Политический режим киевской руси 9 12 веков. Теория и методология исторической науки

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Учёные сходятся во мнении, что Древняя Русь представляло собой раннефеодальную монархию.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси

Государство (Древня Русь) образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы.

В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия.

Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

Подобная система способствует тому, что князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. В частности, существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

Древнерусское государство возникло в Восточной Европе. Стоит отметить, что данное государство было достаточно могучим и влиятельным. За время своего существования древнерусское государство завоевало большое количество земель. Те, кто интересуется историей, знают, что существуют две основные теории образования представленного государства: норманская, а также антинорманская. Если точнее, то возникло древнерусское государство на достаточно востребованном и важном пути «из варяг в греки».

Территория этого государства заняла земли следующих племен:

  • ильменцы;
  • кривичи;
  • вятичи;
  • поляны;
  • дреговичи;
  • древляны и многие другие.

Особенности экономического устройства Древнерусского государства в 9-12 веках

Киевская Русь является первым древнерусским раннефеодальным государством, которое образовалось в IX веке. Если говорить об уровне экономического развития данного государства, то он соответствовал своему времени. Стоит отметить, что древнерусское государство в 9-12 в находилось в достаточно сложном положении, так как происходила раздробленность Руси.

Итак, давайте вернемся к экономическому механизму того времени, который представляли натуральные и полунатуральные хозяйства. Внутренний рынок в данный период времени был развит достаточно плохо. Среди основных экономических функций древнерусского государства в этот отрезок времени можно выделить сбор дани для князей практически всех уровней.

Отдельное внимание необходимо уделить дани, название которой «Полюдье». Удивляет тот факт, что дань такого типа собирали сами князья, которых охраняла дружина.

Великому князю в то время принадлежала вся власть в государстве. Резиденция такого князя находилась, конечно же, в Киеве. Стоит отметить, что именно к 9-12 векам относятся следующие атрибуты власти: великий князь, вече, а также военная дружина. Основную часть населения составляли свободные крестьяне, которых защищали военные дружины. За это крестьяне, конечно же, платили дань. Именно это и отличает древнерусское государство в 9-12 в. от иного времени.

Если говорить об общинах, то она выплачивали дань государству, в основном, в денежной форме. Существенно усилило государственную власть христианство, которое приняли на Руси в 988 году. Если точнее, то христианство стало идеологической основой древнерусского государства.

Раннефеодальная монархия

Не секрет, что благодаря достаточно стремительному развитию древнерусского государства образовался так званый строй Раннефеодальной монархии. Такие особенности образования древнерусского государства являются уникальными. Если точнее, то раннефеодальная монархия представляла собой своеобразную федерацию княжеств, главой которых был князь. Если точнее, то князья могли с легкостью управлять различными территориями с помощью боярской думы. Необходимо отметить, что в эту думу входили дружинники, духовенство, местная знать, а также различные представители городов.

Вообще, боярская дума являлась символом автономию вассалов, а также символом права. Территориальная, а также соседская общины представляли собой орган местного крестьянского самоуправления. Вече представляло собой наиболее важное государственное устройство Руси, где обсуждали следующие вопросы: изгнание князей, мир, война, неурожай и т. д. На таких собраниях могли с легкостью принять, а также отменить закон. Киевская Русь 9-12 века представляло собой раннефеодальное государство.

Как возникло государство Древней Руси в 9-12вв.
Процесс возникновения древнерусского государства длился достаточно долгое время. Государственная община образовалась из непосредственного стремления народа к упорядочению различных вопросов в ней. С момента зарождения, власть могла решить не только боевые задачи, но и неясности в судебных делах. Поначалу государственная власть не претендовала на участие домовитой жизни простого общества. Народ стал осознавать полезность вышестоящей власти.
На востоке Руси объединились два центра славян Новгорода и Киева (в политических интересах), в одно целое государство. Но с твёрдостью утвердилось соединение лишь в начале 863 г. До этого момента управление государством было наполовину самостоятельным, в большей части подчинялись хазарам. Вскоре в Киев пришёл первый князь Рюрик (отсюда пошла династия Рюриковичей). Он и заложил фундамент государства на Руси. Заключил князь договор на правление делами и на право собирать дань с местной знатью. Как раз после прихода к власти государя открылась дорога от Киева до Царьграда.
Правление государством передавалось не только по наследству (как правило, от отца к сыну). Но и власть на Руси могла передаваться «по старшинству». Например, если князь умирал, то на его место непосредственно становился не старший из сыновей, а родной брат, который стал старшим в их роду. Таким образом, появлялись династии, которые стали стержнем в государственной системе власти.
В основном Древнюю Русь в 9-12 вв. населяли свободные общинники (их называли простолюдинами). Землевладельческая община – вервь (это название пошло от слова верёвка, они отмеряли свои границы с её помощью), включала в себя социальную и экономическую ячейку общества. На своей территории она была ответственной, и должна была соблюдать общественный порядок. Например, если обнаружили труп в пределах общины, то обязательно нужно было найти и сдать убийцу государству либо заплатить за него. За распоряжение землёй общинники также платили налог (дань) князю, которого, в свою очередь, они и считали верховным собственником всей территории земли.
Несколькими путями шло образование государства у славян. Они либо подчинялись одному союзу княжеств (например, Словении), либо одному из племенных союзов (Руси), кроме народов Болгарии. Они же объединились между славянским союзом племенных княжеств с народом тюркской расы. Общим рубежом для всех славян считалось то, что они не входили в ареал распространения древней цивилизации. Поэтому жизнь у славянского народа развивалась неспешно, своеобразно.
Для государства самым главным было рассмотрение политических ситуаций, таких как: слабый культурный контакт с соседними развитыми государствами, их агрессивное стремление; давление со стороны кочевников; продвижение жизни общества; ограничение пользования морскими торговыми путями. Государство Руси постепенно становилось во главе общественной жизни (иначе говоря, верховным законодателем).
На Руси очень медленно развивались товарно-денежные отношения. Государственная власть много вкладывали на военные расходы, тем самым ограничивая материальные ресурсы народа. Вскоре появилось распределение народа на «бедные» и «богатые». Некоторые стали боярами и купцами, имея свои земельные владения, а остальная часть населения были крестьянами, которые служили (как рабы) вышестоящим. Мужчины, стоявшие во главе племенных княжений, обернулись в бояр, старшую княжескую дружину. Дружиной на Руси считались воины, которые были привязаны к князю. Менее знатные люди состояли в младшей дружине, которая тоже держалась рядом с князем. Все они были слугами государя. Они выполняли различного рода задания: принимали участие в суде и расправе; собирали дань; управляли страной; помогали в военных делах. Такие дружины являлись рычагом управления государственной власти и были очень выгодны для правления страной.
С самого зарождения, власть на Руси показала в себе мощную организующую силу, которая не принимала всерьёз своим начинаниям какие-либо сопротивления со стороны общества. Такое пристрастие, как принуждение и произвол, было в корне заложено у основания государственной власти. Также идея правопорядка и законности не стали общезначимой ценностью для князя. Он не привык нуждаться в обеспечении своей деятельности. Государь сам управлял войском и держал оборону страны от нападения. Практически во всех походах, которые завоёвывал, он участвовал как верховный военный начальник. И всегда стоял впереди войска.
Заметим, что хоть общество в Древней Руси и считалось довольно примитивным, зато стремительно развивалась экономическая сфера, земледелие, разведение домашнего скота.

Вопрос.

История – одна из важнейших гуманитарных наук в программе высшей школы, содержание которой являются изучение процесса возникновения и развития человеческого общества, на всей территории земли. Овладение знанием по истории общества формирует … чувства, обогащает интеллект студента.

История – процесс развития природы и общества (в широком масштабе). Наука предполагает достоверность изложенных событий и объективность ист. личности. Основателем является Геродот древнегреческий философ (история как наука дисциплины).

Отеч. История:

Усвоение основных закономерностей логики и истории развития России;

Понимание истоков самобытности многих процессов и многоаспектности развития событий;

Целостное и взвешенное осмысление исторического пути, пройденного нашей страной с начала образования древнерусского государства по современный период времени.

Периоды развития:

· Первобытное

· Древнейший мир

· Средневековье

· Новое время

· Новейшая история

Ист. Источники:

Письменный (законы, договоры, летописи, дневники, письма и т.д)

Устный (былины, сказки, поговорки)

Вещественный (орудия труда, предметы быта, останки каменных сооружений)

Лингвистический (язык)

Этнографический (обряды, обычаи).

Вспомогательные ист. Источники:

· Генеалогия ()

· Геральдика()

· Дипломатия (документы дипломного характера)

· Метрология (магнитное измерение)

· Ономастика (географические названия)

· Нумизматика (денежное обращение)

· Палеография (почерк)

· Сфрагистика ()

· Хронология (время)

· Этимология (происхождение)

Историография – историческая наука в целом. Совокупность исслед-й., посвященным опред-му., ист. Периоду с использованием ист. источников и литературы

Происхождение восточных славян

Предки славян – праславяне - принадлежали к индоевропейской семье народов, населявших обширные территории Европейского материка, протянувшиеся от Европы до Индии, в IV-III тысячелетиях до нашей эры.
Во второй половине I тысячелетия до нашей эры древние славяне заселили земли от Эльбы и Одера на Западе до Верхнего Приднепровья и Среднего Поднепровья на Востоке. В период совместного проживания славянские племена говорили на одном праславянском языке. Однако по мере расселения они стали всё больше отдаляться друг от друга, что особенно проявлялось в языке и культуре.
Несколько позже славянская семья разделилась на три ветви, послужившие основой для трёх современных наций – западных славян (поляки, чехи, словаки), южных славян (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы), восточных славян (русские, белорусы, украинцы).



Расселение восточных славян в древности

В VI-IX веках восточные славяне заселили территорию, протянувшуюся с востока на запад от верховьев Дона и Средней Оки до Карпат и с юга на север от Среднего Поднепровья до Невы и Ладожского озера. Основным занятием восточнославянских племён было земледелие. Наиболее влиятельным, по мнению историков, было объединение полян, населявших территорию среднего течения Днепра. Земля полян согласно древним летописям носила название «Русь». Её и принято считать ядром древнерусского государства.
Процесс собирания славянских земель в единое целое происходил с севера на юг вокруг двух центров: на северо-западе – Новгород, на юге - Киев. В итоге сформировалась Новгородско-Киевская Русь. Условно датой этого объединения принято считать вокняжение Олега - 882 г. Двоецентрие фактически сохранялось и в дальнейшем, несмотря на то, что столицей был названКиев.
Образование Древнерусского государства (Киевской Руси) явилось закономерным завершением процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятка славянских племенных союзов. Однако первобытно-общинные традиции сохранялись ещё долгое время практически во всех сферах жизни восточных славян. Согласно одной из самых известных – норманнской – первое государство восточных славян было создано под влиянием скандинавского этноса. Эта широко популярная на протяжении длительного времени теория основана на факте присутствия на Руси в IX-X веках дружинников-варягов и варяжском происхождении династии Рюриковичей

Вопрос

7 в. в степях между Нижней Волгой, Доном и Северным Кавказом образовалось сильное хазарское государство. Славянские племена в районах Нижнего Дона и Азова попали под его владычество, сохранив, однако, определенную автономию. Территория хазарского царства (каганата) распространялась до Днепра и Черного моря. В начале 8 в. арабы нанесли хазарам сокрушительное поражение и через Северный Кавказ глубоко вторглись на север, дойдя до Дона. Большое число славян – союзников хазар – было взято в плен. С севера в русские земли проникают “варяги” (норманы, викинги). В начале 8 в. они обосновываются вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля, установив контроль над территорией от Новгорода до Смоленска. Часть северных колонистов проникает в южную Россию, где они смешиваются с русами, приняв их наименование. В Тмутаракане (на Таманском полуострове) образуется столица русско-варяжского каганата, вытеснившего хазарских правителей. В своей борьбе противники обращались за союзом к константинопольскому императору. В такой сложной обстановке происходила консолидация славянских племен в политические союзы, которые стали зародышем оформления единой восточнославянской государственности. 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включало территории других славянских племен – древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государства оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Вопрос


Первые древнерусские князья:

Рюрик (?-879) - родоначальник династии Рюриковичей, первый русский князь. Летописные источники утверждают, что Рюрик был призван из варяжских земель новгородскими гражданами на княжение вместе с братьями - Синеусом и Трувором в 862 г. После смерти братьев правил всеми новгородскими землями. Перед смертью передал власть своему родственнику - Олегу.

Олег (?-912) - второй правитель Руси. Княжил с 879 по 912 г. вначале в Новгороде, а затем в Киеве. Является основателем единой древнерусской державы, созданнойим в 882 г. с захватом Киева и подчинением Смоленска, Любеча и других городов. После переноса столицы в Киев подчинил также древлян, северян, радимичей. Одним из первых русских князей предпринял удачный поход на Константинополь и заключил с Византией первый торговый договор. Пользовался большим уважением и авторитетом среди подданных, которые стали именовать его "вещим", т. е. мудрым.

Игорь (?-945) - третий русский князь (912-945), сын Рюрика. Главным направлением его деятельности была защита страны от набегов печенегов и сохранение единства державы. Предпринял многочисленные походы по расширению владений Киевской державы, в частности против угличей. Продолжил походы на Византию. В ходе одного из них (941) потерпел неудачу, в ходе другого (944) получил от Византии выкуп и заключил мирный договор, закрепивший военно-политические победы Руси. Предпринял первые успешные походы русичей в пределы Северного Кавказа (Хазария) и Закавказья. В 945 г. попытался дважды собрать дань с древлян (порядок ее сбора не был закреплен юридически), за что был ими убит.

Ольга (ок. 890-969) - жена князя Игоря, первая женщина-правительница Русского государства (регентша при сыне Святославе). Установила в 945-946 гг. первый законодательный порядок сбора дани с населения Киевской державы. В 955 г. (по другим данным, 957) предприняла поездку в Константинополь, где тайно приняла христианство под именем Елены. В 959 г. первой из русских правителей направила посольство в Западную Европу, к императору Оттону I. Ответом его было направление в 961-962 гг. с миссионерскими целями в Киев архиепископа Адальберта, который попытался принести на Русь западное христианство. Однако Святослав и его окружение отказались от христианизации и Ольга была вынуждена передать власть сыну. В последние годы жизни от политической деятельности была фактически отстранена. Тем не менее сохранила значительное влияние на внука - будущего князя Владимира Святого, которого смогла убедить в необходимости принятия христианства.

Святослав (?-972) - сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусской державы в 962-972 гг. Отличался воинственным характером. Был инициатором и руководителем многих захватнических походов: на окских вятичей (964-966), хазар (964-965), на Северный Кавказ (965), Дунайскую Болгарию (968, 969-971), Византию (971). Воевал также против печенегов (968-969, 972). Русь превратилась при нем в крупнейшую силу на Черном море. С этим не могли смириться ни византийские правители, ни печенеги, договорившиеся о совместных действиях против Святослава. Во время возвращения из Болгарии в 972 г. его обескровленное в войне с Византией войско атаковали на Днепре печенеги. Святослав был убит.

Владимир I Святой (?-1015) - младший сын Святослава, победивший своих братьев Ярополка и Олега в междоусобной борьбе после гибели отца. Князь новгородский (с 969) и киевский (с 980). Покорил вятичей, радимичей и ятвягов. Продолжил борьбу отца с печенегами. Волжской Булгарией, Польшей, Византией. При нем были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осетр, Трубеж, Сула и др. Заново укреплен и впервые застроен каменными строениями Киев. В 988-990 гг. ввел в качестве государственной религии восточное христианство. При Владимире I Древнерусское государство вступило в период своего расцвета и могущества. Вырос международный авторитет новой христианской державы. Владимир был канонизирован Русской православной церковью и упоминается как Святой. В русском фольклоре назван Владимиром Красное Солнышко. Был женат на византийской принцессе Анне.

Святослав II Ярославич (1027-1076) - сын Ярослава Мудрого, князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (с 1073). Вместе с братом Всеволодом оборонял южные границы страны от половцев. В год смерти принял новый свод законов-"Изборник".

Всеволод I Ярославич (1030-1093) - князь переяславский (с 1054), черниговский (с 1077), великий князь киевский (с 1078). Вместе с братьями Изяславом и Святославом вел борьбу против половцев, принимал участие в составлении Правды Ярославичей.

Святополк II Изяславич (1050-1113) - внук Ярослава Мудрого. Князь полоцкий (1069-1071), новгородский (1078-1088), туровский (1088-1093), великий князь киевский (1093-1113). Отличался лицемерием и жестокостью как по отношению к подданным, так и к близкому окружению.

Владимир II Всеволодович Мономах (1053-1125)- князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), великий князь киевский (1113-1125). . Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Был призван на княжение в Киеве во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка П. Принял меры по ограничению произвола ростовщиков и управленческого аппарата. Ему удалось добиться относительного единства Руси и прекращения усобиц. Дополнил своды законов, существовавшие до него, новыми статьями. Оставил "Поучение" своим детям, в котором призывал крепить единство Русского государства, жить в мире и согласии, избегать кровной мести

Мстислав I Владимирович (1076-1132) - сын Владимира Мономаха. Великий князь киевский (1125-1132). С 1088 г. правил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Участвовал в работе Любечского, Витичевского и Долобского съездов русских князей. Принимал участие в походах против половцев. Возглавил оборону Руси от западных соседей.

Всеволод П Ольгович (?-1146) - князь черниговский (1127-1139). Великий князь киевский (1139-1146).

Изяслав II Мстиславич (ок. 1097-1154) - князь владимиро-волынский (с 1134), переяславский (с 1143), великий князь киевский (с 1146). Внук Владимира Мономаха. Участник феодальных усобиц. Сторонник независимости Русской православной церкви от византийской патриархии.

Юрий Владимирович Долгорукий (90-е гг. XI в. - 1157) - князь суздальский и великий князь киевский. Сын Владимира Мономаха. В 1125 г. перенес столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль. С начала 30-х гг. боролся за южный Переяславль и Киев. Считается основателем Москвы (1147). В 1155г. вторично овладел Киевом. Отравлен киевскими боярами.

Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1111-1174)-сын Юрия Долгорукого. Князь владимиро-суздальский (с 1157). Перенес столицу княжества во Владимир. В 1169 г. покорил Киев. Убит боярами в своей резиденции в селе Боголюбове.

Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо (1154-1212)- сын Юрия Долгорукого. Великий князь владимирский (с 1176). Сурово подавил боярскую оппозицию, участвовавшую в заговоре против Андрея Боголюбского. Подчинил Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла периода своего расцвета. Прозвище получил за большое количество детей (12 человек).

Роман Мстиславич (?-1205) - князь новгородский (1168-1169), владимиро-волынский (с 1170), галицкий (с 1199). Сын Мстислава Изяславича. Укреплял княжескую власть в Галиче и на Волыни, Считался могущественнейшим правителем Руси. Убит в войне с Польшей.

Юрий Всеволодович (1188-1238) - великий князь владимирский (1212-1216 и 1218-1238). В ходе междоусобной борьбы за владимирский престол потерпел поражение в Липицкой битве в 1216г. и уступил великое княжение брату Константину. В 1221 г. заложил г. Нижний Новгород. Погиб в ходе битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

Даниил Романович (1201-1264) - князь галицкий (1211-1212 и с 1238) и волынский (с 1221), сын Романа Мстиславича. Объединил галицкие и волынские земли. Поощрялстроительство городов (Холм, Львов и др.), ремесла и торговлю. В 1254 г. получил от папы римского титул короля.

Ярослав III Всеволодович (1191-1246)-сын Всеволода Большое Гнездо. Княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, Новгороде. В 1236-1238 гг. княжил в Киеве. С 1238 г. - великий князь владимирский. Дважды ездил в Золотую Орду и в Монголию.

Крещение Руси или принятие Русью (русским народом) христианской религии греческого толка произошло в период правления Киевской Русью Великого князя Владимира I Святославича (Владимир Красное Солнышко, Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель) (960-1015, княжение в Киеве с 978 года)

После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского)

Причины крещения Руси

· Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам

· Стремление к укреплению государства: один монарх - одна вера

· Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу

Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду

· Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина

· Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов

· Владимир был варягом. Его мало заботили верования народа русского

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца

Краткая история крещения Руси

· 882 - Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства Киевская Русь

· 912-945 - правление Игоря, сына Рюрика

· 945-969 - правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены

· 964-972 - Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь

· 980-1015 - Княжение Владимира Красное Солнышко

· 980 - Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)

· 987 - Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры

· 987 - Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II

· 988 - Поход Владимира в Крым, осада Корсуни (Херсонеса)

· 988 - Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне

· 988 - Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)

· 989 - Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)

Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года

Последствия крещения Руси

Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество

Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси

Киевская Русь стала полностью централизованным государством

Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом

Православная церковь стала опорой власти

Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига

Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой.

Киевская Русь 9-12 вв. Первые русские князья

Образование государства у восточных славян стало закономерным итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений. Повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общины имущественной верхушки, концентрация власти в руках родоплеменной знати - таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства и появления классов.
По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии - варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Норманнская теория. Ее сформировали немецкие ученые Шлецер, Байер, Миллер, приглашенные правительством Анны Иоанновны в 18 в.
По их мнению, в конце 9 в. на киевский престол были приглашены варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор. Шиллер писал, что до их пришествия славяне не знали никаких искусств, а жили подобно птицам и зверям, наполнявшим их леса.
В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.
Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию. Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.
Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам. (Иду на вы).
Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым). Он принял христианство и крестил Русь в 988 г.
Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы.
Далее знамениты Владимир Мономах, Юрий Долгорукий.

Киевская Русь 9-12 века.

План:

    Происхождение Руси

    Первые русские князья

    Крещение Руси

    Первые междоусобицы

    Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1020-1054 гг.)

Происхождение Руси. Вопрос происхождения государства у восточных славян всегда был вопросом политическим. Основа дискуссии о происхождении государства была заложена в середине 18 века в трудах немецких историков Байера, Миллера и Шлёцера. Эти учёные были приглашены императрицей Елизаветой для работы в русских архивах. К тому моменту архивы были не разобраны, и немецкие учёные фактически открыли их для всеобщего пользования.

В основу норманнской теории был положен рассказ летописца Нестора, который написал о том, что в 862 году, для того, чтобы прекратить распри среди славян, был приглашен варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором.

К моменту создания «Повести временных лет» от призвания Рюрика прошло более 300 лет, и, как следствие этого, в рассказ Нестора попали грубые ошибки.

Норманнская теория была принята всем научным сообществом. Позднее на основании этой теории были сделаны выводы о недостаточном уровне развития славян, якобы неспособных самостоятельно создать государство. Ломоносов сразу же выступил с опровержением норманнской теории, доказывая, что Рюрика никогда на Руси не было, и государственность у славян появилась намного раньше, чем варяги на Руси.

Современный подход к созданию нашего государства считает Рюрика историческим персонажем, и сам факт призвания иностранного правителя – дело вполне обычное. Точно также была создана Великобритания после походов Вильгельма Завоевателя.

Иностранцы выступали третьей сагой, стоящей над местными спорами, но влияние варягов необходимо пересмотреть.

По археологическим данным варяг на Руси было очень мало, их количество вряд ли превышало несколько сотен человек. Их деятельность была специфична: это были военно-морские наёмники, и почти все морские термины восходят корнями к скандинавским словам(лодка, парус, якорь и т.д.).

Незначительное влияние оказали на быт и нрав славян. Лишь три имени, и то сильно искаженных, вошли в употребление в России – Олег, Ольга (Хельга) и Игорь (Ингвар). Что касается «Повести временных лет», то исследования показали ошибочность многих утверждений Нестора: рассаз про Рюрика с братьями после детальной разборки выглядят немного по иному: скандинавские слова «сине» и «хус» означают «дружина» и «дом», а слово «труве» – «казна». Таким образом, никаких братьев у Рюрика не было, а приехал он на Русь со своей дружиной, домом и казной, то есть навсегда.

Единственное, что напоминает нам о призвании варягов сейчас – устаревшее название нашего государства: Русь. Вероятно, так назывался род Рюрика. Но и здесь мы не оригинальны: современное название Франции восходит к названию франко-германского племени. В 5 – 6 веках в Германии племена теснят славян на восток и вынуждают большую часть из них уйти в восточную Европу. Здесь на рубеже 7 века единый славянский народ делится на три ветви: одна часть славян перешла вдоль побережья Балтики на озеро Ильмень, где образовался «новый город» - Новгород; вторая часть поселилась в среднем Приднепровье, где легендарный князь Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью основали город Киев; третья часть славян ушла на Балканы. Затем в 8-9 веках началось заселение междуречья Оки и Волги, а также крайней южной точки киевской Руси – Тьмутараканского княжества.

Первые князья. Правление Рюрика. Согласно летописи, в 862 году Рюрик прибыл в Новгород по приглашению новгородцев, и вероятнее всего возглавил военно-морскую службу. Больше о Рюрике ничего неизвестно, но он сумел сохранить за собой титул князя, став родоначальником великокняжеской, а затем царской династии, которая будет править нашей страной с 862 г. по 1598 г., и прервётся на последнем Рюриковиче – сыне Ивана Грозного Фёдоре Иоанновиче.

Умирая, в 880 году Рюрик оставляет сына и наследника – малолетнего князя Игоря, ввиду малолетства которого власть переходит к Олегу по прозвищу «Вещий».

Правление Олега (880 – 920 гг.). В 882 году князь Олег собирает дружину и ведет ее на юг в Киев, где правят два варяга – Аскольд и Дир. Олег приказал убить их и провозгласил Игоря русским князем. Таким образом, объединив южную и северную Русь, Олег создает первое государство восточных славян – Киевскую Русь, которая формально просуществует с 882 по 1097 год, пока потомки Ярослава Мудрого на съезде в Любиче не примут решение: «Каждый держит отчину свою». Это станет юридическим оформлением феодальной раздробленности.

Князь Олег Вещий проводил типичную для варяжского князя политику, т.е. занимался организацией и проведением военных походов против ближних соседей.

Самым большим и богатым государством была Византийская Империя, которая и стала целью военных походов русских князей. Дважды в 907 и 911 годах Олег ходил на Византию. Не сумев взять сильно укрепленный Константинополь, князь, тем не менее, дважды получал богатый выкуп. Он скончался в 920 году во время похода на хазар.

Правление Игоря. После смерти Олега Игорь становится великим князем. О нем очень мало чего известно, но доподлинно точно: его не интересовала внутренняя политика. Он занимался тем же, чем и его предшественники – войной. Вероятнее всего, Игорь не обладал талантами завоевателя: два похода, организованных им в 941 и 914 годах, закончились полным провалом, особенно последний, в котором он потерял флот и большую часть дружины. Столкнувшись с необходимостью платить наемникам, Игорь обнаружил отсутствие денег и отправился лично собирать дань. В древлянской земле он был убит, по легенде, затребовав слишком много дани.

Вдова Игоря, Ольга жестоко отмстила убийцам мужаи ввиду малолетства сына и наследника Святослава, сама стала управлять государством. Она проводит первую в истории Руси реформу: вводит погостно-урочную систему, где уроки – заранее уговоренный размер дани, который нельзя ни повышать, ни понижать, а погост – место сбора дани в четко уговоренное время (ноябрь – март). Введение этой системы существенно укрепило власть Киева над окрестными народами, сама же Ольга первой из русских князей приняла христианство (955 год, город Константинополь). Крёстным отцом ее стал византийский император Константин IX Багрянородный. Ольга канонизирована и за свою роль в распространении христианства прославлена как равноапостольная.

Правление Святослава. После 962 года Ольга отходит от активных дел, и вся полнота власти переходит к сыну Святославу Игоревичу. Святослав также не желает заниматься внутренними делами, отдавая предпочтение войне.

В период с 962 по 972 год Святослав совершил очень дерзких военных походов. Первый его поход был направлен против Хазарского Каганата. Святослав отбил у хазар крепость Белая Вежа, превратив ее в свой опорный пункт. Это было важно, т.к. хазары почти ежегодно нападали на Русь, и сдержать их было сложно.

В 966 году Святослав вышел из Киева по направлению к земле вятичей, покорив которых заставил платить дань. Затем князь разгромил волжских булгар, и, спустившись вниз по Волге, неожиданно напал на Хазарский Каганат. В битве у города Итиль великий каган погиб, Хазарский Каганат прекратил своё существование.

Но самой главной целью Святослава были Балканы. Он мечтал перенести туда свою столицу, объединив под собственной властью всех славян. В этом стремлении ему противостояла Византийская Империя, и именно византийский поход стал последним для Святослава.

Весной 969 года Святослав переходит Дунай. Болгарский царь обещает поддержку, но предает его, оставив русскую дружину один на один с воинами византийского императора Иоанна Цимисхия. В открытом бою малочисленная русская дружина потерпела поражение, но сумела укрыться за стенами города Доростол. Целый год Святослав просидел за его стенами, пока осенью 971 года не заключил перемирие, получил выкуп и увел свою дружину на Русь. В районе днепропетровских порогов, в марте 972 года, его небольшой отряд попал в печенежскую засаду, в которой Святослав погиб.

Первая междоусобица (972 – 980 гг.). Отправляясь в балканский поход, Святослав рассадил своих детей по княжествам: старший сын Ярополк остался в Киеве, средний, Олег, уехал к древлянам, а младший Владимир – в Новгород.

После смерти Святослава младшие братья отказались подчиняться Ярополку, объявив о своих претензиях на престол.

Первым напал Олег, но погиб в бою. Младший Владимир сумел выбить Ярополка из Киева, тот бежал к своему тестю, чешскому королю, где вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах. Так Владимир I Красное Солнышко стал единоличным правителем Руси.

Он усыновляет только что родившегося сына Ярополка – Святополка. Начинается правление Владимира I (980 – 1015 гг.). Этот войдет в русскую историю как святой равноапостольный и с народным прозвищем «Красное Солнышко».

Самое известное событие за время правления этого князя – принятие им крещения, более того, Владимир крестил Русь. Традиционной датой Крещения Руси принято считать 988 год. Крещение Владимир принял в Херсонесе, который в тот момент был византийской колонией. После крещения Владимир I женился на сестре византийского императора Анне.

Вторая междоусобица. Официально князь Владимир I был женат трижды (летопись указывает, что у него было 600 жен), официально у него было девять детей, которых он рассадил на княжение в разные города. Сам Владимир планировал передать княжество любимому сыну Борису, который в момент смерти отца находился в военном походе и командовал его дружиной. Таким образом, в Киеве тогда оказался Святополк, который и объявил себя великим князем.

Святополка не любили, но боялись. Он приказал своим младшим братьям Борису и Глебу приехать в Киев. Дружина их отговаривала, но они всё же послушались и приехали. Первым был убит Борис, а за ним и Глеб.

Убийство двух молодых и ни в чем не повинных князей возмутило русское общество, они были канонизированы, а Святополка прозвали «Окаянным». Вскоре Ярослав, самый младший из братьев, выгонит Святополка из Киева, он бежит в Польшу, где погибнет при невыясненных обстоятельствах.

Правление Ярослава Мудрого. 1020 – 1054 гг. стали расцветом Киевской Руси. При Ярославе Мудром появляется первый сборник законов «Русская Правда».

Разгромив печенегов, Ярослав на этом месте строит главный русский Собор святой Софии.

Он скончался в 1054 году в зените своей славы и европейской известности. Реставрация его саркофага позволила обнаружить официальный титул правителя Киевской Руси – царь.