Написание частиц не и ни. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

Частицы не и ни являются отрицательными, поэтому они служат для обозначения отрицания действия, признака, предмета и т. д.: Пусть прошлое уходит: не тужи (Сад.); На месте городов ни камней, ни развалин (Вол.).
Употребление частицы не

1. Частица не употребляется в качестве основного отрицания того, что обозначается словом, к которому она относится по смыслу: Это жизнь, не застывшая бронзой, черновик, не вошедший в тома (Анток.).
2. Частица не входит в состав устойчивых сочетаний вряд ли не, едва ли не, чуть ли не, вовсе не, а также в состав союзов не то...не то, не только—но, не то что не...а, не то чтобы не...а, пока не.
3. Частица не употребляется в восклицательных и вопросительных предложениях, начинающихся с местоимений, наречий, частиц (кто не, как не. где только не и т. д.): Как не любить родной Москвы! (Бар.)
4. В качестве повторяющейся в составном глагольном сказуем«ям частица не служит для передачи утвердительного смысла: Я не мог не признаться в душе, что моё поведение в симбирском трактире было глупо (П.).
5. В качестве словообразовательной частица не под ударением входит в состав неопределенных и отрицательных местоимений и наречий (некто, нечто, несколько, некого, нечего, негде, неоткуда, незачем)". Ждать писем было не от кого и неоткуда.


Употребление частицы ни

1. Частица ни служит для усиления отрицания:
Затем, что вся в снегу, зимой ни зеленеть, ни цвесть я не могу (Кр.).
2. Частица ни входит в состав устойчивых сочетаний ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни с места.
3. Для усиления утвердительного смысла частица ни употребляется в придаточном предложении в сочетании с местоимениями, наречиями (кто ни, что ни, какой ни, куда бы ни, где бы ни; сколько ни и т. д.):
Сколько бы нация за свою историю ни породила героев, сколько бы ни совершила подвигов, — это всегда считанные люди и считанные события (Панч.);
Как бы. то ни было, ребёнок родился слепым (Кор.).
В этом значении сочетания местоимений и наречий с частицей ни вошли в состав устойчивых оборотов (во что бы то ни стало, куда ни шло, откуда ни возьмись и т. п.).
4. В качестве словообразовательной безударная частица ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий (никто, ничто, никакой, ниоткуда, никуда, нигде, ничуть)". И та не нужна и эта ни к чему (Кар.).
311. Прочитайте. Установите значение частиц не и ни.
1. Как хорош этот лес поздней осенью! Нет ни ветра, ни тени, ни света, ни шума (Т.). 2. Даже в самую откровенную минуту с наиболее любимыми подругами я никогда ни единым словом не проговорилась о тяжёлом материальном положении моей семьи (Вод.). 3. Принимать совершенно незнакомых людей он не любил (Ф. С.). 4. А внутри домика какие перемены! Не видать ни Захара, ни Анисьи! (Гонч.) 5. Я не мог заснуть не потому, что не устал от охоты, и не потому, что испытанная мною тревога разогнала мой сон, а уж очень красивыми местами нам приходилось ехать (Т.). 6. Нет, не дряхлому востоку победить меня! (Л.) 7. О «Хирургии» до сих пор ни слуху ни духу (Ч.). 8. Не разлюбить, не оторвать от сердца, не отемнить вас, русские снега! (Тат.)
312. (Сочинение.) Напишите сочинение-миниатюру о взаимосвязи и различии поколений (например, «Отцы w. дети» наших дней) с использованием частиц не и ни для создания как отрицательных, так и утвердительных конструкций. Используйте риторические фигуры.


НАПИСАНИЕ не И ни С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

1. Частица не пишется слитно:
1) в тех случаях, когда без нее слово не употребляется (невежда, неприкаянный, негодовать, ненавидя, нельзя};
2) с существительными, прилагательными, наречиями на -о, если они посредством не образуют новое, противоположное по значению слово (антоним):
недруг (=враг), нетвёрдый (= мягкий), недалеко (asблизко);
3) под ударением в неопределенных и отрицательных местоимениях без предлогов (некто, некого, нечто, нечего, некий, некоторый; ср.: не у кого, не с чем, не для чего, не о ком), а также в отрицательных наречиях (некуда, неоткуда, незачем, негде);
4) в глаголах с приставкой недо- (недоглядеть, недодать, недоедать);
Примечание. От глаголов с приставкой недо-, которые обозначают несоответствие требуемой норме, следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей не, которые обозначают не доведенные до конца действия; ср.: она чегото недосказывала ("умалчивала") — она не досказала историю до конца ("не закончила рассказ").
5) с полными формами причастий, при которых нет зависимых (пояснительных) слов (непроверенная тетрадь, нечитающая аудитория, невидящий глаз, неотдохнувший путник).
2. Частица не пишется раздельно:
1) с глаголами и деепричастиями (не радуется, не пообедал; не выдумывая); исключения:
нейдёт, неймёт, неймётся;
2) с полными формами причастий, если они имеют зависимое от них (пояснительное) слово (не переставший с утра дождь; не бегающий трусцой спортсмен; не решённая учеником задача);
Примечание. Если причастие переходит в прилагательное, го частица не пишется с ним слитно независимо от наличия пояснительного слова (исключение — слова с ни) я при отсутствии условий раздельного написания частицы не с прилагательными. Ср.: не совершённое альпинистами восхождение (причастие с зависимым словом) — несовершенные по форме изделия (прилагательное с зависимым словом) — ничуть не совершенные по форме изделия (прилагательное со словом ничуть, включающим отрицание ни).
3) с краткими формами причастий (решение не определено, сено не скошено);
4) с существительными, прилагательными, наречиями на -о, если есть противопоставление с союзом а или же оно только подразумевается, выражается интонацией (он не друг, а враг; река не бурная, а спокойная; дача находится не далеко, а близко; пальто не дорогое — его можно купить; для меня это не новость);
Примечание. Такие противопоставления следует отличать от конструкций с мнимым противопоставлением, в которых сопоставляются не исключающие друг друга понятия (антонимичные), а совмещающиеся; ср.: дом не высокий, а низкий — дом невысокий, но красивый. При сопоставлении с союзом ко частица не с прилагательными пишется слитно.
5) с прилагательными и наречиями на -о при наличии пояснительных слов отнюдь, далеко, вовсе, а также всех слов, включающих частицу ни (далеко не спокойный, вовсе не дружелюбен, отнюдь не радостный; нисколько не страшный, ничуть не убогий, ничем не примечательный);
Примечание. При наличии пояснительных слов — обстоятельств меры и степени абсолютно, весьма, в высшей степени, вполне, крайне, отчасти, почти, совершенно, совсем, чрезвычайно — частица не с прилагательными и наречиями на -о пишется слитно (очень невыгодное дело, весьма непривлекательный поступок, абсолютно недопустимый вариант).
6) с числительными, усилительными наречиями, местоимениями, безлично-предикативными словами (не два, не семеро, не совсем, не он, не та, не надо, не жаль, не нужно).
3. Частица ни пишется слитно:
1) в безударной позиции в местоимениях без предлога (никто, ничто, ничей, никакой, никому; ср.: ни с кем, ни о чём, ни с чьим);
2) в наречиях (нигде, никак, никогда, ниоткуда, никуда).
В5| 4. Во всех остальных случаях, с любыми другими частями речи частица ни пишется раздельно со словами, перед которыми она употребляется (ни разу, ни минуты, ни ответа ни привета, ни один человек не пришёл, ни я).
Примечания. 1. Следует различать выражения никто иной не и не кто иной(другой), как(а); ничто иное не и не что иное (другое), как (а). Выражения никто иной не, ничто иное не предполагают наличие частиц и создают отрицание. Выражения не кто иной как, не что иное как предполагают наличие союза как. Например: А что. если ся человеческая жизнь есть не что иное, как цепь превращений? (Кат.); И вдруг я понял, что ведь это в лесу не кто другой, как глухарь, запел (Пришв.).
2. Выражения ни один ("никто"), ни разу ("никогда") — отрицательные (Ни один приятель ни разу не был у него этой зимой). Выражения не один, не раз ("многие", "много* или "много раз", "неоднократно") — утвердительные (Не один мой дед отдал жизнь на войне; Не раз я заслушивался русской песней).
313. Перепишите, раскрывая скобки и распределяя данные слова по группам: 1) без не не употребляется; 2) в сочетании с не возникает иное, антонимичное значение.
(Не)настъе, (не)до1рота, (не)р,орослъ, ^ке ^грамотный, (не)поладки, (не)былпца, /"невидимый, (не)учтивость, (не ^хватка, (не)волъно, СнСУРядица, (не)беда, (не)жарко, (не ^желание, /"несчастный, (не)уро" жай, (не ^вовремя, (не ^приязнь.

314. Прочитайте. Установите, с какой частью речи употреблены частицы не и ни. Объясните их слитное или раздельное написание.
1. С тех пор я уже нигде не встречал моей незнакомки (Т.). 2. Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами (Цв.). 3. Что имя нежное моё, мой нежный, не упоминаете ни днём ни ночью... (Цв.) 4. Небывалая осень построила купол высокий (Ахм.). 5. И тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости (Пауст.). 6. Страдать за убеждения — не постыдно (Ф. С.). 7. Расселись, начали Кваотет; он всё-таки на лад нейдёт (Кр.). 8. Я не хочу любви твоей, я не могу её присвоить; я отвечать не в силах ей, моя душа твоей не стоит (Рыл.).
315. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни с существительными.
1. Пускай они возненавидят (не)иравяу пламенной душой (Рыл.). 2. Как будто копил предметы моей СнСлюбви (Ахм.). 3. Твой свод упал; кругом летают с криком сова и (не)т:оиыръ (Фет). 4. Война пожарами нас жгла, и f ненависть к врагам кипела (Тот.). 5. Слезами я письмо тебе напишу. И (не ^словами, а живою кровью (Тот.). 6. Она была далеко f не ^красавица (Л.). 7. Иль на палубе в f ненастье, в мех закутавшись пушистый, слушать, как стучит машина... (Ахм.) 8. В городе всё закрыто — праздник, «взятие Бастилии», но ("ни^танцев, С ни ^процессий (Бун.).
316. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание не и ни с прилагательными.
1. Солнце стало ("неярким (Грин). 2. Пригвождена к позорному столбу славянской совести старинной, с змеёю в сердце и с клеймом на лбу, я утверждаю что — СнСвинна (Цв.). 3. Потом он почувствовал вдруг С неизъяснимое облегчение, позволившее ему нанести противнику ряд сокрушительных ударов (И. и П.). 4. Ты жадно слушаешь и песни старины, и рыцарских времён волшебные преданья — насмешливых льстецов (^несбыточные сны (Л.). 5. Был он /"немолод, на все случаи жизни имелись у него свои, часто совсем (неожиданные поговорки (Сл.). 6. Мода вещь (неизбежная, но опасная! (Конч.) 7. То была защитного цвета армейская рубашка, (^непарадная — полевая (Кар.). 8. Молчание было тягостное и не)аро}5,олжктелъаое (Грин).
317. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с местоимениями,
1. И ("н-.^чему не мешает это ожидание (Т.). 2. Она не могла продолжать: (н..)чт"о необыкновенное про изошло в это самое мгновение (Т.). 3. Они всё глядели на него, но (н..)кто (н..)чето не говорил до тех пор, пока вышедший на дорогу высокий старик не обратился к нему (Л. Т.). 4. Я знаю твои морщины, как знаешь и ты — мои, которых — (н..)ты ли — автор? (Цв.) 5. ...Слушать, как стучит машина, и не думать (н..)(о)чеу1 (Ахм.). 6. Это только девочка из глины, (н-)(на)что ей жаловаться так (Ахм.). 7. «Господа! — сказал он, — это (н..)(на)что не похоже» (Л.).
318. (Сочинение.) Напишите сочинение-миниатюру (шутку, юмореску), используя данные устойчивые выражения.
На за что ни про что, ни с того ни с сего, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни другой, ни тот ни этот.
319. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с глаголами.
1. Рассыпа..щаяся корь бузины... (Н..)зве"ци! (Цв.) 2. Светало. Светало. Светало. Но всё ещё (н„)р&ссвело — чего-то сквозь сон (н..)хватало (Анток.). 3. Два часа ночи... (Н..)спЕ1Т..ся (Л.). 4. «За что они все меня /"н^навид.-т?» — думал я (Л.). 5. Признаюсь, сколько я (н: ^старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно (Л.). 6. Куда (н..)оглянусь, повсюду рожь густая (Майк.). 7. Как (н..)любить родной Москвы (Бар.). 8. Любовь никак (не)ущёт: на ум (Рыл.). 9. (Не)зд,оровлп"..ся, повышена температура (Бун.).
320. Прочитайте, раскрывая скобки. Установите, в каких случаях глагол содержит приставку недо-, выражающую неполноту действия.
1. Расплёскан мёд, и песни (не)(до)печы (Вол.). 2. Тогда проступил огневой транспарант по экрану, заглавье идущей зари, (не)(до)спавший Казбек (Анток.). 3. Утратила Лисица в делах здоровье и покой, в трудах куска (не)(до)ер,ала, ночей (не)(до)сыпала. (Кр.). 4. Возвратясь домой, я заметил, что мне чего-то (не)(до встаёт (Л.). 5. Фамильярности я (не) (до)аускал (Боб.). 6. Пекарский, продол жая (не)(до)умеватъ, постучал пальцами по столу (Ч.). 7. ...Полнота и глубина чувств и мыслей (не)(до)пуск&е7 бешеных порывов (Л.). 8. Родич Черныша столь же страстно любил малорусский народ, сколько (не)(до)любл"авел «казаков», то есть великороссов (Леек.). 9. Глаз кругом много! Один (не)(до)тляцел, и второй, а третий увидел (Прист.).
321. Перепишите, раскрывая скобки. Какие закономерности определяют правописание не с деепричастиями?

1. Он шёл (не ^торопясь и слегка наклонив свой тонкий стан (Т.). 2. Как скоро Волк у стада забуянит и обижать Овцу он станет, то Волка тут властна Овца, ^ке^разбираючи лица, схватить за шиворот и в суд тотчас представить (Кр.). 3. Мы (не)хотя усаживаемся за длинный, как нары, кухонный стол (Аст.). 4. (Не ^чувствуя ни рук, ни ног, я полз по снегу чуть живой (Сим.). 5. Старики бежали за ними, задыхаясь и (не)гор,уя (И. и П.). 6. Толпы (не)виця, глаз (не ^отрывая от черт знакомых, шёл я рядом с ней (Ю. В.). 7. Он оттого ушёл, (не ^умирая, что, может быть, и не было его как личности (Сев.). 8. «Я извиняюсь», — уже (не)тоц,уя заговорил Никанор Иванович (Булг.).
322. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частицы не с причастиями и словами на -мъш.
1. Но (не ^сдающийся глагол за голом забивает гол (Тот.). 2. Есть счастливцы и счастливицы, петь (не ^могущие (Цв.). 3. Пустынник был (не)говорлив;
Мишун с природы молчалив: так из избы (не ^вынесено copy (Кр.). 4. Пришлось идти в комод, доставать новую рубашку, ещё (не ^надёванную (Ф. С.). 5. Потом складывала всё на столик, где лежала уже гора Сме^распечатанных посылок (Конч.). 6. Где ещё эти ^непрекращающиеся взрывы (Прист.). 7. На аэродроме в Омске лежал ещё (не ^тронутый теплом снег (Кон.). 8. Возвращение на Остров Воды теперь мне казалось ни с чем (не ^сравнимым (не ^счастьем (См.). 9. Поэтому литовцы, османы и русские имели свои ^неповторимые судьбы (Л. Гум.). 10. Однако теории (не./удобоваримы, особенно новые (Л. Гум.).
323. (Сочинение.) Прочитайте, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание слов с не (частицей или приставкой). Напишите сочинение (описание или рассуждение) «Портрет русского помещика» (по произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого или других авторов — по выбору).
Ах, детушки, СкСпонравились бы и вам помещики того времени! Конечно, вы (не)стали бы, может быть, винить их за то, что они были совсем какими-то /"неотёсанными... А я просто (не)тиюглй смотреть на них без смеха. Но они поражали меня не только своей ^ке^уклюжестыо. Хотя я до своей свадьбы совсем (не)бывал& в обществе, но всё же поняла, что большая часть их были люди грубые, Сме^образованные, а шутки, остроты и намёки их были до ("невероятности (не) деликатны и даже грязны. (По Е. Н. Водовозовой.)
324. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание не и ни с, наречиями.
1. (Н... ^даром в юноше горит любовь к общественному благу! (Рыл.) 2. Сибирь царю покорена, и мы Сме^праздно в мире жили! (Рыл.) 3. А (н..)д&ром ли вы потратили ваши деньги? (Ф. С.) 4. Прозрачная ложится пелена на свежий дёрн и С незаметно тает (Ахм.). 5. ...Все свои выходки и дерзости начальству я старалась делать с весёлым видом, желая показать, что мне всё (н..)почём (Вод.). 6. ...Понимаешь, (н..)(в)уючъ одинокие слышать шаги (Tarn.). 7. А это для сердца (не)просто награда, — такая отрада, что большей (не)аадо! (Tarn.) 8. Сильный дождь лил (н..)д,олго (Л. Т.).
325. (Тренировочный диктант.) Прочитайте, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание частиц и их выбор. Напишите текст под диктовку.
Со..нце давно уже зашло, но свет (н..)убывал.
Серая, как заяц, туча, вставшая над полем, была без тени, и рож.. с..яла, словно изумрудный сел.-зень на брач.-ном пиру.
Тяж..лыми м..нотами посыпались капли. (Н..)густо, то и дело прерываясь, будто кто(то) их пересчит-.вал. Все монеты серебря-.ные, с добрую (полу ^полтину.
Падая на пухлую, ухоже-.ную землю, капли-монеты подн-.мали фонтан-.чики пыли. Пыль, ос..дая, торопливо укрывала влагу — четвёртая неделя без ДОЖ..ДЯ.
Малах косился на небо (ис)(под)лобъя. И тут над ним ахнуло, и такой посыпался дож..ь, что и самого поля..делалось Сн-.^видно. Впрочем, этакое бывало. Пролетит туча, (пол /деревни намочит, а на другой половине — сухо. Но что^бы} дож..ь пролился на одно только поле, обойдя другие? (По В. Бахревскому.)
326. (Предварительный диктант.) Повторите правописание частиц не я ни с различными частями речи. Напишите текст под диктовку.
Мы совсем не были подготовлены ни к самостоятельному мышлению, ни к критическому анализу.
Мысли наши были какие-то коротенькие и несложные, высказывались отрывочно и непоследовательно.
Наши чувства и выражения были не только стадными, но часто извращёнными, язык наш страдал однообразием и бедностью выражения, запас слов был крайне невелик. Но как бы то ни было, наша мысль зашевелилась впервые, нас охватил какой-то вихрь вопросов, глаза у всех блестели, щёки пылали, сердца трепетали. Мы сидели и рассуждали далеко за полночь, бросаясь к кроватям при каждом шуме из комнаты классной дамы.
— Он просто отчаянный какой-то! — было мнением большинства. Однако, несмотря на отзывы, не совсем благоприятные для Ушинского, мы сразу, инстинктивно, почуяли в его личности что-то сильное, крупное и оригинальное.
— Ах, если бы он подольше у нас остался! — восклицали воспитанницы, но тут же единогласно высказывали твёрдое убеждение, что ему у нас несдобровать. (По Е. Н. Водовозовой.)

327. Повторите правописание не и ни. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
1. Как (н: ^старался я отгонять от себя прочь воспоминания о С нСзнакомке... оно то и дело возвращалось и приставало ко мне. 2. «Что же ты, — прибавил я, (не)чаяиъо увидев на земле новенький четвертак, — (н..)вил8л, что ли, его»? 3. ...Если когда я и заезжал к себе в деревню, то (н..)более как на (не)сколъко дней, так что мне (н..)раз"у (н..)пркшлось побывать в ^к-^Глинном, (н..) в Михайловском. 4. (Н: ^красавицу мою я (не}вяд,ел (н..)гае, (н..)тото мужчину. 5. Девица Бадаева пела (не)д,урао. 6. С f недоумением, слабо протянув одну руку, смотрела она на меня. 7. Притом же я действительно больше (н..)чего (н..)знал. 8. Я (н..)чего (н..)зц&ю, решительно <к../чего; я <не^знаю, (н..)кто вы, (н..)кто он. 9. Знаю я эту ^небрежность ^неизлечимого горя, знаю равнодушие безвозвратного (не)счастъя\ 10. На дворе (не)зашечалосъ (н..)чего /"необыкновенного. (По И. С. Тургеневу.)

328. (Контрольный диктант.) Повторите тему «Правописание частиц». Напишите текст под диктовку.
В бытность Гоголя студентом Нежинского лицея старшему Чернышу случилось ехать с ним вместе вёрст за пятьдесят или за сто от Нежина в деревню в гости к каким-то их общим знакомым. К кому именно — не знаю, но ехали они вдвоём.
На дворе стоял невыносимый июньский зной, и раскалённый малороссийский воздух был полон той тонкой чернозёмной пыли, которая умеет пронизать всё — обратить путников в арапов, слепить их волосы и запорошить им глаза, нос и уши. Вокруг широко расстилается неоглядная малороссийская степь, и, кажется, нет ей ни конца, ни предела. Во всём поле не встречается никакое живое существо; даже мелкие птички, и те, притомившись, пали к хлебным корням, и не видно их там, где они перемогают этот страшный зной огнепалящей печи. Только одни грязные оводы с огромными глазищами неотступно мычатся над несчастными взмыленными конями и ещё более увеличивают их мучительное терзание.
Гоголь всё мурлыкал песенки, вертелся, посвистывал на коней, сгонял прутиком оводов и в шутливом тоне заговаривал с ямщиком. Но ямщик на эту пору попался им самый несловоохотливый, и как Гоголь его ни заводил на разговоры, наконец должен был от бесед с ним отказаться. И вот тогда-то его перекинуло на спутника. Гоголь очень спокойно, но без пристрастия до того раззадорил Черныша, что тот, несмотря на усталость, начал и с своей стороны отвечать горячо и нетерпеливо. (По Н. С. Лескову.)

ТЕСТЫ

А. Чем частица отличается от других частей речи, в том числе служебных?
Б. Присущи ли частице синтаксические функции (роль члена предложения)?
В. Определите, одинаково ли значение, вносимое частицами: Разве это рыба? Я думал, змея. — Разве это рыба! Малёк какой-то...
Г. Какое из данных слов не употребляется с дефисом: то, нибудь, ка, поди, же1
Д. Укажите пример, в котором необходимо использовать ни:
Он н: был там;
Где он только н.. бывал!;
Где бы он н: был, я помню друга;
Неужели он там н.. был?
Е. Укажите пример, в котором необходимо использовать не:
Н.. раз ошибался;
Н.. разу н: единого н.. ошибся:
Н: сколько н.. обиделся;
Н: сколько обид рассорили друзей;
Н.. один лишь стебелёк трепещет в бурю;
Н.. луны, н: звёзд.
Ж. Почему на слова несгораемый, неиссякаемый, нескончаемый не распространяются правила правописания не с причастиями?


Правописание НЕ и НИ.

Правописание не и ни с разными частями речи.

Правило делится на две части:

слитное или раздельное написание НЕ со всеми частями речи;

различие НЕ и НИ

Правило.

Слитное и раздельное написание НЕ (картинку можно увеличить, нажав на нее)

Различай!

В зависимости от условий

Часть речи Слитно Раздельно
существительные, прилагательные = синоним без не-:

неискренность = лицемерие, непопулярный = малоизвестный

Противопоставление (союз а илиантоним ), нельзя подобрать синоним:

не осторожность, а трусость

не математик

наречия 1. Наречия на –О, -Е = синоним без не-:

нетрудно выполнить (=легко)

2. в отрицательных наречиях:

негде, некуда, неоткуда, незачем

3. Недаром = не напрасно

1. Наречия на –О, -Е, если есть союз а, антоним:

живет не близко, а далеко

2. Наречия не на –О, -Е:

не вовремя

3. Не даром = не бесплатно

местоимения Отрицательные и неопределенные

НЕ/НИ + кто, что, какой, каков, чей, сколько, который

1. Остальные:

не ваш, не я, не каждый

2. Отрицательные и неопределенные, если между ними есть предлог:

не с кем, не к чему

причастия Без зависимых слов:

ненаписанное письмо

В сочетании с наречиями меры и степени:

абсолютно невыполненное задание

С зависимыми словами:

не написанное им письмо

причастия и прилагательные с суффиксами Без зависимых слов в творительном падеже (кем? чем?):

нелюбимые блюда

С зависимыми словами в творительном падеже:

нелюбимые нами блюда

Несмотря на/ невзирая на = вопреки:

несмотря на болезнь, он пошел гулять

Буквально от глаголов «смотреть; взирать»:

шел, не смотря под ноги

Различие НЕ и НИ

В простом предложении

НЕ НИ
как отрицание как усиление отрицания, отрицание
1. При глаголе, причастии и деепричастии:

не хочу молока, не читающая книги нация

1. При остальных частях речи:

не хочу ни молока, ни чая

2. В предложениях, где нет сказуемого:

Ни с места!

3. В фразеологизмах:

ни два ни полтора

ни жив ни мертв

ни конца ни края

ни рыба ни мясо

ни с того ни с сего

ни то ни сё

как утверждение
2. В составном глагольном сказуемом при повторении НЕ… НЕ = утверждение:

не смогу не зайти

3. В вопросительных, восклицательных предложениях с обобщающим значением:

Кого я только не встретил!

В сложном предложении при словах где, куда, как, когда, что, кто, сколько НЕ/НИ:

Алгоритм разбора.

1. Определи часть речи.

2. Посмотри, нет ли в предложении слов, при которые НЕ всегда пишется раздельно.

3. Обрати внимание, нет ли приставки НЕДО- или сочетания НЕ ДО-.

4. По части речи вспомни правило.

Разбор задания.

В каком предложении НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО?

1) Ему не хватает опытности и (не)достает терпения.

2) Наша страна (не)зависима.

3) Его как-то сразу (не)взлюбили.

4) Мы остановились на отнюдь (не)пригодной для стройки площадке.

Вариант №1.

(Не)достает – глагол с НЕ(ДО)-. Убираем НЕ-: ему достает терпения . Так говорить нельзя, значит без НЕ не употребляется. Пиши слитно!

Вариант №2.

(НЕ)зависима – это краткое причастие с суффиксом –ИМ. В предложении нет зависимого слова в творительном падеже, значит НЕ пишем слитно.

Вариант №3.

(Не)взлюбили – без НЕ не употребляется. Пиши слитно.

Отличие не от ни - наиболее трудная для правописания тема и в VI классе, где она изучается впервые, и в старших классах, где повторяется не раз. Поэтому остановимся на ней подробно, используя все возможные сопоставления.

Учащиеся должны запомнить:

Не может стоять перед различными частями речи и передавать полное отрицание. Особенно четко выражено значение полного отрицания у частицы не при наличии противопоставления: Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (загадка).

Не во значению равняется нет: Я не был в театре. (Был?- Нет.) Здесь не место и не время вести эти разговоры. (Место?- Нет. Время?- Нет.)

Частицу не нельзя опустить, не разрушив смысла высказывания (в нем исчезает отрицательный смысл, т. е. высказывание приобретает противоположное значение): Не упреки, не наказание ждали его, а счастливые глаза матери.

Ни - частица усилительная, она употребляется в двух основных значениях: усиливает утверждение и усиливает отрицание.

Остановимся на первом значении ни.

Ни усиливает утверждение, т. е. имеет утвердительный смысл, употребляется в придаточных предложениях с уступительным оттенком. Сопоставим предложения: Уснуть доктор не мог и не старался. Уснуть доктор не мог, как ни старался (Пан.).

В первом предложении оба сказуемых отрицательные. (Мог?- Нет. Старался?- Нет.) Во втором предложении сказуемое главного предложения отрицательное (не мог), а в придаточном предложении уступительном ни усиливает утвердительное значение. Здесь ни по значению равняется да. (Уснуть мог?- Нет. Старался?- Да.)

В этом случае ни можно выпустить из предложения, не нарушив смысла, так как ни само по себе не отрицает, а только усиливает отрицание (Уснуть доктор не мог, хотя старался).

Здесь полезно сопоставить предложения с не и ни: Кто не отвечал сегодня, ответит завтра и кто ни отвечал сегодня, ответил хорошо. Из первого предложения частицу не выпустить нельзя, так как получится бессмыслица, из второго предложения утвердительную частицу ни легко выпустить, не изменив при этом его смысла (Кто отвечал сегодня, ответил хорошо).

После анализа достаточного количества примеров можно провести такие тренировочные упражнения.

1. Переделать текст, чтобы вместо не было ни и наоборот; Чтобы он не делал ошибок, с ним много работали.- Чтобы он ни делал, все делал с большим старанием.

1) Кто ни слышал его, всех поражало его красноречие.

2) Кто ни приезжал в эти места, все мечтали приехать сюда снова.

3) Кто не приезжал в город, тот ничего не знал о событиях.

4) Кто не посетил выставку, может пожалеть об этом.

5) Чтобы он не говорил на эту тему, мы старались отвлечь его,

2. Дополнить предложения.

1) Куда не пойду… . Куда ни пойду… .

2) Что (бы) ни случилось… . Что (бы) не случилось,.. .

3) Где бы ни был… , Где бы не был… .

4) Кто с ним не работал… , Кто с ним ни работал… .

5) Кого не просил… . Кого ни просил… .

6) Когда он не обращался… . Когда он ни обращался… .

7) Кому ни… . Кому не… .

Где ни… . Где не… .

9) Кто ни… . Кто не… .

10) Кого не… .Кого ни… .

11) Куда не… . Куда ни… ,

12) Когда не… . Когда ни… .

3. Перестроить следующие предложения, вставив в них частицу ни: Много сплю, а все спать хочется.- Сколько ни сплю, а все спать хочется.

1) Вглядывался, но в тумане не мог разглядеть ничего.

2) Он торопился, но все равно опаздывал.

3) Что он задумает, ему все удается.

4) О чем ты попросишь, я все выполню.

Второе назначение ниусиливать отрицание, которое выражено частицей не, стоящей перед сказуемым. Отрицательное сказуемое может выражаться так же словом нег. На небе ни звездочки не видно.На небе нет ни звездочки; У меня не было ни минуты свободного времени.У меня нет ни минуты свободного времени.

Отрицательное сказуемое в таких предложениях может вообще отсутствовать, но его очень легко восстановить, и тогда ни усиливает подразумевающееся отрицание: На небе ни звездочки. У меня ни минуты свободного времени.

В этих предложениях ни можно заменить усилительной частицей даже или союзом и: На небе даже звездочки не видно; На небе и звездочки не видно. Если опустить ни, смысл предложения не изменится: На небе звездочки не видно; У меня минуты свободного времени не было.

Итак, ни — даже — и. Ни можно опустить.

Несколько упражнений на закрепление правописания частицы ни, усиливающей отрицание.

1. В приведенных предложениях там, где возможно:

1) опустить сказуемое.

2) заменить ни усилительной частицей даже.

3) союзом и.

4) выпустить ни из предложения.

1) Он от меня ни на шаг не отстает.

2) Вокруг не было ни души.

3) Его нельзя оставить ни на секунду.

4) Дождь не прекращался ни на час.

2. Вставить существительное с ни.

1) Кругом не было ….

2) Отступать нельзя … .

3) Во рту не было…..

4) В его рассказе правды нет … .

5) Свободного времени у меня нет ….

Часто встречаются предложения с повторяющейся частицей ни, которая употребляется в качестве соединительного союза при однородных членах и усиливает не только отрицание, но и перечисление. Здесь, так же как и в предыдущем случае, ни – даже — и и ни можно опустить. Чтобы учащиеся уяснили это, следует сопоставить предложения:

1) Ни под деревом, ни под кустом зверька не было. - Он оказался не под деревом, не под кустом, а на открытом месте.

2) Этой картины не было ни в музее, ни на выставке.- Эта картина была не в музее, не на выставке, а в запасном фонде.

При решении вопроса о написании не или ни мы приучаем школьников рассуждать. Возьмем в качестве примера предложение Как Алексей ни старался, не мог он разглядеть на их лицах ни радости, ни удивления. Учащиеся будут рассуждать так: «Алексей старался? - Да, старался (ни- да). Он мог разглядеть? - Нет, не мог (не-нет). Ни радости, ни удивления (даже радости, даже удивления; и радости, и удивления; радости и удивления). Можно опустить ни: Алексей старался, но не мог разглядеть на их лицах радости и удивления.

Для подобного разбора можно использовать следующие предложения.

1) Какая бы жара ни стояла, как бы ни трещали морозы, работа ни на минуту не прекращалась.

2) Казалось, уже никогда не будет на свете ни солнца, ни блеска, ни красок (Т.).

3) Куда ни посмотришь, нигде не увидишь ни кустика, ни деревца.

Мы часто сталкиваемся с проблемой слитного раздельного написания частиц «не » и «ни » с другими словами. Самым легким для понимания и запоминания правилом здесь является то, что:

1. Частица «не» пишется слитно со всеми словами, которые без «не» не употребляются (небылица, нелюдим, невежественный, нелепый, невзлюбить, недоумевать, нельзя, неужто). В других случаях написание «не » подчиняется следующим правилам.

2. С глаголами и деепричастиями частица «не» всегда пишется раздельно, кроме:

  • случаев, указанных в первом правиле;
  • приставок недо- в глаголах, имеющих значение «недостаточности действия»(недоедать, недопечь, недозреть).

Примечание. Не путать с глаголами с приставкой до- и частицей «не », обозначающими «незаконченность действия» (не дочитать книгу, не досмотреть фильм).

3. С именами существительными частица «не» пишется слитно:

  • если к слову с «не» можно подобрать синоним без этой частицы (неправда – ложь, недруг – враг). Примечание: не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок значения слова говорит о слитном написании.
  • при образовании слова, обозначающего лиц, со значением противопоставления (профессионалы – непрофессионалы, русский – нерусский);

раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом а (не друг, а враг, не счастье, а горе);
  • если слово с «не » обозначает не людей (слоны – не слоны, повесть – не повесть, холод – не холод).

Примечание. Исключения составляют слова-термины, которые пишутся слитно: металлы – неметаллы.

4. С именами прилагательными частица «не» пишется слитно:

  • если можно заменить прилагательное с «не » синонимом без этой частицы (неженатый – холостой, недружелюбный – враждебный, невысокий – низкий). Примечание: не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок значения слова говорит о слитном написании.

раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не горькие, а сладкие; не ласковый, а грубый);
  • если прилагательное относительное (ваза не хрустальная, цепочка не серебряная) или качественное, обозначающее цвет (море не синее, полотенце не желтое);
  • (совсем не близкий путь, далеко не бесполезный совет);
  • если частица «не » подчеркивается в вопросительном предложении (Не верное ли это утверждение? – Разве это утверждение неверное?);
  • если прилагательное пишется через дефис (не торгово-промышленные предприятия).

Примечание 1. Краткие прилагательные пишутся с «не », так же, как и полные, от которых они произведены (неизлечимая болезнь – болезнь неизлечима, человек не умный, а глупый – человек не умен, а глуп);

Примечание 2. Если краткое прилагательное не имеет полной формы, то оно всегда будет писаться раздельно с частицей «не » (он не рад встрече).

5. С наречиями частица «не» пишется слитно:

  • если наречие заканчивается на –о, и его можно заменить близким по значению словом (невесело – грустно, невысоко – низко);
  • если наречие образовано от местоимения (негде, неоткуда, некогда, некуда);

Раздельно:

  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не плохо, а хорошо, не слабо, а сильно);
  • при усилении отрицания с помощью пояснительных слов, таких как «далеко не», «вовсе не», «ничуть не» (совсем не трудно сделать, оказаться рядом далеко не случайно)
  • с наречиями в сравнительной степени (работать не хуже других, получать не больше остальных);
  • если наречие пишется через дефис (поступить не по-дружески, одеться не по-летнему).

Примечание 1. «Не» со следующими наречиями пишется раздельно: не сегодня, не совсем, не так, не иначе, не вполне, не здесь, не очень.

Примечание 2. «Не»

»пишется раздельно с наречными выражениями: не к добру, не по нутру, не в меру, не к спеху, не с руки, не по вкусу, не в пример.

6. С причастиями «не» пишется слитно:

  • если причастие полное и нет слов, от него зависимых (невысохшее белье, несданная книга, невымытый пол)

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, «не» с причастием пишется слитно: (крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример)

раздельно:

  • если причастие полное и имеет зависимые слова (Данные произведения остались не опубликованными при жизни писателя);
  • с краткими причастиями (долг не уплачен, костер не зажжен);
  • когда есть или должно быть по смыслу противопоставление с союзом «а» (не напечатанный, а рукописный текст, не выдуманная, а реальная история).

7. Частицы «не» и «ни» с отрицательными местоимениями пишутся слитно (некого спросить, нечему удивляться, никто не забыт) со всеми остальными раздельно (не мне, не каждый, ни я, ни ты).

8. Слитно частица «ни» также пишется с некоторыми наречиями (нимало, никак, нигде, нипочем).

Со всеми остальными частями речи частица «ни» пишется раздельно.

В известном шлягере поется: "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне не пророчил…" Или все-таки "ни пророчил"? Что перед нами - утверждение или отрицание? По сравнению с отрицательной частицей не частица ни употребляется гораздо реже, но именно с различением этих частиц связано немало трудностей в русском письме.

К "прозрачным" случаям употребления ни относятся:

    ни в устойчивых выражениях
    - Ни дать ни взять; ни свет ни заря; ни днем ни ночью; ни стать ни сесть; ни жив ни мертв; ни рыба ни мясо; ни то ни се (запятой не разделяются! ).
    - Ни один - т.е. никто (не один - много ); ни разу - нисколько (не раз - много раз, несколько раз ).
    - Ни с места! Ни шагу назад!

    парное употребление ни : ни-ни (Ни хлеба, ни зрелищ народ не получил).
    В подобных предложениях отрицательную частицу ни можно заменить и или вовсе опустить - смысл высказывания сохранится. (И хлеба, и зрелищ народ не получил . Хлеба, зрелищ народ не получил .)

К трудным случаям употребления ни можно отнести следующие:

    ни для усиления отрицания
    В предложениях, где ни используется для усиления отрицания, обычно уже имеется отрицание (нет, не ): Нет ни копейки денег. Не дал мне ни рублика . Иногда отрицание только подразумевается: Ни копеечки в кармане. Ни копеечки не было в кармане .

    существует еще двойное отрицание с не (Не мог не заметить. Нельзя не сознаться). Это двойное отрицание придает предложению смысл утверждения, а не отрицания (Не мог не заметить - заметил. Нельзя не сознаться - надо сознаться ). Чтобы не сделать ошибок, подберите синонимические замены выражениям и словам, тогда многое прояснится; старайтесь не запоминать правила, а понимать их и заострите внимание на примерах, иллюстрирующих правила.

    употребление ни при местоимениях и наречиях
    Кто ни пройдет, след оставит (кто ни пройдет - всякий пройдет ).
    Где бы ни остановился, всюду узнают (где бы ни остановился - где угодно остановился ).
    Какой бы дорогой ни шел, везде тупик (какой бы дорогой ни шел - любой дорогой шел ).
    В таких предложениях местоимения и наречия с ни можно легко заменить синонимическими конструкциями. Ни употребляется с местоимениями и наречиями в тех случаях, когда нет восклицания и вопроса .

    в независимых восклицательных и вопросительных предложениях (при наличии или возможности подстановки усилительных частиц только, уж ) пишется не : Где он не бывал? Кто не любил его! Какие думы не передумал!

    в уступительных придаточных для усиления утвердительного смысла употребляется только ни : "Я отправлюсь за тобой, что бы путь мне ни пророчил..." ("отправлюсь", невзирая на то, что "пророчит путь"). То есть, что бы там ни пелось, писать-то нужно все-таки ни .