Почему дети радуются если учитель заболел. Учитель заболел

Однажды в стародавние времена ученики одного учителя устали от него. Им надоело каждый день заниматься, делать уроки.

И вот однажды они собрались вместе и стали думать: “Вот бы найти способ хотя бы на день-два отдохнуть от него…”.

Один из них сказал:

Вот ведь и не заболеет этот учитель, полежал бы несколько дней дома, и мы бы отдохнули, нет, стоит на своем месте, как мраморная скала.

Самый умный среди них придумал, как разыграть учителя:

Завтра утром, когда учитель придет, я подойду к нему и спрошу: “Учитель, почему у Вас такой бледный цвет лица? Похоже, что Вы себя плохо чувствуете. Это, наверное, или оттого, что Вы простудились, или оттого, что подхватили малярию!” Из-за моих слов учитель засомневается, начнет подозревать у себя болезнь. От подозрений и умный человек сходит с ума. Потом и вы, когда будете встречать его, делайте, как я, спрашивайте у него: “Учитель, что с Вами, что случилось? Вы плохо выглядите…” Таким образом, трое из нас, пятеро, шестеро и далее все тридцать скажем учителю, что он плохо выглядит. Когда тридцать человек скажут одно и то же, учитель поверит, что он болен.

Ученикам очень понравился план их умного товарища, и они одобрили его.

На следующий день утром их заводила, подойдя и поздоровавшись с учителем, сказал:

Что случилось, учитель? У Вас совершенно бледный цвет лица!

Ничего со мной не случилось, все хорошо! Иди сядь на свое место, не говори ерунды! – отругал его учитель.

Учитель, конечно, не поверил, что он болеет, но подозрение запало в его душу.

Через некоторое время к нему подошел другой ученик. Он тоже сказал учителю, что тот плохо выглядит. Подозрение учителя усилилось.

И таким образом, какой бы ученик не подходил к нему, кого бы из учеников не встречал, все они говорили учителю, что он сегодня очень плохо выглядит, и спрашивали у него, не заболел ли он.

Усилившееся подозрение учителя приобрело форму страха. Он и впрямь все больше и больше чувствовал себя больным. В конце концов, он встал, закутался в свое пальто и пошел домой. Ученики последовали за ним и провожали на некотором расстоянии.

Учитель шел и думал про себя:

Почему, когда я утром уходил в школу, моя жена не поняла, что я болею, и отправила меня больного в школу? – сердился он на жену.

Да и в самом деле, она меня мало любит! Несмотря на мое жалкое состояние, она даже не поинтересовалась, что со мной. Даже не сказала, что у меня изменился цвет лица. Может, она просто хочет избавиться от меня...

С такими мыслями учитель пришел домой и рывком открыл дверь.

Что случилось, почему ты так рано пришел? – спросила у него жена.

Ты слепая что ли? – крикнул учитель на свою жену. – Посмотри на мое бледное лицо, на мое несчастное состояние. Посторонние люди замечают, жалеют меня, а ты живешь со мной в одном доме и не замечаешь моего состояния!

Жена сказала ему:

Господин учитель, ничего у тебя нет! Эта твоя тревога происходит из беспочвенного подозрения.

Учитель еще больше рассердился:

Безнравственная женщина! Ты упрямо утверждаешь свое, разве не видишь изменения во мне, разве не видишь, что я весь дрожу?

Давай я принесу зеркало, и ты взгляни на свое лицо, - сказала ему жена, - посмотри и увидишь, что я права!

Провались ты вместе со своим зеркалом! Приготовь мне поскорее постель, я лягу. Болею, голова раскалывается! – ответил он.

Когда жена удивленно остановилась на мгновение:

Эй, враг! – сказал ей учитель. – Давай же быстрее!

Бедная женщина, стеля постель, разговаривала сама с собой:

Выхода нет! В этом состоянии он не послушается моих советов. Если я буду настаивать и говорить, что он не болен, он будет обвинять меня; если же скажу, что он выглядит больным, тогда он на самом деле заболеет.

Удивленная происходящим и расстроенная женщина постелила постель, и учитель лег. Ученики же, сидя в углу, следили за происходящим. Терпя угрызения совести, они учили свои уроки.

“Все это произошло из-за нас, мы – сорванцы, достойные того, чтобы нас бросили в тюрьму”, – думали они.

А тот, самый умный среди них, сказал:

Товарищи мои, давайте будем учить наши уроки громко и вслух!

Друзья, наше громкое чтение доставляет беспокойство нашему учителю!

Учитель, подтверждая его слова, простонал:

Все, идите домой! Моя головная боль из-за вас усилилась.

Попрощавшись с учителем, они выскочили из дома, как птицы, полетевшие за кормом.

Когда их матери, сердясь на то, что они пришли с уроков раньше времени, ругали их:

Что вы делаете на улице, в то время как должны быть на уроках? – дети отвечали:

Это не наша вина, наш учитель заболел.

Некоторые из них не поверили словам своих детей. Но те, кто на следующий день пришел проведать учителя, увидели, что на самом деле учитель лежит, обернувшись одеялами, страдая от боли и жара.

Что случилось, господин учитель? – спросили у него. – Откуда у Вас головная боль? Честное слово, еще вчера мы даже не знали, что Вы в таком тяжелом состоянии.

А учитель отвечал им:

И я об этом не знал. Дети сообщили мне о моей болезни. Я, не зная о своей болезни, был занят уроками. И даже не подозревал, что я, оказывается, на самом деле так тяжело болен.

Болезнь разума – подозрительность и мнительность. Вера в то, чего нет.

Если человек занимается каким-либо делом, вкладывая в него всю свою душу, он не замечает свои болячки, боли и болезни.

Как известно, пораженные красотой Пророка Йусуфа женщины Египта потеряли голову, забыли о себе.

Они были в таком самозабвенном состоянии, что порезали себе руки и не заметили этого. Дух, пораженный красотой, не видит ничего вокруг себя.

Во время битв сколько бывало случаев, когда джигиты отчаянно сражались с отрубленными руками или ногами, даже не подозревая об этом.

И потом только видели, что у них нет руки, и они потеряли много крови, а сами даже не заметили этого.

Е. ВОРОНОВА

Чем болеют учителя?

Статистика знает все, а то, что она ведает об учителях, нам интересно вдвойне.

Профессию учителя можно отнести к группе риска развития болезней, связанных с психоэмоциональным напряжением. Большинство педагогов отмечают у себя тревожность постоянно, кратковременно – примерно треть.

Через 10–15 лет непрерывной работы в школе у многих учителей возникают так называемые «педагогические кризы», выражающиеся в тяжелой неудовлетворенности своим трудом, появлении внутреннего сопротивления своим действиям.

Большая нагрузка на речевой аппарат, необходимость подолгу находиться на ногах в сочетании с гиподинамией приводит к неблагоприятным изменениям в дыхательной и сердечно-сосудистой системе. В результате – хронические заболевания при медицинских осмотрах обнаруживают у каждого второго педагога. При этом учителя, как правило, работают с большими перегрузками.

Сотрудники Башкирского государственного педагогического университета провели исследование, целью которого было оценить, есть ли у педагогов навыки по профилактике заболеваний, связанных с их профессиональной деятельностью. В этом исследовании приняли участие 1002 учителей г. Уфы.

Оказалось, что частые нарушения голосообразования (дисфония) имеют место у 10,2% педагогов. У 52,1% дисфония возникает изредка. Больше всего это нарушение наблюдается у учителей начальной школы (72,2%). При этом ничего не знают о существующих методиках профилактики дисфонии 48,1% учителей; используют эти методики 24,2%. Уровень освоения их выше всего у преподавателей естественных наук.

Различные формы нарушения сна имеют 87,2% учителей, почти 70% страдают частыми головными болями, у 40% регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречаются у преподавателей точных (83%) и гуманитарных (80%) дисциплин, реже всего – у преподавателей физической культуры (68%).

Упражнения, направленные на предупреждение нервно-психического переутомления, выполняют лишь 17% педагогов. Методиками аутогенной тренировки владеют 41%, из них регулярно проводят аутотренинг только 12%.

Лишь 3,8% учителей принимают растительные средства, относящиеся к адаптогенам и рекомендуемые при нервно-психическом переутомлении; успокоительные фитопрепараты используют 54% учителей.

Динамические паузы вводят в свои уроки 30,6% педагогов, особенно редко – преподаватели теоретических дисциплин (гуманитарных, точных и общественных наук). Чаще всего динамические паузы используют учителя со стажем от пяти до двадцати лет. В более старших группах эти паузы применяют очень редко.

Простудными заболеваниями и гриппом учителя болеют обычно по нескольку раз в год (51%). Один раз в год заболевают 25%. Среди всех опрошенных педагогов 53,4% профилактику простудных заболеваний и гриппа не проводят, 42% принимают аскорбиновую кислоту, незначительное число используют ремантадин или оксолиновую мазь.

Производственной гимнастикой занимаются 14,1% педагогов (чаще мужчины, чем женщины). Только 6,7% педагогов в большинстве случаев заболеваний оформляют больничный лист. Отказываются от него 42,6%. 21,2% учителей берут больничный лист лишь при тяжелом заболевании.

А вот 42,6% педагогов любую болезнь переносят на ногах. В это верится с трудом, но статистика – дама неумолимая.

(по материалам журнала «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья»)

Приходилось ли вам выходить на работу больным? Почему вы пренебрегли своим здоровьем, а подчас и здоровьем своих воспитанников и пришли на работу?

Обычно причины таковы:

  • руководство будет недовольно, т.к. меня некем заменить, не на кого оставить детей или класс;
  • недовольны будут коллеги, вынужденные работать вместо меня и получать мизерную оплату при огромной нагрузке;
  • я не хочу потерять в деньгах, потому что больничные меньше оплачиваются;
  • не хочу стоять в очередях, обращаться ко врачу, лучше похожу на работу больным.

Список можно продолжить в комментариях в статье. Но давайте рассмотрим хотя бы первые два пункта. Пожалуй, они самые неприятные для учителя.

Администрация кричит, ругается, обвиняет в том, что учитель часто ходит на больничный, пытается давить на совесть, на сознательность и ответственность? И учитель смиренно соглашается, а заболев, чувствует себя виноватым и боится позвонить в школу и сказать, что не придет. Отлично! Такой учитель — типичная жертва манипулирования. Проблема кадров решается вами и за счет вас. За счет вашего здоровья, денег, нервов.

Учителя и педагоги — не крепостные и не рабы директора. И на больничный они ходят за "свой" счет: сверх зарплаты каждого сотрудника оплачиваются взносы в фонд социального страхования 2,9%, что при «грязной» зарплате в 15 000 руб. составляет более 5 000 руб. в год. На оплату больничных школа расходует не столь значительную сумму: больничные, длительностью более 3-х дней, оплачивает Фонд социального страхования, а не школа. Ни рубля собственных средств не расходует директор, который управляет не своими личными средствами, а выполняет заказ государства, только лишь распоряжаясь его деньгами.

Отчего же директора и те, кто отвечают за расписание, так недовольны нашими больничными? Ну как же — кто же будет работать в школе, если вдруг один или даже несколько учителей уйдут на больничный!? Решить эту задачу должен директор школы, он получает свою заработную плату за решение управленческих, в том числе и кадровых задач.

И кстати, директора справляются: посмотрел грозно на учителя, голос поднял, задал вопрос: «А кто же будет работать вместо Вас?» и учителя с температурой, растянутыми связками, на уколах и таблетках стоят у доски. И еще чувствуют себя виноватыми.

Никакой директор не будет решать проблему по-другому, более сложным способом, чем решается сейчас. Никому не будут платить больше, чем платят сейчас. Никому не дадут меньше задач, если все они будут выполняться быстро, качественно и бесплатно. Кстати, за минимизацию расходов, за выполнение большей работы за ту же единицу времени директору тоже платят, это — его профессиональная задача.

Но кто же будет работать вместо нас, если мы уйдем на больничный?

Давайте поразмышляем.

  • Директора могут не сокращать кадровый состав, оставляя двух учителей по предмету с нагрузкой в 30 часов, а нанять 3-4 учителей с нагрузкой около 18 часов.
  • Можно договориться с педучилищем или вузом для замены болеющих учителей: и студентам практика, и школе хорошо.
  • Директора могут поднять вопрос в управлении образованием, чтобы нанять нескольких «учителей на замену», которые будут работать в нескольких школах только на замене.
  • Можно изменить расписание таким образом, чтобы отпустить детей домой раньше или позже.
  • Можно провести спаренные уроки, договориться с библиотекой, клубом, бассейном о взаимной замене уроков.
  • Можно даже организовать в школе профилактические мероприятия с целью укрепления здоровья сотрудников, не нагружать их непосильной работой, улучшить психологический климат в коллективе, купить за счет школы лимон к чаю каждого учителя.
  • В конце концов, когда окажется, что никого нет на замену учителю, что-то сдвинется в требованиях к кадрам и оплате их труда.

Да, могут быть трудные неразрешимые ситуации, как например, в Донбассе, но даже и там школы функционируют, и учителя работают. А у нас, в стабильной экономике, с социальным страхованием, где работает множество директоров, методистов, управленцев, организация замены болеющих учителей — это обычная профессиональная задача управленца. Если кто-то не хочет или не может ее решать, это не значит, что конкретный учитель должен в ущерб своему здоровью выходить на работу.

А что же коллеги, которые заменяют наши уроки? Они ведь не довольны тем, что мы болеем. Во-первых, они не обязаны никого заменять. Они могут сказать: нет, я заменять не буду, я проведу только свои уроки. Во-вторых, сегодня они заменяют вас, а завтра — вы их. А подобрать в учреждение ответственный коллектив, наладить в нем плодотворные трудовые и личные отношения — тоже задача директора. И «разруливать» грызню, зависть и недовольство друг другом в коллективе конкретный учитель тоже не должен.

Наши предки боролись и принесли немало жертв для защиты прав трудящихся: 8-часового рабочего дня, больничных, отпусков. Давайте благодарить судьбу за те возможности, что у нас есть, за имеющиеся у нас права, и пользоваться этими правами реально , а не только в спорах, в какой стране лучше социальное обеспечение. Мы устраиваемся в школу по трудовому договору, мы — сотрудники, граждане, наши права защищает законодательство о труде. Что-что, а права трудящихся в нашей стране — одни из самых прозрачных и защищаемых.

Профессиональный педагог вынужден почти весь день проводить в школе, гимназии или другом учебном заведении, в котором он работает. Он проводит уроки, организует внеклассные мероприятия, проверяет домашние задания учеников, посещает педсоветы и выполняет многие другие обязанности. Зачастую рабочее время учителя в разы превышает нормированную недельную нагрузку. Разумеется, это не может проходить бесследно, поэтому существуют так называемые профессиональные заболевания педагогов.

Негативные факторы, которым подвержены учителя

На первый взгляд, педагогическая деятельность не так трудна, как есть на самом деле, но все не так. Эта профессия занимает едва ли не первые места в рейтинге по вредности. Здоровье педагогов постоянно проходит проверку на прочность, так как на него влияют самые разные факторы:

  1. Высокие физические нагрузки, вызванные ненормированным рабочим графиком, общественными мероприятиями и работой на несколько ставок.
  2. Напряженность глаз при проверке тетрадей, которая является обязательной для каждого учителя.
  3. Негативное влияние электромагнитных волн при работе с компьютерами. Преимущественно это касается учителей информатики.
  4. Высокое содержание микробов и бактерий в помещениях учебных заведениях повышают риск развития не только хронических заболеваний, а также вирусных и инфекционных.
  5. Постоянное моральное напряжение вредно для нервно-психического здоровья. Из-за стрессов может наблюдаться повышение артериального давления, развитие язвенной болезни, ишемическая болезнь, психастения и неврозы.
  6. Педагоги постоянно напрягают свои речевые аппараты. Работа голосовых связок на износ не проходит бесследно.
  7. Невысокая двигательная активность приводит к проблемам опорно-двигательного аппарата. Учителя вынуждены много сидеть и стоять, в результате чего в сердечно-сосудистой системе возникают отклонения разного характера.

Есть и другие негативные факторы, вызывающие профессиональные болезни преподавателей. В группу риска всегда попадают учителя, работающие на несколько ставок.


Профессиональные болезни педагогов

В течение всего учебного года учителя могут неоднократно болеть, так как вынуждены контактировать с разными вирусами и инфекциями. Медицинская статистика рисует следующую картину по заболеваниям педагогов:

У педагогов, за плечами которых до 5-7 лет стажа, довольно часто выявляются заболевания дыхательных и пищеварительных органов. После 45-50 лет проявляются заболевания органов кровообращения. По статистике зимой и весной количество обращений педагогов к врачам увеличивается, а летом и в начале осени учителя болеют реже. Причина не только в вирусах, но и в накоплении усталости, а также нарастании психоэмоциональной напряженности в преддверии выпускных и переводных экзаменов, ведь длительный .

Частые болезни педагогов - это неврозы. К концу семестра преподаватель может накричать на класс из-за отсутствия мела или грязной доски, или вовсе расплакаться. Все дело в том, что эмоциональная напряженность возрастает в течение учебного года, а в один момент эмоции могут бесконтрольно выплеснуться. Причиной является перенапряжение нервной системы, то есть нужно обратиться к врачу.

Сколиоз и сутулость тоже часто одолевают учителей. В обычных школах редко встречаются ортопедические преподавательские кресла, то есть преподаватели в скрюченной позе вынуждены сидеть в течение всего дня, а затем еще проводить много времени, проверяя тетради с домашними заданиями. Приятного в этом мало, так что при выборе своей профессии нужно подумать, останавливаясь на преподавательской деятельности.

В поле зрения врачей регулярно попадают учителя с болезнями носоглотки, среди которых:

  • ларингит;
  • ангина;
  • фарингит и другие.

Если на первом уроке учитель бодро встречает учеников, желая им доброго утра, то к концу пятого урока он может едва шептать. Такое состояние вызвано не столько усталостью, сколько сухостью слизистых и высокой нагрузкой речевого аппарата. Отметим, что профессиональных нарушений здоровья из-за работы в школе довольно много, а головная боль становится едва ли не постоянным спутником всех учителей.

Профилактические меры

Избежать нарушений преподавателям помогает правильная профилактика. Часто учителя болеют из-за того, что их заражают ученики, но также нужно научиться управлять своими эмоциями и не поддаваться стрессам. Профилактические меры, позволяющие избежать профзаболеваний педагогов, достаточно просты:

  • Нужен сон не менее восьми часов. Если требуется проверить стопку тетрадей, лучше лечь пораньше, а к проверке приступить утром.
  • Контроль над водным балансом очень важен. Многие учителя выпивают в течение дня более трех чашей кофе или чая, а о чистой воде забывают. При этом рекомендовано употреблять не менее 1,5-2 литров воды.
  • Фрукты помогают восполнить запас минералов и витаминов, поэтому нужно регулярно их употреблять дома и на работе.
  • Важно научиться бороться со стрессами, купив раскраску-антистресс или выбрав другое успокаивающее занятие.
  • В период сезонных эпидемий учителям рекомендуется принимать витаминные комплексы для укрепления иммунитета.

При обнаружении первых же признаков болезней учителю следует обратиться к врачу за консультацией и пройти обследование, чтобы начать лечение как можно раньше.

Однажды в стародавние времена ученики одного учителя устали от него. Им надоело каждый день заниматься, делать уроки.

И вот однажды они собрались вместе и стали думать: “Вот бы найти способ хотя бы на день-два отдохнуть от него…”.

Один из них сказал:

Вот ведь и не заболеет этот учитель, полежал бы несколько дома, и мы бы отдохнули, нет, стоит на своем месте, как мраморная скала.

Самый умный среди них придумал, как разыграть учителя:

Завтра утром, когда учитель придет, я подойду к нему и спрошу: “Учитель, почему у Вас такой бледный цвет лица? Похоже, что Вы себя плохо чувствуете. Это, наверное, или оттого, что Вы простудились, или оттого, что подхватили малярию!” Из-за моих слов учитель засомневается, начнет подозревать у себя болезнь. От подозрений и умный человек сходит с ума. Потом и вы, когда будете встречать его, делайте, как я, спрашивайте у него: “Учитель, что с Вами, что случилось? Вы плохо выглядите…” Таким образом, трое из нас, пятеро, шестеро и далее все тридцать скажем учителю, что он плохо выглядит. Когда тридцать человек скажут одно и то же, учитель поверит, что он болен.

Ученикам очень понравился план их умного товарища, и они одобрили его.

На следующий день утром их заводила, подойдя и поздоровавшись с учителем, сказал:

Что случилось, учитель? У Вас совершенно бледный цвет лица!

Ничего со мной не случилось, все хорошо! Иди сядь на свое место, не говори ерунды! - отругал его учитель.

Учитель, конечно, не поверил, что он болеет, но подозрение запало в его душу.

Через некоторое время к нему подошел другой ученик. Он тоже сказал учителю, что тот плохо выглядит. Подозрение учителя усилилось.

И таким образом, какой бы ученик не подходил к нему, кого бы из учеников не встречал, все они говорили учителю, что он сегодня очень плохо выглядит, и спрашивали у него, не заболел ли он.

Усилившееся подозрение учителя приобрело форму страха. Он и впрямь все больше и больше чувствовал себя больным. В конце концов, он встал, закутался в свое пальто и пошел домой. Ученики последовали за ним и провожали на некотором расстоянии.

Учитель шел и думал про себя:

Почему, когда я утром уходил в школу, моя жена не поняла, что я болею, и отправила меня больного в школу? - сердился он на жену.

Да и в самом деле, она меня мало любит! Несмотря на мое жалкое состояние, она даже не поинтересовалась, что со мной. Даже не сказала, что у меня изменился цвет лица. Может, она просто хочет избавиться от меня…

С такими мыслями учитель пришел домой и рывком открыл дверь.

Что случилось, почему ты так рано пришел? - спросила у него жена.

Ты слепая что ли? - крикнул учитель на свою жену. - Посмотри на мое бледное лицо, на мое несчастное состояние. Посторонние люди замечают, жалеют меня, а ты живешь со мной в одном доме и не замечаешь моего состояния!

Жена сказала ему:

Господин учитель, ничего у тебя нет! Эта твоя тревога происходит из беспочвенного подозрения.

Учитель еще больше рассердился:

Безнравственная женщина! Ты упрямо утверждаешь свое, разве не видишь изменения во мне, разве не видишь, что я весь дрожу?

Давай я принесу зеркало, и ты взгляни на свое лицо, - сказала ему жена, - посмотри и увидишь, что я права!

Провались ты вместе со своим зеркалом! Приготовь мне поскорее постель, я лягу. Болею, голова раскалывается! - ответил он.

Когда жена удивленно остановилась на мгновение:

Эй, враг! - сказал ей учитель. - Давай же быстрее!

Бедная женщина, стеля постель, разговаривала сама с собой:

Выхода нет! В этом состоянии он не послушается моих советов. Если я буду настаивать и говорить, что он не болен, он будет обвинять меня; если же скажу, что он выглядит больным, тогда он на самом деле заболеет.

Удивленная происходящим и расстроенная женщина постелила постель, и учитель лег. Ученики же, сидя в углу, следили за происходящим. Терпя угрызения совести, они учили свои уроки.

“Все это произошло из-за нас, мы - сорванцы, достойные того, чтобы нас бросили в тюрьму”, - думали они.

А тот, самый умный среди них, сказал:

Товарищи мои, давайте будем учить наши уроки громко и вслух!

Друзья, наше громкое чтение доставляет беспокойство нашему учителю!

Учитель, подтверждая его слова, простонал:

Все, идите домой! Моя головная боль из-за вас усилилась.

Попрощавшись с учителем, они выскочили из дома, как птицы, полетевшие за кормом.

Когда их матери, сердясь на то, что они пришли с уроков раньше времени, ругали их:

Что вы делаете на улице, в то время как должны быть на уроках? - дети отвечали:

Это не наша вина, наш учитель заболел.

Некоторые из них не поверили словам своих детей. Но те, кто на следующий день пришел проведать учителя, увидели, что на самом деле учитель лежит, обернувшись одеялами, страдая от боли и жара.

Что случилось, господин учитель? - спросили у него.

Откуда у Вас головная боль? Честное слово, еще вчера мы даже не знали, что Вы в таком тяжелом состоянии.

А учитель отвечал им:

И я об этом не знал. Дети сообщили мне о моей болезни. Я, не зная о своей болезни, был занят уроками. И даже не подозревал, что я, оказывается, на самом деле так тяжело болен.

Болезнь разума - подозрительность и мнительность. Вера в то, чего нет.

Если человек занимается каким-либо делом, вкладывая в него всю свою душу, он не замечает свои болячки, боли и болезни.

Как известно, пораженные красотой Пророка Йусуфа женщины Египта потеряли голову, забыли о себе. Они были в таком самозабвенном состоянии, что порезали себе руки и не заметили этого. Дух, пораженный красотой, не видит ничего вокруг себя.

Во время битв сколько бывало случаев, когда джигиты отчаянно сражались с отрубленными руками или ногами, даже не подозревая об этом. И потом только видели, что у них нет руки, и они потеряли много крови, а сами даже не заметили этого.

«Маснави» Мавляна Джалалетдин Руми