Недостаток внимания и любви: как психологические травмы детства влияют на будущее человека. Комментариев нет

Наше «я» формируется в детстве. Все мы являемся произведениями тех, кто находится рядом с нами в годы детства, тех, кто нас любит либо отказывает нам в любви. Для любого человека поддержка и любовь — величайший дар. Любовь проявляется сильнее всего тем, что мы освобождаем тех, кого любим, от ограничивающих рамок, от комплексов и вдохновляем их на создание достойной жизни.

В самом начале жизни каждый из нас подобен нераскрытому цветку. Только после того, как цветок получит тепло и любовь, он раскроется и станет видна вся его красота. Так же и ребенок нуждается в родительской заботе, внимании и одобрении для того, чтобы раскрыться. Если он не получит достаточно любви и одобрения, то его бутон так и не расцветет.

Есть такая боль, которая сидит глубоко в груди человека, и она не похожа ни на какую другую боль. Люди ложатся спать с этой болью и с нею же встают. Иногда боль такая сильная, что случается душевное расстройство и человеку необходима профессиональная помощь. Если ребенок лишен понимания, то к тому времени, как он вырастет и станет взрослым, его сердце переполнится обидами, и он будет поглощен только своими собственными несчастьями, он будет не в состоянии отойти от самого себя, чтобы любить кого-либо другого.

Я не общаюсь со своим отцом и не вижусь с ним годами, но знаю, что помирилась бы с ним мгновенно, если бы он имел смелость и извинился за все свои ошибки: за то, что никогда не говорил самых главных слов, за то, что повесил на меня бремя вины и комплексов, совершая поступки и говоря слова, убеждающие меня в том, что я ничего не стою. За то, что во взрослой жизни мне было сложно восстановить чувство собственного достоинства, за то, что я долго не умела любить. За то, что я совершала много фатальных ошибок, которые приводили к нервным срывам, а все потому что мне не хватало знаний как правильно поступать в той или иной ситуации, потому что мне не к кому было обратиться за советом…

И так, все мы были детьми, но не каждый вспоминает эту часть своей жизни с удовольствием.
Лично я думала и была уверенна, что у меня всё будет по-другому, что я всегда буду понимать своего ребенка и буду ему лучшим другом. Но однажды поняла, что наступаю на те же грабли и совершаю те же самые ошибки, что делали мои родители! Не желая этого, я подсознательно копирую модель поведения своих родителей. Вот уж где верна поговорка «мы рабы своих привычек».

Да, я лучше обеспечиваю своего ребенка, не употребляю алкоголь, не курю, не подвержена никаким пагубным страстям, но я совершаю такие же причиняющие боль, поступки! Я лишаю его самоуважения и уверенности в себе. В чем это выражается? Критика. Упреки. Неодобрение. Подавление своим авторитетом. Невнимание.

Например, сначала я думала, что будет лучше, если ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно и в одиночестве. Я хотела, чтобы он научился вниманию и не могла понять, почему для него школа не является чем — то важным. Потом я поняла свою ошибку. Я сама не уделяла внимание тому, что хотела в нем воспитать. Предоставив ему свободу, я показала этим, что не придаю большого значения урокам в школе. Он соответственно, стал уделять им внимания еще меньше.

Ребенок нуждается в поддержке, он еще не может представить себе важность успехов в школе. Ему необходимо сообщать свои мысли самым важным людям в его жизни. Это касается не только уроков, а вообще всего. Если родители не будут уделять ребенку достаточно внимания, то он будет искать поддержки в другом месте, и хорошо, если это будут благополучные сверстники.

Теперь, когда ребенок выполняет домашнее задание, я нахожусь рядом и при необходимости помогаю.

Никогда не применяйте критику, т. е. деструктивного критицизма по отношению к детям. Они очень чувствительны к любого рода критике, исходящей от родителей. Они могут не реагировать видимым образом, но внутри испытывают жуткую боль.

Каждый всплеск отрицательных эмоций наносит серьезный удар по психике ребенка. Стресс может накапливаться до бесконечности и обнаружить себя многочисленными комплексами и фобиями во взрослой жизни.

Не желая того мы сами можем разрушить личность ребенка. Когда мы подвергаем его осуждению, он чувствует себя недостойным и неуверенным в себе, он теряет самоуважение. В это же время он сам программируется на подобную модель поведения в будущем и обучается осуждению, обучается чувствовать себя виноватым, вместо того чтобы учиться любви, пониманию и формировать у себя сильный характер. Ребенок в большей степени подражатель, чем мыслитель.

Родители, стремящиеся избежать любого неудобства под лозунгом «воспитания», на самом деле воспитывают у ребенка привычку сосредотачиваться лишь на самом себе — привычку, которая не принесет ничего, кроме несчастья.

Если вы высмеиваете недостатки ребенка, стремясь таким образом заставить делать его то, что нужно вам, вспомните себя в детстве… Что вы чувствовали, когда родители критиковали вас? — правильно, вы чувствовали себя нелюбимым и непонятым, вам было обидно.

Обида на родителей засядет в голове и будет удерживаться там всю жизнь. Психологические травмы, нанесенные в детстве могут десятилетиями кровоточить. Взрослые люди имеющие неврозы, психические проблемы, эмоциональные расстройства и серьезные неудачи в личной жизни и в карьере, были детьми, которые получили мало любви, но много неодобрения.

Истинная родительская любовь требует забвения своих ожиданий. Дети не обязаны дотягивать до той планки, которую вы им выставили. Родители, стремящиеся содействовать успехам своих детей, часто не замечают, что за этим стоит неосуществленное желание их собственного успеха.

Когда вы пытаетесь заставить вашего ребенка быть кем — то кем он не хочет и не может быть, его сила воли, его собственный потенциал будут ослабевать. Ребенок не обязан оправдывать ничьи ожидания, он уникален, он индивидуальность.

Если требования чересчур жесткие, это приводит к тому, что ребенок начинает думать, что его ценность состоит лишь в уважении желаний родителей. Он чувствует, что как личность стоит очень мало, отсюда возникает комплекс неполноценности. Когда родители относятся к ребенку как к обременительному грузу и держат его в состоянии подчинения своей воли, — они на всю жизнь закладывают в него семена этого комплекса. Ребенок приходит к выводу, что сам по себе он ничего не представляет и мучается никчемностью, — мысль, которая может на всю жизнь подорвать веру в свои силы.

Когда поведение ребенка расходится с родительскими ожиданиями, вы не имеете права забирать свою любовь назад даже временно. Иначе вы собственными руками заложите в нем фундамент будущих проблем.
Любой негатив исходящий от человека во взрослой жизни — это стремление отделаться от чувства обиды, злости, которые порождаются в начале жизни. Поведение человека — это реакция на то, как обходились с ним в детстве. Недаром психотерапевты уделяют особое внимание воспоминаниям пациента о детстве. Потому что основные свойства личности формируются с первых лет жизни.

В процессе формирования личности у ребенка, часто подвергающегося критике и наказаниям, возникают неизбежные отклонения, которые приводят к неврозам и эмоциональным расстройствам. Это и неспособность устанавливать хорошие отношения с другими людьми, это страхи, дискомфорт от общения, это неуверенность в собственных силах и социофобия. Конечно, такие родители оправдают свою требовательность, гнев и проявление эмоций, желанием вырастить детей послушными. Но не собственный ли это внутренний дискомфорт? А у детей на всю жизнь останется душевная травма.

Одна из самых больших обид у человека, это та, что родители не говорили «я прошу прощения за боль, которую когда-то причинил тебе». Поэтому сейчас я принимаю полную ответственность за все свои слова и поступки, которые могут породить вину и комплексы у моего ребенка. Я не идеальна, да, но я не боюсь ему это показать, если чувствую, что не права. Я извинюсь, если не права, я могу разозлиться и наговорить со злости что-нибудь, но тут же беру свои слова обратно, говоря «прости меня». И знаете что? — ребенок меня не только любит и доверяет, но и видит во мне лучшего друга.

Не забывайте, пожалуйста, что наказание в состоянии раздражения — само по себе вещь очень опасная, а если вы еще и не извинитесь. Не забывайте, что дети мыслят иначе, чем взрослые. Они не умеют мыслить в категориях причины и следствия. Если ребенку не объяснить в чем опасность его поступка (например, перебежал через дорогу), то из всего скандала он удержит только одно: я — плохой.

Но дети всегда готовы прощать и забывать обиды. Если они видят, что у вас есть смелость признавать свои ошибки, этим вы покажете им пример. Самыми эффективными уроками будут те, которые родители дают собственным примером.

Ребенок должен быть уверен, что ничто не может повлиять на вашу любовь к нему, независимо от того что он делает. Если ребенок понимает, что его любят и неидеального, это повышает его собственную значимость, уверенность и самоуважение. И он сам будет стремиться к тому, чтобы больше не огорчать вас.

И так, первые годы жизни являются самыми важными в жизни человека. и многое в том, что называется выбором человека — будет определяться теми уроками, которые давали родители своим примером. Мы источник поведения наших детей. Судьба наших детей находится в наших руках.

Психологические травмы детства, такие как недостаток внимания, недостаток любви, уделяемых родителями ребенку, а также другие проблемы маленького ребенка в семье, - являются основными причинами и корнями будущих психологических проблем. Если в настоящем человек хочет понять причины, почему та или иная психологическая проблема существует в его жизни, ему придется обратиться к прошлому и вспомнить свое трудное детство.

Мало кто может утверждать, что его детство было безоблачным и полностью счастливым. Как правило, большинство из нас в маленьком возрасте сталкивались с недостатком внимания , уделяемых взрослыми, испытывали недостаток любви и неприятие самого факта своего существования. Все это неминуемо способствовало зарождению тех или иных психологических травм у детей, которые впоследствии вылились в конкретные психологические проблемы.

Человек, рождаясь, нуждается в главных вещах - безусловной любви к себе и безграничном внимании. Мало кто рождается в исключительно благополучных семьях. И мало чьи родители проявляют безусловную любовь к их чадам. Напротив, превалирующая часть семей (если судить по опыту России, то это порядка девяноста процентов от общего количества по данным неофициальной статистики) - неблагополучные . Проблемы маленького ребенка в таких семьях разнообразны: это могут быть неполные семьи, семьи с проблемами алкоголизма, деспотичного отношения к детям, различного рода конфликтами, а также столкнувшиеся с потерей кого-либо из родителей из-за трагических событий или пагубных пристрастий.

Взаимосвязь психологических проблем в настоящем с негативными событиями прошлого человека, скрытых, как правило, в детском периоде жизни, - огромна . Например, нелюбовь к себе, выразившаяся в появлении у человека комплекса неполноценности, неуверенности и мнительности; сложные взаимоотношения с родителями; проблемы с финансами; различные фобии , а также проблемы в других сферах жизни. Корни у таких проблем - психологические , то есть причинами их возникновения явились определенные ограничивающие убеждения человека (относительно себя, денег, своих возможностей), навязанных ложных верований, подавленных обид, горечи, невысказанных эмоций в результате событий, произошедших в прошлом.

Любые трагические события или пагубные привычки взрослых, по сути, также приводят к заброшенности детей, полное равнодушие взрослых к их судьбе ведет к аналогичным последствиям.

Дисгармония в отношениях с первыми самыми близкими людьми в жизни ребенка - родителями - будет выражаться в дисгармонии мироощущения его, уже взрослого человека. Может выражаться не только в его последующей нелюбви к самому себе, но и проявлении агрессии к миру, к окружающим людям. Также из семьи ребенок получает много ограничивающих убеждений о деньгах, любви, своих возможностях, мешающих ему в будущем.

Если у ребенка было трудное детство , то его подсознание сохранит все мысли, убеждения, выводы, установки, подавленные обиды и эмоциональные блоки, имевшие место в результате:

  • любого рода негативных событий, случившихся с ребенком,
  • все факты грубого к нему отношения взрослых,
  • все грубые и обидные слова, брошенные в его адрес,
  • подавленные эмоции, невыраженные слезы, обиды,
  • конкретные примеры недостатка внимания и недостатка любви, пережитые ребенком.

Любое событие, произошедшее в прошлом, сохраняется в подсознании человека. Накопленный таким образом ментальный материал будет храниться в подсознании и окажет огромное влияние на эмоциональный баланс, характер будущего взрослого человека, на оценочное восприятие реальности вокруг него. И проблемы маленького ребенка, пережитые в семье, именно таким образом сохраненные в подсознании в виде ментального материала, будут неотступно следовать за ним по жизни, служить основой его фильтров восприятия действительности.

Хорошей новостью является то, что этот ментальный материал, можно найти и обработать с помощью специальных инструментов, которые помогут прежде всего снять заряженность этого материала. Это нужно для того чтобы данный материал перестал иметь столь существенное влияние на характер, эмоции, мысли. Сам процесс снятия важности с ментального материала подсознания называется депрограммированием подсознания .

Конечно, это даст отличный результат, если человек не держится за пережитый им в детстве негатив, хочет полной и окончательной свободы от своих психологических травм детства, кто готов меняться и расстаться с глюками своего ума, порождаемыми всем негативом, глубоко спрятанными слезами и болью прошлого. Кто хочет перестать смотреть на мир глазами обиженного ребенка, жить прошлыми обидами. Кто хочет стать свободным человеком от всего ментального хлама и взглянуть на мир вокруг без фильтров и навязанных моделей.

Одной из техник, которая имеет в своем арсенале эффективные инструменты для работы с материалом подсознания, является психотехника турбо-суслик, которая может произвести депрограммирование подсознания. Данная психотехника предназначена для самостоятельной работы с "заряженностью" ваших мыслей, верований, всего опыта, выводов, эмоций, связанных с событиями трудного детства, всех фактов недостатка внимания и недостатка любви. Снятие заряда с эпизодов прошлого, сохраненных в подсознании, их ментальных оценок и эмоциональных блоков, позволит устранить автоматизм реагирования, убрать фильтры восприятия, мешающие оценивать реальность, как она есть, без надуманных смыслов, предубеждений и кажущихся взаимосвязей и закономерностей.

Именно работа со всем накопленным человеком за жизнь ментальным материалом подсознания позволяет справиться с психологическими травмами детства, сделать настоящий рывок на пути к свободе и новому, более открытому восприятию реальности. Устранение причин проблем, поможет свести на нет сами проблемы. Комплексы, неуверенность, проблемы с деньгами, а также многие другие проблемы - исчезают, как правило, когда удается обнаружить и грамотно проработать их психологические причины. И таким образом психологические травмы, полученные в детстве, перестают определять жизнь человека в настоящем. Конечно, такой рывок смогут сделать те, кто готов меняться, кто хочет свободы от своего прошлого. Если такой решимости нет, то пользоваться данной техникой нет смысла.

Если Вы готовы к упорной работе и хотите получить полную свободу от всего, что мешает ее познать, готовы расстаться со своим ментальным хламом, то вам осталось скачать книгу . И сразу же можно приступать к работе, не откладывая в долгий ящик.

Обида. Как простить обиду

Простить обиду и избавиться от обиды трудно для любого человека. Наличие сильной обиды в душе, особенно обиды детской мешает жить полноценно и свободно, любые прошлые обиды тянут человека в прошлое и заставляют смотреть на мир глазами беспомощного ребенка.

Как много на свете в целом благополучных людей, которым низкая самооценка мешает быть счастливыми, или более того, делает их несчастными. Ведь как стать счастливым, если испытываешь неуверенность в себе, чувство ревности, неоправданное чувство вины и тому подобные приятности. И если подумать, все эти чувства - прямое следствие низкой самооценки.

Вот я - одна из тех, кого природа наградила низкой самооценкой. Впрочем, природа здесь абсолютно не при чем, самооценка - это качество приобретенное, а не врожденное. Врожденным оно может считаться только в том смысле, что если у родителей была низкая самооценка, то есть вероятность, что и детям они привьют неверное видение себя. Но это все очень сложно и накручено.

На самом деле все просто - самооценка закладывается в детстве, чему способствуют высказывания и комментарии окружающих, мнение родителей и близких, похвала или ее отсутствие, реакция окружающих на наши детские промахи или, наоборот, победы. Я никогда не была "принцессой" для своих родителей. У меня хорошие родители, но самооценку они мне загубили, что, скрепя сердце, признает моя мама.

Итак, что же погубило мое уверенность в себе. Во-первых, меня постоянно сравнивали со сверстниками, "Маша - такая молодец, смотри как она хорошо учится". К слову я училась не хуже, но, очевидно это обстоятельство было совершенно нерелевантно. Кстати, во внешности я тоже не выдерживала сравнения со сверстницами, о чем мне говорили не думая о том, что девочка - это маленькая женщина. Кроме того, избыточная требовательность: что бы и как бы хорошо я ни делала, я всегда должна была сделать еще лучше. (По крайней мере, это объясняет мой нездоровый перфекционизм.) Меня никогда не хвалили, то есть вообще. И лет до 20 меня преследовала простая и ужасная, для неокрепшей личности, мысль - "Я недостаточно хороша."

Помню один случай из детства. Моя учительница музыки пригласила своих учеников к себе домой после концерта в консерватории, на котором выступал ее сын. Дома она организовала чаепитие. К слову, мне родителя всегда запрещали есть вне дома. То есть, в школе - только принесенное собой, в гостях - только с разрешения, а о кафе - вообще речи не было и быть не могло. Ну вот такой был пунктик насчет только домашнего питания. Так вот, как послушная девочка, лет 12 мне тогда было, в гостях у Эммы Борисовны я цедила чай, с сожалением поглядывая на пирожные и мандарины, тем более, что неподалеку сидела моя мама, и ослушаться было себе дороже. Но когда мы пришли домой, она набросилась на меня с упреками, что как же так - я такая дикая, все дети как дети, что учительница нас угощала, а я одна отказывалась. Одну фразу я запомнила навсегда "Ты выглядела убого". Это было так обидно и несправедливо, ведь я все делала, так как меня научили родители...

Говорят, и с этим я совершенно согласна, что в определенном возрасте, уже нельзя списывать свои проблемы на свои детские "обиды", винить близких в своих неудачах. Но в случае с самооценкой, к сожалению, от заложенного в детстве (и кем заложенного!), осознания себя уйти очень сложно. Это требует многих лет работы над собой, окружения искренне любящих и ценящих вас людей, как вариант - многократных сеансов с психоаналитиком - модный нынче тренд. К примеру, я объективно осознаю свою привлекательность (ну кроме тех 10, кг что непременно надо сбросить), но все равно мне требуется, чтобы время от времени мне говорили, что я хороша собой, в противном случае я начинаю мрачнеть, грустнеть и замыкаться в себе. Это, пожалуй, поверхностный пример.

А вот проблема из профессиональной сферы: несмотря на опыт, высокую квалификацию, отзывы восхищенных студентов, мне всегда было сложно назначить высокую ставку за свои услуги. Хотя передо мной был пример коллег обладающих, скажем так, аналогичными характеристиками, но с лучшей самооценкой, и у них назначение достойного вознаграждения за свои знания никогда не вызывало проблем.

Еще - чувство вины. Почему-то даже, сделав над собой усилие, и в коем-то веке сделав что-то для себя, или отстояв свою позицию в споре, и на все 100, а то и 200 процентов, осознавая свою правоту, я все равно испытываю чувство вины, которое проявляет себя как муторность на душе и тошнота в области сердца.

Первое правило психоанализа говорит о том, что проблему надо осознать, вербализировать и принять. Что это - первый шаг к исцелению. Но почему-то с самооценкой это не работает. Вернее, можно отдавать себе отчет, в чем заключается источник проблемы, но вот что делать с этим дальше - непонятно. Сколько бы ты не работал над собой, если рядом нет человека, а лучше людей, которые будут уважать, любить, а главное - ценить и поддерживать тебя, исцеление невозможно.

Почти все слышали фразу "все проблемы из детства", но мало кто понимает, почему это правда так. С позиции гипноза это очень легко объяснить и понять. В этой статье я расскажу, почему и как в детстве закладываются многие неконструктивные подсознательные шаблоны, и что с этим можно сделать.

Сознание и подсознание

Если упростить модель сознания до самого важного, у нас есть сознание – наше мышление, как мы его понимаем, – и подсознание. Подсознание – это неограниченное хранилище всей информации, полученной в течение жизни, а также убеждений, привычек и черт характера. Подсознание – это наше истинное "я". Между этими уровнями есть специальный фильтр – , которое защищает информацию в подсознании от нежелательных изменений и находит в окружении "факты", которые подтверждают ее истинность.

"Детский" гипноз

Критическое мышление – это механизм сравнения уже имеющейся информации с новой. И это значит, что критическое мышление сформировано и развито ровно настолько, насколько подсознание уже заполнено информацией, с которой можно что-либо сравнивать. Если в подсознании пока ничего нет, сравнивать новую информацию не с чем, и все моментально проходит в подсознание и закрепляется на уровне автоматических ассоциаций.

Именно это позволяет маленьким детям так быстро обучаться, и именно это делает их очень уязвимыми и подверженными негативному "программированию". У маленьких детей просто нет критического мышления, поэтому они верят в Деда Мороза, монстров под кроватью и прочее. Поскольку гипноз – это обход критического мышления, позволяющий отправлять идеи напрямую в подсознание, маленькие дети постоянно находятся в гипнозе. Они очень внушаемые и почти всегда что-либо им сказанное, особенно от авторитетных людей, мгновенно становится их реальностью и картиной мира.

Мозг ребенка постоянно впитывает все вокруг и строит ассоциативные связи. Если происходит что-то обидное, болезненное или пугающее, это также фиксируется и мгновенно занимает свое место в хранилище подсознания. Это редко сразу приводит к каким-то проблемам, но сформированная связь остается.

Как детские ассоциации становятся проблемой взрослого

Изначальная связь настолько слаба, что она никак не ощущается и ни к чему не приводит. Но если последующие события заставляют ребенка снова испытывать то чувство, которое он ощутил "тогда, в первый раз", связь укрепляется. Новые подобные события продолжают усиливать ассоциацию до момента, когда она превращается в проблему, когда появляется симптом – иррациональный страх, неуверенность или другие проблемы. Именно первое появление симптома большинство клиентов ошибочно считает причиной своей проблемы. Это не более, чем событие, которое "активировало" проблему, но оно не является причиной. Реальная причина – эта та первая ассоциация, которая сложилась намного раньше.

Ошибки начальных ассоциаций

Почему ассоциация привела к проблеме? Потому что она была ошибочна, не была связана с реальностью, была некорректна. События, которые для взрослого являются пустяками, для ребенка часто становятся вопросами жизни и смерти. Ломали ли вы когда-нибудь что-то, что принадлежало родителям? Что вы чувствовали, когда думали о том, как они будут ругаться? Что чувствуют дети, когда им не покупают мороженое или кто-то отбирает их игрушки в детском саду? Для них это события чрезвычайной важности.


У детей нет ни знаний, ни опыта, ни критического мышления, чтобы отделить важное от неважного. Если маленькая девочка сломала мамину помаду, и была наказана, могут возникнуть ассоциации, что "я плохая", "я недостойна любви", "мне нельзя ничего брать в руки" и т.д., сопровождаемые неприятным чувством.

И поскольку у ребенка нет критического мышления, эта ассоциация становится автоматической программой подсознания. Если другие ситуации, даже через много лет вызывают те же чувства, начальная ассоциация укрепляется все больше и больше. И если появилась проблема, эта ассоциация была "активирована".

Поэтому спустя много лет, уронив папку с бумагами, она может разрыдаться и впасть в истерику, вызвав чрезвычайное недоумение окружающих. Потому что в этот момент она реагирует не на папку с бумагами, а на сломанную мамину помаду. И реагирует автоматически, подсознанием, сама не понимая, как так вышло, и чувствуя стыд от всей ситуации. Критическое мышление, которого не было в детстве, на этом этапе прочно сформировано и защищает эту неконструктивную ассоциацию подсознания, как и любую другую. Поэтому усилия воли, переосмысление ситуации или консультации психологов не помогают.

"Режим редактирования"

Рефлексы, привычки и подсознательные ассоциации помогают сэкономить энергию и время. То, что опустилось на уровень подсознания, не нуждается в сознательном осмыслении, как вождение машины. Экономия сил и времени позволяет посвящать внимание чему-то другому. Поэтому такие автоматические ассоциации – это инструмент выживания. И в силу их важности, у человека нет возможности менять их по первому желанию, для этого нужны "админские права".

Несмотря на ограниченный доступ к своему собственному подсознанию, природа наделила каждого человека возможностью его редактировать. Состояние гипноза, которое является состоянием сознания самого человека – это тот самый "режим редактирования". Именно в нем, когда критическое мышление неактивно, можно переписать первую некорректную ассоциацию, исправив ее восприятие на новое. И когда это сделано, негативного ощущения и неправильных мыслей больше нет – и проблема исчезает. Все события многих лет, которые накладывались на первый эпизод и усиливали проблему до появления симптома, рушатся, как карточный домик. Человек обретает свободную жизнь, и это его собственная заслуга и его личное изменение.

Состояние гипноза дано каждому человеку, надо только уметь им пользоваться. И тогда каждый может сделать свою жизнь настолько свободной, комфортной и радостной, насколько хочет.

Используйте свое критическое мышление и любите свое подсознание.