Написание не с существительными тест. Правописание не с существительными

Упражнение № 1.

Задание:

Выпишите существительные, которые без не не употребляются.

(Не)годование, (не)видимка, (не)внимательность, (не)вежа. (не)вежда, (не)грамотность, (не)доверие, (не)забудка.

_________________________________________________________________

Упражнение № 2.

Задание:

Подберите к данным словам синонимы с не , например, враг - недруг.

Ложь - _________________________

Беда - __________________________

Противник - _____________________________

Глупость - _______________________________

Рабство - ________________________________

Рассеянность - ___________________________

Возмущение - ____________________________

Слякоть - ________________________________

Сомнение - ______________________________

Болезнь - ________________________________

Подозрительность - _______________________

Упражнение № 3.

Задание:

Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?

    (Не)погода помешала уборке урожая, а ____________________________ .

    (Не)счастье помогло исследователю, а _____________________________ .

    (Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а ________________________.

    (Не)друг ты мне, а _____________________________ .

    (Не)воля ожидала его, а ______________________________.

Упражнение № 4.

Задание:

В каких предложениях неверное написание не с существительными? Исправьте ошибки, как учитель, только стержнем зелёного цвета.

    Все с не терпением ожидали решающей минуты.

    Случившееся показалось мне настоящим не счастьем.

    Он относится ко мне со скрытой не приязнью.

    В любом ожидании страшнее всего не известность.

    Трудно преодолеть не ловкость, когда оказываешься среди не знакомых людей.

Тест

по теме "Не" с существительными".

I. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется слитно:

    если существительное с НЕ - может быть заменено синонимом без не ;

    если в предложении есть противопоставление с союзом а;

    если существительное не употребляется без НЕ -.

II. Выберите слова, которые без "НЕ - " не употребляются:

    (не)годование;

    (не)внимательность;

    (не)вежа;

    (не)грамотность;

    (не)вольник;

    (не)забудка.

III. Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "НЕ - ":

    (не)доверие;

    (не)ряха;

    (не)правда;

    (не)видимка;

    (не)вежливость;

    (не)везенье.

IV. Выберите примеры раздельного написания "НЕ - " с существительными:

    а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

    а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

б) (Не)друг не посочувствует.

    а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

б) (Не)счастье спутало все наши планы.

V. Выберите из текста примеры неправильного написания "НЕ - " с существительными, указав их номера.

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

________________________________________________________________

VI. Определите способ написания слов, указав номер ответа:

    слитное написание – ____________________________________________

    раздельное написание с "НЕ - " – _________________________________

    Это горе - всё (не)горе,

Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.

    Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.

    Богатый бедному (не)брат.

    (Не)(в)диво в ноябре белые мухи.

    Потерявшийся ребёнок,

Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.

I вариант

в) Охота пуще (не) воли.

I вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется слитно.

А) (Не) погода меня задержала, а сердечные дела.

б) После (не) настья образовалась страшная грязь.

в) Охота пуще (не) воли.

г) Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся раздельно?

А) сказать (не) правду; (не) дотрога; это (не) ворон; (не) ожиданность.

б) (не) куст, а с листочками; (не) брежность; (не) урядица; большое (не) счастье.

в) ожидать с (не) терпением; (не) опытность, а искушённость; страшная (не) погода; (не) видаль.

г) (не) друг, а враг; (не) пастух; (не) приятель, а знакомый; это (не) зверь.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

А) неряха; негодник; неволя; несчастье.

б) неточность; недотёпа; недомогание; неискренность.

в) ненависть; невольник; небрежность; непоправимость.

г) негодование; невидимка; необходимость; невежда.

I вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется слитно.

А) (Не) погода меня задержала, а сердечные дела.

б) После (не) настья образовалась страшная грязь.

в) Охота пуще (не) воли.

г) Без топора (не) плотник, без иглы (не) портной.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся раздельно?

А) сказать (не) правду; (не) дотрога; это (не) ворон; (не) ожиданность.

б) (не) куст, а с листочками; (не) брежность; (не) урядица; большое (не) счастье.

в) ожидать с (не) терпением; (не) опытность, а искушённость; страшная (не) погода; (не) видаль.

г) (не) друг, а враг; (не) пастух; (не) приятель, а знакомый; это (не) зверь.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

А) неряха; негодник; неволя; несчастье.

б) неточность; недотёпа; недомогание; неискренность.

в) ненависть; невольник; небрежность; непоправимость.

г) негодование; невидимка; необходимость; невежда.

II вариант

а) (Не) другу никто не рад.

в) Пишут (не) пером, а умом.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

II вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно.

а) (Не) другу никто не рад.

б) (Не) счастье, а горе привело его сюда.

в) Пишут (не) пером, а умом.

г) (Не) везение преследовало их.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) серьёзность ошибки; (небрежность в одежде; (не)преклонность характера; чувствовать (не)приязнь.

б) (не)урожай пшеницы; (не) вежливость, а грубость; (не) самостоятельность; крупная (не) удача.

в) (не) ветер воет; сущая (не) правда; (не) видимка; (не) поправимость.

г) (не) образованность; (не) счастье; рассказывать (не) былицы; терпеть (не) взгоды.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

а) (не) насытность; (не) приятель; (не) домогание; (не) уклонность.

б) (не) подвижность; (не) устойка; (не) чаянность; (не) брежность.

в) (не) вольник; (не) лепость; (не) дочёт; (не) предвиденность.

г) (не) забудка; (не) ряха; (не) терпение; (не) разбериха.

II вариант

1. Укажите номера предложений, в которых НЕ с существительными пишется раздельно.

а) (Не) другу никто не рад.

б) (Не) счастье, а горе привело его сюда.

в) Пишут (не) пером, а умом.

г) (Не) везение преследовало их.

2. В какой строке все существительные с НЕ пишутся слитно?

А) (не) серьёзность ошибки; (небрежность в одежде; (не)преклонность характера; чувствовать (не)приязнь.

б) (не)урожай пшеницы; (не) вежливость, а грубость; (не) самостоятельность; крупная (не) удача.

в) (не) ветер воет; сущая (не) правда; (не) видимка; (не) поправимость.

г) (не) образованность; (не) счастье; рассказывать (не) былицы; терпеть (не) взгоды.

3. В какой строчке все слова не употребляются без НЕ?

а) (не) насытность; (не) приятель; (не) домогание; (не) уклонность.

б) (не) подвижность; (не) устойка; (не) чаянность; (не) брежность.

в) (не) вольник; (не) лепость; (не) дочёт; (не) предвиденность.

г) (не) забудка; (не) ряха; (не) терпение; (не) разбериха.

ТЕСТ

«НЕ с существительными»

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе

Правописание "НЕ" с именами существительными

Бабаева Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №559
Выборгского района Санкт-Петербурга

Тема урока: Правописание НЕ с именами существительными

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и формирования первоначальных предметных умений

Цели урока:

Познакомить учащихся с правилом правописания частицы НЕ с именами существительными

Формировать умения применять правило на практике

Задачи урока:

Обучающие: выработка навыка грамотного письма частицы НЕ с именами существительными; проверка знаний по пройденной теме; выявление пробелов в усвоении материала

Развивающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, развитие логического мышления учащихся (умение анализировать, обобщать), развитие правильности, точности, логичности речи

Воспитательные: воспитание корректного отношения к мнению одноклассников, воспитание познавательной активности учащихся

Формы работы : индивидуальная, коллективная

Оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, презентация

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, запись даты урока в тетрадь

II. Актуализация знаний (повторение правил правописания частицы Не с глаголом)

1.Запись словосочетаний, объяснение орфограмм (Слайд №1)

1. Счастье в воздухе (не)вьётся, а руками достаётся.

2.Лодырю всегда (не)здоровится.

2.Учащиеся определяют часть речи, объясняют написание слов, самостоятельно формулируют правила правописания частицы НЕ с глаголом (Слайд №2)

III. Постановка проблемного вопроса

1.Рассмотреть предложения, попытаться объяснить правописаниеслов (Слайд №3)

1. (Не)вежда также в ослепленье бранит науки и ученье.

2. (Не)приятель долго сопротивлялся.

3. (Не) печь кормит, а руки.

4. Он мне (не) приятель!

2.Учащиеся определяют, к какой части речи относятся данные слова, пробуют объяснить правописание слов

3.Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока и цели (Слайд №4, 5)

IV. Первичное восприятие и усвоение теоретического учебного материала

1.Учащиеся формулируют правило правописания частицы НЕ с именами существительными, опираясь на данные примеры (Слайд №6)

2.Чтение правила в учебнике, запись в справочник

3.Работа над алгоритмом (Слайд №7)

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

1.Коллективное устное выполнение упражнения из учебника (упр. 285)

2.Работа с раздаточным материалом: списать пословицы, обозначить орфограмму, объяснить смысл пословиц

1. (Не) место красит человека, а человек место.

2. Книга в счастье украшает, а в (не)счастье утешает.

3. Красное словцо (не) ложь.

4. (Не)правда по свету бежит, правда в сторонке лежит.

3.Работа с текстом (раздаточный материал)

Прочитайте текст. Определите стиль текста и тему. Выпишите слова с частицей НЕ, объясните правописание

Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (не)лепость и (не)уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (не)былиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (не)доверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (не)ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (не) ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.

VII. Обобщение усвоенного материала

1.Учащиеся формулируют выводы по уроку, определяют, достигнута ли цель

2.Самостоятельная работа на первичное усвоение материала (тест)

1). Выберите слова, которые без НЕ не употребляются

А) (не)годование

Б) (не)внимательность

В) (не)вежа

Г) (не)грамотность

Д) (не)вольник

Е) (не)забудка

2). Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без НЕ

А) (не)доверие

Б) (не)ряха

В) (не)правда

Г) (не)видимка

Д) (не)вежливость

Е) (не)везенье

3). Выберите примеры раздельного написания НЕ с существительными:

А) (Не)грамотность - признак некультурного человека.

Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.

В) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.

Г) (Не)друг не посочувствует.

Д) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.

Е) (Не)счастье спутало все наши планы.

VIII. Домашнее задание

1.§ 51, выучить правило, упр. 288

2.Дополнительное задание: исправьте ошибки в написании НЕ с существительными, вставьте пропущенные буквы

1. В решен__ задачи допущена не точность.

2. Во всех движениях была видна нерешительность, а робость.

3. Из-за не погоды альпинисты (не) могли начать восх_ждение на гору.