Открытое занятие подготовительной группе по фцкм. Конспект открытого занятия по фцкм в подготовительной группе «по следам осени

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной

группе

«По следам осени»

Программное содержание : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки(с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко,пищевой краситель,жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь,фрукты и овощи из папье маше.
Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и друг друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)
Воспитатель - А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитател ь - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят мнемотаблицу, которая подскажет от кого карт)
(Отгадывание загадки по мнемотаблице).
Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель : Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку.
Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман).
Воспитатель : Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).
Остановка №2 (на карте изображен красный лист, дети находят, берут по листочку.
Дети называют приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.
Воспитатель : Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист, дети находят, берут по листочку.)
Дети называют поговорки осени:
-Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень - время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-Осенью и воробей богат.
-Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Ноябре зима с осенью борется.
-Осенью ложка воды ведро грязи.
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель : - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Остановка №4 (на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить
Исследование №1(нарисована лупа и лист), Исследование№2 (? Зеленый лист), Исследование №3.(большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
Воспитатель : Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории)
Воспитатель -А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос:
Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой и микроскопом.(Лупа, микроскоп, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: На ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод детей : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

Остановка №5 (волшебный мешочек)
Воспитатель:
По дороге золоченой
Осень в гости к нам идет.
Для мальчишек и девчонок
Щедрый дар она несет
Что за дар? (урожай)
Дети находят мешочек с папьемаше.
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
Воспитатель
- Что делать незнаю? Вам хочется стать волшебниками?
Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти?
Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. опускаюткисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.

Дети предлагают раскрасить самостоятельно.
(дети раскрашивают папьемаше для осени)
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в подготовительной группе «Витамины»

Программное содержание:
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Подводить к выводам и обобщениям. Закреплять знания о дарах леса произрастающих в нашем лесу. Воспитывать у детей чувство сопереживания желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
-Подбор детских художественных произведений по данной теме.
-Рассматривание энциклопедий.
-Рассматривание картинок.
-Беседы на темы «Витамины», «Ягоды», «Продукты».
Материал:
Мультимедийное оборудование, ступки, пестик ягоды. Влажные салфетки, фартуки, кувшин, горячая вода. Ключи сделанные из киндер сюрприза,а внутри чеснок.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия:
Ребята вам Красная Шапочка передала письмо, давайте я вам его прочитаю?
(открыть письмо)
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Красная Шапочка. Ребята мне так хочется с вами поиграть, позаниматься, но я простыла. Мы с бабушкой просим вас помочь нам. Посоветуйте, как быстрее вылечиться. До скорой встречи».
-А вы хотите поиграть с Красной Шапочкой?
-А как вы думаете, что можно посоветовать Красной Шапочке?
(ответы детей).
- Ребята да ведь Красная Шапочка плохо кушает и поэтому мало получает витаминов.
-А что такое витамины?
Где мы можем посмотреть, что такое витамины?
(в энциклопедиях, книгах…)
«Витамины это вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности живого организма».
Я вам сегодня предлагаю отправиться в удивительное путешествие, в необыкновенную деревню «Витаминкино». А чтобы туда попасть я всем дам ключи надо их надеть понюхать закрыть всем глаза.
1,2 слайд.
А теперь откройте глаза. Вот мы и попали в деревню «Витаминкино». А как вы думаете где живут витамины? (ответы детей)

Может вы знаете какие витамины в каких продуктах живут?
Хорошо.
Так вот в этой деревни есть три улицы А, В, С.
3,4,5 слайд.
Давайте остановимся на улице витамина А.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин А.
«Этот витамин называют витамином роста, зрения и крепкие зубы».
6,7слайд.
Теперь остановимся на улице витамина В.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин В.
Для чего он нужен? (ответы детей).
«Этот витамин важен для головного мозга и всего организма. Если вы хотите быть сильным и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении вам поможет витамин В».
8,9,10 слайд.
Последняя улица в этой деревни «Витаминкино», витамин С.
Посмотрим в каких продуктах есть витамины С.
Для чего он нужен? (ответы детей)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Витамин здоровья.
Так что же мы можем посоветовать Красной Шапочке?
(Ответы детей).
-кушать полезные продукты, в которых есть витамины.
В этой деревни любят играть и я вам предлагаю это сделать:
Физ. минутка
Дышим носом глубоко
Приседаем мы легко (приседание)
Наклоняемся вперёд
Прогибаемся назад (наклоны)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем (вращение головой)
Встаньте дети потянитесь
И на стульчики садитесь.
В народе говорят «Полезно здоровью твоему, что выросло в твоём краю».
11 слайд.
Дидактическая игра.
Вы видите ягоды, но надо выбрать ягоды нашего края.
12 слайд.
Проверим, кто правильно показал ягоды нашего края.
А что можно сделать из этих ягод? (компот, морс, сок…)
Молодцы.
(Показываем свежие ягоды)
Вот из этой ягоды мы можем сейчас с вами сделать морс.
Если клюква-
Какой будет морс?
13 слайд.
(Нам нужны: кувшин, ягоды, ступки, пестик, сахар, влажные салфетки, кипячёная горячая вода).
Рассмотрим по порядку как сделать морс. Затем возьмём наденем фартуки,
вымоем руки, и в ступках перетрём ягоды, потом все ягоды поместим в кувшин и зальём кипятком. Всё это должно настояться. Показываем морс – а вот этим морсом нас угостили в деревне «Витаминкино» давайте вернёмся назад в группу и попробуем что это за морс. Вдохнём волшебного воздуха, закроем глаза, открываем глаза.
Мы теперь можем написать письмо Красной Шапочке и передать морс в котором есть что, и зачем он ей нужен. (ответы детей)
-быстрее выздоравливать
-чтобы она была весёлой
-чтобы у неё появился аппетит
-чтобы работал головной мозг
14 слайд. Советы доктора как надо правильно питаться.

Конспект занятия в подготовительной группе.

НОД: Познание. ФЦКМ.

Тема: «Животные наши помощники».

Программные цели: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к домашним животным; воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент.

Актуализация.

Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое там солнышко? Какое настроение возникает у вас, глядя на яркое солнце? (ответы детей) . Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

– Кто они такие?

Дети: Животные.

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о домашних животных.

Беседа о домашних животных.

Вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей) . Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило. Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени (дети проходят по скамейке и свободно располагаются на ковре) .

Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек (просмотр слайдов презентации) . Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы – собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. Каких вы знаете домашних животных? У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры, давайте расскажем каких из них вы знаете?

(Педагог называет домашнее животное, а дети – дикого предка. Собака – волк, кролик – заяц, свинья – кабан, корова – тур, кошка – рысь и т. д.)

где живут домашние животные?

Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.

Вспомним, как называется жилище некоторых животных?

(Педагог называет животное, дети – название его жилища: собака – конура, корова – хлев,)

Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.

У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей: голова, туловище, лапы, хвост) . Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей) . Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться. чем питаются животные в холодное и теплое время года

Пальчиковая гимнастика

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Физкультурная минутка «Коровушка»

Я коровушку свою(показывают голову коровы с рогами)

Ранним утром подою.Я поглажу ей бока:Дай детишкам молока.(Выполняются движения по тексту стихотворения).

Что можно приготовить из молока? (Ответы детей).

Из молока можно приготовить много вкусных и полезных продуктов. Как их можно назвать, одним словом? Верно, это молочные продукты, так как изготовлены из молока. Где их можно взять, купить? Назовите их!

Рассказывание сказки «Как животные счастье искали»:

Педагог предлагает детям следующую игровую ситуацию.

«Однажды домашние животные задумались: «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.

А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Звери так расшумелись, что не заметили, как разбудили медведя. «Чего шумите? Спать не даете! Или весна наступила?»- заревел медведь. Осторожная белка ответила медведю с высокой сосны: «Да вот, хотим домашними животным стать, пойти к человеку жить. Пусть нас кормит, поит, ухаживает за нами, держит нас в тепле». «Это вы хорошо придумали! Я тоже с вами пойду, все равно теперь не скоро засну», – ответил медведь. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.

Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось. Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.

Отгадывание загадок о домашних животных.

Выгнул спину он дугой, Замяукал.Кто такой? Потянулся сладко - Вот и вся зарядка. (Кот)

Заворчал живой замок, Лег у двери поперек.Две медали на груди.Лучше в дом не заходи! /Собака/

Нос пятачком, а хвост крючком. (Свинья)Кто имеет пятачок, Не зажатый в кулачок? На ногах его копытца. Ест и пьет он из корытца. (Поросенок)

Этот маленький ребенокСпит без простынь и пеленок.Под коричневые ушкиНе кладут ему подушки.У него четыре ножки,Он гуляет без пальто.Он галошки и сапожкиНе наденет ни за что.Он сказать не может: «Мама,Есть хочу!» А потомуЦелый день мычит упрямо:«Му-у-у!»Это вовсе не ребенок -Это маленький… (Теленок ).

Не спеша шагает с речки, В шубе ей тепло, как в печке. Подойдет она к избе И зовет меня: «Бе-бе»! (Овца)

Не мой бы труд, Не мой бы бег,Ты плохо жил бы,Человек.Но в век машины и мотора,Боюсь,В отставке буду скоро. (Конь)

По реке плывет бревно – Ох и злющее оно!Быстрый прыжок, Теплый пушок, Красный глазок. Вот угадай-ка, Чей пух на фуфайки, На шапки, перчатки Идет вам, ребятки? (Кролик)

Ознакомление с трудом животных.

Ребята, не только люди работают, но и каждое животное выполняет свой труд.

Какой труд выполняет собака? (охраняет дом)

Какой труд выполняет корова? (кормит человека)

Какй труд выполняет лошадь? (пашет огород)

Какой труд выполняет кошка? (ловит мышей)

Какой труд выполняет кролик? ….

Какой труд выполняет овца? …

Игра «назови детёнышей».

Посмотрите внимательно на картинки и назовите детёнышей».

Корова – ….

Кошка – ….

Собака – ….

Крольчиха – …

Овца – ….

Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, что мы делали на занятии?

Каких домашних животных мы вспомнили?

Где живут домашние животные?

Какой труд они выполняют?

Как вы думаете, можно ли сказать, что «животные – это наши помощники»? Почему?

Вам понравилось наше занятие?

Что нового вы узнали?

Кто работал лучше всех?

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в
подготовительной группе
Тема: «Земля – наш общий дом»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: Ознакомление с социальным миром
Тема: «Земля – наш общий дом»
Цель: Формирование представление об окружающем мире, его многообразии,
разных странах и месте России. Познакомить с глобусом моделью Земли и
карты.
Задачи:
Образовательные: Формировать чувство гордости за свою страну и свою
причастность к россиянам.
Развивающие: Развивать историю о малой Родине и Отечестве.
Воспитательные: Воспитывать уважение к Родине.
Материалы и оборудование: глобус, политическая карта мира, иллюстрации
климатических зон России, городов. Шаблоны глобуса, цветные карандаши.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций картин из цикла «Мая малая Родина».
Прогнозируемые результаты:
Знать: Климатические зоны России, городов
Уметь: Испытывать чувство гордости за свою страну.
Иметь опыт: использования глобуса.
Ход занятия:
Мотивирующий этап:
На столе стоит глобус, накрытый тканью. Воспитатель загадывает детям
загадки про глобус:
Чтение и заучивание стихов о Родине,

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, -
Уместил всю землю...
Ответ: Глобус

Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет весь свет.
Ответ: Глобус

На ноге стоит одной,
Крутит­вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ответ: Глобус
Организационно­поисковый этап:
Воспитатель: Глобус ­ это объемная модель Земли, на которой наглядно
представлены материки и океаны.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть глобус и
сообщает, что голубым цветом на нем обозначены моря и океаны, зелено­
желтым цветом изображена суша. Суша образует 5 континентов: Евразия,
Америка, Африка, Австралия, Антарктида. На всех континентах кроме
Антарктиды, живут люди. В Антарктиду же люди приезжают на время. В
основном, это научные исследователи, ученые, которые проводят
исследования.

Воспитатель показывает карту мира, объясняет, что на шаре глобуса
нанесено изображение Земли, так как оно есть на самом деле. Но чтобы
можно было увидеть одновременно всю землю, существуют карты.
Воспитатель предлагает сравнить глобус и физическую карту мира,
поясняет, что на этом глобусе изображена поверхность Земли: Леса, моря,
пустыни, а на карте показаны страны, государства, расположенные на
поверхности Земли. Они Обозначены разными цветами. Воспитатель обращает
внимание на количество стран, которые изображены на карте.
Воспитатель: «Ребята мы с вами живем в России – это самая большая
страна мира. Она расположена в двух частях света, Европе и Азии, омывается
тремя океанами: Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым. С одной
стороны может идти снег, а с другой – припекать солнышко. Границы России
проходят и по воде, и по суше. В России необыкновенно богатая природа,
красивые самобытные города, удивительный мир флоры и фауны.
Чтение стихотворения о Родине:
Родина
«Родина» – слово большое­большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда­то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Рефлексивно – корригигующий этап:
Воспитатель:
­ Какие чувства у вас вызывают эти стихотворения?
­ Как широко раскинута наша страна?
­ Что нового вы узнали о Родине?
В конце занятия воспитатель предлагает пройти к столам и нарисовать
глобус (столы заранее подготовить).

Тема: Животные разных стран.
Программное содержание: познакомить детей с животными нашей планеты Земля; закреплять знания о том, на каком материке живёт то или иное животное; развивать гуманное отношение к животным; развивать фантазию, сообразительность; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: глобус, измерительная рулетка, силуэты материков, вырезанные из бумаги, картинки с изображением животных.
1. Организационный момент.

Ребята, отгадайте загадку :

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется…

(Земля)

Правильно, Земля. А вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете, посмотреть, где какие животные живут?

2. Основная часть.

Как называется модель планеты Земля? (Глобус)

Вот он-то нам и подскажет, на какой материк мы отправимся сначала. А что такое материк? (Материк-это крупный участок суши, окружённый со всех сторон водой.)

Помните, сколько всего материков на планете Земля? (Шесть)

Сейчас я покажу на глобусе место нашего нахождения.

Попрошу подойти к глобусу Катю и показать любой материк. Вот на него-то мы и отправимся.

На чём мы туда доберёмся? (Попросить детей выбрать транспорт, на котором мы отправимся на тот или иной материк. Например, в Северную и Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Африку можно попасть на самолёте или корабле. В путешествие по Евразии можно отправится на поезде или автомобиле.)

Материк Евразия – материк, на котором мы живём. На нашем материке есть и леса, и луга, и реки, и моря, и озёра, и степи, и горы, и пустыни. Сейчас мы проверим, знаете ли вы животных, которые обитают на нашем материке.

Д/и «Назови животное материка Евразии» (по принципу игры «Ты- мне, я – тебе». Воспитатель кидает мяч ребёнку, произнося каждый раз: «Лес» или «Луг» или «Река», а ребёнок называет любое животное, обитающее в названных условиях).

Если ребёнок затрудняется с называнием животных луга, можно загадать загадки:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки.

(Мышь)

Он размером маловат,

От рожденья слеповат,

Но изрыл весь огород

В чёрной шубе – это...

(крот)

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

(Ящерица)

Он играет с нами в прятки,

Прячется в сырой земле.

И еду — свои запасы

Он хранит в большой норе.

(Суслик)

Материк Антарктида- самый холодный материк на Земле. Не каждое животное может выжить в таких суровых условиях, но это не относится к пингвинам. Пингвин – удивительная, уникальная птица, которая совсем не похожа тех птиц, которых мы видим на улицах каждый день.

Выглядят пингвины забавно. У взрослой птицы толстенькое овальное тело, с короткими крыльями, которые помогают очень быстро плавать, но совершенно бесполезны на суше. Ноги пингвинов похожи скорее на ласты и также приспособлены для быстрого передвижения под водой.

Разные виды пингвинов различаются по размеру и форме. Например, самые маленькие пингвины по росту сопоставимы с курицей, а крупнейшие из них достигают аж метра в высоту.

Летать пингвины не умеют и передвигаются по суше пешком, неуклюже переваливаясь на своих коротеньких ножках. В некоторых случаях можно заметить пингвина, который скользит по льду на животе как на санках, отталкиваясь от поверхности лапками. А крылья эти птицы используют только под водой.

Питаются пингвины рыбой и другими мелкими морскими обитателями, которых ловко ловят в море. Для того чтобы добыть пищу, эти птицы охотятся в морских глубинах, быстро и изящно передвигаясь под водой с помощью своих коротких крыльев и ног.

Материк Северная Америка. Животный мир этого материка схож с нашим.

Предложить поиграть в д/и «Да или нет». Если воспитатель называет животное, которое живёт и у нас, и в Северной Америке, то дети говорят «Да-да-да», если нет, то «Нет-нет-нет».

Перечень животных:

заяц пингвин

волк лиса

слон лев

бегемот лось

жираф медведь

Материк Южная Америка.

В Южной Америке живет удивительный зверек со странным именем «броненосец». Словно рыцарь, он защищен «доспехами» - прочными пластинами - щитами. Они прикрывают броненосца сверху и с боков. И головка, и лапки, и хвостик - все защищено. Только брюшко у броненосца мягкое. Но если броненосцу угрожает опасность, он свернется в крепкий шар. Не страшны ему теперь ни острые когти, ни клыки. А развернуть этот шар не каждому зверю под силу. Но лучшая защита для броненосца - побыстрей зарыться в землю. Для этого на сильных лапах у него есть длинные острые когти. Не успеешь сосчитать пальцы на своей руке - раз, два, три, четыре, пять, - а броненосец уже зарылся, спрятался, словно его тут и не было.

А вот зубы у броненосца не очень крепкие, поэтому он не может как следует укусить, предпочитает "мягкую" пищу.

Своими сильными когтями броненосец разрывает муравьиные кучи. А потом высовывает свой длинный и липкий язык, на который налипают их обитатели. Остается только втянуть его обратно в рот. И пообедать.

Броненосец роет длинную нору. И любит селиться по берегам рек и озер. В норе он пережидает жаркий день, а вечером выходит на охоту. Но если день прохладный, может поохотиться и днем. Если дорогу преградит река, броненосец наберет в легкие воздуха и переплывет, а то и по дну перейдет.

В Южной Америке живёт ещё одно необычное животное – тапир. Тапир - большое и сильное животное. Нос у него немного вытянут и напоминает хобот.

Хобот тапиру очень нужен. На его кончике есть "пятачок". Хобот постоянно в движении: то вытягивается, то втягивается, ощупывает, изучая окружающие предметы. Животное может легко срывать с его помощью листья и ветки - свой обычный обед.

У зверя хорошее обоняние, чуткий слух, а зрение - похуже. Он отлично плавает и ныряет. А если грозит опасность, быстро убегает через густые заросли. За ним и хищному ягуару не угнаться!

Тапиры очень любят купаться. Поэтому и живут рядом с рекой, озером или болотом. У каждого своя персональная "ванна" - яма с водой и жидкой грязью. В ней они спасаются от жары и очищают свою шкуру от насекомых.

Часто тапиры ныряют на дно озера или реки, чтобы полакомиться каким-нибудь водным растением.

Материк Австралия.

Здесь живут кенгуру. Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом. Совершая прогулки, кенгуру прыгают на два метра, в случае опасности – прыжки помощнее — на семь-восемь метров.

Сейчас мы посмотрим, кто из вас на какое расстояние прыгнет. П/и «Кто дальше прыгнет». Сначала прыгают девочки, а потом мальчики. Воспитатель измеряет самый дальний прыжок, а потом показывает расстояние в 2 метра и просит сравнить, кто дальше прыгает кенгуру или человек.

На животе самок природа устроила мешок, куда прячутся маленькие детёныши, и мать их носит довольно долго, даже когда они порядочно подрастут.

В моменты опасности, мать, предполагая, что уйти от преследователей не удастся, на бегу выбрасывает своего детёныша. Из-за этого долго бытовало мнение, что кенгуру – плохая мать. Но это не так. Мамаша выбрасывает младенца не абы как, а в укромное место. А поступок такой совершает лишь в минуты крайней опасности. И если ей удаётся спастись, то она возвращается за своим детёнышем.

Материк Африка.

Зебра – полосатая лошадка. А знаете, почему зебра полосатая? Полосатая окраска помогает зебрам спасаться от нападающих насекомых. Мухи цеце и слепни никогда не нападают на зебр, для них зебры-это мелькание черных и белых полосок.

Львы – представители семейства кошачьих.

Д/и «Найди сходства и различия». Предложить детям назвать сходства и различия между кошками и львами (например, кошки маленькие, а львы большие. И львы, и кошки – хищники, питаются другими животными. И у кошек, и у львов есть острые когти, которыми они хватают добычу.)

3. Заключительная часть.


Вот мы и побывали на всех 6 материках нашей планеты. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового узнали? Что понравилось делать больше всего?