План-конспект открытого урока по истории На тему: «Церковный раскол. Уроки истории

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя: Апрелева Наталья Николаевна

2.Класс: 5

3. Предмет: история

4. Тема урока: «Восстание Спартака».

Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.

Задачи:

    Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

    Развивающая развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

    Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

    Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

    учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013г.,

    компьютер,

    проектор,

    презентация,

    отрывки документа Плутарх «Марк Красс»

    рабочая тетрадь Г.И. Годер «История древнего мира» 5 класс, ч. 2

    электронное приложение к учебнику «История древнего мира», СД

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

Формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

Складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

В области регулятивных УУД:

Прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)

Осуществлять целеполагание

Планировать пути достижения цели

Самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Самостоятельно контролировать своё время

Осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Владеть смысловым чтением

Реализовывать исследовательскую деятельность

Искать информацию

Структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

Установливать причинно-следственные связи.

Анализировать

В области коммуникативных УУД:

Организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

Осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

Формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

Ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Тип урока – изучение нового материала

Педагогическая деятельность была построена на методах :

по источнику знаний:

по характеру движения мысли:

методы мотивации :

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,

С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание носит творческий характер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку .

Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности.

Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку.

Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового.

Приветствуют учителя и гостей.

Показывают смайлики настроения.

Личностные УУД:

Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)

2. Актуализация знаний.

Цели:

Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Социальный (работа в группах).

Словесный (беседа);

Проблемное задание.

Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте?

«Свобода! Свобода!

Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

Организует работу обучающихся в группах.

А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.

Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету.

Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 2 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа.

Задание 1 группе: источники рабства.

Задание 2 группе:

применение труда рабов.

Задание 3 группе:

Отношение к рабам.

Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

Проблемный вопрос:

подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

Итак, тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».

(Слайд1)

Высказывают свои предположения

( О борьбе рабов за свободу )

Работа в группах.

1 группа:

1. завоевания

2. дети рабов

3. ограбление провинций

2 группа:

1. в с/х: на виллах рабовладельцев

2. прислуга в доме рабовладельца

3. рабы-гладиаторы

3 группа:

1. работа от зари до зари

2. кормили впроголодь

3. подвергали истязаниям.

4. не заботились о здоровье.

Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям.

Записывают в тетрадь тему урока.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса)

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Логические: установление причинно-следственных связей.

3. Целеполагание.

Цели:

Подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;

Организовать составление совместного плана действий;

Дедуктивный (от общего к частному).

Познавательный

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

Какова цель нашего урока?

Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Каковы причины восстания?

2. Ход восстания.

3. Итоги восстания.

4. Значение восстания.

(Слайд2)

Задание на урок: «Почему рабы потерпели поражение? А могли ли они одержать победу?

(Слайд 3)

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Высказывают предположения

Регулятивные УУД

Осуществление целеполагания

Планирование путей достижения цели.

4. Открытие нового знания.

Цели:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

Содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

по источнику знаний:

Словесные (объяснение, беседа);

Наглядные (демонстрация презентации);

Практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

Объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

Восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

Дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации :

Эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Социальные (работа в группах).

2. Ход восстания:

Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документы,карты, определите причины восстания, узнаете как оно проходило

(Слайд 4,5)

Задания для групп:

I группа

Задание:

«В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу , - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий . Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.»

Вопросы:

    Цель восставших?

    Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.

Ответьте на вопросы:

    Какая задача стояла перед Спартаком?

    По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших , но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?»

Вопросы:

    У восставших был план ведения войны с Римом?

    По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших.

    Было ли единство и согласие между рабами?

Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.

Физминутка

Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок.

На торгу мы побывали

Много всякого видали!

Разбегаются глаза

И вертится голова.

Я увидеть всё хочу,

Может что-нибудь куплю.

Для начала шёлк помну,

Лисий мех приподниму,

Да немного потрясу.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем ответы 1 группы

Вопросы:

    С чего и где началось восстание рабов?

    Цель восставших?

    Чем были недовольны гладиаторы?

Слайд 6

    Кого выбрали своим предводителем?

    Где первоначально устроили свой лагерь восставшие

Слайд7

Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.

Слайд 8

Рассказ учителя , работа с иллюстрацией. Слайд 9

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.

Слайд 9

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249 (3минуты)

Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

( Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов ).

А теперь слушаем ответы 2 группы :

    Какая задача стояла пред Спартаком?

    По какому образцу организовал Спартак свое войско?

    Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 группы. Слайд10.

Учитель:

1. У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам ).

2. Походы восставших – работа по карте.

3. Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился ).

Почему Спартак повернул назад? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Слайд 11.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249. (3минут)

Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

Слайд12,13

Удалось Спартаку осуществить свой план? ( Работа с учебником, стр. 249-250 п. 4) Читаем вслух. (Нет. )

Римский сенат полностью осознал опасность, вы находитесь на заседании сената, ваше решение? И принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Слайд 14

Римский историк Аппиан о последней битве Спартака (аудиозапись)

Слайд15,16

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). Слайд 17.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249. (3 минуты)

3.Ораганизует взаимопроверку.

4. Подводит итоги восстания:

Чем закончилось восстание?

Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

Слайд 18,19.

5. Определяет значение восстания:

Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины и начало восстания восстания.

Причины восстания:

1. недовольство рабов своим положением

2. насильственное обучение военному делу

3. несправедливое отношение хозяина

Работа в группах. Заполнение контурных карт после ответов групп (поэтапно)

Сообщение учащегося

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 1-2

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 3-4

Слушают аудиозапись

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 5-7

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- владение смысловым чтением

Реализация исследовательской деятельности

Поиск информации

Структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- анализ

- выделение причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблем

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

Самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Самостоятельный контроль своего времени

5. Применение нового знания.

Цели:

Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Социальные (работа в группах).

Организует работу с кроссвордом.

Слайд 20, 21

Заполняют кроссворд.

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблем

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6. Рефлексия

Цели:

Выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

Выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Эмоциональные (поощрение,).

Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.

Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок

Слайд 22.

Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке.

Регулятивные УУД: саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

7. Домашнее задание.

Цель:

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.

По желанию:

1.Составить рассказ от имени участника восстания.

2.Нарисовать рисунок “Восстание Спартака”.

Слайд 23

Записывают задание в дневник.

1 ращивания государственного

и партийного аппарата .

К началу 1920-х гг. экономика страны была практически полностью разрушена. В 1921 г. была провозглашена новая экономическая политика (нэп). Разверстка сменилась продовольственным налогом, была разрешена торговля. Предпринятые меры позволили оживить экономическую активность населения и вывести страну из кризиса. Тем самым руководство ВКП (б) сохранило монополию своей партии на госуд.власть, но после смерти Ленина началась острая борьба за лидерство в партии.

В годы Гражданской войны РКП(б) фактически стала подменять госаппарат. Важнейшие решения вначале принимались на созданном в 1919 г. Политбюро Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев, В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Н. Троцкий, Н.И. Бухарин, М.И. Калинин. Впрочем, все его члены находились и на государственных постах. Компартия превратилась в жестко централизованную организацию. Против подобной ситуации выступила «рабочая оппозиция» во главе с А. Шляпниковым. Она обвиняла партийную верхушку в перерождении. Разногласия было решено обсудить на X съезде РКП(б).

8 марта 1921 г. съезд принял резолюцию «О единстве партии», запрещающую создание в РКП(б) фракций, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения.

3. Основное противоречие нэпа . Сущность этого противоречия состояла в следующем. В экономике были сделаны шаги к рынку. В политике, напротив, произошло ужесточение режима, утвердилась однопартийная система. Различные социальные группы не имели возможности отстаивать свои интересы. Это противоречие во многом сглаживалось тем, что во главе государства стоял пользовавшийся безусловным авторитетом в партии и доверием у большинства населения В. И. Ленин. Формально он не занимал никакой партийной должности, но тем не менее вел заседания пленумов ЦК, Политбюро. Руководить партийной работой ему помогал секретариат ЦК.В 1922 г. Ленин тяжело заболел. Потребовалась должность руководителя секретариата, который мог бы вести партийные дела в отсутствие Ленина. Выбор пал на И. В. Сталина, который занимался в ЦК организационной работой. Чтобы поднять авторитет новой должности, было решено дать ей звучное название – генеральный секретарь. В апреле 1922 года Григорий Зиновьев и Лев Каменев выдвинули И. Сталина на пост генерального секретаря партии большевиков – в то время это была должность, которую считали административной‚ почти канцелярской‚ предназначенной для учета и распределения партийных кадров. Однако Сталин умело распорядился появившимися у него возможностями и расставил повсюду своих сторонников‚ контролировавших положение на всех уровнях власти.

Задание классу. Работа с историч.документом. С.158 Учебника, Из «Письма к съезду», прочитать и ответить на вопросы: 1) Какие недостатки Сталина вызвали у Ленина особую тревогу? Почему? Какие меры Ленин предлагал предпринять в отношении Сталина?

4. Сталин против Троцкого. Правый уклон.

После смерти Ленина соперничество в партии усилилось, обострилась борьба за власть между сторонниками Сталина и Троцкого, а вместе с ней и споры о путях развития: что делать дальше?

Учебник стр. 158 вопросы: какие обвинения выдвигал Сталин против Троцкого и его сторонников? Почему во внутрипартийной борьбе Троцкий потерпел поражение?

Какие программы по выводу страны из кризиса 1927 г. конкурировали в этот период в партии?

Задание учащимся. Заполнить таблицу

«Альтернативные точки зрения на социально-экономический кризис в стране»

Точка зрения

Причины хлебозаготовительного кризиса

Пути выхода из кризиса

Н.И.Бухарин

И.В. Сталин

    Почему победил Сталин.

После смерти вождя Сталин объявил о «ленинском призыве» в партию "рабочих от станка". Принимали поодиночке и коллективно, участками и целыми цехами за несколько месяцев вступили в партию около четверти миллиона человек. В феврале 1917 года у большевиков было 23 600 членов партии‚ к 1925 году их количество достигло 800 тысяч, а к 1930 году‚ за счет нескольких "ленинских" призывов, превысило 1,5 млн. человек. Пропуском в привилегированные слои общества служил теперь партийный билет, а потому многие стремились получить его‚ чтобы проложить дорогу в жизни. Революция закончилась – подошло время занимать освободившиеся места: партийцы "ленинских призывов" и составили ту бюрократию‚ тех руководящих работников, которые поддерживали Сталина. Многие из них были без образования; они держались за свои места, за большие оклады с привилегиями и желали в полной мере насладиться благами‚ которые им предоставили – закрытые распределители продуктов питания‚ дачи с автомобилями‚ отдельные квартиры, недостижимые для других, роскошные санатории в царских дворцах на берегу Черного моря. Исключение из партии вело к потере ответственного поста‚ и могло повлечь за собой арест и физическое уничтожение – так возникло новое поколение руководителей‚ преданных‚ беспринципных и послушных "выдвиженцев"‚ беспрекословно выполнявших указания своих покровителей – "об исполнении доложить"‚ чтобы удержаться на высокой должности и сохранить привилегии.

Почему победил Сталин?

Результатом политического развития страны в 20-е гг. стало формирование однопартийной политической системы во главе с вождем Сталиным.

Тарасова Е.А.

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

Методическая разработка урока истории в 11 классе

Советская страна в годы НЭПа.

Цели урока:

    выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;

    охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;

    подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;

    проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;

    раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);

    уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;

    дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики. 2, с.70

Основные понятия : Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата : 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

Эпиграф : Нэп «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда» (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы : видеофрагмент «НЭП: уроки истории»,чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II . Актуализация знаний : Работа с текстом учебника с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III . Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа . Использование модели ФРЕЙЕР : Чтобы добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.

Обязательные характеристики

Продналог

Допущение свободы торговли

Денационализация мелкой и средней промышленности

Частичная децентрализация управления

Рынок рабочей силы

Внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

Необязательные характеристики

Новая экономическая

политика

НЭП

Примеры

Размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

Возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

Многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

Биржи труда

Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

Продразверстка

Запрещение свободы торговли

Национализация всей промышленности

Полная централизация управления экономикой

Трудовая повинность, трудовая мобилизация

Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами

2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА : Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия). По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3 . Результаты и противоречия НЭПа . В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника. 1, с.185 - 189

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы. 3, с.52-53

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

Проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми. 3, с.53-54

IV . Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V . Итоги урока . Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ле­нин заявил о введении нэпа «всерьез и надол­го, но... не навсегда». Почему всерьез и надол­го? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надол­го - потому что быстро избавить страну от го­лода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда ? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчи­танным на восстановление разрушенного хо­зяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления по­сле неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через не­сколько лет «из России нэповской будет Рос­сия социалистическая».

VI . Рефлексия.

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

Допустил ошибки -7-8 баллов.

Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII . Домашнее задание . § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)

Список литературы

    Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс. – М.: Просвещение. 2010. – 185 – 189 с.

    Корнева Т.А. История России ХХ – XXI века. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова. – Волгоград: Учитель. 204. – 52-54 с.

2 группа

Михаил Богданович Барклай-де-Толли

Русский генерал фельдмаршал, князь. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу. На военной службе с1776 г. Участвовал в русско–турецкой войне 1787-1791 г. и русско–шведской войне 1788-1790 г. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 г., с 1807г. командовал дивизией. В 1809-1810 гг. генерал губернатор Финляндии. С января 1810г. военный министр.

Петр Иванович Багратион

Князь, русский генерал от инфантерии. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782 г. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой воне1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг. В Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова в 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях. Во время войны с Францией 1805-1807 гг. возглавлял арьергард русской армии. Участвовал в русско-шведской войне1808-1809 гг. командовал дивизией. С марта 1812г. командующий 2-ой Западной армией.

Александр Петрович Тормасов

Граф, русский военачальник, генерал от кавалерии. На военной службе с 1772г. Участвовал в русско-турецкой войне1787-1791гг. и подавлении Польского восстания 1794г. В1803-1808гг. – Киевский и рижский генерал – губернатор. В1808-1811гг. главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. С 1811г. член Государственного Совета. В начале Отечественной войны 1812г. командовал 3-й армией. Весной 1813 г. во время болезни М.И.Кутузова – исполнял обязанности главнокомандующего. С1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для ее восстановления после пожара 1812 г.

Михаил Илларионович Кутузов

Великий полководец и дипломат. После окончания в 1795 г. с отличием Дворянской школы был приглашен в нее преподавателем математики. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал левой колонной русских войск на Балканах.
Участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой».
Одна из его главных черт – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым».
Другой чертой была хитрость. «Старый лис Севера», - называл его Наполеон.

Денис Васильевич Давыдов

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..

1 - «Начало войны»:

Когда началась война? Причины войны?

Какова численность русской армии в начале войны? французской армии?

Кто командовал 1, 2, 3 русскими армиями? (историческая справка)

Каков был план военной компании Наполеона? Каков план русского командования?

Почему русская армия отступала?

2 - "Историческая справка"

Соотнести: ФИО - характеристику полководца - портрет

Дополнительные сведения

3- – «Смоленское сражение»;

Кто руководил действиями русской армии?

Какую тактику выбрал Барклай де Толли?

Где должны были соединиться 1 и 2 русские армии?

Когда началось Смоленское сражение?

Какое значение имело Смоленское сражение?

Когда и почему произошла смена командования русской армией?

Кто стал новым командующим русской армией? Какую тактику он выбрал и почему?

(историческая справка)

4-–«Бородинское сражение»

Каково было соотношение русской и французской армией перед Бородинской битвой?

Когда состоялось генеральное сражение?

Где начались первое наступление французских войск?

Приведи пример героической обороны русских позиций на Бородинском поле?

Каковы были потери русской и французской армий при Бородино?

Кто победил, по твоему мнению, в Бородинской битве?

Когда состоялся Совет в Филях? Какой вопрос там обсуждали? Какое было принято решение на совете?

Что такое Тарутинский марш маневр? Какое значение он имел?

5-– «Партизанское движение»:

В чем проявлялся народный характер войны?

Что такое ополчение? Какую помощь ополченцы оказывали действующей армии?

Кто такие партизаны? Приведи пример крестьянского партизанского движения.

Какова их роль в разгроме армии Наполеона?

Роль Давыдова Д.В. в организации партизанского движения. (историческая справка)

6- – «Отступление французской армии»:

Пытался ли Наполеон заключить мир? Почему?

Когда французская армия покинула Москву?

По какой дороге двинулась французская армия?

Что заставило французскую армию повернуть на Старую Смоленскую дорогу?

Какие сражения произошли на этом этапе войны?

Когда война была завершена?

Какой характер носила война 1812 г?

Документ №1

Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие. С лукавством в сердце и лестью в устах несет он вечные для нее цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска НАШИ, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его, и то, что останется неистребленного, согнать с лица земли НАШЕЙ. МЫ полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных НАШИХ подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против него бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе НАШЕ воинство, полагаем МЫ за необходимо нужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.

МЫ уже воззвали к первопрестольному Граду НАШЕМУ, Москве, а ныне взываем ко всем НАШИМ верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с НАМИ единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шагу верных сыновей России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Благородное дворянское сословие! ты во все времена было спасителем Отечества; Святейший Синод и духовенство! вы всегда теплыми молитвами призывали благодать на главу России; народ русский! храброе потомство храбрых славян! ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.

Для первоначального составления предназначаемых сил предоставляется во всех губерниях дворянству сводить поставляемых им для защиты Отечества людей, избирая из среды самих себя Начальника над оными и давая о числе их знать в Москву, где избран будет главный над всеми предводитель.

АЛЕКСАНДР

В лагере близ Полоцка, 1812 года Июля 6-го дня».

1 гр Документ № 2

"Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы."

Наполеон.

“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14

1 гр Документ 5

“Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.

Наполеон

4 гр Документ № 3

Приказы главнокомандующих накануне сражения под Бородино

Приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».

Обращение М.И. Кутузова:

«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!

4 гр Документ № 4

Воспоминания французского офицера Боссе

«Утром мы были изумлены: русская армия исчезла. Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем, на котором мы остались победителями. Все потрясены и подавлены. Армия неподвижна, она теперь больше походит на авангард. Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров.
Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища. Куда ни посмотришь, везде трупы людей и лошадей, умирающие, стонущие и плачущие раненые, лужи крови, кучи покинутого оружия; то здесь, то там сгоревшие или разрушенные дома.
Огромная площадь трех главных редутов взрыта ядрами; на ней виднеются тела, разбросанные члены, глубокие ямы, вырытые снарядами, с погребенными на дне их трупами. Ясно видны те места, где разорвавшимся снарядом разбиты лафеты пушек, а кругом убиты все - люди и лошади. В некоторых местах битва была такой ожесточенной, что трупы нагромождены там кучами. Солдаты роются не только в мешках, но и в карманах убитых товарищей чтобы найти какую-нибудь пищу. Говорят, что Наполеон велел переворачивать трупы офицеров, чтобы определить, чем они убиты. Почти все изранены картечью. Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землей, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрубленные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачева, кажется, и мертвая охраняет свой редут

Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение ночи. С трудом извлекают некоторых из них. Одежда и оружие - все покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от у даров по лошадям».

Французский офицер Боссе

6 гр Документ №6

"Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою".

А.С.Пушкин, «Евгений Онегин».

____________________________________________________

4 гр Документ №7

Кто победил в Бородинской битве? Мнение историков

« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». Б.С.Абалихин

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших собы­тий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем фран­цузской». Е.В. Тарле

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».

НА. Троицкий

4 гр Документ №8

«Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми». «Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские»

Наполеон

____________________________________________________________


6 гр Документ 10

«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье

«Нет сомнения, что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион


4 гр Документ №11

«...в таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России... Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию».

________________________________________________________________________

5 гр Документ 10

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне.
«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье
«Нет сомнения, что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион

«К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа

Оценочный лист

Ф И ученика

Критерии оценивания

    Организационный:

Распределение ролей в группе;

Участие в составлении плана действий группы;

Выдвижение гипотез;

2. Поисково-исследовательский:

Работа с информацией:

Формулировал выводы;

Участвовал в составлении плана устного сообщения;

3. Презентация результатов исследования:

Участие в публичном выступлении;

Отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

Готовность идти на контакт, договариваться.

от 7 до 9 баллов - "5" от 5 до 7 баллов - "4" от 3 до 5 баллов - "3"

Выступление с результатами работы группы.

- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИучащегося

Цели урока:

  • изучить движение декабристов, доказать, что оно оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России;
  • развивать навыки обучающихся в работе с источниками и умение анализировать и делать выводы;
  • воспитывать чувства ответственности, человеческого достоинства, патриотизма;

Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала, используя проблемно-поисковый метод.

Ход урока

1. Организационный момент: познакомить обучающихся с темой, целью и задачами урока.

2. Постановка проблемного задания.

3. Контроль знаний. Cообщения обучающихся:

  • Вопрос о конституции.
  • Военные поселения.

4. Поисково-исследовательский этап (работа в группах по предложенному плану).

5. Решение проблемного задания.

6. Задания на дом.

Оформление урока:

- Схема выступления на Сенатской площади, портреты декабристов.

- Словарь урока: тайное общество, гражданские свободы, “Зеленая книга”, “Конституция”, “Русская правда”, Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества.

- Важные события:

1816 – возникновение “Союза спасения”

1818 – возникновение “Союза благоденствия”

1820 – волнения в Семеновском полку

1821 - 1822 – возникновение Северного и Южного обществ

- Выдающиеся личности: Александр Муравьев, Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин.

Ход урока

Постановка проблемного задания.

Движение декабристов… Многое удивительно и своеобразно в этом движении. Молодые дворяне – декабристы – сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рассчитывать на высшие должности. Но они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Почему? Какие изменения предполагали декабристы? В чем значении декабристского движения?

Контроль знаний.

Cообщения обучающихся по теме “Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны”:

  • Вопрос об отмене крепостного права.
  • Вопрос о конституции.
  • Военные поселения.
  • Александр I в последние годы царствования.

На формирование мировоззрения декабристов оказали влияния заграничные походы русской армии 1813-1815 гг., в ходе которых они познакомились с демократическими ценностями Запада – гражданскими правами и свободами. Между офицерами, бывшими московскими студентами, и солдатами устанавливались простые человеческие отношения. В лице тех, кого дворяне привыкли считать крепостными рабами, кого можно было вместе с семьей купить, продать, они увидели таких же людей, как и они сами, людей, любящих свою Родину, готовых отдать за нее свою жизнь.

Если в годы детства и юношества крепостное право представлялось будущим декабристам естественным, то они теперь начинают задумываться над темными сторонами русской действительности.

Побывав за границей, будущие декабристы убеждаются, что нигде в мире не оказывается более презрения к крепостному народу, как в России. Также они увидели, как в результате революции утверждался представительный конституционный строй.

После войны 1812 г. В России установился мрачный политический режим - аракчеевщина, она проявлялась в разгуле помещичьего произвола, насаждения палочной дисциплины в армии, жестоком подавлении любых признаков свободомыслия.

Ухудшилось положение народных масс. После войны многие губернии были разорены. Вернувшись в свои селения, дворяне усилили гнет, пытаясь за счет крестьянства улучшить финансовое положение. Усиление эксплуатации привело к росту недовольства среди населения. Волнения крестьян и работных людей часто подавлялись с помощью военной силы. Однако жестокий режим привел к тому, что в войсках, даже в гвардии, самой надежной части армии, начало расти недовольство.

Оппозиционные настроения крепли и среди солдат. Вернувшись на родину, они стали роптать. Проливая свою кровь, они разбили французскую армию, а вернувшись домой, вновь стали крепостными и бесправными. Их ропот разносился в классе народа. И по России прошла волна народных волнений. Недовольство проявляли разные слои населения: крестьяне, работные люди, горожане, военные поселяне.

Отражая недовольство широких общественных кругов, зрело политическое сознание будущих декабристов.

Поисково-исследовательский этап.

1. Разделение класса на две группы:

“Северное общество” и “Южное общество”.

2. Группы получают задания:

  • Используя дополнительный материал проанализировать деятельность “Северного общества”.

План выступления:

  1. Когда образовалось общество.
  2. Программа.
  3. “Конституция” Н.Муравьева.
  • Проанализировать деятельность “Южного общества”.

План выступления:

  1. Когда образовалось общество.
  2. Кто в него входил. Руководители.
  3. Программа.
  4. “Русская правда” П.Пестеля.

По ходу выступления заполняется таблица в тетрадях:

На общее обсуждение класса выносим следующие вопросы:

  • В чем главные различия двух программ?
  • Какая более радикальна?
  • Какая более реалистична?
  • Что в обеих программах выполнимо и что нет в условиях тогдашней России?

Теперь непосредственно познакомимся с событиями 14 декабря 1925г. По ходу рассказа учителя, обучающиеся должны выполнить следующие задания:

  1. Составить письменно в тетрадях хронику событий.
  2. Написать фамилии руководителей и наиболее активных участников восстания.
  3. Изложить письменно основную суть “Манифеста к русскому народу”.

Неожиданная смерть Александра I прозвучала для декабристов как призыв и сигнал к открытому выступлению. Известно, что почти во всех своих тактических планах они связывали начало выступления со смертью монарха. Поэтому сама жизнь вносила решительные коррективы в согласованные между представителями Южного и Северного обществ сроки общего выступления и толкала декабристов на незамедлительные выступления. Было решено, что смена императоров – благоприятный момент. Восстание было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю.

Диктатором восстания был выбран полковник князь С.П. Трубецкой, участник Отечественной войны 1812 г. Командование войсками при занятии Зимнего дворца поручено было капитану А.И. Якубовичу. Захватить Петропавловскую крепость поручено было А.М. Булатову. Поручик П.Г. Каховский соглашался “открыть путь” к восстанию и, как бы совершая самостоятельный террористический акт, проникнуть утром 14 декабря в Зимний дворец и убить Николая.

14 декабря в день присяги, восставшие войска должны были выйти на Сенатскую площадь и силою оружия заставить Сенат отказаться от присяги Николаю. На К.Ф. Рылеева было возложена обязанность предложить Сенату опубликовать революционный “Манифест к русскому народу” - новый программный документ декабристов. Здесь царское правительство объявлялось низложенным, уничтожалось крепостное право, устанавливалось равенство всех перед законом, объявлялась свобода печати, совести и занятий, обеспечивалась гласность судов, чиновники заменялись выборными лицами, сокращалась двадцатипятилетняя военная служба, уничтожалось рекрутство. Для решения о будущем политическом строе России – республике или конституционной монархии - предполагалось созвать Великий Собор из представителей всех сословий России.

Наступило утро 1825 г. Под сенью овеянных славой 1812 года знамен вышли первыми на сенатскую площадь 800 человек Московского полка. Прибывшие выстроились у подножия памятника Петру I в каре – боевым четырехугольником, - что давало возможность отражать нападение со всех четырех сторон. Однако уже на рассвете стали надламываться основные звенья намеченного плана. Якубович отказался вести Гвардейский экипаж в Зимний дворец для захвата царской резиденции и ареста царской семьи, Каховский отказался совершить цареубийство. Позже выяснилось, что Трубецкой, выбранный диктатором, вовсе не явился на Сенатскую площадь, оставив восставших на произвол судьбы.

Во всем этом сказался ограниченный характер дворянской революционности.

Выяснилось еще одно непредвиденное обстоятельство. Николай, уже предупрежденный доносами о готовящемся восстании, предложил Сенату собраться для принесения присяги необычно рано, в семь часов утра, до того как восставшие войска выйдут на Сенатскую площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли присягу и разошлись. Первые явившиеся на Сенатскую площадь восставшие солдаты Московского полка стояли перед пустым зданием Сената.

Все это породило колебания в рядах декабристов и обрекло их на бессмысленную тактику выжидания.

Тем временем Николай собрал верные ему части. Слух о восстании распространился по городу, и на Сенатской площади собралось до 30 тысяч народа, готового поддержать восставших. Но декабристы не воспользовались этим. Боясь, что с наступлением темноты покончить с восстанием будет труднее, Николай дал приказ открыть артиллерийский огонь. Несколько залпов картечью произвели сильное опустошение в рядах восставших. Солдат и офицеров, пытавшихся скрыться с площади, арестовывали. Восстание в Петербурге было разгромлено. Начались аресты членов общества и сочувствующим им.

Через две недели 29 декабря 1825 г. С.И. Муравьев-апостол поднял восстание Черниговского полка. К этому времени было известно об арестах и поражении восстания в Петербурге, но члены Южного общества хотели тем самым показать правительству, что северяне не одиноки и вся страна их поддерживает. Но их надежды не оправдались. Не смотря на поддержку крестьян, правительству удалось изолировать Черниговский полк через неделю, 3 января 1826 года, он был расстрелян.

К следствию были привлечены около 600 человек. Многих допрашивал лично Николай. Пятерых – П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского – приговорили к четвертованию, замененному повешением. Остальных по степени виновности осудили на каторжные работы, сослали в Сибирь, разжаловали в солдаты. Вплоть до смерти Николая ни один декабрист не получил прощения.

Решение проблемного задания.

Учитель обращает внимание на доску, где написаны вопросы проблемно-поискового задания:

  • Почему против царизма выступили представители дворянства декабристы?
  • Какие изменения предполагали декабристы?
  • В чем значение декабристского движения?

Проанализировав материал урока, делаем вывод на ранее поставленные вопросы.

Задание на дом.

  1. Задания для всех обучающихся: § 58, стр. 142-150
  2. Для обучающихся, мотивированных на успех, приготовить творческие работы, по темам:
    • Декабристы в Сибири.
    • Влияние декабристов на культуру Сибири.
    • Жены декабристов - это подвиг? Или…