Отношения в рабочем коллективе: три типа неприятных коллег. Координатор - человек, который организует работу, направляет коллег

Вот и настал долгожданный день – вы устроились на работу! Скажите честно, о чем вы думаете сейчас больше всего – какой наряд надеть в первый день выхода на работу или как подружиться с коллективом? Если вашим ответом стала первая фраза, значит, вы не так тщательно подготовились вести свою стратегию по завоеванию места под солнцем в вашей новой компании.

Для чего нужно дружить с коллективом?

Если вы по натуре человек-одиночка и не любите работать в команде, и при этом даже умудрились это сообщить во время собеседования вашему будущему руководителю, то это совсем не значит, что вы не должны не считаться с коллективом. От его мнения зависит гораздо больше, чем вы предполагаете. От его мнения, в конце концов, может даже зависеть и то, продержитесь ли вы на работе и после испытательного срока. Потому как испытывать ваше терпение коллектив может очень дружно, а влияние толпы может повлиять и на решения руководителя. Хрупкую соломку легко сломать, а целый веник трудно. Потому шеф может пойти по более легкому пути и послушать мнение большинства. Так что, смысл задуматься над тем, как подружиться с коллективом, есть!

Как бы то ни было, ни один шеф не любит людей, которые отрываются от коллектива, а хуже того – создают в коллективе конфликт. Поэтому вам нужно обязательно показать себя не только как дружелюбного, готового к контакту человека, но и создать для себя самого бесконфликтную среду обитания на собственном рабочем месте. А для этого нужно поработать. Уважение не дается сразу, его завоевывают. Поэтому потихоньку будем шагать в нужном направлении.

Шаг 1. Проявляем дружелюбие

Не забудьте к вашему тщательно подготовленному, отглаженному костюмчику приложить еще и важный аксессуар – вашу улыбку. Улыбка всегда будет оценена по достоинству любым человеком, вне зависимости от того, интроверт он или экстраверт. Доброжелательная улыбка ни к чему не обязывает, зато очень сильно располагает людей к себе, за улыбку никогда не упрекнешь. Кроме того, улыбка будет способствовать и производительности вашего труда – она будет поднимать вам настроение, а с ним работается легче и приятней.

Шаг 2. Проявляем вежливость

Не забываем показывать, что вежливость – ваша отличительная черта. При этом вежливыми надо быть абсолютно со всеми. Когда речь заходит о коллективе, то «маленьких» и «больших» людей не бывает. Если вы думаете, что здороваться нужно только с вашим новым руководителем и другими «важными» людьми, а про секретаршу можно и забыть, то не обольщайтесь, что вам удастся подружиться с новым коллективом.

Шаг 3. Проявляем скромность

Первые дни не пытайтесь сразу вступить в контакт со всеми. Наоборот, лучше не вдаваться в разговоры, а сосредоточиться сразу на работе – ее в первые дни будет точно много. Таким образом вы покажете всей компании, что пришли сюда действительно работать, а не играть в пустую болтовню. Вас оценят как работника, дипломатично ведущего себя на новом месте. Дайте людям присмотреться к себе. Если к этому времени вам уже успели перемыть косточки, поджидая нового «работничка», то ваше скромное поведение без заискивания только даст сто очков вперед. Через несколько дней пыл любителей острых ощущений остынет, ваше лицо примелькается, а вы сами освоитесь на новом месте.

Шаг 4. Делаем первый шаг в новый коллектив

Можно сказать, что с этого момента и начнется ваше построение отношений, и от вашего подхода к людям и будет зависеть, получится ли подружиться с новые коллективом. Небольшая хитрость состоит в том, что самый быстрый и эффективный подход – это просто дать человеку то, что заботит его в данный момент. Если секретарь возится со сломавшимся факсом, то можно подоспеть со своей предложенной помощью. А если вы краем уха услышали, что у сотрудницы ребенок постоянно забывает расписание уроков, то можно преподнести небольшой подарочек–распечатать график занятий на этот месяц, который ребенок может сам заполнять. Помните, что коллектив работал уже до вас, поэтому тут лучше не спорить, кто кого будет завоевывать, а первому сделать свой вежливый шаг. При этом не забываем, что людей нельзя отвлекать от работы, нужно просто выбрать “подходящий момент».

От того, как получится подружиться с коллективом, зависит ваша нормальная, полноценная рабочая среда. Никогда не давайте личные комментарии по поводу профессиональных навыков того или иного работника, а тем более личные замечания. Беседу лучше вести на тему работы или же на совсем отвлеченные темы, но не слишком увлекаясь. Золотым правилом избегания каких-либо проблем на рабочем месте будет то, что коллектив нельзя посвящать в ваши переговоры с начальством. Стоит держаться подальше и от сплетен.

24.03.2015 | 1353

Когда вы научитесь определять роли, которые играют ваши коллеги, работать станет намного проще. Проверьте на себе!

Вы только начали вливаться в новый коллектив? А может, уже давно работаете, но так и не смогли найти общий язык с сослуживцами? Возможно, проблема в том, что вы неправильно считываете социальные роли, которые играют ваши коллеги. А это значит, что общаетесь с ними вы тоже неправильно.

Мы расскажем, как правильно классифицировать коллег, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей и неловких моментов.

Официальный лидер

Это даже не социальная роль, а должность человека. Ваш начальник может не быть лидером по натуре, но ступень, на которой он находится в компании, вынуждает его руководить коллективом.

В этом случае все просто. Вы обязаны подчиняться указаниям начальства независимо от того, нравятся они вам или нет. Также вы должны уважать руководителя или же создавать правдоподобную видимость уважения. Ну и не нужно сплетничать о стоящих выше на карьерной лестнице: это может обернуться полной катастрофой.

Неофициальный лидер

Роль, которая существует практически в любом коллективе, особенно если официальный руководитель слаб. Как правило, это место достается харизматичному и уверенному в себе человеку, который имеет собственное мнение по любому вопросу.

Основная черта неформального лидера – к его мнению прислушиваются, его считают основополагающим при решении проблем.

Если вы хотите завоевать расположение коллектива, относитесь с уважением к «главе». Но не стоит подлизываться и льстить: это настроит против вас всех до единого.

Правая рука лидера

Этот человек помогает лидеру во всех делах. Его еще можно назвать серым кардиналом. Как правило, это рассудительный, умный и хитрый товарищ, который не любит внимания к своей персоне, но при этом хочет вершить судьбы народа. Что благополучно делает, нашептывая лидеру на ушко свои идеи.

С серым кардиналом лучше дружить или, по крайней мере, сохранять нейтралитет. Если вы перейдете ему дорогу, велика вероятность, что на вас вскоре обрушится гнев лидера и других членов коллектива.

Оппозиция

Всегда есть люди, которые недовольны текущим положением дел и хотят сами встать у руля. Оппозиция чаще всего состоит из потенциальных неофициальных лидеров и их свиты. Их деятельность заключается в критике всех действий, которые совершает нынешний глава коллектива.

Будьте осторожны с «бунтарями». Ваше участие в их деятельности может испортить вам карьеру. Даже если вы недолюбливаете неформального лидера, не стремитесь высказывать свои мысли при посторонних. Исключение лишь одно: вы сами претендуете на бразды правления.

Работяги

Есть работники, которым абсолютно неинтересна «игра престолов» в коллективе. Все, чего они хотят, – это качественно и в срок выполнять свою работу. И, надо сказать, такая позиция – одна из самых здравых и заслуживающих уважения. Именно за счет этих сотрудников компания и держится на плаву.

С работягами можно и нужно дружить: как правило, они спокойные и хорошие люди, которых не в чем упрекнуть.

Склочники

Вы наверняка сталкивались с человеком, которому всегда все не так. В большинстве коллективов такой есть. Ему постоянно дует из окна, бумага в принтере кажется недостаточно белой, а действия других членов коллектива – направленными против него. Именно склочники и разжигают большую часть конфликтов, потому что дрязги и скандалы – единственное, что приносит им удовольствие.

«Темная лошадка»

Если вы только пришли в коллектив, то, скорее всего, сейчас сами играете эту роль. Вы новичок, о вас никто ничего не знает. И если вы не прирожденный лидер, то наверняка стараетесь держаться в тени, изучая обстановку.

Иногда и сотрудники, которые много лет находятся в коллективе, все равно остаются загадкой для сослуживцев. Они необщительны, замкнуты, погружены в себя.

Будьте спокойны и дружелюбны, ответственно выполняйте работу – и сможете ужиться с любым членом коллектива.

Новая работа, наконец-то, найдена. Вместе с ожиданием стабильного дохода, новых ощущений, знакомств, приходят всевозможные страхи, появляются новые задачи. Что предпринять, чтобы показать себя с лучшей стороны и быстрее влиться в коллектив?

Роли коллег

Психологи говорят: каждый трудовой коллектив уникален - это целый живой организм, каждый работник в нем служит связующим звеном, поэтому не заменим. Выполняя свои трудовые и социальные функции члены коллектива играют определенную роль. Если вы хотите быстрее влиться в коллектив, узнайте, кто есть кто и найдите своё место в схеме взаимодействия.

Координатор - человек, который организует работу, направляет коллег.

Не обязательно в этой роли выступает руководитель. Это может быть другой человек, даже самый неожиданный (не начальник отдела, а рядовой специалист). Как правило, он работает в организации даже дольше директора, «болеет всей душой» за общее дело. Поэтому всем дает поручения, подсказывает, как лучше поступить. Сам коллектив настолько привык получать задания от этого человека, что в случае вопросов и внештатных ситуаций бежит именно к нему.

Как вести себя с ним? Ни в коем случае не пытайтесь занять его место, пока он работает в этой компании, никому и никогда это не удастся. Поскольку весь коллектив привык получать от него указания. Слушайте его внимательно, спрашивайте, он будет рад помочь. Если он поймет, что нужен вам, а вы ему (вы толковый сотрудник), сможете заручиться его поддержкой. С таким покровителем место в коллективе вам обеспечено.

Правая рука босса или «серый кардинал»

Чаще всего эту роль исполняет заместитель директора - мужчина или женщина. Этот человек выполняет 80% обязанностей руководителя, на нем держится весь бизнес. Правая рука решает глобальные задачи (встречи со СМИ, переговоры с партнерами, поставщиками, распределение средств, комплектация штата), а бытовые остаются на совести координатора. Кстати, «серый кардинал» может совмещать эти две роли.

Как себя вести? Беспрекословно подчиняться, относиться с уважением, ведь благодаря ему бизнес не просто держится на плаву, а процветает.

Генератор идей

Практически в каждом коллективе найдется сотрудник, выходящий за общепринятые рамки поведения. Ему прощается всё, ведь только он способен генерировать новые идеи, ставить нестандартные задачи, направлять бизнес по новому пути, который всегда приводит к долгожданным результатам - повышению прибыли, расширению.

Как вести себя с ним? Спорить бесполезно, особенно новичку. Этот «светлый мозг» коллектива, «лучик надежды» босса всегда прав. Только он может видеть истинный путь… Старайтесь найти способы реализации его задумок - верный способ заявить о себе, влиться в коллектив и дать начальнику то, ради чего он взял на работу нового человека.

Неприкасаемые - приближенные к начальству, верные помощники директора.

Эта роль достается друзьям детства, близким родственникам, которые когда-то были взяты на работу. Они не будут служить вам помехой, скорее станут хорошим товарищем на работе, с которым можно пошутить, попить чашечку кофе, побеседовать.

Как вести себя с ним? По-дружески. Но помните, при них ни слова о директоре, только если вы хотите сказать что-то хорошее.

В каждом коллективе свой набор ролей, вам могут встретиться: «гороховые шуты», пустословы, «заботливые мамы», энтузиасты, работяги, склочники и даже «козел отпущения». Ваша главная задача, во время периода адаптации быть толерантной со всеми (1-3 месяца), запомнить имена своих коллег и постараться найти к каждому из них подход (для этого обратите внимание на их привычки, особенности поведения, традиции).

Как наладить отношения с коллективом

Соблюдайте основные правила поведения, которые помогут быстрее влиться в новый коллектив.

  1. Приходите на работу в опрятном, ухоженном виде. Но ничего вызывающего не одевайте. Отдайте предпочтение скромным, но солидным нарядам.
  2. Улыбайтесь чаще. Скажите доброе утро с улыбкой и вам будут рады.
  3. Будьте открыты, рассказывайте о себе, своих буднях (но не о личных проблемах). Так вы продемонстрируете коллегам, что вы обычный человек - открытый, добрый и настроен на общение. Тогда люди сами к вам потянутся, примут за своего и будут вас опекать, пока вы не окрепнете (пока не завершиться ваш процесс адаптации), а может и дольше.
  4. Приходите людям на помощь. Покажите, что вы готовы быть частью команды: ради этого, будете выходить за рамки своих непосредственных обязанностей. Опять же в этом совете нужно чувствовать тонкую грань, при пересечении которой на вас сваляться многочисленные часы неоплачиваемой работы.
  5. Наладьте контакт с теми, кто сидит рядом. Покажите, что вы хотите быть полезной, заинтересованы в скорейшей адаптации на новом месте, желаете влиться в коллектив и вам помогут быстрее обустроиться.
  6. Не стесняйтесь задавать вопросы, но и не переборщите с ними (на многие вопросы вы можете найти ответ самостоятельно, чтобы не слишком докучать коллегам, не стать для них обузой).
  7. Следуйте принятым традициям и не пытайтесь устанавливать свои, если они противоречат привычному образу жизни коллектива.

Как найти свое место на работе

Универсальные советы психологов:


Адаптация в новом коллективе

Период адаптации на новой работе - самый сложный процесс в профессиональной жизни. В это время на вас сваливаются неимоверные психологические нагрузки (общение с новыми людьми, психологическое давление, стремление понравиться и страх не справиться). Чтобы новые обязательства оказались вам по плечу, чтобы удалось влиться в коллектив быстрее и успешно преодолеть испытательный срок (если таковой имеется), поддерживайте сами себя.

Напоминайте себе - ради чего вы пришли на работу в эту компанию. Говорите себе - ты обязательно справишься! Используйте нерабочее время, чтобы перевести дух и подготовиться к следующему дню: подберите очередной наряд, приведите себя в порядок, почитайте о компании (её историю, достижения, о коллективе, об отделах). С такой информационной базой вам будет проще влиться в коллектив. И спокойно ложитесь спать. Самое главное в период адаптации - хорошо высыпаться.

Вопросов в тесте: 9

Чтобы пройти этот онлайн тест, вам прийдется ответить на все его вопросы. Естественно это займет некоторое время. Отвечать желательно первое что приходит в голову, т.к. именно эта информация в большинстве случаев самая правдивая.

Готовы?
Тогда нажмите кнопку "Начать тестирование"!

Собственная оценка своих заслуг – дело, разумеется, хорошее и заслуживающее внимания. Тем не менее, для многих из нас гораздо важнее знать и понимать, как относятся к нам коллеги по службе и руководство. Мнение о себе укрепляет самоуверенность, придает сил и увеличивает трудоспособность. Низкая оценка, наоборот, заставляет опускать руки и плыть по течению, куда-нибудь, да и вынесет. Если вас интересует результат тестирования, ответьте на несколько вопросов, и вы получите итоги небольшого психологического изыскания. Итак, пройдем тест «Ваше место на работе». Искренне и открыто отвечайте на предложенные вопросы, иначе результат не будет соответствующим истине. А затем постараемся обсудить его итоги. Вполне возможно, что ваше личное мнение будет разительно отличаться от итогов тестирования, не нужно сразу и окончательно расстраиваться, лучше задуматься и понять, почему так получилось.

Итак, каковы результаты? Вы считали до этого момента, что вы достаточно уважаемый и нужный человек, как для коллектива, так и для начальства. Тест показал противоположные результаты. Разберемся, почему это произошло, и для этого вам нужно кое-что вспомнить. Как часто за последнюю неделю к вам подходили спросить совета в каком-то сложном вопросе (или не очень сложном)? Как часто руководитель вашего отдела поручал вам чрезвычайно важное дело, которое, как вы думали, вам по плечу? Сколько раз за последние дни вы отвечали «Нет» на вопрос коллеги «Не поможешь»? А теперь еще раз подведите итоги воспоминаний. Отсутствие просьб коллег и поручений начальства говорит о том, что на работе у вас не все так безоблачно и гармонично, как вы думали. К вам не обращаются по двум причинам. Либо заранее уверены в отказе, либо не считают вас достаточно опытным и ответственным сотрудником для исполнения важного поручения. В этом случае вам необходимо изменить линию собственного поведения и отношения с коллегами по службе.

Если вас просят о помощи, это не значит, что 100% этот сотрудник ничего не знает и не умеет, возможно, ему действительно трудно. Ваша мысль при этом «Сам сделаешь, за это тебе деньги платят» не слишком уместна, потому что помощь в трудную минуту вознаграждается признанием и уважением. То есть, именно тем, чего вам не хватает в настоящий момент. При поручении начальства важного задания, начните его выполнение с того, чтобы выяснить все детали. Полная картина способствует более качественному исполнению. Руководству лучше объяснить вам подробности, чем потом исправлять ваши недочеты и считать вас некомпетентным сотрудником. Изменив отношение к просьбам, советам и критике коллег по работе, вы станете более искренним и открытым человеком. Все поймут, что на вас можно положиться в трудную минуту или доверить разрешение важного вопроса. Значит, вы действительно заслуживаете уважения и признания, вас будут ценить, продвигать по служебной лестнице и всячески поддерживать. И, что самое приятное в признании руководства, платить хорошую заработную плату.