Причины цусимского сражения. Цусима: анализ против мифов

В начале русско-японской войны многие победы японской армии произошли благодаря преимуществу японского флота перед российской Тихоокеанской эскадрой. Армия и флот Японии находились на более компактной территории, не испытывали трудностей с подвозом припасов, а также быстрее получали руководство от генерального штаба. Владивосток и особенно Порт-Артур имели в распоряжении ограниченные запасы боеприпасов и снаряжения. В этих условиях было принято решение снарядить 2-ю Тихоокеанскую эскадру и отправить её с Балтики на Дальний Восток.

Главной причиной снаряжения 2-й Тихоокеанской эскадры была острая нехватка кораблей в российском Тихоокеанском флоте. Из-за отсутствия судостроения и судоремонта в дальневосточных портах потеря любого судна становилась безвозвратной. Другой причиной был разрыв связи между Приморьем и Порт-Артуром. Установление японского контроля над Корейским полуостровом и над Корейским и Цусимским проливами в самом начале войны разорвало важнейшую коммуникацию, железную дорогу Порт-Артур – Харбин. Третьей причиной развёртывания 2-й Тихоокеанской эскадры, которая ускорила её подготовку и отправку, стала гибель флагманского крейсера «Петропавловск» и командира находившихся в Порт-Артуре кораблей адмирала Степана Макарова. Теперь российский флот на Дальнем Востоке нуждался не только в дополнительных силах, но и в новом командующем.

Маршрут эскадры Рожественского. Потери до встречи с противником

Первый отряд новой эскадры под командованием адмирала Рожественского вышел из порта Либава 2 (15) октября 1904 года. В его состав входили броненосцы «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орёл». Флагманом эскадры стал броненосец «Князь Суворов». Через две недели из Одессы вышло несколько гражданских судов под коммерческими флагами. Они должны были встретить эскадру и сопровождать её, предоставляя необходимые топливо и продовольствие. Выйдя из Черноморских проливов, одна часть этих судов отправилась на запад и встретила эскадру в Танжере, а другая повернула на юго-восток, прошла через Суэцкий канал и остановилась на севере Мадагаскара 8 января 1905 года. На следующий день к Мадагаскару подошла эскадра Рожественского, обогнувшая африканский континент с юга.

К тому времени стало известно, что Порт-Артур пал, а 1-я Тихоокеанская эскадра разбита. Тем не менее 2-я эскадра продолжила путь на восток. Ей в помощь были направлены три вспомогательных («догоняющих») отряда. В конце апреля у берегов Французского Индокитая эскадра Рожественского соединилась с последним догоняющим отрядом под командованием контр-адмирала Небогатова.

В начале мая, когда эскадра подошла в Восточно-Китайское море, суда сопровождения остановились в шанхайском порту, а сама эскадра повернула на северо-запад к Цусимскому проливу, разделявшему Корею и Японию.

Цусимская битва

27 апреля (14 мая) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра в составе 38 кораблей приняла бой с японской эскадрой из 89 кораблей. После падения Порт-Артура целью русского флота был прорыв через Цусимский пролив и проход во Владивосток. Утомлённые 220-дневным переходом команды сражались героически, но шансов на победу у него не было. На 20-й минуте боя был подбит флагманский корабль, а командир эскадры получил тяжёлое ранение. Фактически было потеряно управление флотом. Оставшиеся в строю корабли следовали по запланированному курсу, но не могли оторваться от преследования японского флота. К вечеру русский флот потерял четыре корабля. Ночью японцы атаковали русский флот торпедами и вывели из строя ещё два судна. С утра 28 апреля (15 мая) возобновилась битва. Самые быстрые из кораблей попытались оторваться от японского флота, но из-за нехватки топлива не дошли до русских берегов и были подорваны своими командами. До Владивостока дошли лишь три корабля («Алмаз», «Бравый» и «Грозный» и одно вспомогательное судно («Анадырь»). Ещё шесть кораблей интернировались в нейтральных портах. Остальные суда были либо затоплены, либо захвачены в плен.

Итоги Цусимской битвы

Многомесячный переход через три океана, в котором были задействованы лучшие корабли балтийского флота, оказался бесполезной тратой денег и сил. Сокрушительное поражение, унёсшее жизни тысяч моряков, подорвало авторитет военного командования, правительства и института монархии. Цусимская битва произошла, когда в России бушевала революция. События на Дальнем Востоке спровоцировали волнения на Черноморском флоте, в том числе на броненосце «Потёмкин».

Командир 2-й Тихоокеанской эскадры Зиновий Рожественский был интернирован и вернулся в России после войны. Он продолжил службу в генштабе, но под давлением общественности вскоре был вынужден подать в отставку и сам добился, чтобы его отдали под суд. Военно-морской суд оправдал адмирала, и остаток своих дней он провёл, ведя жизнь затворника. Командиры, сдавшиеся японцам, были приговорены к длительным срокам заключения, но через несколько месяцев получили царское помилование.

После Цусимы последние надежды на восстановление Тихоокеанского флота рухнули. Япония безоговорочно доминировала в Жёлтом и Японском морях. Цусимское сражение указало российскому командованию на необходимость подписания мирного договора. Переговоры по заключению мира начались через два месяца после поражения российского флота в Цусимском проливе.

Тяжело сказать, что и как было на самом деле. Ни кто, из тех кто был в этот момент с адмиралом Рожественским на мостике флагманского броненосца, кроме самого адмирала, не уцелел в сражении. А сам адмирал Рожественский хранил по этому поводу молчание, так нигде и никогда не объяснив мотивы и причины своих действий в сражении. Попробуем сделать это за него. Предложив свою версию этих событий. Событий так сильно сказавшихся на судьбе России.

В мае 1905 года русская эскадра медленно входила в Цусимский пролив. И казалось, что было сделано всё, для того, что бы дозорные корабли противника её обнаружили. Эскадру сопровождали несколько транспортных и вспомогательных судов. Которые ограничили её скорость 9 узлами. А два госпитальных судна, по требованиям того времени, светились всем огнями, подобно новогодним ёлкам. И первая же линия японских дозоров обнаружила русские корабли. И именно по этим «ёлкам». Тут же заработали японские радиостанции, передающие информацию, о русских кораблях. А на встречу русской эскадре вышли главные силы японского флота. Радиостанции, на которых так же работали не переставая. Осознав опасность командиры русских судов предложили командующему эскадрой адмиралу Рожественскому отогнать японских разведчиков. А командир вспомогательного крейсера «Урал», имевшего первоклассную, для своего времени радиостанцию, предложил заглушить работу японских радиостанций.

Госпитальное судно «Орёл».

Вспомогательный крейсер «Урал». Ещё четыре подобных корабля отделились от русской эскадры и приступили к рейдерским операциям у берегов Японии. «Урал» остался при эскадре.

Но адмирал всё запретил. И открывать огонь по японским разведчикам и заглушать работу их радиостанций. А вместо этого приказал перестроить эскадру из походного порядка в боевой. То есть из двух колонн, в одну. Но за 40 минут, до начала сражения Рожественский распорядился снова перестроить эскадру. В точности наоборот из одной колонны в две. Но теперь эти колонны броненосцев располагались уступом вправо. И стоило русским закончить перестроение, как на горизонте показались дымы кораблей главных сил японского флота. Командующий которым, адмирал Того заканчивал манёвр, гарантирующий ему победу. Ему надо было только повернуть вправо. И поставить строй своих кораблей, поперёк движения русской эскадры. Обрушивая огонь всех своих орудий на головной корабль противника.

Адмирал Того

Но увидев, что русские броненосцы идут походным порядком вместо этого адмирал Того, повернув влево. На сближение с наиболее слабыми кораблями русской эскадры. Намериваясь атаковать в первую очередь их. И тут же, русская эскадра, начала перестроение в одну колонну. И открыв огонь, буквально засыпала японский флагман градом снарядов. В какой-то момент сражения по японскому флагману вели огонь одновременно шесть русских кораблей. За короткие 15 минут в «японца» попало более 30 крупнокалиберных снарядов. Адмирал Рожественский, сделал то ради чего на флоте и существует командующий, он привёл свою эскадру без потерь и переиграл японского адмирала. Заставив того подставить свои корабли под сосредоточённый огонь стремительно приближающихся русских броненосцев.

Схема начала Цусимского сражения.

Рожественский сделал то, что хотел, воспользовавшись единственным шансом на победу. Он дал возможность противнику выявить эскадру, дал понять, что она тихоходна и идёт восточным, узким проливом. Он не стал мешать передачи информации разведчиками. И работе радиостанций главных сил японцев. А в последний момент, перед столкновением перестроил эскадру. Точно рассчитав время столкновения. Зная, что адмирал Того, уже не успеет получить расшифрованную информацию об его манёвре.

Броненосец «Сагами» ведет колонну кораблей

Скорее всего адмирал Рожественский рассчитывал и на находящиеся во Владивостоке два броненосных крейсера. Которые за три дня до Цусимского сражения вышли из порта. По официальной версии для проверки работы радиостанций. Но как раз во время, что бы подойти к Цусимскому проливу вместе с главными силами русского флота. Но тут вмешалась случайность. За год до этого японцы на фарватере поставили минное поле. Несколько раз русские крейсера свободно проходили это минное поле. Но именно накануне Цусимского сражения флагман этого отряда броненосный крейсер «Громобой» коснулся мины и вышел из строя. Отряд вернулся во Владивосток. Лишив возможности адмирала Рожественского усилить свою эскадру уже в ходе сражения. На то что это планировалось, указывает наличие в составе эскадры того же вспомогательного крейсера «Урал». Предназначенного для рейдерских операций на коммуникациях и совершенно не приспособленного для боя эскадр. Но имеющего лучшую в эскадре радиостанцию. С помощью, которой и должен был вывести крейсера из Владивостока к месту боя.

Броненосный крейсер «Громобой» в сухом доке Владивостока.

Сделал это, адмирал Рожественский точно зная, где находиться японская эскадра. И в этом ему помогли сами японцы. Точнее их радиостанции. Опытные радисты, по силе радиосигнала, или по «искре», как тогда говорили, могут определить расстояние, до другой радиостанции. Узкий пролив указывал точное направление на противника, а сила сигнала японских радиостанций показывала расстояние до него. Японцы рассчитывали увидеть одну колонну русский кораблей. А увидели две, и поспешили атаковать наиболее слабые корабли. Но русские колонны шли уступом вправо. Это и дало возможность Рожественскому перестроить эскадру и попытаться самому атаковать наиболее слабые корабли японцев. Прикрывая которые адмирал Того вынужден был продолжить манёвр. Буквально развернув последовательно свои броненосцы. Чем и подставил свой флагман, под сосредоточённый огонь лучших русских кораблей. В это момент, в японский флагман и попало около 30 крупнокалиберных снарядов. А следующий в строю броненосец 18. В принципе этого было достаточно, что бы вывести вражеские корабли из строя. Но к величайшему сожалению только в принципе.

Повреждения русского и японского броненосца в сражении.

Парадоксально, но самым большим японским секретом того времени, были русские снаряды. Точнее их ничтожное воздействие на корабли противника. В погоне за бронепробиваемостью русские инженеры уменьшили вес снаряда, на 20%, по отношению к зарубежным снарядом аналогичного калибра. Что предопределило более высокую скорость снарядов русских орудий. А что бы сделать свои снаряды безопасными их снаряжали взрывчаткой на основе пороха. При этом предполагалось, что, пробив броню снаряд, взорвётся, за ней. Для этого поставили очень грубые взрыватели, которые не взрывались даже при попадании в не бронированную часть борта. Но мощности взрывчатки, в снарядах, порой не хватало, даже на то что бы разорвать сам снаряд. И в результате русские снаряды, попадая в корабль, оставляли аккуратненькое круглое отверстие. Которое японцы быстренько заделывали. Да и взрыватели у русских снарядов оказались не на высоте. Боёк получился слишком мягким и не накалывал капсюль. А эскадру Рожественского вообще снабдили бракованными снарядами. С повышенным содержанием влаги, во взрывчатке. В результате даже попавшие в японские корабли снаряды массово не разрывались. Именно качество русских снарядов и предопределило, что японские корабли выдержали массированный огонь русских. И сами, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости стали охватывать голову русской колонны. Вот тут даже возникает сомнение в том, что если бы японцы не знали об посредственном качестве русских снарядов, то Того рискнул бы выполнить свой рискованный манёвр. Нет, он не мог знать об отвратительном качестве снарядов находившихся на снабжении второй эскадры. Но вполне возможно, что он правильно оценил риск для своих кораблей и совершил свой манёвр. Который потом назовут гениальным, но который не совершит ни один находящийся в здравом уме флотоводец. А в результате японцы победили, в Цусимском сражении. Не смотря на героизм русских и выигрыш Рожественского на манёвренном этапе боя.

Картина посвящённая героической гибели броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков»

И всё же в этом поражении виноват лично Рожественский. Будучи начальника Главного морского штаба, он лично курировал технические вопросы во флоте. И именно на его совести, оказались эти не годные снаряды. Да и в составе японского флота, были 2 корабля, которые могли бы быть в составе его эскадры. Но от которых он лично так опрометчиво отказался. В Италии строились 2 броненосных крейсера, для Аргентины. Корабли были уже готовы, когда заказчик от них отказался. И итальянцы предложили эти корабли России. Но Рожественский, будучи начальником Морского Штаба, отказался от них. Мотивируя, тем, что эти корабли не подходят Русскому флоту по типу. Японскому же флоту они подошли. Японцы их сразу же перекупили. И как только эти корабли, достигли Японии, началась война. В это же время на Средиземном море находилась эскадра из двух броненосцев, трёх крейсеров и более десятка миноносцев. Шедшая на Тихий океан. И была выдвинута идея, сопровождать эти корабли своими кораблями. И под угрозой уничтожения этих кораблей, не дать возникнуть войне до усиления нашего флота. Но для этого, было необходимо оставить миноносцы, без опеки крупными кораблями. И Рожественский, запретил сопровождать японцев, приказав конвоировать миноносцы. В результате эта эскадра, до начала войны, не спела усилить наш Тихоокеанский флот. А перекупленные японцами броненосные крейсера успели.

Броненосный крейсер «Касуга», который мог служить и в Российском императорском флоте

Адмирал Рожественский, вполне справедливо, мог бы показать себя одним из величайших флотоводцев России. Который привёл флот без потерь через три океана, и сделал все, что бы разгромить японцев. Но как администратор, он проиграл войну, ещё до её начала. Упустив возможность усилить свой флот, ослабить флот противника. И не сумев обеспечить вверенные ему силы боеприпасами надлежащего качества. Чем и опозорил своё имя. В конце концов, оказавшись в плену у японцев.

Корабль оправдавший своё название. На нём адмирал Рожественский попал в плен к японцам.

Как известно незнание истории приводит к её повторению. И недооценка роли бракованных снарядов в Цусимском сражении ещё раз сыграло в нашей истории негативную роль. В другом месте и в другое время. Летом 1941 года, в начале Великой Отечественной войны. Тогда основным нашим танковым и противотанковым боеприпасом был 45-мм снаряд. Который должен был уверенно пробивать броню немецких танков метров до 800. Но реально, наши танки и противотанковые пушки этого калибра были бесполезны метров с 400. Немцы, это выявили сразу и установили безопасную дистанцию для своих танков в 400 метров. Оказалось, что в погоне за увеличением выпуска снарядов, произошло нарушение технологии, их изготовления. И массово шли перекалённые, а значит и более хрупкие снаряды. Которые просто раскалывались, при попадании в немецкую броню. Не причиняя особого вреда немецким танкам. И позволявшие немецким танкистам практически беспрепятственно расстреливать наших солдат. Совсем как японцам наших моряков при Цусиме.

Макет снаряда 45мм

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.

105 лет назад, 27-28 мая по новому стилю, в Японском море состоялась одна из крупнейших морских битв в истории войн - Цусимское сражение , в ходе которого русский флот потерпел самое тяжелое поражение в своей истории.
«Цусима» стала центральным сражением русско-японской войны, именно после него российское руководство склонилось к мысли о необходимости заключения мира.

Исход Цусимы был неожиданным тем более, что все течение войны, хоть не слишком удачное для России, до этого никак не говорило о возможности столь сокрушительного поражения России на море, и итог боя стал шоком для многих, не только в России, но и во всем мире. Каковы же уроки и последствия этого эпизода истории?

Русско-японская война, начавшаяся в январе 1904 года, стала неожиданно тяжелой для России, вооруженные силы которой терпели неудачу за неудачей, как на море, так и на суше. Борьба на море в ходе этой войны имела определяющее значение, поскольку именно по морю Япония снабжала свои войска, действующие на континенте, и поэтому уничтожение русского Тихоокеанского флота или как минимум его нейтрализация значились среди главных задач Японии в войне.

Война, собственно, и началась с удара японского флота по русским кораблям в Порт-Артуре, где миноносцам удалось повредить три крупных корабля и Чемульпо, где после неравного боя русские моряки затопили крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».

Очень быстро стало ясно, что военно-морские силы России на Тихом океане не могут соперничать с японскими - имевшими превосходство в численности, в ряде случаев - в качестве кораблей, и главное - в уровне организации флота и его боевой подготовки. Несмотря на то, что японский флот возник лишь за несколько десятилетий до войны, и еще в 1890-х годах был крайне слаб, интенсивная подготовка и поставки новейших кораблей, в основном британской постройки, сделали его весьма эффективным.

Русский флот в целом был, безусловно, сильнее, но трагедия России заключалась в раздробленности сил, которые к началу войны распределялись между тремя театрами: Тихоокеанским, Балтийским и Черноморским. При этом пополнение на Тихий океан могло прийти лишь с Балтики, так как Черноморский флот, по действовавшим в то время соглашениям, не мог покинуть свой замкнутый ТВД.

Еще до начала войны было принято решение об отправке на Тихий океан второй эскадры, которая в совокупности с первой обеспечила бы России значительное превосходство, но из-за запаздывания со вводом в строй новых кораблей усилить Тихоокеанский флот не удалось. После начала войны уже из Индийского океана был отозван отряд адмирала Вирениуса, который в составе броненосца «Ослябя» и крейсеров «Дмитрий Донской», «Аврора» и «Алмаз» шел в Порт-Артур. Было решено, что отряд с большой вероятностью будет перехвачен и уничтожен японским флотом, и лучше отправить его в составе более сильного соединения.

Этим соединением стала 2-я Тихоокеанская эскадра, которой командовал вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский. Готовности эскадра достигла к сентябрю 1904 года, но уже тогда ее поход многие считали авантюрой. К этому моменту 1-я Тихоокеанская эскадра в Порт-Артуре была значительно ослаблена, сам Порт-Артур находился в осаде, и с большой вероятностью мог пасть до прихода помощи из России. Опасения вызывала и подготовка 2-й эскадры, в ходе которой выявилась масса упущений как в боевой подготовке Балтийского флота, так и в оснащении и боевых качествах кораблей, предназначенных для 2-й ТОЭ.

Эскадру собирали «с бора по сосенке» комплектуя как новейшими, так и устаревшими кораблями. Для укомплектования экипажей, в условиях дефицита кадров, также пришлось собирать офицеров и матросов с разных кораблей, не имея времени на их полноценную боевую подготовку.

Сложности возникали и со взаимным маневрированием разнотипных кораблей, и, главное, с моральным состоянием личного состава, которое день ото дня ухудшалось. «На эскадре нет ни одного человека, начиная с самого адмирала и кончая последним сознательным матросом, который верил бы в успех безрассудной авантюры», - вспоминал участник сражения, инженер-механик Костенко.

Ночью с 13 на 14 мая русская эскадра была замечена японскими разведывательными кораблями у входа в Корейский (Цусимский) пролив.

Само сражение уже неоднократно детально описано. Итоги боя были таковы: в общей сложности из состава эскадры уцелели лишь семь боевых единиц. С гибелью 2-й ТОЭ все надежды на победу над Японией на море были развеяны, сил, способных выиграть новый бой - ни на Балтике ни на Тихом океане - у России больше не было.

Причины поражения можно разбирать долго, главными из них стали недостатки в боевой подготовке флота и его техническом оснащении. Новые корабли, не будучи укомплектованы наиболее подготовленным личным составом и поставленные в один ряд с разнотипными старыми боевыми единицами, не могли проявить своих лучших свойств, а недостатки снарядов, многие из которых не взрывались, и устаревшая тактика использования артиллерии еще более усугубляли эту ситуацию.

Напротив, японский флот, главные силы которого были укомплектованы современными, близкими по характеристикам и оснащенными однотипным вооружением кораблями с подготовленными и «сплаванными» экипажами, этих недостатков не имел. В результате техническое и организационное превосходство японцев, в сочетании с усталостью экипажей русских кораблей, преодолевших огромный путь, привело к столь плачевному для России исходу боя.

Последствия Цусимы трудно переоценить, и они отнюдь не сводятся только к поражению в русско-японской войне.

После этого поражения русский флот был резко ослаблен, а в стране стала популярной точка зрения, отстаивавшая ненужность океанского флота для России. Уроки из Цусимы, впрочем, были извлечены - к Первой мировой войне русские моряки и их корабли были готовы гораздо лучше, но незавершенность кораблестроительных программ и сам ход войны, ведшейся прежде всего на суше, не позволили флоту проявить себя должным образом.

Последовавшая революция и распад Российской Империи надолго отложили восстановление флота, который вновь стал океанским лишь к 70-м годам XX века уже в Советском Союзе.

Силы сторон

Состав сил русской 2-й Тихоокеанской эскадры и ожидавшего ее в Корейском проливе японского флота были следующими:

РУССКАЯ ЭСКАДРА ЯПОНСКИЙ ФЛОТ
1-й броненосн. отряд (адм. Рожественский) 1-я эскадра (адм. Того)
Линкор. "Князь Суворов". 1-й боевой отряд
Линкор. "Александр III". Линкор "Миказа"
Линкор. "Бородино". Линкор "Сикишима"
Линкор. "Орел". Линкор "Фуджи"
2-й броненосн. отряд (адм. Фелькерзам) Линкор "Асахи"
Линкор. "Ослябя" Кр. "Ниссин"
Линкор. "Сисой Великий" Кр. "Кассуга"
Линкор. "Наварин" 3-й боевой отряд
Кр. "Адм. Нахимов" Легк. кр. "Касаги"
3-й броненоон. отряд (адм. Небогатов) Легк. кр. "Читозе"
Лин.кор. "Николай I" Легк. кр. "Отава"
Бр.бер.об. "Ушаков" Легк. кр. "Нийтака"
Бр.бер.об. "Сенявин" 1-й, 2-й, 3-й отряды истребителей (13)
Бр.бер.об. "Апраксин" 14-й отр. миноносцев (3)
1-й крейсерск. отряд (адм. Энквист) 2-я эскадра (адм. Камимура)
Крейсер "Олег" 2-й боевой отряд
Крейсер "Аврора" Линкор. "Идзумо"
Крейсер "Дмитрий Донской" Линкор "Адзучо"
Крейсер "Владимир Мономах" Линкор "Токива"
Крейсер "Рион" Линкор "Якумо"
Крейсер "Днепр" Линкор" Асама"
2-й крейсерск. отряд (кап. 1 ранга Шеин) Линкор "Ивате"
Крейсер "Светлана" Авизо "Чихая"
Крейсер "Кубань" 4-й боевой отряд
Крейсер "Терек" Легк. кр. "Нанива"
Крейсер "Урал" Легк. кр. "Такачихо"
1-й минный отряд Легк. кр. "Акаси"
Крейсер "Жемчуг" Легк. кр. "Цусима"
Крейсер "Изумруд" 4-й и 5-й отр, истребителей (9)
4 миноносца 9-й и 10-й отр. миноносцев (5)
2-й минный отряд 3-я эскадра (адм. Катаока)
4 миноносца 5-й боевой отряд
Уст. кр. "Ицкусима"
Уст. кр. "Хасидате"
Линкор. "Чин Иен"
Авизо "Яеама"
6-й боевой отряд
Крейсер "Сума"
Крейсер "Чийода"
Крейсер "Акицусима"
Крейсер "Идзуми"
7-й боевой отряд
6 канонерских лодок
10-й, 11-й, 15-й, 20-й и 1-й отряды миноносцев (19)
Кроме того, отряд особого назначения в составе 25 вооруженных судов, и четыре отряда миноносцев (14)

Данные о вооружении флотов показаны в следующей таблице:

Название судов Артиллерия на борт Примечание
12" н. 12" с. 10" н. 9" с. 8" н. 6" н. 6" с. 120 н.
Русские
4 типа "Бородино" 16 - - - - 24 - - Кроме мелких скорострельных орудий
"Ослябя" - - 4 - - 6 - -
"Сисой Великий" 4 - - - - 3 - -
"Наварин" - 4 - - - - 4 -
"Николай I" - 2 - 2 - - 4 -
3 типа "Сенявин" - - 11 - - - - 6
"Адмирал Нахимов" - - - - - 11 - -
Итого 20 6 15 2 - 44 8 6
Японцы
«Миказа», "Асахи", "Сикисима" 12 - - - - 21 - -
«Фудзи» 4 - - - - 5 - -
2 типа «Ниссин» - - 1 - 6 14 - -
6 тип. "Асама" - - - - 24 40 - -
Итого 16 - 1 - 30 80 - -
Русские крейсеры - - - - - 19 - 6
Японские крейсеры - 4 - - 5 26 - 43

Отсюда видно, что японский флот имел подавляющее преимущество в средней артиллерии (8", 6" и 120 мм,), уступая русскому в 12 и 10 дм орудиях.

Вес металла, выбрасываемый русской артиллерией в 1 минуту, равняется 19366 фунтов; тогда как японский - 53520 фунт.; русские снаряды имели около 2,5% взрывчатого вещества, японские - около 14%: общий вес последнего в брошенном за этот промежуток времени металле составлял 484 фунта у русских, против 7493 у японцев, что составляет почти пятнадцатикратное превосходство у японского флота в эффекте стрельбы { } (из статьи М.Смирнова в "М. Сб". 1913 г. )

Интересно сопоставить также бронирование линейных судов с той и с другой стороны. В сумме получаются такие данные:

Броня выше 6" Ниже 6" Неброниров. борт
Русские 0,17 0,23 0,6
Японцы 0,25 0,36 0,39

Учтите при этом новые методы стрельбы, применявшиеся японцами, и тогда получится реальное представление об отношении материальных сил сторон. .

Искусное ведение боя могло в значительной мере приуменьшить значение этих материальных недочетов, хотя они были столь грандиозны, что рассчитывать на победу русской эскадре было нельзя. Но этого было невозможно ожидать от русского-командования. Наоборот, мы убедимся, что некоторые его ошибки лишь усугубили значение материальных преимуществ противника.

В 9 час. утра Рожественский перестроил линейные суда в одну кильватерную колонну.

Около 11 ч. 10 мин. показался сзади, кабельтовых на 30, отряд адм. Дева. "Ушаков" открыл по нему огонь всем бортом, поддержанный другими судами эскадры. Рожественский поднял сигнал "не бросать снарядов". Японские крейсеры несколько отошли, но остались в видимости.

В полдень эскадра легла на курс NO 23° - на Владивосток. Нашла мгла. Японские разведчики скрылись за ней. Адмирал Рожественский хотел этим воспользоваться и перестроить линейные суда в строй фронта, что представляло некоторые тактические выгоды, давая возможность всем кораблям вступить в бой одновременно.

Примечание . Для этого он приказал 1-му и 2-му отрядам повернуть "последовательно" на 8 румбом вправо, предполагая затем, вытянув оба отряда на перпендикулярном курсе, повернуть "всем вдруг" на 8 румбов влево, заставить 3-й отряд прибавить ход и перестроиться в строй фронта влево.

С подъемом сигнала "Суворов" начал поворачивать вправо. Не успел он повернуть на 8 румбов (90°), как японские разведчики вновь показались из мглы. Не желая преждевременно обнаруживать свое перестроение, Рожественский отменил маневр: а когда 1-й отряд вытянулся на перпендикулярном курсе, повернул с ним "последовательно" влево, образовав вторую кильватерную колонну, параллельно шедшим в кильватере 2-му и 3-му отрядам.

Таким образом эскадра оказалась снова в двух колоннах, из коих левую вел "Ослябя", правую - "Суворов". Ход - 9 узлов. (См. схему № 41).

Примечание . Эти перестроения нельзя признать целесообразными, поскольку они не содержали в себе определенной идеи боя. Если бы Рожественский действительно считал выгодным тот или другой строй, то он должен был либо позаботиться о том, чтобы прогнать неприятельские разведки, либо не обращать на них внимания, заведомо считаясь с тем, что он идет обнаруженным. Получившийся строй двух кильватерных колонн, был неудобен, ибо повлек за собой снова перестроение в одну колонну, но уже перед самым боем.

Главные силы японского флота держались впереди у о-ва Окиносима. Того имел подробнейшие сведения о русской эскадре от своих разведчиков, настолько подробные "как будто видел ее своими глазами ", находясь за ее горизонтом. 1-й и 2-й боевые отряды имели намерение атаковать левую колонну русского расположения. Крейсеры получили приказание атаковать транспорты эскадры. (См. схему № 41).

В 1 ч. 20 мин. отряд броненосцев, шедший правее, по сигналу с "Суворова", увеличил ход до 11 узлов, уклонился влево, чтобы выйти в голову левой колонны. Транспортам и крейсерам был поднят сигнал "отойти вправо".

Главные японские силы, идя 15 узл. ходом, пересекли курс нашей эскадры справа налево, и через некоторое время начали последовательно поворачивать сначала 1-й отряд (Того), за ним 2-й (Камимура).

В 1 ч. 49 мин. с линкора "Князь Суворов" был сделан первый выстрел по "Миказе", шедшему головным. Расстояние - 45 каб.

Рожественский хотел использовать положение, которое, казалось, давало некоторые выгоды русской эскадре, получавшей возможность бить японцев в моменты их поворота. Но это преимущество было только кажущимся: лишь головные суда могли принять участие в стрельбе, концевые же были столь удалены от противника, что последний выходил за пределы дальности их огня.

Зато японцы, заняв после поворота позицию впереди русских, получили возможность сосредоточить огонь на головных судах, атакуя с фланга. Огонь японцев сосредоточился по "Суворову" и "Ослябе" (флагманским кораблям), вокруг которых ложилась масса снарядов. Удар был направлен прямо в тот центр, откуда исходило руководство русской эскадрой. Поражение этого центра должно было тягостно отразиться на дальнейшей боеспособности русской эскадры, так как у нее не было никакой другой связывающей идеи боя, кроме сигналов командующего эскадрой, теперь находившегося под градом неприятельских снарядов.

Вскоре после открытия огня адмирал Рожественский повернул на 4 румба вправо, чтобы ввести противника в сектор, более выгодный для обстрела головных судов эскадры. Японцы продолжали свое движение, охватывая голову эскадры и преграждая ей путь во Владивосток.

Уже через 10 минут после начала боя русские суда начали сильно страдать от японского огня. Их фугасные снаряды производили громадные разрушения в небронированных частях корпусов и вызывали пожары. Между тем, русские снаряды не производили заметного эффекта в строю неприятеля. В 2 ч. 15 мин. на "Суворове" начался сильный пожар и была разбита задняя дымовая труба. В 2 ч. 20 мин. на "Ослябе" большой крен на левый борт от пробоины в борту, пожар у боевой рубки и на мостике. В 2 ч. 25 мин. на "Суворове" пробоина в подводной части, перебит рулевой привод и телеграф левой машины, броненосец, имеет сильный крен и горит в корме и на мостике. Из-за порчи рулевого привода "Суворов" вышел из линии; вследствие потери стенег и порчи всех сигнальных средств он не мог поднимать сигналов. Адмирал Рожественский лишился возможности управлять эскадрой.

Когда "Суворов" вышел из строя вправо, остальные суда, не зная еще причины такового поворота, последовали за ним, вследствие чего эскадра повернула на SO. Следовавший вторым, "Александр III", разобрав в чем дело, изменил курс на Ost и повел за собой эскадру. "Суворов" более в строй не вступал, до своей гибели. "Бородино" вышел из строя, но скоро занял место за "Ушаковым", "Ослябя" вышел из строя, имея сильный крен.

В 2 ч. 50 мин. "Ослябя", имевший сильный крен, лег на борт и утонул на глазах всей эскадры...

Описанные события быстро следовали одно за другим. В эти несколько десятков минут исход боя определился: русская эскадра лишена руководства, впереди - неясная директива прорваться во Владивосток, строй нарушен; японцы не имеют никаких видимых повреждений и давят эскадру своим огнем. Им оставалось только развивать дальше свой успех, столь быстро, почти без потерь, ими достигнутый.

В течение последующего периода боя эскадра старается поворотами выйти на курс во Владивосток. "Александр III", пользуясь тем, что неприятель, огибая голову, зашел на юг, поворачивает снова в NW четверть. Несколько спустя 1-й японский отряд поворачивает "все вдруг" и вновь преграждает путь эскадре. Пока он поворачивает, что сопряжено с ослаблением огня, Камимура со 2-м отрядом проходит между ним и русской эскадрой, продолжая интенсивный огонь. Таким образом во все время этих маневров огонь японцев был непрерывным.

1-й боевой отряд снова обогнал нашу эскадру, осыпая снарядами головной корабль. "Александр III", весь в дыму, изменил свой курс на 10°, уменьшил ход и вышел из строя, имея большие повреждения. Эскадру повел "Бородино", перед тем снова занявший свое место. "Александр III", скоро оправившись, вступил в кильватер "Орлу".

Однако, не выдержав сосредоточения огня 1-го неприятельского отряда, "Бородино" повернул, за ним тотчас повернул и Камимура со своим отрядом (см. схему № 44).

В 3 ч. 5 м. полоса тумана скрыла сражающихся друг от друга. Тем закончился первый период боя, в течение которого мы имели возможности, видеть блестящую согласованность действий японских отрядов. Они маневрируют раздельно и свободно, что не мешает, однако, им искуссно согласовать свои маневры таким образом, что оба действуют все время против головы противника. Один поворачивает, другой прикрывает его поворот, следя в то же время за маневрированием русской колонны. Все суда японцев имеют возможность вести огонь, тогда как из русской эскадры дерутся лишь головные суда, и временами средние, хвост же бездействует. Стрельба русских не могла сравниться с японской. Зияющие разрушения первых производили удручающее впечатление, так как на стороне неприятеля не было видно никаких потерь.

Воспользовавшись тем, что противник скрылся в тумане, наша эскадра в 3 ч. 5 м. пошла на S, но через 10 мин. снова легла курсом на Владивосток. Ее строй несколько исправился.

Между тем, Того, потеряв русских и предполагая, что они будут стремиться пройти во Владивосток, довернул, за ним Камимура, и около 3 ч. 40 мин. противники снова увидели друг друга. Японцы были впереди, и опять нажимали на голову русской эскадры, сосредоточивая огонь на ведущих судах.

"Суворов" шел, отделенный от эскадры туманом. За это время он был обстрелян 1-м боевым отрядом с ничтожной дистанции (около 10 каб.) и по нему была произведена неудачная минная атака. Теперь он вновь попал под огонь главных сил неприятеля (см. схему № 45).

Русская эскадра постепенно склоняется вправо. Того отошел, опасаясь, чтобы русские не прошли у него под кормой. Одновременно он послал отряд истребителей в атаку на "Суворова", которая была неуспешна. Весь в дыму и пламени "Суворов" отбивал атаку одной 75 мм пушкой, которая осталась цела.

Около 4 ч. 20 м. туман опять разделил противников, сражение вновь прервалось.

Примечание . Как выше было сказано, японские легкие крейсеры, одновременно с атакой 1-м и 2-м боевыми отрядами главных сил русских, направились в обход эскадры для атаки транспортов, для прикрытия которых туда же были направлены и русские крейсеры. Здесь все время шел бой между ними, в котором приняли участие и подоспевшие суда 5-й японской эскадры. Во время боя кр. "Урал" получил несколько пробоин у ватерлинии и был брошен своей командой. "Анадырь" протаранил пароход "Русь", "Камчатка" получила сильные повреждения. Крейсер "Светлана" получил пробоину в носу. С японской стороны выведен из строя кр. "Такачихо". Транспорты сбились в бесформенную кучу. Положение судов было очень тяжелым, когда подошли наши главные силы, которые, пройдя между ними и японскими крейсерами, нанесли повреждения последним. Кр. "Касаги" должен был выйти из строя, и под конвоем другого крейсера направился в порт. кр. "Нанива" и кр. "Мацусима" - получили повреждения; последний вышел из строя на все время боя.

В 5 ч. 30 мин. миноносец "Буйный" подошел к горящему "Суворову" снял с него раненого Рожественского и чинов штаба. Адмирал был в беспамятстве. На миноносце подняли сигнал о передаче командования адмиралу Небогатову.

Позже, около 7 часов, 2-й отряд японских миноносцев атаковал "Суворова" с дистанции ок. 100 саж., и этот корабль, доблестно сражавшийся в течение всего боя, погиб со всем личным составом.

В 5 ч. 45 м. нашей эскадре удалось избежать Камимуры, который, потеряв нашу эскадру, пошел разыскивать Того, чтобы соединиться с ним до начала темноты. "Бородино" склонялся к северу. Вне строя шел отдельно, сильно подбитый, с большим креном, "Александр III"; крейсеры шли левее эскадры; транспорты - между ними. Вступивший в командование адмирал Небогатов показал курс NO 23°.

Крейсеры шли впереди влево. В данных условиях их назначением должно было быть отражение атак миноносцев. Они должны были подождать с поворотом, выждать пока не пройдут линейные суда и транспорты и прикрыть их. Вместо этого, адмирал Энквист поворачивает одновременно и опять оказывается впереди эскадры.

Вскоре суда разобрались, строй несколько выравнялся.

13 миноносцев в 3-х отрядах шли на эскадру с севера. 12 - также в 3-х отрядах - с востока и 18 - с юга. Эскадра была окружена. Ей очень трудно было избежать атаки.

Если есть блестящие образцы военно-морского искусства, показанные японцами в Цусиме, то к их числу, несомненно, принадлежит план развертывания и атаки миноносцев. Миноносцы ориентированы о противнике, его месте, составе и курсе. Главные силы до тех пор держались в соприкосновении с противником, пока миноносцы закончили свое развертывание, и ушли тогда, когда на смену им вышли в атаку последние.

Примечание . Сосредоточение не было выполнено в полной мере. Часть малых миноносцев, вследствие свежей погоды, не могла выйти в море, и атака была выполнена только большими, мореходными, миноносцами. По плану же предполагался мощный минный удар всеми минными силами.

Здесь полностью использован опыт 28 июля, когда русской эскадре удалось избежать атаки японских миноносцев, не нашедших ее в темноте ночи.

Что касается наших миноносцев, то их роль сводилась к тому, чтобы днем служить для связи и оказания помощи поврежденным, для ночи же они не имели специальных инструкций.

В эту ночь, когда для них представлялся случай идти самим в атаку против японских миноносцев, чтобы защитить свои главные силы, они держались вблизи них без определенной надобности, подчас их сбивая и рискуя быть расстрелянными, будучи принятыми за неприятеля. Таким образом, ни крейсеры, ни миноносцы не облегчили положения эскадры.

Японцы бросились в атаку со всей стремительностью и в упор. Их задача облегчалась тем, что некоторые русские суда светили прожекторами, обнаруживая себя (кроме судов отряда Небогатова, которые шли без огней, благодаря чему не подверглись атакам, ибо миноносцы не находили их. Прочие же корабли не стеснялись открытием прожекторов, отражали атаку всем бортом и, как маяки, притягивали к себе идущие в море неприятельские миноносцы).

Около 9 часов, когда совершенно стемнело, эскадра легла вновь на злополучный курс NO 23° - на Владивосток. Адмирал Небогатов во исполнение директивы Рожественского упорно шел к той же цели. Теперь ему нельзя уже было выбирать иные пути, оставался один - Корейский пролив.

В одну из первых атак кр. "Адмирал Нахимов" получил попадание торпедой, и начал отставать от эскадры; несколько спустя та же судьба постигла кр. "Владимир Мономах"; лин. кор. "Сисой Великий", уже получивший днем подводную пробоину, и отставший от эскадры, около 11 час. был поражен торпедой но остался на плаву; лин. кор. "Наварин" получил торпеду в 10 час. и сильно отстал; около 2-х часов ночи он был вновь атакован, получил сразу две торпеды с обоих бортов и затонул со всем личным составом.

Кр. "Олег", по приказанию начальника крейсерского отряда, адмирала Энквиста, как только начались торпедные атаки, дал 18 узлов. За ним могли последовать только "Аврора" и "Жемчуг", остальные крейсеры и транспорты отстали. "Олег" два раза пытался повернуть на N, но, избегая атак, возвращался вновь на S. Отойдя далеко от эскадры, Энквист решил самостоятельно прорываться во Владивосток, предварительно зайдя для погрузки угля в нейтральный порт. Он пошел на Маниллу, где ему, однако, пришлось разоружить свои крейсеры.

Брошенные на произвол судьбы транспорты пошли на юг ("Иртыш" - на восток; "Анадырь", на котором было много угля, повернул назад и пошел прямо на Мадагаскар).

Броненосец бер. обороны "Адмирал Ушаков", вследствие получения днем пробоины, сильно отстал и шел отдельно. Крейсеры "Дмитрий Донской", "Светлана", "Мономах" и "Алмаз" оторвались от эскадры и шли поодиночке. Миноносцы разбрелись, идя, некоторые - отдельно, некоторые - придерживаясь больших судов.

Таким образом ночные торпедные атаки японцев, помимо того, что нанесли существенные потери и повреждения русской эскадре, окончательно дезорганизовали ее.

С адмиралом Небогатовым оставались лишь - "Николай I", "Орел", "Сенявин", "Апраксин" и кр. "Изумруд". Они шли как раз в том направлении, где был сосредоточен японский флот.

Утром они были открыты. Весь японский флот в полном составе окружил остатки нашей эскадры. Адмирал Небогатов на "Николае I" сдался, "Орел", "Сенявин", "Апраксин" - последовали его примеру, "Изумруд", пользуясь своим большим ходом, прорвал кольцо японцев и пошел самостоятельно во Владивосток.

Шедший одиноко "Ушаков" был также скоро обнаружен 2-м японским боевым отрядом. Камимура послал против него два крейсера. Те предложили сдаться. "Ушаков" ответил огнем и вел бой до тех пор, пока его башни могли стрелять. Когда крен от полученных повреждений увеличился настолько, что башни не могли вращаться, доблестный командир этого корабля (Миклухо-Маклай) приказал открыть кингстоны, и корабль затонул провожаемый криками "ура" плававшей команды.

Так была уничтожена 2-я эскадра. Сдача Небогатова - это последняя капля, довершившая пределы поражения.

Адмирал Рожественский был передан с "Буйного" на "Бедовый", у которого было больше угля. "Бедовый", встреченный 2-мя японскими миноносцами, был сдан в плен его командиром, даже не сделавшим попытки вступить в бой

Примечание . Судьба прочих кораблей была такова: лин. кор "Сисой Великин", кр. "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", не имевшие возможности, вследствие полученных повреждений, дойти самостоятельно до Владивостока - были затоплены своими командами у о-ва Цусимы, люди частью перебрались на о-в, частью были подобраны японскими вспомогательными судами. Кр. "Дмитрий Донской" имел бой с двумя японскими крейсерами, потеряв способность управляться, свез команду на о-в Дажелет и был затоплен.
Кр. "Светлана" после боя с двумя японскими крейсерами затонул у берегов Кореи.
Из миноносцев: "Громкий" имел бой с японским миноносцем и затонул близ о.Цусима.
"Быстрый", "Блестящий", "Безупречный", "Буйный" - погибли; "Бравый" - прорвался во Владивосток, "Бодрый" прорвался в Шанхай, где был разоружен, "Бедовый" с Рожественским был взят в плен.
"Грозный" - прорвался во Владивосток.
Кр. "Изумруд", прорвавшийся сквозь неприятельские отряды в момент сдачи отряда Небогатова, не пошел прямо во Владивосток, решив зайти в б. св. Владимира, где наткнулся на камень и был взорван командиром.
Кр. "Алмаз" ночью отделился от эскадры и, придерживаясь берегов Японии, миновал неприятеля и пришел благополучно во Владивосток.

Во Владивосток дошли лишь 1 крейсер и 2 миноносца, прочие либо погибли, либо были интернированы в нейтральных портах.

Боевые корабли 2-й Тихоокеанской эскадры, принявших участие в сражении с японским флотом.

1. Флагман - эскадренный броненосец "КНЯЗЬ СУВОРОВ" (1902)
Погиб в бою


2. Броненосный крейсер "ОСЛЯБЯ" (1898)
Погиб в бою


3. Броненосный крейсер "АДМИРАЛ НАХИМОВ" ( 1885)
Погиб в бою

4. Крейсер 1-го ранга "ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ" (1883)
Затоплен экипажем

5. Крейсер 1-го ранга "ВЛАДИМИР МОНОМАХ" (1882)
Затоплен экипажем

6. Броненосец "НАВАРИН" (1891)
Погиб в бою

7. Эскадренный броненосец "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ" (1889)
Сдался в плен. Позже вошел в состав японского флота

8. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ УШАКОВ" (1893)
Затоплен экипажем

9. Броненосец береговой охраны "АДМИРАЛ СЕНЯВИН" (1896)

10. Броненосец береговой охраны "ГЕНЕРАЛ-АДМИРАЛ АПРАКСИН" (1896)
Сдался в плен. Вошел с состав японского флота

11. Эскадренный броненосец "СИСОЙ ВЕЛИКИЙ" (1894)
Погиб в бою

12. Броненосец "БОРОДИНО" (1901)
Погиб в бою

13. Крейсер 2-го ранга "АЛМАЗ" (1903)
Был единственным из крейсеров, прорвавшимся во Владивосток

14. Бронепалубный крейсер 2-го ранга "ЖЕМЧУГ" (1903)
Ушел в Манилу, где был интернирован, после окончания войны вернулся в состав русского флота.

(То же относится ко всем русским кораблям, которые смогли оторваться от преследования японского
флота и дошли до портов нейтральных государств)

15. Бронепалубный крейсер 1-го ранга "АВРОРА" (1900)
Ушел в Манилу

16. Броненосец "ОРЕЛ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

17. Броненосный крейсер 1-го ранга "ОЛЕГ" (1903)
Ушел в Манилу

18. Броненосец "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР ТРЕТИЙ" (1901)
Погиб в бою

19. Броненосный крейсер 1-го ранга "СВЕТЛАНА" (1896)
Затоплен экипажем

20. Вспомогательный крейсер "УРАЛ" (1890)
Затоплен экипажем

21. Эскадренный миноносец "БЕДОВЫЙ" (1902)
Сдался в плен. Вошел в состав японского флота

22. Эскадренный миноносец "БЫСТРЫЙ" (1902)
Взорван экипажем

23. Эскадренный миноносец "БУЙНЫЙ" (1901)
Погиб в бою

24. Эскадренный миноносец "БРАВЫЙ" (1901)

25. Эскадренный миноносец "БЛЕСТЯЩИЙ" (1901)
Затоплен экипажем

26. Эскадренный миноносец "ГРОМКИЙ" (1903)
Затоплен экипажем

27. Эскадренный миноносец "ГРОЗНЫЙ" (1904)
Сумел прорваться во Владивосток

28. Эскадренный миноносец "БЕЗУПРЕЧНЫЙ" (1902)
Погиб в бою

29. Эскадренный миноносец "БОДРЫЙ" (1902)
Ушел в Шанхай

Таким образом, в Цусимском сражении из 29 боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры в бою, сражаясь до конца, погибли 17 кораблей (включая те, которые не желая сдаваться врагу и не имея возможности продолжать бой, были взорваны собственным экипажем или затоплены открытием кингстонов, чтобы не доставаться врагу). 7 кораблей доблестно сражаясь с японцами, после того, как все было кончено, разными путями сумели сохраниться как боевые единицы, уйдя в нейтральные порты, или прорвавшись к своим во Владивосток. И только 5 кораблей сдались в плен японцам.