Не люблю неблагодарных людей. Люди, не испытывающие благодарности, ожидают помощи

Так часто бывает: вы делаете человеку одолжение, причем нередко себе в ущерб, а вам в ответ в лучшем случае достается сухое «Спасибо». Причем оно говорится с таким видом, будто и не нуждались в вашей заботе. Как реагировать на людскую неблагодарность?

Вы неделю висели на телефоне, обзвонили всех знакомых, чтобы найти безработной подруге подходящую работу. А она, просмотрев все вакансии, которые вам удалось накопать, в ответ только буркнула: «Нет, мне это совсем не подходит, и зарплата маленькая!» В этот момент самое меньшее, что вам хочется с ней сделать - это отшлепать. Еще бы! Вами потрачено столько усилий, а она, неблагодарная, даже не заинтересовалась!

Или другой пример: вы копили деньги несколько месяцев и подарили маме чудо-печку (пылесос, микроволновку). Мама же поставила ее на кухне, прикрыла сверху вышитой салфеткой, да и… забыла о ней. Обидно? Еще бы!

1. Мы это делаем для себя. Для начала давайте разберемся: а с чего вы в принципе решили, что ваши добрые дела должны вознаграждаться? Любой поступок, направленный на кого-то, нужен прежде всего нам самим. Например, подыскивая подруге работу, вам хотелось самой себе доказать свою значимость: в вас нуждаются, вам доверяют свою судьбу! Даря дорогой подарок, вы делаете приятное самой себе: надо же, какая я успешная, я могу заработать достаточно, чтобы преподносить такие презенты.

Совет: проанализируйте те одолжения, которые вы делали свои знакомым. Какую выгоду, психологическую, моральную, вы получили, помогая им?

2. Делать только то, в чем нуждаются. Вы действительно считаете, что ваше участие необходимо? Вас об этом попросили? Или вы сами сделали вывод из слов собеседника? Если так, то, вполне вероятно, вы неправильно их истолковали.

Совет: вам показалось, что ваш друг или родственник нуждается в вашем одолжении? Прежде чем приступать к действиям, переспросите его: «Я правильно поняла, ты не прочь, чтобы я тебе помогла?» Тогда вы будете уверены наверняка в необходимости своих действий.

Совет: если среди ваших знакомых есть некто, кто, жалуясь и стеная, взваливает на вас свои проблемы, а потом даже не удостаивает вас элементарного «Спасибо», подавляйте в себе тягу к благотворительности. И не только потому, что она не будет оценена. Делая одолжения таким людям, вы… только вредите им! Любые трудности, которые встречаются нам на пути, предназначены прежде всего для того, чтобы мы росли духовно, учились на своих ошибках и делали из них правильные выводы. Взваливая на себя чужие дела, вы не даете человеку шанса самосовершенствоваться.

« Меня учили, что надо быть доброй и помогать людям. Меня постоянно просят о помощи и я никому не отказываю. Но меня называют занудой. Я постоянно занята тем, что решаю чьи-то проблемы, выслушиваю чьи-то грустные истории, пускаю к себе «пожить на недельку», подвожу на машине друзей по их делам, нахожу нужные связи и т.п. Когда же я реально не могу помочь (потому что в этот момент решаю проблемы другого человека), меня вообще не понимают, не верят мне и обижаются. Но я же не могу разорваться! Я не живу своей жизнью, потому что все время занята. Иногда мне и поспать некогда. А что в ответ? Я уже устала, что я кому-то помогаю, а потом слышу, что этот человек, которому я в чем-то помогла, говорит обо мне гадости».

Почему люди такие неблагодарные?

Люди таковы, каковы они есть. Есть люди, которые ценят добро и платят за него тем же. К вам тянутся другие люди. Наше окружение отражает наше психическое состояние. Когда вы делаете добро бескорыстно, не ожидая благодарности, оно к вам обязательно возвращается. Если бы вы помогали бескорыстно, вы бы не задали ваш вопрос.

Вы спросите, в чем тут ваша корысть?

Для вас очень важно, что о вас подумают и скажут другие. Это для вас намного важнее, чем ваша личная жизнь, иначе вы не стали бы тратить ее на помощь другим в ущерб себе. То есть вы творите добро не даром, а ждете от людей благодарность за него.

Не надо думать, что благодарность ничего не стоит. Ведь когда вам говорит «спасибо» или более того, рассказывают другим, какая вы замечательная, вы испытываете огромное удовольствие.

Посмотрите, какие деньги платят люди, чтобы испытать удовольствие? Ездят в теплые края, ходят в кино и в рестораны, покупают машины, дома и яхты… практически люди работают для того, чтобы купить себе удовольствие. Вы также работаете на других, в надежде на то, что вам заплатят благодарностью, то есть ваша помощь не бескорыстна.

Но вас не благодарят, то есть за вашу помощь вам не платят! Почему?

Потому что такая помощь не имеет никакой ценности! Есть притча: ученики спросили Учителя «Вот человек просит у меня еды, должен ли я дать ему рыбу?», на что Учитель ответил: «Ты сделаешь больше для него, если дашь ему удочку».

Например, моему другу надо куда-то доехать и он привык звонить мне. Я всегда везу его туда, куда он просит. Но вот у меня сломалась машина, друг звонит мне, но я не могу ему помочь. То есть, я нарушил все его планы. А вот если бы в первый раз, когда он попросил меня подвезти его, я дал ему номер телефона такси, то он никогда не имел бы проблем попасть в нужное место.

Вы не помогаете людям, когда делаете что-то за них, вы им вредите. Когда перед человеком стоит какая-то задача, и он вынужден ее решать сам, он развивается. Когда все задачки за него решаете вы, он деградирует. Это так же, как если ребенка все время носить на руках, он никогда не научится ходить. Так за что же вас благодарить?

Так что же, получается, что помогать людям нельзя?

Помогать нужно! Но не делая за них то, с чем они могут и сами справиться, а подсказывая им, как это сделать. Если нужно, можно и показать разок-другой, но решать свои проблемы они должны сами. Когда человек, который оказался в сложной ситуации и обратился к вам за помощью, поймет, как решается его проблема, и сам (хоть и с вашей помощью) решит ее, вот тогда он искренне будет вам благодарен.

И, кстати, в следующий раз с подобной проблемой не обратится, то есть у вас уже появится время на личную жизнь.

Бывают и другие ситуации. Когда человек просит вас сделать что-то, вы объясняете ему, как он может сделать это сам, но он не хочет делать сам, он хочет, чтобы это за него сделали вы! Что делать в таких случаях?

Объясните человеку, сколько стоит ваше время. Например, вы на основной работе зарабатываете 24 тыс. руб. за 24 рабочих дня. Значит восемь часов вашей работы стоят 1000 рублей, а час стоит 125 рублей. Предложите ему свои расценки. Согласится - прекрасно, вы купите себе удовольствие в виде сладостей или чего-то другого. Не согласится, вы уже будете знать, что этот человек не ценит ваше время, а значит ему плевать и на вашу жизнь. То есть, сам он делать не хочет, а если вы ему поможете, то благодарности от него не дождетесь. Такому человеку стоит отказать.

Научитесь говорить нет халявщикам! И не забивайте себе голову, что они о вас скажут. Какая вам разница, что о вас говорят люди, которым до вас нет никакого дела? Как только вы освободите свою жизнь от общества таких людей, к вам начнут тянуться другие - те которые умеют платить. Неважно чем, деньгами или добрым отношением.

Помогать людям надо. Если ваш друг, или даже посторонний человек сломал ногу (то есть реально не может помочь себе сам), то ваш долг перед своей совестью - довезти его до больницы. Но если вы до конца жизни намерены возить его на каталке, наплевав на собственную жизнь - не ждите, что другим не захочется на нее плюнуть.


    Я тоже, наверное, излишне отзывчивый человек, и пытаюсь добрыми делами себе хорошее отношение заработать. И все-таки, немного обидно, когда твои знакомые, попадая в сложную ситуацию, получают от тебя необходимое,и ты стараешься помочь, ведь у них действительно проблема, а когда ты со «сломаной ногой», у них то дела, то свои заботы. Как быть? В трудную минуту отвернулись, даже словом не подбодрили.Как после таких ситуаций вообще людям навстречу идти?

    Да, так и получается. Тоже много раз убеждалась, что ждать благодарности бесполезно. Чем больше кому-то добра делаешь, тем меньше тебя уважают. Долго не могла понять, почему так. Только недавно закралось подозрение, что сама виновата, ведь люди сами могут справиться со своими проблемами. Я что, крайняя? Почему-то если начинаешь помогать, то начинают считать, что я должна. А если откажешь, подуются немножко и других дураков находят. Я остаюсь хорошая, а тот, кто взвалил на себя становится козлом отпущения. Жаль конечно, что так, но это так.

    Я волонтер уже лет 5-6 и я абсолютно с вами согласна!

    Спасибо за статью!

    Вообще-то это спорный вопрос. Помогать нужно однозначно, на то мы и люди. Только вот иногда и вправду сталкиваешьтся с такой ерундой, что помогаешь от всей души, а в ответ не то что неблагодарность, но какое-то отношение потребительское, типа ты доджен. Чувство после этого довольно неприятное, даже не возмущение, а какая-то досада, что ли… И хотя помогаешь не в надежде на благодарность, а пргосто из человеческих побуждений, но когда так отвечают, то кажется, лучше бы уж облаяли в ответ, честнее было бы. Но все равно помогаю. Зато так радостно, когда видишь, что человек с твоей помощью справился с чем-то и искренне этому рад. Ведь иногда помощь нужна только для того, чтобы человек увидел, что не все так плохо в этой жизни, и не чувствовал себя брошенным. Такие люди обычно дальше сами справляются. А вот тем, кто принимают помощь как должное, я больше не помогаю. Если они думают, что все кругом им должны, пусть сами хоть один раз почувствуют, что они не главные в этой жизни, и никто ничего им не должен.

    Пусть не совсем в тему, но почему-то подумалось, что дети не всегда благодарны по отношению к родителям. Всю его сознательную жизнь мама и папа из кожи вон лезли, чтобы чадо вырастить, воспитать, обеспечить, оградить от люьбых трудностей, сделать его счастливым, а оно вон как выходит…

    Я последние 3 года помогала своим близким и родным. В итоге через 3 года я поняла что я отказалась от всего для себя все деньги и время тратила на помощь. Мне хотелось сделать им приятное, чтобы они были счастливы. На личную жизнь не было времени. Люди которым я помогала относятся ко мне негативно. Я поняла свою ошибку только сейчас.

    Жанна, считайте, что получили платный урок. Остается осадочек, конечно, но ведь и школьникам не всегда приятно делать уроки. У меня же на это понимание ушли многие годы. Обид было! Причем, с обеих сторон… А теперь, когда каждый живет своей жизнью, не навязывая своей помощи с одной стороны, и не требуя ее с другой, то и отношения выправились. А вот друг у нас есть, так тому реально нравилось всем подряд помогать. Никакой личной жизни не было, но ему нравилось безумно возиться со всеми, решая чужие проблемы, несмотря даже на то, что на него постоянно обижались те, кому он что-то не успевал сделать, так как был занят помощью другим людям. Зато, когда у него родился долгожданный ребенок, он полностью переключился на семью. Друзья первое время звонили по привычке, но потом сами как-то рассосались. И он этого даже не заметил. В итоге, оказалось, что ему просто не хватало своего дитя, чтобы было о ком заботиться.

    Кто они – эти люди, которые стремятся творить добро? Почему у них возникает эта потребность? Почему те, в адрес которых проявляется доброта, отвечают неблагодарностью? Tj3eOI7yW
    С наступающими Велики Майскими праздниками!)

    Человек делает добро другому в ущерб себе, и его же называют корыстным! Хороша корысть! Сдается мне, эту, набившую оскомину, тошнотворную демагогию пропихивают обыкновенные ненавистники добрых людей, которые, по природе не способны на такие поступки, из-за своей злобы и жадности. С другой стороны допустим, повторяю допустим, что добро другим в ущерб себе действительно преследует главной целью получение удовольствия от совершенного доброго дела. Сразу встает вопрос, если это такая огромная корысть, почему так мало подобных корыстолюбивых людей? И почему, скажем так, «классические» корыстолюбцы, предпочитают действовать прямо противоположными методами, т.е. делая другим зло, себе в выгоду, при этом, параллельно, обвиняя добрых и честных людей в корыстолюбии? Им то что мешает ловить такой несусветный, как они пытаются представить, кайф, от совершения добрых поступков?

    Вообще представьте, каким прекрасным местом стал бы наш мир, если бы главным проявлением корыстолюбия стал альтруизм, а огромным (как сказано в статье) удовольствием для большинства людей, стали бы добрые поступки по отношению к другим людям…

    «Если бы вы помогали бескорыстно, вы бы не задали ваш вопрос.»

    «Если вы помогаете бескорыстно, а вам в ответ плюют в душу, вы обязательно зададите этот вопрос».

    Вполне с вами согласна. Помогая тому, кто действительно нуждается в этом, человек совершает добрый поступок, причем, совершенно бескорыстно! Только здесь речь идет не о добре и зле, а о помощи людям, которые вполне способны без нее обойтись. К сожалению, любители халявы не перевелись. Давая взятку чиновнику у которого доходы в месяц превышают годовую зарплату дающего он добрый поступок совершает? Однако, это также можно назвать материальной ПОМОЩЬЮ!!! (помочь ему яхту прикупить) Или тот же самый поступок (передача денег) человеку, у которого сгорел дом.
    А корысть… она часто подсознательно присутствует у людей, которые сами себе в этом не готовы признаться. Иначе не возникало бы обид, когда тебе отказывает в помощи человек, которому ты помог когда-то. Обида — это своеобразный датчик, ожидал ты благодарности, или нет…

    Ко мне обратилась за помощью моя двоюродная 80 летняя, одинокая тетушка, когда у неё появились серьёзные проблемы со здоровьем. Не могла есть, ослабла… Я забрала её к себе, начала возить по врачам, обнаружили опухоль, сказали нужно делать операцию, никакое лечение не поможет. Хотя неизвестно какой исход будет после операции, тем более в таком возрасте. В течение месяца она жила у меня, готовила ей диетическую пищу, оградила её от всякой работы. Подружкам она звонила и говорила: » я здесь как на курорте».(мы живём за городом).Потом вдруг решила уехать домой, в город, а после этого обвинила меня, что я ей ничем не помогла, возила по бестолковым врачам, которые хотели на ней нажиться, которые не умеют лечить, а только режут. Что у неё из-за меня стресс, жила себе и ничего не знала…
    У меня после её слов самый настоящий стресс, как бы самой не свалиться. Сделала вывод для себя: не хочешь нажить себе врагов — никому не помогай.

    чёрная полоса пошла айфон 5с разбился, на номере моём -450р ноутбук не работает ремонт 8.000р кредит взял 30.000р погасить другой, Стим не работает нужен унтификатор, а телефона нет вот рассылку сделал, если кто может чем помочь… а админы номер счета не пропускают… Типа я вру что ли?!

    хорошо написано, спасибо! сам тоже пришёл к такому же выводу

    Да эти халявщики просто о…ели)! Делать добро нужно Добрым и Светлым людям, + нужно покупать кушать бездомным собачкам. А эти черти, — которые вспоминают когда нужно отремонтировать машину (конечно бесплатно, на СТО же дорого), или оказавшись после пъянки в какойто — дыре без денег на дорогу обратно; — шлите таких «товарищей» подальше.
    Ни капли не жалею о людях с которыми прекратил общение в 2017 — ом), — они нули которые обречены на негатив, а я интересный, харизматичный, талантливый и скромный парень)
    Кароче, — не идите на жертвы, и не помогайте когда Вам это не удобно. Окружайте себя положительными людьми
    Всем Бобра

    Хорошая статья. Я для себя много открыла. Много лет мучаюсь вопросом, почему на мою помощь в ответ даже как дела? не всегда спросят, ни говоря уже о благодарности.

    Да действительно процентов 85 тут правды исхожу из своего опыта себя обделяиш и свою семью родных и близких а пышное рильце обычно ищет лоха

Неблагодарность как качество личности – склонность не проявлять в вербальной, невербальной либо мысленной форме удовольствие, сердечное благоволение за оказанное благодеяние и за уже имеющиеся жизненные блага.

Бизнесмен едет на важную встречу, опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: — Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда перечислю большие деньги в детдом, брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь! Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: — А, всё, не надо. Нашел!

Любителя аквариумных рыбок спросили: «Что Вы получаете от своего увлечения? Как можно общаться с рыбками? Ведь это бессловесные существа, не способные даже выразить Вам благодарность за уход за ними. Собака любит своего хозяина и выражает ему свою благодарность множеством доступных ей способов. Кошка трется об ноги и благодарно мурлычет… А рыбки? Вы же не получаете от них никакой благодарности!» Аквариумист на секунду задумался и сказал: «Когда я вижу, что рыбки и водные растения великолепно себя чувствуют в аквариуме, и поэтому интенсивно размножаются и вообще благоденствуют и процветают, то я понимаю, что тем самым они говорят мне «спасибо». В процветании и заключается их благодарность!»

Благое дело не требует благодарности. Мать испытывает безусловную любовь к младенцу. Заботясь о нём, ей даже в голову не придёт думать о благодарности. Улыбнулся, спит, доволен, не болеет, не кричит, что ещё нужно для счастья? У благодетеля отсутствуют права на получение благодарности. Если он страдает от неблагодарности других людей, это верный признак корысти, и его благое дело можно смело классифицировать как корыстное деяние в режиме «ты – мне, я – тебе». Не зря народная мудрость гласит: «От добра добро не ищут». Если делая так называемое благое дело, «благодел» ошибся в расчётах и не получил, как говорили в старину, «отдарок» — это его проблема. В эгоистичном мире, где то и дело сталкиваются интересы, обычное дело не суметь востребовать кредиторскую задолженность за оказанные «благодеяния».

«Благодетель-банкрот» возмущается, осуждает и обвиняет людскую неблагодарность. Его не устраивает понимание, что должник процветает благодаря его воспитанию, помощи или советам. Ему нужны ощутимые знаки благодарности. Карнеги пишет: «Вместо того чтобы переживать из-за неблагодарности, будьте к ней готовы. Единственный способ обрести счастье - это не ожидать благодарности, а совершать благодеяния ради радости, получаемой от этого. Если вы хотите найти счастье, перестаньте думать о благодарности и неблагодарности и предавайтесь внутренней радости, которую приносит сама самоотдача».

Лжеблагодетели обожают шумное проявление благодарности, так, чтобы об этом знала самая последняя ворона. Они должны насытиться тщеславием, представляясь в глазах окружающих добродием и благоделом. Но главный мотив их действий, зачастую, объясняется просто и банально – поставить другого человека в зависимость. Под покрывалом благодеяния корыстолюбие, подлость, коварство, лицемерие, словом, какая-либо группа пороков прячет своё намерение манипулировать человеком, вмешиваться в его личную жизнь, направлять, указывать и требовать исполнения своих желаний. Манипуляторы знают о всеобщем человеческом качестве – быть в меру последовательным, отвечать услугой на услугу. Человек попадает в психологическую ловушку – ему неприятно вмешательство в его жизнь, но и не хочется быть неблагодарным. Осознавая, что последует за его бунтом неповиновения, он, зачастую, идёт на компромисс. А последуют громогласные обвинения: «Неблагодарный сын! Мы тебя вырастили-выкормили, последние жилы тянули, а ты…», «Кем бы ты сейчас был? Я тебя нашёл на помойке. Отмыл, обогрел, поставил на шикарную должность, а ты…», «Я отдала тебе лучшие годы жизни, а ты…»

С благодетелем всё понятно, а как должен реагировать на благое дело облагодетельствованный? Быть неблагодарным небезопасно. Что должен знать каждый человек, встав на путь неблагодарности? Неблагодарность – один из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Если бы люди обладали знанием, какие тяжелые последствия следуют за их неблагодарностью, они б выстраивались в очередь, лишь бы в какой-то приемлемой форме отблагодарить благодетеля. Данте поместил неблагодарных друзей в самые жуткие условия Ада, в самый последний круг. Так Данте выказывает свое отношение к тем, кто забыл или преступил через чувство благодарности. В Риме вольноотпущенного раба наказывали повторным обращением в рабство за проявление неблагодарности к своему патрону – опекуну, за причинение смерти опекуну наказание было как за отцеубийство.

От неблагодарного человека в первую очередь отворачивается удача, теперь постоянная спутница его жизни – невезение. Мало того, в жизнь приходят несчастье и страдания. С завидным постоянством все обстоятельства жизни складываются против него, человек теряет то, за что проявил неблагодарность. В наказание за неблагодарность он может потерять память. Например, человек несчастлив в семье из-за неблагодарности к Богу, давшему эту семью.

Неблагодарный человек не знает, как правильно воспользоваться тем, что получил. Только благодарность даёт понимание и осознание масштаба и размера благого дела. Полученные на халяву блага, не ценятся. Неблагодарность, к примеру, получила прекрасную работу, но не понимает или не хочет понимать, какое доброе дело для неё сделано. Результат предугадать не сложно – вылетит с работы, как пробка из новогодней бутылки шампанского.

Неблагодарность – проявление гордыни, отсюда и строгость наказания. Внутренне оно считает: «Мне все должны…», воспринимая благодеяние как само собой разумеющееся, как выполнение человеком прямых обязанностей. Такая иждивенческая позиция распространяется не только на близких, но и на незнакомых людей. Воспринимая всё как должное, неблагодарность, будучи запредельно эгоистичной, сама не способна на благие дела. Мало того, она систематически производит уценку благодеяний. Благодарность требует душевных усилий и самоуважения. Неблагодарность не уверена в себе, она испытывает беспокойство от одной мысли о благодарности. Поэтому начинает заниматься самообманом, уговаривая себя: «Это ему ничего не стоило», «На её месте так поступила бы каждая», «Он сам получил это в подарок».

Неблагодарность не хочет быть в долгу, благие дела в отношении себя она, зачастую, воспринимает как собственную слабость и несостоятельность. Гете писал: «Когда мы встречаем обязанного нам человека, то сейчас же вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. А как часто мы сами встречаем людей, которых должны благодарить, и об этом нисколько не думаем. Неблагодарность – род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными».

Помимо обычной, существует ещё черная неблагодарность, проявляющаяся примерно так, как в этой притче: ««Странник нашел замерзающую змею и, пожалев ее, сунул себе за пазуху, чтобы обогреть. Змея отогрелась на груди путника и ужалила его». Помните, Иисус излечил от проказы десять человек, и только один пришел, чтобы поблагодарить его. Вот несколько примеров черной неблагодарности.

В 2007 году Опра Уинфри известная американская телеведущая на своем шоу подарила каждому зрителю в зале по автомобилю. Но вместо благодарностей, получила несколько судебных исков от «благодарных» людей за то, что им пришлось заплатить налоги за её подарок.

Один обруселый немец рассказывал: «Жалко мне стало худой и бледной детворы моего русского соседа. «Присылай, – говорю ему, – твоих ребят поутру, буду давать им две бутылки молока, пусть пьют на здоровье». И вот целое лето все шло хорошо. Но под осень, когда корова сократила удой, я решил давать по одной бутылке в день. Когда же корова перестала доиться вовсе, дети вернулись домой с пустой бутылкой. Сосед не поверил, что у меня нет больше молока и перестал со мной здороваться. Своим участием я повредил себе: не поил бы детей молоком, и ссоры не было бы. “За мой же грош да я же и нехорош».

Рассказывают про одного кучера, которого холостяк барин любил приглашать к пасхальному столу «разговляться». Однажды барину донесли, что кучер, привезший его от заутрени, не успев распрячь тройку, изрядно «хватанул» у дворовых на кухне. Барин возмутился и на этот раз не пригласил кучера. Говорят, что кучер так разобиделся, что «с пьяных глаз» поджег барский дом и был зол на всю дворню, вовремя загасившую огонь и спасшую барина. Вот вам и «пригрел змею за пазухой», или, как принято в таких случаях говорить: «За мое же добро да мне же переломили ребро».

Простой английский гомосексуалист дружил с простой английской лесбиянкой. И вот однажды лесбиянка захотела детей. Друг, в силу своей ориентации, не мог помочь ей в этом вопросе непосредственным образом, но зато поделился своей спермой. И девушка родила двух дочерей. И ей бы быть благодарной! Но она затаила неблагодарность. И спустя десять лет подала на донора в суд, истребовав с него, вы не поверите, алименты! И суд таки обязал несчастного гомосексуалиста платить алименты детям, к которым он, признаемся честно, никакого отношения кроме как генетического не имеет. И даже никогда их не видел.

Петр Ковалев

Самые большие страдания причиняют нам люди. Делаешь им добро. Обделяешь себя. Жертвуешь собственным комфортом. А они отвечают неблагодарностью. Да, так бывает. А с некоторыми людьми бывает ещё и так, что на их жизненном пути постоянно появляются такие – неблагодарные люди. Это действительно больно – каждый раз сталкиваться с неблагодарностью со стороны тех людей, для которых столько сделал.

«Полюби себя», «начни думать о себе» - говорят некоторые личностные тренеры и психологи. Не работает. Внутренняя потребность делать людям добро требует выхода. А затем следует болезненный удар. Неблагодарность.

Из этой статьи вы узнаете:

Кто они – эти люди, которые стремятся творить добро? Почему у них возникает эта потребность? Почему те, в адрес которых проявляется доброта, отвечают неблагодарностью?

Неблагодарность – кто от неё страдает?

Есть две категории людей, которые наиболее подвержены страданиям от неблагодарности. Это зрительники и анальники. Зрительникам природой задано быть жертвенными. В некоторых состояниях они могут быть сердобольными. От чувства жалости, сострадания могут сделать всё для человека – выручить в тяжелой ситуации, отдать последнее, поручиться за него.

Недобросовестные люди этим с удовольствием пользуются. Они просто эксплуатируют зрительную сердобольность, играя на их чувствительности к чужим страданиям.

Конечно, такой жизненный сценарий негативен. Хотя сострадание – это природное свойство зрительных людей , не всегда оно проявляется адекватно современному ландшафту. И жертвенность, при которой другие люди начинают ею пользоваться, как раз и есть пример неадекватного проявления зрительных свойств. Чтобы исправить жизненный сценарий с негативного на позитивный, необходимо осознать свои свойства и правильно их реализовать.

Обучению этим навыкам занимается системно-векторная психология Юрия Бурлана. Но есть и другая категория людей, страдающих от неблагодарности окружающих. И этой категории мы уделим особое внимание. Это люди с анальным вектором.

У этих людей особенная психика. Они испытывают психологический комфорт только в том случае, если всё, что они делают для других людей и другие люди делают для них, находится в равновесии. Если человек для них что-то сделал, они обязательно будут стремиться это компенсировать ответным действием. И наоборот. Если они сделали что-то для человека, они будут ждать ответного действия. Даже не осознавая этого. В качестве компенсации они ждут благодарности. Это для них действительно важно. Не получая этого, они испытывают внутренний дискомфорт – очень тяжелое психологическое состояние.

Казалось бы, что сложного? Просто отблагодарить человека. Но стоит понимать, что каждый человек, желающий творить добро, делает это через себя – с позиции своих систем ценностей.

А они у каждого свои. Так, для людей с анальным вектором ценностью является семья, опыт, знания, дружба. И всё, что они воспринимают как «добро», касается их систем ценностей и имеет большое значение для них. Для других людей это может не иметь совершенно никакой ценности. Так, человек с анальным вектором, высоко ценя знания, опыт, обучение, пытается другим людям это дать. В роли же других могут выступать те люди, которые совершенно не ценят это. И попытки передать знания, навыки, умения воспринимают как навязывание. Это им не нужно и не важно. Поэтому они и не чувствуют благодарности, соответственно – не могут её проявить.

В результате получается, что один человек воспринимает своё действие как добро для другого и бессознательно ждёт благодарности. Другой не ощущает никакой пользы от этого и ему даже в голову не приходит, что за это стоит поблагодарить первого. Первый не получает компенсации, второй получает то, что ему не надо. Никто в этой ситуации не выигрывает.

Но когда человек с анальным вектором нормально развит и реализован, он способен чувствовать, чего ждут от него другие люди, и, творя добро, он действительно творит добро – т.е. даёт людям то, что им действительно важно и нужно. Они, в свою очередь, испытывают чувство благодарности и отвечают ею.

Ситуация же, когда человек не чувствует потребностей других людей и неадекватно проявляет своё стремление сделать что-то хорошее для другого человека, возникает тогда, когда анальный вектор не особо реализован .

Тогда человек испытывает потребность в получении похвалы, благодарности от других людей. И, в стремлении насытить эту свою нехватку, он старается сделать что-то хорошее для других людей. Он не осознаёт истинных причин этих устремлений, воспринимая это как альтруистические проявления. Но истинные причины его поступков заключаются вовсе не в желании сделать приятное другим людям, а в желании получить от них похвалу и благодарность.

Это всегда негативно. Во-первых, потому что человек, находясь в таком состоянии, не ощущает, что важно и нужно другим людям, и то, что сам воспринимает как благодетель, другими так не воспринимается, поэтому он и не получает заслуженной (как он сам считает) благодарности.

Изменить направление своей судьбы можно. Можно научиться ощущать потребности людей, и в стремлении творить добро действительно делать то, что другими людьми будет восприниматься как добро. Можно научиться реализовывать свои свойства на отдачу, и тогда мы не будем ограничены внутренним объёмом, сможем получать столько наслаждения, сколько нам будет достаточно, чтобы почувствовать удовлетворение от жизни. Этому всему нас учит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Сегодня она доступна каждому.

Статья написана с использованием материалов

Лагодарность - это не моральный или духовный десерт, который мы можем оттолкнуть без каких-либо последствий. Благодарность - это насущное питание для обеспечения духовного и морального здоровья как в личном, так и в коллективном плане.

Благодарность - это не общая добродетель, витающая где-то на периферии личности человека. Благодарность - это центральная, основная, решающая добродетель. Успех, развитие и кульминация личностей и народов определяются суверенностью Бога, а их благодарность является решающим фактором в этом независимом Божьем решении.

Что было семенем распада, разложившего душу древнего мира и толкнувшего людей за пределы Божественного исцеления в область, где Бог предоставил их валяться в собственной грязи, где мужчины и женщины осквернялись неестественными страстями и извращениями, где в атмосфере их удушающего морального зловония полностью отсутствовало даже самое легкое дуновение чистого воздуха? Что было этим семенем? Неблагодарность!

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... то и предал их Бог...»
(Римлянам 1:21,24).

Что «ослепило» юношу, названного в Евангельской притче «блудным», в те отдалённые от нас времена? Что свергло его с места авторитета и достоинства и повело от богатства и комфорта отцовского дома прямо к свиному корыту?

Что это было, что погнало его от ласковых голосов отца и матери в грубую, холодную, голую почву далекой страны, где слышалось только хрюканье свиней и заунывный вой чужого ветра?

Что сорвало с его спины тканую одежду и с ног мягкую обувь свободы? Что стянуло с его пальцев драгоценный родовой перстень любви и предало его дрожащее тело произволу случайно найденного где-то тряпья?

Что это было, если не черствая неблагодарность? Он не прославил и не возблагодарил отца, а потребовал своего и ушел куда глаза глядят с гордо поднятой головою, не оглядываясь назад.

Неблагодарность - это основной грех мира. Это основной грех молодежи. Это основной грех людей среднего возраста. Старость же, за малыми и редкими прекрасными исключениями, находит мало причин для благодарности.

Как резко отличаются от этого состояния небесные воинства!

«И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев, и четырех животных и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила, и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь»
(Откровение 7:11-12).

Небо - это место хвалы и благодарения, а ад - место обвинения и неблагодарности.

Почти по-свински

Глубокое и искреннее чувство благодарности настолько же чуждо нам в нашей ежедневной рутине, как и свиньям, лениво роющим своим рылом корни в огороде. У нас почти такое же чувство признательности за хлеб на столе, как у них за яблоки, упавшие им под ноги в саду. Как вол в хлеву и осел у хозяйских яслей, мы принимаем всё без чувства удивления, признательности и благодарности, не задумываясь над причиной и источником всего и над тем, что Бог не только разбросал созвездия и галактики в бесконечном пространстве и знает поименно все звезды, но Он же дает вовремя пищу ворону и с милосердием замечает падение на землю каждого воробья.

Отличаясь от четвероногих и крылатых тварей тем, что обладаем самосознанием и сознанием Бога, мы смотрим без признательности на Его неограниченный разум и на наше происхождение от Его любви и воли, и на данный нам самый Его образ.

Благодарность, которую большинство мужей оказывает своей жене, выражается в подарке раз в год или по особым случаям. Когда-то их отношения окутывала, как утренняя дымка на горах, чудесная тайна взаимной любви. Её любовь к нему возбуждала в нем все самое хорошее, чистое и доброе. Всё прекрасное, что он видел и слышал, напоминало ему его любимую. Каждый вдох и выдох были благодарностью Богу за то, что Он создал и подарил её ему. В те юные и свежие дни он был таким неописуемо счастливым!

Теперь же, когда она стала его женой, её место оказалось где-то между электрической печкой и холодильником, радио, телевизором и другими предметами бытовых услуг.

И от многих жен их тяжело трудящийся, честный, верный, трезвый муж, приходящий под вечер с работы, получает столько же благодарности, сколько выгружающий уголь или дрова в её подвал грузчик. Нужен уголь и нужен муж, и у нее есть то и другое, ставшее рутиной, чем-то обыденным, за что не стоит как-то особо благодарить.

Таким следует посетить своих соседок с опухшими от слез глазами. Их мужья приходят домой пьяные и избивают их и детей. Таких женщин очень много, как и тех, чьи зятья приходят домой пьяные и грубые и бьют их дочерей, а они вынуждены молчать.

Неблагодарность детей

Дети тоже нередко непочтительны и неблагодарны по отношению к родителям. Родственная неблагодарность? Это еще одна тема в нашей общей драме.

Помню, как я однажды сидел поздно вечером погруженный в размышления. Моя рука потянулась к пожелтевшему конверту на столе, полному старых фотографий. Я начал рассматривать их и долго не мог выпустить из рук снимок моего отца. Мысленно я представил себе далекое прошлое в штате Теннесси, где делался этот снимок, и вспомнил случай, по которому он делался.

Глаза отца на фотографии были подёрнуты грустью и смотрели куда-то вдаль. Лицо простое и доброе, как бы смирившееся с любыми ветрами судьбы. Он был простой и неутонченный человек. Он верил в «Благого Учителя» и «Вечную Книгу». Он никогда не слыхал ничего о «диспенсациях» (периодах), но с благоговением посещал Божий дом и говорил в нем приглушенным голосом, так же, как и при посещении своего больного соседа.

Однажды, перейдя положенный человеку срок жизни, он пришел к своей сестре (матери уже давно не было в живых) и позволил ей уложить себя в постель. Она подложила две большие, старомодные подушки ему под голову и села возле кровати. Ночью его дыхание становилось все тяжелее. Она позвала меня. Он ни на что не жаловался и ничего не просил. Утром, когда солнце поднялось высоко над горами Теннесси, он посмотрел мне прямо в глаза, последний раз глубоко вздохнул и расстался со своим земным, бренным телом...

Я смотрел на фотографию. Она безмолвно звала меня к родственной благодарности, которой я в свое время не проявил к отцу. Я не был положительно неблагодарным и никогда не причинял ему неприятностей. Я просто принимал его как нечто обычное, должное. Он был моим отцом, а я был ему сыном. Чему же здесь радоваться? Зачем из этого что-то строить? Ведь это было естественно, не так ли? Не было ли это обычным, рядовым, как у всех, явлением?

О, этот странный, безмолвный зов отцовского взгляда на давно заброшенной фотографии! Он заставил меня задуматься и переоценить многое в моей жизни...

Однако есть и обратное. Многие дети, особенно в наши дни, жалуются на родителей, которые заботятся о них, питают и греют, обеспечивают электроникой, но дальше этого - ничего! На этом их забота кончается.

Стоило бы и родителям оценить Божий дар в детях и окружить их нежным теплом и любовью, дабы они стали их друзьями, а в старости помогли бы с достоинством завершить их жизнь. Дети ищут, кому бы довериться, но, не находя этого самого важного элемента дома, идут к друзьям, на улицу, что чревато иногда самыми ужасными последствиями.

Основная причина

Главная причина, почему мы такие холодные и неблагодарные, состоит в том, что нам не хватает разума и понимания. Мы знаем Писание, но мы его плохо понимаем. Мы многое понимаем в общих чертах, но мало что в частности.

Вот, например, горы и холмы под вечер охвачены пламенем царственно великолепного заката. Мы это видим, говорим о природе, но не так, как о ней говорил Давид. Когда он говорил о природе, поток хвалы Богу лился из его души. «Благослови, душа моя, Господа!» - этими словами он начинает 103-й псалом. Давид был умным. Он знал, что природа - дело рук Бога, бесценное произведение искусства Великого Художника. Он знал, что за каждым оттенком красок, за каждым пламенным закатом, тугим бутоном и распустившейся фиалкой кроется замысел и цель Бога. Ничто не «случилось по законам природы», всё было задумано и разработано Богом. Ручьи и источники вод были в долинах между холмов, потому что Бог поместил их там. Он поместил их для утоления жажды зверей полевых и диких ослов. Холмы не орошались «согласно законам природы», но из источников неба. Они текли из-под рук Творца. Травы, овощи и пряности не были плодом «природы», но «Ты (Бог) произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека». Так видел всё Давид. А мы?..

Солнце и Луна были созданы, чтобы служить человеку и зверю. Когда солнце светило, человек знал, что его день начинается и шел на свою работу, а когда оно закатывалось и наступала тьма, звери полевые могли выходить и заниматься своим делом, пока человек спал.

«Левиафан» - это крупное морское животное, разновидность кита - не «случайность природы». Он был создан, чтобы играть в глубоких водах морей и океанов (Псалом 103:28). Фарисеям и неулыбчивым богословам следует понять, что киты созданы Всемогущим Богом, чтобы играть и веселиться в воде. А одного Бог создал специально для того, чтобы он проглотил нерадивого проповедника, и этот «кит» был рад, когда он исполнил свое назначение.

Что такое природа? Она есть дело рук Божиих в каждом ее движении, а её жизнь есть Его дыхание.

Как может человек, живя в таком мире, не прославлять и не благодарить Бога уже за то только, что он дышит?

Давид был не только умным, но и посвященным Богу. Потому он и был умным. Глядя на природу, он говорил: «Буду петь Господу во всю жизнь мою, доколе есмь. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе» .

Если правильно понимать природу, она вызывает желание прославлять и благодарить Бога, петь Ему хвалу. Это на самом деле так!

Личность нашего Бога

Наш Господь был самой привлекательной Личностью на земле. Я имею в виду в данном случае Его воплощение, когда Он для нас стал Человеком, или Сыном Человеческим.

В возрасте лет тридцати Он привлек к Себе двенадцать зрелых и независимо мыслящих мужчин. Всех, кроме предателя, Он привязал к Себе узами любви сильнее стали. Все, кроме одного, в дальнейшем подтвердили свою верность Ему мученической смертью. Только Иоанн, по преданию, дожил до старости и естественной кончины.

Когда Иисус излагал Писание, сердца Его учеников горели. Когда Он возблагодарил Отца и преломил хлеб, Его слова, выражение лица и манера были настолько знакомы им, что они моментально узнали Его.

В Нем не было ничего искусственного, натянутого и «выжатого». Он был теплым и приветливым, человечным и естественным настолько, что матери доверчиво приносили к Нему своих детей.

Что же, говоря по-человечески, делало Его такой сияющей, притягательной и вдохновляющей Личностью? Не что иное, как только Его отношение к Отцу, отношение, которое приправляло каждое Его дыхание благодарностью и хвалой.

Одежда лилии не была соткана «природой»; одежда лилии была «соткана» рукою Отца. Его ласковый взгляд был на каждом выпавшем из гнезда воробушке. Все волосы на каждой голове были у Него «сосчитаны» со всей Его Отцовской, Божественной заботой.

В жизни нашего Господа Иисуса все: от облаков в славе до падающей птички, до сосчитаных волос, пяти хлебцев и двух рыбок - было нераздельно связано с Его Отцом. Ничто не существовало без заботы Небесного Отца.

Как низко, стыдно и грешно жить в этом мире, не воздавая хвалы и благодарности Богу за Его нежную заботу!

Известный американский писатель и юморист Марк Твэн сказал о человеке: «Это единственное существо, которое способно краснеть и имеющее для этого причину».

«Славьте Господа; призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его. Воспойте Ему и пойте Ему; поведайте о всех чудесах Его. Хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа"
(Псалом 104:1-3).