Предприниматели Басманной слободы: Александр Васильевич Чичкин. Александр Чичкин - владелец «молочной империи», о котором забыли на Родине, но помнят в Японии

Вести бизнес в России было сложно всегда, но тем не менее в её истории есть примеры грандиозного успеха людей из разных сословий - в том числе крепостных крестьян, - которые, благодаря трудолюбию и таланту, создавали предприятия, генерировавшие прибыль в десятки и сотни миллионов долларов (если перевести на сегодняшний курс). «Секрет» продолжает серию материалов о легендарных российских предпринимателях. Новый выпуск посвящён человеку, навсегда изменившему молочную промышленность России, - Александру Чичкину.

Зарождение современного производства молочной продукции в России, как и во многих странах мира, было связано с кооперативным движением. Его развивали предприниматели, увлекающиеся идеями общественного блага и социального и технического прогресса. Александр Чичкин - один из них.

Он родился в селе Коприно Ярославской губернии в семье волжского лоцмана, которая не имела отношения к торговле. Но в детстве ему повезло: в 1870 году в селе открыли филиал Едимоновской школы молочного хозяйства. Она была организована Николаем Верещагиным (брат художника-баталиста Василия Верещагина) и Владимиром Бландовым, развивавшими промышленное сыроделие и маслоделие в России. И Верещагин, и Бландов были из дворянских семей, обучались в морском кадетском корпусе. На волне энтузиазма после отмены крепостного права бросили службу и отправились изучать мировой опыт передового сельского хозяйства. Их побудительным мотивом стала помощь освобождённому русскому крестьянству. Верещагин увлёкся идеями Николая Чернышевского, сочувствовал народникам, верил в крестьянскую общину и искал способ повысить товарность крестьянского хозяйства, не разрушая принцип коллективизма. Было решено, что молочный кооператив - самый подходящий вариант для этой цели.

Вскоре «артельные сыродельни» при активной деятельности Верещагина и Бландова получили субсидии Вольного экономического общества и начали открываться в разных городах - в частности, в Тверской, Ярославской, Костромской губерниях. Пошехонские и костромские сыры появляются именно тогда. Позже начинается развитие современных маслоделен: благодаря рецептуре Верещагина появляется известное и сегодня вологодское масло. Однако успех развития новых производств упирался в дефицит квалифицированных кадров. Варить сыр по современным технологиям в России никто не умел - так возникла идея учредить специальные школы, которые будут отбирать крестьянских детей и готовить из них специалистов для будущих коллективных производств. Прогресс должен был идти рука об руку с народным просвещением.

Подарок судьбы

Чичкин оказался способным учеником. Создатели школы решили дать ему особый шанс. За счёт Бландова Чичкин получил среднее образование в реальном училище, позже закончил Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве и, наконец, Институт Луи Пастера в Париже. Пастеровский институт на тот момент - один из новаторских центров, изучающих микробиологию (в том числе и применительно к пищевой промышленности). Вернувшись в Россию, будущий предприниматель обнаружил, что пути Верещагина и Бландова разошлись. Верещагин остался общественным деятелем, Бландов в 1880-е основывает торговый дом, переходит в купеческое сословие и начинает вести своё дело на коммерческой основе. Фирма Бландова сохраняет связь с молочной промышленностью и создаёт магазины по сбыту продукции сыроварен и маслоделен, которые когда-то открылись при его участии.

Вскоре Александр Чичкин женится на дочери Бландова и получает с его помощью ссуду на собственное дело. Несмотря на это, Чичкин стал прямым конкурентом своего тестя.

Магазин А.В. Чичкина на Арбатской пл.

Конкуренция с тестем

Первый молочный магазин Чичкина был открыт в 1888 году, на Петровке, 17. Тогда на молочном рынке проходила революция. Почти до конца XIX века молоко не продавали в лавках: скоропортящуюся продукцию привозили на городские рынки и быстро распродавали крестьяне из окрестных хозяйств. Ситуация изменилась с появлением железных дорог, а также после открытия технологии пастеризации. Преимущества новых технологий прекрасно понимали и Бландов, и Чичкин. В магазины обоих игроков продукция доставлялась в Москву по железной дороге.

Но Чичкин изначально сделал ставку и на маркетинг. На фасаде магазина была белая плитка, чтобы он вызывал доверие прежде всего гигиеническими стандартами. Чичкин особо следил за аккуратностью и опрятностью своих приказчиков. Каждый день на публике нереализованное к закрытию магазина молоко выливалось в канализацию.

Название фирмы «А.В. Чичкин» писалось без твёрдого знака на конце. Это нарушение грамматических норм того времени использовалось и во всех рекламных текстах Чичкина. Он не признавал «еръ». Так предприниматель подчёркивал свою устремлённость в будущее, спор о необходимости отмены архаического правила давно вёлся в России. Подобная позиция вызывала интерес, а название фирмы лучше запоминалось.

Чичкину удалось наладить устойчивые логистические цепочки, которые по мере того, как магазин приобрёл популярность, позволили заняться расширением бизнеса и открывать типовые магазины - москвичи знали, что значит появление очередного фасада, отделанного белой плиткой. Бландов старался не отставать от своего бывшего воспитанника, открывая фирменные магазины с синим фасадом - часто магазины соседствовали на одной улице. Впрочем, к 1913 году Чичкин обошёл Бландова. Тогда в России работала уже 91 молочная Чичкина против чуть более 70 молочных Бландова. Но очевидно, что конкуренция между двумя фирмами пошла на пользу потребителям и стала одним из важнейших стимулов к развитию молочной розницы в России.

Трудовая политика

Конкуренция между Чичкиным и Бландовыми толкала их к экспериментам. Бландов, например, одним из первых в России начал производство пастеризованного молока, открыв в 1903 году молочный завод на Долгоруковской улице. На линиях этого завода молоко впервые в России начали разливать в стеклянные бутылки, закупориваемые парафинированными кружками. Правда, объём производства завода был небольшим и широкого распространения молоко в бутылках не получило. Также Бландовы выпускали новые, рекомендуемые врачами молочные продукты. В частности, на их заводе выпускалась мечниковская простокваша, а позже и кефир, который в те годы воспринимался исключительно как лечебный продукт.

Чичкин не увлекался этими модными веяниями, он ставил на мощность производства. В 1910 году он построил свой молочный завод, выпускавший 150 тонн молока в сутки, - один из самых мощных в Европе. Позже был построен завод в Одессе. Чичкин имел свои маслозаготовительные станции.

Оборот его предприятия достигал 10 млн рублей. А в целом на фирме работало около 3000 сотрудников.

Чичкин стал внедрять на своём предприятии особую трудовую политику. Фактически она соответствовала философии пожизненного найма, в последующем принятой в корпоративной культуре Японии. Чичкин разбил учеников и работников на разные возрастные категории, к каждой из которых предлагался свой подход. После обучения, заканчивавшегося к 20 годам (Чичкин также организовал школы для молочной промышленности, отбор в которые начинался с раннего возраста), работник поступал в одно из подразделений фирмы.

Следующий пятилетний период считался по классификации Чичкина периодом энтузиазма. В это время более опытные мастера и начальники должны были определить, на что способен новый работник, давая ему разные задания, где тот сможет себя проявить. Считалось, что работник не должен стремиться пробиться на новую должность и добиваться внимания начальства - наоборот, любые достижения и способности будут обязательно отмечены руководством и новичок гарантированно получит обратную связь и поощрение.

После 25 лет наступал пятилетний период «честолюбия и тщеславия», когда уже набравшим опыт и определившимся со своим профилем работникам следовало показывать свои способности, соревнуясь друг с другом. Впрочем, и здесь действовало чичкинское правило «Тебя заметят без тебя», когда достижения отмечало и признавало вышестоящее руководство. Чичкин предполагал, что к 30 годам человек уже показал, на что он способен, как он привык работать и чем может быть полезен. После этого его следовало оставить в покое и дать возможность работать на своём месте. Это называлось «спокойный трудовой ритм».

Позже наступал ветеранский возраст, когда работник просто работал на фирме в качестве наставника и старого кадра, получая в ответ знаки уважения от руководства и молодых работников.

Налаживание надёжного технологического процесса, предполагающего постоянную поступательную деятельность, было постоянной заботой Чичкина. В этом он видел свою жизненную цель. Известна его цитата: «Больно и грустно смотреть, будучи русским, на круглогодовое пиршество европейских коров на ухоженных до блеска полях и пастбищах Дании, Голландии, Франции, ещё тяжелее осознавать, что мы, русские, не имеем всего этого, потому что не умеем работать. Мы либо лежим, либо бежим. То на боку, то на скаку. Золотой середины нет, ритма нет».

В последние годы перед революцией Чичкин вёл образ жизни преуспевающего миллионера. Он единственный в Москве имел собственный «Роллс-Ройс». Кроме того, в это же время он увлёкся воздухоплаванием и регулярно совершал полёты на личном самолёте «Фарман». Приход к власти большевиков поставил на этом крест. В 1918 году советская власть национализирует предприятия Чичкина. Сам он оказывается в Одессе, а вскоре эмигрирует в Париж. Его выезд произошёл благополучно, он даже сумел переправить во Францию кое-какие средства. Тем не менее оставаться в эмиграции он не захотел. В 1922 году он вернулся в Россию.

Впрочем, в Казахстане он быстро получил должность лектора в объединении фабричных библиотек и выступал в клубе с лекциями о развитии молочной промышленности в России. В 1931 году при содействии Молотова Чичкина восстановили во всех прежних правах, включая право жить в столице. В 1933 году Чичкин оформил государственную пенсию - это также было решение, вряд ли обошедшееся без вмешательства руководства, ведь бывшим эксплуататорам в те годы пенсия не полагалась. После Чичкин также числился консультантом в Наркомате пищевой промышленности.

Во время войны Чичкин принимал непосредственное участие в организации молочной промышленности в Средней Азии - в эти районы частично был эвакуирован скот с оккупированных территорий, а также некоторые молочные предприятия. В 1942 году по случаю 80-летия он получил звание «Ударник третьего пятилетнего плана».

Александр Чичкин скончался в 1949 году. Гражданская панихида по случаю кончины была организована в Министерстве мясной и молочной промышленности РСФСР, в прощании и похоронах принимал участие Анастас Микоян. Могила Чичкина находится на Новодевичьем кладбище. Фактически это наивысшая степень почёта, на которую он мог рассчитывать в условиях советского социализма.

А столичным чичкинским фасадам с белой плиткой удалось пережить советскую власть - после революции во многих из этих магазинов продолжали продавать молоко. Закрылись они уже с наступлением другой эпохи: в 90-е и нулевые. Один из последних чичкинских магазинов, не менявших своего профиля, находился по адресу Большая Дмитровская, 7. Сейчас там расположено кафе Moloko.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект по истории россии на тему "предпринимательство в российской империи Хiх века. Александр васильевич чичкин" Выполнила ученица 8 класса А Сулимова Полина Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение "Средняя школа №32 им. С.А.Лавочкина" города Смоленска Смоленск 2017

2 слайд

Описание слайда:

Цель и задачи Цель: изучение процессов модернизации страны на основе исторического анализа жизнедеятельности Александра Васильевича Чичкина, развития созданных им предприятий, вкладе в развитие экономики страны. Задачи: 1. Сбор информации о крупнейших представителях аграрного предпринимательства. 2. Раскрытие темы их успеха и процессов влияющих на него. 3. Создание презентации. 4. Составление вывода.

3 слайд

Описание слайда:

Детство Александр Васильевич Чичкин(1862-1949) родился в селе Коприно, которая ранее находилась в Ярославской губернии. Он был сыном лоцмана и часто отмечал, что считал своё детство счастливым. Большое влияние на мальчика оказала первая в России сыроварня, открытая в 1870 году, которая находилась именно в его родном селе. Именно там зачастую бывал юный Чичкин, что заложило его любовь к сыроварению и продаже молочной продукции Сыроварня в селе Коприно.

4 слайд

Описание слайда:

Образование В том же 1870 году была открыта школа в селе Едимоново, где, помимо привычных нам предметов, преподавались уроки молочного дела. В ней Александр Васильевич являлся одним их первых учеников и делал отличные успехи в хозяйственной деятельности. Это заметил купец Бладнов и помог ему поступить в Петровскую сельскохозяйственную академию. Помимо того Чичкин три года стажировался в институте Пастера в Париже, что было огромной редкостью. Петровская сельскохозяйственная академия Институт Пастера

5 слайд

Описание слайда:

Личная жизнь Мало что можно сказать про семью Александра Чичкина, но известно, что он был взял себе в жёны дочь того самого купца Бладнова, который помог поступить юному Чичкину в сельскохозяйственную академию.

6 слайд

Описание слайда:

Первый магазин и идеи Уже в 26 лет с помощью Бладнова А.В.Чичкин открыл свой первый специализированный молочный магазин, где заставлял персонал поддерживать идеальную чистоту и даже не нанимал уборщиц для этой цели, имея в магазине преимущественно белые поверхности. Самолично следил за качеством продукции, а низкосортный продукт никогда не брал. Одним из ходов Чичкина являлось то, что в конце рабочего дня он демонстративно выливал молоко в канализацию, показывая то, что он торгует только свежей продукцией. В его магазине появился первый в Москве кассовый аппарат, что привлекало туда немало людей.

7 слайд

Описание слайда:

Конкуренция Новые идеи помогали А.В. Чичкину быстро развивать свой бизнес. Многие конкуренты оставались за бортом. Но самая долгая "война" происходила c купцом Бландовым, по совместительству зятем Чичкина. Тот(Бландов)зачастую переманивал и спаивал его рабочих.

8 слайд

Описание слайда:

Первый завод К началу ХХ века открылся первый молочный завод Чичкина, который являлся самым крупным во всей Европе. Условия труда были почти идеальными - без штрафов и негуманных способов поддержания порядка. В лучшие дни на заводе перерабатывалось около 100-150 тонн молока, из которого производились молоко, ряженка, сыр, творог.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип поощрения сотрудников А.В. Чичкиным Возраст Этап От 8 лет до окончания школы Контроль успеваемости и способностей будущего сотрудника; формирование интереса к профессии и обучение С 20 до 25 лет Начало самостоятельной работы; слежка службой контроля за её правильностью и тщательностью С 25 до 30 лет Начало карьерного роста, исходящего из успехов сотрудника; частые проверки, которые выявляли лучших из лучших С 30 до 40 лет Сотрудники высокого уровня получали льготы и бонусы: им выплачивались премии и повышалисьзарплаты.Зачастуюони работали за жильё и еду. С 40 лет Работники имели множество бонусов. Помимо того, они имели почёт в коллективе и могли обучать начинающих.

10 слайд

Описание слайда:

Вклад А.В. Чичкина в сферы жизни и предпринимательство России Благодаря Александру Васильевичу в России появилась крупная молочная промышленность(два молочных завода, творожно-сметанный филиал, 40 маслозаготовительных станций, 91 магазин), что не могло не повлиять на экономику страны, так как здесь имеются благоприятные условия для её развития. Ранее в городах имелись только скромные молочные лавки, где продавался далеко не весь ассортимент продукции, а остальное можно было купить на рынке у купцов. Помимо того покупателю было неизвестно качество продукции. Принцип поощрения сотрудников был взят японскими предпринимателями, что улучшило экономику и повело к развитию данной страны.

Первый магазин, в который мне, пятилетней, разрешили пойти одной, был магазин «Молоко» - в соседнем доме, на Садовом кольце у метро «Павелецкая». Я обожала светлые кафельные стены, витрины со стеклянными бутылками и цветными блестящими крышечками: серебристой для молока, зеленой для кефира, розовой для ряженки. А нежные, желтовато-белые круглые сыры! А огромные куски шоколадного масла! Во времена моего детства такие магазины были по всей Москве. А придумал и создал специализированные молочные магазины в России Александр Васильевич Чичкин.

Некоторым Судьба дарует, несмотря на ураганы исторической эпохи, относительно спокойную и даже безмятежную жизнь. Других испытывает на прочность чередой сложных и подчас трагических водоворотов. Но иногда, для людей особых, избранных, жизнь оказывается захватывающим приключением, настоящей драмой, полной невероятных случайностей и странных закономерностей.

Впервые услышав про Чичкина, я испытала противоречивые чувства. С одной стороны, восторг от выпавших на его долю уникальных возможностей и уважение к его предпринимательскому гению. С другой - недоумение: почему я раньше про него не знала? И досаду - в нашей стране мало чтят героев. Правда, в 1949 году имя Чичкина присвоили одному из арбатских переулков. Но через 20 лет переулок исчез в результате активной застройки центра Москвы.

Малой родины Чичкина, волжского села Копрово, где он родился в 1862 году, тоже больше нет. Копрово ушло под воду при строительстве Рыбинского водохранилища, как и другие населенные пункты в районе печально известной Мологи.

Давно нет в Москве и наследия дореволюционного бизнеса великого предпринимателя - замечательных молочных магазинов, в которые я так любила заходить.

В поисках идеального отца

Отцу Чичкина, речному лоцману, не удавалось уделять должного внимания воспитанию сына. И умный Саша бессознательно начал искать столь нужную ему «отцовскую фигуру»- взрослого, который искренне поверит в его природные способности, поддержит, научит, наставит на путь истинный. У него сформировались две глубинные и противоречивые установки: с одной стороны, рассчитывать в дальнейшем только на себя, «бороться за жизнь», думать о своих потребностях и выгоде - раз беспокоиться больше некому, с другой - искать «идеального» отца, опекающего и заботливого, чьей бескорыстной помощью он всегда может воспользоваться.

Саша мечтал о ласковом внимании.Вот цитата из его дневника, который он, конечно, писал уже взрослым: «Ни о чем так не соскучился наш затырканный до предела, добрый и отзывчивый по натуре русский человек, как о простой человеческой ласке и внимании к себе, оттого и ценит он все это баснословно дорого…» И писал он это, без всякого сомнения, о себе.

На первых порах таким человеком для юного Александра стал иеромонах местной обители отец Федор Виноградов, отличавшийся деятельным нравом. Будучи казначеем монастыря и отличным организатором, он инициировал строительство школ и библиотек в селе Копрово, помог открыть народный театр и даже - редкую по тем временам новинку - кинотеатр. Чичкин везде сопровождал отца Федора, который сразу отметил смышленого ребенка. Под его покровительством Саша познавал деловой мир: слушал разговоры, впитывал новый опыт, развивал навыки переговоров.

Следующим «отцом-покровителем» для юного Чичкина стал купец, владелец молочного бизнеса Владимир Иванович Бландов. Вначале он направил Чичкина вместе с другими местными ребятами в школу с «молочным уклоном». Бландов и Никола́й Васи́льевич Верещагин (старший брат художника, большой специалист по сыроварению) открыли для детей общеобразовательную школу, в которой обучали и премудростям молочного дела.

На этом живое участие Бландова в жизни Александра Чичкина не закончилось. Оценив деловой потенциал молодого человека, Бландов способствовал продолжению его учебы в московском реальном училище, а потом в Петровской сельскохозяйственной академии. Он помогал ему как собственному сыну - устраивал, оплачивал расходы, давал советы. И как собственного сына отправил - представьте! - на три года учиться и стажироваться в Париж, в Институт Пастера. Удивительное расположение Бландова к парню из волжской глуши и его неисчерпаемые финансовые благодеяния позволили энергичному, набравшемуся опыта и знаний Чичкину после возвращения из Франции открыть в Москве первый молочный магазин с большим ассортиментом: от молока до сыров и масла.

Но история «отца и сына» имела странный и плачевный финал. Открывая все новые магазины, Чичкин подавлял и разорял своих конкурентов. В какой-то момент среди конкурентов оказался и Владимир Бландов - к тому времени реальный родственник Чичкина, который женился на его племяннице. Александр не пощадил своего благотворителя. Он предал того, кто его вырастил, помог состояться: поддержкой, советами, деньгами.

Произошел полный и страшный разрыв. Бландов ругался с Чичкиным, мстил ему, пытался манипулировать, подключая даже сотрудников магазинов. На первый взгляд, Чичкин поступил со своим «отцом-покровителем» крайне бессердечно, скверно, неблагодарно. Он совершил предательство. Мы можем попытаться найти психологические оправдания этого поступка. Например, такой. Выросши, обретя могущество, власть, Чичкин в лице бесконечно щедрого Бландова подсознательно «наказал» своего родного отца за невнимание, недостаток любви. Или другая подоплека: традиционный и сильно запоздалый «подростковый» бунт, сопротивление родительской власти, явный знак - «Стоп, я теперь самостоятельный, сильный, я способен уничтожитьвсех, даже могущественного отца». Но эти, признаюсь, не очень внятные объяснения не отменяют и не раскрывают факт совершенного предательства.

В поисках большого дела и славы

Глубинная психологическая установка «рассчитывай только на себя!» не позволяет доверять окружающим людям, но требует постоянного наращивания своих компетенций, реализации образующихся перспектив и возможностей: «Я должен использовать все шансы, чтобы состояться и ни в чем не нуждаться!»

Чичкин открыл на Петровке первый специализированный магазин «Молоко» (Александр Васильевич называл магазины «молочными станциями»), где впервые в одном месте продавались молоко и все молочные продукты, и стал неутомимо двигаться дальше. Он отличался редкостным трудолюбием и хозяйственностью. Великолепно считал. Был прагматичен. Обладал потрясающей дальновидностью, стратегической «зоркостью». В течение нескольких лет открыл по всей стране десятки аналогичных магазинов - с белыми кафельными стенами, высоким качеством и разнообразием товаров, отличной организацией поставок и обслуживания покупателей.

Все оборудование на предприятиях, все помещения магазинов ежедневно тщательно мылись. В магазинах Чичкина впервые в Москве был установлен кассовый аппарат, введен принцип «единого телефонного номера» для доставки молочных продуктов: после звонка на центральную молочную станцию служащие из ближайшего магазина Чичкина доставляли товар на дом заказчику. На каждом магазине, облицованном светлым кафелем, непременно красовалась именная табличка хозяина «А.В. Чичкин».

В то же время Чичкин, став успешным коммерсантом, метит в «производственники» и строит (или покупает) самые передовые, технологически оснащенные молочные заводы, маслобойные и сыроваренные предприятия. Таким образом, производство, переработка и продажа молока и молочных продуктов сосредоточились в одних руках - что гарантировало общую заинтересованность в высокой организации всего цикла, безупречное качество, грамотную логистику. Первый завод Чичкина стал лучшим в России и крупнейшим молочным предприятием Европы. В гараже предприятий Чичкина, помимо легковых машин (и сотни лошадей в конюшнях на нужды бизнеса), появляются первые в городе грузовики.

Александр Васильевич полон делового азарта, его амбиции, подпитываемые успехом, постоянно растут. Ему интересно жить, он решает творческие задачи развития своего бизнеса. Он становится по-настоящему богат. Купец первой гильдии. Собственный большой дом на Новой Басманной, прислуга. Всеобщие почет и уважение. Сестра Чичкина заканчивает медицинский факультет в Сорбонне. Три родных брата привлечены к семейному бизнесу в качестве управляющих, четвертый - врач - помогает в создании на молочном производстве микробиологической лаборатории. Известность предпринимателя Чичкина выходит за пределы России.

В поисках адреналина

Решительный, жесткий характер Александра Васильевича не вызывает сомнений. Также не вызывают сомнений его острый ум, предприимчивость, коммерческое чутье, упорство. Он стремился первым попробовать все новое - в жизни и в бизнесе. Ничего не боялся, обожал эксперименты, новые впечатления, высокий риск. Недаром его фамилия неизбежно ассоциируется и непроизвольно сплетается с гоголевским Чичиковым.

«Обреченный» на самостоятельность с раннего детства, он легко, играючи, приближался и даже порой пересекал грань очевидной опасности. Это был человек-адреналин. Он сам много, охотно и очень быстро ездил на автомобиле, первом в городе «роллс-ройсе». Конечно, в начале прошлого века на пустынных московских мостовых это было куда безопаснее, чем сейчас. Но и машины были в новинку! Еще одним развлечением Чичкина был аэроплан. Каждое утро, в любую погоду, он взлетал на Ходынском поле и маневрировал над Москвой. Эта была потребность - смотреть с верхней точки на город, ощущать иные ракурсы и масштабы, видеть новые горизонты, вдыхать ветер и свободу. Не меньший адреналин давал Чичкину и его стремительноразвивающийся бизнес.

В поисках управленческого мастерства

Тема отцовства в разных контекстах отчетливо проходит через всю жизнь Чичкина. Для своих управляющих и рабочих он стал настоящим отцом.

С одной стороны, очень требовательным, суровым. Еще бы - у него в лучшие времена (есть данные о численности на 1914 год), работали около трех тысяч человек! Чичкин вел записную книжку, названную им «Книга живота моего», в которую записывал характеристики и различные факты о своих сотрудниках. Говорят, в этой книжке было более 2000 фамилий.

Он держал немалый штат опытных специалистов - контролеров, которые в течение дня приезжали на автомобилях в разные молочные магазины, на склады, заводы. Появления контролеров всегда были внезапны, непредсказуемы. Их маршрут был неизвестен, но зато отлично известны требования: широкий ассортимент, чистота в залах, на складах, во всех производственных помещениях, неукоснительное соблюдение всех норм качества продуктов, быстрота и вежливость обслуживания покупателей.

Контролеры обладали высокой ответственностью и широкими полномочиями: именно они принимали кадровые решения, давали обязательные к исполнению указания относительно всех аспектов организации работы.

Все сотрудники были многофункциональны и не гнушались любой работы. Например, уборщиц на предприятиях не было, работники убирали сами. Чичкин являлся сторонником трудового воспитания: «Люди сами должны убирать за собой. Лучше доплатить им за этот труд, но нельзя лишать их этого полигона воспитания… Воспитание привычки к чистоте и опрятности - это не частное дело, от этого зависит в конечном итоге достоинство и уважение нашего народа к самому себе, престиж в глазах народов мира.»

С другой стороны, Чичкин для своих сотрудников был отцом заботливым, опекающим. Как хороший отец он подходил к делу воспитания вдумчиво, основательно, системно. Продумал главное и все нюансы. Чичкин обеспечивал работников жильем, открывал для них лечебные заведения, столовые. Он мечтал о крепкой команде единомышленников, в которой каждый сможет работать всю жизнь. Для реализации этой мечты Чичкин написал пятиэтапную концепцию мотивации для сотрудников: потенциальных и работающих.

Первый этап под романтическим названием «Рождение мечты и любви к профессии» заключался в том, что из его родных мест на волжских берегах отбирались наиболее смышленые ребята с явной склонностью к математике. В Москве они на средства Чичкина жили, питались, учились, приобщались к культурной жизни большого города и главное - начинали работать в молочных магазинах и на производстве. В детяхвоспитывали вежливость в обращении, тягу к знаниям, оперативность.

« В Москве все пятиалтынные одинаковы, а вы должны блестеть!»- эта обращенная к ребятам фраза Чичкина задает однозначный вектор его наставнических устремлений.

Второй этап Чичкин назвал «Энтузиазм». Молодые сотрудники 20-25 лет активно поощрялись как за стабильные, достойные результаты своего труда, так и за предлагаемые инициативы. Чичкин поучал своего брата Ивана, работавшего в его магазине в Одессе:

«Опирайся на тех, кто оказывает тебе сопротивление, имея собственное мнение, инициативу и светлую голову». Хорошим, увлеченным делом, честным, и - что немаловажно - творческим работникам были гарантированы материальный и карьерный рост.

Третий этап назывался « Честолюбие» и затрагивал здоровые амбиции тридцатилетних сотрудников. На предприятиях Чичкина была внедрена постоянная ротация персонала. И перевод на новое место для лучших сотрудников непременно сопровождался повышением в должности и зарплате. Оценку - кто же заслуживает особого поощрения - проводили все те же контролеры.

Четвертый этап - «Спокойное ожидание», или «Ритм» - для сотрудников 30-40 лет. Люди, которые много лет достойно работали, отдавали предприятию все силы, вправе ожидать поощрений за «выслугу лет». И чем дольше сотрудник работал, тем больше он получал денег, «наградных», иных поощрений и льгот.

Пятый этап, «Исполнение мечты», для сотрудников 40-65 лет предусматривал покой, опыт и уважение. Эти сотрудники выступают для огромного коллектива мудрыми советниками, наставниками, почетными специалистами, консультантами.

Чичкин неутомимо строил на своих предприятиях слаженные, динамичные, эффективные команды. Осуществляя умный, тщательный и очень практичный отбор, отслеживая и развивая талантливых юношей, воспитывая ответственность, мастерство и лояльность, он добивался потрясающих результатов. Его бизнес процветал, а работники боготворили своего руководителя, благодетеля, отца. Может быть, вспоминая покровителя Бландова и учиненную над ним расправу, он стремился делами искупить вину?

В поисках спасения

Судьба многое даровала Чичкину, а потом многое отняла. Биография героя достигла счастливой кульминации. Все надежды оправдались, все посевы дали всходы. Но героический сценарий «требовал» трудностей, преодолений, кровавых битв. Все это случилось. Наступил 1918 год, полный тяжелых испытаний и страшных бед: трагическая гибель единственного сына Александра, внезапная смерть двух братьев - соратников и помощников в бизнесе, национализация всех предприятий, поспешная эмиграция во Францию.

Когда Чичкин в молодости учился в институте Пастера, перед ним простиралось блистательное будущее. Были мечты, силы, планы, и Франция была прекрасна. Спустя десятки лет во Францию попадает по сути другой человек - за плечами которого громкие победы и тяжкие поражения, утрата Родины, горе, отсутствие перспектив. Родина его предала. Его, который был так предан России, так много сделал для соотечественников. Известно, что некоторые русские купцы в эмиграции просто не выживали - совершали самоубийства, быстро умирали в полной нищете. А другие, несмотря ни на что, смогли развернуться в прежнюю силу. Что же Чичкин?

Через четыре безрадостных года, в 1922 году Александр Васильевич возвращается в советскую Россию. Поступок странный, непонятный и, казалось, катастрофичный. Ехал прощаться, умирать? Нет. Ехал прощать. Скорее всего, сам в далекой молодости предав своего покровителя, он смог простить предательство, совершенное по отношению к нему самому. Предательство родины. И начать жизнь заново. Пройдя через страдания, очиститься от всех грехов.

Он будто чувствовал, что его профессиональная биография может иметь продолжение в совершенно иных социальных условиях. Благодаря помощи влиятельных советских деятелей он попал на работу в Народный комиссариат торговли, к самому Анастасу Ивановичу Микояну. Как это получилось? Сработали «старые связи» - известный предприниматель, богатейший купец Российской Империи Чичкин, всегда открытый новым веяниям, когда-то сочувствовал революционным исканиям своих знакомых и даже прятал у себя преследуемых царской полицией сторонников создания нового общества. И теперь его отблагодарили. Он был снова готов к приключениям и драйву. Он опять говорил на родном языке, был востребован, активен, работоспособен. Высочайшая гибкость, приспособляемость, острое желание жить, выручали Чичкина в любой сложной ситуации. Судьба сделала сложный виток, но он справился, преодолел, «вынырнул». Он опять «на коне». Введение НЭПа позволило ему «взяться за старое» - он снова открыл в Москве молочный магазин!

Вся дальнейшая жизнь Александра Васильевича вписывалась в непростую историю страны. Он пережил несколько лет ссылки в Северном Казахстане, постоянно много работал - консультировал, читал лекции технологам, помогал в организации производства и торговли молочными продуктами в разных республиках СССР. Во время Великой Отечественной войны участвовал в создании новых технологий «кризисного молочного производства» - в условиях ограниченных ресурсов. Он был по-прежнему полон творческих идей, все его предложения были масштабны, разумны, практичны. Многие из них были внедрены. Так, например, специализированный магазин «Сыр» на ул. Горького (Тверской), который, уверена, помнят многие москвичи, был открыт с активным и непосредственным участием Чичкина. Он был уже не «отцом», а «старейшиной» молочного дела.

В поисках покоя

Став официально пенсионером в 1933 году, Чичкин после этого еще 15 лет активно работал. Он не привык отдыхать, даже всецело заслужив этот отдых. Работал до самой смерти в 1949 году. Не искал покоя.

Слава и забвение. В поисках истины

До революции Чичкин сосредоточил в своих руках огромную долю производства и торговли молочными продуктами. Накормил тысячи людей, ввел множество новшеств, обучил сотни профессионалов, был преданным апологетом культуры производственной чистоты, честности, качества. Был патриотом России. Как-то написал: «Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкою вкусного молока можно в равной степени славить свое Отечество, служить благу и расцвету родной земли».

После революции, в 1926 году Чичкин, бывший богач, купец и эксплуататор, получает большую советскую награду - орден «Знак Почета».

В 1942 году в связи с 80-летием ему присвоили звание «Ударник третьего пятилетнего плана». В 1944 году он получает телеграмму с личной благодарностью Сталина. Большая честь была оказана ему и после смерти -Александра Васильевича похоронили на элитном Новодевичьем кладбище.

Недавно я провела короткий опрос среди руководителей крупного и среднего бизнеса - кто знает имя «молочного» предпринимателя Александра Чичкина. Его не знал никто. Даже менеджеры молочной компании Danon- я говорю о русских сотрудниках. Его имя и дело забыты, его наследство - чудесные молочные магазины не сохранились. Конечно, историки, москвоведы, узкие специалисты пищевой промышленности слышали про незаурядного человека, но этого мало. Говорят, его ценят и помнят в Японии как автора инновационных методов организации деятельности и работы с персоналом. Но у нас он забыт и забыт незаслуженно.

Я надеюсь, к нему придет еще слава. Вечная, безусловная, неслучайная.

«Поэты поэтами, но ведь и бочкою масла, и головкою сыра, и бутылкою вкусного молока можно в равной степени славить свое Отечество, служить благу и расцвету родной земли...».

Об Александре Васильевиче Чичкине у нас сегодня мало кто знает, а вот в Японии о нем помнят. И в 1982 году японцы специально приезжали в Советский Союз для того, чтобы вручить наследникам Чичкина 2.5 миллиона долларов и засвидетельствовать тем самым свою признательность и уважение человеку, которого они считают гением, причастным к созданию своего «экономического чуда». Каково же было их удивление, когда оказалось, что в нашей стране никто из чиновников даже не слышал о нем.

Современники так отзывались о Чичкине: «Жизнь и деятельность Александра Чичкина в России – это подвиг! Это история, это наука, это практика. Это образец русской деловитости, это то, чему мы обязаны учиться сейчас все, от мала и до велика…»

Родился будущий «молочный король» в 1862 году в селе Коприно Рыбинского уезда Ярославской губернии, в котором проживало около 8000 человек. Неподалеку находился действующий Югско-Дорофеевский мужской монастырь, всем хозяйством которого заправлял отец Федор. Чего только в этом хозяйстве при монастыре не было! Помимо кухни, трапезной, братских корпусов, были там и гостиница, и прачечная, и школа, большой сад, а также скотный двор и конюшня, теплица и зернохранилище, а также кузница, квасоварня, мельница. Имелся при монастыре даже собственный кирпичный завод. Это хозяйство было настроено на обслуживание всего села, а управлялись с ним всего 23 человека.

Но неутомимому отцу Федору этого было мало. Для своих односельчан он соорудил еще и пристань, а также построил театр и кинотеатр.
Ребенком Саша частенько бывал в монастыре и с удовольствием помогал отцу Федору в его делах. Так что ему было у кого поучиться размаху деятельности и деловой хватке.

В этом же селе в 1862 года усилиями кооператора Н.В. Верещагина и владельца молочной фирмы В. И. Бландова была создана единственная на ту пору крестьянская артельная сыроварня. Но ее создатели пошли дальше и в 1870 году открыли школу, где наряду с обычной школьной программой детей обучали еще и основам молочного дела. Ходил в эту школу и Саша Чичкин. Затем он продолжил учебу в этом направлении в Петровской сельскохозяйственной академии, после окончания которой был отправлен на трехгодичную стажировку в институт Пастера во Франции. И учебу Чичкина, и его стажировку оплачивал В.И. Бландов.

«Становление империи»

Получив отличное образование и достаточный опыт, Александр вернулся в Москву, решительно настроенный начать собственное дело в молочной отрасли. Вначале он работал в молочной лавке своего отца, но вскоре открыл свой собственный специализированный молочный магазин. И так организовал его работу, что коренным образом изменил молочный рынок того времени.


Первый молочный магазин Чичкина был открыт в 1888 году, на Петровке, 17

Работать он стал по-честному, на совесть. Это быстро поняли поставщики, переставшие предлагать в его магазин продукцию низкого качества. Большой спрос был и с сотрудников, от которых требовалось качественное обслуживание покупателей и содержание помещения магазина в идеальной чистоте, уборщиц в штате не было. Подчеркивало чистоту обилие белого цвета в магазине – белоснежный кафель, белоснежная форма приказчиков... И покупатели не заставили себя ждать – одни приходили сюда за покупками, другие – посмотреть на диковинный магазин.

За первым магазином стали открываться и другие, по всей Москве.


В этом здании в Стремянном переулке находился один из таких магазинов, принадлежавших Чичкину.


Последний московский специализированный магазин «Молоко», оставшийся от «империи» Чичкина, располагался по адресу: Большая Дмитровка, 7/5


Один из последних магазинчиков в Москве, сохранившихся с дореволюционных времен почти в неизменном виде.

Как уже отмечалось, во всех магазинах Чичкина царила необычайная чистота. Вот как описывали это очевидцы:«Все помещения с пола до потолка ежедневно мылись специальными резиновыми щетками, раствором мыла и соды, после все смывалось из шлангов чистой водой. Все металлические части - дверные ручки, кронштейны - начищались как на военном корабле. Выполняли эту работу сами рабочие после разлива молока».

Но не только чистотой отличались эти магазины. Здесь всегда продавали только свежее молоко, которое каждое утро завозили в магазин. А если товар не распродавался за день, его больше не выставляли на продажу. На следующее утро оставшееся молоко демонстративно выливали в канализацию.

Достигнув значительных успехов в торговле, Чичкин решил пойти дальше и принял очень простое и вместе с тем грамотное решение – помимо торговли освоить и сам процесс производства молока. И без промедления приступил к реализации этой своей идеи.

И вот в конце 1910 года в Москве завершилось строительство молочного завода, принадлежащего Чичкину, самого крупного в Европе. Если европейские заводы перерабатывали в день от 10 до 30 тонн молока, то этот завод был рассчитан на 100-150 тонн. Удивительно, но установку оборудования и освоение его мощностей осуществили всего за один день. Совершенно небывалое событие…

Позже еще один молочный завод Чичкина появился в Одессе.

Для расширения рынка сбыта своей продукции Чичкин создал целую сеть своих магазинов по всей стране. Таким образом, образовалась настоящая молочная «империя», в которую входили два молочных завода, 91 магазин, а также 40 станций по заготовке масла и филиал, на котором производили творог и сметану. Высочайшее качество продукции фирмы «А.В. Чичкин» прославило Чичкина на весь мир.




Бывшие магазины А.В. Чичкина и при Советской власти еще долго сохраняли «фирменную» облицовку

Система Чичкина по работе с кадрами

В «империи» Чичкина трудились 3000 сотрудников, и он придавал первостепенное значение работе с кадрами. Во-первых, он создавал для них достойные условия жизни – жили они в общежитиях с бесплатными прачечными, работали бесплатные столовые и лазареты. Всем желающим оплачивалась учеба, даже если учились они не по специальности.

Сотрудники, отработавшие на предприятии 5 лет и более, получали дополнительные наградные и могли уходить в оплачиваемый отпуск. После десяти лет работы наградные увеличивались вдвое и за выслугу им начинали начислять проценты. Но эти деньги на руки не выдавались, а хранились на личных накопительных счетах работников под довольно высоким процентом. Снять их со своего счета сотрудники могли лишь по завершении работы на предприятии.

Но самое главное - для своих сотрудников Чичкин разработал особую систему мотивации и поощрения, которая отнюдь не являлась тайной за семью печатями, все сотрудники о ней знали. И она была очень справедливой.

Чичкин в работе с кадрами придерживался принципа – найти талант, беречь его и развивать. Для каждого возраста были разработаны и использовались свои методы мотивации.

Первый уровень, называемый поэтично - «Рождение мечты и любви к профессии», был рассчитан на подростков до 20 лет, которые только еще определялись с выбором и начинали осваивать основы выбранной профессии.

Cотрудники постарше, достигшие возраста 20-24 года, переходили на уровень «Энтузиазм» и приступали к самостоятельной работе. На этом этапе их постоянно перемещали с места на место, а служба контроля всесторонне оценивала их деловые качества и методы работы – инициативность, рвение, склонность к новаторству.

Сотрудники 25-30 лет переходили на следующий уровень «Честолюбие и тщеславие», который являлся определяющим для последующей расстановки их по должностям в зависимости от приобретенного опыта и авторитета. Работа на этом этапе отслеживалась особенно жестко, часто проводились неожиданные проверки. Именно на этом этапе достойные получали повышение, никто при этом не был в обиде, потому что все делалось по справедливости.

Дальше наступал уровень «Спокойное ожидание». Сотрудники 30-40 лет уже показали, на что они способны. Поэтому их уже можно было оставить в покое и дать возможность спокойно трудиться на занимаемой должности, зарабатывая премии и проценты, бонусы и льготы. А за что они полагаются – все были в курсе.

И, наконец, – «Исполнение мечты», 40-65 лет. К 40 годам сотрудники, как правило, уже занимали руководящие должности. И их высоко ценили за многолетний опыт и знания, накопленные к этому времени. Эти опытные сотрудники наделялись правом учить молодых работников и проверять, насколько хорошо они работают.

Неотъемлимой частью этой разработанной схемы Чичкина была система контроля. Существовал особый отдел ревизоров, который был обязан проверять и качество продукции, и работу сотрудников. Ревизии проводились в условиях полной секретности – никто заранее о них узнать не мог.


Магазин Чичкина на углу Пречистенского бульвара и М.Афанасьевского переулка. Летучий отряд ревизоров

«Империя» Чичкина процветала, сам он стал преуспевающим миллионером. Лишь он один в Москве был обладателем великолепного «Роллс-Ройса», имел также и личный самолет, на котором совершал регулярные полеты. Но конец такой жизни наступил с приходом большевиков.

Миллионер, переживший революцию

В предреволюционные годы Чичкин в некотором смысле сочувствовал революционерам, некоторых из них даже укрывал в своем доме. После 17-го года новая власть национализировала все его предприятия, но при этом все руководство фирмы осталось на своих должностях. Но вскоре у Александра Васильевича случилась целая череда личных трагедий. Пережив сильный душевный надлом, он бросил все и уехал во Францию Но долго жить в эмиграции не смог и уже в 1922 году подал прошение о возвращении на родину. Ему разрешили не только вернуться, но и открыть собственный молочный магазин – в стране в это время для поднятия экономики была введена Новая экономическая политика (НЭП).

Но в 1929 году власти все же добрались до него и отправили Чичкина на так называемое «трудовое перевоспитание», а фактически в ссылку в Кустанай. Но прожил там он недолго – уже через два года по ходатайству В.Молотова и А.Микояна, который в то время был наркомом пищевой промышленности, Чичкину разрешили вернуться в Москву. На этапе индустриализации при острой нехватке специалистов его знания и богатейший опыт стали очень нужными стране.

Чичкин вместе с Молотовым и Микояном приступили к восстановлению молочного производства и весьма в этом преуспели во многом благодаря Чичкину.

Под его контролем по всей стране стали открываться молочные магазины, расширился ассортимент молочной продукции, появились кефир, ряженка. Запустили массовый выпуск пастеризованного молока в стеклянных бутылках. В 1934 году заработал Ленинградский молочный комбинат им. Кирова, в проектировании которого принимал участие и Чичкин.

Немало пришлось потрудиться Чичкину и во время Великой Отечественной войны. Многие заводы тогда были эвакуированы в Среднюю Азию, и Чичкин, проживший там несколько лет во время ссылки, хорошо знакомый с условиями жизни в Казахстане, снова оказался очень востребованным специалистом.


Умер Александр Васильевич в 1949 году.

«Мир не раз уже имел честь убедиться, каким мощным многоцветьем талантов обладает русская нация, но есть у нас, к сожалению, совсем нераспаханное поле деятельности, где не только талантов, но и ростков их раз-два и обчелся. Не думая, не наращивая их, не лелея их, мы ставим под удар все свои национальные сокровища, все, чем богата Россия. Больно и грустно смотреть, будучи русским, на круглогодовое пиршество европейских коров на ухоженных до блеска полях и пастбищах Дании, Голландии, Франции, еще тяжелее сознавать, что мы, русские, не имеем всего этого только потому, что не умеем работать. Мы либо лежим, либо бежим. То на боку, то на скаку! Золотой середины нет, ритма нет. Зато равнодушия, упования на “авось”, обломовщины, маниловщины, любителей потешаться, зубоскалить и подставлять ножку тем, кто умеет и хочет работать, хоть отбавляй. Помешать работать всегда легче, чем помочь, и большинство наших чиновников занимаются именно этим…»

Обозреватель сайт изучил биографию предпринимателя Александра Чичкина, который работал в молочной промышленности с конца 19 века до 1940-х годов. Он открыл в Москве первый специализированный молочный магазин, построил несколько заводов и организовал систему мотивации сотрудников, подобную той, что сейчас применяется в японских компаниях.

В закладки

Ранние годы и обучение

Александр Васильевич Чичкин родился в деревне Коприно Ярославской губернии в 1862 году. Ему повезло появиться на свет после отмены крепостного права. Александр Васильевич не единожды отмечал, что детство у него было счастливым. Примером для будущего предпринимателя стал иеромонах Федор Виноградов, который занимал должность казначея и завхоза в соседствующем с деревней Югско-Дорофеевском мужском монастыре .

Федор Виноградов, судя по всему, был человеком активным и неординарным - антиподом тех священников, которых позже рисовала советская пропаганда. Он не ограничивался религиозными наставлениями и реализовывал вполне материальные проекты, полезные для Коприно. Благодаря отцу Федору в деревне появилась пожарная дружина, библиотеки, театр, а позже и кинотеатр.

В детстве Чичкина иеромонах помог Николаю Верещагину , одному из светил тогдашней молочной промышленности, организовать в деревне сыроварню. Чичкина часто можно было увидеть возле отца Федора, и Верещагин с другом, предпринимателем Владимиром Бландовым , к нему привыкли. Когда они в 1871 году решили открыть в Тверской губернии школу для обучения детей молочному промыслу, одним из первых учеников стал Чичкин. Бландов и Верещагин оплачивали обучение и следили за успехами своего протеже. Позже было открыто отделение школы в Коприно, и Чичкин смог учиться здесь.

Учеба, видимо, удалась: по протекции Бландова Чичкин отправился в реальное училище, а потом поступил в Петровскую сельскохозяйственную академию. Для многих крестьянских детей уже и такое образование было бы настоящим подарком. Чичкин же демонстрировал блестящие способности, и Бландов решил, что ему нужно отправиться в парижский институт Пастера. Чичкин стажировался здесь три года и получил уникальные практические навыки. Окончив учебу, он мог считаться одним из лучших специалистов в Европе.

Естественно, Бландов, столько вложивший в молодого человека, имел на него виды. Чичкин оказался в Москве, где начал работать в лавке своего благодетеля. Некоторые исследователи пытаются приписать бизнесу Бландова убытки и проблемы, но он был одним из крупнейших купцов в отрасли и вполне преуспевал.

Эта версия событий не единственная. Популярнее всего мнение, что Чичкин в Москве работал в лавке своего отца, которая торговала продукцией Бландова или вообще отчасти ему принадлежала. Точно известно, что некоторое время Василий Чичкин был лоцманом. Каким образом он попал в Москву и стал то ли владельцем, то ли совладельцем лавки, непонятно. Возможно, ему помогло знакомство сына с Бландовым. Также в Москве Чичкин познакомился с дочерью Бландова, и спустя некоторое время они .

Свое дело. Молочные магазины

Казалось бы, после женитьбы Чичкин мог просто войти в долю с тестем, но делать этого не стал. Благодаря Бландову он получил беспроцентный кредит и в 1888 году свою молочную лавку. Впрочем, это не совсем подходящее слово: в лавках в то время продавался только сыр, а остальные молочные продукты можно было купить на рынке у крестьян. Чичкин же создал специализированный молочный магазин. Обучаясь во Франции, он понял, что важно правильно подходить к организации и отбору сырья.

Поставщики быстро поняли, что обмануть Чичкина не удастся. Низкокачественные продукты предприниматель не брал или возвращал. Персоналу было не легче: тот, кто не поддерживал идеальную чистоту или плохо обслуживал покупателей, легко мог потерять работу. Уборщиц Чичкин не нанимал: сотрудники должны были следить за чистотой помещения сами. Чтобы подчеркнуть порядок, в магазине было много белого цвета - начиная с плитки и заканчивая формой приказчиков.

Еще одним оригинальным ходом был отказ от пастеризации молока: в магазине открыто демонстрировали, что все продукты свежие, попросту выливая вчерашнее молоко в канализацию на глазах у прохожих. Вскоре в магазин Чичкина потянулись люди: одни за покупками, а другие - взглянуть на диковинную лавку.

Вскоре бизнес начал приносить стабильный доход, и Чичкин задумался об увеличении масштабов. Он стал открывать новые магазины и покупать мелких конкурентов и вскоре стал реальным игроком на рынке, что навредило его отношениям с тестем. Бландов, вложивший столько времени и денег в обучение будущего зятя, похоже, надеялся, что тот займется его бизнесом.

Когда Александр Васильевич решил начать собственное дело, купец не протестовал - видимо, он считал, что молодой человек не сможет быстро достичь весомых результатов. Рост его бизнеса для Владимира Ивановича означал появление еще одного конкурента, с которыми купец особо не церемонился. Вскоре досталось и зятю.

Встречается две версии развития событий. Исходя из первой, Бландов всячески пытался переманить к себе сотрудников Чичкина, но они не поддавались на уговоры. Вторая версия гласит, что Владимир Иванович пытался еще и споить рабочих Чичкина, но не добился своего, да и зять вскоре узнал об этой затее. Многие исследователи сообщают, что после этого Чичкин поглотил бизнес тестя.

Есть и более реалистичный вариант: они еще долго конкурировали между собой, но до крайностей больше не доходили. Это косвенно подтверждается тем, что артельное производство Бландова в 1900 году было в полном порядке: его продукция завоевала гран-при парижской Всемирной выставки.

Дальнейшая конкуренция была стандартной: Бландов открывал магазины на одной улице с Чичкиным, боролся за поставщиков и клиентов. У него было не так много шансов победить, ведь он сам вырастил себе соперника и позаботился, чтобы тот получил самый передовой опыт. На пике противостояния предприниматели были примерно равны по силам, но позже Чичкин смог опередить упорного оппонента. Некоторые источники указывают , что эта конкуренция привела к созданию кефира. Впрочем, у этого продукта длинная история, которая заслуживает отдельного рассказа.

В первом десятилетии 20 века Чичкин начал размещать магазины по всей стране, причем не ограничивался только предпринимательской деятельностью. Он стал экспертом в молочной отрасли: читал лекции и принимал участие в тематических съездах. Кроме того, Чичкин начал создавать цеха для переработки молочной продукции. В отличие от Бландова, он предпочитал не стеклянные бутылки, а жестяные фляги, причем на таре была отчеканена его фамилия.

Система поощрения сотрудников

Один из самых неординарных ходов Чичкина - система поощрения сотрудников. У нее была четкая структура, построенная на этапах взросления и развития рабочего - начиная со школы и заканчивая 60-летием. Она приняла окончательный вид, когда дело разрослось настолько, что Чичкин смог отслеживать обучение потенциальных сотрудников с детского возраста.

Система Чичкина строилась на трех главных принципах: найти талант, беречь его и развивать. Очевидно, на нее повлияло то, сколько преимуществ раннее обучение дало самому Чичкину. Впрочем, о полном прохождении всех этапов речь не шла, и применяли систему, просто исходя из возраста работника и его продвижения по службе.

Чичкин начинал готовить сотрудников с восьми лет, оценивая их способности, контролируя успеваемость и учитывая все, вплоть до семьи. Подростком кандидат переезжал в Москву, где за его обучение брались специалисты, причем давали и практические навыки. Сам предприниматель поэтично называл первый этап так - «Рождение мечты и любви к профессии». Он включал в себя еще и нечто вроде профориентации.