Первой столицей египетского царства являлся город мемфис.

Египетская цивилизация является одной из самых древних. За ее долгую историю столицы много раз переносились из одного города в другой. Это было связано с политическими взглядами и прихотями правящей династии. Длительное время в государстве было даже две столицы. Более 6 тысячелетий оно делилось на Верхний и Нижний Египет, в каждом из которых был свой главный город. Древнейшей был город Мемфис. Когда две части страны объединились, то он вырос на бывшей границе.

Расцвет Мемфиса

По данным археологических раскопок, проводимых на территории государства Древний Египет, столица Мемфис ведет свою историю с XXII века до н. э. В то время у власти находился фараон Менес (Мес).

В момент основания первая столица Древнего Египта получила название Инбухедж. В переводе на русский язык это означает «белые стены». Так называлась крепость, около которой был построен город.

При правлении фараона Пепи II Неферкара в 2279 - 2219 годах до н. э. название древней столицы Египта было изменено на Мемфис, что переводится как «прочен и прекрасен Пепи». Это имя сохранилось за ней на всю дальнейшую историю.

Город занимал важное место в жизни цивилизации, носящей Египет. Столица выполняла религиозные, политические, сельскохозяйственные и ремесленные функции. Мемфис оставался важным городом страны долгое время.

Лучшее боевое обмундирование и колесницы выходили из мастерских Мемфиса. Он был центром оборонной промышленности древнего мира.

В Мемфисе были воздвигнуты важные религиозные сооружения, посвященные Птаху и Апису. Здесь находился культ этих божеств.

Земли вокруг столицы были очень плодородны. Нил широко разливался и питал почву илом. Таким образом, она получала природное удобрение. Большая часть жителей Мемфиса была занята в сельском хозяйстве. Они выращивали хлопок, виноград, инжир и зерновые культуры, собирали розовое масло, разводили овец.

Крестьяне собирали богатый урожай с полей. Овцы хорошо росли и плодились. Местная отара достигала нескольких сот тысяч голов. Поэтому проблем с пропитанием всех жителей царского двора не возникало. Многочисленная дворцовая челядь, жрецы, слуги и рабы всегда были сыты.

Столица Мемфис

За долгую историю государства Древний Египет столица переносилась из Мемфиса в другие города. Так, Мемфис носил статус главного города Египта в следующие периоды:

  • во время правления VIII династии в 2950 - 2180 годах до н.э.;
  • во время правления фараона Сети из XIX династии в 1290 — 1279 годах до н.э.;
  • во время правления фараонов Нового царства в XIV-XII веках до н. э.;
  • во время правления последних фараонов в 404-343 гг. до н. э.

В 715 — 664 годах до н.э., когда у власти находилась эфиопская XXV династия, официальная столица разместилась в городе Напата. Но фактически политическим центром оставался Мемфис, все государственные распоряжения исходили из него.

В 525 — 404, 343 — 332 годах до н. э. и 332 — 322 годах до н.э. у власти находились персы и македонцы соответственно. Они управляли страной из Мемфиса.

Упадок Мемфиса

С 342 года до н.э. начинается упадок столицы древнего царства Египта. Географическое положение Мемфиса перестало быть актуальным. Он находился в пустыне. Новой власти был необходим выход к морю, который позволил бы вести торговлю со странами Средиземноморья. Поэтому город потерял прежнее значение.

Кроме того, началось арабское завоевание страны и строительство Каира, который и стал новой столицей. Для возведения его построек арабы использовали камень из прекрасных дворцов Мемфиса.

Раскопки Мемфиса

Долгое время столица Древнего Египта, Мемфис, была скрыта под илом, который нанесли воды Нила. Раскопки начались лишь в XVIII - XIX веках. Этому способствовал поход Наполеона и интерес Европы к египтологии, который находился на подъеме в то время.

Страна была оккупирована Великобританией. Англичане вывозили из Египта все, что было возможно перевезти по морю. Именно тогда была обнаружена часть построек Мемфиса - руины храма бога Птаха и Серапеум, кладбище быков Аписов. Эти животные были земным воплощением бога Птаха.

Руины Мемфиса

Самой известной археологической достопримечательностью в зоне древней столицы является Мемфисский некрополь. Он тянется на 35 км к западу от города. В него входит несколько археологических зон - Гиза, Саккара, Абу-Роаш, Абусир и Завиет-эль-Ариан.

Также знамениты руины храма Птаха. Но от него почти ничего не сохранилось. Зато две статуи Рамзеса II, которые стояли перед храмом, почти полностью уцелели. Они имеют высоту 13 метров. Одна из них изготовлена из гранита, другая - из известняка.

К храму Птаха вела аллея Сфинксов, из которых сохранился лишь один. Пирамиды и гробницы некрополя Мемфиса были разграблены и почти полностью разрушены.

Археологические раскопки показали, что Мемфис простирался на много километров. Но большую часть его площади занимали жилые кварталы, не сообщающиеся между собой. Они разрастались вокруг дворцов фараонов. Во время арабского завоевания в кварталах стали селиться люди одной профессии или определенного происхождения.

Раскопки продолжаются более двух веков. Но на сегодняшний день изучена лишь четверть территории города.

Уцелевшие памятники Мемфиса

Одна из уцелевших статуй Рамзеса II в 1955 году была установлена на площади перед железнодорожным вокзалом в Каире.

Вторая статуя находится в специальном саду на территории Мемфиса. Она была обнаружена в 1820 году. Часть ее ног не сохранилась.

В этом же саду находится стол, выполненный из алебастра. Он использовался для бальзамирования Аписов, Также заслуживает внимания восьмиметровый сфинкс.

Частично сохранился некрополь Мемфиса. Он состоит из множества гробниц и пирамид. Некоторые его участки - Гиза, Абусир, Саккара и Дахшур - в 1979 году были включены в Список объектов Всемирного наследия Юнеско.

Мемфис и современность

Важный город страны Древний Египет, столица Мемфис, прошел долгий исторический путь. Его руины лежат к юго-западу от Каира. Их современными соседями являются небольшие поселения Эль-Бадрашейн и Мит-Рахина.

Их жители, как и народ, населявший эти земли много веков назад, занимаются сельским хозяйством и разведением овец. Но с ростом заинтересованности туристов к историческим памятникам Египта они начинают менять свои занятия. Одни жители переключаются на изготовление статуэток, которые выдают за древнеегипетские, а другие - на работу гидами.

Но последний вид заработка сомнителен. Ведь большинство археологических находок не показывается туристам. Например, Храм Птаха часто заливают грунтовые воды, что делает его недоступным для посещения. Другие интересные находки открыты только для ученых и археологов. Туристам же предлагают только полюбоваться рощами послушать краткий исторический обзор и ехать дальше.

Располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками. Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

(современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город. Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона. Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона - «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога. В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец. Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички - Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» - столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна - рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, - все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 - 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью - международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.

Город Мемфис принято считать первой столицей Древнего Египта. Он находился недалеко от современного Каира на западном берегу Нила на границе Верхнего и Нижнего Египта. Город начал свое существование в начале третьего тысячелетия до нашей эры, а в середине первого тысячелетия до нашей эры по какой-то причине жители покинули Мемфис.

В те времена Верхним Египтом являлась узкая полоса вдоль Нила, которая на севере ограничивалась Файюмским оазисом, а также началом дельты Нила. Нижний же Египет охватывал северную область современного Египта, в которую входила дельта Нила. И прилегал он к Средиземному морю. В IV веке до нашей эры Нижний Египет являлся самостоятельным государством со столицей Буто.

Основатель I династии объединил два Египта, а Мемфис назначил столицей. Позднее, когда город уже не являлся столицей, он являлся важным опорным пунктом фараонов, так как имел выгодное географическое положение. Мемфис был космополитическим центром. В свое время здесь жили греки, сирийцы, евреи и финикийцы. В этом городе находился центр почитания Птаха, а так же был широко распространен культ быка Аписа (Хепа).

Мемфис окружен самыми знаменитыми некрополями, пирамидами и храмами в Гизе, Саккаре, Абусире и Дахшуре.

Фивы и Гераклеополь

По прошествии тысячелетнего существования объединенного Египта он опять был разделен. Фивы стали столицей Верхнего Египта. Этот город находился на восточном берегу Нила в 700 километрах к югу от Средиземного моря. Вначале Фивы назывались Но-Амон , а бывало, что и просто Но . Фактически город был столицей четвертого нома - Уасет.

Гераклеополь являлся столицей Нижнего Египта. Этот город еще называли Гераклеополь Великий . Он был важнейшим культовым центром. Если верить легендам, то именно здесь боги Хор и Осирис стали царями народа Египта. Город находится на территории Фаюмского оазиса, где находятся большие запасы пресной воды. Именно по это причине, жители в основном занимались земледелием. Через Гераклеополь проходили важнейшие торговые пути.

Со временем Фивы обрели главенство, и Гераклеополь утратил статус столицы.

Фивы являются сердцем региона с исторической и культурной точки зрения. В районе этого города находятся Луксорский и Карнакский храмы, долины Царей и Цариц, а также совсем недалеко - в Дейр-эль-Бахри - расположен знаменитый храм царицы Хатшепсут.

Ахетатон

Ахетатон

Столицей этот город пробыл совсем короткое время, а судьба его была трагична. А все началось с восхождении на престол фараона Аменхотепа IV. Он запретил египтянам старую религию во главе с богом Амоном. А ввел культ нового единого бога Атона. В связи с этим он меняет свое имя на Эхнатон, что в переводе означает "Угодный Атону".

Он приказывает построить новый город, который располагался ниже Фив по течению Нила. Он то и стал новой столицей Египта. И назвал фараон его Ахетатоном . Это был очень красивый и богатый город. Здесь находился огромный храм Атону, множество парков, садов и дворцов. Фараон переехал сюда вместе с красавицей супругой Нефертити, детьми и огромной свитой. В 1336 году до нашей эры он умер, хотя существуют некоторые версии о том, что его отравили.

После смерти Эхнатона, на престол взошел совсем еще юный Тутанхамон. А так как все за него решал регент вместе с фиванскими жрецами, то Ахетатон был разрушен, а культ Амона и других богов восстановлен. Столицей же снова стали Фивы.

Пер-Рамсес и Танис

В 1278 году до нашей эры по приказу фараона Рамсеса II была выстроена новая столица - Пер-Рамсес , что в переводе означает "дом Рамсеса". Находился он в восточной части дельты Нила.

Современное название этого города - Кантир. В переводе это означает "бирюзового цвета". Такое название город получил потому, что при раскопках ученый обнаружили в больших количествах керамическую плитку бирюзового цвета. Во времена самого расцвета вместе с угодьями площадь города составляла примерно тридцать квадратных километров. Город много раз подвергался большим разрушениям. Но ученые говорят о том, что по своей красоте и величию Пер-Рамсес не уступал Фивам и Мемфису.

Во время раскопок на месте города ученые часто находили остатки казарм, оружейных мастерских, конюшен. Все это говорит о стратегическом значении Пер-Рамсеса. Известно, что здесь были возведены храмы Сета, Амона, Иштар, Уто.

Около 1110 года до нашей эры Пер-Рамсес был оставлен египтянами. Историки связывают это с обмелением рукава Нила, на котором город и находился.

На короткий период времени Танис стал столицей Египта. Он был удален от Пер-Рамсеса примерно на тридцать километров. Правда он не имел важного значения. А процветать Танис начал в более позднее время, когда не имел статуса столицы.

В мире возникли именно на территории этого государства. Однако не все знают, какой из них - 1 столица египетского царства. И дело совсем не в том, что они слабы в истории. Просто за всю его историю в Египте существовало несколько разных царств, которые враждовали между собой. Поэтому на этот вопрос некоторые отвечают: "Первой царства являлся город Фивы". Другие говорят, что это - Нехене (столица Верхнего Египта), третьи - Пер-Уаджит (столица Нижнего Египта). В нашем повествовании речь пойдет о столице объединенного царства Египет.

Новый город

Согласно достоверным источникам, первой столицей египетского царства являлся город Мемфис. История создания этого города очень увлекательна и относится где-то к XXX-XXVIII векам до н. э, т. е. к третьему тысячелетию до Его основателем является знаменитый правитель Верхнего Царства Менес, или, как его иначе называли, Мина. Вокруг города по приказу царя были построены белые стены, и это было большой редкостью для Поэтому столицу прозвали Инбу Хедж, т. е. "белые стены". Мемфис стал центральным городом Египетского царства, объединившего два враждебных государства - Верхний и Нижний Египет. Как уже было упомянуто выше, Менес был царем Верхнего царства. Одержав победу над Нижним, он объединил их и провозгласил себя правителем обоих.

При этом Менес короновался двойным венцом, который были украшен символами обоих государств - изображением священной змеи (символ Нижнего Египта) и короной необычной формы - реликвией Верхнего царства. Следующим его шагом было решение о создании новой столицы, которая должна была находиться на пересечении этих двух царств. Однако границей между ними служил Нил, вернее, один из его рукавов. Тогда царь приказал вырыть новое русло для этого притока и построить плотину для перенаправления воды. На освободившейся от нее территории и был построен новый город. Одним словом, царь Мина стал основателем не только государства, но и его административного центра. С этих пор первой столицей Египетского царства являлся город Мемфис.

Несколько названий Мемфиса

Название "Мемфис" имеет греческое происхождение. При фараоне Пепи (Пиопи) I в городе был построен грандиозный храмовый комплекс, который назывался Мен Нефер Пепи (с египетского переводится как «прочный и прекрасный, как Пепи»), или Меннефер, - из этого названия и произошло название Мемфис. У города было и другое название - Хет-Ка-Пта, т. е. "обитель души Птаха". Оно происходило от имени божества - покровителя города. Его считали отцом мира, и в его честь в городе был построен храм Пта. Развалины сооружения до сих пор считаются достопримечательностями этих краев.

Есть еще одно название города Мемфиса - «Мехаттауи». Оно переводилось как «весы обеих земель». Вероятно, имелось в виду то, что город, став столицей, уравновесил власть обоих царств. До конца XXIII века до н. э. первой столицей Египетского царства являлся Мемфис. Однако после этого столетия страна распалась на множество номов. Каждый из них пожелал иметь свой административный центр. Так появились новые столицы Египетского царства. Однако среди них Мемфис всегда оставался столицей Первого (главного) нома. Он являлся религиозным центром, здесь находился некрополь Аписов - священных быков.

Вы, конечно, знаете, что столицей Египта в настоящее время является Каир, население которого, вместе с пригородами, составляет сейчас около 15 миллионов человек. Однако город возник лишь в 969 году, тогда как история самого Египта началась гораздо раньше...

Козни фиванских жрецов

Предание, записанное египетским жрецом Манефоном, рассказывает о том, что давным-давно, еще в IV-III тысячелетиях до нашей эры, Верхний и Нижний Египет были объединены в одно государство. А на их границе возник город Мемфис, столица Древнего Египта. Однако через тысячу лет страна вновь разделилась. На этот раз столицами стали Фивы (в Верхнем Египте) и Гераклеополь (в Нижнем). Состояние равновесия власти не бывает долговечным, и постепенно Фивы становятся сильнее Гераклеополя. Ситуацией незамедлительно воспользовались жрецы расположенного в Фивах храма Амона-Ра, бога солнца. Им как хранителям главной государственной религии удалось сконцентрировать власть в своих руках, но ненадолго. Недаром религия всегда была главным оружием в борьбе за власть. Фараон Аменхетеп (другой вариант произношения - Аменхотеп), бывший в то время правителем Египта, не пожелал ни с кем делить свои полномочия и демонстративно поддержал новый культ малоизвестного прежде бога солнечного диска - Атона. Объявив себя его верховным жрецом, Аменхетеп принял имя Эхнатон, что означало "угодный Атону", и, покинув Фивы, основал в 300 километрах к северу новую столицу Ахетатон, куда и переехал вместе со своей красавицей-женой Нефертити.

Но не все египетские фараоны были такими же решительными политиками. Кроме того, практически все они вступили на престол (и умерли) в довольно юном возрасте. Пример тому - знаменитый Тутанхамон. Юноша, умерший в возрасте 18 лет, известен нам лишь благодаря роскошной гробнице, которая была обнаружена археологами в начале нашего века. Уступив давлению со стороны жрецов Амона-Ра, он вынужден был предоставить им все отнятые Аменхетепом привилегии и вернуть Фивам статус столицы. А город Ахетатон был уничтожен, дабы ничто не напоминало могущественным жрецам о кратком периоде их бессилия.

В руках иноземцев

Шло время... Подобно светилам на небе, сменяли друг друга властители Древнего Египта. Каждому из них страна обязана тем, что происходило в ее пределах, в том числе и новыми столицами, возникавшими и исчезавшими с течением времени.

Во время правления Рамсеса II была заново освоена дельта Нила. Не обошлось и без новой столицы: поскольку азиатские владения часто требовали присутствия там властителя, в Дельте был построен город Пер-Рамсес, ставший государственным политическим центром.

После смерти Рамсеса II могущество Египта стало заметно ослабевать. Постепенно власть перешла в руки иноземцев: в Дельте хозяйничали ливийцы, в Верхнем Египте - правители Эфиопии. Затем страну завоевывали ассирийцы и, наконец, греки во главе с Александром Македонским. Последний, в свою очередь, передал владение страной своему другу Птолемею, который, желая увековечить имя великого полководца, сделал столицей Египта Александрию. В этом городе, ставшем центром не только греческой, но и мировой культуры той эпохи, сменяли друг друга преемники Птолемея, включая знаменитую Клеопатру.

Но порабощение Египта не закончилось владычеством Греции: на рубеже новой эры страна надолго стала провинцией Рима, а потом Византии.

Ислам и возникновение Каира

Сейчас в Египте говорят преимущественно на арабском языке. Почему? Ведь изначально Египет не принадлежал к арабским странам? Ответы на эти вопросы можно найти опять-таки в истории страны.

Новый период начался с возникновением ислама. Отвоевав у Византии египетские владения, арабы занялись распространением на новых территориях мусульманской религии и арабского языка. Роль столицы в это время исполнял город Аль-Фустат.

Однако и Аль-Фустату не суждено было надолго сохранить свой громкий статус. В то время распался Арабский халифат - объединение мусульманских стран. Преемник халифата - государство Фатимидов, располагавшееся в западной части Северной Африки, - завоевало Египет. Решив перенести в завоеванную страну свою столицу, фатимиды отстроили ее в виде нового города Аль-Кахира, что в переводе означало "победный город". Так в 969 году возник Каир - нынешняя египетская столица.

Каир исторический и современный

Основателем Каира по праву считается фатимидский военачальник Джаухар ас-Сокали. Он также руководил постройкой мечети Аль-Ахзар, которая до сих пор является украшением города. Сейчас это комплекс зданий, отстроенных в разное время. Сама мечеть была создана в Х веке, три минарета Аль-Ахзара - соответственно в XV, XVI и XVIII веках.

Естественно, завоевательские притязания иноземцев, постоянно тревоживших приграничные районы страны, не обошли стороной и столицу. В 1167 году у стен города, воздвигнутых уже известным нам Джаухаром ас-Сокали, побывал иерусалимский король Амальрих. Он, правда, не смог преодолеть каменной преграды. Намного сильнее короля оказалось время, разрушившее городскую стену. Теперь мы с вами можем видеть лишь то, что осталось от величественного сооружения: ворота Баб аль-Наср и Баб аль-Футух на севере и Баб Зувелия на юге.

Впрочем, политические и военные страсти разгорались не только у стен города, но и внутри его. В 1171 году военачальник Салах-ад-Дин совершил в столице переворот. Он выстроил цитадель с колодцем глубиной 90 метров, в ней защитники города могли выдерживать осаду врагов, не страдая от жажды.

Все эти достопримечательности и в наши дни можно увидеть в Каире. Но самое большое количество архитектурных памятников относится к середине XIII века, когда Египет надолго оказался во власти мамлюкских правителей. Например, знаменитая "Голубая мечеть" на улице Аль-Табана. Своим названием она обязана изразцам голубого цвета, украшающим ее стены. А на пересечении улицы Аль-Кала и площади Салах-ад-Дина находится еще один образец исламской египетской архитектуры XIV века - мечеть и медресе Султан Хасана. Этот ансамбль представляет собой четыре учебных помещения, расположенных по периметру открытого двора. Если вы окажетесь в Египте, обязательно зайдите туда. Впрочем, это вам, скорее всего, предложит любой хороший экскурсовод.

Музеи и не только...

История завоевания Египта не закончилась на мамлюках: в 1517 году страна была захвачена турками и вошла в состав Османской империи. Это привело к еще большему распространению ислама в стране, но в целом не особенно изменило жизненный уклад ее жителей. Получить представление о жизни состоятельного горожанина того времени вы сможете, посмотрев на дом Гамаль-ад-Дина аль Захаби в районе Хурейя.

Наш экскурс в историю приближается к не столь далекому и, следственно, более знакомому времени. В XVIII веке Османская империя находилась в состоянии кризиса. В это время Египту удалось фактически отколоться от нее, но ненадолго: страну попытался захватить Наполеон, а затем турки вновь взяли власть в свои руки. В 1805 году египетским пашой стал Мухаммед Али, именем которого названа мечеть в цитадели Салах-ат-Дина. С нее вам откроется великолепный вид на город и на Нил, а на горизонте, в золотистом мареве пустыни будут видны величественные пирамиды, как будто плывущие над песками...

Но вернемся к городским достопримечательностям. Мечеть Мухаммеда Али больше известна под именем Алебастровой (по названию материала, использованного для облицовки ее стен). Между прочим, цитадель Салах-ат-Дина популярна не только как архитектурный памятник древности: там находится Военный музей с коллекцией оружия, обмундирования и картин, изображающих военные действия, происходившие на протяжении всей истории Египта. Кстати, о музеях, без которых не обходится, пожалуй, ни одна поездка в незнакомую страну. Если вы интересуетесь историей мусульманского Востока, не упустите шанс побывать в Музее исламского искусства, который расположен на площади Баб аль-Хальк. Это крупнейший на Ближнем Востоке музей такого рода: он располагает огромной коллекцией разнообразных предметов искусства, начиная с тканей и заканчивая золотыми и серебряными монетами. И наконец, особое внимание стоит уделить Национальному музею. Именно здесь можно увидеть легендарные сокровища из гробницы Тутанхамона.

Тем, кто решится посмотреть все вышеперечисленные достопримечательности, рекомендуем чередовать экскурсии с посещением сувенирных магазинчиков и, конечно, восточных базаров. Кстати, некоторые из них сами по себе являются памятниками. Примером может послужить Хан Халили Базар, который существовал еще в XIV веке. Найти его нетрудно - южная сторона базара проходит по улице Аль-Муски.

Все это лишь небольшая часть истории великого государства, о котором написано огромное количество книг и снято немало фильмов. Без сомнения, их значение велико, но в полной мере почувствовать дух мусульманского Востока можно, только побывав здесь. Приезжайте в Египет, и вы узнаете массу интереснейших вещей об этой стране фараонов, крокодилов и пирамид.