Правила написания ь и ъ знаков. Разделительный мягкий знак (ь) — Гипермаркет знаний

Примечание. Буква ь перед о пишется в некоторых иноязычных словах, например: батальон , бульон , гильотина , карманьола , компаньон , миньон , павильон , почтальон , шампиньон .

§ 72. Буква ь пишется для обозначения мягкости согласной , кроме ч , щ (см. §75), в конце слова, например: пить , темь , конь , и в середине слова перед твёрдой согласной, например: молотьба , просьба , нянька , меньше .
Для обозначения мягкости coгласной, стоящей перед другой мягкой согласной, ь пишется в следующих случаях:
  1. Если при изменении слова вторая мягкая согласная становится твёрдой, а первая согласная сохраняет свою мягкость, например: няньки (нянька), свадьбе (свадьба), восьми (восьмой).
  2. Для обозначения мягкости л , например: сельдь , льстить , мельче , пальчик .
Во всех прочих случаях перед мягкими согласными, в том числе и перед ч , щ , буква ь не пишется, например: кости , ранний , нянчить , кончик , каменщик .

Примечание. Между двумя мягкими л буква ь не пишется , например: иллюзия , гулливый .

§ 73. Буква ь пишется также в следующих случаях:
  1. В образованных от числительных пять , шесть , семь , восемь , девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью), шестьдесят , семьдесят , восемьдесят , девятьсот , но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью), шестнадцать и т.п.
  2. В формах творительного падежа множественного числа, например: детьми , людьми , также четырьмя .
  3. В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те , например: пить - напиться ; исправь - исправься , исправьте ; взвесь - взвесься , взвесьте .
§ 74. Буква ь не пишется:
  1. В прилагательных с суффиксом -ск - , образованных от существительных на ь , например: казанский (Казань), кемский (Кемь), сибирский (Сибирь), зверский (зверь), январский (январь).
  2. Примечание. Прилагательные сентябрьский , октябрьский , ноябрьский , декабрьский , июньский , деньской (день-деньской) пишутся с ь ; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь , например: юньнаньский (от Юньнань).

  3. В родительном падеже множественном числе от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к - уменьшительных , например: вишня - вишен , вишенка ; бойня - боен ; читальня - читален ; но: баня - бань , банька ; яблоня - яблонь , яблонька ; также деревня - деревень , деревенька ; барышня - барышень ; кухня - кухонь , кухонька .
§ 75. После шипящих (ж , ч , ш , щ ) буква ь пишется только в следующих случаях:
  1. На конце существительных женского рода в именительном и винительном падеже единственном числе, например: рожь , ночь , мышь .
  2. В окончании 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глагола после конечного ш , например: несёшь - несёшься , носишь - носишься , примешь - примешься .
  3. На конце глагола в единственном числе повелительного наклонения, причём буква ь сохраняется и перед -ся , например: мажь - мажься ; спрячь - спрячься ; ешь .
  4. Во множественном числе повелительного наклонения перед -те , -тесь , например: мажьте - мажьтесь ; спрячьте - спрячьтесь ; ешьте .
  5. На конце глагола в неопредёленной форме, причём буква ь пишется и перед -ся , например: стричь , стричься .
  6. Во всех наречиях после конечных ш и ч , например: сплошь , вскачь , прочь , а также в наречии настежь .
  7. На конце частиц: вишь , бишь , лишь , ишь .

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них - правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта .
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный .
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг .
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока .

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер - не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а -дьяч - это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка , регулирующие употребление ъ и ь знаков , стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь - это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный . Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба . Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка ).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй - приобретает твердость: просьба - в просьбе, письмо - в письме .
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) - лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) - конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь - ляг ): вынь - выньте, кинь - киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж .
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде - клич, палаш.

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно - поставить мягкий знак.

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом - те, которые употребляются с ь, во втором - те, которые без него.

Что и твердый, и мягкий знаки являются "немыми" буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Цели:

  • решить орфографическую задачу: как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
  • развивать умение сравнивать и различать слова с ь и ъ разделительными знаками;
  • обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
  • воспитывать чувство дружбы и товарищества, доверительное отношение между учащимися и учителем.

Оборудование:

  • карточки для самостоятельной работы,
  • таблица-памятка,
  • мультимедийный проэктор, магнитофон,

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, сегодняшний день принесет нам всем радость и удачу.

II. Формирование темы и целеполагание.

На доске: “Друз я, учен е нас об единяет!” (Слайд 1.)

– Не подскажете ли тему урока? Встречалась ли вам раньше эта тема? Что вы знаете про разделительные ъ и ь знаки? Что у них общего?

Д. Он разделяет буквы согласного звука и гласного. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я и.

– Кто может рассказать про ъ?

Д. Твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.

– А какие цели поставим на уроке? Над чем будем работать? Проблемная задача: как отличить разделительные ъ и ь?

Д. Закрепить правила написания разделительных ъ и ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ним.

Вывод. Разделительные ъ и ь не допускают слияния гласного и согласного. Ъ знак, как пограничник, не уйдет со своего поста. Ь знак– добрый, мягкий по характеру, может быть в любом месте, но они делают одну и ту же работу.

III. Актуализация опорных знаний, реализация целей.

1 . Чистописание

– определите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Они не обозначают звука. Какие эти буквы? В каких словах они присутствуют? (ь,ъ)

– определите порядок следования букв в данном ряду:

ъуоь уоьъ оьъу ьъуо

(В этом ряду чередуются 4 строчные буквы: ъ, ь, у, о. Первая буква в каждой очередной ячейке данного ряда становится последней).

– Напишите ряд букв в указанной последовательности до конца строчки.

2. Разбор слов по составу (друзья, ученье, объединяет.) Запись этого предложения.

– Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Кто скажет, почему? (Обращение) . К вам обращаются, как бы делают паузу, чтобы вы задумались.

3. Работа над деформированным текстом.

Для вас я придумала еще одно задание. Сформулируйте задание к упражнению самостоятельно. Как думаете, что вы должны делать? (Слайд 2.)

Подберите однокоренные слова к слову друзья. (Друг, дружеский, подруга, недруг, дружить, дружба). Назовите корень.

Происхождение слова нельзя произошло от слова “льзя”, что означало можно.

– Почему не могут дружить волк и баран ? Как в жизни выбирать себе друга? Кого вы считаете настоящим другом?

Вывод.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг.
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку
(С. Михалков).

3. Фонетическая разминка.

Коля забивал колья.

Я сел и огурец съел.

Девочкам предлагаю 1-е предложение, а мальчикам – 2-е предложение.

Как вы думаете, на какие слова надо обратить внимание? Чем они отличаются? (Произношением, написанием, значением). Напишите подчеркнутые слова в транскрипции.

Сел – [с"эл] – 3б.,3 зв.
Съел – [сйэл] – 4б.,4зв.
Коля – [Кол"а] – 4б.,4 зв.
колья[кол"йа] – 5б,5зв.

Как же так? Молодцы!

4. Физкультминутка. (Ритмические упражнения) . Наверное, подустали. Сейчас я проверяю ваше внимание в другой форме.

5. Загадка:

Животное, наиболее близкое к человеку по строению тела. (Обезьяна – Слайд 3.)

Внимательно прочитайте и исправьте ошибки. Сможете ли вы решать орфографическую задачу? Выделите корни и приставки. Подчеркните орфограмму. Сколько ошибок у вас получилось?

(Слайд 4.)

  1. Грустит обезьяна
    За прутями клетки.
    Пустите её
    Покачаться на ветке.
  2. Волк ужасно разъярён,
    Сесть ежа не может он
    Еж, хотя он и съедобен:
    Для седенья неудобен:
    Сежась, выставил иголки-
    Объегорил злого волка.

(Дети работают на карточках.)

5. Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Я диктую, а вы в тетрадях пишете только ъ или ь знаки.

Объявил, полозья, съезд, объяснил, объедки, льет.

Ответ: ъ, ь, ъ, ъ, ъ, ь. (Проверяем хлопками.)

6.Работа над фразеологизмами, многозначными словами. (В картинках – Слайд 5.)

Разбираться как свинья в апельсинах (ни в чем не разбираться)

Какое слово нас интересует? (Свинья.) Почему? В словах разбираться и апельсинах ь тоже есть. Как вы понимаете значение этого выражения?

Подложить свинью. (Плохо поступить, навредить.) Настоящие друзья могут так поступить?

Многозначные слова: кисть Слайд 6. (Руки, винограда, художника). Измените слово так, ь-показатель мягкости замените разделительным. Как это можно сделать?

Чем? Кистью (в Т.п.)

Лисички (грибы,звери).

Измените слово так, чтобы появилась интересующая нас орфограмма. (Указываем на принадлежность.)

Чьи? Лисьи.

6. Реши кроссворд: (Слайд 7.)

  1. Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.
  2. Снежная буря.
  3. Место, где въезжают.
  4. Место в пути, где дорога поднимается вверх.
  5. Кондитерское изделие.
  6. Лепешки из пшеничной муки, изжаренные на сковороде.
  7. То же, что и укол.
  8. Миллион задачек сразу, мне решит помощник мой.
  9. Он с одним огромным глазом и с огромной головой.
  10. Мать, отец, дети.
  11. …..дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
  12. Домики для пчел.
  13. Воспаление наружной оболочки глаза.
  14. ….стрекоза, лето красное пропела.

8. Самостоятельная работа (в группах).

Отталкиваясь от темы урока, составьте для других групп задания (вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, корень и приставку).

Итоги.

– Смогли ли мы достичь поставленной цели.
– Мне кажется, что все вы “Друзья мягкого и твердого знаков”.
– Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку на полях в тетради.

Буквы Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:

вюга - вЬ юга

подезд - подЪ езд

Разделительный твёрдый знак

Буква Ъ используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:

об ъ яснение, с ъ ёжиться, в ъ езжать

Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ- и ЧЕТЫРЁХ- , за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:

двух ъ ярусный, четырёх ъ ядерный

двух этажный, трёх очковый

Разделительный Ъ

Твёрдый знак не пишется:

  1. Перед гласными А, О, У, Э , например:

    без а варийный, под о конник, про у чить, с э кономить

  2. В сложносокращённых словах, например:

    детясли (детские ясли)

Обозначение мягкости согласных

В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука, например:

в ь юга, лист ь я, тюл ь пан

Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:

  1. На конце слов, например:

    день , вертеть , дождь

  2. В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:

    больш е, женьш ень, письм о

  3. В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б или М в том случае, если при изменении слова Г, К, Б или М становится твёрдым:

    серьг и - серьг а, письм енный - письм о

  4. В середине слова после мягкой Л , перед любой согласной буквой:

    льв ёнок, льс тить, польз а

    Но между двумя Л , идущими друг за другом - ЛЛ , мягкий знак не пишется:

    илл юминатор, алл ея, илл юзия

Мягкий знак в середине слова не пишется:

  1. В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ , например:

    казн ить, карант ин, красн еть, зд есь, кост и

  2. В сочетаниях с Ч и Щ со всеми согласными буквами, кроме Л :

    ночн ой, законч ить, сч ёт

    болельщ ик, мальч ик

    Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.

    свечк а, точн ый, клянч ить, каменщ ик, сборщ ик, мощн ый

Разделительный мягкий знак

Буква Ь используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю или Я . Например:

коль е , ль ё т, соловь и , вь ю га, звень я

При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й"]. Разделительный Ь указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают два звука:

Е [й"э ], Ё [й"о ], И [й"и ], Ю [й"у ], Я [й"а ]

Обратите внимание, что разделительный Ь не пишется после приставок .

Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения пред буквой О :

почтальо н, бульо н, батьльо н, медальо н, шапминьо н

Разделительный Ь используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.

Карточка 1

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.

Образец: въезд.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь.

Карточка 2

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Образец: отъезд .

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Карточка 3

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

...........................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 4

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь - показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Карточка 5

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.

Образец: (Лиса ) лисья нора ,

(птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко,

(медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка.

Карточка 6

Запиши слова в два столбика: в первый - слова с разделительным мягким знаком, а во второй - слова с мягким знаком - по­казателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 7

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем....я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с....есть, надо в воду лезть. 3. По плат....ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с...ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер.....ями, а человек учен......ем.

Карточка 8

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 9

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

..............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 10

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разде­лительными ъ и ь.

1. Саша ………………... пирог. 2. К дому...................................... машина. 3. Весной по дорожкам потекли........................................... . 4. Илья любит пенки с...................... 5. Птицы …………………. . гнезда на........................................ и кустарниках. 5. Дожди часто...................................... осенью.

Карточка 11

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

.............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Карточка 12

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

...……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Карточка 13

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Как-то в блюдеч..ке в..ренья.......................................................................................

Я (на) шел ст..хотворен..е. .......................................................................................

Я, конеч..но, сразу сел......................................................................................

И в..рен..е быстро сел. .......................................................................................

И тепер.. для продолжен..я........................................................................................

Этого ст..хотворен..я.......................................................................................

Нет ни капел..ки в..рен..я. ...........................................................................................

Тест «Разделительные знаки»

Ученик..........................................................

1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?

а) сразу после приставок;

2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень?

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз -
делительным твердым знаком?

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.

6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.

А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.


мягкий знак.

а) жизн..;

б) счаст..е;

в) б..ет;

г) пис..мо.

7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.

а) у...ехал

б) пред...явить

в) в..ет;

г) об..яснить.

Тест: « Разделительный мягкий знак»

Ученик

1 уровень

    Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.

    Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.

    Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.

2 уровень

Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.

Охотник зарядил.

С деревьев осыпались.

На веревке сушится.

3 уровень

Исправь ошибки.

Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.

Тест: «Разделительные ь и ъ»

Фамилия, имя...............................................

1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:

а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;

б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.

2. Выбери правильный ответ.

Разделительный ь показывает, что

а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;

б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.

3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.

Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.

4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.

5. Распредели слова в три столбика: 1 - с разделительным мягким знаком; 2 - с мягким знаком - показателем мягкости согласного; 3- с разделительным ъ.

Хлоп...я, с.езд, счаст...е, в...юга, учител...ница, мал..лик, с...емка.

.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... ..................................................................................................................................................................