Правописание ев ив в глаголах. III

М.Ю. ОХЛОПКОВА,
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна», г. Дубна, Московская обл.

Правописание глагола и глагольных форм

Правописание личных окончаний глагола

Примечания:

1. У глаголов с приставкой вы- спряжение определяется по бесприставочному глаголу:

они выспятся – спят (2-е спряжение)
он вырастит сына – растит (2-е спряжение)
у него вырастет сын – растет (1-е спряжение)

2. Запомните разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, чтить (чтут, чтят), брезжить (рассвет брезжит, зори брезжут).

3. Глаголы на -ять относятся к 1-му спряжению: баять, блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не путать: таить – «скрывать»), хаять .

4. Глаголы выздороветь, заиндеветь, опротиветь, плесневеть в литературном языке изменяются по 1-му спряжению (выздоровеешь, заиндевеешь, опротивеешь, плесневеешь) .

5. Различаются литературные и просторечные формы: мучить (литер.) – мучать (простореч.); мерить (литер.) – мерять (простореч.).

Упражнения

№ 1 . Определите спряжение глаголов: взять (1), вильнуть (1), вить (1), владеть (1), слышать (2), стричь (1), висеть (2), мочь (1), обидеть (2), хотеть (разноспр.), свистеть (2), тереть (1).

№ 2 . Заполните таблицу данными глаголами по образцу: клеить, ненавидеть, строить, брить, молоть, надеяться, колыхать, таять, вертеть, хотеть, таить .

№ 3 . Спишите, вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

1. Капли в лужах плещ_тся размерней и бормоч_т свой псалом. 2. Трепещ_т витязь поневоле: он вид_т старой битвы поле. (А.Пушкин) 3. Он засмеется – все хохоч_т, нахмурит брови – все молчат. (А.Пушкин) 4. Небо бледно-голубое дыш_т светом и теплом и приветству_т Петрополь небывалым сентябрем. 5. Люди расчист_т дорожки, натопч_т, наследят, а снег опять пойдет и все завал_т почти невесомыми пуховыми подушками.

Правописание суффиксов глагола

-ова-(-ева-), -ыва-(-ива-)

-и-, -е- в глаголах с приставкой обез(с)-

гласная перед -л-

-ова-(ева-) в форме ед. ч. чередуется с -у- , -ю- ; -ыва-(-ива-) сохраняются

Перед -ва- сохраняется гласная корня (не путайте -ва- с -ева- , (-ива- )

В переходном глаголе пишется -и- , в непереходном пишется -е-

Перед -л- сохраняется гласная инфинитива

Беседоват ь – беседу ю

Обви ть – обви -ва-ть

Спортсмена обессили ли (тяжелые тренировки),

Зависе л – зависе ть

Разглядыва ть – разглядыва ю

Запе ть – запе -ва-ть

спортсмен обессиле л (после выступления)

Послыша лся – послыша ться

Примечания:

1. При подборе формы 1-го лица ед. ч. для проверки правописания глаголов с суффиксами -ова-/-ева-, -ыва-/-ива- необходимо учитывать вид глагола.
Развеивать (несов. в.) – развеиваю (несов. в.) (неправильно развею , т.к. глагол сов. в., от развеять ).
Разведывать (несов. в.) – разведываю (несов. в.) (неправильно разведаю , т.к. глагол сов. в., от разведать ).

2. Обратите внимание на правописание глаголов с корнем -вед- :
исповедовать – исповедую; проповедовать – проповедую; заведовать – заведую ; отведывать – отведываю; наведываться – наведываюсь; выведывать – выведываю .

3. Запомните написание глаголов: застре вать (хотя застря ть ); затме вать (хотя затми ть ); разе вать (хотя рази нуть ); продле вать (хотя продли ть ); растле вать (хотя растли ть ); намере ваться (нет пары сов. вида).

4. Различайте глаголы увеще вать – «уговаривать, советуя» и усовещи вать – «совестить, стыдить».

5. Различайте глаголы потче вать – «угощать» и почи вать – «спать».

Упражнения

№ 1 . Поставьте в форму повелительного и изъявительного наклонений глаголы: повторить, выждать, выгнать, вытрясти, выползти, сказать, увидеть .

№ 2

Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.

№ 3 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Совет_вать отдохнуть, исслед_вать карту, не огранич_ваться уговорами, проповед_вать милосердие, затм_вать солнце; гора обезлес_ла, певица обезголос_ла, крестьян обезземел_ли, поселок обезлюд_л.

Образование и правописание причастий

Действительные причастия
(обозначают признак предмета, который сам производит действие)

Страдательные причастия
(обозначают признак предмета, на который направлено действие)

Настоящее время

(от несов. в.)

Прошедшее время

(от сов. вида и несов. вида)

При образовании страдательных причастий прошедшего времени важно правильно выбирать форму инфинитива (только сов. вид) и учитывать лексическое значение слова (см. таблицу).

Инфинитив, сов.вид

Причастие

Контекстная проверка

Завесить
Навесить
Обвесить
Развесить
Вывалить
Замесить
Выкатить
Пристрелить

Завешенное окно
Навешенная дверь
Обвешенный продавцом покупатель
Развешенный по порциям чай
Вываленный из контейнера мусор
Замешенное тесто
Выкаченная из сарая бочка
Пристреленный кабан

Окно завеси ли
Дверь навеси ли
Покупателя обвеси ли
Чай развеси ли
Мусор вывали ли
Тесто замеси ли
Бочку выкати ли
Кабана пристрели ли

Завешать
Навешать
Обвешать
Развешать
Вывалять
Замешать
Выкачать
Пристрелять

Стены, завешанные пучками трав
Навешанные на стенах плакаты
Обвешанные флажками корабли
Развешанное всюду белье
Вывалянный в снегу полушубок
Замешанный в неприятную историю Выкачанная из бочки вода
Пристрелянное ружье

Стены завеша ли
На стенах навеша ли
Корабли обвеша ли
Белье развеша ли
Полушубок вываля ли в снегу
Замеша ли в неприятную историю
Воду выкача ли
Пристреля ли ружье

Упражнения

№ 1 . От данных глаголов образуйте все возможные формы причастий: любить, лежать, составить, засмеяться, создать, одеть, клеить .

№ 2 . Укажите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени: купить, объявить, удивиться, построиться, открыть, настоять : 1) на чем-либо, 2) наливку .

Ответ : это глаголы построиться, удивиться, настоять 1.

№ 3 . Среди форм на -мый укажите причастия: зависимый, слышимый, сгораемый, читаемый, неутомимый, различимый, преодолимый .

Примечание . Причастия на -мый – это страдательные причастия настоящего времени. Они образуются от переходных глаголов несовершенного вида. Следовательно, формы, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида, не будут причастиями.

Ответ : слышимый, читаемый.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Тест № 1

Укажите номера слов, которые пишутся с буквой у(ю) .

1. они бормоч_т
2. они трепещ_т
3. они вид_т
4. они ма_тся
5. они высп_тся
6. они наде_тся
7. они леле_т
8. они брезж_т
9. снега та_т
10. травы колыш_тся
11. они мерещ_тся
12. собаки ла_т
13. овцы бле_т
14. они бор_тся

Тест № 2

допущена ошибка .

1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых допущена ошибка .

1. проповедывать
2. заведывать
3. продлевать
4. затмивать
5. усовещивать
6. расклеял
7. выздоровел
8. зиждился
9. разевать
10. потчевать

Тест № 4

Укажите номера предложений, в которых пропущена буква и .

1. Когда вы его увид_те, передайте это письмо.
2. Если не вынес_те мусор, буд_те наказаны.
3. Он никого не увид_л.
4. Разговор не кле_тся.
5. Если крепко держ_те ручку, рука быстро устает.
6. Он выраст_т сына.
7. Ты скоро выздорове_шь.
8. Тучи затм_вают солнце.
9. Он долго не продерж_тся.
10. Поход обессил_л туристов.

Укажите номера слов, в которых допущены ошибки .

1. они брезжут
2. они маются
3. они держут
4. они гонют
5. они лелеют
6. они стелют
7. они клеют
8. они клокочут
9. они бормочут
10. они колышутся
11. они лают
12. они надеются
13. они блеют
14. они тешутся

Укажите номера словосочетаний и предложений, в которых допущены ошибки .

1. Они надеятся не ошибиться.
2. Ребята заклеили книгу.
3. Ему советывали лечиться.
4. Разведовать тайны земли.
5. Никто уже не надеялся на успех.
6. Лошади еле тащутся.
7. Турнир обессилил спортсмена.
8. Рассвет чуть брезжит.
9. Если скажите лишнее, пожалеете.
10. Постоянно вертится.
11. Трава колышется на ветру.
12. Долго маются.
13. Сладко потчевать.
14. Увещевать друга.
15. Воды клокочут.
16. Они бормочут.
17. Не зависили от родителей.
18. Продливать каникулы.
19. Что-то мерещится впереди.
20. Если его увидите, скажите.

Правописание причастий

Тест № 1

Запишите пропущенные причастия (если причастия нельзя образовать, поставьте прочерк) .

Инфинитив

Действит. прич.

Страдат. прич.

Настоящее время

Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

решенный

решающий

решавший

клеивший

4. надеяться

надеявшийся

Тест № 2

Из данных причастий выберите страдательное причастие прошедшего времени. Укажите номера.

1. отброшенный
2. учившийся
3. обижающий
4. гонимый
5. клеящий
6. таявший
7. настоянный
8. выметенный

Тест № 3

Укажите номера слов, в которых пропущены буквы а или я .

1. колыш_щий
2. кле_щий
3. бор_щийся
4. бре_щий
5. гон_щий
6. мел_щий
7. дыш_щий
8. трепещ_щий
9. наде_щийся
10. ма_щийся
11. стел_щий
12. мысл_щий
13. ка_щийся
14. скач_щий

Тест № 4

е .

1. свеш_нная с крыши веревка
2. вывал_нный в грязи мяч
3. пристрел_нный зверь
4. смеш_нные ингредиенты
5. корабли обвеш_ны флажками
6. обвеш_нный продавцом
7. пристрел_нное ружье
8. развеш_нная в шкафу одежда
9. навеш_нная дверь
10. развеш_нная крупа
11. стрел_ный воробей
12. выкач_нная из сарая бочка
13. замеш_нный в преступлении
14. стены увеш_ны картинами
15. вывал_нный мусор
16. замеш_нный раствор
17. насто_нный на травах
18. обещ_нная помощь
19. ове_нные славой
20. услыш_нный разговор

Тест № 5

Укажите номера словосочетаний, в которых пропущена буква а(я) .

1. кле_щий карандаш
2. перемеш_нные карты
3. подкле_нная тетрадь
4. раста_вший снег
5. та_щий снег
6. замеш_нное тесто
7. развеш_нный товар

Тест № 6

Какой частью речи являются выделенные слова? Выберите правильный ответ :

А) причастием, Б) прилагательным, В) существительным.

1. часть провожающих
2. думать о прошлом
3. закрытый слог
4. опустошенный человек
5. опустошенный город
6. облетевший тополь
7. отцветший куст
8. комната для ожидающих

ОТВЕТЫ К ТРЕНИРОВАЧНЫМ ТЕСТАМ

Правописание окончаний и суффиксов глагола

Тест № 1: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14.
Тест № 2: 1, 5, 7 (от молоть), 12, 13.
Тест № 3: 1, 2, 4, 6, 11, 13, 17.
Тест № 4: 1, 4, 5, 6, 9, 10.
Тест № 5: 3, 4, 7, 14.
Тест № 6: 1, 3, 4, 6, 9, 17, 18.

Правописание причастий

Тест № 1: 1. решивший; 2. решаемый; 3. клеящий; 4. надеющийся.
Примечание : причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида, а страдательные причастия – только от переходных глаголов.
Тест № 2: 1, 7, 8, 11, 12, 13, 15.
Тест № 3: 2, 5, 12.
Тест № 4: 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15, 16.
Тест № 5: 2, 4, 10, 14. (В № 7 возможно двоякое написание: развешенный товар , т.е. тот, который развесили, разделили по весу; развешанный товар , т.е тот, который развешали, разместили на каком-то пространстве.)
Тест № 6: А: 5, 6, 7; Б: 3, 4; В: 1, 2, 8.

Литература

1. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах / Багрянцева В.А и др . М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 58–84.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. М.: Неолит, 2000. С. 107–122.

3. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.

4. Штейнберг Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 57–70.

18 Фев 2016

Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»

Цели урока:

познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

Приложение: материалы для проведения занятия,

материалы для тестирования учащихся

Ход проведения урока по русскому языку:

1. Мотивация и актуализация знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?

Есть ли у вас вопросы?

Проведём самопроверку.

Кто не ошибся ни разу?

Появились ли теперь вопросы?

В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).

2. Создание проблемной ситуации.

Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.

Что объединяет эти слова?

Сколько столбиков получилось? Почему?

В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?

Сформулируйте УЗ на уроке.

3. Гипотеза

Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?

Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.

4. Проверка гипотезы. Подведем итог.

К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).

Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? (Полнота, краткость, наглядность)

Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.

Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.

5. Тренировка.

Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).

Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.

Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.

ᴖ е ᴧ е ᴖ и ᴧ и

Подогревать

Задевать

Танцевать

Врачевать

Завивать

Зашивать

Заслуживать

Подслушивать

Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.

Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.

Принимал участие - участвовал, делал запись - записывал, отдавал команды - командовал, проводил беседу - беседовал, испытывал радость - радовался, задавал вопросы - спрашивал, немного шутил - подшучивал, занимался колдовством - колдовал, приходил позже, чем нужно - опаздывал, пел вместе с исполнителем - подпевал, жил по указанному адресу - проживал, подвергся гниению - загнивал, выходил из моды, становился старым - устаревал, часто болел - заболевал, пил жидкость вместе с едой - запивал, делать еду горячей - разогревать.

6. Рефлексия.

Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?

Хотите проверить?

Тест.

В каком слове нет суффикса -ева?

А. во…вать

Б. забол…вать

В. буш…вать

Г. ноч…вать

В каком слове есть суффикс -ва?

А. закруч…вал

Б. запрыг…вал

В. заб…вал

Г. заворач…вал

В каком слове пишется буква Ы?

А. преслед…вать

Б. раскид…вать

В. обрад…ваться

Г. огранич…ваться

В каком слове пишется буква О?

А. адрес…вать

Б. насвист…вать

В. догад…ваться

Г. опазд…вать

В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?

А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.

Б. Если глагол 1 спряжения.

В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.

Г. В словах- исключениях.

Определите, какое умение у вас «западает»?

Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.

7. Домашнее задание

Приложения к уроку

Здесь можно ошибиться!

1. Причастия завешенный, обвешенный, навешенный, развешенный и др., согласно приведенному правилу, образуются от глаголов на -ИТЬ : завесить, навесить, развесить, обвесить : завешенное шторой окно (его завесили), навешенная дверь, развешенный по пакетам сахар, обвешенный покупатель (его обвесили) . Формы на -АТЬ имеют значение «повесить на всем пространстве, со всех сторон, всюду» или «повесить во множестве» : стены завешаны пучками трав; корабли, обвешанные разноцветными флажками, ёлка, увешанная игрушками. В причастиях с другими корнями важно лишь правильно определить форму инфинитива: замешенное тесто - то, которое замесили, замешанный в неприятную историю - замешаться; пристрелянное ружье - пристрелять («настроить прицельно»), пристреленный хищник - пристрелить и проч.

2. Формы повелительного наклонения образуются с помощью окончания -И(ТЕ)-: умолкни(те), вытри(те), подмети(те ). Эти формы легко опознаются: если отбросить -ТЕ , смысл сохраняется, только вежливая просьба превращается в требование. Иногда эти формы путают с формами изъявительного наклонения в предложениях типа Когда вытрете руки, повесьте полотенце в шкаф , где вытрете - форма будущего времени от инфинитива вытереть (сов. вид), I спряжения (поэтому вытрете). Но: Вытрите руки! (вытри).

3. Основные суффиксы глагола: -ВА - (ударный), -ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) . Перед -ВА пишется та же гласная, что была в инфинитиве перед -ТЬ : преодолевать - преодолеть . (Исключения: застревать, затмевать, продлевать, растлевать ). -ЫВА-(-ИВА-) пишется в том случае, если этот же суффикс присутствует в форме 1 лица ед.ч.: настаивать , потому что (я) настаиваю , запрятывать - запрятываю . Обратите внимание: глаголы на -ЫВА-/-ИВА- - несовершенного вида. Суффикс -ОВА-(-ЕВА-) в форме 1 лица настоящего времени чередуется с У(Ю) : советовать - советую, исповедовать - исповедую . При образовании инфинитива обратите внимание: все глаголы несовершенного вида.

4. Сравнительно небольшая группа глаголов с начальным ОБЕЗ- образует разные формы в зависимости от смысла: обезводеть (самому) - обезводить кого-то, обезлюдеть (самому) - обезлюдить кого-либо: деревня обезлюдела - фашисты обезлюдили деревню .

1. Образуйте от данных инфинитивов формы настоящего времени глагола и причастия (если это возможно) и прошедшего времени (глагол и причастие). Укажите спряжение там, где необходимо

Образец . Видеть - видел, видимый. II спр. - видишь, видят, видящий; виденный.

Ненавидеть, сеять, чуять, строить, лелеять, обидеть, обижать, веять, зависеть, душить, мучить, полоть, лаять, таять, стоить, выбрать, вспомнить.



2. Вставьте пропущенные буквы и распределите данные глаголы по группам:

а) глаголы с суффиксами -ова- (-ева-);

б) глаголы с суффиксами -ива- (-ыва-),

в) глаголы с суффиксом -ва-.

Врач...вать, пересе...вать, св...вать, развед…вать, исповед...вать, выгляд...вать, облиц...вать, навед…ваться, завед…вать, размаз…вать, гор...вать, обнадеж...вать, распроб...вать, танц...вать, раскид...вать, забол...вать, осозн...вать, отвед...вать, вывед...вать, преодол...вать.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Тяжело дыш…щий человек, мел...щий муку работник, пил...щие дерево лесорубы, плещ...щиеся в воде ребятишки, кле...щий коробочку мальчик, кол...щий дрова хозяин, бор...щиеся с бурей матросы, ре...щие на ветру знамена, леле...мый матерью ребенок, алч...щий бурь и тревог человек, реж...щий ухо голос, ненавид…мый всеми, пыш...щее здоровьем лицо, невид...мые миру слезы, дремл...щий ребенок, стел...щийся туман.

4. Вставьте пропущенные буквы.

Где стр...ш…, там и ро...ш.... Эконом...те время - не трат...те его попусту. Стел...щийся туман спускался в долину. Вы пиш...те с ошибками, пиш...те правильно. Больному немож...т...ся. Подстрел…нная собака громко ла...ла. Землетрясение в Турции обескров...ло многих. Необходимо постоянно развед...вать обстановку и доклад...вать командующему. Независ…мое государство. Трава посе...на. Успоко...вшееся море. Обид...вшийся ребенок. Больной вороч...лся в постели. Трава не колыш...тся. Зерно смел...т - хлеб испекут. Едва вид…мый самолет. Ты меня на рассвете разбуд...ш..., проводить необутая выйд...ш..., ты меня никогда не забуд...ш..., ты меня никогда не увид...ш.... Как постел...тся, так и высп...тся. Прыгн...те на лыжах с этого трамплина! Вы почувству...те большое удовлетворение, когда прыгн...те. Чуть шелестят листья берез, едва колебл...мые ветром. На мысли, дыш...щие силой, как жемчуг, ниж…тся слова. Выполн...те три непременных условия, а когда выполн...те все три, возвращайтесь.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Вкач...нный на гору камень - выкач...нный из сосуда воздух

Замеш…нное тесто - замеш...нный в преступлении человек

Вывал…нный в грязи - вывал...нный в грязь

Обвал…нная в сухарях котлета - навал...нный мусор

Отстрел...нный пулей сучок – отстрел…нный волк

Смеш…нный лес - замеш...нный раствор

Завеш...нные картинами стены - завеш...нное шторой окно

Увеш...нная орденами грудь - взвеш...нный товар

Уравновеш...нный человек - навеш...нные повсюду пучки трав

Вал...ная обувь - свал...нные дрова

Насто…нный на травах чай – пристро…нный флигель

Пристрел...нное ружье - пристрел...нный хищник

Тема : ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛА. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ -ОВА- (ЕВА), -ЫВА- (ИВА-)

Цели:

Образовательные:

изучить правописание суффиксов глагола; гласные в суффикса -ова- (ева), -ыва- (ива); прививать любовь к русскому языку; развивать память, мышление.

Развивающие:

Развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость.

Воспитательные:

Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся, умение работать в коллективе, умение слушать;

Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

учебник Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова, рабочие листы для учащихся, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал с заданиями.

Тип урока – изучение нового материала.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рад, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

2.. Повторение с использованием кар­точки

«Уважаемое Словообразование».
Отвечая на поставленный вопрос, учени­ки заполняют карточку.

- Как словообразовательный разбор помогает решить орфографическую за­дачу?

Видеть -видел, осенний- осень

(На интерактивной доске картинка с изображением очень неряшливой девочки.)

- Какой суффикс поможет девочке привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываемся, одеваетСЯ, собирается

(Учитель открывает шторку. На другой стороне экрана - изображение аккуратной девочки.)

- Какая приставка поможет ученику завершить действие?

Учил - выучил

3. Объяснение нового материала.

Постановка проблемы. Карточка «За­гадки Словообразования»:

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

Доклад..вать, команд..вать,горевать, наста..вать.

Сообщение темы урока: «Правописа­ние суффиксов глагола. Гласные в суффиксах -ова- (ева-), -ыва- (ива)»-.

- Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо вы­брать гласную букву. Должно существо­вать правило, которое поможет нам сделать этот выбор. Цель сегодняшнего урока - познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами.

Знакомство с теоретическим материа­лом (в учебнике под ред. В. В. Бабацевой данный материал представлен в § 97).

Учащиеся читают текст параграфа и составляют инструкцию для применения правила:

Алгоритм правописания суффиксов -ова- (ева), -ыва- (ива).

Гор..ватъ, доклад..вать

1. Ставлю глагол

в форму наст, или буд. вр.

/,-го лица ед. ч.

Я что делаю? что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую, -юю -ываю, -иваю

-ова, -ева-- -ыва, -ива-

Применение алгоритма. Обозначение орфограммы.

«Пропускаем» через алгоритм запи­санные нами глаголы, вставляя пропу­щенные буквы:

докладЫВАЮ – докладЫВАть

горЮЮ – горЕВАть

командУЮ – командЫВАть

настаИВАЮ - настаИВАть

Устно учащиеся отвечают на вопрос: «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Всегда, когда есть такая возможность, стараюсь использовать разные способы объяснения нового материала. После логического, научного объяснения можно рассказать грамматическую сказ­ку. Такой ассоциативно-образный под­ход позволит представить правило и лучше его запомнить.

Жили-были в русской грамматике суффик­сы -ова-, -ева- и -ыва-, -ива-. Честно трудились: образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы -ыва-, -ива- были очень предан­ными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам: рассказЫВАю,

рассказЫВАешъ,

рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности - просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы -ыва-, -ива всегда оставались верными, постоянно при­сутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы -ова-, -ева- таким посто­янством не отличались и уступали свое место суффиксам -у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

командОВАть

командУю

командУешь

командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это -ыва-, -ива, а если стремится убежать, как колобок, то это

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок дает нам эта сказка? Сформулируем правило еще раз.

4. Закрепление нового материала. Ра­бота по алгоритму.

Учащиеся получают карточки с про­пусками слов и букв (то, что они должны вписать, дано курсивом).

1. Замените глаголы или словосочета­ния близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматрива­емыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

Его усиленно угощали, (потчевали - потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать - опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали - проогшрирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальти­ровали - заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливал­ся - прогулИВАЮсь)

Слова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперирова­ли, опаздывать.

2. Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горе­вать.

Кто не умеет выполнять, не должен (пршазЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а ста­рых не теряй.

Последний глагол является «провока­ционным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать вни­мание учащихся и подчеркивают необхо­димость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограм­ма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суф­фиксе глагола.

3". Фразеологическая пауза .

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

(На интерактивной доске)

Фразеологизмы

Глаголы

подливать масла в огонь

набрать в рот воды

из кожи вон лезть

подзадоривать

безмолвствовать

усердствовать

безмо

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Следуйте за мной.

а)Закройте глаза, мысленно подумайте о чём-то хорошем;

б)откройте глаза, посмотрите вперёд, влево, затем - вправо;

в)опустите голову, резко посмотрите вниз;

г)поднимите голову, резко посмотрите вверх;

д)делайте вращательные движения глаз;

Самостоятельная работа .

Глаголы написаны на доске парами. Из каждой пары глаголов выбираем слово с требуемым суффиксом и запи­сываем его в таблицу, выделяем суф­фикс.

-ыва~ Оправдывать - атаковать

-ова- Воспитывать - торжествовать.

-ова- Лакировать - испытывать.

-ова- Докладывать - исслед..вать.

-ова- Записывать - чувств..вать.

-ова- Негод..вать - откус.вать.

-ыва- Действ..вать - образовывать.

оправдывать

торжествовать

лакировать

исследовать

чувствовать

негодовать

образовывать

Проверка:

- Обведите столбик, состоящий из первых букв каждого слова; если зада­ние выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку.

Разбираем допущенные ошибки.

6. Самостоятельная работа .

Работая по алгоритму, вставьте пропу­щенные буквы.

Использ..вать, жал..ваться, танц..вать, расспраш..вать, отпляс..вать, откапывать, высчитывать, вспахивать, пропалывать, складывать, попробовать, затрагивать, проветривать, дневать и ночевать.

На интерактивной доске.

Ответы:
О О Е И

ы ы ы и

Ы Ы О И

И Е Е

Выставление отметок, разбор допу­щенных ошибок.

7. Подведение итога урока и выставление оценок.

Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответст­вующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..ва­ли, доказ..вали, проб..вали.

0егодня на уроке русского языка мы

образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.

8. Коварные суффиксы.

смотреть - рассмАтривать - (смОтр)

прополоть - пропАлывать - (пОлет)

умолчать - умАлчивать - (мОлча)

- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки" без­ударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, опреде­лите гласную в корне.

Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю - ослабеть. Повелеваю - повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с по­мощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.

9. Итог урока.

(Учитель работает с гитарой)

Итак, сделаем выводы по материалу, с которым мы сегодня работали.

10. Рефлексия.

Ребята, закончите мою фразу.

Мы сегодня повторили ……..

Мне было интересно (делать что?)

Вы все хорошо работали, молодцы. Сейчас вы сами себя оцените. Кто работал хорошо поднимите красный кружочек, а кто считает, что мог бы работать лучше -зелёный.

11. Домашнее задание (на карточке):

1. От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

команда - расход -

зависть - участие -

горе - сочувствие -

2. К данным глаголам подберите антонимы
с изученными суффиксами.

обвинять - копить -

печалиться - молчать

3. Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти - ,

покрывать лаком - ,

быть шефом - ,

«Гласные в суффиксах

-ова-, –ева-, -ыва-, –ива-».

Учитель: Грошева А. В.

«Н и НН в прилагательных» - В.) Воспитанник? воспитать – (сов.) Избранник? избрать – (сов. В суфф. –Енн–, –онн– утренний, огненный, пламенный, лекционный, агитационный, революционный. В.) Пудреница? пудрить – (несов. Отглагольные мученик? мучить – (несов. П.) Пишется всегда –н- комиссия образована. – (Тв.П.) (Кто-то образовал – кратк.

«Полные и краткие причастия» - Незаконченное, а начатое собрание. Замените письменно сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Раздавшийся, меня, грохот, слева, заставил, оглянуться. Краткие и полные причастия. Причастия, заключенные в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Формирование познавательных способностей учащегося.

«НН и Н в прилагательных» - Государство - государственный Традиция – традиционный Хозяйство – хозяйственный Мужество – мужественный Лекция - лекционный. К какой части речи относятся слова правых столбиков? Холод- холодный зима- зимний сон- сонный утро- утренний глина- глиняный. Вкусный сонный хрустальный лунный летний осенний.

«Предложения с причастиями» - Проверка домашнего задания. Большая вода». Образование причастий. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. И. И. Левитан «Золотая осень». Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Примерный план ответа: Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Ветреный - жил ветрено, сумрачный – глядел сумрачно. Вставь пропущенные буквы. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Н и НН в суффиксах прилагательных. Ключ к упражнению: Неожиданный – явился неожиданно, необдуманный – поступил необдуманно.

«Причастие» - Причастие – самостоятельная часть речи. Действительное причастие. Полная форма. Страдательное причастие. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Настоящие время. Прошедшее время. Действительные причастия прошедшего времени. Причастие. Краткая форма. Несовершенный вид. Склонение причастий.