План работы по самообразованию подготовительной группе. Отчет по самообразованию воспитателя в детском саду

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Воспитатель: Богданова Т.Н Отчёт по самообразованию в подготовительной группе «Незабудки» на тему: «Развитие связной речи»

2 слайд

Описание слайда:

«Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.» К.Д. Ушинский Тема моей работы по самообразованию в 2017-2018 году называлась: «Развитие связной речи ». Актуальность темы: В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы: Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи: -совершенствовать диалогическую форму речи; -развивать монологическую форму речи; -учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; - учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями; - развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

6 слайд

Описание слайда:

Ставя перед собой цель - повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме я изучила следующую методическую литературу: Анищенкова Е.С. Пальчиковая гим-ка для развития речи дош-ков. – АСТ, 2011.с – 64 Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дош. Профиздат, 2007. с– 62 Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рас-ть. Простые упражнения для развития речи дош-ков – Рипол Классик, 2011.с – 256 Бородич А.М. Методика развития речи детей дош. воз-та. - М.: Просвещение 2004.с - 255 Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дош.вос-ние - 2005. №1. с. 18-23 Гербова В.В. Развитие речи в д/ с // Библиотека «Программы воспитания и обуч. в д/с». – Мозаика-Синтез, 2010. с– 56 Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дош. вос-ние 2006 N 9 с. 28-34. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дош. // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. с– 64 Косинова Е.М. Гимнастика для раз. речи. М.: ООО «Эксмо»2003 Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в д/с(ст. и подготов. к школе группы) // Дош.вос-ние, 2004. N 11. - с. 8-12. Шукейло В.А. 90 упражнений для развития речи дош-в // Готовимся к школе. – Литера, 2009. с– 96

7 слайд

Описание слайда:

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет. Размещала свои работы на сайтах Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах. Разработала перспективный план по развитию речи. Эффективность работы педагога во многом зависит от его опыта, имеющейся материальной базы, как в детском саду, так и в группе. Поэтому мне приходилось подбирать по темам множество сюжетных картин, тематических и наглядно – демонстрационных карточек.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Беседы -пересказ -сочинение (рассказывание) -повторение; -объяснение, указание; -словесные упражнения; -вопросы; -рассказывание по схеме; -имитация; -дидактические игры; -игры драматизации; -отгадывание загадок; и т.д Методы и приемы:

10 слайд

Описание слайда:

В сентябре – октябре продолжила оснащать группу предметно – развивающей средой. Педагогическая копилка пополнилась следующими материалами, которые способствуют развитию речи детей: 1.Дыхательная артикуляционная гимнастика. 2.Словесные дидактические игры. 3.Потешки, поговорки, пословицы, загадки. Использовала в работе по развитию связной речи приёмы мнемотехники.. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания» Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Подготовительный к школе возраст наиболее благоприятен для обучения творческому рассказыванию, то есть сочинению детьми сказок. В течение года играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье Учила детей сочинять сказки; последовательно, связно рассказывать их друг другу. Основные этапы работы по обучению сочинения сказок: - придумывание продолжения и завершения сказки, начатой воспитателем, - придумывание по плану воспитателя, - придумывание сказки на основе литературного образца, -изменение конца сказки, -включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Использовала мнемотаблицы для пересказа сказок.


Самообразование

« Подготовка старших дошкольников к школьному обучению»

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
(Венгер Л.А.)

Вопрос воспитания и обучения дошкольников является одним из наиболее важных и актуальных в психологии и педагогике. Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Поступление в школу - это новый и ответственный этап в жизни ребенка. Это его вхождение в мир новых прав и обязанностей, новых разнообразных знаний, отношений со взрослыми и сверстниками.

Актуальность темы : поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то теперь такую роль в жизни ребенка приобретает учебная деятельность. Поэтому одной из главных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Проблема подготовки детей к школе в условиях модернизации системы образования становится чрезвычайно актуальной. Педагоги и родители видят, насколько год от года усложняются требования к уровню подготовленности детей к школьному обучению. За последние годы проводимая государством демографическая политика, меры, принимаемые по поддержке семей с детьми, привели к росту рождаемости. И как следствие, увеличилась потребность мест в детских дошкольных учреждениях, а соответственно подготовительных групп стало больше. В настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

Проводя работу по самообразованию, я перед собой поставила следующие задачи:

1. Дать понятие "подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая.

2 . Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

3. Изучить особенности психического и личностного развития детей 6-7 лет.

4. Выявить уровни подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

5. Подобрать комплекс игр, направленных на формирование психологической готовности к школе.
Предполагаемый результат:

Исходя из поставленных целей и задач, мною была выдвинута следующая гипотеза : подготовка детей к школе – это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября.

Если работа будет проводится систематически, в тандеме с учителем, логопедом, педагогами ДОУ, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Для себя я выделили следующие этапы работы по этой теме:
1. Подбор и изучение методической литературы (сентябрь-ноябрь)

2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования (октябрь-май)

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику (сентябрь- май)

4. Представление опыта работы по теме (апрель - май).
Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определённых качеств:

· стремление к общению со сверстниками;

· желание учиться;

· хорошее здоровье;

· эмоциональный настрой;

· грамотная речь, связное изложение своих мыслей;

· стремление к сотрудничеству со взрослыми;

· развитая произвольность поведения;

· любознательность и стремление к открытиям;

· хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

Другими словами, у ребенка должны сформироваться базовые компетенции:

1. Коммуникативная

2. Креативная

3. Общекультурная

4. Функциональная

5. Организационная

6. Социальная

Все компетенции тесно связаны между собой.
Работу по данной теме я начала с анализа психолого- педагогической литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы обнаруживает существование нескольких подходов к решению проблемы готовности к обучению в школе и нет целостного представления об общем состоянии готовности дошкольника к школе: разговор ведется лишь о разных ее компонентах. Однако общепризнанным является утверждение, что готовность к школьному обучению - системное многокомпонентное образование, в котором интегрируются различные свойства и способности детей. Так, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова указывают, что в современной психолого- педагогической литературе(А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. М. Лямина и т. д.) понятие готовность к школьному обучению определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в 2-х взаимосвязанных аспектах: как”общая, психологическая готовность” и как “специальная готовность к обучению в школе”.
Общая психологическая готовность выступает как важнейший итог длительной, целенаправленной воспитательно-образовательной работы детского сада по всестороннему воспитанию дошкольников и выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту поступления в школу.
Специальная готовность к школе является необходимым дополнением общей готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких специальных предметов как математика, русский язык и др.

В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами и др.
Хотя в теоретическом плане проблемой психологической готовности детей к обучению в школе в последние десятилетия занимались психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, равно как до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». Что касается первого определения, то оно носит слишком общий характер , в частности, не ясно, что представляет собой «способность принимать участие в обучении». Второе определение также неудовлетворительно, т.к. в нем смешаны компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счет не есть признак психологической готовности к школе. Владея ими, ребенок может еще не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности, позволяющих усваивать школьную программу. Так же понятие «Психологическая готовность к школе» рассматривается как особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст человеческой жизни, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие. Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т. к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т.е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению. Поскольку в психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, и др.) предлагают различные ее структуры.

Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят прежде всего из того, что она – многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стояла Л.И. Божович, которая выделяла несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Эту точку зрения разделял А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребенка , уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Н.Г. Салмина выделяет произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Таким образом, психологическая готовность – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Существуют и другие подходы к определению структуры психологической готовности детей к школе. Например, Е.Е. Кравцова основной упор делает на роль общения в развитии ребенка и выделяет три сферы: отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе. Уровень их развития определяет, по ее мнению, степень психологической готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Проблема школьной готовности в последнее время стала очень актуальной среди исследователей различных научных областей. Психологи, педагоги, физиологи изучают, обосновывают критерии готовности к школьному обучению, а также спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к данной проблеме можно объяснить тем, что готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: крепкий фундамент - залог надежности и качества будущей постройки. Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению является актуальной, поэтому педагоги и психологи, а также учителя начальных классов уделяют ей большое внимание. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Старший дошкольный возраст - это возраст наибольших достижений ребенка. Активно развивается познавательный интерес к своему внутреннему миру и окружающему миру. В этот период ребенок уже умеет разыгрывать сложные сюжеты, привлекает большое количество участников. При этом игры могут продолжаться в течении длительного времени. В играх у дошкольника формируются устойчивые привязанности между детьми. Старшие дошкольники охотно вступают в диалог со взрослыми, обсуждая самые разные проблемы, что говорит об их расширяющимся сознании и готовности впитывать сведения. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. Ребенок проявляет первые шаги лидерства: придумывает игры с правилами, стремится самоутвердиться в коллективе, у него появляется мотивация на результат. Ребенок стремится быть самостоятельным, независимым, значимым, но не всегда ему хватает умений и навыков в выборе средств. В процессе общения со сверстниками развивается и самооценка детей, которая становиться все более адекватной. Сравнивая себя окружающими детьми , ребенок более точно представляет себе свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.

Особенно важным аспектом развития дошкольника является формирование нравственных установок становление морального сознания. На моральное развитие влияют различные причины, но в качестве важнейшего выступает уровень мышления. В этот период мышление ребенка достигает высокого уровня, наиболее значимую роль играет образное и схематическое мышление. Он оказывается способным видеть весьма сложные взаимосвязи между различными явлениями.

Данный период является кризисным периодом. Очень часто в этот период возникают проблемы с эмоциональной сферой ребенка, появляются признаки тревожности, агрессивности, появляются проблемы в общении со сверстниками.

С одной стороны ребенок еще является дошкольником, а с другой - у него появляется потребность в новом социальном статусе. Именно в это время необходимо начинать готовить ребенка к поступлению в школу, формировать мотивацию к учебной деятельности, развивать коммуникативные навыки и работать над эмоционально-волевой сферой.

В возрасте 6-7 лет дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. Таким образом, важнейшие достижения, происходящие с ребенком в старшем дошкольном возрасте, способствуют успешному дальнейшему обучению ребенка в школе.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе была направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе ;
3. формирование опыта учебной деятельности.


п/п


Название мероприятия

Цель

Дата

1

Прогулка к зданию школы

Сформировать представления о Дне знаний. Рассказатьо том, кто такие школьники и почему они пришли первого сентября в школу. Вызвать интерес к обучению в школе.

Сентябрь 2016г.

2

Занятие «Создание лесной школы»

Выявление социальных представлений о школе.

Сентябрь 2016г.

3

Занятие «Школьные правила»

Снижение школьной тревожности, формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

Сентябрь 2016г.

4

Экскурсия в школу.

  • Сформировать представление о том,что такое учебный класс.Познакомить с учителем,вызвать интерес и эмоционально положительное отношение к его труду.

Сентябрь 2016г.

5

Рисование на тему «Я и моя школа»

Выявить первоначальный уровень знаний детей о школьной жизни,дать возможность выразить это в рисунках.

Октябрь 2016г.

6

Родительское собрание совместно с психологом школы «Скоро в первый класс»

Предоставить родителям информацию об особенностях готовности старшего дошкольника к школьному обучению,показать роль семьи в этом процессе; разработать рекомендации наиболее эффективного решения данной проблемы.

Октябрь 2016г.

8

«Интервью с первоклассником»

Уточнить знания детей о том,кто такой первоклассник,чем он занимается в школе,каковы его права и обязанности. Продолжать формировать положительное отношение к школьному обучению.

Октябрь 2016г.

9

Сюжетно-ролевая игра «Школа»

В игре закреплять знания, полученные при посещении школы.Закреплять умение распределять роли,выстраивать сюжетные линии.

Ноябрь 2016г.

11

Знакомство с азбукой

(совместная деятельность с детьми)


Познакомить детей с самым первым в их жизни учебником,вызвать желание узнавать буквы,чтобы научиться читать.Развивать умение выделять звук из слова,определять его место в слове.

Ноябрь 2016г.

12

«Приз от Буратино»

(конкурс)


Расширять представления детей о школе. Упражнять в чтении отдельных слов, развивать фонематический слух,мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Декабрь 2016г.

13

«Приключения портфеля»

(сюжетно-ролевая игра)


Систематизировать знания детей о школе. Продолжать подготовку руки к письму. Развивать связную речь, образное и логическое мышление, память. Формировать дружеское отношение детей друг к другу.

Январь 2017г.

14

«На уроках»

(совместная деятельность)


Обобщить впечатления детей от бесед от школе. Вызвать интерес к школьным урокам. Развивать произвольное внимание, умение применять в решении игровой задачи ранее усвоенные знания. Формировать умение подчиняться правилам.

Февраль 2017г.

15

«Путешествие портфеля продолжается»

(сюжетно-ролевая игра)


Напомнить детям план школы. Развитие логического и образного мышления, воображения. Продолжать развивать навыки игры по правилам в команде.

Март 2017г.

16

Рисование «Я и моя школа»

Обобщить знания детей о школьной жизни. Дать выразить положительное отношение к обучению в школьных рисунках.

Апрель 2017г.

17

Повторное родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни»

Выявить уровень готовности семьи к обучению ребёнка в школе.

Май 2017г.

Имеющаяся игротека для самостоятельных игр способствует познавательному и математическому развитию ребенка, развивает логическое мышление. Для расширения возможности познать свою страну в группе есть флаг, герб и карта страны. Мозаика, различные конструкторы, сборные игрушки способствуют овладению детьми конструктивных умений и навыков. В математическом центре имеется в достаточном количестве комплекты цифр и знаков, рабочие математические тетради, наборы геометрических фигур. Таким образом, пространственно-игровая среда группы способствует всестороннему развитию детей и подготовке их к школьному обучению.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Развитие мелкой моторики способствует подготовки кисти к письму. Выполняя задания, дети не только развивают мелкую моторику и координацию движений руки , но и зрительное восприятие, произвольное внимание, память, мышление; учатся контролировать свою деятельность, выполнять поставленные перед ними учебные задачи, становятся более усидчивыми и старательными.

В группе перед детьми мною ставились собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом было важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым я стимулировала интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, координированность их движений. Для развития мелкой моторики рук использовались следующие приемы и упражнения:

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- лепка из глины;
- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
- выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);
- специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретал выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом велось обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Работу по подготовки руки к письму с детьми ведется в течение всего учебного года в тетрадях со специально подобранными графическими упражнениями.. Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышивать» фигуру крестиком или просто раскрасить. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. Если в начале учебного года были кривые, неточные, слабые линии, то к концу года – прямые, уверенные. У детей появилось устойчивое, сосредоточенное внимание. Все дети начали легко справляться с материалом и прекрасно его усваивали. При этом занятия вызывали у них огромный интерес.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, вводила в несколько этапов:

1. Необходимо было сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания , словесные игры математического характера).

2. Необходимо было добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.

На первом этапе я предлагала детям логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняла и закрепляла представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствовали развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше)заданного числа», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др. А вот игра «Да или нет?» давала возможность выполнить много разнообразных заданий. Я задавала детям вопросы, на которые можно было ответить только «да» или «нет». Любые другие слова, в качестве ответа означали, что ребёнок выбывает из игры. В игре использовала вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно в этом случае играющие должны были промолчать. Эта игра эффективно развивает у детей умение внимательно вслушиваться в вопрос, развивает сообразительность, логику мышления, а также умение точно выполнять игровые правила.

На повышение уровня психологической готовности детей дошкольного возраста к школе был составлен комплекс игр.

Татьяна Полякова
План по самообразованию воспитателя подготовительной группы ДОУ. Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников»

Актуальность :

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи , формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму .

Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет : "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Развитие функции руки и речи шло параллельно. Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка руки ребенка к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие , ведь наряду с развитием мелкой моторики развиваются память , внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас. А это в свою очередь влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку , на его речь и успешное обучение в школе.

Цель : Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев , рук детей дошкольного возраста .

Задачи :

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение , наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие , творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики .

Форма отчётности :

Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики , улучшаем речь» .

Подготовить для родителей консультацию на тему : «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать ?»;

Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы :

Совместная деятельность педагога с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

(Объяснение, показ, беседа, игра)

Массаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

Пальчиковый театр;

конструирование : работа с мелким конструктором ;

Рисование по трафаретам;

Штриховка в заданном направлении;

Дорисовка (по принципу симметрии) ;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка, пуговицы, прищепки;

Игры с мелкими предметами ;

Пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы :

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании .

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук , а также картотеку игр на развитие дыхания , артикуляционных гимнастик.

4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей.

5. Консультация для воспитателей : «Развиваем пальчики , улучшаем речь» .

6. Консультация для родителей : «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ».

7. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию общей и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста .

8. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

Людмила Рожкова
Отчет по самообразованию по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе»

Отчет по самообразованию

по за 2016- 2017 учебный год

Воспитатель : Рожкова Л. П.

Отчет по самообразованию

по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе за 2016- 2017 учебный год

Познавательно – исследовательская деятельность , это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними дошкольники получают возможность удовлетворить любознательность (познавательный интерес , почувствовать себя учеными, первооткрывателями.

Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводится в течение года в соответствии с комплексно - тематическим планом.

Цель : помочь дошкольникам свободно ориентироваться, правильно по назначению использовать и ценить предметы материальной культуры, которые окружают их в повседневной жизни.

Задачи : Обогащать первичные представления детей о человеке, о растениях и животных, об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

Осуществление задач тесно связано с развитием сенсорных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Задачи решаются :

В совместной деятельности взрослого и детей

групповая ,

подгрупповая ,

Индивидуальная,

Образовательная деятельность в режимных моментах

с учетом интеграции образовательных областей.

В самостоятельной деятельности детей .

Во взаимодействии с родителями.

Формы и методы познавательно-исследовательской деятельности :

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность .

Наблюдение.

Экспериментирование.

Продуктивная деятельность .

Конструирование.

Развивающие игры.

Проблемные ситуации.

Создание коллекций.

Живая и неживая природа.

Эксперименты и опыты.

В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность , т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

Эксперименты и опыты с водой : Знакомились со свойствами воды.

«Пар – это тоже вода» , «Защитные свойства снега» , «Цветные шары» , «Цветные льдинки» , «Сокодвижение в стебле растения» , «Из стакана в стакан» .

Свойства воздуха. Прозрачность. Воздух есть внутри пустых предметов. «Волшебный стакан» Дело в давлении атмосферного воздуха. Давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.

Магнит. Познакомили детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Свойства соли. Выращивали кристаллы соли.

Богатейший материал для наблюдений и экспериментов – огород на подоконнике.

«Я – такой» – в течение года продолжали изучать свое тело. Изучали анализаторы - глаза, уши, нос, кожу. «Мои ушки» , «Мои глазки» , «Мои ручки» и т. д. Воспитывали бережное заботливое отношение к себе и другим людям.

Публикации по теме:

.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Каждый ребенок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу.

Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Познавательно – исследовательская деятельность «Зимующие птицы» (старший дошкольный возраст). Конюшевич Л. С., воспитатель, МАДОУ «Детский.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Отчёт по самообразованию

воспитателя МАДОУ д/с №40 «Цветик-семицветик» Дорошенко Ю.В.

по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»

В течение 2015-2016 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».

Актуальность этой темы заключается в следующем:

Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.

Цель моей работы , выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.

Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.

Подобрала и изучила методическую литературу :

Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: оформлены альбомы «Отгадай-ка», есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась», использовали вырезки из детских журналов «Непоседа», «Мурзилка», много книг, энциклопедий на тему «Какой? Какая? Какое?», где можно найти ответы на загадки.

В течение года с детьми был проведён проект «У леса загадок немало». Целью этого проекта было развитие логического мышления, отгадывание загадок, умение находить ответ основываясь на опыте детей. К проекту были привлечены родители, которые принимали участие в заключительном мероприятии - интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Проект был проведён в рамках районного конкурса проектов среди старших групп ДОУ. Результатом проекта было 3 место, пополнение знаний о лесе, умение разгадывать загадки, повышение интеллекта, развитие логического мышления. На семинаре был представлен мною опыт моей работы на тему проекта «У леса загадок немало».

Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».

Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание « с детьми.

Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки»

Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»

С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.

Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Спортивная олимпиада «Спортивные загадки».

Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»

На сайт Педагогическая газета» я поместила статью «Педагогические возможности загадки в ДОУ»

Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.

Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.

Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь . И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать(часы )Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой-растянется.(топор).

Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).

Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)

В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида-форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я. (яблоко) Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.

Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.