Определение термина «амбивалентность. Амбивалентность человеческих чувств — патология или зрелость

Амбивалентность или двойственность – термин, первоначально фигурировавший в медицинской психологии и психиатрии. Под ним подразумевается существование в один момент в сознании человека двух полярных идей, эмоций, желаний.

Понятие было введено в научную сферу в начале 1900-х годов психиатром из Франции Блейлером, который настаивал на том, что амбивалентность выступает ключевым симптомом шизофрении.

Позднее идея двойственности начала фигурировать в психоаналитических теориях и работах Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, в которых делался акцент не только на пациентов с невротической симптоматикой. Если с точки зрения медицины состояние, в рамках которого сосуществуют, не перемешиваясь, две мысли или два чувства, выступает как патология, то в контексте психологическом двойственность считается общим понятием и не претендует на звание отклонения.

Для полного понимания смысла термина рассматривать амбивалентность необходимо с двух точек зрения: психологической и психиатрической.

Несмотря на тот факт, что первоначально понятие использовалось исключительно в медицинской сфере, идея об амбивалентности получила широкое распространение в психоанализе, позднее становясь общепринятым термином.

В психологии это состояние не позиционируется как болезненное, а предписывается буквально каждому человеку. Разнится лишь степень проявления двойственности. Фрейд настаивал на том, что выраженная амбивалентность характерна для разного рода невротических состояний, а также может отмечаться в контексте Эдипова комплекса, присутствовать во время некоторых стадий развития личности, например, при оральной стадии.

Из-за чего психоаналитики уделяют значительное внимание данной черте? Все основывается непосредственно на представленной в психологическом учении модели строения психики (ид, эго, суперэго). Немаловажным основанием выступает и наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос) и инстинкта смерти (танатос). Подобные инстинкты, сосуществуя внутри каждой личности, уже являются наглядным примером амбивалентности. Благодаря чему невозможно настаивать на идеи, что двойственность – состояние приобретенное, вызванное какими-либо внутренними или внешними негативными факторами.

Однако амбивалентность считается такой особенностью, которая при создании «благоприятных условий» может заостряться и, как следствие, приводить к различным пограничным состояниям, неврозам.

Усиление особенности может происходить при:

В психоаналитическом формате также существует идея о том, что в определенный момент имеющиеся два противоположных чувства (мысли, идеи, желания) могут вступить в острый конфликт, в результате которого одно из состояний вытесняется в подсознание. Благодаря подобному не каждая личность может наглядно «страдать» от выраженной двойственности, присутствующей в сознании.

С точки зрения психиатрии

В медицинском аспекте неразумно рассматривать амбивалентность как отдельное патологическое состояние. Это негативное проявление фигурирует в психиатрии как важный симптом при ряде заболеваний. Потому именно болезни можно считать причинами, при которых развивается двойственность.

Несмотря на тот факт, что первоначально амбивалентность рассматривалась как один из ярких проявлений шизофрении, этот симптом характерен и для ряда других состояний. О данной отрицательной особенности принято говорить при:

  • психозах разного происхождения;
  • депрессиях;
  • навязчивых состояниях, например, в рамках невроза навязчивых движений, обсессивно-компульсивном расстройстве;
  • фобиях, пищевых расстройствах и панических атаках также может фигурировать амбивалентность.

И в психологии, и в медицине двойственность предполагает не перемешивание, не подмену имеющихся эмоций (идей, желаний и так далее), а параллельное их отражение буквально в один момент. Однако в психиатрии амбивалентность рассматривается и как смена состояния (отношения) в течение суток. При таком раскладе с ходом времени происходит изменение на противоположное отношение к какому-либо неизменному явлению, предмету.

Симптомы

Так как амбивалентность является общим понятием, для обозначения ключевой симптоматики необходимо опираться на то разделение, которое первоначально было описано в психиатрическом контексте. Оно предполагает три ключевых момента: воля, мысли, эмоции. Если рассматривается амбивалентность как состояние патологическое, то у человека могут постоянно отмечаться все три этих составляющих, порождая друг друга.

Эмоциональная двойственность

Именно амбивалентность в эмоционально-чувственной сфере считается наиболее распространенной особенностью. Она является характерной для многих пограничных состояний, способна фигурировать в жизни вполне здорового человека время от времени.

Основным проявлением двойственности данного типа является присутствие двух абсолютно разных по окраске эмоций. Человек одновременно способен ощущать любовь и ненависть (типично для вспышек ревности), испытывать страх и интерес, симпатию и антипатию и так далее. Особенно характерна такая амбивалентность для ностальгических состояний, когда личность переживает чувство грусти из-за минувших событий, при этом ощущая трепет и радость от того, что является приятным воспоминанием.

Опасность эмоциональной двойственности заключается в том, какое из внутренних эмоциональных состояний в итоге становится доминирующим. Например, при сосуществовании страха и интереса по отношению к чему-либо, если на первый план выходит интерес, это может повлечь за собой создание опасных для жизни и здоровья ситуаций. При доминировании ненависти, когда «запускается» состояние аффекта, человек способен навредить не только себе, но и окружающим людям.

Полярность идей и мыслей

Принято считать, что амбивалентно мышление может проявляться непосредственно при невротических состояниях, навязчивых идеях, которые меняют друг друга. Наличие в сознании двух полярно разных мыслей становится ключевым симптомом. Присутствие в сознании разных идей напрямую связано с эмоциональной двойственностью. При этом спектр вариантов мыслей может быть огромным.

Амбивалентность в рамках мышления способна восприниматься как непосредственный «раскол», указывающий на развитие шизофрении.

Волевая двойственность

Волевого типа амбивалентность включает в себя невозможность определиться с действием, сделать конкретный выбор. Человек способен испытывать чувство жажды, но отказываться от питья или застывать на долгое время в одной позе с поднесенной ко рту чашкой, не делая глотков. Проявиться состояние может в ситуациях расстройства сна, когда сосуществуют желание лечь спать и желание отказаться от такого отдыха, а попытки отправиться ко сну пресекаются на полпути.

С психологической точки зрения невозможность определиться, в итоге отказываясь от самостоятельного принятия решения, может быть связана с такими внутренними проблемами как:

  • отсутствие чувства ответственности за себя и свою жизнь или, напротив, чрезмерная ответственность, при которой страх ошибиться доминирует;
  • патологического рода нерешительность, замкнутость, страх привлечь к себе излишнее внимание;
  • склонность к самокритике, перфекционизму;
  • наличие внутренних фобий, повышенной тревожности и так далее.

При этом, избегая выбора, человек может одновременно испытывать ощущение облегчения и жгучее чувство стыда за свою нерешительность, что вновь указывает на то, что один из видов двойственности способен порождать другой.

Так как амбивалентность сама по себе является или чертой психики, или симптомом заболевания, другие фоновые проявления, возникающие в контексте состояния, зависят от конкретной основы и первопричины.

Методы коррекции (лечения)

Если возникает амбивалентность в редких случаях, не проявляется ярко и не влечет существенных отрицательных последствий, то говорить о патологии не приходится. Являясь чертой психики, она не нуждается в целенаправленной терапии.

Какое-либо вмешательство необходимо, если данное состояние приносит дискомфорт в жизнь или становится сигналом о возникновении и протекании патологического состояния. Заниматься попытками самоанализа или домашнего лечения серьезных заболеваний не следует. Это не только способно не дать результата, но и может повлечь за собой неприятные последствия.

Медикаментозное лечение

Не существует какого-либо специально разработанного лекарства, которое целенаправленно действует на амбивалентность патологического характера. Фармакологические средства подбираются специалистом, исходя из общего состояния человека и опираясь на то, симптомом какого заболевания выступает двойственность.

Для терапии, при которой оказывается воздействие и на присутствующую патологию, могут применяться антидепрессанты, транквилизаторы, седативные препараты и иные средства, направленные на подавление патологических проявлений психики и стабилизацию состояния пациента. В некоторых случаях, когда основное заболевание является сильно выраженным, предполагает наличие угрозы для жизни и здоровья человека, его окружения, лечение может проводиться в психиатрических больницах.

Психотерапия

В рамках психотерапии может осуществляться индивидуальное консультирование для выявления внутреннего состояния, при котором активна данная патология. В частности способен применяться психоаналитический подход к пациенту.

Коррекция осуществляется на основе того, какое внутреннее состояние порождает двойственность. Если «спусковым крючком» выступает какая-либо травма детства, то ее необходимо проработать. Направляется работа на изменение самооценки, прививание чувства ответственности, коррекцию эмоциональной сферы. В ситуации, когда амбивалентность влечет за собой отрицательные последствия в виде тревожности, фобий, психотерапевтическое воздействие затрагивает проработку и этих проблемных моментов.

В некоторых случаях будут актуальны групповые и тренинговые занятия, например, по тематике личностного роста или в формате борьбы с внутренними страхами.

Несмотря на то, что двойственность признана чертой психики, важно внимательно относиться к своему состоянию, подмечая возможные перемены. Если полярные навязчивые идеи и желания начинают преследовать, а разобраться в истинности отношения к чему-либо не выходит, нужно обратиться за помощью, консультацией к специалисту. Это позволит не только избавить от присутствующего дискомфорта, но и определить какое-либо отклонение в психике на ранних этапах, что значительно упростит подбор варианта коррекции.

Понятие амбивалентности не сразу вошло в психологическую практику, некоторое время оно являлось одним из ключевых симптомов шизофрении как вид раздвоения личности. Внутренняя противоречивость и двойственное отношение к одному и тому же трактовалось как вид психического расстройства. Это обусловлено еще и тем, что амбивалентное чувство мешает человеку адекватно воспринимать реальность, совершать обдуманные поступки и принимать ситуацию с той стороны, с какой она представляет наибольшую выгоду.

В психиатрии это личностное качество воспринимается как немотивированное и противоречивое поведение. В психологии имеет аналогичное определение, но принимается более лояльно и характеризует ядро сознания. Термин прочно вошел в практику психологов и психотерапевтов, поэтому важно понимать, где норма, а где патология, которую есть смысл лечить.

Понятие амбивалентности

Первоначально амбивалентность получила распространение в психоаналитике, после чего стала фигурировать как самостоятельный термин. С этой позиции явление амбивалентности не характеризуется как патологическое состояние, потому что оно присуще каждому человеку. В период становления личности, познания окружающего мира и осознания себя внутри социальной среды индивид неминуемо проходит выраженный этап двойственности. Но этот момент имеет ограничение по временным рамкам и в норме не всегда проявляется так ярко.

Психологический аспект выстраивается на обязательном явлении амбивалентности в период развития личности. Основанием для нормального восприятия явления служит двойственное отношение к жизни, где с одной стороны - желание жить, а с другой - осознание неминуемой смерти. Эти два понятия представляют собой инстинкты, заглушить которые не представляется возможным, так как они основополагающие. Это объясняет тот факт, что изначально в человеческом разуме амбивалентность не навязана и не спровоцирована внешним фактором: она заложена природой.

Усиление амбивалентности может приводить к неврозам и становиться причиной расстройств личности. К этому могут привести негативные обстоятельства, конфликтные и стрессовые ситуации, чрезмерный прием алкоголя и психотропных веществ. Одно и то же событие в жизни индивид воспринимает с разных точек зрения. Желание не всегда подкрепляется возможностью и здравым смыслом. Но если двойственность не несет вреда восприятию реальности, то это нормальная и адекватная форма данного явления.

В психиатрии понятие амбивалентности не рассматривается как отдельное патологическое состояние. Чаще оно имеет симптоматическое проявление у других болезней. К последним можно отнести хроническую депрессию, обсессивно-компульсивное нарушение, расстройства пищевого поведения, фобические состояния, панические атаки. Зигмунд Фрейд уделял пристальное внимание в своих трудах именно патологической стороне амбивалентности, считая ее ярким проявлением шизофрении.

Грань между нормальной и патологической амбивалентностью определяется степенью ее выраженности и частотой проявлений. В психологии она является причиной психоза, в психиатрии считается лишь симптомом, причиной которого всегда выступает основная болезнь.

Причины

Основной причиной развития амбивалентности является невозможность личности делать выбор и расставлять приоритеты. Нерешительность в некоторых вопросах негативно сказывается на здоровье, общественной позиции, личном статусе человека. Все это приводит к внутреннему психоэмоциональному конфликту. В психологии считается, что это основывается на специфическом восприятии индивида разности расовой принадлежности, религиозных убеждений, сексуальной ориентации, состояния здоровья и прочих аналогичных моментов. Несоответствие личного понимания и общественных ценностей приводит к внутреннему конфликту.

Большинство психологов склоняются к версии, что суть амбивалентности кроется в личностных качествах человека. Нерешительность, неуверенность в себе и низкий уровень самооценки порождают постоянные сомнения. Такие люди на подсознательном уровне боятся потерпеть неудачу, болезненно переживают критику со стороны окружающих, испытывают страх перед возложенной на них ответственностью. Не последнюю роль играет и внутренний голос, основанный на интуиции, когда разум идет вразрез с эмоциями.

Учеными доказано, что за положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные - правое. Это говорит о том, что по своей физиологии человек склонен испытывать одновременно противоречивые чувства. В принятии решений участвуют как минимум две противодействующие области головного мозга - его когнитивные и социально-аффективные сферы.

Виды

Деление амбивалентности на виды возникло в процессе психотерапевтической практики, когда было доказано, что противоречивость проявляется в различных сферах жизнедеятельности личности.

  • Амбивалентность чувств, или эмоциональный вид, характеризуется двойственным отношением к одному и тому же объекту. Человек испытывает одновременно благосклонность и неприязнь, тягу и отвращение, любовь и ненависть. Нередко этот вид называют амбивалентностью переживаний, потому что он представляет собой биполярность восприятия, что часто случается в сознании.
  • Амбивалентность отношений - возникает на подсознательном уровне. Обусловлена прошлым опытом и настоящими поступками оппонента. Партнер, в прошлом причинивший боль и страдания, при попытках вернуть доверие и благосклонность совершает положительные поступки, но они вызывают противоречивое отношение. Детально данный вид характеризуется между внутренними ощущениями: "хочу - не хочу", "буду - не буду" и т. д. В семейной паре это явление вызывает нестабильность и конфликтность.
  • Амбивалентность привязанности - чаще встречается у детей, когда они одновременно испытывают по отношению к родителям любовь и тягу, но, с другой стороны, боятся их неодобрения и критики. Этому виду подвержены подростки, которые воспитываются в строгих правилах и получают мало любви, ласки и заботы. Как результат - развитие завышенных требований к себе, патологическая самокритичность и низкая самооценка в зрелом возрасте.
  • Амбивалентность мышления - проявляется в противоречивости взглядов на одну и ту же ситуацию, когда в сознании есть место сразу двум определениям, при этом они не вымещают друг друга, а существуют параллельно. Данный вид представляет собой патологическое расстройство личности, которое выражается в неспособности мыслить абстрактно, что бывает при паранойе и шизофрении.
  • Амбивалентность сознания, или субъективный вид, представляет собой психологическую патологию. Она проявляется в разногласии восприятия реальности, то есть внутренние убеждения отличаются от стереотипов или общественного мнения. Часто встречается при психозах, бредовых и навязчивых состояниях, повышенном уровне тревожности.
  • Гендерная амбивалентность - противоречия по половому признаку, когда человеку нравится одежда или способы самовыражения, присущие противоположному полу. Нередко больной не может определиться, к мужчинам или женщинам он испытывает большее сексуальное влечение.
  • Волевая - характеризуется в противоречии между совершением действия и отказом от него. В некоторых случаях носит серьезный характер, когда человек отказывает себе в желании лечь спать или принять пищу.

Эпистемологическая амбивалентность в медицинской практике не рассматривается, она больше относится к философии, где речь идет о противоречивости знаний, чаще можно встретить термин "двойственное познание".

Яркий пример амбивалентности чувств представляет произведение Шекспира "Гамлет", где Отелло одновременно любил и ненавидел Дездемону. Проявление в отношениях семейной пары характеризуется тем, что жена длительное время не может простить измену. Волевой амбивалентности подвержены целые народы - выражено это в сомнениях по поводу принятия важных общегосударственных решений, когда желание бунта подавляется страхом сделать хуже для нации.

Лечение

В случаях, когда амбивалентность не имеет выраженного течения и не доставляет дискомфорта человеку, не приходится говорить о патологии - соответственно, коррекция состояния тоже не требуется. Если она сопровождается паническими атаками, тревожностью и депрессивными расстройствами, то необходимо обратиться к специалисту. Самоанализ и другие способы разобраться в себе могут лишь спровоцировать ухудшения и привести к еще более печальным последствиям.

Специального лекарственного препарата для лечения двойственности нет. Альтернативой выступают медикаменты, которые нацелены на лечение основного расстройства. Седативные средства, антидепрессанты и транквилизаторы применяются чаще всего, с помощью них удается скорректировать общее состояние и купировать психогенное заболевание. Обычно лечение проходит в амбулаторных условиях, но в ситуациях, когда психическое расстройство имеет выраженное клиническое течение и действия пациента несут угрозу как для него самого, так и для окружающих, показана госпитализация в специализированный стационар.

В психологии применяется метод психоанализа. Перед специалистом стоит задача определения причины и вида амбивалентности. От этого во многом зависит тактика лечения, продолжительность и способы воздействия на человека. Травма из детства требует тщательной проработки и устранения. Отдельное внимание уделяется состоянию самооценки и ее коррекции, оказывается воздействие на эмоциональную сферу человека. Комплексный подход подразумевает устранение всех имеющихся психологических отклонений, в том числе страхов и тревожности.

После индивидуального психоанализа результативными оказываются групповые занятия и тренинги с контекстом личностного роста, саморазвития и самореализации. Важно учитывать, что амбивалентное поведение часто находится на грани между нормой и патологией. С целью предотвращения развития какого-либо психиатрического расстройства необходимо своевременно обратиться к психологу и разобраться в истинных причинах двойственности.

Человек по сути своей многогранен, и зачастую противоречив. Бывает, одновременно мы можем испытывать сразу несколько чувств к одному человеку или событию. Подобная противоположность суждений, идей, и эмоций, в психологии называется амбивалентностью чувств.

Понятие

Итак, что же такое амбивалентность. Если обратиться к переводу с латинского, то «амбивалентность» можно перевести как «две силы», или «обе силы». Это означает, что объект одновременно может вызывать два абсолютно полярных чувства .

В отношениях

Зачастую она проявляется у людей, находящихся в романтических отношениях. Известное выражение «от любви до ненависти – один шаг», здесь более чем актуально. Сильное чувство, граничащее с ревностью,обожание, но при этом злость,а порой и ненависть, - есть яркий пример амбивалентности, а подобные ситуации, часто драматичные, - излюбленная тема авторов художественных произведений.

Термин «амбивалентность» был представлен Эйгеном Блейлером в 1910 году , как один из симптомов шизофрении. На сегодняшний день нельзя назвать данное состояние исключительным признаком этого заболевания, и скорее всего, оно не имеет к нему никакого отношения, так как непродолжительная амбивалентность не является чем – то необычным для человека с нормальной психикой.

Другое дело, если амбивалентные чувства проявляются в форме патологической, стабильной, ярко выраженной. В этом случае можно говорить о ней, как о возможном признаке психического расстройства, будь то шизофрения, различные психозы, или депрессии. Согласно Блейлеру, амбивалентность у здорового человека может являться исключением, так как в норме человек всегда придерживается примерно одной линии: плохие качества объекта уменьшают симпатию к нему, хорошие – увеличивают, больной же «перепутывает» все воедино.

Также здоровый человек вполне отчетливо осознает природу возникновения двойственных чувств: объект может быть в целом положительным, но при этом вызывать неприязнь за счет некоторых своих качеств. Нередко подобные примеры встречаются в художественных произведениях, когда отрицательный герой вызывает симпатию, и обладает качествами, которые объективно нельзя не признать.

Не следует путать амбивалентность с возникновением смешанных чувств к объекту, потому как смешанные чувства могут возникнуть из – за противоположных характеристик объекта, в то время как амбивалентность – это установка, согласно которой противоположные чувства к объекту связаны между собой, и имеют один общий источник.

Чтобы полностью раскрыть это понятие, его следует рассматривать «под разными ракурсами», - например, если это понятие применять в психиатрии, - оно будет рассматриваться как симптом для целой группы заболеваний , таких как:

  • психозы
  • депрессии
  • различные фобии, панические состояния

Также в клинической психологии и психиатрии амбивалентность может выражаться в смене эмоционального состояния,и отношения человека к неизменному объекту (событию, явлению) в течение 24 часов, к примеру утреннее состояние будет кардинально отличаться от вечернего, или дневного, попеременно.

Виды амбивалентности и методы лечения

Блейлер выделял три вида амбивалентности:

При рассмотрении амбивалентности, как состояния патологического, можно отметить смешение всех трех видов.

К методам лечения в психиатрии принято относить медикаментозный метод, и метод психотерапии .

Медикаментозный метод

Специализированного средства для лечения патологической амбивалентности не существует. При подборе препаратов специалист исходит из общего состояния пациента, и из того, симптомом какого заболевания является противоречивость.

Психотерапия

Здесь будет актуальной консультация специалиста для выявления внутреннего состояния, рождающего противоречие.Метод хорош тем,что позволяет еще раз убедиться в том, имеет ли отношение состояние двойственности к какой-либо патологии. В некоторых случаях применяются различные тренинги, и занятия в группе.

В психологии, напротив, амбивалентность рассматривается как состояние присущее каждому человеку. Разделяется только степень, с которой двойственность проявляется.

Нельзя говорить о том, что двойственность – нечто приобретенное , ведь наличие двух инстинктов – инстинкта жизни (эрос), и инстинкта смерти (танатос), существующих в каждой личности, - и есть яркий пример этого состояния. Однако следует учитывать, что при создании благоприятной «почвы»(прием алкоголя, разнообразных наркотических веществ, всяческие практики расширения сознания) эта особенность может вылиться в различные пограничные состояния, и неврозы.

Подводя итог, хочется вкратце отметить ключевые моменты. Состояние двойственности чувств может испытать на себе любой человек, и важно помнить, что это совсем необязательно является поводом для паники, и скорейшего визита к специалисту, нельзя говорить о том,что это непременно имеет какое-то отношение к патологии . Тем не менее, при появлении симптомов стоит прислушаться к своим ощущениям, и проследить частоту возникновения антагонистических чувств.

//Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. 160 с. (Развитие и воспитание)

Психологи выявили особую форму поведения детей второго года жизни, которая наблюдается и в семье, и в детском учреждении. Эта форма получила название амбивалентного поведения. Оно встречается достаточно часто – примерно у 35% детей. Это одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая в дальнейшем может закрепиться и в дошкольном возрасте проявляться как робость, застенчивость, что также мешает установлению доверительных отношений с воспитателем.
Амбивалентное поведение имеет прямое отношение к интересующей нас проблеме адаптации.
Как проявляется амбивалентное поведение? Лучше всего показать это на примере.

Ситуация
Маленький Сережа находится в ясельной группе, играет в манеже. В комнату входит незнакомый взрослый. Малыш замечает его и с любопытством разглядывает издали. На улыбку взрослого отвечает улыбкой. По всему видно, что взрослый вызывает у него интерес и симпатию.
Тогда взрослый обращается к мальчику: «Иди ко мне, Сереженька!». Сережа, немного помедлив, начинает робко приближаться к нему, но на полпути останавливается, топчется на месте и вдруг поворачивается и уходит в дальний угол манежа, откуда пристально наблюдает за незнакомцем. Вторая и третья просьбы взрослого вызывают ту же реакцию.
Но стоит взрослому заняться своим делом, как Сережа незаметно оказывается рядом. Малыш снова с любопытством разглядывает его.

Встречались ли вы с таким поведением?
Казалось бы, в нем нет ничего такого, что может вызвать тревогу. Да, малыш немного робеет, ему непросто вступить в контакт со взрослым, но ведь в целом он положительно относится к нему. Однако не будем спешить с выводами. Дальнейшие наблюдения обнаруживают ряд особенностей в поведении таких детей.
Во-первых, ребенок с амбивалентным поведением менее охотно взаимодействует со взрослым, чем сверстник с однозначно положительным отношением к нему. Так, просьбы взрослого, его поручения малыш выполняет неохотно, а иногда и вовсе отказывается что-то делать. Во-вторых, ребенок, увлеченно играющий в присутствии близких людей, теряется при появлении незнакомых – игра расстраивается.
Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы взаимодействия в другую. Так, при расставании с мамой в яслях малыш плачет, долго не может успокоиться, а встреча с ней в конце дня бывает такой же бурной. Отношения же с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. В течение дня ребенку недостает тепла, его поведение свидетельствует о повышенной эмоциональной чувствительности и суженной сфере общения при выраженной избирательности в отношении родных.

Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если играют, то не поощряют его инициативу, самостоятельность. Среди детей с амбивалентным поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в детском учреждении, где воспитатели не могут уделять им столько же внимания, они чувствуют себя неуютно, одиноко.
Дети с амбивалентным поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками в одиночку или рядом со взрослым или сверстником. В семье малыш играет чаще всего один. Отсутствие навыка практического взаимодействия со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении затрудняют взаимоотношения ребенка со взрослыми, которые окружают его в детском учреждении: ведь установить эмоциональный контакт с посторонним человеком трудно, да и воспитатели не всегда идут навстречу ребенку. Накопление неудач такого рода вызывает у него постоянную робость.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становлением деятельности с предметами, требующей другой формы общения – сотрудничества.
Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Так, незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Существует четкая закономерная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям.
У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослыми решать предметные задачки (например, открыть коробочку или придумать способ, как достать далеко лежащую вещь). Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами, необходимыми для этого. Высокий уровень развития предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослым создают у ребенка положительные эмоциональные переживания во время пребывания в яслях и обеспечивают быструю адаптацию к ним.

Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к условиям дошкольного учреждения, является слабая сформированность действий с предметами. Трудно адаптирующиеся дети не умеют сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.
Из всего сказанного должно быть понятно, как правильно готовить малыша к поступлению в ясли.

Советы психолога
Наряду с укреплением здоровья, приведением режима дня в соответствие с условиями детского учреждения следует целенаправленно формировать у ребенка соответствующую возрасту форму общения со взрослыми и развивать его деятельность с предметами.
Прежде всего вы должны установить, какие контакты предпочитает ребенок – эмоциональные или деловые. Преобладание первых свидетельствует о необходимости развития более прогрессивной формы общения. Это не значит, что нужно прекратить эмоциональное общение с малышом и ограничиться лишь обучением его предметным действиям. Доброжелательность, внимание останутся стержнем общения. Но задача взрослого – создать условия для выдвижения на первый план предметной деятельности.
Учите ребенка играть и пользоваться предметами обихода. Предоставляйте ему возможность самостоятельных действий.

Даже если малыш уже ходит в ясли и процесс адаптации протекает у него сложно, это не означает, что вы должны обеспечить ему только эмоциональный комфорт: задержка на уровне личностного взаимодействия растянет период привыкания. Нужно постоянно предлагать ребенку новый тип общения, который поможет ему увлечься предметным миром и овладеть способами взаимодействия с другими людьми.
С ребенком второго и третьего года жизни можно разыгрывать увлекательные сюжеты: это игры в дочки-матери, с животными, машинками, кубиками, конструкторами. Каждое прочитанное малышу стихотворение можно превратить в игру-драматизацию. Вначале инициатива целиком будет принадлежать взрослому, а ребенок станет лишь внимательным зрителем разыгрываемых событий. Но вряд ли он долго останется безучастным. В силу своей природной активности он обязательно присоединится к игре. Вот тут-то вы и должны помочь ребенку выбрать новые игрушки, заменить недостающие предметы другими, научить действовать вместе.

Не забывайте поощрять любые успехи малыша – и тогда совместная игра станет для него желанным занятием. Постепенно снижайте свою активность, предоставляя ребенку большую свободу действий. Со временем вы должны поменяться с ним местами, чтобы он стал инициатором нового типа общения.
Регулярные 10-15-минутные предметные игры быстро сформируют у ребенка потребность в них. Постепенно активность малыша будет расти, и в конце концов он начнет играть самостоятельно, а желание иметь партнера вытеснит стремление все время сидеть у вас на коленях.
Играя вместе с ребенком, нужно приучать его к дисциплине, аккуратности. Он должен знать, что с игрушками следует обращаться бережно, а после окончания игры убирать их на место. Приучать к порядку лучше тоже в игровой форме. Ваша фантазия и знание характера малыша помогут подобрать верный способ действий.
Разумеется, необходимо обучать ребенка умению пользоваться предметами обихода, постепенно приучать его к самообслуживанию. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях! Одни сидят безучастно на диванчике и ждут, пока воспитатель наденет им теплые штанишки, сапожки и курточки, другие без напоминания открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают одежду и радостно бегут во двор. Такую нее картину можно наблюдать и за обеденным столом, и в манеже, где дети играют.
Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые его накормят, оденут, приласкают, поиграют с ним, препятствуют адаптации ребенка в детском учреждении.

Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с посторонними.
Ваш малыш подрос, и вы, наверное, уже не ведете такой замкнутый образ жизни, как это было после его рождения. К вам приходят друзья, вы сами ходите в гости, иногда берете с собой сына или дочку.
Постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения будет воспитывать в ребенке доверчивость, открытость, умение ладить с людьми. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.
За сравнительно небольшой период времени, примерно в течение месяца, поведение ребенка может измениться самым существенным образом. Он станет с удовольствием играть с «чужим» взрослым, охотно выполнять его просьбы, адекватно реагировать на похвалу и порицание. Малыш станет более инициативным во взаимоотношениях.

Как проверить, насколько готов ребенок к поступлению в дошкольное учреждение?
Для этого ответьте на следующие вопросы.
Анкета 1. Какое общение: эмоциональное или предметное – предпочитает малыш?
2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?
3. Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?
8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

Если ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, вы можете не беспокоиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли – он готов к изменениям в своей жизни.

Одновременное существование у человека противоположных идей, желаний или же эмоций относительно одного лица, предмета либо явления получило в психологии название «амбивалентность». Человек, находящийся в таком состоянии, испытывает неоднозначность, двойственность либо противоречивость мыслей или чувств к одному и тому же объекту.

Описание

Амбивалентность чувств (с латыни ambo переводится как «оба», а valentia - как «сила») - это неоднозначное, противоречивое отношение к кому-то либо чему-то. Оно выражается в том, что один объект вызывает 2 противоположных чувства в одно и то же время. Это явление с давних времён отмечалось в повседневной жизни, а также описывалось в художественной литературе. Подобная амбивалентность чувств чаще всего приписывалась любовной страсти.

Сам термин «амбивалентность» был введён Блейлером в 1910 году. Он считал, что амбивалентность чувств может считаться главным признаком шизофренического расстройства. Вот что Блейлер писал об этом состоянии человека: «Недолгая амбивалентность является частью обычной психической жизни, а вот устойчивая либо выраженная амбивалентность является изначальным симптомом шизофрении. В этом случае она чаще всего относится к аффективной, волевой или идеаторной сфере».

В тех случаях, когда амбивалентность является характерной для поведения шизофреников, противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно. Однако это состояние могут испытывать и абсолютно нормальные люди. У них амбивалентность чаще всего переживается в таких чувствах, как печаль и ревность.

Психологии нашего времени известно 2 основных представления о таком состоянии:

  1. Под амбивалентностью в психоаналитической теории обычно понимают разнообразную гамму чувств, которую переживает человек по отношению к кому-то. Считается, что такое состояние абсолютно нормально по отношению к тем людям, роль которых является довольно неоднозначной для конкретного человека. А вот однополярность переживаний (исключительно положительные либо отрицательные эмоции) считается проявлением обесценивания либо же идеализации партнёра. Другими словами, человек просто не осознаёт, насколько амбивалентными являются его чувства. Это изменение отношения к важному объекту психоаналитики называют «расщеплением Эго»;
  2. Амбивалентностью в психиатрии и медицинской психологии называют общую периодическую смену отношения. К примеру, утром больной испытывает к кому-то лишь положительные чувства, в обед - негативные, а к вечеру - снова положительные.

Некоторые современные психологи, желая обогатить свой профессиональный словарь, не совсем верно используют этот термин, обозначая им любые неоднозначные побуждения и чувства. На самом деле, амбивалентность чувств – это не просто какие-то смешанные чувства либо побуждения, а противоречивые эмоции, которые человек испытывает практически одновременно, а не попеременно.

Факторы

Чаще всего амбивалентность чувств является одним из самАмбивалентность чувств: факторы и видыых выраженных симптомов шизофренического расстройства психики. Кроме того, она также может проявляться при обсессивно-компульсивных расстройствах, а также наблюдаться при МДП и затяжных депрессиях. При большой интенсивности проявления, патологическая амбивалентность чувств может значительно усугубить невроз навязчивости и психогенную депрессию.

Наиболее частой причиной амбивалентных эмоций у нормальных людей являются острые переживания, стрессы или конфликты. В одном исследовании участникам предложили посмотреть фильм под названием «Жизнь прекрасна», в котором очень тепло и с юмористической точки зрения рассказывалось о трагической обстановке в концентрационном лагере времён Второй Мировой Войны. Было выяснено, что до просмотра этого фильма лишь 10 процентов испытуемых испытывали амбивалентные чувства в сочетании «счастливый-грустный». После просмотра фильма этот процент увеличился до 44 процентов.

Способность испытывать амбивалентность чувств является функцией зрелости. Большинство подростков способны чувствовать смешанные эмоции, а вот дети делать это не способны. Медицинский психолог Ларсен посредством исследования, проведенного в 2007 году, выяснил, что способность предсказывать, будет или нет какое-либо событие вызывать смешанные чувства, развивается у детей около 10-11 лет.

Амбивалентность не стоит путать с равнодушием. Человек, находящийся в двойственном состоянии ума переживает избыток мнений и идей, а не их отсутствие. Такой человек может очень сильно переживать о том, что вызывает у него подобную двойственность.

Некоторые из эмоций априори вызывают двойственные чувства. Одним из наглядных примеров является ностальгия, при которой люди испытывают ощущение теплой связи с каким-то событием либо объектом прошлого в сочетании с переживанием потери.

Виды

В психологии рассматривается несколько амбивалентных типов отношения:

  • Амбивалентность чувств. Негативное и позитивное чувство к людям, событиям, предметам, проявляющееся одновременно, получило название «эмоциональная амбивалентность». Ярким примером является ненависть и любовь к одной личности;
  • Амбивалентность мышления. Это чередование противоречащих идей в суждениях;
  • Волевая (амбитенденция). Постоянные колебания между двумя противоположными решениями и полная неспособность сделать свой выбор;
  • Амбивалентность намерений. Человек испытывает противоположные желания либо стремления (например, отвращение и вожделение).

Основатель психоанализа вкладывал в амбивалентность несколько иное понимание. Он называл этим термином одновременное сосуществование 2 противоположных внутренних побуждений, с рождения присущих всем людям. Наиболее фундаментальным из таких побуждений является влечение к жизни (либидо), а также влечение к смерти (мортидо). Кроме того, Фрейд рассматривал это состояние как совмещение противоположных влечений к одному сексуальному объекту. Эмоциональная жизнь людей, согласно психоаналитической концепции, также складывается из противоположностей. Например,
Фрейд приводил пример, когда ребёнок обожал своего родителя, и в то же время желал ему смерти.

Также термин «амбивалентность» применяется в психоанализе для описания такого специфического явления, как «трансфер» или «перенос». Фрейд не раз подчёркивал двойственный характер трансфера, одновременно имеющий как позитивную, так и негативную направленность.

В психологии также выделяют отдельное понятие, получившее название «амбивалентность чувств». Это неоднозначное переживание либо одновременно присутствие в человеке 2 противоположных стремлений относительно одного объекта - к примеру, одновременной антипатии и симпатии.

В философии есть отдельный термин «эпистемологическая амбивалентность». Такой термин применяется для того, чтобы обозначить двойственность и неоднозначность многих фундаментальных понятий бытия. Двойственные эмоции и креативность.

Многочисленные исследования показывают, что многие нормальные люди могут испытывать двойственные эмоции. Такая смесь положительных и отрицательных состояний иногда называется смешанными эмоциями. Учёные выяснили, что амбивалентные эмоции значительно повышают творческие способности человека.

Доказано, что переживание смешанных эмоций вызывает более широкий спектр воспоминаний. Это легко объясняется с точки теории конгруэнции: позитивное настроение и положительные эмоции вызывают более желательные мысли и воспоминания, а негативные чувства вызывают другие, нежелательные мысли и воспоминания. Поэтому смешанные эмоции, предоставляя человеку более широкий спектр познаний, гарантируют повышение гибкости мышления. Такие образом, значительно активируется мыслительный процесс, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для развития творчества.

Ещё Ф. Скотт Фицджеральд считал, что способность человека к амбивалентности усиливает его интеллектуальные способности: Он полагал, что способность одновременно удерживать в уме две противоположные идеи значительно увеличивает способности функционирования мозга».