Николай петрович шереметева мать а п шереметева. Шереметьев николай петрович

(1751-07-09 ) Дата смерти: Отец: Мать:

А. П. Шереметева

Награды и премии:

Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) - глава рода Шереметевых , сын графа Петра Борисовича ; покровитель искусств, меценат; музыкант. Обер-камергер , действительный тайный советник , сенатор , директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге.

Биография

Получил домашнее образование . В 1761 году был пожалован в камер-юнкеры и на следующий год в сопровождении В. Г. Вроблевского отправился в четырёхлетнее заграничное путешествие; посетил Голландию (слушал лекции в Лейденском университете), Англию, Францию (учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара) , Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 году.

С 1777 года состоял главным директором Московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте Сената, а в 1798 году участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и генерального прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

Выйдя в отставку в 1800 году, поселился в Москве в квартале вдоль Воздвиженки , купленном им у шурина А. К. Разумовского . 28 июня 1794 года был награждён орденом Св. Александра Невского . 1 февраля 1797 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного . В 1797 году Шереметев переехал в Санкт-Петербург - в Фонтанный дом . 6 ноября 1801 года он женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой , которой ещё в 1798 году дал вольную. 3 февраля 1803 года у них родился сын - Дмитрий , а Прасковья Ивановна спустя три недели, 23 февраля 1803 года, умерла.
После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также начал строительство в Москве Странноприимного дома , открытого уже по смерти его основателя, в 1810 году. Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве» , и, кроме того, пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.

Кроме того, на средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.

Похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре .

Театр Шереметева

Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной - в Кусково , где было организовано обучение крепостных актеров, число которых доходило до 95 человек. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1804 году крепостной театр графа Н. П. Шереметева прекратил своё существование.

Напишите отзыв о статье "Шереметев, Николай Петрович"

Примечания

Литература

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. Сост., вступ. ст. и коммент. Л. В. Маньковой. - М., Правда, 1990. - ISBN 5-253-00109-3
  • Douglas Smith The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia (New Haven, Yale University Press 2008).
  • Рогов А. Шереметев и Жемчугова. - Вагриус, 2007.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шереметев, Николай Петрович

– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.

9 июля 1751 года родился граф Николай Шереметев, меценат и основатель Странноприимного дома в Москве.

Личное дело

Николай Петрович Шереметев (1751 - 1809) был сыном генерал-аншефа, обер-камергера императорского двора и фельдмаршала Петра Шереметева . Получил домашнее образование. Сохранился любопытный «План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года», который предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Юный граф изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, учился танцам, музыке, выездке. Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства. Помимо изучения наук Николай серьезно занимался музыкой. Он играл на виолончели, скрипке, фортепьяно, читал партитуры, управлял оркестром. Для завершения образования, Николай Петрович совершил поездку за границу. Он слушал лекции в Лейденском университете, путешествовал по Англии, Германии, Швейцарии, брал уроки музыки, знакомился с театральной жизнью.

Так как по обычаю того времени Николай Шереметев с малых лет был записан в военную службу и числился в отпуске «до окончания наук», к моменту завершения обучения он уже получил достаточно высокий чин. Начав карьеру с чина камер-юнкера, в 1798 году он уже был обер-камергером. В 1777 году был назначен главным директором Московского дворянского банка. Также был членом различных департаментов Сената. В 1794 года стал кавалером ордена Александра Невского, а три года спустя - и ордена Андрея Первозванного.

В 1800 году Николай Шереметев вышел в отставку и, поселившись в Москве, посвятил свое время крепостному театру. 6 ноября 1801 года он женился на бывшей своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой-Ковалевой, получив на этот брак особое разрешение императора. 3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила сына Дмитрия и спустя три недели умерла. В память о жене Шереметев решил построить в Москве Странноприимный дом, чтобы «дать бесприютным ночлег, голодным обед и ста бедным невестам приданое».

Чем знаменит

Шереметев перестроил театр своего отца, занялся специальным воспитанием крепостных детей, «определенных к театру». В программу их обучения входили русская грамота, иностранные языки, музыка, пение, танец, дикция, светские манеры. После возвращения из-за границы Шереметев не только внимательно следил за всеми событиями московской театральной жизни, но и регулярно вывозил свою труппу на спектакли театра Медокса, а также пригласил ведущих артистов Петровского театра для преподавания крепостным артистам. Среди педагогов были Сила Сандунов и Петр Плавильщиков .

Из маленького домашнего театра своего отца Николай Шереметев сделал труппу, способную «давать оперы и аллегорические балеты». В России со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Воронцова, князя Николая Юсупова - директора Императорских театров в 1791 - 1799 годах. Но шереметевский театр стал самым популярным. Содержатели других театров даже жаловались городскому начальству, что Шереметев отбивает у них зрителей. Спектакли вначале давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной - в Кускове.

В начале 1790 года Шереметев решает перевести крепостной театр из Кускова в Останкино. В создании Останкинского дворца принимали участие итальянский архитектор Франческо Кампорези, создавший первоначальный проект; крепостной архитектор Алексей Федорович Миронов, архитектор Иван Егорович Старов; художник-декоратор и архитектор Винченцо Бренна, крепостной архитектор графа Шереметева Павел Иванович Аргунов. Зал с шестью рядами партера и тремя рядами амфитеатра вмещал 250 зрителей. Он был оборудован театральными машинами, обеспечивавшими быструю смену декораций, звуковые эффекты дождя, ветра и грома. Создателем театральной машинерии был крепостной столяр и механик Федор Пряхин.

О чем надо знать

Странноприимный дом был достроен и открыт 28 июня 1810 года. Согласно уставу, туда принимались «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные». Дом был рассчитан приблизительно на 100 человек (50 человек в богадельне и 50 человек в больнице). К 1838 году в Странноприимном доме («Шереметевской больнице», как дом называли москвичи) было 140 призреваемых, в «холерные годы» число больных резко увеличивалось, для них строили специальные деревянные корпуса. В 1876 году при Странноприимном доме было открыто отделение для приходящих больных. В годы русско-японской и первой мировой войн здесь находился лазарет. До революции Странноприимный дом содержался на доходы с имений графов Шереметевых. В 1919 там была создана скорая городская помощь. Дом, основанный Николаем Шереметевым, существует и сейчас (Болшая Сухаревская площадь, дом 3). В нем размещается НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

Прямая речь

« Обладая великим имением, не ослепляйся, повторяю тебе, богатством и великолепием, во избежание всяких излишеств и порочных удовольствий, но собираемыми с него многочисленными доходами управляй и распоряжай так, чтобы одна часть удовлетворяла твоим нуждам, а другая посвящаема была в жертву общей пользе, благу других, во благо и утешение себе. Есть довольно средств, довольно случаев к произведению полезных дел, избирай из них те, которые тебе будут по сердцу» , - «Завещательное письмо графа Николая Петровича Шереметева малолетнему сыну своему»

13 фактов о Николае Шереметеве

  • Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 года. Его младший сын звался Федором Кошкой, от него пошли многие известные боярские роды, в том числе и будущая царская династия Романовых. Правнук Федора — Андрей Константинович получил прозвище Шеремет. Скорее всего, это прозвище имеет тюркское происхождение и означает «имеющий легкий шаг». Поскольку в это роду были популярны «лошадиные» прозвища (Андрей Кобыла, Семен Жеребец), то, вероятно, и слово Шеремет было эпитетом лошади. Потомки Андрея Шеремета с конца XV века стали носить фамилию Шереметевых.
  • В XVII веке Шереметевы были одним из шестнадцати родов, представители которых возводились в бояре, минуя чин окольничего.
  • Фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1662 - 1719) за усмирение восстания в Астрахани был произведен в графы. Это о нем в пушкинской «Полтаве» говорится: «…Шереметев благородный». От него пошла графская ветвь рода Шереметевых.
  • На гербе графов Шереметевых был девиз Deus conservat omnia - «Бог сохраняет всё».
  • Николай Шереметев с 13 лет начал выступать в домашнем театре отца, а затем «на большом придворном театре». В 1765 году Николай исполнил партию бога Гименея в мифологическом балете «Ацис и Галатея».
  • Будучи в Париже, Николай Шереметев познакомился с Моцартом.
  • При открытии Останкинского театра 22 июля 1795 года была показана лирическая драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященная взятию русской армией Измаила в 1790 году. На премьеру были приглашены участники штурма.
  • В 1798 году Николай Шереметев участвовал в особой комиссии, которая устанавливала порядок принятия русских дворян в Мальтийский орден, гроссмейстером которого стал в том же году император Павел I.
  • Венчались Николай Шереметев и Прасковья Ковалева в московской церкви Симеона Столпника на Поварской, сохранившейся до наших дней.
  • Архитектор Винченцо Бренна спроектировал театральный зал Останкинского дворца так, что после спектакля он мог меньше чем за час трансформироваться в бальный зал.
  • В завещании граф Шереметев приказал похоронить себя «наихудшим образом» - в простом тесовом гробу, а деньги, предназначавшиеся для похорон, раздать бедным и монастырям. На Странноприимный дом граф выделил 500 тысяч рублей.
  • Также Николай Шереметев завещал на содержание Странноприимного дома село с деревнями в Тверской губернии. Из доходов с этого имения следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое выделялось ежегодно 23 февраля, в годовщину смерти жены графа.
  • Общая сумма, пожертвованная графом на Странноприимный дом, составила три миллиона рублей.

Материалы о Николае Шереметеве

Павел Сергеевич Шереметьев (19 мая 1871-20 ноября 1943, Москва) - историк, художник.

родился в семье графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны, урождённой Вяземской. Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В течение года отбывал обязательную воинскую повинность в лейб-гвардии Измайловском полку. Вышел в запас в чине прапорщика. В 1899-1911 годах - звенигородский уездный предводитель. В 1900 году получил чин камер-юнкера, в 1906 году - колежского советника, в 1910 году - камергера. Участник русско-японской войны (1905-1906 годы). Состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста от московского дворянства. При его участии во Владивостоке был организован военный госпиталь на 1000 мест, в станице Новокиевской оборудован санитарный склад. В 1906 году награждён медалью Красного Креста «За труды, понесённые во время военных действий на пользу больных и раненых воинов». С началом Первой мировой войны прапорщик запаса граф Шереметев был призван в ополчение, где так же занимался помощью раненым. В действующей армиии пробыл весь 1915 год.

Член Общества любителей древней письменности; Русского генеалогического общества, Историко-родословного общества, член-соревнователь Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, член Санкт-Петербургской и Ярославской учёных архивных комиссий, член Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. С 1903 года - член либерального кружка «Беседа», участником которого был В. И. Вернандский. Член кружка «Патриаршая беседа». Член комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года. Член комитета по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. С 1916 года - член Гос. Совета от дворянских обществ.

Талантливый художник. Ученик К. Я. Крыжицкого и А. А. Киселёва. В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда художников и председателем Комитета выставки иконописи и художественной старины.

После Октябрьской революции до 1927 года был заведующим Музеем-усадьбой Остафьево под Москвой, где работал над описанием коллекций живописи и скульптуры, осуществлял систематизацию коллекций оружия, гемм, литографий и книг. В июне 1928 года - уволен. С осени 1929 года, после ликвидации музейного статуса Остафьева, был выселен и жил с семьей в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, писал статьи, оставшиеся в рукописях.

Член Всероссийского союза писателей (1921). В 1911 году П. С. Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве».
Вместе с гравёром Николаем Пановым издавал историко-художественный сборник «Русские усадьбы», где Шереметев писал тексты.

С 1921 года женат на Прасковье Васильевне (урождённой княжне Оболенской;1883-1941), которая в 1922-1928 годах работала с мужем в музее Остафьево. В браке родился сын:
Василий (1922-1989) - художник.

Д. т. советник, обер-камергер и сенатор, род. 28 июня 1751 г.; умер 2 января 1809 г., в Москве. Рано записанный в военную службу, Николай Петрович в 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры к Высоч. двору, где бывал и раньше, как товарищ детства цесаревича Павла Петровича, а в следующем году отправился в заграничное путешествие. Четыре года провел он за границей, посетил Голландию, где, между прочим, слушал лекции в Лейденском университете, Англию, Францию, Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 г. Кроме того, Николай Петрович с 1777 г. состоял главным директором московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте сената, а в 1798 г. участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и ген. прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

С выходом в отставку в 1800 г. он поселился в Москве и здесь своими пышными и блестящими приемами и празднествами затмил даже отцовские пиры, удивлявшие Екатерининских современников.

Скромный и добрый по природе, гр. Ш. был благодетелем очень многих. Знавшие его современники, которые почти все отзываются о нем весьма сочувственно, указывают на целый ряд его благодеяний. Так, между прочим, из писем Боголюбова к кн. Куракину узнаем, что он на одни пенсии раздавал ежегодно до 260 т. p., и эта раздача продолжалась, согласно завещанию, и после его смерти до совершеннолетия сына. Но самым главным благодеянием гр. Николая Петровича, создавшим памятник всему его роду, нужно считать основанный им в Москве "Странноприимный дом". Схоронив в 1803 г. свою любимую супругу Прасковью Ивановну, урожденную Ковалевскую, известную своими благотворениями, он тотчас же и принялся за исполнение завещанной покойницей мысли о благотворении несчастных. В том же году был утвержден Имп. Александром I план и устав "Странноприимного дома", окончательно отстроенного и открытого уже по смерти его основателя, в 1810 г. По уставу "Дом" состоит из богадельни на 100 престарелых и увечных лиц обоего пола и бесплатной больницы на 50 чел.; сверх того, из него ежегодно положено выдавать: 6000 p. на приданое 25 беспомощным и осиротелым девицам, по особому завещанию покойной графини; 5000 р. на вспоможение бедным семействам; 4000 p. на поддержание бедных ремесленников; 5000 p. на вклады в обители и церкви, и 2000 р. на составление в сохранной казне предохранительного капитала в пользу "Странноприимного дома". Для обеспечения всех расходов по дому были пожертвованы Николаем Петровичем 500 тыс. р. и 8441 душа крестьян с оброком в 50 тыс. р. Общий расход его по этому учреждению достигал более 3 милл. р. Указом 25 апр. 1603 г. Имп. Александр I повелел вручить гр. Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: "в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве", что и было исполнено в следующем году, и, кроме того, пожаловал его орденом Владимира I ст.

1) Домаш. арх. П. И. Баранова, принадл. Н. Семенову (форм. спис. придв. вед.; Выс. ук. Сен. Арх, кн. 123, л. 353; кн. 138, л. 7; кн. 140, л. 450; кн. 157, л. 561; кн. 161, л. 294 и 368, кн. 176, л. 217; кн. 177, л. 458; кн. 178, л. 436; кн. 184, л. 2; кн. 209, л. 5 и 6; кн. 210, л. 180; кн. 230, л. 45; кн. 257, л. 147-182; кн. 278, л. 344-353; кн. 278, л. 350). 2) I Полное Собр. Законов, № 20727. 3) Росс. Род. кн. Долгорукова, т. III, стр. 501-503. 4) Дневник Храповицкого, изд. 1874 г., стр. 604. 5) Словарь достопамятных людей Д. Н. Бантыш-Каменского, изд. 1836 г. 6) Списки кавалеров, изд. 1814 г. - его же. 7) Письма Боголюбова к кн. Куракину (Рус. Арх. 1893 г., т. III, стр. 303-304), 8) Письма E. P. Дашковой к гр. Н. П. Шереметеву (Русс. Стар. 1873 г., стр. 1908). 9) Архив кн. Воронцова, кн. VIII, стр. 167). 10) Петербургский Журнал - П. И. Бертенева, изд. 1883 г, стр. 149-150. 11) Цесаревич Павел Петрович - Кобеко, СПб. 1883 г. 12) Замечательные богатства частных лиц в России - Карновича, СПб. 1874. 14) Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни - арх. Леонида (Чт. М. О. Ист. и Др. Р. 1872, № 2). 14) Историческая записка о Странноприимном доме - Тарасенкова, 1860 г. 15) Статистическо-Историческое обозрение Странноприимного дома в Москве - Сергеева, 1843 г.

  • - , военачальник, первый русский генерал-фельдмаршал, граф...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - канцлер, второй сын фельдмаршала графа П. А. Румянцева и его супруги, графини Екатерины Михайловны, урожденной княжны Голицыной...
  • - государ. канцлер...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в чине бригадира почетн. опекун Моск. оп. сов. 1803-4 г., потом д. ст. сов....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода в 1607 г., еще юношей, по поручению Петра Никитича Ш. с небольшим отрядом выступил против скопища сторонников Вора, но "едва утек в Псков здорово"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - любитель и знаток музыки. Еще в середине XVIII в. при графе Петре Борисовиче существовал хор певчих под управлением композитора Степана Дегтерева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - фельдмаршал, знаменитый сподвижник Петра Великого; род. в 1652 г. В 1669 г. был на службе у царя Алексея Михайловича комнатным стольником. В 1686 г. был послан для заключения вечного мира с окольничим Чаадаевым...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-фельдмаршал, тайный советник, род. 25 апреля 1652 г., скончался 17 февраля 1719 г. Борис Петрович был старшим из сыновей боярина Петра Васильевича Шереметева и до 18 лет жил при отце, преимущественно в Киеве,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гофмейстер Высочайшего Двора, попечитель Странноприимного Дома гр. Шереметевых в Москве, известный благотворитель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор, сын боярина графа Бориса Петровича Шереметева, фельдмаршала Петровских времен, от первого брака его с Евдокией Александровной Чириковой...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сенатор. Сын генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева и второй его супруги Анны Петровны Нарышкиной, граф Петр Борисович Шереметев родился 26 февраля 1713 года, в Прилуках...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - почетный член академии наук, член государственного совета, председатель археографической комиссии и общества любителей древней письменности и ревнителей русского исторического просвещения в память императора...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д. т. с., обер-камергер, устроил в Москве странноприимный дом, шеф пажеского корпуса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - граф, русский военачальник и дипломат, генерал-фельдмаршал. С 1671 служил при дворе. В 1681 тамбовский воевода, командовал войсками, действовавшими против крымских татар, с 1682 боярин...

    Большая Советская энциклопедия

  • - генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах...
  • - граф, обер-камергегер. Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино...

    Большой энциклопедический словарь

"Шереметев, граф Николай Петрович" в книгах

Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693–1766)

автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693–1766) Путь к высшему военному чину из действительного тайного советника в генерал-фельдмаршалы у Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, ни дня не служившего на ратном поприще, оказался таковым по воле судьбы и императрицы Екатерины

Граф Петр Петрович Ласси (1678–1751)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Петр Петрович Ласси (1678–1751) Ласси П.П. - один из тех, кто своей жизнью подтвердил старую истину: если ты служишь России верой и правдой, она для тебя - родная мать, неважно, из каких земель ты происходишь.Родился Петр Петрович в Ирландии, до поступления на русскую

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805) Блестящей, хотя и слишком малоизвестной страницей военной истории России считал историк А.А. Керсновский русско-шведскую войну 1788–1790 гг. Велась она в чрезвычайно трудной политической обстановке (борьба с Турцией, угроза войны со

Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719) Русская и шведская армии сошлись у Полтавы 27 июня 1709 г. Одетый в мундир гвардейского полковника Петр I крестообразно осенил полки обнаженной шпагой и произнес, обращаясь к Шереметеву:- Господин фельдмаршал! Поручаю вам армию мою и

Борис Петрович Шереметев

Из книги Соратники Петра автора Павленко Николай Иванович

Борис Петрович Шереметев

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев В истории государства Российского графский род Шереметевых, один из самых знатных и богатых, известен со времен весьма отдаленных. Правда, графский титул Шереметевы получили лишь в 1706 году. Им был

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья Ковалева-Жемчугова

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья

Граф фон дер Пален Алексей-Фридрих-Леонид Петрович

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Граф фон дер Пален Алексей-Фридрих-Леонид Петрович Генерал-лейтенантРодился 25 марта 1874 г. в родовом имении Каутсемюнде (Каи1зетипс1е) в Латвии. Вероисповедания лютеранского. Окончил Санкт-Петербургский университет и 8 сентября 1897 г. был зачислен юнкером рядового звания в

Шереметев Благородный. Борис Шереметев

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига первая автора Бердников Лев Иосифович

Шереметев Благородный. Борис Шереметев Один из самых ревностных сподвижников Петра Великого, Борис Петрович Шереметев (1652–1719), тот самый, по словам А. С. Пушкина, “Шереметев благородный”, получил за свои труды и ратные подвиги все мыслимые награды и почести – стал

БОРИС ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ (1652-1719) Граф (1706), генерал-фельдмаршал (1701).

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

БОРИС ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ (1652-1719) Граф (1706), генерал-фельдмаршал (1701). Род Шереметевых является одним из самых древних российских родов. Он ведет начало от Андрея Ивановича Кобылы, потомки которого дали России династию Романовых. Кроме Романовых Андрей Иванович стал

Борис Петрович Шереметев (1652 – 1719)

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Борис Петрович Шереметев (1652 – 1719) Борис Петрович Шереметев – потомок древнего боярского рода, дипломат, военный деятель.С 1665 г. он начал свою службу при дворе. В 1679 г. получил должность товарища (т. е. заместителя) воеводы Большого полка. В 1681 г. последовало новое

Борис Петрович Шереметев (1652–1719)

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Борис Петрович Шереметев (1652–1719) Среди сподвижников Петра Великого Борис Петрович Шереметев занимает особое место. Именно ему выпала честь одержать первую крупную победу при Эрестфере над непобедимыми до этого шведами. Действуя осторожно и осмотрительно, Шереметев

Шереметев Борис Петрович

Из книги Полководцы Петра I автора Копылов Н. А.

Шереметев Борис Петрович Сражения и победыВыдающийся русский полководец времени Северной войны, дипломат, первый русский генерал-фельдмаршал (1701). В 1706 г. также первым возведен в графское Российской империи достоинство.В народной памяти Шереметев остался одним из

ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА - ГРАФ НИКОЛАЙ ШЕРЕМЕТЕВ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА - ГРАФ НИКОЛАЙ ШЕРЕМЕТЕВ Графский род Шереметевых - один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие

Шереметев Борис Петрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

О графе Николае Петровиче Шереметеве (1751–1809) в среднекультурном обиходе полагается знать не так много: ну владел подмосковными "театральными" усадьбами Кусково и Останкино; ну женился на собственной крепостной актрисе Параше Ковалевой-Жемчуговой. Все? Маловато.


На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретт

а в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура