Первый руководитель навигацкой школы. Навигацкая школа в сухаревой башне

Навигацкая школа

Санкт-Петербургский военно-морской институт - одно из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга . В своём нынешнем виде существует с 1998 года, когда были объединены между собой ВВМУ им. М. В. Фрунзе и ВВМУПП им. Ленинского Комсомола . С 2001 года носит название Морского Корпуса Петра Великого. В институте осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на 5 факультетах: штурманском, гидрографическом, минно-трального и противолодочного вооружения, крылатых и баллистических ракет подводных лодок, а также специальных вооружений.

Навигацкая школа (1701 год)

14 января 1701 года (по старому стилю) Указом Петра I была основана Школа математических и навигацких наук. Целью создания этого учебного заведения было обеспечение комплектования создающегося российского флота отечественными кадрами. С июня 1701 года Школа располагалась в Москве в Сухаревой башне Кремля. Готовила она специалистов не только для флота, но и для армии и гражданской службы. Школа делилась на классы - в первых двух обучали неграмотных русскому языкуи началу счёта. После этого большинство выходцев из бедных слоёв населения отправляли служить писарями или учиться на мастеров адмиралтейства. Наиболее способные из них, а также юноши дворянского происхождения, переводились в следующие классы, высшими из которых являлись мореходные (плоской и меркаторской навигации), морской астрономии). Кроме того, ученики изучали ведение шканечного журнала, счисление пути корабля, фехтование. Изучение велось последовательно и завершалось сдачей экзамена. Наиболее способные и старательные могли закончить полный курс школы за 4 года, а нерадивые учились и до 13 лет. Первоначально школа находилась в ведении Оружейной палаты, с 1706 года она была передана в Воинский морской приказ, а с 1712 года - в Воинскую морского флота канцелярию. Преподаватели школы были независимы друг от друга и подчинялись только генерал-адмиралу Ф. М. Апраксину. Первый выпуск Школы состоялся в 1705 году. Её окончили 64 человека. Выпускники Школы получали право на производство в офицеры после длительного плавания на кораблях и соответствующего экзамена. Многие стажировались на английском и голландском флотах.

Морская Академия (1715 год)

В 1715 году в Санкт-Петербурге на базе старших мореходных классов Навигацкой школы создаётся Морская академия (Академия морской гвардии). Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. Морская академия была рассчитана на 300 учеников и организационно делилась на 6 отделений по 50 человек. Во главе академии стоял директор, отделениями командовали офицеры из гвардейских полков. Помимо отделений в Академии имелся отдельный класс геодезистов численностью 30 человек. В 1716 году было учреждено воинское звание «гардемарин». Это звание заменило звание «навигатор», в качестве переходного от ученика Морской академии к чину мичмана (учреждён в 1713 г.). По экзамену мичманы производились в первый офицерский чин унтер-лейтенанта. В 1732 году первым офицерским чином на флоте стал чин мичмана, сохранивший это значение до 1917 года с перерывом в 1751-1758 гг. С 1723 года в гардемаринскую роту (200 чел.) зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Срок пребывания в чине гардемарина зависел от способностей и наличия свободных офицерских должностей, а также старшинства в списке роты. Вместо положенных семи лет, некоторые становились офицерами через три-четыре года, а другие служили в чине гардемарина до двадцати лет. В 1744 году в отставку «по болезни и старости» был отправлен 54-летний гардемарин, прослуживший в этом чине тридцать лет. В 1717-1752 гг. из Академии было выпущено более 750 человек.

Морской шляхетный кадетский корпус (1752 год)

15 декабря 1752 года Навигацкая школа и гардемаринская рота были упразднены, а Морская академия преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус. Название подчёркивало комплектование его исключительно лицами дворянского происхождения. Штат корпуса предусматривал обучение 360 человек, которые в строевом отношении делились на три роты по 120 человек, а в учебном - на три класса. Гардемаринами стали называть учеников старшего класса корпуса. Состав роты был смешанный - в каждую входили три учебные группы - гардемаринская (1 класса) и кадетские (2 и 3 класса). В 1762 году для кадетов ввели единую форму одежды, однотипное вооружение и снаряжение. Новым штатом в помощь директору назначался капитан 1 ранга, фактически - его заместитель по строевой части, которому подчинялись старшие офицеры - командиры рот. В каждой роте было по 4 офицера. Деятельностью преподавателей руководил профессор. В Корпусе изучалось 28 наук, в том числе: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, история, политика, риторика, на выбор - французский, английский или немецкий языки, тактическое маневрирование (морские эволюции), морская практика, такелажное дело, фехтование, танцы. Перевод из класса в класс, а также производство гардемаринов в офицеры, осуществлялись только на вакантные места. До 1762 года выпускники Корпуса были обязаны служить пожизненно. 18 февраля 1762 года манифестом Петра III «О вольности дворянской» каждый дворянин получил право служить по своему усмотрению и выйти в отставку. Этот порядок сохранялся до 1917 года. В 1762-1802 гг. Корпус возглавлял И. Л. Голенищев-Кутузов. По его инициативе в 1764 году ввели должность старшего инспектора классов, который отвечал за организацию учебного процесса. В 1769 году была основана библиотека Морского корпуса, которая пополнялась оригинальными и переводными книгами и учебниками. Быстрый рост флота вызвал расширение Морского корпуса, штат которого в 1783 году расширили до 600 человек, а в 1791 году в нём фактически обучалось около тысячи человек. С 1753 по 1802 гг. Корпусом было выпущено 3036 офицеров.

Морской кадетский корпус (1802 год)

В 1802 году из названия исключили слово «шляхетный», но принцип комплектования Корпуса не изменился. Директором Корпуса стал контр-адмирал П. К. Карцев, ветерана войн с Турцией и Швецией. Наиболее способные гардемарины отправлялись волонтёрами на английский и французский флоты. В 1812 году Морской корпус произвёл два выпуска, флот пополнился 134 мичманами, многие из которых приняли участие в войне с наполеоновской Францией. В 1817 году штат корпуса предусматривал обучение 700 кадетов и гардемаринов, расходы на его содержание составляли более 460 тыс. руб. в год. В 1826 году Корпус под воздействием Николая I приравняли к экипажу, аналогичному армейскому батальону. Капитан 1 ранга стал именоваться командиром экипажа. Батальон включал гардемаринскую, три кадетские и резервную роты. В кадетских обучались мальчики от 10 до 16 лет, в гардемаринской - юноши 16-18 лет. Роту возглавлял капитан-лейтенант, отделения - лейтенанты и мичмана. В обучении на первый план, как и в армии того времени, вышла строевая подготовка. Дисциплина поддерживалась строгими наказаниями. В таких сложных условиях положительную роль сыграла деятельность адмирала И. Ф. Крузенштерна, бывшего сначала инспектором классов, а затем и директором Корпуса (1827-1842 гг.). При нём в Корпусе были созданы музей и обсерватория. 28 января 1827 года при Корпусе был открыт офицерский класс для совершенствования образования офицеров. Тем не менее, уровень обучения офицеров неуклонно падал, что стало одной из причин поражения в Крымской войне. В 1855 году преобразования на флоте возглавил генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич. В 1861 году при его участии были установлены новые правила приёма в Морской корпус. Впервые были введены конкурсные экзамены и «пробные» плавания. В Корпус принимались юноши от 14 до 17 лет, кроме дворян право на поступление имели также дети «почётных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников. Телесные наказания были отменены, основной упор сделали на стремление выработать дисциплину, основанную на сознательном отношении к делу.

Морское училище (1867 год)

В 1867 году Морской корпус переименовали в Морское училище. Согласно Уставу в него принимались юноши с 16 лет, срок обучения составлял 4 года, штат сокращался до 240 человек с расчётом на ежегодный выпуск 60 гардемаринов. Звание «гардемарин» стало присваиваться выпускникам училища, которые отправлялись в годичное плавание, после чего производились в чин мичмана. Курс училища подразделялся на две части - общую (1 год) и специально-морскую (3 года). Ежегодно в мае проводились переводные экзамены, а с 25 мая по 25 августа кадеты проходили практику на кораблях учебного отряда. 7 августа 1862 года офицерский класс реорганизовали в Академический курс морских наук, который в 1877 году был преобразован в Морскую академию, которая с 1907 года стала самостоятельным учебным заведением. В 1861-1871 гг. училище возглавлял контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков. При нём были отменены некоторые обязательные занятия, сокращено число строевых занятий, повысилась роль самостоятельной подготовки кадетов. Кадетам было разрешено ежедневно после занятий уходить в город до 23 часов. В дисциплинарную практику ввели «штрафные отметки», которые влияли на старшинство в выпуске, которое влияло не только на распределение по окончании училища, но и на получение очередных офицерских званий. Многие из этих преобразований оказались временными. Преемник Римского-Корсакова, контр-адмирал А. П. Епанчин отменил часть его начинаний. В 1872 году кадетам запретили выход в город по будним дням, стали практиковать обыски личных вещей. С 1875 года срок обучения увеличили до 5 лет, а возраст поступающих в подготовительный класс снизили до 12 лет. В 1882 году звание «гардемарин» на флоте упразднили, а в училище ввели гардемаринскую роту. При выпуске вновь стали присваивать чин мичмана.

Морской кадетский корпус (1891 год)

Морской корпус (1906 год)

С 1906 года в Корпусе был проведён ряд преобразований, основанных на реализации опыта русско-японской войны. Увеличили число воспитанников, а гардемаринов специальных классов приравняли к юнкерам военных училищ. Выпускники Корпуса производились в корабельные гардемарины, а после годичного плавания получали чин мичмана. Главным предметом в специальных классах стала тактика. Курс военно-морской истории преобразовали в историю военно-морского искусства. Совершенствовалась материальная база. В 1912 году были проведены первые соревнования между кадетами - они включали в себя гимнастику, фехтование, стрельбу из винтовки и револьвера, плавание, гонки под парусом.

Морской его Императорского Величества Наследника Цесаревича Корпус (1914 год)

6 ноября 1914 года Николай II назначил шефом корпуса своего сына Алексея Николаевича. Во время Первой мировой войны сроки обучения были сокращены при сохранении объёма основных учебных программ. Тем не менее, Морской корпус в силу сословных ограничений не мог избавить растущий флот от недостатка кадров. В 1916 году Корпус переименовали в Училище. В марте 1918 года училище прекратило свою деятельность.

Курсы командного состава флота (1918 год)

15 сентября 1918 года специальным приказом было объявлено о создании в Петрограде Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Открытие курсов состоялось 10 октября в здании бывшего Морского училища. Слушателей набирали из матросов-специалистов, которых планировалось подготовить к исполнению офицерских обязанностей всего за 4 месяца. В 1919 году Курсы реорганизовали в Училище командного состава флота со сроком обучения три с половиной года. Училище включало военно-морской и технический отделы. Военно-морской отдел готовил штурманов, артиллеристов и минёров, технический отдел - механиков, электромехаников и радиотелеграфистов. Таким образом, впервые был реализован принцип подготовки специалистов на первичные офицерские должности. Правилами поступления разрешалось зачислять в училище не только матросов, но и гражданскую молодёжь. В октябре 1919 года отряд слушателей впервые выступил на фронт. За проявленный отрядом героизм, училищу было вручено Красное знамя, которое и сейчас хранится в его музее. 8 июля 1920 года было утверждено Положение о приёме в училище, которое установило возраст поступающих из числа гражданской молодёжи - 18 лет, из числа военных моряков - 26 лет. Для поступления требовалось среднее образование и сдача вступительных экзаменов. 18 июня 1922 года состоялся первый выпуск училища - его окончило 82 человека. В том же году подготовка по специальностям «инженер-механик» и «инженер-электрик» была переведена в создаваемое Военно-морское инженерное училище (ныне - Военно-морской инженерный институт). Осенью того же года Училище командного состава флота преобразовали в Военно-морское училище. Установка предусматривала подготовку командира для военно-морской службы без разделения по специальностям. Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (ныне 6-е ВСОК), а также в военно-морской академии. В 1922 году состоялось первое полноценное плавание слушателей на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» со слушателями на борту совершили первый дальний поход по маршруту Кронштадт - Берген - Мурманск - Архангельск - Тронхейм - Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

Высшее военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1926 год)

7 января 1926 года по ходатайству личного состава училища, ему было присвоено имя Михаила Васильевича Фрунзе. Тогда же было введено звание «курсант». Новым штатом предусматривалось обучение 825 курсантов. Программа обучения делилась на 4 курса. 22 сентября 1935 года в СССР были введены персональные воинские звания для командного состава РККА и РККФ. В июне 1936 года в училище состоялся первый выпуск лейтенантов. 13 октября 1936 года училище было награжено Почётным революционным красным знаменем и получило наименование Краснознамённого. Было сформировано четыре отдела: штурманский, артиллерийский, минно-торпедный и гидрографический. В 1937-1939 гг. создавались военно-морские училища в Баку, Севастополе и Владивостоке. Туда уехали многие курсанты, преподаватели и командиры училища им. Фрунзе. 10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина. Авторитет училища постоянно рос. В 1940 году на 300 вакантных мест было получено 3900 заявлений от желающих поступить. В 1939 году училище закончило 625 лейтенантов, в 1940-404. Начало Великой отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. Курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-ой отдельной бригады морской пехоты. В конце июля 1941 года также было принято решение об эвакуации училища в Астрахань, где оно должно было разместиться на базе Астраханского института рыбной промышленности. Эвакуация завершилась 10 января 1942 года. Последний выпуск военного времени состоялся 7 мая 1944 года. Летом того же года училище вернулось в Ленинград. По окончании войны курсанты ВВМУ им. Фрунзе участвовали в Параде победы на Красной площади. 52 питомца училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза. Первый послевоенный выпуск состоялся в апреле 1947 года. 29 января 1951 года ВВМУ им. Фрунзе Указом Президиума Верховного Совета СССР было награждено орденом Ушакова I степени. В 1955 году совету училища предоставили право принимать к защите диссертационные работы. Позднее были созданы специализированные советы по присуждению учёных степеней доктора и кандидата наук. В 1959-1962 гг. училище перешло на командно-инженерный профиль подготовки кадров. Была внедрена факультетская система, срок обучения увеличен до 5 лет. Летом 1962 года состоялся первый выпуск специалистов командно-инженерного профиля. Также впервые вместо 6 государственных экзаменов, выпускники защищали дипломные работы. В 1959-1971 гг. в училище работал политический факультет, готовивший офицеров с высшим военно-политическим образованием и квалификацией корабельного штурмана. В 1969 году на базе этого факультета было создано Киевское высшее военно-морское политическое училище. В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с ВВМУПП им. Ленинского Комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт.

Личности - преподаватели и выпускники корпуса и училища

  • Андрей Данилович Фарварсон
  • Николай Гаврилович Курганов
  • Андрей Павлович Белобров
  • Анатолий Васильевич Лаврентьев
  • Дмитрий Николаевич Синявин
  • Сергей Адамович Колбасьев
  • Леонид Сергеевич Соболев

Директора Морского корпуса

  • 1701-1715 - Ф. М. Апраксин, Ф. Ф. Головин
  • 1715-1716 - генерал-лейтенант Сент-Илер
  • 1716-1719 - граф А. А. Матвеев
  • 1719-1722 - Г. Г. Скорняков-Писарев
  • 1722-1727 - капитан А. Л. Нарышкин
  • 1727-1728 - вице-адмирал Д. Вильстер
  • 1728-1730 - капитан П. К. Пушкин
  • 1730-1732 - капитан В. А. Мятлев
  • 1732-1733 - капитан-лейтенант В. М. Арсеньев
  • 1733-1739 - генерал-лейтенант В. А. Урусов
  • 1739-1744 - капитан П. К. Пушкин
  • 1744-1760 - капитан 1 ранга А. И. Нагаев
  • 1760-1762 - капитан 1 ранга Ф. Ф. Милославский
  • 1762 - граф И. И. Шувалов
  • 1762-1802 - адмирал И. Л. Голенищев-Кутузов
  • 1802-1825 - контр-адмирал П. К. Карцов
  • 1825-1826 - вице-адмирал П. М. Рожнов
  • 1826-1842 - адмирал И. Ф. Крузенштерн
  • 1842-1848 - вице-адмирал Н. П. Римский-Корсаков
  • 1848-1851 - вице-адмирал Н. Г. Казин
  • 1851-1856 - контр-адмирал В. А. Глазенап
  • 1855-1857 - вице-адмирал А. К. Давыдов
  • 1857-1861 - контр-адмирал С. С. Нахимов
  • 1861-1871 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1871-1882 - контр-адмирал А. П. Епанчин
  • 1882-1896 - вице-адмирал Д. С. Арсеньев
  • 1896-1901 - контр-адмирал А. Х. Кригер
  • 1901-1902 - контр-адмирал А. И. Даможиров
  • 1902-1905 - контр-адмирал Г. П. Чухнин
  • 1905-1906 - контр-адмирал В. А. Римский-Корсаков
  • 1906-1908 - капитан 1 ранга С. А. Воеводский
  • 1908-1913 - контр-адмирал А. И. Русин
  • 1913-1917 - контр-адмирал В. А. Карцев

Благодаря деятельности Петра I Россия уже в начале XVIII века представляла собой обширное многонациональное государство, где утвердился абсолютизм. Усилению роли России на мировой арене способствовало ее военное могущество. Петровская реформа армии и флота создала условия для решения внешнеполитических проблем на всем протяжении XVIII века. Развитие рыночных связей потребовало не только осуществления реформ внутри страны, но и расширения экономических, политических, культурных связей России с западноевропейскими и восточными государствами.

Для осуществления экономических реформ Петру I были нужны обученные национальные кадры. Для этого он использовал два пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. Именно в этот период в России начали смотреть на Европу как на школу, в которой можно обучиться и науке и мастерствам.

Одной из ведущих задач государства Петр считал переустройство школьного дела. Уже в начале века появились светские государственные школы различных типов. Новые школы имели ярко выраженный характер реального учебного заведения с профессиональным уклоном.

В 1701 г. В Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром из Англии. Вместе с ним в качестве преподавателей прибыли еще два человека. Позднее значительную роль в преподавании в Навигацкой школе играл Л. Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением».

В указе Петра I от 14 января 1701 года говорилось: «Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…указал именным своим великого государя повелением…быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно наук учению. Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической – Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой – Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм усмотря арифметике или геометрии: ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день; а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения; а для тех наук определить двор в Кадашеве мастерския палаты, называемые большой полотяной, и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Гавриле Ивановичу Головину свой великого государя указ, и, взяв тот двор и усмотрев всякие нужные в нем потребы, строить из доходов Оружейной палаты».

В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению в школе были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек.

Учащиеся поступали в возрасте 12-17 лет, а иногда и в 20 лет. Определенного срока обучения не было. Учащиеся получали кормовые деньги (3-5 алтын в день)…жили частью в школе, частью поблизости в наемных квартирах… По указу 1701 г. За прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб. (очень крупная сумма по тем временам), за второй 10 руб., за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родители или товарищи не внесут денег. Если родители владели каким-либо имуществом, оно могло быть конфисковано на уплату штрафа за школьные прогулы. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении из школы их детей грозила каторга.

Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, учебники, хотя и были переведены на русский язык, были написаны так непонятно, что их невозможно было пересказать своими словами, приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все трудности, число офицеров, выпущенных русскими школами, год от года росло и уже к 20-тым годам ХVIII в. Россия перестала приглашать иностранцев служить во флоте, ибо «своих русских офицеров довольно есть».

В 1715 г. старшие классы школы были переведены в Петербург, и на их базе была создана Морская академия. Она функционировала на основе строгой дисциплины, как военно-учебное заведение. Петр приказал «для унятия крика и бесчинства выбрать из гвардии отставных добрых солдат, а быть им по человеку в каждой камере для учения, и иметь хлыст в руках, а буде кто из учеников станет бесчинствовать, оным бить, не смотря, какой бы он фамилии не был».

В Академии занимались 300 учеников. Учащиеся изучали арифметику, геометрию, артиллерию, навигацию, фортификацию, географию, корабельное дело, рисование, танцы.

С момента своего основания Морская академия планировалась как привилегированное дворянское учебное заведение. Однако в первой четверти XVIII века образование представляло интерес для немногих. Даже в Морскую академию дворянство шло неохотно. Поэтому сословный состав в ней был довольно пестрый.

Морская академия, в отличие от Навигацкой школы была военным учебным заведением. Ее ученики были вооружены ружьями, несли караул, носили форменное обмундирование. В 1720 г. Петр I принял морской устав, который требовал высокой дисциплины и ответственности каждого за порученное ему дело. Одно время гардемаринам было запрещено жениться «под штрафом три года быть в каторжной работе». Затем несколько ослабили это требование: «Не позволять жениться ранее 25 лет, и чтобы было подлинное свидетельство, дабы в летах подставы и фальши не было…».

Обучение в Морской академии начиналось в подготовительных классах, где учили грамоте и счету. Тех, кто успешно их заканчивал, переводили в мореходные классы. В академии, по сравнению с Навигацкой школой не только специальное, но и общее образование было существенно расширено: наряду с математическими и военными дисциплинами в ней преподавались политика, геральдика, гражданские законы, гражданская архитектура и другие «шляхетные науки», а также семь иностранных языков (по-видимому, на выбор): английский, французский, немецкий, шведский, датский, итальянский, латинский.

Военная часть обучения должна была состоять, согласно адмиралтейскому регламенту из артиллерии, навигации и фортификации, обучения с мушкетами и др.

На первых порах морские гвардейцы учились по тем же учебникам, что и ученики Навигацкой школы. 2 января 1721г. Был издан именной указ по Адмиралтейств-коллегии о создании при Морской академии типографии.

После смерти Петра I, при воцарении на престол Анны Иоанновны, ситуация в стране изменилась. Резко сократилось финансирование флота. В упадок пришло и военно-морское образование. Численность учеников Морской академии в 1731г. Сократилась до 150 человек. Денег для содержания учебного заведения отпускали так мало, что морские гвардейцы бедствовали и голодали. В такой обстановке богатые дворяне перестали отдавать детей учиться в Морскую академию, а разночинцев принимать в нее было запрещено.

Образование будущих моряков не исчерпывало всех потребностей российского общества. С 1703 по 1712 г. были учреждены Пушкарская (артиллерийская), Инженерная, Госпитальная (при военном госпитале) школы, работала Разноязычная школа, в которой изучались кроме латыни новые западно-европейские языки. Указ 1714 года предписывал открытие цифирных школ, учителями в которых становились ученики Навигацкой школы или Морской академии. Впервые в истории российской школы учителю была установлена постоянная плата – 36 рублей в год, хотя выплачивали ее и неаккуратно.

Необходимость подготовки грамотных артиллерийских кадров стала очевидна в начале Северной войны, когда шведы захватили большую часть артиллерии. А. А. Виниус, друг и соратник Петра, в короткий срок, переливкой в орудия церковных колоколов, восстановил ее. Именно при его содействии была заведена и построена на Пушечном дворе «Московская пушкарская школа», вызваны в Россию многие «железные мастера», умеющие лить пушки.

Пушкарские школы, как и Навигацкие, состояли из русской школы, цифирной и специальной школы, где изучали тригонометрию, черчение, военные науки. Разночинцев, окончивших первые две школы, посылали рядовыми в артиллерию, дворян же, после окончания обучения – туда же офицерами.

Образование в этих заведениях было принудительным, что привело к отмиранию цифирных школ. Если в 1722 г. было 42 школы, то в 1744 г. осталось всего 8. Дети бежали из школ. В 1726 г. не вернулось 322 ученика. Пойманных заковывали в колодки и возвращали в школу, наказывали плетьми, а родители часто прятали бегунов.

Единой системы преподавания, а то время не было. Предметы изучались последовательно, единого времени экзаменов не было. Учеников переводили «из одной науки в другую по мере выучки». Методики изучения были примитивными и страдали крупными недостатками – степень успехов определялась числом вызубренных страниц.

Наряду с цифирными при Петре I появились и другие начальные школы. По инициативе В. Н. Татищева на Урале в 1721г. были открыты горнозаводские школы, где, кроме грамоты и арифметики, изучали горное дело. Петр I считал, что «плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучать грамоте, цифири и плат-геометрии, дабы потом могли добрыми мастерами быть. Для чего особливую школу иметь». По велению царя Адмиралтейство открыло такие школы при верфях Воронежа, Петербурга, Ревеля (Таллинна), Кронштадта. Петр I отдавал себе отчет в значении созданных им школ для будущего страны: «... Я довольно учинил, что многие школы математические устроены. А для языков велел по епархиям и губерниям школы учинить, и надеяся, хотя плоды я не увижу, но оные в том моем отечеству полезном намерении не ослабеют».

По Петра I в 1706 г. в Москве была открыта «Военная гошпиталь» для лечения нижних чинов. При ней создали Госпитальную школу, в которую царь приказал «из иностранцев и из русских из всяких чинов людей набрать для аптекарской науки 50 человек».

В школе преподавали анатомию, учили делать перевязки и операции, лечить терапевтические болезни. Учащиеся изучали лекарственные растения в «аптекарском огороде» при госпитале и учились делать из них лекарства. Руководили школой голландский доктор Николай Ламбертович Бидлоо и русский врач Андрей Рыбкин. В 1712 г. Н. Л. Бидлоо докладывал Петру I о работе госпиталя и об обучении при нем первых русских врачей: «Более 1000 больных у меня оздоровели. Лучших из студентов моих рекомендовать не стыдно, ибо они не токмо имеют знание одной или другой болезни, которая на теле приключается и к чину хирурга надележит, но и генеральное искусство о всех тех болезнях, от главы даже до ног, с подлинным и обыкновенным обучением, как их лечить,... зело поспешно научились».

В 1798г. основанная Петром I Госпитальная школа была реорганизована в Московскую медико-хирургическую академию и под этим именем работает и поныне. Созданный Петром госпиталь сейчас называется Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко, В нем лечат военнослужащих, а также ведут научные исследования, связанные с военной медициной. В этом госпитале лечились больные и раненые во всех войнах российские солдаты.

Вклад Петра I в развитие отечественного образования трудно переоценить. Его усилиями из ничего была создана система высшего образования, успешно эволюционирующая на протяжении 300 с лишним лет.



Указ о заведении «математических и навигацких, то есть мореходных хитростных наук учения», был издан Петром I 14 января 1701 г.

В школу принимали «добровольно хотящих», а также набирали принудительно мальчиков и юношей в возрасте от 12 до 17--20 лет из дворян и «разных чинов»: приказных, посадских, церковнослужителей и др. Неимущим выдавали деньги на «корм» в зависимости от изучаемого предмета и успехов в его усвоении. Контингент учащихся сначала был определен в 200 человек, но впоследствии вырос до 500 и более. Так, в 1712 г. в школе училось 538 человек. В школе были установлены строгие порядки, за нарушение которых школьников наказывали штрафами и розгами.

В Москву из Англии были приглашены профессор А.Д. Фарварсон, ставший директором этой школы, и специалисты по морским наукам С. Гвин и Р. Грейс. Фарварсон, крупный знаток своего дела, оказал известное влияние на постановку математического и морского образования в России. Что же касается С. Гвина и Р. Грейса, то, по свидетельству А.А. Курбатова, они «относились к делу нерадиво, которые учатся остропонятно, тех бранят и велят дожидаться меньших».

Душой школы был один из образованнейших людей своего времени, выдающийся русский математик Леонтий Магницкий, который с большим успехом вел преподавание математических предметов. Он же ведал и всей учебно-воспитательной работой школы.

В Школе математических и навигацких наук занятия начинались с изучения российской грамоты и счета в подготовительных классах, получивших название «русской школы». Затем в математических классах («цифирной школе») учащиеся овладевали знаниями по арифметике, геометрии, тригонометрии плоской и сферической. В старших, навигаторских классах обучали навигации, морской астрономии, географии (главным образом математической), геодезии, фехтованию.

Как правило, только дворянские дети продолжали обучаться навигаторской науке в высших классах. В школе была принята классно-предметная группировка учащихся: учебные предметы изучались последовательно, по мере выучки учеников переводили «из одной науки в другую», а из школы выпускали по мере готовности к делу или по требованию различных ведомств. На вакантные места сразу же принимались новые ученики. Определенных сроков приема и выпуска учащихся тогда еще не было.

Учебники и учебные пособия выдавались ученикам для постоянного пользования. В обучении применялись наглядные пособия: глобус, географические карты, таблицы, приборы и инструменты. Для занятий по астрономии была оборудована обсерватория, где имелся лучший для того времени телескоп. Большое внимание обращалось на практическую подготовку учащихся к мореплаванию и геодезическим работам. Навигаторы проходили практику на морских кораблях ежегодно от февраля до октября. Для повышения общей культуры будущих навигаторов при школе был устроен театр.

Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».

В 1715 г. высшие классы школы были переведены в Петербург, где на их основе образована Морская академия. К этому времени школа подготовила около 1200 специалистов морского дела. С 1716 г. она считалась приготовительным училищем Морской академии и обучала главным образом математике. Школа просуществовала до 1752 г. По времени возникновения Школа математических и навигацких наук была первой и самой крупной реальной школой в Европе.

Морская академия создавалась по образцу французских морских училищ -- как привилегированное военное учебное заведение. Принимать в нее полагалось исключительно «молодых шляхтичей», но при Петре I в академии обучались дети и других сословий. Воспитанники имели ружья, обучались строю и несли караульную службу. Вся жизнь академии была организована на основе составленной для нее инструкции, которая требовала соблюдения твердого режима и строгой военной дисциплины. При отпусках с них брали подписку, что в случае неявки в срок виновный будет отправлен на каторжные работы, а за побег подвергнется смертной казни.

Академия подготовила в XVIII в. много крупных специалистов флота, при ней проходили практику морские гвардейцы и геодезисты. Из воспитанников академии отбирались учителя для цифирных, адмиралтейских и гарнизонных школ.

Московские легенды. По заветной дороге российской истории Муравьев Владимир Брониславович

Навигацкая школа

Навигацкая школа

Занятия в школе. Фрагмент гравюры ХVIII в.

Сретенские ворота Земляного города, перестав бытъ помещением для стрелецкой стражи, пребывали в состоянии неопределенности своей судьбы. Их основательные и обширные помещения были явно излишни для современной караульной службы. Зданию требовалось найти новое употребление, которое и нашлось в 1701 году.

Особенно наглядно и остро необходимость организации в России учебных заведений европейского типа Петр I осознал во время заграничного путешествия по Западной Европе в 1697–1698 годах. За границей он имел возможность наблюдать тамошнюю постановку образования. Его руководителем и советчиком в этом деле стал сопровождавший его в этом путешествии полковник Яков Вилимович Брюс.

При упоминании этого имени в памяти прежде всего возникают строки из пушкинской «Полтавы». Петр в начале Полтавского сражения появляется перед полками:

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой,

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой

Сии птенцы гнезда Петрова

В пременах жребия земного,

В трудах державства и войны

Его товарищи, сыны:

И Шереметев благородный,

И Брюс, и Боур, и Репнин,

И счастья баловень безродный,

Полудержавный властелин.

При Полтаве Брюс командовал артиллерией, которая и решила судьбу сражения.

Брюс был одним из ближайших людей в окружении Петра. В некоторых работах о Брюсе говорится, что он был в потешных войсках - и оттуда его знакомство с царем. Но это не так. Брюс стал известен Петру позже, в 1689 году, когда он, поручик Бутырского солдатского полка, решительно встав на сторону царя в противостоянии его с царевной Софьей, пришел к нему со своим полком в Троице-Сергиев монастырь.

Брюс принадлежал к древнему шотландскому королевскому роду, правившему Шотландией в XIV веке. Его отец Вилим Брюс выехал в Россию при царе Алексее Михайловиче, служил офицером, участвовал в военных действиях, за службу был пожалован поместьями и чином полковника.

Яков Вилимович родился в Москве в 1669 году в Немецкой слободе. Он получил хорошее домашнее образование, 17-ти лет поступил в военную службу корнетом кавалерии, участвовал в Крымских походах 1687 и 1689 годов, за второй получил чин поручика. В 1693 году пожалован в ротмистры и в том же году сопровождает Петра в его поездке в Архангельск, где царь намеревался заложить судовые верфи и строить крепость. С этого времени начинается тесное сотрудничество Брюса с Петром в самых разных областях.

Брюс был выдающимся ученым-энциклопедистом - математиком, астрономом, физиком, он изучал медицину, минералогию и многие другие науки, был талантливым военачальником-артиллеристом, инженером-фортификатором, исполнял дипломатические поручения, имел чин генерал-фельдцейхмейстера (начальника всей артиллерии), занимал высокие государственные должности сенатора, президента Берг- и Мануфактур-коллегий.

В 1721 году Брюсу был пожалован титул «российского графа». (Титул графа существовал в европейских странах, служившие на русской службе лица, имевшие этот титул, сохраняли его. Введя титул графа в России, Петр I подчеркнул его отечественное происхождение примечательным добавлением «российский».) Петр I неоднократно говорил о его заслугах, но по сравнению с другими «птенцами гнезда Петрова» наград, чинов и поместий Брюс получил несравненно меньше. Видимо, потому, что заботился о «пользе российской» более, чем о собственной выгоде.

Будучи в Англии, Петр с Брюсом обсуждали практические вопросы организации профессионального учебного заведения главным образом для подготовки специалистов для флота. Именно там Брюс представил царю, рекомендуя для преподавательской работы в России, известного ученого и педагога, профессора математики и астрономии Абердинского университета Генри Фарварсона, который согласился поступить на русскую службу. Были приглашены и еще несколько иностранных ученых и преподавателей, которые выехали в Россию в 1698 году.

По возвращении домой Петр сначала намеревался преобразовать Славяно-греко-латинскую академию, но после беседы с патриархом Адрианом оставил идею соединить в одной аудитории будущих священников, офицеров, кораблестроителей, медиков, художников, юристов, сколь ни привлекательным представлялся утопический план, чтобы «из школы бы во всякие потребы люди благоразумно учася происходили в церковную службу и в гражданскую, воинствовати, знати строение и докторское врачевное искусство».

Начавшаяся Северная война и создание флота заставили Петра в первую очередь подумать об организации учебного заведения, готовившего людей, годных для морской службы.

14 января 1701 года Петр издал указ об основании в Москве первого русского морского, или, как говорил царь, «адмиралтейского», училища. В указе говорилось: «Именным своим великого государя повелением быть Математических и Навигацких, то есть мореходных хитростию наук учению. Во учителях же тех наук быть Английския земли урожденным: Математической - Андрею Данилову Фархварсону, Навигацкой - Степану Гвыну да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением по Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину со товарищи, и тех наук ко учению усмотря избирать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением, и учинить неимущим во прокормлении поденный корм…»

Назначенные преподаватели осмотрели отведенное для школы помещение - и отказались от него: там нельзя было проводить практические занятия по астрономии и геодезии. «На том дворе учить тех наук учеников невозможно, - заявил Фарварсон, - для того что тот двор построен на месте низком, а надобно де тех наук двору потребну быть ради смотрения в совершенстве горизонта на месте высоком».

Тогда для школы была предложена башня Сретенских ворот, верхний ярус которой поднимался над уровнем Москвы-реки на 100 метров и там можно было устроить обсерваторию.

Четыре месяца спустя, в апреле, последовал новый указ, удовлетворяющий требованиям Фарварсона: «Сретенскую по Земляному городу башню, на которой боевые часы, взять со всяким палатным строением и с принадлежащей к ней землею под Школы Математических и Навигацких наук». С этого указа в истории Сретенских ворот начался новый и, пожалуй, наиболее яркий период, подтверждением чего служит тот факт, что само название Сретенские ворота вскоре было вытеснено новым - Навигацкая школа. Приспосабливая здание Сретенских ворот под школу, М. И. Чоглоков надстроил над палатами второго яруса, справа и слева от столпа, третий этаж, в котором были устроены классные комнаты и большой зал, названный Рапирным, для занятий фехтованием и гимнастикой. В нем же происходили различные заседания и ставились спектакли.

В верхнем ярусе башни была устроена астрономическая обсерватория, где разместили привезенные Фарварсоном астрономические инструменты, телескоп, часы и библиотеку. Учеников поселили частично в самой школе, частично на постоялых дворах в соседних Панкратьевской и Мещанской слободах.

Петр предполагал, что в Навигацкой школе будут учиться боярские, дворянские, офицерские дети. Он, правда, предвидел, что многие родители не захотят отдавать своих чад в учение добровольно, поэтому велел записывать «с принуждением». Но некоторые из бояр, не желая отдавать сыновей на опасную морскую службу, чтобы обойти царский приказ, поспешили определить их в Славяно-греко-латинскую академию. Узнав об этом, Петр рассердился и с солдатским конвоем отправил боярских недорослей в строящийся Петербург на тяжелые работы - забивать сваи. От царского гнева спасло недорослей заступничество адмирала Апраксина, и они вскоре были посланы на учебу за границу.

В создании Навигацкой школы большое участие принимал Яков Брюс. Поскольку ему, как пишет Снегирев, «Петр поручил все дела, касавшиеся до физико-математических наук, то, вероятно, сей математик устроил Сухаревское училище, вверенное потом шотландцу Фарварсону». Во всяком случае, программы преподавания наверняка создавались при значительном участии Брюса и самого Петра.

Полный курс Навигацкой школы складывался из трех ступеней, называвшихся классами. В низшем, или русском, классе обучали грамоте и элементарной арифметике; второй класс - цифирный - включал в себя математику, физику, историю, красноречие и другие предметы; высшие же - мореходные, или навигацкие , классы давали специальные знания. Срок обучения зависел от успехов учащегося, обычно он составлял 6–8 лет.

Были определены меры поощрения за хорошее учение: «искусным», то есть успевающим, давать «на прокорм» в день по пяти алтын (15 копеек), а иным по гривне (10 копеек) и меньше, «рассмотрев коегождо искусство учения».

Из казны поступили деньги на книги, бумагу, перья и на прокорм учеников. (Правда, не всегда деньги поступали вовремя, и руководители школы вынуждены были обращаться к начальству с просьбами и увещаниями. Например, такого рода: «Ежели школе быть, то потребны на содержание ея деньги, а буде деньги даваться не будут, то истинно лучше распустить, понеже от нищенства и глада являются от школяров многие плутости».)

Из кладовой Ивана Великого, куда его в свое время убрали из дворца, достали и передали Навигацкой школе большой медный глобус, некогда привезенный в дар царю Алексею Михайловичу посольством Генеральных Штатов Голландии. Для школяров была введена форма одежды на французский манер: кафтан, камзол, рубашка, чулки, башмаки и шляпа; старшим воспитанникам, кроме того, полагалась шпага.

Преподаватели могли вести занятия на латинском и западноевропейских языках - английском, немецком, французском - русского они не знали. Ученики же, которым по программе предстояло выучить эти языки, пока знали только русский. Это обстоятельство поставило под угрозу саму возможность учебной деятельности Навигацкой школы.

И тогда-то вспомнили о Леонтии Магницком, русском учителе, который обучал детей в некоторых московских дворянских и боярских домах. Поскольку преподавателей для Навигацкой школы назначал сам царь, то ему и «отписали» о Магницком. Петр назначил Леонтия Магницкого учителем в Математическую школу, а еще предписал ему сочинить и издать на русском языке учебник по арифметике, геометрии и навигации. Царь понимал, какое большое значение имеет учебник. В 1708 году он редактировал переведенную Брюсом с немецкого книгу «Геометрия», сделал поправки «в премногих местах» и дал ей новое название, снабдив его русским переводом термина: «Геометрия, славянски землемерие». Петр считал, что сведения, сообщаемые в учебнике, должны излагаться сжато и по существу. При переводах он требовал сокращать длинноты и посторонние рассуждения, «…понеже, - писал он, - немцы обыкли многими рассказами негодными книги свои наполнять только для того, чтобы велики казались, чего кроме самого дела и краткого перед всякою вещию разговора переводить не надлежит».

Карион Истомин. «Книга любви знак в честен брак». Рукописная книга с миниатюрами, поднесенная автором Петру I по случаю его вступления в брак. Лист 13. «Книжное чтение во вкусе есть сладко». Лист 17. «Воинство блюсти». Изображение царевича Петра с потешными

Так Магницкий вступил в должность учителя Школы математических и навигацких наук и получил заказ на труд, который стал главным делом его жизни. Преподавая Навигацкой школе, Магницкий за полтора года написал требуемый учебник. Став учителем Навигацкой школы, Магницкий все свои силы и все свое время отдавал ученикам. Его коллеги-англичане относились к службе спустя рукава, опаздывали на уроки, заставляя учеников ожидать их часами, иной раз не являлись на занятия вовсе, и Магницкому часто приходилось замещать их, так что на него легла основная работа по обучению и воспитанию учеников школы.

Петр I был нетерпелив, он требовал во всем скорого результата, ему казалось, что учащиеся Навигацкой школы «под видом учения» тянут время и даром получают деньги; в специальном указе он требовал наказывать таких батогами и списывать в матросы. Магницкий выступил против царского указа, на что, конечно, требовалось большое мужество (недаром его современник поэт и академик В. К. Тредиаковский назвал его «добросовестным и нельстивым человеком»), и составил для царя любопытную справочную таблицу (современному читателю необходимо иметь в виду, что слово «ленивый» в XVIII веке значило также «медленный», в данном случае - «медленнее соображающий»).

«Арифметику прилежный выучит в 10 месяцев, а ленивый - в год, - писал Магницкий, - геометрию - прилежный в 6, ленивый - в 8 месяцев, тригонометрию - прилежный в 2, а ленивый - в 3 месяца. И менее тех лет учить не можно».

Сохранилось в памяти современников и острое словцо Магницкого по поводу царской торопливости: «Арифметике научить - не бороду остричь». Впоследствии Магницкий был назначен руководителем Навигацкой школы и в этой должности пребывал до самой своей кончины в 1739 году.

Петр I, видя, что дворянских и боярских недорослей недостаточно, чтобы заполнить все офицерские вакансии, разрешил принимать в школу разночинцев, то есть детей всех сословий, кроме крепостных. Между тем о школе уже шла добрая слава, и число ее учеников увеличивалось год от году. Ведавший ее делами дьяк Оружейной палаты Курбатов доносил начальству: «А ныне многие из всяких чинов люди припознали тоя науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные и сами недоросли и рейтарские (солдатские) дети и молодые из приказов подьячие сами приходят с охотой немалою».

Учащиеся Навигацкой школы, кроме изучения научных дисциплин, получали более широкое образование. Их обучали «политесу», то есть поведению в обществе, начаткам военного искусства, фехтованию - недаром же в школе имелась специальная Рапирная зала.

В курсе образования в Навигацкой школе не были забыты литература и искусства. Юные навигаторы сочиняли вирши, обучались музыке, их хор приглашали на придворные празднества. Выписанные Петром I из Данцига немецкие актеры составили из учеников школы театральную труппу, которая в Рапирной зале представляла светские комедии. Эти комедии посещал и царь с приближенными. Актеры Навигацкой школы, как утверждает предание, однажды позволили себе подшутить над царем и выкинули «немецкую штуку». Объявив, что ими подготовлено какое-то невиданное и неслыханное зрелище, они собрали в театр множество зрителей, пришел на него и Петр со своими сподвижниками. Когда же публика в парадных мундирах, украшенная орденами и лентами, расселась, то на сцену перед закрытым занавесом вышел мальчишка, повесил на него большой лист бумаги, на котором красовалась крупная надпись: «Первое апреля», и с громким хохотом убежал. Публика начала возмущаться, но Петр встал и, успокаивая общество, сказал: «Это театральная вольность».

Традиция устройства самодеятельных театральных спектаклей в Сухаревой башне продолжалась и после того, как Навигацкая школа была переведена в Петербург. Снегирев, собиравший для своей работы московские устные предания, пишет: «Старожилы также припоминают, что и в царствование Екатерины II дети московских подьячих играли разные комедии на Сухаревой башне в Рапирной палате».

Навигацкая школа выпускала специалистов для флота и армии: штурманов, геодезистов, строителей, картографов. Не закончившие полное обучение шли в писари и канцеляристы низших рангов. Особой должностью, которую получали ученики Навигацкой школы, была должность преподавателя губернских математических школ для обучения дворянского чина детей арифметике и геометрии. Своим указом от 20 января 1714 года Петр I обязал дворянских детей учиться в этих школах «цыфири и геометрии», и до того, пока они не выучатся, им запрещалось жениться. А священникам запрещалось их венчать без «соизволения», то есть разрешения, школьного преподавателя. Реакцией на этот указ было бессмертное заявление Митрофанушки: «Не хочу учиться, хочу жениться!»

Отроки в училище. Гравюра из «Брюсова календаря» 1709 г.

Школяры, поселенные в Сухаревой башне, не предназначенной при строительстве для жилья, зимой замерзали до такой степени, что решились писать прошение самому царю: «Державнейший Царь Государь Милостивейший, учимся мы в школе математико-навигацких наук, а учением же по окончании навигации и с пристойными кто астрономическими проблематы обучаемся Евклидове Элементе, в котором учении двенадцать человек в верхней палате, и в той палате печь худа, топить невозможно, такожде ныне приходит зимнее время и за холодом от зимы жить тут невозможно». В 1715 году высшие классы Навигацкой школы были переведены в Петербург в открытую там Морскую академию. В Москве остались лишь младшие, приготовительные, классы, поэтому Навигацкую школу стали называть Цифирной школой.

Ж.-Б. Арну. Вид Сухаревой башни. Цветная гравюра 1840-х гг.

В январе 1731 года в Москву пришел «учиться наукам» Михаил Ломоносов и, как рассказал его земляк Василий Варфоломеев, «пристал на Сухареву башню обучаться арифметике», но вскоре, так как в Цифирной школе «науки показалось ему мало», ушел в Славяно-греко-латинскую академию… Несмотря на сравнительно краткий срок существования, московская Навигацкая школа сыграла большую роль в распространении образования в России, в истории русского флота и мореплавания. Среди ее выпускников немало славных имен: адмирал Н. Ф. Головин, основатель русской картографии И. К. Кириллов, знаменитые исследователи Севера Г. С. Малыгин, Д. Л. Овцын, С. И. Челюскин, капитан-командир А. И. Чириков, первым из европейцев описавший северо-западные берега Америки, академик, механик, изобретатель А. К. Нартов и другие.

Воспитанником Навигацкой школы был архитектор Иван Мичурин, построивший в Москве ряд замечательных церквей и гражданских сооружений, к сожалению, до нашего времени не сохранившихся. Последней утрачена Пятницкая церковь на Пятницкой улице, снесенная в 1934 году, сейчас на ее месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая». Мичурин в 1739 году с командой геодезистов из Навигацкой школы составил первый геодезический план Москвы, характер и объем сведений которого раскрывает его полное название: «Чертеж местоположения столичного города Москвы, в котором означены не только Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город, но и все находящиеся в оном ворота, улицы, императорские домы и публичные строения, соборные и приходские церкви, монастыри, архиерейские и другие подворья, реки, пруды, сады и прочие знатнейшие места».

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том I автора Коплстон Фредерик

Из книги Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории автора Гуляев Валерий Иванович

Школа в Шумере Дом № 1 по «Широкой улице» принадлежал, по Вулли, некоему Игмиль-Сину. Вулли считал, что в этом доме была школа, или, по-шумерски, э-дубба.Это можно было заключить из того, что здесь, а также, по-видимому, по улице вокруг дома было найдено множество учебных и

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Из книги Дочь автора Толстая Александра Львовна

Школа В 1922 году я поручила знакомому архитектору составить смету на постройку школы-памятника Л.Н.Толстого, который я должна была представить народному комиссариату по просвещению. Но денег комиссариат не отпустил, и постройка была отложена. Между тем наплыв детей был

Из книги Совершенно секретно: БНД автора Ульфкотте Удо

Школа шпионов Не каждому шпионы даются качества, позволяющие справиться с любой ситуацией. И ремесло шпиона требует подготовки. Поэтому уже в 1956 году была создана «Школа БНД». Она схожа со знаменитой «фермой», легендарным учебным центром ЦРУ «Камп-Пири» близ

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Школа Никакого систематического обучения молодежи чтению, письму, счету и другим предметам не было. Отец учил сына своему опыту, едва сын подрастал настолько, что мог воспринимать его, колдун учил своего ученика, священник - молодого адепта богослужению. Поэтому, если и

автора

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном - Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес - Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес - ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель - один из

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Школа № 104 Современный адрес - Кантемировская ул., 30/ул. Харченко, 27.Построена в 1930–1932 годах по проекту В.О. Мунца и расположена на углу Флюгарова переулка (с 1956 г. - Кантемировской ул.) и Антонова переулка (с 1969 г. - ул. Харченко).Неподалеку от школы находятся Дом

Из книги Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса автора Аникин Андрей Владимирович

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Откуда и что на флоте пошло автора Дыгало Виктор Ананьевич

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА В СУХАРЕВОЙ БАШНЕ Был миг в истории России, когда остро стоял вопрос не только о престолонаследии, но и о судьбе державы. Либо идти ей по пути развития, либо оставаться в ветхозаветной дремоте.Правительница Софья Алексеевна со стрелецким войском была в

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ШКОЛА Школа и Лёнькин дом стояли друг против друга. А между ними – булыжная мостовая. По мостовой ездило много машин. Они возили мусор на свалку. Однако 1 сентября, когда отец повел Лёньку в первый класс, они пошли не в школу напротив, а в другую, Лёньке неизвестную. Она

В 1701 г. В Москве открылась школа «математических и навигацких наук», которая занималась подготовкой моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, учителей, писарей, мастеровых и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром из Англии. Вместе с ним в качестве преподавателей прибыли еще два человека. Позднее значительную роль в преподавании в Навигацкой школе играл Л.Ф. Магницкий, автор учебника «Арифметика, сиречь наука числительная...» (1703). Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению в школе были открыты два начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе обучалось не менее 200 человек, полный комплект учащихся определялся в 500 человек.

Учащиеся поступали в возрасте 12-17 лет, а иногда и в 20 лет. Определенного срока обучения не было. Учащиеся получали кормовые деньги (3-5 алтын в день)…жили частью в школе, частью поблизости в наемных квартирах… По указу 1701 г. За прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб. (очень крупная сумма по тем временам), за второй 10 руб., за каждый следующий по 15 руб. Штраф взыскивался при помощи правежа: публично били до тех пор, пока родители или товарищи не внесут денег. Если родители владели каким-либо имуществом, оно могло быть конфисковано на уплату штрафа за школьные прогулы. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении из школы их детей грозила каторга.

Учиться было трудно еще и потому, что преподаватели не знали русского языка, учебники, хотя и были переведены на русский язык, были написаны так непонятно, что их невозможно было пересказать своими словами, приходилось учить наизусть. Но, несмотря на все трудности, число офицеров, выпущенных русскими школами, год от года росло и уже к 20-тым годам ХVIII в. Россия перестала приглашать иностранцев служить во флоте, ибо «своих русских офицеров довольно есть». Окончивших школу определяли во флот, направляли в артиллерию, гвардию, назначали инженерами, топографами, учителями, а также посылали учиться за границу. Важное государственное значение Школы математических и навигацких наук было особо подчеркнуто в указе Петра I 1710 г., в котором говорилось: «Школа оная не только потребна к единому мореходству и инженерству, но и артиллерии и гражданству...».