Последствия изоляции человека от общества. Чем опасна жизнь в изоляции от общества

Наверняка вы не раз видели картину: в кафе за столиком сидит два или более человек, распивают ароматный бодрящий напиток и… вместо того, чтобы оживленно беседовать каждый пристально смотрит в свой смартфон. Такой формат общения, увы, не редкость. Хорошо это? Плохо ли? И как современные технологии, а точнее привязанность к ним, влияют на построение взаимоотношений, об этом читайте в статье.

Ирина Франкова, врач, медицинский психолог

Виртуальная популярность = реальное одиночество?

Понятие «отшельник», «затворник» существует во многих культурах с незапамятных времен. Но во времена глобального пользования Интернетом такое явление как социальная изоляция становится все более распространенным и именно сейчас стремительно набирает обороты.

Жизнь в Интернете, использование современных мобильных телефонов с мультифункциями делает общение менее эмоциональным, и сокращает потребность в личном контакте. Это, в свою очередь, приводит к обострению социальной изоляции и нарушению взаимодействия между людьми. «Близкие взаимоотношения» встречаются реже. Все больше услуг и сервисов для потребителей становятся виртуальными, а шанс встретиться с незнакомцем в очереди стремится к нулю. Чаты, социальные сети, онлайн доски объявлений и другие типы коммуникаций в Интернете в настоящее время компенсируют все потребности тех, кто предпочитает оставаться в «виртуальных могилах», дома в одиночестве.

Зависимость от технологий, и как следствие, формирование многочисленных нехимических зависимостей – актуальная проблема в нашем обществе.

Что такое социальная изоляция?

Социальная изоляция – это «ощущение отделения от своей общины» в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимодействий. Подобные состояния так же описаны и другими терминами, такими как «одиночество», «отчуждение». В то время как социальная изоляция, как правило, воспринимается как личная проблема отдельно взятого человека, ее источники глубоко заложены в организации нашего социума. Также социальная изоляция потенциально является одновременно и причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем.

Феномен с броским названием «хикикомори» (hikikomori) пришел к нам из Японии и обозначает следующее: острая социальная самоизоляция, поведение для которого характерно полное уединение/отчуждения от общества в течение 6 месяцев или дольше. То есть человек может внезапно бросить обучение в институте, перестать ходить на работу, перейти на freelance, дети могут систематически отказываться от посещения школы. Это избегание участия в жизни общества на протяжении продолжительного времени, а также сокращение общения вне семьи в период изоляции. Попытки общения, становятся все более кратковременными и имеют поверхностный характер. Значимые, длительные отношения, особенно близкие у людей с острой самоизоляцией отсутствуют.

Как выявить острую социальную самоизоляцию?

Приведем основные критерии:

  • Большую часть суток и почти каждый день человек проводит дома, в отдельной комнате.

Первый критерий выглядит абстрактно, и может казаться нереалистичным. На самом деле при острой социальной самоизоляции большинство людей действительно иногда покидают свое место жительства. Ученым из Японии удалось количественно это проанализировать. Оказывается, что 86% опрошенных с проявлениями острой социальной самоизоляции выходят из дома. В среднем выходят 12 раз в месяц (по сравнению с 24 разами для обычных людей) и проводят около трех часов в течение дня вне дома (по сравнению с 9 и более часами в группе контроля).

  • Прослеживается явное и стойкое избегание ситуаций социальных контактов (посещение школы или работы).
  • Явное и стойкое избегание ситуаций социальных отношений (дружба, контакты с членами семьи).
  • У человека социальная самоизоляция и отчуждение вызывает заметный дистресс*, нарушает нормальную жизнь, препятствует профессиональной (или академическом) жизни, или межличностным отношениям.
  • Продолжительность социальной изоляции составляет не менее 6 месяцев (в настоящее время строгость этого критерия пересматривается).

*Дистресс – стресс, с которым организм не в силах справиться.
Он оказывает разрушительное воздействие на здоровье человека.

Поговорим о причинах

Социальная изоляция и отчуждение может быть вызвана одним из перечисленных состояний:

  • социальной фобией (избегание новых знакомств и общения в группе людей из-за страха испытать стыд, выглядеть глупо);
  • большим депрессивным расстройством (из-за снижения уровня серотонина и нарастания апатии);
  • шизофренией (отчуждение из-за продуктивной/негативной симптоматики заболевания) или избегающим расстройством личности (избегание общения из-за страха быть раскритикованным или отвергнутым) либо быть проявлением острой социальной самоизоляции и не соответствовать критериям других психических расстройств.

Для того что бы знать наверняка чем вызвано желание уединиться на долгий период времени, необходима консультация профессионала (медицинского психолога или врача психиатра).

Социолог Роберт Вайсс (Robert S. Weiss) связал интенсивное одиночество с дефицитом в реализации одной из потребностей человека, а именно, потребности в социальной интеграции (вовлеченности человека в общественную жизнь). Эта потребность обычно реализуется через отношения с друзьями, с коллегами по работе, общение с другими, пусть даже малозначительными людьми в процессе реального взаимодействия. Также в основе одиночества и эмоциональной изоляции лежит дефицит в реализации потребности в привязанности, которую должны удовлетворять интимные отношения (супружеские, отношения влюбленных или любовников) и отношения мать-ребенок.

Наши данные показывают, что социальная изоляция и ограничение контактов с людьми появляется из-за нарушения возможности создавать близкие стабильные длительные отношения. Такая способность закладывается в раннем детстве и зависит от стиля привязанности, который когда-то сформировали родители. Человек с острой самоизоляцией очень одинок и имеет дефицит социальной поддержки. Более того, он оказывается не в состоянии самостоятельно справиться с ней. Он нуждается в поддержке и заботе окружающих.

Если вы обнаружили проявления острой социальной изоляции у себя или своих друзей, близких, знакомых – вы можете:

  • обратиться за дополнительной информацией либо профессиональной консультацией в нашу клинику www.psy-dkl1.com.ua
  • задать Ваши вопросы автору статьи посредством нашего сайта ЯПсих, кликнув .
  • или написать свои вопросы автору, отправив их по электронной почте [email protected]

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Обычная девушка Сара Шурд около двух месяцев провела в Эвинской тюрьме Тегерана: ей слышались посторонние шаги, виделись огоньки света, большую часть времени она проводила на четвереньках и прислушивалась к тому, что происходит за закрытой дверью. Тем летом 32-летняя Сара в сопровождении двух своих друзей отправилась путешествовать по горам Иракского Курдистана. На границе с Ираном они были арестованы по подозрению в шпионаже и заключены под стражу. Сара провела порядка десяти тысяч часов в одиночном заключении, ее преследовали галлюцинации. «Боковым зрением я фиксировала вспышки света, но когда поворачивала голову, они тут же пропадали» - рассказала девушка в интервью The New York Times в 2011 году. - Однажды я услышала, как кто-то кричит. Этот крик стоял в моих ушах до тех пор, пока меня не привел в чувство один дружелюбный охранник. Оказалось, что кричала я сама».

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от толпы и разговоров с коллегами. Но одиночество внутри группы людей и наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье. Мы знакомы с этим феноменом не только на основании чужих историй, но и из научных исследований и экспериментов, посвященных изоляции и социальной депривации, многие из которых так и не удалось завершить из-за пугающей реакции подопытных. Отчего люди способны лишиться рассудка, оставшись наедине с собой, и есть ли способ избежать помешательства в подобных ситуациях?

Мало кто поспорит, что изоляция вредна для человека физически . Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и слабоумия . Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.

Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм - 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.

В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров - в основном, студентов колледжа - пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.

Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации - огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то - младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других - мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.

Тревожный конец

Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания - никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое - своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».

В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими - развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.

Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций - социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.

На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.

Стратегии противостояния

Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему - кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.

Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.

Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, - говорит он. - Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".

Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры - это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно - ваш главный враг на период заточения».

Экстремальная реальность

Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство - это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».

Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму - ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, - заявил он. - Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.

Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы - мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.

Согласно докладу британских исследователей, опубликованному в интернет-издании «Труды Национальной академии наук», изолированные от общества одинокие пожилые люди подвержены большему риску ранней смерти, чем те, которые постоянно поддерживают круг общения. При этом отсутствие социальных контактов является еще большим фактором риска, чем одиночество. Однако причины, по которым она представляет собой столь мощный предиктор смерти, до сих пор не ясны.

«Социальные контакты являются фундаментальным аспектом человеческого существования. Научно доказано, что изолированность от общества вредна для здоровья и может привести к развитию серьезных заболеваний и снижению продолжительности жизни», – сказал ведущий исследователь Эндрю Стэптоу, директор Института эпидемиологии и сотрудник Лондонского Университетского колледжа.

«Во многих отношениях социальная изоляция и одиночество являются двумя сторонами одной медали. Первая указывает на отсутствие контактов с друзьями, родственниками и различными сообществами, в то время как одиночество постоянно провоцирует субъективные переживания из-за отсутствия контактов и общения с людьми», – добавил он.

Исследователи установили, что социальная изоляция является более весомым фактором, препятствующим выживанию, чем одиночество, и связана с большим риском смерти, даже если принимать во внимание возраст и состояние здоровья. Один из экспертов заявил, что сделанные выводы были немного неожиданными.

«Раньше мы полагали, что именно одиночество, а не изолированность от социума усугубляет риск смертности, поэтому сделанные выводы нас немного удивили», – сказал доктор Брайан Бруно, сотрудник кафедры психиатрии из больницы Ленокс Хилл в Нью-Йорке, не принимавший участия в данном исследовании.

Тем не менее, Стэптоу резюмировал: «Превалирование социальной изоляции как более вероятной причины смертности не означает, что одиночество не имеет особого значения, и что мы не обязаны стремиться к тому, чтобы сократить его степень у пожилых мужчин и женщин», – сказал он. – «Мы обязательно должны следить за социальными связями людей старшего возраста, так как поддержание контактов между пожилыми людьми и уменьшение их изоляции может оказаться самым важным аспектом их будущего выживания», – добавил Стэптоу.

Доктор Бруно полагает, что изоляция является важнейшим фактором и в случае, когда речь идет о снижении качества жизни, и в отношении смертности. «Это – очень трудная, чрезвычайно сложная проблема», – сказал он.

«Своим пожилым пациентам я часто говорю о риске, связанном с их изолированностью от общества, и побуждаю их проводить как можно больше времени с другими людьми, будь то семья, друзья, какие-либо группы по интересам, общественные организации или даже выполнение волонтерской работы», – отметил Бруно.

Чтобы оценить, насколько одиночество и изолированность от общества повышают риск смертности, команда Стэптоу собрала данные, касающиеся 6500 мужчин и женщин в возрасте от 52 лет и старше, принимавших участие в английский программе исследования старения в 2004 году.

Люди с ограниченными контактами с родными и близкими, друзьями и различными сообществами были классифицированы как социально изолированные. Исследователи использовали специальный вопросник для оценки одиночества, которое характеризовалось использовавшейся в рамках данного исследования справочной информацией как «неудовлетворенность человека частотой и близостью социальных контактов, или несоответствие между желаемыми и реально существующими взаимоотношениями».

За восемь лет наблюдения 918 человек покинули этот мир именно из-за социальной изоляции и одиночества, так как прочие причины оказались несущественными. В дополнение к этому исследователи выяснили, что изолированность от общества увеличивает риск смерти независимо от здоровья человека и других факторов, включая преклонный возраст, в то время как одиночество, как правило, повышает смертность среди людей с сопутствующими психическими или физическими проблемами.

Steven Reinberg, Health News

Я писал об отвержении, а именно о том, как реагирует на это чувство человеческий мозг. В этой статье разговор об отвержении продолжается, причем конкретнее – отвержение в социуме.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы отвергнуть социум и жить самим по себе? Наверняка хоть раз представляли, каково это – проводить большую часть своего времени в одиночестве, потому что быть рядом с другими людьми – это просто слишком муторно и даже тошно.

Может быть, вы поняли, что то, как вы воспринимаете мир, и то, как его воспринимают другие – это совершенно несовместимые вещи.

Может быть, вы неуверенны в себе, или вам не хватает тех или иных социальных навыков, чтобы взаимодействовать с людьми так, как вы хотите?

А может быть, люди вам надоели своим идиотизмом и глупостью, и вы подумываете о том, чтобы послать всех подальше и начать жить “на своей орбите”?

При этом, желательно, имея несколько источников пассивного дохода, чтобы бабло капало само по себе, а вы при этом занимаетесь, чем хотите, представляя, как другие при этом вам завидуют, а сами вы притворяетесь, что игнорируете эту зависть, и что вы просто так для себя решили жить, но на самом деле вам это зависть ой как приятна…

Что ж, будучи здоровым человеком приятно пофантазировать на эти темы, втайне от себя теша свое эго непохожестью на других людей, своей самодостаточностью и “свободой от социума”, но ведь для вас это просто фантазии. А что, если взглянуть на другую сторону реальности – что, если социум отвергает вас?

Ведь вы не знаете, какого это – не иметь выбора. У вас он есть – вы можете предпринять попытку не взаимодействовать с социумом, можете не предпринимать, можете быть где-то посередине. Но что, если это не вы отвергаете социум, а социум отвергает вас, из-за какого-то обстоятельства? Какого именно? Например, из-за психического расстройства.

Неприятный тип одиночества

Психические расстройства и социальная изоляция идут рука об руку. Люди, страдающие тем или иным психическим заболеванием постоянно чувствуют осуждение со стороны окружающих из-за своей болезни, и потому боятся сталкиваться с обществом. И они уходят из общества, чтобы избежать клеймения. Этот уход из социума – очень высокая нагрузка на их эмоции. Вдобавок, это еще и улица с двухсторонним движением – психически больные не просто уходят из общества – общество само отворачивается от них.

Исследование австралийских ученых, проведенное в 2002 году, показало, что две трети людей, страдающих от того или иного психического заболевания, чувствуют себя одинокими “часто” или “постоянно”. Но лишь 10 процентов обычного населения испытывает чувство одиночества.

Социальные отношения в той или иной мере нужны каждому для поддержания психологического здоровья, но для психически больных они особенно важны. Люди с психическими заболеваниями ценят контакт с семьей. Но их семьи могут и не захотеть с ними взаимодействовать. Кроме того, социальная изоляция также порой усугубляется нежеланием других людей заводить дружеские отношения с психически нездоровыми. Общественность может и вообще избегать их – стигма, связанная с психическим заболеванием, создает огромные барьеры для социализации.

Свобода от социума Социальная изоляция

Люди с тяжелыми психическими заболеваниями – вероятно, наиболее изолированная социальная группа из всех. Их осуждают, не уважают и отвергают. Они боятся отвержения со стороны других, “нормальных” людей, многие из которых могут опасаться психически больных, так что мысль о попытке завести новые дружеские связи зачастую невыносима для психически нездорового человека, и потому выбором часто становится полнейшее избежание контакта. Или же они могут прилагать колоссальные усилия, чтобы скрыть свое состояние от других, что приводит к дополнительному стрессу и беспокойству о том, что их настоящее состояние вылезет наружу.

Иногда бывает, что серьезно психически больной человек становится бездомным. Это само по себе изолирует, и теперь они должны страдать от двойного клеймения – быть не только психически больным, но еще и бездомным.

Еще одна причина, по которой человек с психическим заболеванием может испытывать социальную изоляцию, является характер их психического заболевания. Социальные фобии, такие как агорафобия, тяжелый случай тревожности или депрессии часто приводят к тому, что человек боится выходить на улицу в общество.

Когда кто-нибудь, психически больной или нет, не имеет достаточного количества социальных контактов, это влияет на человека не только морально, но и физически. Одиночество провоцирует стресс, что негативно сказывается на здоровье. Помимо этого, могут быть затронуты память и способность к обучению. Высокое кровяное давление также встречается. Эти негативные факторы могут быть триггером депрессии и алкоголизма.

Представьте себе последствия, если вы уже в депрессии или страдаете от других психологических заболеваний – одиночество вашу ситуацию может только усугубить. Сочетание одиночества и потери чувства собственного достоинства приводят многих психически больных к мысли, что они бесполезны, и поэтому они живут с низкой самооценкой и чувством безнадежности.

Социальная изоляция является как причиной, так и следствием психического расстройства. Когда человек замыкается, он сталкивается с более серьезными расстройствами. И с большим количеством психических расстройств, он хочет изолироваться еще больше. Этот порочный круг толкает многих людей с тяжелыми психическими заболеваниями к жизни в одиночестве и социальной сегрегации.

Наконец, многие люди с тяжелыми психическими расстройствами говорят, что стигма, связанная с их заболеванием угнетает так же , как и сами симптомы . Эта стигматизация не только мешает им общаться с другими людьми , но может предотвратить их от обращения за помощью к врачам , что в свою очередь подвергает их большему риску самоубийства .

Слишком часто общественность не понимает проблем психически больных, да и не хочет попытаться понять . Но понимая, что испытывают многие люди, находясь в “свободе от социума” не по своей воле, пересматриваешь саму концепцию. Но если вы все-таки ее хотите, эту свободу, то поначалу, по меньшей мере убедитесь, что полностью здоровы психически, иначе свобода превратится в заточение.