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.
-е- и - s - внемецких сложных словах:
Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].
Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:
чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.
Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:
чит-а- j -у, бол-е- j -эт … [Реформатский, с. 267].
В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .
6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:
под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .
Нем. :
lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;
find-en ‘найти’ – ge -fund- en ‘найденный’
nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.
Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.
ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.
ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.
Морфемика (студ.)
Морфемика
Морфемика как раздел языкознания
Морфема и морф. Разновидности морфов
Типы морфем. Корень и аффиксы
Функциональные типы аффиксов
Позиционные типы аффиксов
Литература
___________________________________________________
Морфемика как раздел языкознания
Морфемика –
1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;
2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].
Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .
Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:
приставки (префикса) по- ‘начало действия’,
корня друж- ,
двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и
- ть- (суффикс инфинитива),
постфикса -ся ‘взаимное действие’.
Это область морфемики .
Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.
Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением
приставки по- ‘начало действия’
и постфикса -ся ‘взаимное действие’.
В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):
Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:
подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)
подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)
Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.
Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:
дру г -а – дру г’ е – дру з ’ j - a – дру ж -ить ,
ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’ -у
Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .
К задачам морфемики относятся:
рассмотрение принципов выделения морфем,
выделение критериев отождествления и разграничения морфов,
классификация морфем.
Морфема и морф
Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.
Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).
Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.
От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:
мыш-онк-у
План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.
План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.
В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:
нос, стол, лез ;
нос-ø, стол-ø, лез-ø.
Исключение составляют одноморфемные слова:
вдруг, пальто.
Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):
ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …
голов-а голов-ы голов-у голов-ø…
книг-а книг-и книг-у книг-ø…
Ср. также голов-а – голов- к -а с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].
Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .
Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .
Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.
Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.
корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;
рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;
суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к -е ;
- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.
В одну морфему объединяются морфы, которые
имеют тождественное значение,
обладают формальной, т.е. фонематической близостью .
Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):
алломорфы ,
варианты .
Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :
корень: у-бр-а-ть – у -б и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;
приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;
суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;
окончание: кресл- ом – пол- ем ;
англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.
Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:
окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;
окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .
Типы морфем. Корень и аффиксы
В структуре слова среди морфем выделяются:
корень и
аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).
Деление морфем на корни и аффиксы опирается на
функцию в составе словоформы и
тип выражаемого значения .
Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.
Не существует знаменательных слов без корня .
Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].
Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:
бег – бег -ать;
черн -ый – черн -ота – черн -ить…
Корень может существовать в языке самостоятельно :
вдруг, завтра, теперь.
Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.
Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:
дом-ø, ног-а.
Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:
до бав ка, при бав ка,
об у ть, раз у ть .
Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.
В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:
префиксоиды: полу- – полукруг, полубог…
авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…
само- – самооанализ…
суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…
-фил – славяновил …
-видн- – стекловидный, змеевидный …
[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].
Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:
дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,
рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,
красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .
Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.
Функциональные типы аффиксов
С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на
словообразовательные ,
словоизменительные (формообразовательные ).
Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:
дом – дом- ик – не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;
слон – слон- ёнок ;
бег-: про -бег, за -бег, на -бег.
Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.
Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:
бег-а- ть – бег-а- л .
бег-: бег- у , беж- ишь …
ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.
Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:
построил домик- Ø ,
вышел из домик- а .
Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:
чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.
Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:
девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;
читающ- ий мальчик- Ø – читающ- его мальчик- а – читающ- ему мальчик- у …
Позиционные типы аффиксов
По положению относительно корня аффиксы делятся на
стоящие перед корнем– префиксы (приставки),
стоящие после корня:
постфиксы ,
суффиксы ,
окончания (флексии ),
вставляемые внутрь корня:
инфиксы ,
трансфиксы ,
вставляемые между корнями –интерфиксы ,
окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).
┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐
перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня
│ ┌─────┴────┐ │ │ │
префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы
(приставки) (конфиксы)
┌────────┬────────┐
суффиксы флексии собственно
постфиксы
1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :
пере-рыв, под-писать, не-глубокий.
in-active, re-fresh.
В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании –очень редко .
Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:
делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .
Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :
В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].
Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :
wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- – будущее время, si- – отрицание, po- – условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].
Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .
2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .
Этот термин используется в двух значениях :
он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;
собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .
Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:
нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.
Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .
2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:
рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;
конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.
Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:
рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л -и ;
рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;
рассказ-а- в ;
красив-ый – красив- ее .
_____________________________________
1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.
2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.
красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;
расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем …
Постфикс является флексией, если он
имеет хотя бы одно реляционное значение,
входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].
Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.
В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:
ворон- ø – ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;
бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое … ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;
добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .
В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.
Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:
среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,
чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;
языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:
3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.
Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :
sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,
pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,
sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,
pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.
В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.
В латинском:
vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).
старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;
л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.
англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].
4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».
Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :
КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства
КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’
КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’
КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’
КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].
5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].
Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :
пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.
-е- и - s - внемецких сложных словах:
Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].
Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:
чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.
Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:
чит-а- j -у, бол-е- j -эт … [Реформатский, с. 267].
В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .
6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:
под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .
Нем. :
lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;
find-en ‘найти’ – ge -fund- en ‘найденный’
nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].
Литература
Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.
Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.
Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.
Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.
ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.
Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.
Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.
Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.
Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.
ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.
ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.
Морфемика
Морфемикой называют один из многочисленных разделов науки языкознания, который изучает строение (состав) слова. Каждое слово (слова) состоит из частей (значимых) это: приставки, корни, суффиксы и окончания. Все они имеют одно общее название в русском языке - морфемы, образующие состав слов (слова).
Морфема является минимальной значимой частью слова. По этому определению важны и равнозначны обе части, как значимая, так и минимальная. Морфемой также называется самая меньшая единица языка, имеющая значение. Она не может члениться еще на более маленькие значимые части.
О чередовании согласных и гласных в морфемах.
В русском языке как звуковой, так и буквенный состав морфем не может быть неизменным. В них есть нефонетические, которые не вызваны фонетическими условиями (ударением в конце фонетических слов и звуков) чередования согласных и гласных. Они не считаются случайными, так как объясняются разными историческими процессами, которые происходили и происходят в языке с давних времен. Следует отметить, что в современном русском языке представлены такие чередования, которые есть в составе морфем. К ним относятся чередования гласных букв,
с О, например «бреду - бродить»;
О с А, например «смотреть - посматривать»;
Е с О, « выберу - выбор - выбрать - выбирать;
О с У и Ы, «сох - сухая - высыхать»;
Как чередуются согласные и их сочетания:
1). Парные мягкие чередуются с парными твердыми. Например: мольба - мольбе, трава - траве.
2). Заднеязычные чередуются с шипящими. Например:
Нога - ножка (г), рука - ручка (к), муха - мушка (х).
3) Зубные чередуются с шипящими. (з /ж, с / ш, ц / ч, ст / щ).
4). Губные чередуются с сочетание губных + л (б / бл, п / пл, в / вл, ф / фл, м / мл).
В правописании русского языка есть менее распространенные чередования такие, как, например (друзья - друг). Все вышеперечисленные чередования на письме отражаются при помощи разных букв. Что касается нефонетического чередования мягкого парного согласного с твёрдым, то оно обозначается не согласной буквой, а последующей за ним, гласной. В одной морфеме часто встречается ряд согласных чередований. Среди них - тройное чередование парного мягкого с парным твердым согласным следующего образования. Кроме таких, в морфемах чередуются гласные (в сочетании гласного и согласного).
О классификации морфем.
Есть морфемы некорневые и корневые. Так некорневые делятся на следующие словообразующие, которые называются аффиксами и формообразующие - флексиями.
Корень в принципе отличается от всех типов морфем, так как он является единственной обязательной частью слова. Слов без корней не бывает, но есть слова, не имеющие приставок, суффиксов и окончаний. Корень употребляется вне всякого сочетания с другими имеющимися корнями. Корень (корни) употребляемый в слове самостоятельно, а также который сочетается с флексиями, имеет свое название - свободный. Таких значительное большинство.
О словообразующих морфем. Это - приставки, суффиксы и постфиксы. Все они различаются в зависимости от их места по отношению к другим морфемам и корню.
Приставка является словообразующей морфемой, которая стоит перед приставкой (еще одной), например «неразборчивый» или корнем, например, «прехорошенький».
Суффикс является словообразующей морфемой, которая стоит перед флексией, после корня. Например, «писательница.
Постфикс является словообразовательной морфемой, которая стоит после формообразующего суффикса и окончания. Например (-либо, -то, -нибудь).
Что такое морфемика?
- Морфемика — раздел словообразования, изучающий морфемный состав слова. http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/srly_so/material/material6/
- Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания. Главная морфема в слове – это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить’. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься – однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т. д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос-; 2) нос, носовой, носик, носище, переносица – корень -нос-. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать) . Некоторые приставки, как и корни, могут выступать в разных вариантах, т. е. в них возможны чередования гласных и согласных: 1) во всех приставках на согласный возможен беглый гласный о в конце приставки: надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться; 2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный. В приставках на -з- представлено чередование з/c (беззаботный – беспокойный) , а в приставке раз- еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш) . Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать) . Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это -е- и -о-. В школе их обычно называют соединительными гласными. Примеры: новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Постфиксов в русском языке немного. Самый распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается) . Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа. Например, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.