Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения: предикативность, интонационная замкнутость

Предложение – это грамматически и интонационно оформленная минимальная единица речи, передающая отношение высказывающегося к действительности. В суждении что-то о чём-то утверждается или отрицается, и в этом находит своё выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом. Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная. Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению (ср. односоставные предложения с одним главным членом). Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесённость содержания предложения к объективной действительности (его возможность или невозможность, необходимость или вероятность, реальность или нереальность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.). Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы). Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д. Таким образом, основными признаками предложения являются модальность (отношение говорящего к высказываемому), предикативность (отношение содержания предложения к действительности), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Классификация предложений по цели высказывания: Повествовательное, побудительное, вопросительное. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Предложения утвердительные и отрицательные.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание, например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.).Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

Обособления, свойственным всем обособляемым членам предложения (большая смысловая нагрузка, выражающаяся в осложненности содержания и дополнительной преди-

кативности), существуют и частные условия, обнаруживаемые при обособлении тех или иных членов предложения. К ним относятся следующие.

1. Уточняющий или поясняющий характер одного члена предложения по отношению к другому может способствовать его выделению. Члены предложения, осложненные значением уточнения или пояснения, стоят всегда непосредственно после уточняемого или поясняемого слова. Уточняющий член конкретизирует уточняемый, т. е. в содержательном плане они не равнозначны и соотносятся как род и вид, общее и частное, а поясняющий член равнозначен поясняемому, но называет поясняемое более понятно для данной ситуации. Например: Я иду к пруду, на свое любимое место, между шиповниковой клумбой и березовой аллеей, и ложусь спать (Л. Т.); Мы быстро собрались и отправились на Павелецкий вокзал, к ночному поезду (Паст.); Лето после государственных экзаменов я провел у родителей на даче в Молодях, близ станции Столбовой по Московско-Курской железной дороге (Паст.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.); Я ... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т. е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.).

2. Степень распространенности члена предложения может влиять на обособление обстоятельств, приложений. Ср., например: Она вошла в зал не постучавшись (Шол.). Деепричастие не обособляется, поскольку имеет очень близкое к наречию значение, оно характеризует действие, обозначенное глаголом,- вошла не постучавшись. При распространении этого обстоятельства - Она вошла в зал, даже не постучавшись предварительно, - возникают условия для обособления, так как в таком случае усиливается самостоятельность обозначаемого деепричастием действия: Вошла и не постучалась предварительно. То же осложнение значения может появляться и у приложения. Ср.: Старик сторож дежурил на бахче. - Бодрый еще старик, сторож дежурил на бахче.

3. Синтаксическая несочетаемость связанных по смыслу слов может выступать как дополнительное условие обособления при отнесенности к личному местоимению . Личное местоимение не способно сочетаться с определениями непосредственно, так как оно не обозначает лицо, а лишь указывает на него. Редкие случаи употребления необособленных определений при личных местоимениях лишь подтверждают их необычность и неестественность, например: «Моя «она» - название одного из рассказов

Или: Красный директор и бледные мы глядели в упор на Ивана Петровича (Ч.); И воистину ты - столица для безумных и светлых нас (Ахм.). Лексическая несочетаемость личного местоимения (его бескачественность) и прилагательного приводит к обособлению, так как в таком случае непосредственность связи нарушается и появляется отнесенность к глаголу-сказуемому, например: Утомленный долгой речью, я закрыл глаза (Л. Т.); Бледный, с дрожащей нижней челюстью, он стоял над нею и умолял успокоиться (Л. Т.). Такие определения всегда осложнены дополнительным смыслом, они не способны передавать только определительное значение, так как связаны и со сказуемым: Лишенный природой дара слова, он [кот] ни в чем не мог оправдаться (Булг.) - Не мог оправдаться, так как был лишен дара слова.

4. Обособление может быть вызвано соседством других обособленных групп слов . Например, в предложении Вправо, в нескольких саженях от меня, стоял какой-то незнакомый шалаш, влево - серый неуклюжий столб с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской (Кор.) несогласованное определение с широкою дощатою крышей, с кружкой и с доской не обособляется. Однако, если его поместить после другого определения - обособленного, оно становится обособленным: ...Влево - серый неуклюжий столб, совсем покосившийся, с широкою дощатою крышей...

5. Сопутствующим условием обособления может явиться слабая синтаксическая связь той или иной словоформы с управляемым словом. Это обнаруживается, например, при отрыве слабо-управляемых словоформ от глаголов. Например. В кухне молодая женщина, в платочке и калошках на босу ногу, стояла на подоконнике и мыла окно (Пан.). В варианте предложения без обособленного несогласованного определения словоформы в платочке и калошках тяготеют к сказуемому: стояла в платочке и калошках.

§ 74. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В истории русской синтаксической науки долгое время существовал взгляд на обособленные члены как на сокращенные придаточные предложения. Так понимали сущность обособления 1, А. X. Востоков2, 3, -

1 См.: Практическая русская грамматика. СПб., 1827.

2 См.: Востоков А. X . Русская грамматика, по начертанию его же сокращенной грамматики полнее изложенная. СПб., 1831.

3 См.: Опыт общесравнительной грамматики русского языка . СПб., 1854.

ев1. Так, пишет, как «полные предложения сокращаются в имена существительные, прилагательные и наречия, т. е. переходят в какой-либо отдельный член предложения»2.

Теория сокращения придаточных предложений была подвергнута критике со стороны, доказавшего ее антиисторизм.

В труде «Из записок по русской грамматике» говорит о приложении (употребляя этот термин в широком значении) и его отличии от атрибута в сказуемом. Сопоставляя предложения Босая девица вышла на мороз; Девица, босая, вышла на мороз и Девица вышла босая на мороз, приходит к выводу, что определение (босая девица), и приложение (девица, босая, вышла...), и атрибут в сказуемом (вышла босая) различаются следующим образом: «Определение и приложение означают признаки, уже данные в определяемом прежде, чем возникает действие; атрибут в сказуемом есть признак, возникающий вместе с действием или посредством его»3.

Приложение же имеет в зародыше отношения противительное и уступительное: босая, а вышла; хотя босая, но вышла. Ничего подобного нет в собственном определении4. Таким образом, не только опроверг теорию сокращения придаточных, но и указал на главное отличие выделенного члена предложения от обычного - его осложненность семантическую, в частности отметил обстоятельственные оттенки значений у определений. Причем считает, что передается это различие не столько порядком слов, сколько тоном.

Далее разрабатывает теорию обособленных членов предложения. Он и вводит в научный обиход сам термин. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» этому вопросу посвящена целая глава - «Обособленные второстепенные члены». определяет обособленный член предложения как такой, который уподобляется «в отношении мелодии и ритма - параллельно - в отношении связей своих с окружающими членами отдельному придаточному предложению»5. подробно анализирует разные виды обособленных членов, намечает общие и частные условия обособления, уделив большое внимание интонации.

При описании самих членов предложения опирается на их морфологическую принадлежность: обособленное прилагательное, присубстантивная сравнительная форма, деепричастие и т. д.

Несмотря на детальное описание обособленных членов предложения, не раскрыл их смысловые и синтаксические функции. Опираясь на интонацию и ритм в определении обособленных членов, он, в отличие от, упустил по существу главное - особую сообщительную функцию этих членов предложения, их смысловую осложненность.

Так при изучении обособленных членов предложения внимание было переключено на интонацию, паузы, порядок слов. Такой аспект исследования привел к неоправданному отказу от проблемы обособления вообще6.

1 См.: Историческая грамматика русского языка.

2 Там же. С. 535.

3 Из записок по русской грамматике. С. 122.

4 См. там же.

5 Русский синтаксис в научном освещении. С. 416.

6 См.: Очерк синтаксиса русского языка. М., Пг., 1923.

§ 75. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Согласованные определения, выраженные прилагательными или причастиями с зависимыми словами, обособляются в постпозиции по отношению к определяемому слову или будучи оторванными от него, т. е. дистантно расположенными. Например: У ворот его стояла кибитка, запряженная тройкою татарских лошадей (П.); Далекий ропот моря, долетавший в чащу этих лесов, придавал им таинственность (Пауст.); Была весенняя ночь, полная крупных звезд (Пауст.); Громадный в своем чесучовом костюме, выходит из подъезда Акиндинов (Пан.); В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халотом, лежал в глубоком сне мастер (Булг.); Наступила заря, и, закованный в снег, двуглавым обломком кристалла в окне загорался Казбек (Забол.). Такие определения имеют полупредикативное значение, которое особенно отчетливо обнаруживается при наличии обстоятельственных слов, распространяющих это определение, - со значением причины, времени и т. д. Это таинственная глубь океана пытается выбраться наружу, зловещая и бледная от долго сдержанного гнева (Кор.); Своей душе, давно усталой, я тоже верить не хочу (Бл.); Вот моя птица, когда-то веселая, обруч качает, поет на окне (Бл.).

Обособляются одиночные определения в постпозиции, хотя такое обособление обязательно только при логическом выделении существительного, которое поясняется следующими за ним определениями; при отсутствии выделения определения становятся смысловым центром высказывания и не обособляются. Ср.: По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит (П.). - По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит. При наличии определения перед существительным постпозитивные определения обязательно обособляются, так как приобретают характер дополнительного сообщения: Длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой (Ч.); Молодому человеку, влюбленному, невозможно не проболтаться... (Т.). Ср.: Человеку влюбленному невозможно не проболтаться (логическое ударение на прилагательном, которое обозначает постоянный признак).

Если согласованные определения относятся к словам лексически неполноценным, т. е. нуждающимся в определениях, то они не обособляются: Остродумов имел вид сосредоточенный и дельный (Т.).

Одиночные определения в постпозиции обязательно обособляются при передаче полупредикативного значения: Сережа, смущен-

ный, стоял в стороне (Н. Остр.). Ср.: Сережа смущен и Сережа стоял... Такое определение наряду с этим может иметь обстоятельственное значение: Мать, усталая, повалилась на кровать (повалилась, так как была усталая и мать устала и повалилась на кровать).

Определения, относящиеся к личным местоимениям, обособляются в любой позиции. Они всегда имеют полупредикативное значение. Например: Она, бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Ч.); Здоровые, молодые, сильные, они подхватили, почти подняли Антипа на воздух и бросили на палубу (Сераф.). Ср.: Она бледна... и Она стоит...; Они здоровые, молодые, сильные и Они подхватили... Редкие случаи необособления таких определений подчеркивают их необычность, связанную с авторским восприятием (см. § 73).

Всегда обособляются определения, выраженные краткими прилагательными или краткими страдательными причастиями. Они имеют значение добавочного сообщения и всегда полупредикативны: Овеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит (Тютч.); В привычный час пробуждена, вставала при свечах она (П.). Тут зверь появился, высок и космат, И так же, как многие прочие звери, Узнав человека, отпрянул назад (Забол.); Горит весь мир, прозрачен и духовен, теперь-то он поистине хорош (Забол.); Движется нахмуренная туча, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке (Забол.); Зацелована, околдована, с ветром в поле когда-то обвенчана, вся ты словно в оковы закована, драгоценная моя женщина (Забол.).

Несогласованные обособленные определения, выраженные косвенными падежами имен существительных, чаще всего относятся к именам собственным и личным местоимениям и обозначают добавочное сообщение, так как собственное имя достаточно конкретно само по себе и не нуждается в постоянных определителях (признак может быть временным и обязательно, с полупредикативным значением), а местоимение лишь указывает на предмет или лицо и потому тоже не может иметь собственно определения, так как лексически не сочетается с прилагательным. Например: Степка, с зазубренной ложкой в руках, занял свое место в дыму около котла (Ч.); ...Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (М. Г.)

Несогласованное определение при нарицательном имени существительном обособляется при подчеркивании характеризующего значения: На мысу рос тальник, стояла маленькая грязная водокачка, с тонкой высокой трубой на крыше (М. Г.). Ср. без

подчеркивания: Замыкая шествие маленького роста прихрамывающий иностранец с кривым глазом, без пиджака, в белом фрачном жилете и при галстуке (Булг.).

Определения, выраженные формой сравнительной степени прилагательного, встречаются реже и обособляются обычно при наличии согласованного определения перед определяемым существительным: Короткая борода, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок (А. К. Т.).

Согласованные и несогласованные определения часто сочетаются в однородном ряду, например: Без шапки, босой, в изорванном пиджаке поверх грязной рубахи, в шароварах, выпачканных тиной, он был похож на батрака (М. Г.); Жарко горел перед ним образ будущей хозяйки дома, высокая, на голову выше его, полногрудая, сильная, она гордо и плавно ходит по двору... (М. Г.).

Обособляться могут и определения, выраженные инфинитивом. Функция дополнительно характеризующего средства особенно четко выявляется при наличии согласованного определения при определяемом слове, именно в таком случае определительный инфинитив обособляется, например: Ее преследовала тайная мечта - уйти в партизанское подполье (Фад.); Вот и осталось мне только одно сомнительное удовольствие - глядеть из окошка на рыбную ловлю (Купр.); ...Две группы партизан, оборонявшие рощу у самого Донца, должны были задержаться долее других и демонстрировать как бы последнюю отчаянную попытку - переправиться через реку (Фад.). Такие инфинитивные обороты, как правило, осложняются пояснительным значением.

Определение-инфинитив, отнесенное к определяемому слову без характеризующих его других определений, не отрывается от существительного, т. е. не обособляется, например: В тот же день Фрунзе отдал приказ Чапаеву выступить со своей дивизией из Уфы на юг... (Фурм.).

§ 76. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения одиночные и с зависимыми словами обособляются при тех же условиях, что и согласованные определения, выраженные прилагательными и причастиями. Они выполняют функцию дополнительного сообщения, т. е. полупредикативны. На обособление может влиять морфологическая природа определяемого слова, позиция по отношению к определяемому, степень распространенности и т. д. Примеры: Татьяна, вдова, двоюродная сестра мельника, высо-

кая, с багровым сердитым лицом и большим носом, внесла в огород тяжелую корзину мокрого белья (М. Г.); Павел Иванович, щуплый, сухонький человечек с длинным черепом и козлиной бородкой на маленьком лице, наскоро склеенном из мелких разрозненных костей, обтянутых сильно изношенной кожей, пил чай со Степаном Рогачевым, парнем неуклюжим, скуластым, как татарин, с редкими, точно у кота, усами и гладко остриженною после тифа головою (М. Г.); Второй сын, Яков, кругленький и румяный, был похож лицом на мать (М. Г.); И они, наклоняясь друг к другу, бесприютные дети ночей, молча шли по цветущему кругу в электрическом блеске лучей (Забол.); Вот они и шли в своих бушлатах - два несчастных русских старика, вспоминая о родимых хатах и томясь о них издалека (Забол.). В препозиции приложения, имеющие только определительное значение, не обособляюся. Ср.: Старый рыбак Андрей, приятель Дымченко, осторожно разжал руку (Пауст.). - Андрей, старый рыбак, приятель Дымченко.,.

Сочетание приложений может давать исчерпывающую характеристику предмета или лица: Полковым адъютантом был немец, заика Мерк, человек твердых жизненных правил, службист и любитель музыки (Пауст.).

Обособленные приложения, присоединенные союзом как, имеют причинное значение: Как старый артиллерист, я презираю этот вид холодного оружия (Шол.).

Собственно определительное (обычно конкретизирующее) значение имеют приложения, присоединяемые при помощи слов по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т. д.: Назначенный сопровождать батальон Сабурова, маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам... (Сим.).

Одиночные приложения, относящиеся к собственным именам, могут не обособляться и в постпозиции сливаться с определяемым именем. Ср.: Река Москва - Москва-река; На ней [золотой монете] было выбито изображение Артемиды-охотницы (Пауст.).

§ 77. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

Деепричастия и деепричастные обороты обычно употребляются в качестве обособленных обстоятельств. Однако эти обстоятельства очень существенно различаются. В одних случаях они обозначают действие, предшествующее основному или сопутствующее ему, т. е. являются дополнительными сказуемыми. Такие деепричастия

и деепричастные обороты легко заменяются спрягаемыми формами глаголов; сравним: Повязав уши, надвинув шапку на самые брови, туго и низко подпоясавшись, он стал нанизывать на себя тулуп (Бун.). - Повязал уши, надвинул шапку, подпоясался и стал нанизывать на себя тулуп; Постояв, он двинулся вперед (Бун.). - Постоял и двинулся. В других - обозначают признак действия, характеризуя его в отношении способа совершения: - Делай! - повторял Васька, потрясая гармоникой над головою (Бун.); Все звуки разъединились и, устало прижимаясь к земле, засыпали в теплоте ее (М. Г.); Желтый язык огня вздрагивал, вытягиваясь вверх и опускаясь (М. Г.). Такие деепричастные обороты, как правило, не способны заменяться спрягаемыми формами глагола, однако легко замещаются определительными обособленными оборотами с обстоятельственным оттенком значения, например: Не обращая внимания на сырость и ветер, Любка в одном платке таскала из троечных саней какие-то кульки (Бун.); ср.: Не обращавшая внимания на сырость и ветер, Любка в одном платке таскала...

Эти деепричастия и деепричастные обороты очень близки по значениям наречиям и наречным выражениям и потому могут даже не обособляться: Яков сидел опустив ноги (М. Г.); Сын стоял склонив голову (М. Г.). Особенно если они выступают с наречиями в одном синтаксическом ряду, например: Сказал он довольно небрежно и не глядя на меня (Л.); Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Г.).

Деепричастия и деепричастные обороты могут иметь и другие обстоятельственные значения1: цели, причины, условия, уступки и т. д. Например: Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но живот спасая (Кр.); Боясь снова раздразнить его, я молчал (М. Г.); Поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека (Л.); Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию (Л. Т.). Деепричастные обороты с такими значениями синонимичны соответствующим придаточным частям, ср.: Волк из лесу в деревню забежал, не в гости, но чтобы спасти жизнь; Я молчал, так как боялся снова раздразнить его; Если вы будете поддерживать ваше мнение, то потеряете право на имя благородного человека; Хотя князь Андрей не нашел Курагина в Турции, он не считал необходимым скакать за ним опять в Россию.

1 , например, различает 23 значения у деепричастных оборотов (см.: Вопросы теории членов предложения. Рязань, 1969).

§ 78. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ИМЕНАМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ И НАРЕЧИЯМИ

Некоторые обстоятельства, выраженные падежными формами имен существительных и, реже, наречиями, обособляются в результате приобретения в предложении дополнительной смысловой нагрузки. Особенно это характерно для обстоятельств времени и места: Однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина (Булг.). Эти обстоятельства намеренно выделяются с целью подчеркивания их значимости.

Обособленные обстоятельства могут присоединяться словами ввиду, вследствие, благодаря, по причине, вопреки, за неимением, в случае, во избежание, согласно, по случаю, несмотря на и иметь различные обстоятельственные значения: причины - Вследствие множества наехавших гостей, никто не спал в одиночку (Т.); условия - Я стал на углу площадки, крепко упершись левой ногой в камень и наклоняясь немного вперед, чтобы, в случае легкой раны, не опрокинуться назад (Л.); уступки - В домах, несмотря на ранний час, горели лампы (Пауст.); Баранов, вопреки намекам начальства о необходимости ничего не замечать, подошел на своем пароходе к толпе (Пауст.); времени - С приближением неприятеля к Москве, взгляд москвичей на свое положение не только не сделался серьезнее, но, напротив, еще легкомысленнее (Л. Т.). Все эти обстоятельственные обороты осложняют простое предложение дополнительной предикативностью , в результате чего предложение в целом становится синонимичным сложному с соответствующей придаточной частью.

Реже обособляются обстоятельства, выраженные наречием, например: На другой день к вечеру, рысцой, прибежал Алексей (М. Г.); У калитки, весною, всегда останавливается разносчик Егорка с тирольскими пирожками (Купр.).

§ 79. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБОРОТЫ СО ЗНАЧЕНИЕМ ВКЛЮЧЕНИЯ, ИСКЛЮЧЕНИЯ И ЗАМЕЩЕНИЯ

Обороты со значением включения, исключения и замещения могут обособляться в зависимости от степени их распространенности, а также места расположения в предложении.

Такие обороты включаются в состав предложения при помощи предлогов и предложных сочетаний кроме, помимо, вместо,

включая, исключая, за исключением, сверх и др. и обозначают предметы, включенные в однородный ряд или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие. Например: От сытого котла все казаки были веселые, за исключением Степана Астахова (Шол.); Я думаю, кроме России, в сентябре месяце нигде подобных дней не бывает (Т.); Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Кор.); Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг (Акс.); Остальную часть двора занимал длинный соломенный навес, вместо сарая для кареты и вместо конюшни для лошадей (Акс).

Нередко такие обороты относят к обособленным дополнениям, однако это отнесение по меньшей мере условно, так как эти словоформы не обозначают предмета, на который переходит действие или который является результатом действия.

§ 80. УТОЧНЯЮЩИЕ, ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Простое предложение может осложняться уточняющими, пояснительными и присоединительными членами, которые объединяются общей выделительной интонацией и функцией добавочного сообщения. Обособленность позиции таких членов предложения объясняется их функциональным назначением - они дополнительно характеризуют те или иные члены простого предложения (как второстепенные, так и главные). Общая функция добавочного сообщения может конкретизироваться по-разному.

Уточняющие члены , относясь к тому или иному члену предложения, сужают понятие, им передаваемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. В предложении В Крыму, в Мисхоре, прошлым летом я сделал изумительное открытие (Купр.) словоформа в Мисхоре сужает, конкретизирует более широкое по значению обстоятельство в Крыму.

Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, поскольку и те и другие могут быть обозначены очень обобщенно и неопределенно: там, туда, оттуда; везде, всюду; тогда, потом. Такие общие указания на пространство и время нуждаются в конкретизации, например: Теперь же, после половодья, это была река саженей в шесть (Ч.); Если смотреть на остров издали, с моря, он должен казаться подобным богатому храму в праздничный день (М. Г.); На другой день, рано утром, Оленин проснулся от свежести... (Л. Т.); Осенью, в дожди, она [река] станет непокорной и опасной (М. Г.). Кроме того, могут

уточняться и обстоятельства образа действия, например: На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона... (Фад.); Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шол.); Он был тщательно, до розового лоска на щеках, выбрит (Ант.)

Уточняющим может быть не только обстоятельство, но и определение. Как правило, несогласованное определение, более конкретное по смыслу, располагается при согласованном определении, выражающем признак в его общем виде, например: Катер шел, все время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги, вошел Бобров (Пан.); Горбоносый камнелом расправил усы и бороду белыми, в известке, руками (М. Г.); Тихий барин сидел в тени берез за большим столом, в одной руке он держал платок, а другою, с циркулем в ней, измерял что-то на листке ослепительно белой бумаги (М. Г.). В качестве конкретизируемых часто выступают местоимения тот, этот, такой, имеющие слишком общее значение, например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.).

Уточняющими могут быть и приложения: Обе, мать и дочь, были в соломенных шляпах (Ч.)

Пояснительные члены предложения являются вторыми наименованиями по отношению к первым, выражающим то или иное понятие недостаточно определенно. Это другое обозначение того же понятия. Пояснительные члены могут иметь прямое указание на их поясняющий характер, т. е. иметь специальные союзы: то есть, а именно, или (в значении то есть). Например: ...Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы... (Ч.); Я ... добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т. е. с колоннами (Л. Т.). Однако таких союзов может и не быть, но смысл пояснительных членов сохраняется тот же: В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия (Герц.).

Пояснительные отношения часто характеризуют определения. Однако эти определения не обособляются, они лишь отделяются от впереди стоящего определения. Например: На станции Волочаевка белые создали второй, дальневосточный Перекоп (Пауст.); Странный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (Меж.).

Отношения пояснения и уточнения различаются следующим: при пояснении два понятия выступают как смысловое тождество, но

словесно по-разному выраженное; при уточнении имеются наименования двух разных понятий, из которых одно более общее, другое - его конкретизирующее.

Если понимать термин «обособление» широко, как интонационно-смысловое выделение группы слов в составе предложения, то в разряд обособленных можно отнести такие члены предложения, которые отличаются особой синтаксической связью, передающей характер добавочности сведений, передаваемых этими словоформами. Это члены предложения, присоединяемые к предложению в дополнение к тому, что в нем есть, как возникшие попутно, в связи с содержанием основного высказывания.

Присоединительные члены предложения могут связываться с предложением посредством слов и сочетаний: даже, например, в частности, особенно, в особенности, в том числе, и потом, и притом, и причем и др. Например: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); Я любил наши спектакли, а особенно репетиции, частые, немножко бестолковые, шумные (Ч.); У тебя солидный опыт работы, причем в области перестройки и поисков новых форм (газ.); Мать любила и всякие другие игры, особенно же головоломки и карты (Наб.).

§ 81. СМЫСЛОВЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Смысловые и стилистические функции обособленных членов предложения широки и многообразны. Выделение членов предложения позволяет передать тонкие оттенки смысла, подчеркнуть нужные детали, сообщить необходимые дополнительные сведения, конкретизировать, уточнить значение других членов предложения.

Очень часто при помощи выделения словоформы подчеркивается особая значимость важных для осмысления текста деталей.

Тонкий, глубокий смысл передается, например, обособленной конструкцией в предложении: Видно, и Чичиковы, на несколько минут в жизни, бывают поэтами (Г.). Известно, что Чичиков и поэзия - полярны и несовместимы, но роль и величие поэзии столь значительны, что даже такие прирожденные «антипоэты», как Чичиков, в какие-то особые минуты их жизни попадают под ее всесильное влияние. Все это (необычность и противоестественность явления) передано глубокой по смыслу и своеобразной по интонационному оформлению обособленной конструкцией на несколько минут в жизни. Ср. с предложением без такого выделения; оно звучит

более утвердительно и безапелляционно: Видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни бывают поэтами.

Та же смысловая и психологическая глубина, и к тому же некоторая напряженность и необычность, исключительность проявления признака, передается при помощи обособления и в следующих примерах: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка (Т.); Табуны мальчишек - босиком, по весенней траве - мчались вперед (А. Н. Т.); Он в это утро, далеко от дома, дошел до светлого конца войны (Щип.); Кисть художника везде находит тропы; и, к соблазну полисменов постовых, неизвестные художники Европы пишут красками на хмурых мостовых (Н. Матв.). Приведенные примеры показывают, сколь велика роль смыслового выделения, подчеркивания важных деталей. В других случаях роль обособленных членов еще более значительна, так как от них зависит прямой смысл высказываемого: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (П.). В предложении без обособления смысл иной: Богат, хорош собою Ленский, везде был принят как жених (богат, хорош собою - сказуемые).

На выделение тех или иных членов предложения большое влияние оказывает контекст, который и диктует смысловые условия для обособления. Особенно наглядно это выступает в тех случаях, когда обособление факультативно, т. е. структурой предложения не предопределено.

Контекст конкретизирует смысловую сторону речи, и потому выделение может стать обязательным при передаче нужного, подчас единственно возможного оттенка значения. Интересно в этом плане сопоставление двух отрывков из рассказа А. Чехова «На подводе», где встречается один и тот же член предложения, но в разных контекстах: в одном случае он обособляется, в другом - нет.

1. Этот Ханов, мужчина лет сорока, с поношенным лицом и с вялым выражением, уже начинал заметно стареть, но все еще был красив и нравился женщинам. Он жил в своей большой усадьбе, один, нигде не служил, и про него говорили, что дома он ничего не делал, а только ходил из угла в угол и посвистывал или играл в шахматы со своим старым лакеем.

2. Марье Васильевне стало страшно и стало жаль этого человека, погибающего неизвестно для чего и почему, и ей пришло на мысль, что если бы она была его женой или сестрой, то всю жизнь, кажется, отдала бы за то, чтобы спасти его от гибели. Быть женой? Жизнь устроена так, что вот он живет у себя в большой усадьбе один, она живет в глухой

деревне одна, но почему-то даже мысль о том, что он и она могли бы быть близки и равны, кажется невозможной, нелепой.

В первом случае слово один выделено, во втором - не выделено, причем в одинаковых по лексическому составу предложениях. В первом - повествует автор, он рисует объективную картину жизни Ханова. Ему, автору, важно сообщить, что живет он, Ханов, «в своей большой усадьбе» (логическое ударение здесь), т. е. человек состоятельный, и, вместе с тем, он одинок, это немаловажная деталь, которая и подчеркивается выделением данного слова. Во втором отрывке повествование ведется от лица учительницы, это ее мысли, ее ощущения. А для нее совсем не важно, что Ханов богат («большая усадьба» не имеет значения), ей важно, что душа его надломлена, что он гибнет как человек и ему надо помочь, - отсюда и иные логические акценты в предложении: главное, что живет он один (выделения знаками нет; следовательно, впереди стоящее сочетание читается без ударения, которое переносится на слово один), эта главная мысль подчеркивается и параллелизмом построения следующей части предложения (она живет в глухой деревне одна).

Как правило, смысловая функция выделенных членов предложения сочетается со стилистической: особые оттенки смысла, чтобы они отчетливо проявились, надо подчеркнуть, акцентировать. Например, в предложении Я и Анна Алексеевна ходили вместе в театр, всякий раз пешком (Ч.) акцентирование детали всякий раз пешком помогает автору передать дополнительный смысл, диктуемый описанной в рассказе ситуацией, смысл, как бы читаемый между строк: выделение оттеняет острое желание героев как можно дольше побыть вдвоем. Заострению нужного для автора смысла способствует обособление и в предложении Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме (Ч.), где происходит наложение смыслов: основного, передаваемого лексическими значениями сочетающихся слов (сообщение о расположении дома, о его координатах), и дополнительного, подчеркивающего особое положение в обществе семьи Туркиных (из рассказа «Ионыч»), ее материальный достаток. Причем именно дополнительный смысл становится более весомым и значимым в ходе повествования, а само предложение - более информативным и выразительным. 17

Определения и приложения обособляются в положении после существительного, с которым они связаны: Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок (И. Т.); Мальчик, стриженный, в серой блузе, подал Лаптеву стакан чаю без блюдечка (Ч.); Мне пришло в голову некоторое сооб- ражєние, еще неясное для меня самого (Плат.); Он...

Отправился на лошадях к своему бывшему опекуну и воспитателю Песоц- кому, известному в России садоводу (Ч.).

Обособленные приложения могут предваряться словами то есть, или (в значении то есть): Кварц, или окисъ кремния,- один из самых распространенных минералов.

Особо должны быть рассмотрены обособленные определения из сочиненного, но неоднородного ряда. В этом случае подчеркивается неоднородность определений - обособленное определение поясняет предшествующее ему определение данного ряда: Между стволов сосен являются прозрачные, воздушные фигуры огромных людей и исчезают в зеленой пустоте; сквозь нее просвечивает голубое, в серебре, небо (М. Г.); Она... со страхом смотрела на дедовы руки в коричневых, глиняного цвета, старческих веснушках (Шол.); Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чак.).

В позиции перед существительным определения и приложения обособляются только в том случае, если они вступают в отношения логической обусловленности с основным сообщением: Яркая и необыкновенная по композиции, картина привлекла всеобщее внимание.- Картина привлекла всеобщее внимание, потому что была яркой и необыкновенной по композиции; Истинный сын сибирского таежного села, от веку привыкший сводить лес и всякого рода живность, Бахрушин.долго сопротивлялся садовому начинанию...- Бахрушин долго сопротивлялся садовому начинанию, потому что был истинным сыном сибирского таежного села...; Похожий на ласку, горностай отличается от нее более крупными размерами тела и черным кончиком длинного хвоста (С. Огнев). - Хотя горностай похож на ласку, но он отличается от нее более крупными размерами тела и черным кончиком длинного хвоста.

Важной особенностью обособленных определений, приложений, а также причастий и причастных оборотов является то, что они могут относиться к личным местоимениям; необособленными эти члены при личном местоимении быть не могут: Ленивый от природы, он был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию (Гонч.); Она, бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг (Ч.); Человек партии, я признаю суд только моей партии (М. Г.); Очень собой и всем довольный, пришел я домой... (Аст.); Топаем тропинкой мимо изуродованной, ободранной, медленно умирающей березы. Надсаженная, мимоходом истюканная топорами, она и в эту весну из последних сил развесила сережки лимонного цвета (Аст.).

Невозможность обособить члены при личном местоимении и способность этих членов быть именной частью сказѵемого

при подлежащем - личном местоимении (ср..‘ Он был ленивый 232

от природы) служат еще одним подтверждением того, что обособленные члены предложения по своей роли ближе к сказуемому, чем к нсобособлснному члену.

Тест по русскому языку Синтаксис словосочетания и простого предложения; текст 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 7 заданий (5 заданий части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1.

1) крепко сшитый
2) подаренный букет
3) отчаянно вскрикнув
4) летающие лыжники

А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым. О

1) Позабылись правнуками рано грозные Олеговы походы.
2) Россия в XVIII веке стала догонять ведущие европейские страны.
3) Первое опубликованное стихотворение Ивана Алексее­вича Бунина было связано с впечатлениями его детства и юности.
4) Мы намерены продолжить наше сотрудничество и в даль­нейшем.

А3. Какое предложение является определённо-личным?

1) Не воскреснуть Игоря дружине, не подняться после гроз­ной сечи!
2) Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
3) Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё.
4) Мне принесли твоё письмо утром.

А4.

1) Духовные оды создавались как философские произве­дения.
2) Горячий патриот России, Ломоносов выступал за расцвет русской науки.
3) Странник, стоящий на холме, взором унылым смотрит на бледную осень, томно вздыхая.
4) Бричка бежит, а Егорушка видит все в одно и то же, небо, равнину, холмы.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Грамм — это вес одного кубического сантиметра дистил­лированной воды, взятой при температуре 4 градуса.
2) Петра Васильевича вы всегда найдёте если не в кабинете, то в саду.
3) Человек, и зверь, и пташка — все берутся за дела.
4) Ты не пой косарь, про широку степь.

(1)Салтыков-Щедрин назвал художественную литера­туру «сокращённой вселенной». (2)Это тонкое и точное определение вполне применимо к наследию классиков, в котором спрессован многовековой духовный опыт человечества. (3)Классика всегда была мощным воз­будителем в развитии культуры любого народа.

В1. Определите и запишите тип речи текста.

C1. Прокомментируйте определение, данное художественной литературе М.Е. Салтыковым-Щедриным (предложение (1)). Приведите аргументы для доказательства своего мнения.

Вариант 2

A1. В каком словосочетании главным словом является причастие?

1) отправившись в путь
2) открытая книга
3) хорошо воспитаны
4) неотправленное письмо

А2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Уж не светит Игорю солнца ясный свет.
2) Вы можете быть уверены в моей искренности.
3) В Пажеском корпусе Радищев стал читать сочинения философов-просветителей.
4) Пассажир обязан оплатить проезд при входе в автобус.

А3. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) В семье много пели, играли на рояле.
2) Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну.
3) В декабре темнеет рано.
4) Девы готские у края моря синего живут.

А4. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.
2) Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами.
3) «А что, паны, — сказал Тарас, перекликнувшись с курен­ными — есть ещё порох в пороховницах?»
4) Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой.

А5. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?

1) Мензурка — это цилиндрический или расширяющийся кверху, конический сосуд.
2) Он с подозрением поглядывал то на вожатого, то на хо­зяина.
3) В наших краях водятся как безобидные, так и ядовитые змеи.
4) Что ты, сердце моё, расходилося?

Прочитайте предложения и выполните задания B1 и C1.

(1)В журнале «Вестник Европы» Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем. (2)С точки зрения Карамзина, эгоизм — следствие дурной приро­ды непросвещённого человека. (3)Цель власти состо­ит в том, чтобы охранить от такого человека общество и не допустить зла.

B1. Напишите вид связи между предложениями данного текста.

C1. Разделяете ли вы точку зрения Н.М. Карамзина на цель власти (предложение (3))? Аргументируйте свой ответ.

Ответ на тест по русскому языку Синтаксис словосочетания и простого предложения; текст 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах)
Вариант 1
А1-1
А2-3
А3-2
А4-4
А5-4
В1. рассуждение
Вариант 2
А1-3
А2-2
А3-1
А4-3
А5-1
В1. цепная

Упражнение 32. Разберите предложения. Выделите уточняющие члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Там, ниже, мох тощий, кустарник седой (Пушкин). 2. Внизу, в тени, шумел Дунай (Тютчев). 3. Илья Ильич учился в Верхлеве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего немца Штольца (Гончаров). 4. Прямо против кордона, на том берегу, всё было пусто (Л. Толстой). 5. Его временный командирский пункт был сейчас прямо на путях, в полуверсте от станции, в железнодорожной каменной будке (Симонов). 6. Мы жили в большом доходном доме Гольденгорна, на Канатной улице, во втором этаже (Катаев). 7. Из широких ворот депо выезжали маленькие, почти игрушечные, паровозики большефонтанной железной дороги (Катаев). 8. В предместье, около боен, выли собаки (Чехов). 9. Несколько в стороне от гуся, на матрасике, лежал белый кот (Чехов). 10. За рекою, в розовеющем небе, ярко сверкала вечерняя звезда (М. Горький). 11. Попал он в полк случайно, на марше (Бакланов). 12. Недалеко, в направлении станицы Ольгинской, привычно перекатывались звуки орудийной стрельбы (Первенцев). 13. Справа, у подножия сопок, расстилалось большое поле, покрытое высокой, в рост человека, травой (Чаковский). 14. Это было глубокой осенью, в холодный и сумрачный день (Достоевский). 15. Один раз, перед вечером, ногаец-ямщик плетью указал из-за туч на горы (Л. Толстой). 16. На покривившемся стогу уныло, по-сиротски, примостилась ворона и молчала (Фадеев). 17. Бабы зашумели все сразу, в один голос, не давая Давыдову и слова молвить (Шолохов). 18. Вдали высилось тёмно-красное, цвета сырого мяса, здание фабрики (М. Горький). 19. Эти, не всегда твёрдые и стройные, стихотворные строки писала рука, твёрдая, как сталь... (Симонов) 20. По соседним, без дверей, заляпанным светлым комнатам загрохотали, приближаясь, шаги (Панова).

Упражнение 33. Разберите предложения. Выделите пояснительные члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Вдруг она [лошадь] оборвалась и села в водомоину, или канаву (Л. Толстой). 2. По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья (Короленко). 3. День был прохладный, уже осенний - «в полсвета» (Паустовский). 4. Язи брали жарко - с ходу, как говорят рыбаки (Пермитов). 5. На палубе и внизу идёт обычная утренняя чистка и уборка клипера к подъёму флага, то есть к восьми часам утра (Станюкович). 6. Следовательно, здесь, где неминуемо пойдут синие корабли, и надо выставить заграждение, то есть скрытно послать к Чёртовой Плеши какой-нибудь корабль (Соболев). 7. Почти одновременно с фаянсовым производством в Египте начинают появляться и изделия другого рода, а именно чисто стеклянные (Качалов). 8. Он обладает особой способностью - делать всё вовремя (Катаев). 9. Было ещё одно препятствие на пути учёных - суеверие островитян (Крутиков). 10. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Толстой).

Упражнение 34. Разберите предложения. Выделите присоединительные члены предложения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Все слушали молча рассказ Анны Саввичны, особенно девушки (Пушкин). 2. Искусство, в частности поэзия, есть акт познания (Брюсов). 3. Пять мальчиков, в том числе и Юра, впервые поехали вместе с колхозными ребятами в ночное (Леонтьева). 4. Отец Лены был убит на войне в последний год войны, даже в последние дни войны, при взятии рейхстага (Леонтьева). 5. Метод этот изучить интересно, даже, может быть, необходимо (Соболев). 6. Он спрятал очерк, но слова Артемия Богдановича запали ему в душу - к Насте стал приглядываться, и очень внимательно (Тендряков). 7. Сбавили мы ход, и счастливо (Соболев). 8. Трёх человек, в том числе и Максутова, командир порта всё-таки списал (Соболев). 9. Всё, что ты говоришь, мне известно, да и им, пожалуй (Крымов). 10. Когда я познакомился с Верой Николаевной, она, представь себе, ни в одном городе не бывала отроду, даже в своём уездном (Тургенев). 11. Чтобы приобрести кровельное железо, да ещё в облсельхозснабе, требовались крепкие нервы, громкий голос и умение вовремя прикинуться несчастным (Тендряков). 12. Мы испытали всё, и полной мерой (Прокофьев). 13. Я опять промолчал, должно быть от изумления (Паустовский). 14. Видел я на днях «Крокодиловы слёзы» - бездарнейшая пятиактная белиберда (Чехов). 15. Вдруг рванул ветер, и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку (Чехов). 16. Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой нашего времени (Лермонтов).

Упражнение 35. Разберите предложения. Выделите обороты со значением включения, исключения, замещения. Обоснуйте расстановку знаков препинания.

1. Быстрыми шагами прошёл я длинную площадь кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Тургенев). 2. Он опять хотел говорить, но вместо слов из груди его выходило какое-то глухое клокотанье (Григорович). 3. Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках, стоял неподвижно (Короленко). 4. И стал Михаил Синицкий гвардии красноармейцем, участником всех славных дел своего батальона, несущим наряду со всеми боевые тяготы (Полевой). 5. Помимо лечебной помощи, в тайге требовалась культурно-бытовая, оздоровительная работа (Коптяева). 6. Князья, графы ни к кому помимо меня заезжать не хотели на двор (Островский). 7. Вы будете получать всё нужное сверх пенсии (Тургенев). 8. Дедушка приказал, сверх месячины, выдавать птичнице ежемесячно по полпуду пшеничной муки на пироги (Аксаков). 9. Роса стекает с мезонина на крышу заколоченной терраски, и, кроме равномерного звона капель, ничего больше не слышно в густеющем сумраке вечера (Паустовский). 10. Кроме сосен он [остров] оброс по краям и густым кустарником, защищавшим сердцевину острова от ветров и заносов (Нагибин).

Упражнение 36. Найдите в предложениях уточняющие, пояснительные, присоединительные члены, обороты со значением включения, исключения, замещения. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Чтобы читать лекции хорошо то есть не скучно и с пользой для слушателей нужно кроме таланта иметь сноровку и опыт (Чехов). 2. Почти все молодые рыбки особенно некоторые из пород не очень крупных так красивы или лучше сказать так миловидны резвы и чисты, что народ на юге России употребляет слово «рыбка» как слово ласки нежности (Аксаков). 3. Кроме хозяйки застал я в столовой ещё четырёх гостей чиновников. Один из них старик без усов и с седыми бакенами похожий на драматурга Ибсена оказался младшим врачом лазарета (Чехов). 4. Рассеянные жители столицы не имеют понятия о многих впечатлениях столь известных жителям деревни и города например о ожидании почтового дня (Пушкин). 5. На хуторе в трёх вёрстах от деревушки Соломенной разведчики оставили лошадей и пошли пешком (Фадеев). 6. В Крыму в Мисхоре прошлым летом я сделал изумительное открытие (Куприн). 7. Шагах в десяти от входа в туннель у самого шоссе стоял одинокий домик (Н. Островский). 8. Мы отправились и бродили долго до вечера (Тургенев). 9. На другой день я с пятью якутами переправился через Лену то есть через узенькие протоки разделявшие бесчисленные острова (Гончаров). 10. Кольчатый тюлень или нерпа относится к числу ластоногих (Арсеньев). 11. Узкая на одну телегу дорога вилась ужом (Грибов). 12. Предписание у обоих было в воинскую часть 113 то есть в группу наших войск расквартированных в Монголии (Симонов). 13. В урожайные или в грибные годы грибы часто попадаются кучками семьями даже растут двойничками (Аксаков). 14. Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса в пятистах верстах от африканского материка и именно на острове С.-Яго (Гончаров). 15. Профессия его была самая мирная учитель (Крымов). 16. Искусство вместе с речью есть одно из орудий общения а потому и прогресса то есть движения вперёд человечества к совершенству (Л. Толстой). 17. В этом отношении случилось даже одно важное для них событие именно встреча Кити с Вронским (Л. Толстой). 18. Иногда что-нибудь хочется сделать почитать (Гоголь). 19. Немцы изрядно повредили садик Поповых особенно вишнёвые деревья (Фадеев). 20. Зычный крик их [лебедей] и глухое гоготанье весьма отличное от гусиного слыхали все охотники и в том числе я сам (Аксаков). 21. Служил старший штурман Трук на линейном корабле по прямой своей специальности то есть судовой лавкой заведовал дознания производил шефов ездил встречать (Соболев). 22. Ему тогда исполнилось шесть лет и не просто исполнилось а исполнилось именно в тот день 1 мая (Распутин). 23. Базаров живет бобылём и умрет бобылём и притом бесполезным бобылём... (Писарев) 24. Это ощущение и беспокоило его особенно в первые недели командования (Соболев). 25. А не находите ли вы, что если все в том числе и лучшие люди мыслители и великие учёные участвуя в борьбе за существование каждый сам за себя станут тратить время на битьё щебня и окраску крыш, то это может угрожать прогрессу серьёзною опасностью? (Чехов). 26. Кроме того он был не чужд любования собою и своим голосом свойственного очень молодым особенно красивым людям, которые оставаясь даже совершенно одни постоянно воображают, что на них кто-то с любопытством смотрит, и ведут себя точно на сцене (Куприн). 27. Ступай домой и притом быстренько (Кетлинская). 28. На этих двух Никон постоянно сердился и особенно на длинного рыжего с кошачьими глазами Кольку, которого звал не иначе, как Колчага (Никитин). 29. Было невероятно, чтобы один человек да ещё с тяжёлым чемоданом решился отправиться на лыжах в такой далёкий путь (Кетлинская). 30. За столько верст прискакал да в такую погоду (Арбузов). 31. Уже на Кавказе я узнал и то не от капитана что он был четыре раза тяжело ранен... (Л. Толстой) 32. В людях есть много благородства много любви самоотвержения особенно в женщинах (Островский). 33. Наиболее отсталые из партизан в том числе и командиры отряда заволновались зашумели (Фадеев). 34. Он оставался таким же, как и прежде, спокойным трудолюбивым скромным (Закруткин). 35. Лизе наряду со всеми пришлось искать службу (Федин). 36. Объявились кроме того совершенно неожиданно и другие обстоятельства сильно благоприятствовавшие подсудимому (Достоевский). 37. При этом занятии выяснилось, что на катере все за исключением лишь Сизова и Жадана были старше своего командира (Соболев). 38. В квартире у пани Козловской кроме неё и её сына пехотного поручика Ромуальда никто не жил (Паустовский). 39. Обширный этот труд был интересен тем, что помимо общего описания каждой области её рек и озёр почвы климата растительного и животного мира исторических судеб быта и культуры промыслов и занятий населения в нём были ещё подробно описаны не только все города вплоть до самых ничтожных «заштатных» но даже все сёла и деревни (Паустовский). 40. Но мы не видели ничего кроме ржавой болотной воды гнилого кустарника и осоки (Гайдар). 41. Кроме того пикник обещал выйти очень занимательным (Куприн). 42. Сводка за редкими исключениями соответствовала тому, что запланировано иметь (Симонов). 43. Одним словом вместо учения пришлось Стёпе быть на посылках (Станюкович). 44. В кают-компании почти никто не разговаривал с бароном исключая служебных дел и он был каким-то чужим в дружной семье офицеров «Могучего» (Станюкович). 45. Ему казалось, что все дети за редкими исключениями похожи друг на друга (Паустовский). 46. Помимо обычных наших постоянных собраний, время от времени устраивались так называемые выходные или большие «среды», на которые съезжалось много народа (Телешов). 47. Вместо ответа он откинул мотор на себя так, что гребной винт выступил наружу, при этом из охладителя потекла вода (Дементьев). 48. Он имел привычку говорить «ты» всем своим подчинённым включая и людей старше себя по возрасту (Симонов). 49. Так помимо командира со мной познакомились корабельный врач инженер-механик лейтенанты-артиллеристы штурманы и политработники (Новиков-Прибой). 50. Они поехали посмотреть это место но вместо него нашли громадный новый грузовой порт (Катаев). 51. Вагон остановился. Теперь слышались кроме грачиных человечьи голоса (А.Н. Толстой). 52. Рассказ очень понравился мне за исключением некоторых деталей (М. Горький). 53. Граф написал завещание, по которому всё его имение помимо прямых наследников и нас отдавал Пьеру (Л. Толстой). 54. Никто исключая её камердинера не видел его ненапудренным (Тургенев). 55. Лекарь второпях вместо двенадцати капель налил целых сорок (Тургенев). 56. Почва Суданской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородная (Пржевальский). 57. Общий сбор полка был назначен в десять часов но ни одному ротному командиру за исключением Стельковского не пришла в голову мысль дать людям выспаться и отдохнуть перед смотром (Куприн). 58. У всех за исключением комиссара дела шли хорошо, и только разговоров было что о выписке [из госпиталя] (Полевой). 59. Настроение экипажа сверх обыкновения было приподнятое (Новиков-Прибой).