Парки и сады проекты. Проектирование парков и набережных

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.

С давних времен оформление и правильная организация садов имела очень большое значение. Сегодня все чаще для создания на территории своей усадьбы красивого парка для отдыха и эстетического наслаждения обращаются к специалистам в этой области.

Проектирование ландшафтного дизайна – это целое искусство, которое совмещает в себе основы инженерии и архитектуры, растениеводства, а также теорию философии, культурологии и истории.

При планировании архитектуры и дизайна новых парков еще древние мастера пытались совместить красоту природы и функциональность объекта, но при этом строго следовали основным философским взглядам и традициям своего народа. Различные стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Кроме того, методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные и религиозные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой. На протяжении многих веков парк на территории собственного земельного участка был доступен только богатым особам из высшего общества. Довольно часто красота оформления собственного сада свидетельствовала о размерах финансового достатка его хозяина.


Теория дизайна парков и садов европейской и азиатской цивилизации такая же разная, как и основы их философских взглядов и восприятие мира. Сегодня в современном ландшафтном дизайне архитекторы постоянно делают анализ существующего опыта и ищут свежие идеи, при этом довольно часто пытаются совмещать основы различных стилей, присущие восточным и западным культурам. Не всегда такая работа бывает удачной. Без знания базовых принципов планирования садово-паркового объекта, без внутреннего ощущения тонкой философии в стилях достичь хорошего результата просто невозможно.

Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

Регулярный (геометрический или французский) стиль – такой сад или парк имеют четкие симметрические линии, геометрически правильный план размещения всех объектов. Планирование такого парка начинается с определения основной центральной линии, которая несет основную смысловую нагрузку. Все аллеи имеют в своей основе ровные линии, цветники и бассейны правильной формы. Кустарники и деревья подстригаются.


Английский (пейзажный парк) парк – разбивается с учетом естественного местоположения всех объектов. Стиль возник в Англии в 18 столетии после выхода из моды эпохи барокко. Основы этого стиля отличаются красивыми плавными природными линиями, вымощенными брусчаткой или камнем дорожками. Все объекты максимально сохраняют свой естественный вид, чего нет во французских парках. Также отличительной чертой таких садов является ярусный подход при высадке растений.


Китайский стиль – основы этого стиля отличаются полной гармонизацией при размещении садовых композиций. Все подчинено законам восточной философии и имеет глубокий сакральный смысл, чего нет в европейских культурах.


Японские сады – это небольшая демонстрация мировоззрения японской нации. Все имеет свое истинное назначение и занимает строго определенное место. Первые принципы и основы организации японских паков были разработаны еще буддийскими монахами. Они отражают совершенство природного мира, а иногда и всей вселенной.


Мусульманский (мавританский сад) – отражение восточной мудрости и неспешности. Ароматы экзотических цветов, пение птиц, тихое журчание водоемов полностью способствуют расслаблению и умиротворению. В восточных странах парки и садовые территории всегда были кусочком рая на земле. При обустройстве архитектуры парка строго чтятся все законы ислама. Именно при дворцах восточных правителей садово-парковое искусство получило свое активное развитие.


Гармоничность и красота природных островков сада хорошо влияют на физическую форму и душевное равновесие. Научными исследованиями давно установлены факты положительного влияния природы и правильной организации окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Хорошо продуманный и утонченный дизайн приусадебной территории будет приносить радость и удовольствие своему владельцу. Это возможно только в том случае, если при составлении программы работ были проанализированы и учтены все пожелания заказчика. Нередко бывает так, что даже самые дорогие и модные работы дизайнеров вызывают неприятные чувства. И наоборот, созданные собственными руками простые и незамысловатые пейзажи радуют глаза и душу, вселяя спокойствие и умиротворение.

Для того, чтобы человек мог отдыхать в своём саду и избавляться от повседневных хлопот, проектирование должно проводится в соответствии с определенными правилами и включать анализ всех факторов влияния на окружающую природную среду и имеющуюся на участке архитектуру.

Теория разработки ландшафтных проектов участка своими руками

Основным этапом в работе над дизайном ландшафта является разработка художественного проекта и программы действий по его реализации. Для этого создается набросок плана размещения композиций, архитектуры и основных объектов парка или сада.


Пример схемы ландшафтного проекта

При составлении программы высадки растений архитектор обязательно должен анализировать и учитывать в своей работе следующее:

  • При высадке растений нужно учитывать групповой характер этого процесса. Растения одного вида или родственных родов должны высаживаться рядом. Иначе территория приобретет пустой и незаконченный вид.
  • В работе по посадке растений не нужно использовать прямые линии, поскольку это не дает возможности для формирования кустов. Такое расположение создает неестественный вид, чего следует избегать. Но при этом не нужно нарушать сбалансированность общей композиции. Все должно быть гармонично.

Грамотная организация пространства позволяет разместить на территории парка или сада отдельные участки, где можно отдохнуть в кругу близких и друзей, и участки, дающие возможность провести время в одиночестве наедине со своими мыслями.


Пример визуализации дизайн-проекта сада

Элементы, которые используются при декоративном оформлении территории парка или сада своими руками, подразделяются на основные группы:

  • Здания или сооружения усадьбы, которые, как правило, являются центром всего проекта. В таком случае основной задачей дизайнера становится анализ имеющихся объектов и последующее сглаживание, смягчение резких и строгих геометрических форм постройки. При этом это могут быть целые комплексы зданий, выполненные в различных стилях и имеющие самое различное предназначение. Тогда работа специалиста значительно осложняется.
  • Травяное покрытие для формирования газонов.
  • Зеленые посадки деревьев и кустарников, а также цветов. Это могут быть отдельные растения, так и целые композиции.
  • Большие декоративные элементы:
    • водные объекты (ручьи, рукотворные озера, фонтаны, акведуки);
    • каменные объекты (большие камни или композиции из груды камней, скульптуры).
  • Небольшие элементы декора садовой архитектуры (светильники, маленькие композиции).

Разработка ландшафтного проекта участка своими руками начинается со следующих работ:

  1. Планирование мероприятий по озеленению территории усадьбы
  2. Создание проектов для размещения водных объектов;
  3. Размещение садовой дорожки;
  4. Анализ и составление плана ландшафтного освещения;
  5. Разработка программы и построение дренажной системы объекта.

Программы по озеленению территории парка или сада своими руками

Начинается планирование дизайна и архитектуры будущего сада с анализа имеющейся растительности и составления программы озеленения.

Озеленение территории усадьбы подразумевает процесс заполнения территории участка растительностью. Но специализированные организации могут включать дополнительно большой перечень услуг.

Программа работ по озеленению парка или сада охватывает следующие пункты:

  • Выезд дизайнера для ознакомления с участком, сбор и анализ пожеланий хозяев.
  • Разработка проекта. При этом создается несколько рабочих эскизов. Заказчики имеют возможность в процессе подготовительных работ выбрать наиболее подходящий вариант.
  • Подготовка участка парка или сада к проведению работ. Завоз необходимых инструментов и материалов на территорию.
  • Анализ и определение зон на участке, внесение информации в чертежи.
  • Полное снятие слоя почвы, непригодной для высадки растений.
  • Создание декоративных водоёмов, заложение котлованов для озер и фонтанов, выкладка декоративных камней.


  • Завоз плодородной почвы.
  • Анализ размещения растительных композиций и сооружение системы полива и освещения на территории объекта.
  • Формирование аллей и дорожек, постройка беседок или других декоративных помещений, если они запланированы.
  • Выбор и завоз различных видов растений.
  • Формирование границ для растительных композиций.
  • Выкладывание на дно специального агроволокна.
  • Закладка труб для дальнейшего полива композиции.
  • Засыпание специального мульчирующего материала.
  • Высадка растений и газонов, проверка системы полива.
  • Чистовая уборка сада после проведения работ.

Программы создания растительных композиций подразумевают использование самых разных видов растений. При этом цели высадки и функции, которые они должны выполнять на участке, также могут быть самыми разными. Для этого используют лиственные и хвойные многолетние растения. Из них формируют бордюры, аллеи и живые изгороди.

Деревья на приусадебных участках используют редко. Чаще это элементы большого садово-паркового объекта. Если на территории уже есть растительность, то ее, как правило, пытаются сохранить и гармонично вписать в новый ландшафт.

Обычно при декорировании архитектуры участка правила дизайна предусматривают групповые высадки растений. Они могут иметь различный состав. Как правило, такие композиции помогают избежать резкого перехода от насаждений к открытому пространству объекта. В группе делается акцент на одно растение, а остальные являются просто фоновым сопровождением. При этом очень важно учитывать природные характеристики того или иного вида, его форму и размер.

В центре декоративного объекта размещаются высокие растения. И по мере приближения к открытому участку высота растений уменьшается. Дизайнеру следует учесть, что композиция не должна терять свой внешний вид на протяжении всего периода активного развития растений.


Формирование газонов своими руками также имеет немаловажное значение. Ухоженные газоны являются прекрасным фоном для основной группы растений, выгодно оттеняя цвет деревьев и кустарников, а также близлежащие объекты архитектуры. Это своего рода объединяющий элемент, который делает композицию целостной. Кроме того, он прекрасно выполняет функции по снижению температуры в летний период, задерживает влагу в засушливый период.

Чтобы сад не стал хаотичным скоплением растений, программы озеленения обязательно предусматривают свободные участки с насыпью гальки или песка. Такое сочетание позволяет гармонизировать пространство объекта и придать ему свой стиль и очарование.

Гармоничный подбор цветов составляет основы теории проектирования садово-парковых зон. Правила выбора палитры для сада ничем не отличаются от общепринятых при оформлении интерьеров.

Ландшафтное проектирование участка должно предусматривать размещение на территории интересного объекта, который будет привлекать внимание посетителей. Кроме того, анализ опыта разбивки парка говорит о том, что проект должен отличаться простотой и удобством. Иначе за объектом будет достаточно сложно ухаживать в дальнейшем.


Создание водоемов

Ничто так не украшает природный ландшафт объекта, как водоем. Он хорошо дополнит растительные композиции, придаст определенный шарм и создает необходимый микроклимат.

Создать его своими руками не так уж и сложно, но гарантию качества вы можете получить, только заказав услуги профессионалов.

Водоемы можно сделать самые разные:

  • Пруды;
  • Ручьи и каскады (водопады);
  • Фонтаны;
  • Садовые аквариумы.


При строительстве водоема на территории усадьбы своими руками необходимо учесть основные правила:

  1. Анализ размера сооружения . Здесь важно не переусердствовать. Оптимальным вариантом для участка в десять – пятнадцать соток будет водоем с водным зеркалом от четырех до пяти квадратных метров.
  2. Расположение водного объекта . Очень важно чтобы вода хотя бы шесть часов в день прогревалась солнечными лучами. Поэтому нельзя размещать водоем в тени деревьев.
  3. Материалы, используемые для постройки водоемов своими руками . Чтобы водоем прослужил долго, нужно использовать современные высокопрочные материалы и соблюдать правила их эксплуатации.
  4. Технические сооружения для обслуживания водоема. Вам необходимо позаботиться о качественной системе труб и насосов. Найти подходящие материалы и технику вы можете в онлайн-магазинах.
  5. Также нужно отдельное внимание уделить флоре пруда для поддержания микроклимата и баланса природных условий. Вы можете поселить в водоеме и обитателей, развести различные виды рыб или лягушек.
  6. Программа ухода. Искусственные водоемы подлежат обязательной чистке, иначе на месте прекрасного пруда рано или поздно образуется болото. Если вы не любите проводить эти работы, то всегда можно обратиться к специалистам, которые сделают это грамотно и качественно. Заказать услугу по очистке водоема можно на специализированных сайтах в режиме онлайн.

Специалисты «Архитектурной мастерской Светланы Корж» имеют уникальный опыт проектирования и реализация проектов парков, скверов, зон отдыха, территорий торговых и общественных зданий, а также частных территорий. В активе Светланы Корж разработка генпланов и решение ландшафта загородных поселков - от концепции до выполнения полного объема рабочей документации. Мы разрабатываем и воплощаем в жизнь лучшие инженерные решения; работаем над созданием новых дизайнерских форм в архитектуре ландшафтных сооружений, ищем креативные решений для декоративных прудов и водопадов, а также работаем над геопластикой искусственного рельефа и дендрологией ландшафта... На высоком профессиональном уровне разрабатываем частные сады и парки используя различные архитектурные стили. Выполняем проекты любой степени сложности и объема.

Ландшафтне проекты мастерской Светлана Корж отмечены многими наивысшими наградами:

2010 год , вручается за выдающиеся заслуги в области ландшафтной архитектуры и дизайна. Тема: "Проектирование и воплощение ландшафтных объектов частных усадеб с вдохновением и душой". Этой наградой отмечены объекты: 1) ландшафтный сад для детей - «Сад для птиц, бабочек и детей» и 2) концептуальный сад «Озеро вдохновений», разработанный для выдающегося модельера и дизайнера одежды Вячеслава Зайцева.

2009 год - Национальная премия в области ландшафтной архитектуры и дизайна «Україна квітуча» «Большая золотая медаль» - Гран-при . Объекты 1) Архитектурно-планировочные и дендрологические решения по реконструкции парка «Орлятко» 2) Парк «Відрадний», решение входной группы.

2009 год. Лауреат «Международный ландшафтный фестиваль в Таллинне». Тема «Сад средневековья» - первое место

2008 год - Национальная премия в области ландшафтной архитектуры и дизайна «Україна квітуча» «Золотая медаль» - ,. Были представлены реализованные объекты: 1) Сад в японском стиле 2) Сад в мексиканском стиле 3) Сад в английском стиле 4) Русский сад

Услуги по ландшафтному проектированию

Фотогалерея проектных работ Геодезия
Проектирование общественных территорий
3 -д графика и визуализация
Прайс – лист

«Архитектурная мастерская Светланы Корж» выполняет работы по проектирования и реконструкции городских садов, парков, скверов и бульваров, общественных и частных территорий. Мы также работаем совместно с проектными институтами, инвестиционными компаниями, архитектурными бюро и мастерскими. На субподряде разрабатываем планировочные концепции, решения.. генпланов, дендрологию и показательный материал для согласования ландшафтных решений. После выполнения проектных работ осуществляем авторский надзор или реализуем ландшафтные проекты - выполняем работы по озеленения и благоустройству.

Этапы и разделы проектирования

Раздел 1. Фотогалерея проектов

В разделе представлены проектные работы по разработке ландшафтного дизайна общественных территорий (городские скверы и парки) и частных усадеб.

Подробней в РАЗДЕЛЕ «ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРОЕКТОВ»

Раздел 2. Предпроектные мероприятие и документы:

Для того, чтобы начать проектировать, необходимо получить задания на проектирование от организации-заказчика. При проектировании частной усадьбы, задание на проектирование составляется вместе с владельцем коттеджа или усадьбы.

Подосновой для проектирования парка, сквера или внутридворового пространства служит геодезическая топосъемка с нанесенными сетями всех коммуникаций.

Если это частный участок с коттеджем, то определяется площадь этого участка, записываются пожелания заказчика, его предпочтения, количество проживающих человек, их интересы. Определяется направление стиля сада. Если частный участок имеет сложный рельеф, то также необходимо выполнить геодезическую топосъемку.

Oчень важно определить состав грунта и содержание гумуса. Агрохимический состав почвы поможет определить предпочтения в выборе растений для озеленения участка и определить меры по улучшению структуры почвы, создать условия для развития и роста растений.

Подробней в РАЗДЕЛЕ 2 «ПРЕДПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ»

Раздел 3. Геодезическая топосъемка:

Подосновой для проектирование генпланов скверов, парков, а также для разработки благоустройства и озеленении городских и частных участков и территорий является геодезическая топосъемка.

Мы выполняем геодезическую топосьемку, которая необходима, как одно из предпроектных мероприятий. На топографическом плане точно наносятся отметки и привязка существующих деревьев, отметками рельефа, зданий и сооружений, подземных коммуникаций таких, как газ, телефон, электричество, водопровод, канализация (место и глубина заложения этих сетей). Особенно геодезическая топосьемку необходима при проектировании общественных и городских территорий. Проектирование частных участков со сложным рельефом (холмистость, уклон, овраги) также необходимо начинать с геодезической топосъемки местности, что поможет в дальнейшем сэкономить на объемах бетонных, кладочных и других работах, таких как укрепление склонов.. и пр.

Подробней смотреть в РАЗДЕЛЕ 3 «ГЕОДЕЗИЯ»

Раздел 4. Проектирование общественных территорий

Перед ландшафтным проектированием общественных территорий ставятся совсем иные задачи, чем при проектировании территорий частных усадеб. Хотя в обеих случаях – они выполняют одну и туже функцию-это гармонизация окружающего пространства. В формировании общественных территорий во – первых: совсем иной масштаб, он подчинен окружающей застройке и во многих случаях это многоэтажная застройка. Если в частной усадьбе применяется более укрупненный масштаб, например, высаживаются крупномеры, частный парк начинает походить на городскую парковую зону.

На характер и стиль благоустройства общественных территорий влияет ее размещение. Естественно, благоустройство и озеленение исторической части города будет значительно отличаться от благоустройства территорий с современной застройкой. Современная застройка рождает новые креативные ландшафтные композиции, новые формы водных сооружений и новый дизайн малых форм. В этом преуспели не только западные страны. Большими темпами развивается ландшафтная архитектура и дизайн общественных территорий в Китае. Проектные решения китайских ландшафтных архитекторов очень точно переносятся в натуру, без всяких упрощений, даже в деталях. К сожалению, киевские скверы и придомовые территории, даже в новых районах выглядят довольно скромно и незатейливо, а отношение к формированию эстетического ландшафтного пространства – вторично. Очень часто решение этой проблемы архитекторы полностью перекладывают на плечи дендрологов. Необходима совместная работа архитекторов, дизайнеров и дендрологов. Хотя Киев может гордится ежегодными цветочными выставками на Спивочем поле. Стали радовать своим дизайном и озеленение коммунальные территории - пространств вдоль проспектов и городских улиц.

Большие возможности для ландшафтного архитектора представляются при создании «коммерческих» ландшафтов - загородных клубов и ресторанов. Название ресторанов и клубов позволяет создать нашим специалистам соответствующие «ландшафтные истории», поработать над характером и стилем искусственного пейзажа, создать тематический парк.

Особый характер носит озеленение и благоустройство территорий перед бизнес-центрами, крупными корпорациями, развлекательными центрами и торговыми супермаркетами. Это одно из новых направлений в ландшафтном дизайне, где специалисту необходимо соединять сдержанность, респектабельность и демократичность.

В благоустройстве и озеленении общественных территорий почти всегда участвуют все компоненты ландшафта – это скульптура, малые формы, водные сооружения, фонтаны, водопады, декоративное мощение и выразительное декоративное озеленение. Стало более актуальным и разнообразным в ландшафтном дизайне декоративное освещение.

Особое место в ландшафте стали занимать природные камни. Рокарии, альпийские горки, японские сады смело вышли из частных садов и достойно украшают общественные территории. Наша компания, кроме перечисленного, разрабатывает и выполняет новый модный сад камней – «чешские скалки».

Общественные и «коммерческие» сады хорошо дополняют декоративные птицы-уточки, лебеди, павлины, сазаны и даже страусы. Хорошее дополнение к ландшафту - небольшой зоопарк. Их уместно размещать в местах семейного отдыха - загородных клубах и ресторанах. Кролики, лисички, олени, белки, черепахи, козочки и овечки - могут быть обитателями этих зоопарков.

Особые требования предъявляются к проектированию лечебных учреждений – больниц, госпиталей и санаториев. В проекте необходимо учитывать ряд специфических факторов предъявляемых к дендрологии, цвету и композиции. Больничные сады должны выполнять лечебную функцию.

Высоким художественно-эстетическим требованиям должны отвечать благоустройство и озеленение курортных зон, пионерских лагерей и баз отдыха. Здесь особое внимание уделяется цветникам, газонным партерам и искусственным водным сооружениям таким, как фонтаны, декоративные бассейны, ручьи. Обязательно выделяется место для спортивных и игровых площадок. Территория пансионатов, домов отдыха, санатоиев и других курортных территорий озеленяется экзотическими растениями и красиво-цветущими кустарниками. Аллеи курортных парков трудно представить без скульптурных композиций.

Зеленые насаждения на территории высших учебных заведений играют в основном санитарно-гигиеническую и архитектурно-планировочную роль. Парковая территория возле ВУЗов по нормативным требованиям должна занимать не менее 40% общей территории.

Озеленение школьных и дошкольных учреждений кроме эстетических и санитарно гигиенических функций выполняют познавательную роль. Для этого устраиваются научно-исследовательские площадки с определенными видами растений и формами рельефами. Традиционные клумбы, цветники и композиции из деревьев и кустарников насыщают воздух детских учреждений фитонцидами, в то же время выполняют оздоровительную роль. Умственное, физическое и эстетическое развитие человека закладывается с детства, поэтому в проектирование благоустройства и озеленения школьных территорий, а также территорий детских садов необходимо применять креативные дизайнерские решения, подбирать разнообразный по форме, цвету и запаху посадочный материал для создания гармонической среды.

Проектирование озеленения и благоустройства жилых районов, внутридворовых пространств и территорий коттеджных поселков в настоящее время претерпевает изменение в качественном и количественном аспекте. В связи с уплотненной жилой застройки ландшафтные композиции усложнились, стали более выразительными, разнообразными и многослойными. Озеленение пространства развивается по вертикали., в него включаются даже крыши и стены домов.

Важный этап завершения и реализации проектных решений - это авторский надзор , за производством работ по благоустройству и озеленению.

Подробней о проектировании общественных и промышленных территорий можно узнать в РАЗДЕЛЕ 4 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТНРРИТОРИЙ»

Раздел 5. Проектирование парков

Прежде чем приступить к проектированию или реконструкции парка , необходимо знать к какому функциональному типу принадлежит или будет принадлежать данная парковая территория. К основным типам парков по их функциональному назначению относятся:

  • Эстетическо-декоративные парки
  • Культурно-зрелищно-массовые парки
  • Парки развлечений
  • Спортивно – физкультурные парки
  • Парки оздоровительного профиля
  • Детский парк общего типа
  • Парки при промышленных территориях
  • Заповедники
  • Этнографические парки
  • Мемориальные парки
  • Гольф - клубы
  • Заказники
  • Ботанические и зоологические парки
  • Национальные парки (резерват природы)

В зависимости от назначения парка разрабатывается схема функционального зонирования территории парка, на основании которой разрабатывается архитектурно-планировочная схема. Функциональное зонирование каждого из этих парков различное. Но есть общие или основные необходимые зоны для каждого из них, это –

    Входная группа

    Зона отдыха и развлечений (детский сектор, аттракционы)

    Зона обслуживания (рестораны, кафе, киоски)

    Спортивная зона (спортивные площадки, фитнесцентры)

    Зона тихого отдыха (аллеи, тропинки, дорожки, лужайки, озера и искусственные водоемы, скамьи, беседки, клумбы)

    Зона методологического обслуживания и клубно-секционной работы (библиотеки, лекционные залы, изостудии и др..)

    Зона экспозиций и коллекций

    Административно-хозяйственная зона

Городской сад – это структурный элемент озеленения городской территории, предназначенный для кратковременного отдыха населения, ограничен площадью (от 2-до6га) и размещен в системе жилых районов или центра города, не допускающий широкой номенклатуры функциональных зон. Главный вход в сад устраивается в местах концентрации пешеходов. По характеристике использования сады могут быть прогулочными или зрелищными . В зрелищном городском саду планировочная структура решена в виде своеобразного открытого пространства для зрителей. При проектировании необходими учитывать, что в городском саду могут размещаться площадки отдыха для взрослых, игровые площадки для детей, фонтаны, павильоны, скульптуры или памятники, общественные туалеты.

А что необходимо учитывать при проектировании городского сквера ? Сквер – это зеленые насаждения на площади или улице, которые выполняют архитектурно-декоративную роль и используются для кратковременного отдыха. Скверы по назначению делятся на такие основных группы: тихого отдыха и прогулок, мемориальные, развлекательные, историко-архитектурные, выставочные (цветы, скульптура), декоративные, информационные, разделительные и игровые. В зависимости от назначения и функциональной ориентации сквера в проекте решаются задачи по разработке дизайна малых форм и композиции в озеленении .

Бульвары и набережные , как правило решают рекреационную и архитектурно планировочную задачу и используются для прогулок и пешеходного движения.

Работы по благоустройству и озеленению городских парков и скверов обычно выполняют коммунальные службы и предприятия, поэтому очень важно, что бы автор проекта вел авторский надзор за работами на объекте до окончания всех видов работ.

Более подробно о проектировании парков, скверов, городских садав, бульваров и набережных смотреть в РАЗДЕЛЕ 5 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПАРКОВ»

Раздел 6. Проектирование частных усадеб и парков

Еще совсем недавно ландшафтная архитектура и дизайн касался только общественных садов и парков, курортных территорий и ботанических садов. В настоящее время ландшафтные архитекторы в частных садах и парках смело экспериментируют с различными стилями и направлениями. Искусственные ручьи, водопады и пруды – уже стали обязательными элементами даже маленького сада. Реализовать ландшафтный проект при наличии огромного выбора растений и декоративных материалов для мощения и благоустройства стало намного проще, чем 15 лет назад. И, тем не менее, выполнить хороший, грамотный проект, учитывающий все составляющие элементы благоустройства и озеленения без профессиональных навыков и опыта нельзя. Ведь для этого нужны знания в различных сферах – архитектуре, дизайне, композиции, знаний в области истории создания ландшафтных парков, дендрологии и инженерии.

Начинать необходимо проектирование с разработки основной идее (концепции). От новизны и креативности идеи зависит каким будет облик Вашего будущего сада Затем концепция облачается в более конкретные материалы и размеры в эскизном проекте.

После утверждения одного из вариантов эскизного проекта планировки и малых форм переходим к рабочему дизайн-проекту ландшафта. Основные чертежи рабочего проекта состоят из: 1) Генплана; 2) Разбивочного чертежа; 3) Плана дорожных покрытий; 4)Вертикальной планировки; 5) Картограммы земляных работ; 6) Дендроплана, 7) Спецификации посадочных материалов; 8) Схемы освещения; 9) Пояснительнай записки.

От сложности и объема проектных решений зависит, надо ли разрабатывать дополнительные чертежи. Дополнительные чертежи разрабатываются при сложных ландшафтных композициях, таких, как: входные группы, цветники, миксбордеры, коллекционные розарии, также иные коллекционные сады, цветные сады, сады камней, рокарии и японские сады и др.

Разрабатываются дополнительно чертежи дизайн и конструкцию малых форм и садовых сооружения таких, как: беседки, ротонды, барбикю, крытые уголки отдыха, перголы, ограждения и заборы, погреба, скамейки, шаблоны м чертежи кованные изделия, сложные рисунки мощения.

Наличие на участке различных водных сооружений требует их детальной проработки и проектирования Выполняются чертежи по разработке дизайна и конструкции фонтанных групп, индивидуальных бассейнов, искусственных озер, водопадов, каскадов и ручьев.

Подробнее смотреть в РАЗДЕЛЕ 6 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЧАСТНЫХ УЧАСТКОВ»

Раздел 7. Проектирование зимнего сада

Зимний сад – это один из компонентов интерьера любой усадьбы. Зимние сады очень часто располагают в пристроенных помещениях или отдельно-стоящих, хорошо остекленных зданиях. Зимний сад можно устроить и в коттедже, выделив для него комнату с хорошим освещением.

При проектировании и создании зимнего сада может стоять две проблемы.

Во-первых, необходимо выполнить проектную документацию на разработку дизайна и конструкции здания или помещения зимнего сада. Предусмотреть его отопление, кондиционирование, защиту от прямых солнечных лучей, а также подвод воды, канализации, и при необходимости - устройство дренажа для отвода излишней воды от полива. Особое значение для зимнего сада имеет освещение. В пректировании необходимо рассчитать мощность искусственного освещения и подобрать специальные лампы.

Во-вторых, разработать проект озеленения зимнего сада. Элементами ландшафта зимнего сада, кроме цветов и растений, могут быть водопаты, бассейны, сады камней, горки, лестницы, фонтаны, скульптурыи др. Поэтому в проектную документацию включаютсячертежи элементов ландшафта и малых форм.

Создавая красоту и уют в помещениях, мы строим прочную основу для восстановления здоровья, и успеха вашей коммерческой деятельности!

Подробней смотреть в РАЗДЕЛЕ 7 «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗИМНЕГО САДА»

Раздел 8. «3–D» графика и визуализация

Наша архитектурная мастерская выполняет ландшафтную, архитектурную и техническую 3D графику и выполняет визуализацию объектов любого уровня сложности: от частных садов и парков с коттеджами и малыми формами до городского ландшафта, любой степени проработки, от эскизной визуализации до анимационного ролика и 3-D презентация.

Основу нашего коллектива составляют профессиональные архитекторы и конструкторы, что позволяет создавать не только красивые, но и технически грамотные материалы, опираясь на любые исходные данные, от рабочих чертежей до набросков. Мы можем профессионально дорабатывать ваши идеи и эскизы, или разработать проект с нуля, создать красивый и убедительный набор демонстрационных материалов для продвижения проектов на выставках, переговорах и презентациях, для подачи материала для согласования.

Для проведения предварительного анализа или первичных обсуждений инвестиционных и строительных проектов мы предлагаем изготовление архитектурной визуализации зданий и окружающего реального ландшафта, композиции городского парка с увязкой всех сооружений и предложениями по малым формам, с комплектом аналитических материалов по анализу площади и объёмов объектов, а так же дендрологический анализ.

В архитектуре и ландшафтном дизайне 3D графика помогает продумать все нюансы и особенности на стадии проектирования, увидеть конечный результат ещё до начала строительных работ.

Подробней смотреть в РАЗДЕЛЕ 8 «3–D ГРАФИКА И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»

Раздел 9. Инженерное проектирование

При проектировании ландшафта необходимо решить и ряд инженерных вопросов.:

    необходимо выполнить проект отвода дождевых вод, разработать систему ливневой канализации

    при наличии на участке высоких грунтовых вод разрабатывается проект дренажной системы, которая будет понижать их и отводить за пределы участка

    проект автоматического полива необходим для комплексного ухода за декоративным садом и газонными лужайками;

    формирование сложного рельефа и его укрепление выполняется при помощи подпорных стен. Поэтому выполняется расчет и разрабатывается конструкция подпорных стен

    при сооружении водных бассейнов, каскадов, фонтанных групп, прудов и водопадов необходимо выполнить конструктивные расчеты и чертежи, а также инженерные расчеты по подбору оборудования и расчет подачи воды.

Подробней смотреть в РАЗДЕЛЕ 9 «ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»

Разделл 10. Прайс–лист

В этом разделе Вы можете ознакомиться с ценами на разработку проекта ландшафтного дизайна как частных усадеб, так и общественных садов и парков. Подробней смотреть в РАЗДЕЛЕ 10 «ПРАЙС-ЛИСТ»

Компания «Архитектурная мастерская Светланы Корж» способна создать ландшафтный проект Вашей мечты, проект любой сложности. Наши сотрудники имеют необходимый опыт работ и совокупность знаний в области садоводства, ландшафтной архитектуры и инженерного дела. Это позволяет нам выполнять задания практически любой сложности. Мы не ограничиваем Ваши фантазии.

Шумный и суетливый город даёт своим жителям минимум времени и пространства для комфортного отдыха на природе. Хотя бы отчасти, эту проблему смогут решить городские парки. Эта территория должна гармонично вливаться в структуру современного мегаполиса, а для этого придётся ещё перед началом строительства провести тщательное ландшафтное проектирование.

Для проведения такой процедуры придётся учесть множество факторов, в числе которых анализ окружающей местности, её рельеф, наличие естественных или искусственных водоёмов, а так же чёткое соответствие с генеральным планом развития города. Разумеется, основным фактором при ландшафтном проектировании парка является рельеф местности, на которой будет организовано строительство.


Именно рельеф в итоге и станет основополагающим фактором для выбора наиболее оптимального стилистического решения. Например, равнинный рельеф местности позволит воссоздать довольно богатый растительный мир средней полосы, в то время как скалистый или наклонный ландшафт позволит создать целый каскад террас, разбитый на несколько функциональных зон. Надо заметить что проектирование и строительство парка, выполненного с помощью террасирования займет значительно больше времени и потребует для постройки больше средств чем для создания парка в равнинной местности.

Эти же условия приемлемы и для парков, разбитых на овражной территории. При строительстве придётся заняться укреплением довольно крутых склонов. Их можно оформить в виде террас, склоны которых придётся так же укреплять. Однако результат такой работы без сомнения превзойдёт все ожидания, так как на дне оврага зачастую будет располагаться естественный или искусственный водоём, который будет решать проблему орошения посаженной на склонах или террасах растительности.


Кстати, водоём на территории парка так же является важным фактором при ландшафтном проектировании парка. Водоём позволит создать на парковой территории максимально эффективную экосистему, которая будет удачно гармонировать с окружающей природой, а так же служить повышению эстетического вида территории. Если парковая территория примыкает к водоёму, такой парк получил название прибрежного. Если на поверхности пруда или водохранилища имеются один или несколько островов, то такой парк называется островной.

Оборудованный водоём на территории парка позволяет создать на прибрежной зоне эффективную зону отдыха для жителей города, где можно с комфортом скоротать жаркие летние дни. В зависимости от размера водоёма, можно создать обширную, оборудованную прибрежную зону, или тихий и уютный уголок дикой природы для водоёмов небольшого размера. Так же дизайнеру придётся озаботиться выбором соответствующей растительности для строящегося парка.



Именно она придаёт необходимый облик окружающей территории, а многочисленными разновидностями зелёных насаждений можно оформить парковую территорию в любом климате нашей необъятной страны. Так, для укрепления берега водоёма потребуются растения с обширной корневой системой, а цветущие кусты и деревья достойно украсят аллеи и тропинки парка. Разновидности зелёных насаждений насчитывают сотни видов, а значит каждая функциональная зона может быть оформлена с применением соответствующих групп насаждений.

В зависимости от выбранного стиля парка выбирают растительные сообщества пейзажные композиции. На этапе возведения парка, рекомендуется применять быстрорастущие деревья, так как взросления основных древесных насаждений парка придётся ждать десятки лет. Вообще, для скорейшего формирования внешнего вида парка, работы по его озеленению проводятся поэтапно. При проведении процедуры ландшафтного проектирования, дизайнеру придётся учитывать множество разнообразных нюансов и неожиданных трудностей.

Очень эффектно выглядят отдельные виды деревьев, растущие по отдельности. Например, плакучая ива украсит берега пруда или другого водоёма, а виды фактурных деревьев типа клёна или дуба не только украсят собой окружающую местность, но и дадут необходимую тень. Очень эффектно будут выглядеть различные виды вьющихся растений, из которых в последствии можно создать эффектную живую изгородь или живую стену из зелёных насаждений.