План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Простое осложненное предложение. Осложненное простое предложение

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Учитель: Кошелева Л. П.

Тема: Простое осложнённое предложение. Вводные слова.

Цели:

Предметные (образовательные):

    выработать умение видеть вводные слова в предложении;

    формировать умение конструировать предложения с вводными словами;

    формировать умение выделять вводные слова на письме запятыми;

    коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.

Метапредметные (развивающие):

    развитие познавательного интереса к языку и познавательной активности учащихся во время урока;

    развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

    развитие речи учащихся;

Личностные (воспитывающие):

    воспитание интереса к предмету и внимания к слову;

    воспитание любознательности, творческой активности;

    воспитание умения выбирать информацию и критически к ней относиться.

Тип урока: урок рефлексии

Вид урока: урок-исследование.

Оборудование к уроку: компьютерная презентация, карточки.

1Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Что вы знаете о предложении? «Бусы»

2.Создание учебной ситуации

Актуализация знаний(Работа в зоне актуального развития обучающихся)

Сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Простое осложненное предложение» Запишем число и тему урока.

Но прежде вы должны сказать, что мы о нем уже знаем?

Предлагаю вам задание. Что это за слова?

КОНЕЧНО БЕССПОРНО

Вводные слова.

Постановка учебной задачи

Что мы уже знаем про вводные слова? Забыли? Проблема?

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему?

По опорным словам сформулируйте цель нашего урока.

Узнать о …, определить их … и роль в …

(Цель: узнать о вводных словах, определить их признаки и роль в предложении.)

И сегодня мы должны выяснить…

Чтобы решить нашу проблему мы должны вспомнить

что такое вводные слова, Провести исследование и ответить на вопросы:

3. Добывание недостающих знаний

Итак, начинаем исследование. Взгляните на экран. Перед нами отдельные слова. Попробуйте составить из них предложение.

счастью стремятся к все люди Докажите, что это действительно предложение Бесспорно, наверное, возможно, к радости. Попробуем ввести в это предложение одно из данных слов, например, возможно Как вы думаете, куда мы можем его ввести, в какую часть предложения? Попробуем поставить его в середин. (Впереди предложения) Посмотрите, как ведут себя члены предложения по отношению к этому слову? Как вы думаете, почему? Побуждающий диалог Исследуем наше предложение. Разберем его по членам предложения Что мы выяснили? Подчеркиваем его особо. (+++). Вводные слова могут иметь и другое значение, например, указывать на последовательность изложения. Такие вводные слова, как во-п е рвых, во-вторых, в-третьих и т.д. Один мудрец сказал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно богатство. А как вы думаете, что человеку нужно для счастья? Попробуйте привести друг другу как можно больше примеров того, что делает человека счастливым, используя при этом вводные слова во-первых, во-вторых. Сядьте лицом друг другу. Начали! Итак, что, по – вашему, человеку нужно для счастья: во-первых …, во-вторых …, в – третьих …. Спасибо, я услышала много интересного. Как и вы, я считаю, что человек будет счастливым тогда, когда будет здоров. Я вам желаю быть здоровыми и грамотными. Но в любом случае - люди стремятся к счастью. Вернемся к нашему предложению. Все люди стремятся к счастью. Мы выяснили, что слово к счастью здесь является членом предложения. А можно ли составить такое предложение, чтобы в нем слово к счастью было вводным? Я в это время тоже составила предложение и вот, что получилось. К счастью, мы быстро решили трудную задачу. Ведь мы - умелые конструкторы предложений! Что выражает это вводное слово? (чувство радости). Совершенно верно, это слово выражает чувство радости говорящего. А теперь попробуйте переконструировать это предложение так, чтобы оно соответствовало этим схемам, используя другие вводные слова: [ _________ , +++, ====== ]. [ _________ =======, ++++ ]. Изменился ли при этом смысл предложения? Итак, наше исследование подходит к концу. Давайте сделаем вывод

Какие затруднения вы испытываете?

Первичное закрепление

А у вас на столах лежат таблицы. Я буду читать предложение. Если в них будет находиться вводное слово, то вы ставите плюс под словом “ДА”, а если вводного слова нет, то вы ставите минус под словом “НЕТ”.


    Мир кажется мне книгой.

    Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

    Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Выглядит он, правда, неважно.

    Миша, несомненно, решит задачу. (уверенность)

    К счастью, прозвенел звонок (радость)

    Поздно вечером к ключу, вероятно, приходили на водопой горные козлы.(предположение)

1

Спасибо, ты хорошо справился со своим заданием.

****************************************************************************

Задание: вставьте в текст подходящие по смыслу вводные слова, используя материал для справок.

Чем хорош автомобиль? ___________, в нем удобно ездить.
_____________,он быстро передвигается. ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это, хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.

_______________, без автомобилей уже не обойтись, а ____________, – кроме пользы, немало от них и вреда.
______________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта.

Чем хорош автомобиль? _ во-первых __________, в нем удобно ездить.
_
во-вторых____________, он быстро передвигается. В -третьих ____________, автомобили бывают разные: грузовые, легковые, пожарные.
Все это,
конечно , хорошо, но когда вдохнешь облако черного выхлопа от мощного самосвала – не прокашляешься.
Есть у автомобиля и другие недостатки: он сжигает дорогой бензин, сам может попасть в аварию и невинного пешехода покалечить. Тут и призадумаешься.
_
С одной стороны______________, без автомобилей уже не обойтись, а _ с другой_ ______, – кроме пользы, немало от них и вреда.
_____
значит_ ________, где же выход? Выход в том, что надо искать абсолютно новые средства транспорта

1

Задани е: найти вводные слова, определить группу по значению, расставить знаки препинания.

    Начался дождь, и я безусловно вымок до нитки.

    Июнь возможно будет теплым.

    Он к удивлению моему не рассердился, а рассмеялся.

    К счастью в глубине леса блеснул свет, и мы вышли на широкую поляну.

    Кажется шепчут колосья друг другу: “Скучно нам слушать осеннюю вьюгу”.

    Мы долго плутали по лесу, но грибов к сожалению не нашли.

    Говорят человек создан для счастья, как птица для полета.

Сделаем вывод

“Вводные слова”.

Что такое вводные слова

Вводные слова – это те слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к высказываемому (уверенность, неуверенность, радость)”.

являются ли они членами предложения или не являются, в какой части предложения они могут находиться, выделяются ли они знаками препинания,

меняется ли смысл предложения, если мы введем в него такие слова.

4.Самостоятельная деятельность

Из данных предложений выберите те, которые осложнены вводными словами(1 ряд), обращениями(2 ряд), сравнительными оборотами(3 ряд). Запишите предложения в тетрадь. Вводные слова, обращения, сравнительные обороты выделите. Устно объясните постановку знаков препинания.

1). Забор пожалуйста ответь ты соб..раеш..ся созреть? (М.Яснов)

2).У туч?ки розовое брюшко она л..жит в воде как хрюшка.(М.Яснов)

3).Вчера прил..тела какая-то птица наверное с нами х..тела простит..ся.(Р.Муха)

4).Эй Баран Бараныч ты помылся на ноч..?(М.Яснов)

5).Огромный контейнер стоит у ворот и лентами весь перевязан как торт.(А.Усачёв)

6). По-моему уже не та я сосулька прош..птала, тая. (Р.Муха)

7).Не решает..ся задачка – хоть убей! Думай думай голова поскорей!

(М.Бородицкая)

8).Увидя свой хвост, уд..вилась змея Неужто друз..я это всё ещё я? (М.Бородицкая)

9).Я зеркальце ручное оставила в саду чтоб феи под луною катались как на льду. (М.Бородицкая)

Учитель: Проверим.

1-ый ряд – 1, 3, 6 предложения.

2-ой ряд – 1, 4, 7, 8 предложения.

3-ий ряд – 2, 5, 9 предложения.

Какие орфограммы встретились?

БГПУ (хотела, лежит, прилетела, прошептала…)

Корни с чередованием (собираешься)

ТЬСЯ-ТСЯ в глаголах (проститься, не решается…)

Ь после шипящих, разделительный Ь…

***********************************************************************

1

Рефлексия Цифровой диктант

1-Предложения с однородными членами.

2-Предложения с обращениями

3- Предложения с вводными словами

4- Предложения со сравнительными оборотами


4.Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

2.Что ты, моя старушка, приумолка у окна?

1.Встают предо мною деревни, поля и леса.

2. Ты солнцем создан,Алтай, живи и процветай.

3.Алтай, несомненно, красивейшая горная страна.

1.Мимо башен, идолов, гробниц Катунь неслась широкою лавиной.

4.Месяц, будто белый медвежонок, лапу протянул в моё окно.

3.Гора Белуха, безусловно, высочайшая вершина Алтая.

3.Может быть, вам запомнится этот урок.


1

Кластер

Простое предложение может быть осложнено

Сравнительными оборотами Однородными членами

Обращениями

Вводными словами

Домашнее задание: индивидуальные карточки.

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Дедушева Вера Владимировна МОАУ «СОШ №25 г. Орска»

Знаки препинания в простом осложненном предложении. Подготовка к ОГЭ.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Цели урока:

Образовательная :

1. Повторить и систематизировать знания об обособленных членах предложения(определениях, обстоятельствах, вводных словах, однородных членах).

2. Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных членов предложения в различных синтаксических конструкциях.

4. Закрепить умения анализа текста.

Развивающая:

1. Создать условия для развития умения анализировать образную систему произведения.

2. Обогащать активный словарный запас школьников.

3. Развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать изученные факты.

Воспитательная:

1. Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы художественного произведения

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

    Вступление.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим подготовку к итоговой аттестации. Наша с вами задача повторить сегодня обособленные члены предложения. Вспомнить знаки препинания при обособленных членах предложения. Мы с вами должны научиться видеть обособленные члены предложения в тексте.

II . Повторение изученного:

    Проверка домашнего задания:

а) обособленное определение

Задание №1

1) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.

Задание №2

Составьте схемы к данным предложениям

1) Ошеломленная невероятным известием, мать неотрывно смотрела на отца.

2) Табун между тем уже медле(н,нн)о стал разбредаться по (не)сбитому ещё лугу, покрытому росой и паром.

Индивидуальные карточки

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы.

Действия человека, совершаемые по размышлении, называются поступками.

Стебли, высохшие за жаркое лето и звенящие на ветру, покрывают дикую степь.

2) Работа со средствами художественной выразительности (задание 3 ОГЭ)

(Найти соответствие)

1.Фразеологизм

2. Олицетворение- А

3. Анафора-Г

4. Сравнение-Б

5. Эпитет-В

Эпитет- художественное определение (красочное определение)

Олицетворение- наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим какого-либо предмета другому с помощью союзов: как, словно, подобно

Инверсия- обратный порядок слов

Анафора- повторение начальных слов, строки, строфы или фразы, единоначатие

Фразеологизм- устойчивое словосочетание.

Как мы понимаем смысл данного высказывания?

Найти пунктуационную ошибку в предложении. Объяснить.

(у доски самостоятельно работает ученик)

4) Устное фронтальное повторение материала об обособленном определении.

(рассказывают дети)

(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)

5) Проверка работы у доски учащихся. (Проверяют дети.)

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

1.Это было давно, лет сорок назад. 2. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скоше…ому лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. 3.Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
4.От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. 5.Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. 6.Берегись тогда, живая душа. 7.Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
8.Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. 9.Глаза ее были прищемле…ы мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваче…ый морозом лист, болталась.
10.Я узнал птицу. 11. Это был коростель, дергач по-нашему. 12.Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. 13. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. 14. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
15. Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубле…ую птицу...
16. Много лет я живу и всякого навидался. 17. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. 18. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? 19.Зачем?

В.П.Астафьев.

Задания к тексту

1.Определите стиль и тип речи данного текста.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном обстоятельстве____

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном определении____

Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, (1)потому я и догнал его. Худое,(2) почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость,(3) что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто,(4) сдуру загубленную птицу...

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую (ие) запятую(ые) при обособленном приложении_____

Я взял в руку птицу с завядшим, (1)вроде бы бескостным тельцем.Глаза ее были прищемлены мертвыми, (2) бесцветными веками,(3) шейка,(4) будто прихваченный морозом лист, (5)болталась. Это был коростель, (6) дергач по-нашему.

6. Замените словосочетание бесцветными веками, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным со связью управление._________________________________

7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

6) Работа с текстом

О чем данный текст?

Определите стиль и тип речи данного текста(художественный, повествование с элементами описания)

Работа с заданиями к тексту

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве

Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки,(1) поросшей тальником, (2)увидел птицу. Она услышала меня,(3) испугалась и вдруг бросилась бежать,(4) неуклюже заваливаясь набок.

7) Закрепление условий обособления обстоятельств. Вспомнить условия обособления (устная работа с предложениями)

В каких предложениях запятая при деепричастном обороте не ставится:

1) Посмотрев на поступки человека взгляни на их причины

2) Вся команда судна чинит паруса не покладая рук.

3) Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

III . Подведение итогов урока.

Отметить положительные моменты урока, отметить недостатки. Прокомментировать оценки.

Рефлексия. (Дети продолжают фразу учителя.

Мне сегодня на уроке понравилось….

Я сегодня испытывал затруднение в ……

Мне сегодня было интересно узнать о….

Мне сегодня было легко…..

Мне сегодня было трудно….

IV . Домашнее задание.

Работа с заданиями к тексту.

Кого-что. Книжн. Выделить из общего, создав особое от других положение. О. небольшой участок в саду.

Что. Лингв. Сделать самостоятельным (по интонации), составной частью предложения.

ОБОСОБЛЕННЫЙ. Стоящий особняком, отдельный.

(Запись понятия в словари-справочники).

Учитель: Опираясь на толкования, попробуйте дать определение понятия “обособление”.

(Выслушиваются ответы учащихся).

- рассказать об обособленном обстоятельстве(2 группа)

Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины

И опять самолет рванулся в небо раскалывая и дробя мерзлый воздух

Полосы солнечных отблесков от волн мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая к вершинам деревьев.

Пролетев поначалу ровно и широко над землёй буря где-то далеко ударившись о горы собрала всю себя в ущелье и снова ушла в свою стихию.

Тема: Простое осложненное предложение

Цели: 1 . систематизировать знания о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами, с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями;

2 .закреплять умение различать простое и сложное предложение от простого осложнённого предложения; умение находить их в тексте, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;

3 . закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения

4 . содействовать развитию эстетического вкуса учащихся.

Оборудование: карточки с текстом для анализа, карточка-ребус, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Рефлексия.
  2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка к работе на основном этапе.

На доске дан текст – расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым.

(М.Горький. Детство.)

Как осложнены простые предложения, входящие в состав сложных (в предложениях имеются однородные члены предложения, обособленные определения и обстоятельства )

Итак, что же мы должны с вами повторить, уметь видеть и использовать. Определите цели нашего урока.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

  1. Повторение теории с попутным закреплением материала :

(Простое предложение считается осложненным в тех случаях, если в его составе имеются:
1) однородные члены предложения;

2) обособленные члены предложения;

3) вводные и вставные конструкции;

4) обращения

1) однородные члены предложения:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие слова называются обобщающими?

Каковы правила пунктуации при однородных членах?

Задание:

В предложениях с однородными членами расставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы.

1. Одно лишь оставалось неизменным дух коллектива преданность борьбе и вера в победу. 2. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 4. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 5. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен изгородей и бань вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 6. И воздух и вода и деревья все уже пахнет первым снегом.

(дети по одному выходят к доске и чертят схемы )

2) вводные слова и вставные конструкции:

Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения? (Вводные слова могут выражать отношение говорящего к тому, что он сообщает, указывать на последовательность изложения, на источник сообщения )

- Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения? (они не являются членами предложения )

- Какими правила пунктуации при вводных словах) (на письме выделяются запятыми, реже тире )

Задание на отличие вводных слов от членов предложения:

Заполните таблицу примерами. Дайте свои аргументы. (Знаки препинания не расставлены. Предложения выводятся на экран.)

1. Кажется шепчут колосья друг другу. (Н. Некрасов) 2. Кажется мне книгой бесконечной. (Р. Гамзатов) 3. Вы верно едете в Ставрополь? (М. Лермонтов) 4. Задача решена верно. 5. Бесспорно огурец и с дом величиной диковинка. (И. Крылов) 6. Ваше право на отпуск бесспорно. 7. Правда с годами мои стихи делались менее нарядными. (К. Паустовский) 8. Правда в огне не горит и в воде не тонет (пословица). 9. Он точно немного странен, да ведь он всю свою жизнь провел за книгами, его можно извинить. 10. Все три раза Сейфулла проводил поезда точно по расписанию. 11. Дождь казалось зарядил надолго. (И. Тургенев) 12.Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (В. Катаев)

(Ответы: 1, 3, 5, 7, 9, 11 предложениях выделенные слова – вводные слова. 2,4, 6,8, 10, 12 – члены предложения)

(Члены предложения имеют грамматическое значение, а вводные слова выражают отношение к тому, что они сообщают)

3) обособленные определения и обстоятельства:

Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными? (Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами предложения.)

Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Какие члены предложения называются уточняющими?

С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

1. Проверка домашнего задания:

Откройте домашний текст №17, назовите предложения с обособленными определениями и объясните условия их обособления.(дети зачитывают и объясняют )

2. Задания, связанные с причастными, деепричастными оборотами.

А. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш корабль (1) ловко примостившись (2) между судами-великанами (3) еще долго стоял в гавани.

1) 1;

2) 1,2;

3) 1,3;

4) 1, 2, 3

Б. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснение все запятые?

Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звездами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.

1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота;

2) 2, 4 - выделяются два причастных оборота;

3) 1,3 - выделяется причастный оборот;

4) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот

(ответы А-3; Б – 3)

3. Чтение текста «Рождение музыки» и его анализ.

Послушайте текст и определите его тему.

Назовите основную мысль текста.

Задание по вариантам: 1 вариант находит предложения с обособленными определениями и записывает их номер, второй вариант - предложения с обособленными обстоятельствами.

Чуткость к музыке – это огромная сила, облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для вас?

(устные ответы-рассуждения учащихся, учащиеся получают задание наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных осложнённых конструкций )

  1. Информация о домашнем задании

1. Написать сочинение-рассуждение по тексту «Рождение музыки» А. И. Немировского. Мифы Древней Эллады

2. Подготовить сообщение на тему «Знаки препинания в осложненных простых предложениях»

3. Составление тестовых заданий по теме «Простое осложнённое предложение».

  1. Подведение итогов урока

В каких случаях простое предложение считается осложнённым?

Перечислите слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Какие значения вносят в текст (в предложения) вводные слова?

Когда обособляются, когда не обособляются причастные и деепричастные обороты?

  1. Рефлексия

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Урок- практикум по русскому языку «Русский чай»

Цели:

    Образовательная : обобщение знаний по теме «Простое осложненное предложение», закрепление правил орфографии и пунктуации.

    Развивающая : способствовать развитию комплексного анализа текста, совершенствованию способностей учащихся конструировать ответ в форме связанного высказывания.

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения темы, заинтересовывать в здоровом образе жизни.

Тип урока : урок- практикум.

Обоснование : проводится в конце изучения материала 8 класса с целью систематизации обобщения знаний. При подготовке ученики читают дома пройденный материал, готовятся к выполнению практических заданий. Учитель подбирает дидактический материал на тему « Русский чай». На уроке используются карточки с текстами и заданиями, опорные схемы. Работа на уроке такого типа может быть организована по-разному: самостоятельная, парная, в группах, коллективная.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, по карточкам, самостоятельная, коллективная, в группах.

План урока :

    Организационный момент.

    Мотивация и целеполагание.

    Введение в тему урока. Повторение теоретических сведений к теме

  1. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

    Контролирующее задание для всего класса (по вариантам).

    Слуховой диктант.

    Подведение итогов.

    Задание на дом.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Мотивация и целеполагание: сегодня на уроке мы продолжим разговор о предложении как единице синтаксиса: а) обобщим знания по теме; б) повторим несколько правил орфографии и пунктуации, в) выполним различные виды разборов, г) узнаем, откуда в России появился чай, о его полезных свойствах.

3.Введение в тему урока.

Чаепитие органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. И традиции эти замечательны. Каждая эпоха вносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но неизменными остались заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом- солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать даже об имени его, не накормив и не предоставив отдыха. В народном творчестве по этому поводу есть множество пословиц и поговорок.

4. Вопросы для беседы:

А) Какие пословицы о гостеприимстве вы знаете?

Б) У многих народов России гостеприимство выражается через приглашение попить чаю. А что это за напиток? Почему он пользуется такой популярностью? Ответ на этот вопрос мы найдем в тексте 1.

Давайте выразительно прочитаем текст

Прежде всего, у чая очень мягкий неповторимый аромат,

ни с чем несравнимый вкус.

Но сказать о вкусе и запахе чая – это, значит, сказать очень мало. Чай - богатейшая аптека.

Чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, создающие неповторимый аромат 4 . В свежих листьях чая витамина C в четыре раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в десять раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению, чем осложнено данное предложение?

Расскажите о способах обособления определения. Постройте опору - помощник.

В) Какая страна является родиной чая? (Китай).

Существует придание: однажды (это было много веков назад до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листов с чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Г) О том, как чай попал в Европу, мы узнаем из текста 2, над которым и поработаем.

Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок- фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварила весь фунт чая в миске, слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья. Залив их сметаной, подала к столу.

Задания к тексту:

1.

2. В выделенном предложении замените глагол причастием, запишите в тетрадь.

3. Найдите предложение с обособленным обстоятельством и расскажите о правилах обособления обстоятельств. Постройте опору - помощник.

Д) Когда же чай стал известен в России? Об этом узнаем из текста 3

Первыми в России чай узнали жители Сибири. Проник он туда из Монголии и постепенно распространился по стране. В 1638 году чай появился при царском дв…ре под названием «китайская трава». Его пр..вез боярский сын Василий Старков, который был послан с дарами к одному из монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был навяз…н довольно значительный запас чая-64 кг. При дворе царя Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился Царю и боярам и позже вош..л в употребление. В 1665 году был заключён договор на поставку чая из Китая.

Задания к тексту:

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Выпишите слова с пропущенными орфограммами, выделите морфемы.

3. Устное задание. В выделенном предложении замените глагол деепричастием, объясните знаки препинания.

5. Повторение алгоритмов выполнения разного рода практических заданий.

У многих народов выработались и бытуют свои национальные способы приготовления чая. Правила эти довольно строги. Их надо выполнять тщательно, аккуратно, точно и быстро. В этом основа секрета успешного заваривания.

6. Контролирующее задание для всего класса. На материале памяток «Как заваривать чай» выполните задания (по вариантам). После выполнения заданий представитель от каждой группы рассказывает о способах заваривания чая.

1 вариант.

Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

Как заваривать чай

Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако напиток не должен бурно кипеть- такая вода способна убить аромат самого лучшего чая;

Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком;

Всыпав чай, заливают кипятком на 2/3, закрывают полотенцем. Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно;

Снимать пенку не следует - такой чай самый ароматный.

Самый лучший чай после первого настоя.

2 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

    Укажите предложение с обособленным определением. Подчеркните.

Индийский способ заваривания чая

Национальным напитком в Индии является так называемый замороженный чай. Его готовят следующим образом: на 300-350 грамм воды кладут 3 чайные ложки лучшего чая, который заваривают обычным способом в течение 5 минут и остужают. Затем специальный стакан вместимостью 0,5 л наполняют несколькими кубиками льда, заливают в него весь остуженный чай, добавляют сахар и лимон, нарезанный дольками, примерно половину плода, а иногда сок всего плода, который выжимается в стакан, после чего пьют чай чрезвычайно маленькими глотками.

3 вариант.

    Задания к тексту:

    Выразительно прочитайте текст.

    Прокомментируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, составить схему предложения.

    Найдите односоставные предложения с главным членом –сказуемым. Укажите, какие это предложения.

    Выделите грамматические основы предложений.

Английский способ заваривания чая

Англичане – одна из самых чаепотребляющих наций в мире. Англичане пьют чёрные чаи, в основном южноазиатские (на 50% индийские и на 30% цейлонские). Культ чая господствует почти в каждой английской семье. Пьют англичане чай с молоком или со сливками, предварительно подогревая сухой чайник. Затем в него насыпают чай из расчета1 чайная ложка на чашку воды плюс 1 чайная ложка «на чайник». Чайник тотчас заливают кипятком (дважды) и настаивают 5 минут. Пока чай настаивается, в сильно разогретые чашки разливают согретое, но некипяченое молоко- по2-3 столовой ложки и затем в молоко наливают чай. Англичане пьют чай в строго определенные часы: утром за завтраком, во время ланча (13 часов) и в «файф о , клок», т.е. в полдник (17 часов).

7. – Сколько народов, столько форм чаепития. Но русское чаепитие невозможно представить без самовара. О том, как пьют чай и что подают к нему - отдельный большой разговор. Мне хотелось бы, чтобы ваш дом был уютным и радостным, чтобы продолжались наши традиции гостеприимства. Я надеюсь, что вы будете заботиться о своем здоровье, знать чувство меры во всем, даже в заваривании чая.

- Слуховой диктант.

Напоследок прослушайте полезный совет, после прослушивания выпишите глаголы с безударными личными окончаниями.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно напиться,

Чай всех снадобий полезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом. Изучить тексты о том, как пить чай и что подавать к чаю.