Первый парад после вов. Парад Победы (1945)

Зеленко Екатерина Ивановна родилась 12 сентября 1916 года в с. Корощино (Украина), погибла 12 сентября 1941 года около г. Ромны Сумской области . Старший лейтенант, летчица, единственная в мире женщина, которая совершила воздушный таран, Советского Союза (посмертно 1990 г.).

Подвиг Екатерины Зеленко.

О подвигах украинки Екатерины Зеленко можно много раз писать с применением слов "первая" или "единственная" . Она была:

Первой женщиной, поступившей и с отличием закончившей в 18 лет 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей (1934);

Единственная из женщин-летчиц, которая участвовала в Советско-финской войне; на легком бомбардировщике Р-Z совершила 8 успешных боевых вылетов, уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена орденом Красного Знамени;

Первой женщиной, которая стала испытателем легкого бомбардировщика Су-2, выпускавшегося в на заводе №135, затем в качестве летчика-инструктора учила полетам и принимала экзамены для руководящего состава 9 авиационных полков, получивших Су-2. Она умела в 24 года поставить по стойке "смирно" летчиков-мужчин значительно старше себя по возрасту и выше по званию, показав им в небе то, чего на тот момент не умели они;

В числе немногих женщин-летчиков на фронте с 1941 совершила 40 боевых вылетов, попав на своем Су-2 в 12 воздушных боев, когда немецкие истребители Фокке-Вульф FW-190 и Мессершмитт Bf-109 расстреливали советские бомбардировщики, в большинстве случаев летавшие на задания без прикрытия;

Единственный летчик, совершивший таран на бомбардировщике Су-2, имевшем значительно меньшую скорость, чем протараненный ею немецкий истребитель Me-109.

12 сентября 1941 г. , возвращаясь с разведывательного полета на Су-2 над г. Ромны была атакована одновременно вражескими истребителями Мессершмит-109. Несмотря на то что по скорости и маневренности Су-2 не шел ни в какое сравнение с истребителем, ведомый Су-2 был сбит в первой атаке, а Зеленко приняла бой, сначала сбив один Me-109 (невероятно для бомбардировщика), а когда закончился боекомплект, протаранила (фактически отрезала винтом) крыло другого Me-109. Зеленко даже сумела посадить свой израненный Су-2, но будучи тяжело раненой скончалась от ран. утверждает , что после тарана Зеленко пыталась пойти на второй таран, Me-109 увернулся, и именно он подбил и расстрелял легендарную летчицу.

Таран, совершенный старшим лейтенантом Екатериной Зеленко в бою под г. Ромны Сумской области, по сей день остается единственным в истории авиации, совершенным летчицей-женщиной.

Екатерина Зеленко Была замужем за летчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943.

О предвоенной службе Зеленко сохранилось немного. Вот что писал о Зеленко Герой Советского Союза полковник Н. Каманин: "Волевые качества развиты хорошо. Энергична. Решительна. Личная огневая подготовка хорошая. Передавать свои знания подчиненным может. Уверенно летает на самолетах У-2, Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2. Достойна присвоения воинского звания cтарший лейтенант. На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчетлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объема задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой".

Екатерина Зеленко, будучи 10-летней девочкой, лучше всех мальчишек лазила по деревьям, не плакала и не ябедничала, а когда все пацаны с ее улицы договорились прыгать с зонтиками с крыш сараев, изображая при этом парашютистов, Катерина отважно прыгнула первой. "Я буду летчицей!" - сказала она. Старшие два брата Кати были в авиации и, узнав о мечте сестренки, посоветовали поступать в авиационный техникум в Воронеже, где жила старшая сестра Софья.

Награды Екатерины Зеленко.

1940 год - орден Красного Знамени;

Декабрь 1941 года - орден Ленина (посмертно);

5 мая 1990 года - медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза (посмертно) за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Екатерина Зеленко и социальные сети.

Ни одной страницы или сообщества, которые были бы посвящены памяти Екатерины Зеленко, в " ", " " и обнаружено не было.

Биография Екатерины Зеленко.

1933 год - окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска;

1934 год - окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова;

Член ВЛКСМ;

1939-1940 - участница Советско-финской войны, единственная женщина среди летчиков;

Май 1940 года - служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве летчика-инструктора;

Июль 1941 года - командовала группой бомбардировщиков, уничтожившей в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшиейя назад без потерь;

12 сентября 1941 года Екатерина Ивановна Зеленко погибла при выполнении воздушного тарана в районе села Анастасьевка Сумской области.

Местные жители похоронили летчицу, а после окончания войны ее останки были перевезены в Курск.

Увековечивание памяти Екатерины Зеленко.

Памятник в Курске;

Памятник в Берестовке (Сумская область), здесь находился аэродром, с которого Зеленко совершила свой последний боевой вылет;

Мемориальная доска в Курске на доме № 23 по улице Горького, где проживала Зеленко;

Улицы, названные в честь Зеленко, существуют в Курске, Воронеже, Ромнах и Сумах;

Несколько школ названо в честь Екатерины Зеленко;

В честь Екатерины Зеленко названа малая планета Солнечной системы (1900) Катюша;

В Курске в школе № 10, в которой училась Екатерина Зеленко, создан музей ее имени;

Сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова, названо в честь Зеленко;

Ежегодный волейбольный турнир проводится в Олевском районе Житомирской области, на родине Зеленко;

1998 год - в Воронеже аэродром был назван в честь Екатерины Зеленко.

Единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

Екатерина Ивановна Зеленко, Герой Советского Союза (посмертно), родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощино, Ровенской области (Украина). Окончила 7 классов неполной средней школы в городе Курске, затем - авиационный техникум и Воронежский аэроклуб в 1933 году. По комсомольской путёвке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова.

Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила такие типы самолётов, как У-2 (ПО-2), Р-1, Р-5, Р-10, УТ-1, УТ-2.

Участница советско-финской войны 1939-1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов на самолёте Р-Z, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Документы авиаполка свидетельствовали: «На боевые задания летает с большим желанием, в плохих метеоусловиях и сложной обстановке хладнокровна и расчётлива. Обстрелянная зенитной артиллерией, смело продолжает вести бой, задание выполняет отлично. Разведывательные данные, доставляемые Зеленко, всегда отличаются точностью не только в пределах срока и объёма задания, но и дополнялись ценными сведениями, добываемыми разумной инициативой».

Р-Z авиаполка, в котором воевала Екатерина.

После окончания войны с белофиннами, Зеленко служила в 19-й авиационной бригаде Харьковского военного округа. В мае 1940 года, как опытный пилот, она была назначена командиром звена во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку. Знания, полученные в авиатехникуме, помогли ей быстро разобраться в новых самолётах. Она бывала в цехах, где собирали Су-2, проводила их испытания. С октября 1940 года по май 1941 года в качестве лётчика - инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава 9 авиационных полков на новый самолёт Су-2. Кате было неполных 24 года, когда она помогала осваивать новые самолёты командному составу, где встречались ученики гораздо старше её по возрасту. Но умела молодая лётчица учить других так, что никто не считал зазорным учиться у женщины, сдавать ей технику пилотирования и не обижался на суровую требовательность.

Бомбардировщик СУ-2.

С началом Великой Отечественной войны Екатерина Зеленко снова на фронте. В июле 1941 года, ранним утром командир полка полковник Б. Янсен поставил командиру звена Зеленко задачу: разгромить колонну немецких танков и автомашин в районе Пропойска (ныне Славгород, Беларусь). Командование не случайно именно ей поручило выполнение этого ответственного задания: лётчица, в отличии от многих других офицеров полка, уже имела боевой опыт.

Спустя некоторое время группа бомбардировщиков Су-2, возглавляемая Екатериной Зеленко, поднялась в воздух. В чётком строю они приблизились к указанному району. Обнаружили цель: вражеская техника двигалась по дороге на восток. Ударили зенитки. Маневрируя среди дыма и огня, наши самолёты вышли на боевой курс. Путь им прокладывал Су-2, который вела Зеленко. По её сигналу все устремились на цель. На земле возникли яркие вспышки разрывов, загорелись танки, автомашины, цистерны. Выполнив задание, группа без потерь возвратилась на аэродром. Фотоконтроль подтвердил точность бомбового удара. За период своего участия в Великой Отечественной войне, заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Таран и гибель.

Тот роковой день, 12 сентября 1941 года, выдался серый, пасмурный, словом, «невесёлый», как говорят лётчики. Командир 135-го ближнебомбардировочного авиаполка полковник Янсен вернулся из разведывательного полёта с тревожной вестью: к Лохвице (Украина) с двух сторон движутся танковые соединения. В полку после тяжёлых боёв первых недель войны осталась едва половина самолётов, а из оставшихся - многие повреждены. Истребителей, которые должны сопровождать бомбардировщики, на фронте не хватало. Выручал железный закон бомбардировщиков – плотный боевой строй.

Товарищ командир! Разрешите мне лететь? - подошла к Янсену старший лейтенант Зеленко.

За плечами Екатерины Зеленко, к 12 сентября было 40 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 60 уничтоженных танков и автомашин и до батальона немецкой пехоты. Командование полка собиралось представить её к высокой правительственной награде. Но было в полку и негласное решение: Катю беречь, в боевые полёты пускать пореже - единственная она в полку была женщина. И Янсен отдал приказание лететь экипажу Лебедева. А Катя не уходила, стояла навытяжку, смотрела умоляюще.

Летите в паре с Лебедевым, - решил командир.

Можно на вашем самолёте? - спросила Катя, обратившись к Пушкину.

Уже из кабины Су-2 Катя крикнула:

Товарищ командир! Тут ваши планшет и краги.

Ладно, пусть там будут! - махнул рукой Пушкин.

- «Синенький, скромный платочек!» - донеслось сквозь рокот мотора: с этой песней всегда уходила в полёт Катя Зеленко.

Су-2 капитана А. И. Пушкина. Именно на нём Е. И. Зеленко провела свой последний бой.

Пушкин ждал экипажи минут через 45 - 50, а пока занялся неотложными делами: из штаба ВВС 21-й армии извещали, что вероятно срочное перебазирование полка в город Лебедин Сумской области. К Берестовке, где располагался полк, подходили немцы.

Но ни через 45, ни через 50 минут экипажи не вернулись. Только через час из штаба Воздушной армии позвонил Лебедев и доложил, что они со штурманом капитаном Гавричевым находятся на аэродроме в Лебедине. На них напали 7 Ме-109, бомбардировщики приняли бой, но в облачности потеряли друг друга. О судьбе экипажа Зеленко он ничего не знает.

Вслед за звонком Лебедева в полку появился усталый, раненный в руку штурман Кати, лейтенант Павлык. Все бросились к нему:

Что с Катей? Где она?

- «После выполнения задания мы возвращались на аэродром. Самолёты атаковали 7 Ме-109. Экипаж Лебедева потеряли в ходе боя. Я вёл заградительный огонь. Катя, атакуя «Мессеров», вела огонь из крыльевых пулемётов. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. У нас в кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» - закричала Катя, подумав, что меня ранили и приказала прыгать. Я успел вывалиться из самолета, увидев, как Зеленко ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета».

Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от своего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Однополчане не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.

В 1943 году, когда Сумская область была освобождена от фашистов, в областной военкомат пришла учительница Анастасия Пантелеймоновна Марченко и принесла комсомольский билет с пятнами крови. Вот что рассказала она:

Это билет лётчицы, таранившей фашистский самолёт. Мы, жители села Анастасьевка, в тот день, 12 сентября 1941 года, спешили убрать урожай в поле и спрятать. Ждали, что вот-вот появятся немцы. Над нами разыгрался бой: 7 фашистских самолётов окружили один советский. Он отстреливался, и один вражеский самолёт загорелся и понёсся к земле. Потом советский самолёт ринулся на фашистский с налёту, и оба рухнули наземь. Фашистский - на лес, а наш - на край поля, в казацкую могилу - так у нас скифские курганы зовут.

Старый Мусий Хоменко, бывалый солдат, и Анастасия Марченко первыми подбежали к самолёту. Среди его обломков лежал пилот в обгоревшем комбинезоне. Достали из нагрудного кармана документы.

Це дивчина! Та яка молодэнька! - печально сказал старый Мусий и склонил голову.

Анастасия Пантелеймоновна посмотрела документы - удостоверение личности, орденскую книжку, комсомольский билет.

Комсомольский билет № 7463250… Екатерина Ивановна Зеленко… Год рождения 1916-й…

Надо схоронить дивчину, а то скоро немцы могут нагрянуть, - спохватился старый Хоменко.

Похоронили Катю на опушке, неподалёку от того места, где упал её самолёт (после войны её останки были перевезены в город Курск). А вечером Анастасьевку заняли немцы…

Памятник Кате в Курске.

В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.

Екатерина Ивановна Зеленко - единственная женщина в мире, применившая воздушный таран.

В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».

Зеленко Ekarerina Zelenko Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 14.9.1919
В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и без потерь вернулась назад.

Екатерина Ивановна Зеленко старшой лейтенант - заместитель командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Родилась 14 сентября 1916 года в селе Корощин нынче Бельского района Ровенской области. Украинка. Окончила 7 классов неполной средней школы 10 города Курска. С переездом матери в Воронеж поступила в Воронежский авиационный техникум. В октябре 1933 года окончила Воронежский аэроклуб и по комсомольской путевке направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени К.Е.Ворошилова. В декабре 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в Харьков в 19-ю легкую бомбардировочную авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде испытывала самолеты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолетов. Участница советско-финляндской войны 1939-1940 годов (единственная дама посреди летчиков). Воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легко-бомбардировочного авиационого полка (ВВС 8-й армии). Совершила 8 боевых вылетов на Р-Z на бомбардировку финских войск. Уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, за что награждена орденом Красного Знамени. Затем в качестве летчика-инструктора принимала участие в переучивании руководящего состава семи авиационных полков на новоиспеченный авиалайнер Су-2. На фронтах Великой Отечественной войны с первого ее дня. Совершила 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника.

Звание Героя Советского Союза Зеленко Екатерине Ивановне присвоено посмертно Указом Президента СССР 5 мая 1990 года.

В одном из боевых вылетов в июле 1941 года группа бомбардировщиков под ее командованием в районе города Пропойска уничтожила 45 танков, 20 автомобилей, до батальона боец противника и без потерь вернулась вспять.

12 сентября 1941 года совершила 2 боевых вылета на разведку. Во втором вылете ее Су-2 был поврежден. После обеда поступило извещение о том, что немецкие танки прорвали фронт. Нужно было спешно разведать обстановку в районе Ромен - Нежина - Прилуки - Пирятина - Лубен. Зеленко сообща с летчиком-наблюдателем лейтенантом Н.Павлыком вылетела на самолете заместителя командира полка А.И.Пушкина в паре с экипажем капитана Лебедева. При возвращении с задания в районе города Ромны их штурмовали 7 вражеских истребителей Me-109. Наши летчики приняли неравный воздушный мордобой, но в облаках потеряли приятель друга. Вскоре авиалайнер Лебедева был подбит и он вышел из боя. Зеленко осталась одна супротив семи врагов. Немцы взяли ее авиалайнер в колечко. Как только единственный из них оказался в прицеле, Зеленко нажала гашетку. "Мессершмитт" загорелся и пошел к земле. Но и Су-2 был подбит, оба члена экипажа получили ранения, а у Павлыка, к тому же, кончился боезапас. Зеленко приказала ему оставить авиалайнер, а сама продолжила новости мордобой. Вскоре и у нее патроны кончились. Тогда она вышла на вектор движения атаковавшего ее фашиста и повела бомбардировщик на сближение. От удара крылом по фюзеляжу "мессершмитт" разломился наполовину, а Су-2 взорвался, при этом летчицу выбросило из кабины. Обломки обоих самолетов упали на землю подле села Анастасьевка Сумской области.

Тело Екатерины Зеленко было обнаружено местными жителями М.Хоменко, А.М.Марченко, И.Сильченко, В.Петриченко, М.Бутко, С.Балыкиным и опознано по комсомольскому билету 7463250, орденской книжке и удостоверению личности. В полк они сообщить не успели, так как на следующий день село захватили немцы. Первоначально была похоронена в центре села Анастасьевка. После войны ее останки были перевезены в град Курск. За свой геройский поступок в декабре 1941 года посмертно награждена орденом Ленина.

Екатерина Ивановна Зеленко была единственной женщиной, применившей воздушный таран. На месте ее гибели установлен обелиск. В Курске Екатерине Ивановне сооружен монумент и мемориальная доска на доме, где она жила в детские годы. В Берестовке, где находился аэропорт и откель она ушла в свой окончательный боевой вылет, установлен монумент. В честь ее малая планета Солнечной системы, открытая астрономом Крымской астрофизической обсерватории Т.Смирновой, носит имя Катюша. Ее имя носили морское судно, улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины. Ее комсомольский квиток долгое время хранился у учительницы Анастасьевской школы А.М.Марченко, а потом был передан в Оренбургское высшее летное военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени И.С.Полбина. Музеи летчицы были созданы в Анастасьевке и в курской школе 10, в которой она училась. 5 мая 1990 года Указом Президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ее супруг - начальник 4-й эскадрильи того же полка Павел Игнатенко - погиб в воздушном бою в 1943 году.

Так же читайте биографии известных людей:
Екатерина Буданова Ekarerina Budanova

Буданова Екатерина Васильевна - летчица-истребитель 73 гвардейского истрибительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная..

Парад Победы в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года — исторический парад в ознаменование победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Парад принимал заместитель Верховного главнокомандующего, маршал Советского Союза Георгий Жуков. Командовал парадом маршал Советского Союза Константин Рокоссовский.

Решение о проведении парада победителей было принято Иосифом Сталиным вскоре после Дня Победы. 24 мая 1945 года ему были доложены предложения Генерального штаба по проведению Парада Победы. Их он принял, но не согласился со сроками проведения. Генштаб отводил на подготовку парада два месяца, Сталин приказал провести парад через месяц.

22 июня 1945 года в центральных советских газетах был опубликован приказ Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина № 370: "В ознаменование Победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона — Парад Победы".

В конце мая — начале июня в Москве проходила усиленная подготовка к параду . Для принимающего парад и командующего парадом заблаговременно подобрали коней: маршалу Георгию Жукову — белого светло‑серой масти терской породы по кличке "Кумир", маршалу Константину Рокоссовскому — вороного краковой масти по кличке "Полюс".

Для изготовления десяти штандартов, под которыми должны были выйти на парад сводные полки фронтов, обратились за помощью к специалистам художественно‑производственных мастерских Большого театра. Также в мастерских Большого театра были изготовлены сотни орденских лент, венчавших древки 360 боевых знамен. Каждое знамя представляло воинскую часть или соединение, отличившееся в боях, а каждая из лент знаменовала коллективный подвиг, отмеченный боевым орденом. Большинство знамен были гвардейскими.

В десятых числах июня весь состав участников парада был одет в новую парадную форму и приступил к предпраздничной тренировке. Репетиция пехотных частей проходила на Ходынском поле, в районе Центрального аэродрома; на Садовом кольце, от Крымского моста до Смоленской площади, проходил смотр артиллерийских частей; мотомеханизированная и бронетанковая техника проводила смотр‑тренировку на полигоне в Кузьминках.

Для участия в торжестве были сформированы и подготовлены сводные полки от каждого действовавшего в конце войны фронта, которые должны были возглавляться командующими фронтами. Из Берлина решено было привезти Красное знамя, водружённое над рейхстагом. Построение парада определили в порядке общей линии действующих фронтов — справа налево. Для каждого сводного полка специально определили военные марши, которые были ими особенно любимы.

Предпоследняя репетиция Парада Победы состоялась на Центральном аэродроме, а генеральная — на Красной площади.

Утро 24 июня 1945 года было пасмурным и дождливым. К 9 часам гранитные трибуны у Кремлевской стены были заполнены депутатами Верховного Совета СССР и РСФСР, работниками наркоматов, деятелями культуры, участниками юбилейной сессии Академии наук СССР, тружениками московских заводов и фабрик, иерархами Русской православной церкви, иностранными дипломатами и многочисленными зарубежными гостями. В 9.45 на Мавзолей поднялись члены Политбюро ЦК ВКП во главе с Иосифом Сталиным.

Первый Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся 68 лет назад, 24 июня 1945 года. Смотрите архивное видео, как проходил исторический парад воинов-победителей в Великой Отечественной войне.

Командующий парадом Константин Рокоссовский занял место для движения навстречу принимающему парад Георгию Жукову. В 10.00, с боем кремлевских курантов, Георгий Жуков на белом коне выехал на Красную площадь.

После объявления команды "Парад, смирно!" по площади прокатился гул аплодисментов. Затем сводный военный оркестр в составе 1400 музыкантов под управлением генерал‑майора Сергея Чернецкого исполнил гимн "Славься, русский народ!" Михаила Глинки. После этого командующий парадом Рокоссовский отдал рапорт о готовности к началу проведения парада. Маршалы совершили объезд войск, возвратились к Мавзолею В. И. Ленина, и Жуков, поднявшись на трибуну, от имени и по поручению Советского правительства и ВКП (б) поздравил "доблестных советских воинов и весь народ с Великой Победой над фашистской Германией". Прозвучал гимн Советского Союза, раздались 50 залпов артиллерийского салюта, над площадью разнеслось троекратное "Ура!", и начался торжественный марш войск.

В Параде Победы приняли участие сводные полки фронтов, Наркомата обороны и ВМФ, военные академии, училища и части Московского гарнизона. Сводные полки были укомплектованы рядовыми, сержантами и офицерами различных родов войск, отличившимися в боях и имевшими боевые ордена. Вслед за полками фронтов и ВМФ на Красную площадь вступила сводная колонна советских воинов, которые несли опущенные до земли 200 знамен немецко‑фашистских войск, разгромленных на полях сражений. Эти знамена под барабанный бой были брошены к подножию Мавзолея в знак сокрушительного поражения агрессора. Затем торжественным маршем прошли части Московского гарнизона: сводный полк Наркомата обороны, военной академии, военные и суворовские училища, сводная конная бригада, артиллерийские, мотомеханизированные, воздушно‑десантные и танковые части и подразделения. Завершился парад на Красной площади прохождением сводного оркестра.

Парад длился 2 часа (122 минуты) под проливным дождем. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат.
В 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тысяч ракет. Кульминацией праздника стало полотнище с изображением ордена "Победы", появившееся высоко в небе в лучах прожекторов.

На следующий день, 25 июня, в Большом Кремлевском дворце состоялся прием в честь участников Парада Победы. После грандиозного праздника в Москве по предложению советского правительства и Верховного командования в сентябре 1945 года состоялся малый Парад союзных войск в Берлине, в котором приняли участие советские, американские, английские и французские войска.

9 мая 1995 года в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве на Красной площади состоялся юбилейный парад участников войны и тружеников тыла военных лет с подразделениями Московского гарнизона, который, по замыслу его организаторов, воспроизводил исторический Парад Победы 1945 года. Им командовал генерал армии Владислав Говоров, принимал маршал Советского Союза Виктор Куликов. В параде участвовали 4939 ветеранов войны и тружеников тыла военных лет.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В параде участвовали 24 маршала, 249 генералов, 2536 офицеров, 31 116 рядовых, сержантов. По Красной площади прошло более 1850 единиц военной техники.

1. Парад Победы принимал маршал Георгий Константинович Жуков, а не Сталин. За неделю до дня парада Сталин вызвал Жукова к себе на дачу и спросил, не разучился ли маршал ездить верхом. Ему-то всё больше на штабных автомобилях приходится ездить. Жуков ответил, что не разучился и в свободную минуту старается ездить верхом.
– Вот что, – сказал верховный, – вам придется принимать Парад Победы. Командовать парадом будет Рокоссовский.
Жуков удивился, но виду не подал:

– Спасибо за такую честь, но не лучше ли парад принимать Вам?

А Сталин ему:

– Я уже стар принимать парады. Принимайте Вы, Вы помоложе.

На следующий день Жуков поехал на Центральный аэродром на бывшей Ходынке – там проходила репетиция парада – и встретился с Василием, сыном Сталина. И вот тут-то Василий маршала и изумил. По секрету рассказал, что отец сам собирался принимать парад. Приказал маршалу Буденному приготовить подходящего коня и поехал в Хамовники, в главный армейский манеж верховой езды на Чудовке, как назывался тогда Комсомольский проспект. Там армейские кавалеристы обустроили свой великолепный манеж – огромный, высокий зал, весь в больших зеркалах. Именно сюда 16 июня 1945 года приехал Сталин тряхнуть стариной и проверить, не утратились ли со временем навыки джигита. По знаку Буденного подвели белоснежного скакуна и помогли Сталину водрузиться в седло. Собрав поводья в левой руке, которая всегда оставалась согнутой в локте и лишь наполовину действующей, из-за чего злые языки соратников по партии называли вождя «Сухоруким», Сталин пришпорил норовистого скакуна – и тот рванул с места…
Всадник вывалился из седла и, несмотря на толстый слой опилок, больно ударился боком и головой… К нему все кинулись, помогли подняться. Буденный, человек неробкий, со страхом глядел на вождя… Но обошлось без последствий.

2. Знамя Победы, привезенное в Москву 20 июня 1945 года, должны были пронести по Красной площади. И расчет знаменщиков специально тренировался. Хранитель Знамени в Музее Советской Армии А. Дементьев утверждал: водрузившие его над рейхстагом и откомандированные в Москву знаменосец Неустроев и его ассистенты Егоров, Кантария и Берест прошли на репетиции крайне неудачно – на войне им было не до строевой подготовки. У того же Неустроева к 22 годам было пять ранений, ноги были повреждены. Назначать других знаменосцев – нелепо, да и поздно. Жуков решил Знамя не выносить. Поэтому, вопреки распространенному мнению, Знамени на Параде Победы не было. Первый раз Знамя выносили на парад в 1965 году.

3. Не раз возникал вопрос: почему у Знамени не хватает полосы длиной 73 и шириной 3 сантиметра, ведь полотнища всех штурмовых флагов нарезались одного размера? Есть две версии. Первая: полоску оборвал и взял на память 2 мая 1945 года бывший на крыше рейхстага рядовой Александр Харьков, наводчик «катюши» из 92-го гвардейского минометного полка. Но откуда ему было знать, что именно это, одно из нескольких, ситцевое полотнище станет Знаменем Победы?
Вторая версия: Знамя хранилось в политотделе 150-й стрелковой дивизии. В основном там работали женщины, которых летом 1945 года начали демобилизовывать. Они решили оставить себе сувенир на память, отрезали полоску и поделили на кусочки. Эта версия наиболее вероятна: в начале 70-х в Музей Советской Армии пришла женщина, рассказала эту историю и показала свой лоскуток.

4. Все видели кадры, как к подножию Мавзолея бросают фашистские знамена. Но любопытно, что 200 знамен и штандартов разгромленных немецких частей бойцы несли в перчатках, подчеркивая то, что даже в руки древки этих штандартов брать омерзительно. И бросали на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись мостовой Красной площади. Первым швырнули личный штандарт Гитлера, последним – знамя армии Власова. А вечером того же дня помост и все перчатки были сожжены.

5. Директива о подготовке к параду ушла в войска за месяц, еще в конце мая. А точная дата парада определялась временем, необходимым швейным фабрикам Москвы для шитья 10-ти тысяч комплектов парадного обмундирования для солдат, и сроками пошива в ателье мундиров для офицеров и генералов.

6. Чтобы участвовать в Параде Победы, надо было пройти жесткий отбор: учитывались не только подвиги и заслуги, но и вид, соответствующий облику воина-победителя, и чтобы ростом воин был не менее 170 см. Недаром в кинохронике все участники парада – просто красавцы, особенно летчики. Отправляясь в Москву, счастливчики еще не знали, что им предстоит по 10 часов в день заниматься строевой ради трех с половиной минут безукоризненного марша по Красной площади.

7. За пятнадцать минут до начала парада пошел дождь, перешедший в ливень. Распогодилось только к вечеру. Из-за этого воздушную часть парада отменили. Стоявший на трибуне Мавзолея Сталин был одет в плащ и резиновые боты – по погоде. А вот маршалы вымокли насквозь. Промокший парадный мундир Рокоссовского, когда высох, сел так, что снять его оказалось невозможно – пришлось распарывать.

8. Уцелела парадная речь Жукова. Интересно, что на ее полях кто-то тщательно расписал все интонации, с которыми маршал должен был произнести этот текст. Самые интересные пометки: «тише, суровее» – на словах: «Четыре года назад немецко-фашистские полчища разбойничьи напали на нашу страну»; «громче, с нарастанием» – на жирно подчеркнутой фразе: «Красная Армия под водительством своего гениального полководца перешла в решительное наступление». А вот: «тише, проникновеннее» – начиная с предложения «Победу мы завоевали ценой тяжелых жертв».

9. Мало кому известно, что эпохальных парадов в 1945 году было четыре. Первым по значимости, несомненно, является Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Парад советских войск в Берлине состоялся 4 мая 1945 года у Бранденбургских ворот, принимал его военный комендант Берлина генерал Н. Берзарин.
Парад Победы союзных войск в Берлине устроили 7 сентября 1945 года. Это было предложение Жукова после московского Парада Победы. От каждой союзной нации участвовали сводный полк в тысячу человек и бронетанковые части. Но всеобщее восхищение вызвали 52 танка ИС-2 из нашей 2-й гвардейской танковой армии.
Парад Победы советских войск в Харбине 16 сентября 1945 года напоминал первый парад в Берлине: наши воины шли в полевой форме. Танки и САУ замыкали колонну.

10. После парада 24 июня 1945 года День Победы широко не праздновался и был обычным рабочим днем. Только в 1965 году День Победы стал праздничным выходным днем. После распада СССР Парады Победы не проводились до 1995 года.

11) Почему на Параде Победы 24 июня 1945 года одну собаку несли на руках на сталинской шинели?

Во время Второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.