Павел путешествие по европе 1782 карта. Павел I покоряет Европу

Путешествие по Европе Павла I и Марии Федоровны в 1781 и 1782 годах

Карта путешествия их Императорских Высочеств Государя Великого Князя Павла Петровича и Государыни Великой Княгини Марии Федоровны воспрявших звание Графа и Графини Северных в 1781 и 1782 годах. Сочиненная по новейшим наблюдениям долготы и широты знатнейших в Европе мест бывшим в свите их Императорских Высочеств Флота Капитаном Сергеем Плещеевым 1783 года. – [СПб.: АН], 1783. – M. . – 1л. скл. из 4л. 108х134.2 (112х138). Гравюра на меди, раскраш. (К 1-Евр 4/11)

Карта Европы от Бискайского залива до Чёрного моря, и от Санкт-Петербурга до Неаполя. Условные знаки: города, местечки, почтовые станции и деревни, почтовые дороги; замки и загородные дома с указанием мест ночлега и пребывания их императорских высочеств, маршруты путешествий Великого князя и Великой княгини в 1781-1782 гг., Великого князя в Берлин в 1776 г.
Электронный ресурс

Маршрут путешествия по поручению Екатерины II был разработан Н.Б. Юсуповым и подробно описан в издании: Плещеев С.И. Начертание путешествия Их Имп. Высочеств, Государя Великаго Павла Петровича... СПб.:АН,1783.

В 1781-1782 гг. великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Фёдоровна предприняли путешествие по Европе. По решению Екатерины II великокняжеская чета путешествовала инкогнито, под именем графа и графини Северных. Поездка должна была носить неофициальный характер, однако преследовала не только познавательные, но и политические цели. Императрица повелела включить в список только те страны, которые видела союзниками России, а потому запретила сыну посещение Берлина и встречу с Фридрихом Великим .

19 (30) сентября 1781 г их императорские высочества выехали из Царского Села. Путь великокняжеской четы в Европу проходил через Псков, Полоцк, Могилёв, Чернигов, Киев. Посетив польского короля Станислава Августа Понятовского , граф и графиня Северные отправились в Вену, где их принимал император Иосиф ; в Риме им дал аудиенцию папа римский Пий VI ; во Флоренции великокняжескую чету встречал брат императора Иосифа герцог Тосканский Леопольд , в Париже – Людовик XVI и Мария Антуанетта . Покинув Париж, чета отправилась через Орлеан, Тур и Анжер в Брест. Дальнейший их маршрут лежал через Голландию и некоторые владения мелких германских герцогов и принцев в Швейцарию, а затем в Монбельяр, на родину Марии Фёдоровны, где они прожили около месяца. Осенью чета отправилась домой через Штутгарт, Вену, Краков, Гродно, Митаву, Ригу. Торжественные приёмы и пышные увеселения, которые ожидали Павла Петровича и Марию Фёдоровну на всём пути следования, не могли отвлечь их внимания от изучения вопросов государственного устройства и достижений европейской науки и техники – супруги осматривали промышленные, торговые, военные, научные, благотворительные и пенитенциарные учреждения. Интересовались они и сокровищами европейской культуры. Вернувшись в Петербург 20 ноября (1 декабря) 1782 года, граф и графиня Северные привезли множество сундуков с книгами, мебелью, фарфором, бронзой, гобеленами, живописными полотнами, одеждой и драгоценностями. Эти приобретения сыграли значительную роль в создании ансамблей Павловска, Гатчины и Михайловского замка и в формировании императорских художественных коллекций.

Историки до сих пор спорят, было ли желание 27-летнего великого князя отправиться в путешествие по европейским странам добровольным или же на нем настояла Екатерина II. Скорее всего Павел не горел желанием покидать Россию, но императрица уж очень хотела держать нелюбимого наследника как можно дальше от престола и задумывалась о том, чтобы сделать будущим императором своего внука Александра. Возможно, поэтому она не пожалела средств и выделила на поездку Павла 330 тысяч рублей золотом. При этом она категорически запретила ему посещать Берлин и двор короля , опасаясь, что пропрусские настроения цесаревича помещают ее планам сближения с Австрией.

Получив последние указания от матери, 18 сентября 1781 года вместе с женой выехал из Царского села. Неофициальный характер их поездки подчеркивало то, что они путешествовали под именами графа и графини дю Нор (в переводе с французского Du Nord «Северные»). Сопровождала царственную пару небольшая свита, состоящая из аристократов и интеллектуалов, не понаслышке знакомых с заграничной жизнью.

Источник: wikipedia.org

Первые недели пути прошли через Псков, Полоцк, Могилев и Киев. Красоты последнего особенно удивили Павла. Народ с радостью встречал цесаревича. Французский дипломат маркиз Шарль де Верак писал: «Люди толпами бежали навстречу августейшим путешественникам, приветствовали их и едва не бросались под колеса их экипажа». Впереди всех ехал капитан императорского флота Сергей Плещеев. Он выбирал место для ночлега, организовал быт великокняжеских особ. Впоследствии он составил подробное описание поездки Павла и его свиты c указанием всех мест, где они остановились, и количеством проделанных путешественниками верст.

К середине октября они достигли пределов Польши. В Вишневецком дворце в честь графа и графини Северных был устроен бал. Затем прибыли в Олеско, где посмотрели Олеский замок, помнящий рождение короля Польши . В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи Иосиф II. В его карете Павел Петрович вместе с супругой продолжили путь в Вену. Здесь Марию Федоровну с нетерпением ожидали ее родители, Фридрих Евгений Вюртембергский и Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская. Встреча с ними получилась очень теплой. Не менее радушным оказался и императорский прием. Павел настолько расположил к себе Иосифа, что тот сообщил ему тайные сведения, касающиеся союза с Екатериной, о которых Павел, избавленный своей матерью от государственных дел, не имел представления.


Источник: wikipedia.org

Вечером 10 ноября обожавший театральные представления цесаревич посетил национальный театр. Его супругу, как только она появилась в ложе, встретили громогласными аплодисментами. Также в ноябре в Бургтеатре планировали представить для Павла пьесу «Гамлет». Однако австрийский актер Иоганн Франц Иероним Брокман отказался исполнять главную роль. Намекая на дворцовый переворот и загадочную смерть отца Павла , он заявил, что не хочет, чтобы в зале было одновременно два Гамлета.

Театральные постановки, балы, маскарад, охота, посещение заводов, маневров и парадов — программа пребывания Павла в Вене оказалось весьма насыщенной. В конце декабря семейство дю Нор покинуло императорский двор и через Триест добралось до Венеции. Здесь в их честь прошли роскошные празднества, в ходе которых над пьяццей Сан Марко пролетел искусственный голубь, рассыпая искры света на лету. Гостей также развлекали регатой на Большом Канале, знакомством со знаменитыми венецианскими художниками. Павлу очень понравилось в Светлейшей. Особенно он отметил, насколько мудрым является правление республики, где народ и правительство — практически одна семья.

Посетив Падую, Феррару и Болонью свита Павла прибыла в Рим, но остановилась в «вечном городе» всего на два дня, так как планировала подробно его рассмотреть на обратном пути. К концу января путешественники приехали в Неаполь, где поднимались на Везувий, несколько раз осмотрели Помпеи и Геркуланум, ознакомились с археологическими раскопками.


Ужин и бал в честь графа и графини Северных в театре Сан Бенедетто. Фр. Гварди, 1782. (wikipedia.org)

Из Неаполя вскоре вернулись в Рим. «Экскурсоводом» по древнему городу для Павла и его жены выступил глава французского посольства, большой любитель поэзии и искусства кардинал де Берни. Вместе с ним граф и графиня осмотрели Колизей, Римский Форум, заглянули в Пантеон, посетили музеи Ватикана и собор Святого Петра. Папа римский Пий VI устроил для Павла Петровича и Марии Федоровны аудиенцию. На приеме он подарил им мозаику «Вид Колизея» в нарядной бронзовой раме итальянского мастера Чезаре Агуатти.

По пути во Флоренцию Павел посетил усадьбу кардинала Алессандро Фарнезе в Капрароле. Палаццо привело наследника в восхищение. Замок Капраролы стал прообразом Михайловского замка, строительство которого началось в Петербурге в 1797 году.

Во Флоренции Павла Петровича встретил герцог Тосканы Леопольд, брат Иосифа II. С ним он впервые за все время поездки серьезно заговорил о политике и выразил недовольство завоевательскими амбициями своей матери. По его мнению, Россия и так достаточно велика, и вместо того, чтобы расширять ее территории, необходимо заниматься внутренними проблемами. Леопольд деликатно отклонился от какого-либо ответа на эту тираду. В послании к своему брату он описал Павла следующим образом: «Граф Северный, кроме большого ума, дарований и рассудительности, обладает талантом верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства. Из всех его речей видно, что он исполнен желанием добра».

После Флоренции были Парма, Милан и Турин. Затем путешественники пересекли территорию Франции, провели около недели в Лионе. Французы в первую очередь обратили внимание на непривлекательную внешность великого князя из России. В Записках Башомона можно прочесть: «На каждом шагу до слуха его (Павла) доходили отзывы, в роде этого: «Ах! Какой дурнышка!». Все это он сносил спокойно и по философски».

7 мая 1782 года приехали в Париж. Через несколько дней великокняжеская чета была представлена королю Франции Людовику XVI. Двор пришел в восторг от образованности Павла и его знания французского языка. Вместе с супругой он посетил Comedie Francaise, встретился с Пьером Огюстеном Бомарше, который читал им еще рукописный вариант «Женитьбы Фигаро». Ее величество Мария Антуанетта устроила для знатных особ роскошный праздник в . Кроме всевозможных развлечений Павел совершил осмотр парижских больниц, кварталов бедняков, тюрем. Когда у великого князя поинтересовались, для чего он это делает, Павел ответил: «Чем дальше вы по положению от несчастных и низких людей, тем ближе следует подходить к ним, чтобы узнать и понять их».


428 дней, около 160 городов и почти 14 тысяч километров. В 1781-1782 годах сын императрицы Екатерины II и правопреемник российского престола Павел I совершил гран-тур по Европе. Обычно такие большие путешествия молодые европейские аристократы использовали как завершающий этап образования. Однако в случае Павла Петровича его заграничная поездка имела еще и политический аспект.

Историки до сих пор спорят, было ли желание 27-летнего великого князя отправиться в путешествие по европейским странам добровольным или же на нем настояла Екатерина II. Скорее всего Павел не горел желанием покидать Россию, но императрица уж очень хотела держать нелюбимого наследника как можно дальше от престола и задумывалась о том, чтобы сделать будущим императором своего внука Александра. Возможно, поэтому она не пожалела средств и выделила на поездку Павла 330 тысяч рублей золотом. При этом она категорически запретила ему посещать Берлин и двор короля Фридриха Великого, опасаясь, что пропрусские настроения цесаревича помещают ее планам сближения с Австрией.

Получив последние указания от матери, 18 сентября 1781 года Павел вместе с женой Марией Федоровной выехал из Царского села. Неофициальный характер их поездки подчеркивало то, что они путешествовали под именами графа и графини дю Нор (в переводе с французского Du Nord «Северные»). Сопровождала царственную пару небольшая свита, состоящая из аристократов и интеллектуалов, не понаслышке знакомых с заграничной жизнью.


Портрет Павла I

Первые недели пути прошли через Псков, Полоцк, Могилев и Киев. Красоты последнего особенно удивили Павла. Народ с радостью встречал цесаревича. Французский дипломат маркиз Шарль де Верак писал: «Люди толпами бежали навстречу августейшим путешественникам, приветствовали их и едва не бросались под колеса их экипажа». Впереди всех ехал капитан императорского флота Сергей Плещеев. Он выбирал место для ночлега, организовал быт великокняжеских особ. Впоследствии он составил подробное описание поездки Павла и его свиты c указанием всех мест, где они остановились, и количеством проделанных путешественниками верст.

К середине октября они достигли пределов Польши. В Вишневецком дворце в честь графа и графини Северных был устроен бал. Затем прибыли в Олеско, где посмотрели Олеский замок, помнящий рождение короля Польши Яна III Собеского. В столице Силезии Троппау путешественников лично встретил император Священной Римской империи Иосиф II. В его карете Павел Петрович вместе с супругой продолжили путь в Вену. Здесь Марию Федоровну с нетерпением ожидали ее родители, Фридрих Евгений Вюртембергский и Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская. Встреча с ними получилась очень теплой. Не менее радушным оказался и императорский прием. Павел настолько расположил к себе Иосифа, что тот сообщил ему тайные сведения, касающиеся союза с Екатериной, о которых Павел, избавленный своей матерью от государственных дел, не имел представления.



Портрет Марии Федоровны

Вечером 10 ноября обожавший театральные представления цесаревич посетил национальный театр. Его супругу, как только она появилась в ложе, встретили громогласными аплодисментами. Также в ноябре в Бургтеатре планировали представить для Павла пьесу Шекспира «Гамлет». Однако австрийский актер Иоганн Франц Иероним Брокман отказался исполнять главную роль. Намекая на дворцовый переворот и загадочную смерть отца Павла Петра III, он заявил, что не хочет, чтобы в зале было одновременно два Гамлета.

Театральные постановки, балы, маскарад, охота, посещение заводов, маневров и парадов — программа пребывания Павла в Вене оказалось весьма насыщенной. В конце декабря семейство дю Нор покинуло императорский двор и через Триест добралось до Венеции. Здесь в их честь прошли роскошные празднества, в ходе которых над пьяццей Сан Марко пролетел искусственный голубь, рассыпая искры света на лету. Гостей также развлекали регатой на Большом Канале, знакомством со знаменитыми венецианскими художниками. Павлу очень понравилось в Светлейшей. Особенно он отметил, насколько мудрым является правление республики, где народ и правительство — практически одна семья.

Посетив Падую, Феррару и Болонью свита Павла прибыла в Рим, но остановилась в «вечном городе» всего на два дня, так как планировала подробно его рассмотреть на обратном пути. К концу января путешественники приехали в Неаполь, где поднимались на Везувий, несколько раз осмотрели Помпеи и Геркуланум, ознакомились с археологическими раскопками.



Ужин и бал в честь графа и графини Северных в театре Сан Бенедетто. Франческо Гварди, 1782 год

Из Неаполя вскоре вернулись в Рим. «Экскурсоводом» по древнему городу для Павла и его жены выступил глава французского посольства, большой любитель поэзии и искусства кардинал де Берни. Вместе с ним граф и графиня осмотрели Колизей, Римский Форум, заглянули в Пантеон, посетили музеи Ватикана и собор Святого Петра. Папа римский Пий VI устроил для Павла Петровича и Марии Федоровны аудиенцию. На приеме он подарил им мозаику «Вид Колизея» в нарядной бронзовой раме итальянского мастера Чезаре Агуатти.

По пути во Флоренцию Павел посетил усадьбу кардинала Алессандро Фарнезе в Капрароле. Палаццо привело наследника в восхищение. Замок Капраролы стал прообразом Михайловского замка, строительство которого началось в Петербурге в 1797 году.

Во Флоренции Павла Петровича встретил герцог Тосканы Леопольд, брат Иосифа II. С ним он впервые за все время поездки серьезно заговорил о политике и выразил недовольство завоевательскими амбициями своей матери. По его мнению, Россия и так достаточно велика, и вместо того, чтобы расширять ее территории, необходимо заниматься внутренними проблемами. Леопольд деликатно отклонился от какого-либо ответа на эту тираду. В послании к своему брату он описал Павла следующим образом: «Граф Северный, кроме большого ума, дарований и рассудительности, обладает талантом верно постигать идеи и предметы и быстро обнимать все их стороны и обстоятельства. Из всех его речей видно, что он исполнен желанием добра».

После Флоренции были Парма, Милан и Турин. Затем путешественники пересекли территорию Франции, провели около недели в Лионе. Французы в первую очередь обратили внимание на непривлекательную внешность великого князя из России. В Записках Башомона можно прочесть: «На каждом шагу до слуха его (Павла) доходили отзывы, в роде этого: «Ах! Какой дурнышка!». Все это он сносил спокойно и по философски».

7 мая 1782 года приехали в Париж. Через несколько дней великокняжеская чета была представлена королю Франции Людовику XVI. Двор пришел в восторг от образованности Павла и его знания французского языка. Вместе с супругой он посетил Comedie Francaise, встретился с Пьером Огюстеном Бомарше, который читал им еще рукописный вариант «Женитьбы Фигаро». Ее величество Мария Антуанетта устроила для знатных особ роскошный праздник в Версале. Кроме всевозможных развлечений Павел совершил осмотр парижских больниц, кварталов бедняков, тюрем. Когда у великого князя поинтересовались, для чего он это делает, Павел ответил: «Чем дальше вы по положению от несчастных и низких людей, тем ближе следует подходить к ним, чтобы узнать и понять их».



Павел Петрович и Мария Федоровна в Вене, 1782 год

7 июня цесаревич и его свита покинули Париж и через Орлеан, Амьен и Лилль достигли Брюсселя. Здесь Павел поведал мистическую историю о том, как встретил призрак Петра Великого на том самом месте в Петербурге, где Екатерина II готовилась поставить конный памятник императору работы Фальконе. «Что же эта история значит?» — спросили у Павла. «Я умру в молодых летах», — ответил он.

21 июня 1782 года путешественники прибыли в Этюп, где провели более месяца в гостях у родителей Марии Федоровны. Затем супруги побывали в Швейцарии, а оттуда приехали в Вену. После новой дружественной встречи с Иосифом II великокняжеская чета осенью отправилась домой. Путь лежал через Краков, Гродно, Ригу и другие города. 20 ноября все компания вернулась Санкт-Петербург. Екатерина встретила сына без восторга и не устраивала по этому случаю никаких торжеств.

Ничто из увиденного великим князем во время его вояжа не осталось забытым. Поразившие Павла произведения искусства и архитектуры в ближайшем будущем нашли свое отражение в облике его дворцов. Например, люстры, бра, жирандоли и другие детали интерьера Михайловского замка воссоздали серебряные рельефы зеркал венецианского театра Сан Бенедетто. Во время своего путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна, не жалея средств, покупали и получали в дар произведения искусства. В результате они вернулись домой с уникальной коллекцией живописи, графики, фарфора, мебели и украшений. Это собрание оказало большое влияние на русскую культуру.

Отправляя Павла в Европу, Екатерина II, возможно, хотела показать европейским правителям слабость своего сына, которую сама видела в нем. Однако реакция получилась совершенно иной — Европа увидела в великом князе достойного наследника, способного управлять своей страной. «Признаюсь, что известия об их успехах превзошли мои ожидания», — написала она в ответ на многочисленные рассказы о том, какой фурор имел Павел при французском дворе. Впервые вырвавшийся из-под опеки Екатерины великий князь получил возможность лично познакомиться с европейскими монархами и многому у них научиться. Сам он вступит на свой престол только через 14 лет после завершения своего гран-тура. Покорив своим умом Европу, ему не удалось покорить российское дворянство и офицерство, которое и устранило его в ночь на 12 марта 1801 года в Михайловском замке.

a). Currus triumphales ad adventum clarissimorum Moschoviae principum Pauli Petrovitz et Mariae Theodorownae conjugis regali ornandum spectaculo in Divi Marci Venetiarum foro die 24. Januarii anno MDCCLXXXII ... Venezia, si vende alla casa di Fossati in Castelforte a S. Rocco, 1782. Гравир. фронтиспис и 5 л.л. гравюр. Oblong In Folio. 34x47см. Визит и триумфальный вход в Венецию В.К. Павла Петровича. Гравюры изображают триумфальное шествие сына Екатерины II Великой, великого князя, наследника российского престола, будущего императора России Павла I, въезжающего в Венецию в 1782 году в сопровождении супруги Марии Федоровны, урожденной принцессы Софии Доротеи Вюртембергской, дочери Фридриха II Евгения, герцога Вюртембергского. Дело происходит за 14 лет до восшествия Павла Петровича на престол. Наследному принцу 28 лет. Иллюстрации из итальянского альбома "Currus triumphales ad adventum clarissimorum Moschoviae principum Pauli Petrovitz et Mariae Theodorownae conjugis regali ornandum spectaculo in Divi Marci venetiarum foro die 24. Januarii anno MDCCLXXXII ...". Авторы этого весьма тонкого альбома - Giorgio Fossati (1706-1778) и Domenico Fossati (1743-1784).

b). Дополнительная гравированная сюита: Праздник в честь В.К. Павла Петровича во время его пребывания в Венеции в 1782 г.. 4 л.л. по рис. Grandis и Moretti и гравирова резцом Baratti. Раскрашено от руки. Grand in Folio. Итак, эти 2 сюиты составляют 9 листов.

Библиографические источники:

1. Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог № 105, Спб., 1910, «Редкие книги», Livres Rares, №№ 308, 313.

2. Приличные изображения: http://brbl-dl.library.yale.edu

Путешествие «графа и графини Северных» в Европу

В середине июня 1781 года по обоюдному согласию императрицы Екатерины с Павлом Петровичем и Марией Федоровной было решено, что их Высочества отправятся в путешествие по Европе в соответствии с планом, начертанным императрицей. В свиту, которая должна была сопровождать высоких путешественников, были назначены: генерал Н.И. Салтыков с супругой, полковник Х.И. Бенкендорф с супругой, являвшейся близкой подругой Марии Федоровны, князь А.Б. Куракин, друг детства Павла Петровича, князь Н.Б. Юсупов, знаток искусств, фрейлины Марии Федоровны Н.С. Борщова и Е.И. Нелидова, а также несколько лиц из ближайшего окружения Павла Петровича: камер-юнкер Ф.Ф. Вадковский, капитан-лейтенант С.И. Плещеев, литераторы Лафермьер и Николаи, священник Самборский и доктор Крузе. Отъезд был намечен лишь на сентябрь в связи с привитием оспы сыновьям Александру и Константину. 19 сентября 1781 года их Императорские Высочества выехали из Царского Села. Через Псков, Киев и польские земли их путь лежал в Австрию. Было решено, что путешествовать по Европе они будут инкогнито как граф и графиня Северные, как было принято для лиц царствующих домов Европы. Встреченные на границе императором Иосифом II, граф и графиня Северные прибыли в Вену 10 ноября 1781 года и прогостили до 24 декабря. Столь долгое пребывание в Австрии объяснялось не только радушием хозяев, но и делом чрезвычайной дипломатической важности. Именно во время этого пребывания был решен вопрос о бракосочетании племянника Иосифа II эрцгерцога Франца и младшей сестры Марии Федоровны принцессы Елизаветы Вюртембергской. Главной целью этого брака являлось дипломатическое сближение России и Австрии.


А.-Л.-Р. Дюкро. Великий князь Павел Петрович

и великая княгиня Мария Федоровна

на Римском Форуме. 1782

Начало января нового 1782 года русские путешественники провели в Венеции, где в течение двух недель праздничные шествия сменялись театральными представлениями и маскарадами. Из Венеции через Рим путь лежал в Неаполитанское королевство, где гостей ожидал король Фердинанд III Бурбон и его супруга Мария Каролина, родная сестра Иосифа II. Граф и графиня Северные увидели главные достопримечательности: вулкан Везувий и раскопки города Помпеи. Юг Италии открыл путешественникам с Севера таинства античной истории и искусства, в чем им помогал знаток и любитель искусства английский посланник лорд Гамильтон. Из Неаполя они отправились в Рим, куда они прибыли 12 февраля. Здесь они были приняты папой Римским Пием VI, посетили достопримечательности: Римский форум, водопад в Тиволи, в память чего остались картины, написанные Дюкро. После двухнедельного пребывания в Риме Павел Петрович с Марией Федоровной отправились в Тоскану в гости к герцогу Леопольду Тосканскому, родному брату Иосифа II. Здесь Мария Федоровна познакомилась с эрцгерцогом Францем, будущим женихом своей сестры.

Ф. Троссарелли.
Портрет Виктора-Амедея III,
короля Сардинии и его супруги. 1784.

Чрезвычайно приятным оказалось апрельское пребывание в Турине, столице Сардинского королевства. Королю Виктору-Амедею так полюбился Павел Петрович, что он даже стал называть его сыном. Именно в Италии великокняжеская чета начинает приобретать античную скульптуру, венецианские зеркала, а также делать заказы известным художникам - А. Кауфманн, П. Баттони, Я.Ф. Хаккерту. Специально для Павла Петровича выполняются уменьшенные мраморные копии знаменитой серии античных скульптур из коллекции Ватикана «Аполлон и музы». К этому добавляются подарки Пия VI и, особенно, короля Сардинии. Всё это вскоре войдет в убранство Павловского дворца.


Парижский сервиз. Франция 1782.

Севрская мануфактура

Апогеем всего путешествия был Париж, где граф и графиня Северные провели целый месяц. Среди многочисленных развлечений и праздников гости посещали мастерские художников, знакомились с больницами, мануфактурами, государственными учреждениями. Особое место в этом ряду занимает поездка великого князя Павла Петровича в расположенное к северу от Парижа имение Шантийи, впечатления от которой отразились в парках Гатчины и Павловска. Европейское путешествие Павла и Марии, происходившее, подобно большинству неофициальных государственных визитов того времени, анонимно, подходило к своей кульминации. Позади остались пышные праздники в честь графа и графини Северных в Вене и Венеции, путешествия по окрестностям Рима, закупки антиков и картин для Павловска и Гатчины. 20 мая, во время официального приема в Версале, граф Северный обратился к Людовику XVI со словами, которые должны были показать полное единство российской императорской семьи:

«Как я счастлив, Сир, видеть Ваше Величество! Это было основной целью моей поездки во Францию. Императрица, моя мать, будет завидовать моему счастью, ибо и в этом, как и во всем остальном, наши чувства сходны».

Так осуществилась одна из важных целей, которые имела в виду Екатерина II, отправившая сына в «Большое путешествие» по разработанному ею маршруту. Однако великий князь во время аудиенции высказал и свои собственные убеждения. Обращаясь к воспитательнице дофина, Павел горячо сказал:

«Мадам, как можно чаще напоминайте господину дофину этот сегодняшний визит; напоминайте ему о преданности, которую я ему торжественно обещаю у его колыбели. Пусть это будет залогом союза и вечного единения между нашими государствами».

Неизвестный художник.
Интерьер Домика Петра Великого
в Заандаме

С.Н. Плещеев, историограф годичного путешествия, не упоминает визит в Шантийи, занявший целых три дня, 10-12 июня 1782 года. Возможно, эта поездка не была предусмотрена официальной программой и состоялась по личному желанию графа Северного. Визит наследников российского престола в родовое имение принца Луи Жозефа Конде, родственника короля, запомнился благодаря пышным праздникам и охоте на оленя, описанным в записках Генриетты-Луизы д’Оберкирх, урожденной Вальднер, подруги детства великой княгини. Однако гораздо большее значение имели личные связи, возникшие во время поездки. Донесение российского посла в Париже И.С. Барятинского, доставленное Екатерине II 26 июля, перечисляет все знаки внимания, оказанные хозяином Павлу Петровичу и Марии Федоровне:

«Их Высочества отсюда поехать изволили к Принцу Кондею в Шантильи к обеденному кушанью, куда почти и все русские приглашены были. На последнем посту пред приездом в Шантильи высланы были на встречу все Егери, конюшенные офицеры, Пажи сего Принца и для кареты Их Высочеств лошади. Приехав к замку, Принц Конде встретил Их Высочеств у кареты и со всеми находившимися тамо персонами, коих было до двух сот».

Неизвестный художник.
Внешний вид Домика Петра Великого
в Заандаме

Великий князь, высказавший во Франции «несколько очень верных и глубоких соображений» по поводу слабой связи Орлеанского дома с французской знатью, быстро подружился с принцем Конде, которого д’Оберкирх вспоминает как «умного, тактичного человека, обладающего чувством вкуса» и, по его собственным словам, «предпочитающего деловую беседу философствованиям». Немногословный, энергичный хозяин Шантийи произвел на российского гостя большое впечатление, а Мария Федоровна подружилась с его дочерью. Принц Конде, подобно Павлу, обладал более глубокими интересами и убеждениями, чем могло показаться, «и последний был удивлен тем, что узнал от принца, который, как казалось на первый взгляд, интересуется только военным делом». В Париже их застало известие о закладке большого каменного дворца в Павловске. Из Парижа владельцы Павловска привезли мебель, лионские шелка, бронзу, фарфор и роскошные подарки от Людовика XVI и Марии-Антуанетты: гобелены и уникальный Севрский туалетный прибор. Посетив Голландию, домик Петра Великого в Заандаме, Павел Петрович с Марией Федоровной провели почти месяц в гостях у её родителей в Монбельяре и Этюпе. 20 ноября 1782 года великокняжеская чета вернулась в Петербург.




К. Хойер. Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна

с сыновьями Александром и Константином. 1781.

Из другого источника: Летом 1776 года великий князь Павел Петрович предпринял поездку в Берлин для встречи с невестой, вюртембергской принцессой Софией Доротеей Августой Луизой (в православии Марией Федоровной); 26 сентября 1776 года в Воскресенском соборе Зимнего дворца состоялось венчание и затем свадьба. Еще в 1765 году Екатерина подарила наследнику в качестве резиденции Каменный остров, на северной окраине Санкт-Петербурга. Брак с Марией Федоровной и рождение 12 декабря 1777 года первенца, великого князя Александра Павловича, были отмечены подарком новой резиденции под Петербургом, названной селом Павловское, где с 1779 года Павел Петрович и Мария Федоровна каждое лето «имели пребывание» в своих павловских «домиках» и где управляющим практически с этого времени становится Карл Кюхельбекер. В сентябре 1781 года великокняжская чета отправляется в ознакомительное путешествие по Европе. Собственно, с этого времени можно рассматривать как особое, параллельное екатерининской эпохе, «павловское время», когда в Павловске и на Каменном острове, затем в Гатчине вынашивается и вызревает особая культура, которая получит кратковременное, но выразительное воплощение в стремительных и резких, но целенаправленных действиях и реформах Павла I, а нагляднее всего воплотит себя в последнем памятнике петербургской архитектуры XVIII столетия, Михайловском замке.

Праздник в театре Сан Бенедетто в Венеции. Гравюра А. Баратти. 1782.

Продолжавшееся с 17 сентября 1781 по 20 ноября 1782 года путешествие графа и графини Северных, сопровождаемых небольшой свитой из 12 человек, прошло по традиционному маршруту: из Санкт-Петербурга через Польшу и Австрию до Вены, с длительным пребыванием в Италии и Франции, посещением знаменитых замков в долине Луары, через Бельгию и Голландию в герцогство Вюртембергское, где у родителей Марии Федоровны в Монбельяре, расположенном в 40 милях от Базеля, они отдыхали в течение месяца перед возвращением домой. В популярное во второй половине XVIII века сентиментальное путешествие с романтическим оттенком великий князь Павел Петрович привнес серьезность «ученых и дипломатических вояжей», успешно решая при этом практические задачи, связанные с предстоящим обустройством великокняжеских резиденций.

Прием папой Пием VI графа и графини Северных 8 февраля 1782 года. 1801.

Офорт А. Лаццарони.

Довольно быстро завершились поиски художника-декоратора для росписей в интерьерах дворцов в Павловском и на Каменном острове. Это произошло в ноябре 1781 года, когда польский король Станислав - Август Понятовский, показав им плафоны королевского замка в Варшаве, познакомил с их автором - флорентийцем Винченцо Бренной. Переговоры завершились заключением контракта, и в 1784 году, закончив работы в Польше, Бренна со своим помощником Ф. Смуглевичем прибыли в Петербург. Австрийский император Иосиф II после пышно обставленного двухнедельного пребывания знатных путешественников в Вене написал своему брату герцогу Леопольду Тосканскому, которому еще предстояла встреча с графом и графиней Северными из России:

«Великий князь и великая княгиня с не совсем обычными дарованиями соединяют довольно обширные познания, а также имеют большое желание обозревать и учиться, и в то же время - иметь успех и нравиться всей Европе. Все предметы, действительно замечательные по своей древности, размеру или великолепию, чрезвычайно их занимают; поэтому не следует утомлять их внимание обозрением нескольких предметов в один день, а, напротив, нужно дать им возможность осмотреть в подробности все любопытное и замечательное».


Гравюра М.-С. Джампикколи. 1782.

В Венецианскую республику путешественники прибыли 18 января 1782 года, провели венецианскую неделю почти без сна, побывали во всех знаменитых палаццо, соборах и монастырях, наслаждались праздниками, на которых, казалось, веселилась «вся Венеция»: регатой на Канале Гранде, костюмированным карнавалом и торжественной процессией из пяти колесниц-аллегорий, украшенных разнообразными символами, на площади Сан Марко, грандиозной иллюминацией и фейерверками. Все эти восхитительные развлечения, устроенные специально для них, словно в документальном фильме, день за днем, событие за событием, запечатлели в рисунках, акварелях, картинах и гравюрах знаменитые венецианцы Д. Гварди, М.-С. Джампиколли, А. Баратти. Если Павел Петрович встретил в Польше «своего архитектора», то великая княгиня нашла в Венеции «свою художницу» - Ангелику Кауфман, талантливую портретистку из Швейцарии, избранную членом двух академий: Академии св. Луки в Риме и Королевской Академии искусств в Лондоне. Из «Дневника» А. Кауфман известно, что первый великокняжеский заказ она получила в декабре 1781 года: «Для Великого князя Русского картина около 3 футов». Это была «Отравленная Элеонора», а заказчиком выступил по-видимому, Паоло Маруцци, русский консул в Венеции, который первое официальное сообщение о прибытии путешественников получил в ноябре месяце. Встреча великокняжеской четы с художницей произвела самое благоприятное впечатление, поскольку уже в феврале этого же года Кауфман заказали вторую картину - «Исцеленная Элеонора».

Г. Белла. Пение сирот в честь графа и графини Северных 20 января 1782 года.

Таким образом, результатом визита высоких гостей из России стало появление в картинной галерее Павловского дворца диптиха А. Кауфман - двух нравоучительных, лирико-героических и возвышенно-сентиментальных картин, сюжеты для которых были найдены в истории Англии. Трактовка их ничего общего не имела с реальными историческими событиями, но фантастичность происходящего художница передала с достоверностью и убедительностью факта: во время войны в Палестине принц Эдуард (позднее король Эдуард I) был смертельно ранен отравленным кинжалом предателя. Супруга, вытянув губами из раны яд, ценой собственной жизни спасла принца. Таков сюжет «Отравленной Элеоноры». В живописном полотне «Исцеленная Элеонора» представлено грациозно-воздушное появление чудесно спасенной принцессы в развевающемся светлом наряде перед оплакивающим ее смерть супругом. Принцессу сопровождает султан Яффы Селим, который спас умирающую, успев дать ей тайное противоядие. Все в этой истории выглядит неслучайным: предварительный заказ картин на тему, выбор которой невозможен без целенаправленных поисков, пристальное внимание к героической роли супруги в судьбе принца - не отсвет ли это тайной войны за власть между наследником престола и императрицей-матерью и не он ли сам нашел эти сюжеты в современной литературе и предложил их А. Кауфман. Действительно, императрица и ее фавориты лишили наследника законного права на престол, отстранили от участия в управлении государством, от воспитания собственных детей, но им не удалось сделать из невестки своей союзницы, и созданный Кауфман героический образ Элеоноры - это знак его признательности жене, вера в нее и надежда на светлое будущее. Интересно, что позднее в Павловске - в начале 1790-х годов - Мария Федоровна собственноручно, по-дилетантски старательно копировала работы Ангелики Кауфман, украшая ими интерьер Общего кабинета дворца: на молочном стекле великая княгиня повторила самое изысканное по колориту произведение А. Кауфман «Суд Париса», медальонами «Забавы Амура» декорировала каминный экран, а картину «Туалет Венеры» поместила на столешницу изящного дамского письменного столика. Сияние Венеции всеми оттенками аквамарина сохранил альбом синего сафьяна, отделанный золотом и мозаикой, украшенный сентиментальной парой голубей, на листах которого наклеены 19 замечательных гуашей с видами Венеции, подписанные «Джакомо Гварди». Хранитель и исследователь художественных коллекций «Библиотеки Росси» К.П. Белавская писала: «Известны два художника из семьи Гварди Джованни Антонио Гварди и его ученик и младший брат знаменитый видописец Венеции - Франческо Гварди. Быть может очень красиво и очень тонко выполненные рисунки в альбоме Павловского дворца являются копиями живописных видов Венеции Франческо, а может быть, Джакомо - это тоже какой-то художник в семье Гварди? И не был ли этот альбом поднесен графу и графине Северным от семьи Гварди?». Скорее всего, так оно и было: все детали оформления говорят о том, что альбом мастеров венецианской ведуты был преподнесен в качестве памятного подарка великокняжескому семейству, а их союз традиционно представлен в виде голубя и голубки - символа супружеской любви и верности. Ничто из увиденного великим князем «любопытного и замечательного» не забылось, не кануло в Лету, и годы спустя вновь оживало в приобретении запомнившихся произведений искусства или в совершенно оригинальном заказе мастеру И.-В. Буху оформления целого ансамбля из серебра для Михайловского замка: люстр, бра, жирандолей, предметов мебели и деталей интерьера, которые воссоздавали то, что поразило до глубины души в юности: красоту украшенных серебряными рельефами зеркал театра Сан Бенедетто в Венеции, где он заказал на память «рисунки всего театра, чтобы сохранить эту приятную и великую идею». Как отметила М.И. Андросова: «Вероятно, приобретение плафона Тьеполо “Пир Клеопатры” для библиотеки императора в Михайловском замке следует считать закономерным итогом венецианских впечатлений», как и покупку в 1800 году скульптурной коллекции Филиппо Фарсетти (1704–1774), с которой он познакомился в Венеции.

Новый год в Вене. Раскрашенная гравюра И. Лошенколя. Около 1782 года.

Великая княгиня Мария Федоровна - на переднем плане вторая справа;

великий князь Павел Петрович и император Иосиф II - сидят на заднем плане.

Терракотовые модели с произведений выдающихся скульпторов 17 века, таких как Бернини и Альгарди, сделали эту коллекцию одной из самых известных и посещаемых не только знаменитыми художниками и скульпторами, которые делали наброски с терракот для своих работ, но и знатными иностранцами. Приобрести сразу коллекцию не удалось, так как она была признана национальным достоянием, не подлежащим продаже за границу. Но как только в 1797 году Венеция была аннексирована Францией, венецианские законы отменены, в том числе правила экспорта, великий князь, ставший императором Павлом I , смог осуществить свою давнюю мечту: коллекция Фарсетти в марте 1800 года прибыла в Петербург и была подарена им музею Императорской Академии художеств в качестве учебного пособия. В Риме, где граф и графиня Северные побывали дважды - а всего провели в Италии более трех месяцев, - папа Пий VI на приеме в Ватикане подарил им мозаику «Вид Колизея» мастера Ц. Агуатти. Тогда же аббат Паризао сделал редкостное подношение великому князю: 18 латинских и итальянских рукописных документов, касавшихся истории Лжедмитрия, найденных им в одной из местных библиотек. Томас Дженкинс, английский художник и крупный коллекционер, которого современники называли одной из достопримечательностей Рима, по сообщениям «Римской газеты», принимал графа Северного 2 и 9 марта. Здесь великий князь приобрел несколько антиков для Павловска. Посетив 14 марта 1782 года мастерскую знаменитого художника П.-Дж. Баттони, путешественники заказали свои парные парадные портреты и приобрели «Кающуюся Марию Магдалину» - копию с картины Корреджо; известному немецкому живописцу Я.-Ф. Хаккерту передали приглашение Екатерины II посетить Санкт-Петербург и оставили заказ для Салона пейзажей Каменноостровского дворца на четыре картины: «Вилла Мецената и водопад в Тиволи», «Вид на замок в Казерте с Бельведера», «Вид Байского залива», «Большой каскад в Тиволи». Они осмотрели замок в Казерте, поднимались на Везувий, несколько раз побывали в Помпеях и Геркулануме, археологические исследования которых были в самом разгаре. Здесь ими были приобретены, а также получены в подарок от короля Неаполитанского вещи, которые составили по дворцовому «Каталогу редкостей древних и новых» коллекцию антиков - терракотовых статуэток, бронзовой пластики, печатей, разнообразных глиняных и стеклянных сосудов, небольшого размера чернолаковых и краснофигурных ваз. Художественное единство в решении фасадов и интерьеров дворца в Павловске - римской виллы на живописном холме над Славянкой с его парком, павильонами и каскадами - в значительной мере было обусловлено включением в композицию, и это заслуга Ч. Камерона, древних памятников скульптуры и архитектуры - рельефов, каминов, колонн, фризов и мраморных ступеней, когда-то извлеченных из культурного слоя, введенных в России в новый исторический контекст, подчеркивавший ценность античного первоисточника, абсолютность его красоты. Итальянское путешествие пополнило великокняжескую книжную коллекцию роскошными альбомами «Римских древностей», изданными Пиранези в 1779 году, «Памятниками Помпей», напечатанными в знаменитой парижской типографии Дидо (издание Ф.Хаккерта); красочной серией «Живописных путешествий» с гравированными и литографированными видами архитектурных памятников и дворцово-парковых ансамблей Греции, Италии, Франции, Германии. В Италии наследник престола увидел памятник, который стал прообразом Михайловского замка в Петербурге, городе, украшенном целым созвездием дворцов, но не имевшем до той поры ни одного замка. Это был замок кардинала Александра Фарнезе в Капрароле. Редкостный по красоте подарочный альбом с поэтажными планами, разрезами и фасадами «Дворца Капраролы» имеет, как и все «подносные альбомы» этого путешествия, монограмму великого князя - латинскую букву «Р» в медальоне. Поразительно то, что на одном из последних листов альбома, целиком посвященного итальянскому памятнику архитектуры, вычерчен план части Петербурга, где место Летнего дворца, построенного Ф.Б.Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны, - место рождения и первых лет жизни государя великого князя Павла Петровича, - занял дворец Капраролы. Как будто уже в 1782 году великий князь с математической точностью знал, где возникнет его «Дворец Капраролы» - Михайловский замок, построенный именно на этом месте без малого через двадцать лет. Храм, фантасмагорическому украшению которого он посвятит последние годы своей жизни, а в центре площади Коннетабля установит, спасая от забвения и заброшенности в неведомом сарае, один из лучших конных памятников Петру Великому работы К.Б.Растрелли - «Прадеду - правнук». И никаких имен. Только стены замка, словно окрашенные лучами заходящего солнца в цвет вечного заката, мерная поступь коня и всадник, увенчанный лавровым венком, выступающий навстречу своему великому городу. Во Франции в свите великой княгини появилась ее любимая подруга детства Ланель (Луиза Генриетта де Вальднер), ставшая баронессой Г.Л. Оберкирх.

И.-Ф. Антинг. В. к. Павел Петрович и в. к. Мария Федоровна с сыновьями в парке. 1780.

Черная тушь и позолоченная бронза на стекле. Государственный Эрмитаж.

Она специально приехала в Париж, чтобы провести с подругой в роли ее фрейлины дни с 8 мая по 6 июня 1782 года. В дневнике, который она вела во время пребывания великокняжеской четы в Париже, есть такая запись о Павле Петровиче, которого она увидела впервые во Франции: «Великому князю было тогда 28 лет. На первый взгляд он не казался привлекательным, он был невысокого роста, но чем больше вы смотрели на него, тем более замечали в его лице ум и аристократизм. Взгляд его был таким приветливым, умным и живым, а улыбка столь озорной… и вместе с тем мягкой и исполненной чувства собственного достоинства». Баронесса отметила его безупречный французский, мгновенную и остроумную реакцию на реплики, умение слушать, простоту в обращении, воспитанность и образованность. Что касается великой княгини, то ее миловидная внешность, в соединении с жизнерадостным характером, серьезным домашним воспитанием, начитанностью, музыкальностью, благоговейным отношением к религии, к семейным добродетелям, которые ставились ею превыше всего, грациозность, с которой она умела вести беседу, - приводили всех в восторг. Дважды великокняжескую чету принимали в Версале: 9 мая состоялся первый официальный визит, через семнадцать дней «…был устроен торжественный прощальный прием с оперным спектаклем, балетом и обедом на 300 персон. Мария Федоровна надела чудное ожерелье из халцедона, восхитившее королеву, - в то время этот камень еще не был известен в Европе. В Париж гости вернулись около 4 часов утра». Каждый день графа и графини Северных заполняли официальные приемы, праздничные обеды и ужины, театральные представления, оперные и балетные спектакли; великая княгиня, сопровождаемая подругой Ланель, два раза побывала на публичных маскарадах в Opera - увлечении парижан в сезоне 1782 года. 19 мая граф и графиня Северные со свитой посетили Королевскую гобеленовую мануфактуру, где поразили окружающих неподдельным интересом к производству, собственными познаниями в этой области и умением общаться с мастерами и рабочими. На память об этом посещении они получили от Людовика XVI гобелены с малиновым фоном, вытканные в 1776 году мастером П.-Ф. Козеттом по картонам Шарля Антуана Куапеля. Для самого большого из них - «Дамы служат Дон-Кихоту» - стену Коврового кабинета Павловского дворца сделают овальной, напротив, между окнами, установят зеркало, в котором будет отражаться алое сияние интерьера - одного из самых уютных и художественно-выразительных в истории русского классицизма. Пышность приемов сопровождалась роскошью королевских подарков. Среди них - чудо из чудес света - Севрский туалет, выполненный по заказу королевы Марии Антуанетты и подаренный великой княгине Марии Федоровне во время посещения ею 2 июня 1782 года Королевской фарфоровой мануфактуры в Севре. Изысканный ансамбль из шестидесяти четырех предметов, о котором А.М. Кучумов (1912–1994), главный хранитель Павловского дворца, создатель его уникальных экспозиций по истории русского жилого интерьера XVIII - начала XX века, блестящий исследователь коллекций декоративно-прикладного искусства, писал: «Фарфор покрыт кобальтом с тонкой росписью золотом, воспроизводящей античные сцены. Все предметы украшены накладными чеканными пластинками золота с цветными эмалями, имитирующими драгоценные камни.Такой прием в то время считался наивысшим достижением в искусстве фарфора. … Этот уникальный шедевр в искусстве керамики, получивший мировую известность, обошелся казне в шестьдесят тысяч ливров и никогда больше не был повторен», так как все его формы были сразу же уничтожены. Заметим, что набором туалетных принадлежностей из Севра как бытовыми предметами никогда не пользовались, он сразу стал самым драгоценным экспонатом уникального семейного музея, созданного в Павловском дворце великой княгиней Марией Федоровной. Еще одно воспоминание о Париже - ансамбль резной позолоченной мебели в стиле Людовика XVI, выполненной в мастерской Анри Жакоба для убранства дворцовых интерьеров - Парадной опочивальни Павловского и Малиновой гостиной Каменноостровского. Для Каменноостровского дворца через князя Н.Б. Юсупова были сделаны заказы картин знаменитому «живописцу руин» Г. Роберу и не менее известному своими «Бурями» и «Кораблекрушениями» маринисту К.-Ж. Верне. О судьбе этого заказа известно из письма Верне кн. Н.Б. Юсупову (январь 1784 г.), где говорилось: «Господин Робер меня уверил, что Вы ему сказали, что в доме Е. Имп. Выс. имеется три салона, которые должны быть украшены картинами: один зал - «пейзажи» господина Гаккерта, другой зал - «архитектура» господина Робера и последний - «морские виды», исполнение мое». Три салона Каменноостровского дворца - это двусветный Большой зал со скругленными углами, с восточной стороны к нему примыкала Диванная или Малиновая гостиная (со скругленной стеной), с запада - прямоугольный в плане Пейзажный салон. Позднее тому же корреспонденту Г. Робер сообщил:

«Между тем я начал работать над самыми большими, из которых одна изображает пожар в городе Риме, замеченный с галереи с колоннами, на которые падал рефлекс от огня. Другая картина изображает самые замечательные памятники архитектуры Лангедока и Прованса. Две другие картины, хотя они еще только начаты, но все их этюды, все фигуры изображены с натуры и представляют собой - одна мотивы из жизни Рима, вторая то, что мы имеем самого примечательного в архитектуре Парижа».

Особенно заботили Робера два панно, которые должны были разместиться на скругленных углах Большого зала Каменноостровского дворца.

«Поэтому, - писал художник кн. Юсупову, - чтобы не сделать ни малейшей ошибки в измерениях, я сделал копию плана (помещений) в уменьшенном виде, который имею честь послать Вам, чтобы была сделана проверка измерений на месте. Это имеет большое значение для картин, чтобы их могли поместить не обрезая, когда они прибудут».

Эта копия была сделана Робером с чертежа, переданного Кюхельбекером. Все работы, заказанные Роберу и Верне, были выполнены и доставлены в Россию, но не на Каменный остров, а в Гатчинский дворец, так как великий князь решил изменить убранство парадных помещений дворца на острове: Большой зал украсили зеркалами и кариатидами, на стенах Диванной появились малиновые гобелены, и только Пейзажный салон до 1917 года использовался по первоначальному плану. К парижским приобретениям добавилось купленное великим князем едва ли не самое крупное в мире собрание рисунков Ж.-Б. Греза, насчитывавшее 192 листа (в Лувре - 57), которое он передал в Академию художеств, и его же картину «Вдова и ее духовник» для Павловского дворца. Супруги не только развлекались. Дважды они «присутствовали на мессах в соборе Нотр-Дам и набожная Мария Федоровна была взволнована видом этого исторического храма. Они выразили настойчивое желание посетить госпитали, жилища бедняков и тюрьмы, где осмотрели камеры, чтобы узнать, как содержат узников. Когда Павла спрашивали, зачем ему все это надо, он отвечал:

На приеме в Трианоне Жак Делиль преподнес русским гостям свою поэму «Сады» - гимн английскому пейзажному парку. (Заметим, что одним из сильнейших увлечений Марии Федоровны - подлинной страстью - было садово-парковое искусство, унаследованное ею от отца, Фридриха Евгения, младшего сына герцога Вюртембергского.) Граф и графиня Северные заказывали, покупали, получали подарки, и чаще всего это были произведения их современников. В этом - уникальность великокняжеских коллекций живописи, графики, фарфора, мебели и бронзы, именно поэтому они оказали существенное влияние на весь спектр русской культуры и своего, и последующего времени.



Путешествие в Европу

Желая укрепления союза с Австрией и ослабления влияния Фридриха II, Екатерина Великая отправила великокняжескую чету в путешествие по Европе. Они отправились в вояж в 1781 г. под псевдонимом графа и графини Северных. Через Киев, где они побывали в лавре и нескольких монастырях, супруги отправились в Вену. Потом посетили Венецию, Рим, Неаполь, другие города Италии и в 1782 г. отправились во Францию. Великокняжескую чету принимали торжественно и с роскошью, они были представлены Людовику XVI и Марии-Антуанетте. Павел Петрович и Мария Федоровна из Франции направились через Голландию в Германию, где встречались с родственниками Великой княгини. Оттуда через Швейцарию они вернулись в ноябре 1782 г. в Россию.

При европейских дворах Павел произвел очень благоприятное впечатление. Отмечали его ум, государственное мышление, образованность, любовь к искусствам, любезные манеры. Павла принимали как наследника престола, сочувствовали его положению в России, в Европе он получил прозвище «русский Гамлет».

В итоге путешествия отношения с Австрией действительно укрепились, но своим прусским симпатиям Павел не изменил. Не изменились и его прохладные отношения с Екатериной II.

ИЗ ПИСЬМА ИМПЕРАТОРА ИОСИФА II ЕГО БРАТУ. Великий Князь и Великая Княгиня соединяют с не совсем обыкновенными талантами и с довольно обширными знаниями желание обозревать и поучаться и в то же время иметь успех и нравиться всей Европе. Так как можно рассчитывать на их скромность и честность, то ничем нельзя более обязать их, как доставляя им возможность осматривать все без подготовки и без прикрас, говорить с ними с полной откровенностью, не скрывать от них недостатков, которые и без того не ускользнули бы от их проницательности, и обращать их внимание на добрые намерения, которыми вы одушевлены. Так как они, не столько по характеру, сколько по обстоятельствам, несколько недоверчивы, то нужно заботливо избегать всего, что могло бы иметь вид уловки, или играть перед ними комедию… Они очень нежные и заботливые родители… Образ их жизни весьма правилен… Значительную часть утра и даже вечера они употребляют на занятия и на переписку. Хорошая музыка и хороший спектакль доставляют им удовольствие. Военное и морское дело составляют один из любимых предметов их занятий, точно так же, как и торговля, промышленность и мануфактуры. Относительно стола они вовсе не требовательны; они любят простые, но хорошие блюда. Ничего не пьют, кроме воды… Они не любят никакой игры…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Эликсир и камень автора Бейджент Майкл

4. Три маршрута в Европу В эпоху раннего Средневековья Западная Европа, находившаяся под номинальным покровительством церкви, переживала период разложения и стагнации. Развитие общества было крайне медленным. Однако на юге события развивались с нарастающей скоростью,

Из книги Скифы: исчезнувшие владыки степей автора Алексеев Сергей Викторович

Пришествие в Европу В VIII–VII вв. до н. э. степную полосу Евразии охватили масштабные племенные передвижения, ещё раз изменившие её карту. Для археологии перемещения и столкновения родственных между собой кочевых «предскифских» групп почти неуловимы. Однако вполне уловим

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Окно в Европу Не нужно думать, что Петр Великий был первым человеком, который понял, как необходимо стране вернуться в нормальную жизнь, то есть прорубить то самое окно в Европу, по метафоре Пушкина. Уже при его отце Алексее Михайловиче Запад становится навязчивой идеей.

Из книги Ермолов автора Гордин Яков Аркадьевич

Поход в Европу 1Мы не будем углубляться в подробности первого периода военных действий 1813 года - множество локальных столкновений, в которых, как правило, русские и прусские войска отбрасывали немногочисленные французские части, были прологом основных, ключевых событий

Из книги Красные маршалы автора Гуль Роман Борисович

10. Даешь Европу! Разбитого в Сибири Тухачевским адмирала Колчака вовремя не поддержал глава Белого Юга генерал Деникин; сброшенного Тухачевским в Черное море Деникина своевременно не поддержал польский маршал Иосиф Пилсудский. Пилсудский мог подать руку помощи

Из книги Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю автора Эсбридж Томас

Возвращение в Европу После победы при Аскалоне большинство крестоносцев посчитали свою работу сделанной. Вопреки всем ожиданиям, они сумели пережить вооруженное паломничество на Святую землю, вернули Иерусалим христианству и отбросили могучую египетскую армию

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Глава 10 ИЗ ИНДИИ В ЕВРОПУ Связи с европейскими греками Еще до овладения Египтом Дарий подумывал о новых завоеваниях, чтобы округлить границы своей империи. Среди пленников, привезенных в Сузы, из числа слуг Ороэта был его личный врач, знаменитый Демосед из Кротона

Из книги Третий рейх автора Булавина Виктория Викторовна

Ограбившие Европу С начала войны Германия предпринимала усилия не только по захвату территорий, но и по вывозу культурных и прочих ценностей с оккупированных территорий. Ценные грузы прибывали в Третий рейх эшелонами. Этим занимался оперативный штаб рейхсляйтера

Из книги Сатирическая история от Рюрика до Революции автора Оршер Иосиф Львович

Окно в Европу Победив кого следует, Петр задумал прорубить окно в Европу.– Пора, – сказал он, – на людей посмотреть и себя показать.Сановники светские и духовные принялись увещевать царя.– Не богоугодное ты дело затеял! – говорили сановники духовные. – Окно дело

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

28. Как гуситы взорвали Европу Константинополь несколько лет прожил в блокаде. Император Мануил II торчал за границей и ждал – его столица вот-вот падет, а он останется в Европе изображать жертву османов. Делал вид, будто пытается организовать помощь, но это было

Из книги Короткий век Павла I. 1796–1801 гг. автора Коллектив авторов

Путешествие в Европу Желая укрепления союза с Австрией и ослабления влияния Фридриха II, Екатерина Великая отправила великокняжескую чету в путешествие по Европе. Они отправились в вояж в 1781 г. под псевдонимом графа и графини Северных. Через Киев, где они побывали в лавре

Из книги Павел I без ретуши автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Путешествие в Европу Из путевых заметок великой княгини Марии Федоровны:Сегодня в воскресенье 19 сентября душа моя была живо взволнована. Сожаления о покидаемых детях, друзьях и отечестве угнетают меня, но сколь утешительно видеть повсюду слезы печали от

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Часть V. ДАЕШЬ ЕВРОПУ Поляки оставили заметный след в культуре Петербурга и Парижа. После раздела Польши в 1779 г. Екатерина II обошлась с побежденными резко, но Павел I вернул на родину тысячи сосланных. Александр I назначал поляков в Сенат и губернаторами. Университеты

Из книги Петр I. Добрый или злой гений России автора Медведев Иван Анатольевич

Глава 7 Дело царевича Алексея и второе путешествие в Европу В конце 1715 года тяжелый недуг приковал царя к постели на целый месяц. Ему было сорок три года. Он все чаще и продолжительнее болел. Петр не мог не задумываться, кому в случае своей смерти оставит трон и дело всей

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Врата в Европу Дербент – самый южный, самый древний и самый неизведанный город России, ему более пяти тысяч лет. Дата эта условна, но принято думать так, ибо «есть мнение». А город действительно древний, он упомянут в Коране как видевший мир, который предшествовал

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Газ в Европу «Начинайте завтра строить. Я вам все документы подготовлю, и они будут подписаны». А. Г. Лукашенко1995 год. На земле Беларуси «Газпром» начал строительство участка газопровода «Ямал-Европа», поверив лишь на слово А. Г. Лукашенко. А. Г. Лукашенко своё слово сдержал.