Причины содержание и результаты преобразований петра 1. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Реформа Петра в области образования

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Предпосылки реформ Петра
I …………………………………………………4

2.Расширение дворянских привилегий…………………………………………..5

3. Политика меркантилизма……………………………………………………...6
4.Судебная реформа……………………………………………………………....8
5.Военные реформы……………………………………………………………..11
6. Церковная реформа. ………………………………………………………….14
7. Культура при Петре
I ………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………17

Введение

По мнению многих историков, наиболее ярким примером проведения целого комплекса государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени, являются реформы Петра I , позволившие России за какую - то четверть века из отсталой в культурном, экономическом и военном отношении страны превратиться в одно из ведущих европейских государств.

Петр Первый вошел в историю Государства Российского как Величайший реформатор. Преобразования, проводимые им, коснулись всех сторон жизни огромного государства и охватили все направления внутренней и внешней политики.

Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, вне всякого сомнения, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране.

Великий реформатор претворил в государственное устройство многочисленные изменения: произвел судебную и военную реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении правовых кодексов и т.д.

Задачами моего реферата являются: изучение предпосылок петровских реформ, анализ основных реформ Петра I , рассмотрение исторических значений петровских реформ.

1. Предпосылки реформ Петра I .

Какой досталась Россия Петру? Прежде всего можно отметить, что в экономике в начале XVIII в. сильнее всего развивались новые черты, которые зародились в XVII в. Мануфактурное производство складывалось в местах развития товарного производства. Если западно-европейская мануфактура действовала на основе вольнонаемного труда, то русская мануфактура основывалась на труде крепостных крестьян, т.к. рынок вольнонаемного труда в России, где господствовало крепостное право, практически отсутствовал.

В конце XVII в. в России интенсивно развивалась торговля. Но на пути развития торговли и купечества имелись существенные препятствия. Остро стоял вопрос о выходе к морям, отсутствие которого тормозило развитие торговли. Иностранный капитал стремился захватить российские рынки, что вело к столкновению с интересами русских купцов. Купечество России требовало от государства оградить их от конкуренции с иностранными торговцами. В итоге был принят ново-торговый устав (1667), в соответствии с которым, иностранным купцам была запрещена розничная торговля на территории России.

Так же можно отметить, что во второй половине XVII в. в России развивается тенденция перехода от сословно представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя (изменение состава Боярской думы, в сторону дворянства; победа Алексея Михайловича над Патриархом Никоном, стремившегося активно вмешиваться в управление государством; практическое прекращение созывов Земских соборов; отмена местничества, принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Остро стоял вопрос о реформировании вооруженных сил.

Что касается внешней политики. То Россия потерпела поражение с Польшей, также были предприняты, в1687 и 1689 гг., два неудачных похода против Крымского ханства.

Преобразования проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I.

Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

2. Расширение дворянских привилегий.

В первой четверти XVIII в. произошло слияние двух форм феодальной земельной собственности – вотчины и поместья. В 1714 г. был издан указ о единонаследии. Отныне поместье, как и вотчина, передавалось по наследству старшему сыну. Другие сыновья должны были идти в военную или гражданскую службу. Дворянская служба при Петре I была пожизненной. В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника "признавая удобного" и имел право, видя "непотребство в наследнике", лишить его престола "усмотря достойного". Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий "кто какое зло умышлять будет" и те, которые "вспомогали или совет подавали или ведая не известили" наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры – в зависимости от преступления.

Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый закон разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам, получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8-го класса становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение.

3. Политика меркантилизма.

В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра.

До начала XVIII в. Россия ввозила из за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Основным поставщиком металла была Швеция. Естественно, с началом войны поставки из Швеции прекратились.

Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15-20 допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный металлургический центр переместился на Урал.

Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге - Сестрорецкий завод выпускал оружие, якоря, гвозди. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г. был построен первый сереброплавильный завод.

К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.

Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных, купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного) крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы.

Огромную роль продолжало играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры.

Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они переводились на два года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие, выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества.

В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

В общем в первом десятилетии XVIII в. промышленная и торговая политика характеризовалась активным вмешательством государства в экономику. К концу правления Петра изменений в области экономической политики почти не наблюдалось, Если в начале века воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, пошлин, налогов, то с конца 1710-х годов государство воздействовало на экономику через административно-контрольную, бюрократическую машину.

4. Судебная реформа.

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.

Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Камериры судили за дела касавшиеся казны, воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян.

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском.

В апреле 1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

5. Военная реформа.

Началом формирования флота и армии можно считать то время, когда Петр стал царем и предоставил руководство страной родственникам своей жены (Лопухины), юный царь все силы отдавал “нептуновым да марсовым потехам“.

Петр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф. Лефорт, опытный генерал П. Гордон и др. А среди русских постепенно формировалась сплоченная группировка сподвижников, сделавших впоследствии блестящую политическую карьеру: А. М. Головин, братья П. М. и Ф.М. Апраксины, А.Д.Меньшиков. С их помощью Петр устраивал маневры “ потешных “ войск, которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание уделялось Петром становлению российского мореплавания. Уже в мае 1692 г. на Переславском озере был спущен на воду его первый “ потешный “корабль, построенный при участии самого царя. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного царем, впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг. За петровскими “военными забавами” скрывалась далеко идущая цель: борьба за выход России к морю.

Военные преобразования ХVШ в. имели целью создать новую организацию армии. К этому периоду правительство вооружило войска однообразным оружием, армия успешно применяла линейную тактику ведения боя, производилось вооружение новой техникой, проводилась серьезная военная подготовка, большое значение имели маневры 1689-1694гг. и Азовские походы 1695-1696гг. Русская стратегия отличалась активным ведением военных действий, большое значение придавалось генеральному сражению, линейной тактике и различной технике ведения боя для разных родов войск.

Организация и устройство армии сложились в ходе Северной войны (1700-1721гг). Петр I превратил отдельные наборы "даточных людей" в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Указ 1699г. "О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей" положил начало наборам в рекрутскую армию. Оформление рекрутской системы проходило в период с 1699 по 1705гг. Рекрутская система основывалась на классовом принципе организации армии: офицеры набирались из дворян, солдаты - из крестьян и иного податного населения. Всего за период 1699-1725гг. было проведено 53 набора в армию и флот (23 основных и 30 дополнительных). Они дали более 284 тыс. человек, призванных на пожизненную военную службу. И если в 1699 г. было фактически создано помимо двух гвардейских 27 пехотных и 2 драгунских полка, то к 1708 г. Петровская армия была доведена до 52 пехотных полков.

После победы под Полтавой штаты армии несколько уменьшились: почти 100- тысячная армия состояла из 42 пехотных и 35 драгунских полков.

Однако новая табель 1720 г. определила в составе армии 51 пехотный и 33 конных полка, что к концу правления Петра составляло 130-тысячную армию из трех родов войск – пехоты, кавалерии и артиллерии. Кроме того, около 70 тыс. находилось в гарнизонных войсках, 6 тыс.– в ополчении, и свыше 105 тыс.– в казачьих частях.

Для обучения солдат и офицеров был издан “ Устав воинский “, обобщивший 15-летний опыт непрерывной вооруженной борьбы. В 20-х годах для подготовки унтер-офицеров действовало 50 гарнизонных школ.

Широко практиковалась стажировка молодых дворян за границей для обучению воинскому делу. Одновременно правительство отказывалось от найма иностранных военных специалистов. Указ от 20 февраля 1705г. завершил складывание рекрутской системы. Были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали "порядок" внутри страны. Вновь созданная русская регулярная армия показала свои высокие боевые качества в битвах под Лесной, Полтавой и других сражениях.

Реорганизация армии сопровождалась изменением системы ее управления, которую осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую однородную армию, обладавшую лучшими боевыми качествами, чем армии Западной Европы.

Одновременно с проведением военной реформы был подготовлен ряд законов, положенных в основу "Устава воинского": 1700г. - "Краткое обыкновенное учение", 1702г. - "Уложение, или право воинского поведения генералам, средним и меньшим чинам и рядовым солдатам", 1706г. - "Краткий Артикул" Меньшикова. В 1719г. были опубликованы “Устав воинский” вместе с “Артикулом воинским” и другими военными законами.

“Артикул воинский” содержал главным образом нормы уголовного права и предназначался для военнослужащих. Воинские артикулы применялись не только в военных судах и по отношению к одним военным, но и в гражданских судах по отношению ко всем остальным жителям.

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.

В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняф, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.

В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

6. Церковная реформа.

Крупнейшим феодалом в России оставалась церковь, которая все еще сохраняла некоторую политическую самостоятельность, не совместимую с развивающимся абсолютизмом. Когда в 1700 г. умер патриарх Андриан, Петр решил не назначать нового. Временно во главе духовенства был поставлен рязанский метрополит Стефан Яворский, который по-прежнему должен был созывать на советы епископов – “освященный соборы”, но эти совещания носили чисто формальный характер. Патриарший разряд был упразднен, а его функции переданы восстановленному в1701 г. Монастырскому приказу. Этому приказу были подчинены патриаршие Казенный и Дворцовый приказы. На церковь было возложено устройство и содержание начальных школ и богаделен для увечных и больных, а также отставных солдат.

Наконец, 25 января 1721 г. Петр утвердил “ Духовный регламент“, согласно которому была проведена коренная церковная реформа, ликвидировавшая автономию церкви и полностью подчинившая ее государству.

Патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был образован Святейший правительствующий Синод. Всего в ведении находились чисто церковные дела: толкование церковных догм, распоряжения о молитвах и церковной службе, цензура духовных книг, борьба с ересями, заведование учебными заведениями и смещение церковных должностных лиц и т. д. Синод также имел функции духовного суда.

11 мая 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр назначил из числа близких ему офицеров обер-прокурора (И.В.Болдина), которому подчинялось синодальная канцелярия и церковные фискалы – “инквизиторы”. Все имущество и финансы церкви находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, Петр I полностью подчинил церковь своей власти.

7. Культура при Петре I .

В петровское время были открыты Медицинская школа, а также инженерные, кораблестроительные, штурманские, горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в трех типах школ: 46 епархиальных, готовящих священнослужителей; 42 цифирных – для подготовки местных, мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей.

Одновременно с реформой в сфере образования бурное развитие получило развитие издательское дело. В 1708 г. Петр ввел вместо церковнославянского новый гражданский шрифт. Были созданы новые типографии в Москве и других городах.

Развитие книгопечатания повлекло за собой начало организованной книготорговли. С декабря 1702 г. стало выходить первое периодическое издание- газета “Ведомости”.

Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей, был написан целый ряд ценных исследований по отечественной истории. По инициативе Петра в Росси было положено начало собиранию научных коллекций. В 1719 г. для всеобщего обозрения была открыта Кунсткамера, собрание “раритетов” которой послужило основой для коллекций будущих музеев: Эрмитажа, Артиллерийского, Военно-морского и др.

В Петровскую эпоху, в градостроительстве осуществлялся переход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ассамблей, в основном гражданского, а не культого назначения. Наиболее ярким примером этого является строительство Петербурга.

В эпоху Петра I , коренной ломке подверглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни российского общества. Царь в приказном порядке ввел брадобритие, европейскую одежду, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевропейскими нормами, изложенными в переводной книге “Юности честное зерцало”.

В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей с обязательным присутствием женщин. Ассамблеи устраивались не только для забав и увеселений, но и для деловых встреч. Поощрялось употребление в беседах иностранных слов, преимущественно французских.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи – великого государства европейского типа.

Заключение:

Определяя историческую значимость реформ Петра I, историки отмечают две стороны его деятельности: государственную и реформативную (изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях): первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства. Деятельностью второго рода, Петр привнес "величайший вред будущности России". Привычный уклад жизни в России был насильственно перевернут на иностранный лад.

Одни считают, что «реформы Петра I были борьбой деспотизма с косностью народа, когда самовластец шел напролом, не жалея собственных сил.» Другие – «насаждал мануфактуры с крепостным трудом, что консервировало феодализм в России». Есть и отличное от этих мнение, что в тот период в России не было условий для создания мануфактур иного типа.

Хотя в целом русские историки положительно относились к государственной деятельности Петра I: он резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенеся Россию через несколько этапов. Даже такое одиозное орудие абсолютистского государства, каким была деспотическая, самодержавная власть, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответствующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса.

Обеспечение политического и экономического суверенитета страны, возвращение ей выхода к морю, создание промышленности, все это дает полное основание считать Петра I – великим государственным деятелем.

Список используемой литературы:

1. Буганов, В. "Петр Великий и его время" / В. Буганов. - М.: Наука, 1989. - 192с.

3. Павленко, Н. Птенцы гнезда Петрова / Н. Павленко. - М., 2001

4. Платонов, С. Полный курс лекций по Русской истории / С. Платонов. - П., 1999

5. Титов, Ю. Абсолютизм в России. Советское государство и право / Ю. Титов, 2003

6. Анисимов, В. "Рождение империи. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XX в. " /сост. С. В. Мироненко. - М.: Политиздат, 1991.

В России была плохо развита промышленность, торговля оставляла желать лучшего, система государственного управления устарела. Высшее образование отсутствовало, и только в 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия. Не было книгопечатания, театров, живописи, множество из бояр и людей высшего сословия не знали грамоты.

Петр 1 проводил социальные реформы , которые сильно изменили положение дворян, крестьян и городских жителей. После преобразований, люди на воинскую службу набирались не дворянами в качестве ополчения, а теперь уже на службу в регулярных полках. Дворяне стали начинать службу с таких же нижних военных чинов как обычный народ, их привилегии были упрощены. Люди, вышедшие из простого народа, имели возможность дослужиться до высших чинов. Прохождение воинской службы определялось уже не положением рода, а документом, изданным в 1722 году “Табель о рангах” . Он устанавливал 14 чинов воинской и штатской службы.

Все дворяне и проходящие службу должны были обучаться грамоте, цифрам и геометрии . Те дворяне, которые отказывались либо не смогли получать это начальное образование, лишались возможности женится и получать офицерские чины.

Все-таки несмотря на строгие реформы, помещики имели важное служебное преимущество перед обычными людьми. Дворяне после поступления на службу причислялись к элитным гвардейцам, а не к обычным солдатам.

Изменился прежний режим налогообложения крестьян, с прошлого “подворного” на новый “подушный” где налоги изымались не с крестьянского двора, а с каждого человека .

Петр 1 хотел сделать города по типу европейских. В 1699 Петр 1 дал возможность городам на самоуправление . Горожане избирали в своем городе бурмистров, которые входили в ратушу. Теперь жители городов были разделены на постоянных и временных. Люди, которые имели различный род занятий, стали входить в гильдии и цеха.

Основная цель, которую преследовал Петр 1 во время проведения социальных реформ:

  • Улучшение экономической ситуации в стране.
  • Снижение статуса бояр в обществе.
  • Преобразование всей общественной структуры страны в целом. И приведение социума к европейскому образу культуры.

Таблица важных социальных реформ, проведенных Петром 1, которые повлияли на социальный строй государства.​

До Петра 1 в России уже существовали в немалочисленном количестве, полки регулярного строя. Но они набирались на время войны, и после ее окончания полк распускался. До реформ Петра 1 военнослужащие этих полков совмещали службу с ремеслом, торговлей и работой. Жили солдаты в своих семьях.

Вследствие реформ, роль полков увеличилась, а дворянские ополчения совсем исчезли. Появилась постоянная армия, которая не распускалась после окончания войны . Нижние чины солдат не вербовались как в ополчение,они набирались рекрутами из народа. Солдаты перестали заниматься каким-либо делом кроме воинской службы. До реформ казачество являлось свободным союзником государства и служило по договору. Но после Булавинского бунта казаков обязали организовать четко определенное количество войск.

Важным достижением Петра 1 было создание сильного флота , который состоял из 48 кораблей, 800 галер. Общий состав экипажа флота составлял 28 тысяч человек.

Все военные реформы в основной своей массе, были направлены на поднятие военной мощи государства, для этого было необходимо:

  • Создать полноценный армейский институт.
  • Лишить бояр права на формирование ополчение.
  • Внести преобразование в армейскую систему, где высшие офицерские чины давались за верную и долгую службу, а не за родословную.

Таблица важный военных реформ, проведенных Петром 1 :

1683 1685 Проводился набор солдат, из которых в дальнейшем был создан первый гвардейский полк.
1694 Проведены инженерные походы русских войск, организованные Петром. Это было учение, целью которого было показать преимущества нового армейского строя.
1697 Выпущен указ о построении 50 кораблей для Азовского похода. Зарождение военного флота.
1698 Отдан приказ об уничтожении стрельцов третьего бунта.
1699 Проведено создание рекрутских дивизий.
1703 На Балтийском море, по приказу, было создано 6 фрегатов. По праву считается первой эскадрой.
1708 После подавления восстания, введен новый порядок службы для казаков. В ходе которых их обязали подчиняться законодательству России.
1712 В губерниях была проведена роспись о содержании полков.
1715 Была установлена норма для призыва новых рекрутов.

Реформы управления государством

При реформах Петра 1 боярская дума потеряла статус органа влиятельной власти . Все дела Петр обсуждал с узким кругом лиц. Важная реформа управления проводилась в 1711 году, создание высшего государственного органа – правительственный Сенат . Представители Сената назначались лично государем, но не получали права власти из-за своих благородных родословных. Сначала сенат имел статус распорядительного учреждения, который не работал над созданием законов. Надзор над работой Сената вел прокурор, который назначался царем.

Все старые приказы были заменены во время реформы 1718 года по шведскому образцу. Составляла она 12 коллегий, которые вели дела по морской, военной, иностранной области, учет расходов и доходов, контроль финансов, торговля и промышленность.

Еще одной реформой Петра 1 являлось разделение России на губернии, которые дробились на провинции, а далее на уезды. Во главе губернии стоял назначался губернатор, в провинциях главой встав воеводы.

Важной реформой управления, Петр 1 провел о наследии престола в 1722 году. Была проведена отмена старой очередности на престол государства. Теперь государь сам избирал себе наследника престола .

Таблица реформ Петра 1 в сфере управления государством:

1699 Проведена реформа, в ходе которой города получали самоуправление во главе с бурмистром города.
1703 Основан город Петербург.
1708 Россия по указу Петра была разделена на губернии.
1711 Создание сената, нового распорядительного органа.
1713 Создание дворянских советов, которые представляли губернаторы городов.
1714 Утверждено решение о переносе столицы в Петербург
1718 Создание 12 коллегий
1719 По реформе, с этого года, губернии начали стали включать в свой состав провинции и уезды.
1720 Проведен ряд реформ по улучшению аппарата государственного самоуправления.
1722 Отменен старый порядок наследия престола. Теперь государь сам назначал себе приемника.

Экономические реформы кратко

Петр 1 в свое время проводил большие экономические реформы. По его указу, на государственные деньги, строилось большое количество заводов. Он старался развивать промышленность , государство всячески поощряло большими льготами частных предпринимателей, которые строили заводы и фабрики. К концу правления Петра, в России насчитывалось более 230 заводов.

Политика Петра была направлена на введение больших пошлин на ввоз иностранных товаров , что создавало конкурентоспособность для отечественного производителя. Применялась регуляция экономики путем налаживания торговых путей, строились каналы, новые дороги. Всячески проводилась разведка новых месторождений полезных ископаемых. Сильнейшим всплеском экономики была разработка минералов Урала .

Северная война сподвигла Петра на введение многочисленных налогов: налог на бани, налоги на бороды, налог на дубовые гробы. В то время проводилась чеканка более легких монет. Благодаря этим введениям было достигнуто большое вливание средств в казну страны .

К концу правления Петра, была достигнуто серьезное развитие налоговой системы. Была заменена подворная система налогов, на подушное. Что впоследствии привело к сильным социальным и экономическим изменениям в стране.

Таблица экономических реформ:

Реформы Петра 1 в сфере науки и культуры кратко

Петр 1 хотел создать в России европейский стиль культуры того времени . Вернувшись из поездки за рубеж, Петр начал вводить в обиход бояр одежду западного образца, в принудительном порядке заставлял брить бороды боярам, были случаи когда в порыве ярости Петр сам рубил бороды людям высшего сословия. Петр 1 старался распространять в России полезные технические познания в большей степени, чем гуманитарные. Культурные реформы Петра были направлены на создание школ, где преподавался иностранный язык, математика, инженерное дело. Западная литература переводилась на русский язык и была доступна в школах.

Большое значение на образование населения повлияла реформа замены азбуки с церковного на светский образец . Была выпущена первая газета, которая называлась Московские ведомости.

Петр 1 пытался внедрить в России европейские обычаи. Проводились публичные праздники с уклоном на европейскую манеру.

Таблица реформ Петра в сфере науки и культуры:

Церковные реформы кратко

При Петре 1 церковь, будучи ранее самостоятельной, стала зависима от государства . В 1700 году, умер патриарх Адриан, государством было запрещено избрание нового, аж до 1917 года. Вместо патриарха, было назначено служение блюстителя престола патриарха, коим стал митрополит Стефан.

До 1721 года не было конкретных решений по вопросу церкви. Но уже в 1721 году была проведена реформа управления церковью, в ходе которой было определенно, что положение патриарха в церкви было упразднено,ему на смену пришло новое собрание, называемое Святейшим Синодом. Члены Синода никем не избирались, а были лично назначены царем. Теперь на законодательном уровне церковь полностью стала зависима от государства.

Основным направлением в церковных реформах, проводимых Петром 1, имело значение:

  • Послабления власти церковников, на население.
  • Создать контроль государством, над церковью.

Таблица церковных реформ:

Многочисленные перестройки проводимые Петром 1 в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления.

В 1721 году Петра 1 провозгласили императором, что означало дальнейшее усилие власти самого царя.

В 1711 году вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него вошли 9 ближайших Петру 1 сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следит за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору.

В 1718 году уничтожили запутанную и громоздкую систему приказного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено 12 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления страной. Важнейшими коллегиями были:

1. Коллегия иностранных дел - внешнее сношение

2. военная - сухопутные силы

3. Адмиралтейская - флот

4. Камер-коллегия - сбор доходов

Статс0коллегия - расходы государства

Вотчинная - дворянское землевладение

Мануфактур-коллегия - промышленность, кроме горнометаллургической, которой ведала специальная Берг-коллегия, и др.

Фактически на правах коллегии существует учрежденный в 1720 году Главный магистрат ведавший русскими городами.

Своеобразной коллегией был Синод, или духовная коллегия, учрежденный в 1721 году. Создание синода являлось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовало еще 1 шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха - главы русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия.

С целью укрепления власти на местах в 1708 году страну разделили на 8 губерний:

1. Московскую

2. Петербургскую

3. Киевскую

4. Архангельскую

5. Смоленскую

6. Казанскую

7. Азовскую

8. Сибирскую

Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию и поэтому в свою очередь делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции в свою очередь делились на уезды.

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.

Причины реформ Петра 1

1. Социально-экономическое, политическое и культурное отставание России от Западной Европы

2. Ослабление международного положения России и угроза потери независимости.

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда -- основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля.

Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири.

XVII век был временем, когда Россия установил постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.

Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), оказывали ее природно-географические и социальные условия.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспиром и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I:

Первый (1699-170910гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

Второй (171011-171819гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (171920-172526) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Введение

Преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России – вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Петр не был похож на своих предшественников ни внешним обликом, ни живым и открытым характером. Личность Петра очень сложна и противоречива, но при этом Петр I был очень цельной натурой. Во всех его начинаниях, порой очень противоречивых, было все же рациональное зерно. Невозможно рассматривать деятельность Петра,не учитывая того, что из 36 лет его правления, лишь около 1.5 лет Россия находилась в состоянии полного мира. Постоянные военные действия оказывали влияние на ход реформ и вообще на всю внутреннюю и внешнюю политику.

Старое никогда не уходит с общественной сцены добровольно, и новое всегда рождается в жестких схватках с отжившим. Петру пришлось бороться со многими предрассудками и пережитками, которые иногда оказывались слишком сильными, чтобы сломить их с первого удара.

За несколько десятилетий строится новая система управления, появляется первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии. Первый музей в стране. Первая публичная библиотека. Первые публичные театры. Первые парки. Наконец, первый указ об организации Академии наук.

Этот список можно продолжать еще долго, но мне хотелось бы выделить военно-морской флот, который по праву считается детищем Петра, так как ранее отсутствовал в России. Так же регулярная армия, великолепно обученная, и столь же хорошо вооружена.

Оценивая положительное значение преобразований Петра в истории России, надо помнить, что политика Петра носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялось за счет огромных потерь трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, канавы и дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях, овеянных славными победами у Лесной, Полтавы, Гангута и Гренгама.

Благодаря внешней политике Петра, было покончено с политической изоляцией, и укреплялся международный престиж России. Стремительный рост России в первой четверти ХVIII века поражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа того времени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутри силы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своей глубине.

В своем реферате я хотела бы отойти от личности Петра и больше углубиться вглубь самих преобразований.

Но перед тем как преступить непосредственно к реформам, я думаю, надо обдумать причины необходимости проведения таких серьезных преобразований.

Предпосылки реформ Петра I

Прежде чем рассматривать реформаторскую деятельность Петра, вспомним, что представляла собой Россия в конце XVII в.

Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной «смутой» и интервенцией начала XVII в., когда были разорены наиболее развитые в хозяйственном отношении районы страны. Но разорительные войны, разумеется, не единственная и не главная причина этого отставания. Решающее влияние на развитие страны, по мнению ряда историков (В.О. Ключевский, Н.И. Павленко, С.М. Соловьев), оказывали ее природно-географические и социальные условия.

Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны.

Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Следует отметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии.

Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Белинский был прав, когда говорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспиром и Вальтерам Скоттам! " XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра.

Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянуться на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Преобразования, проводимые Петром I в ХVП - ХVШ вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Историки выделяют три этапа в реформах Петра I:

Первый (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых, перемены в системе местного самоуправления, установление рекрутской системы.

Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений, первая областная реформа, проведение новой военной политики, широкое строительство флота, учреждение законодательства, перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы налогообложения и нового порядка государственной службы.

Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Судебная реформа явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях.

Основная задача реформы – отделение суда от администрации. Однако идея отделения суда от администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабы, чтобы “освоить” сделанную им уступку в виде суда, независимого от администрации.

Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя.

Следующим судебным органом был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления).

Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно, по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение надворного суда.

Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел. Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи – в административные.

В связи с этим была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали особые судебные системы.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной практики в России являлась замена состязательного принципа принципом следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы. Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков - постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I. Владимирский-Буданов считал, что «до Петра Великого вообще надо признать еще состязательные формы процесса общим явлением, а следственные - исключением». Иной точки зрения придерживался С. В. Юшков. Он полагал, что в это время только «менее важные уголовные и гражданские дела... рассматривались в порядке обвинительного процесса, т. е. так называемого суда». М. А. Чельцов говорил о «последних остатках состязательного процесса (старинного «суда»)», которые, по его словам, исчезают при Петре I.. Думается, однако, что розыск нельзя еще до Петра I считать господствующей формой процесса, но нельзя считать и исключением.

Говоря о развитии процессуального права при Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере судоустройства и судопроизводства. Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП - начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску...", главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. Сам по себе указ не создает принципиально новых форм процесса. Он использует уже известные, сложившиеся на протяжении веков формы розыска.

Закон очень краток, в нем записаны лишь основные, принципиальные положения. Следовательно, он не заменял предыдущее законодательство о розыске, а наоборот, предполагал его использование в нужных пределах. Это хорошо видно из указа 16 марта 1697 г., изданного в дополнение и развитие февральского указа. Мартовский указ говорит: «а которые статьи в Уложенье надлежат к розыску и по тем статьям разыскивать по прежнему».

Указ 21 февраля 1697 г. был дополнен и развит «Кратким изображением процессов или судебных тяжб». Первое издание появилось еще до 1715 г., возможно в 1712 г. "Краткое изображение" являлось военно-процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса. В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы; дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт, утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются нормы о пытках.

Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса. Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных" (соответствующих) статьях материального закона. Изменения, внесенные Указом "О форме суда" были не столь принципиальными. По сути, указ был создан в развитие "Краткого изображения".

Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Военные реформы

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Военные реформы важны не только сами по себе. Они оказывали большое, подчас определяющее влияние на преобразования в других областях. «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы», – писал выдающийся российский историк Василий Осипович Ключевский. Именно задачи создания современной, боеспособной армии и флота занимали юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. С раннего детства Петра увлекало военное дело. В селах, в которых жил маленький царь, создал два «потешных» полка: Семеновский и Преображенский - уже совершенно по новым правилам, отвечавшим европейским стандартам. К 1692 г. эти полки были окончательно сформированы. По их образцу позже были созданы и другие полки.

Армия, доставшаяся Петру, была наследственной, она находилась на самообеспечении. Каждый воин шел в поход и содержал себя в войске на собственные средства. Никакого особого обучения в армии не существовало, точно так же как и не было и однородного обмундирования, и вооружения. Руководящие должности в армии занимались в связи не с заслугами или специальным образованием, а, как говорилось по породе. Другими словами, армия не являлась той силой, которая могла бы оказать сопротивление современной ей европейской армии, от которой к концу ХVII века она более чем отставала.

«Еще отец Петра, Алексей Михайлович, предпринимал попытки переустройства армии. При нем в 1681 г. была создана комиссия под председательством князя В. В. Голицына, которая должна была изменить устройство армии. Были проведены некоторые изменения: армия стала более структурированной, теперь она делилась на полки и роты, также были назначены офицеры в зависимости от опыта и заслуг, а не от происхождения. 12 января 1682г Боярская Дума приняла постановление, в котором говорилось, что старшим офицером может стать и незнатный человек, но опытный и знающий, и все независимо от происхождения должны ему подчиняться».

Благодаря этим изменениям московское войско стало более организованным и структурированным. Но все же эту военную организацию нельзя было назвать реальной регулярной армией из-за огромного количества пережитков, сохранившихся с давних времен, некоторые из них относились еще к временам царствования Василия III.

Таким образом, Петр получил армию хоть и не удовлетворявшую всем требованиям военной науки, но в какой-то мере уже подготовленной к дальнейшим преобразованиям.

Главным шагом Петра было уничтожение стрельцов. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами. Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу.

Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло международный престиж и сделало ее морской державой. Его жизнь и деятельность определял “Морской устав “. Флот строился и на юге, и на севере страны. Основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота.

В 1708 г. был спущен первый 28- пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и другие мелкие суда. Набор во флот осуществлялся также из рекрутов. Для обучения морскому делу составлялись инструкции: “Артикул корабельный”, “Инструкции и артикулы военные Российскому флоту” и др.

В 1715 г. в Петербурге была открыта Морская академия, готовившая морских офицеров. В 1716 г. было положено начало подготовке офицерских кадров через гардемаринскую роту. Тогда же была создана морская пехота. Вместе с тем, армия и флот составляли неотъемлемую часть абсолютистского государства, были орудием укрепления господства дворянства.

С формированием флота был создан и его устав. Зачатками морского устава являются 15 статей, составленные Петром I во время его плавания на галерах к Азову в 1696 г. В 1715 г. Петр приступил к составлению более полного морского устава, который был издан в 1720г. - «Книга устав морской, о всем, что касается доброму управлению в бытность флота в море». Морской устав Петра отличался оригинальностью и являлся результатом его многолетнего боевого опыта.

Петром I была радикально изменена и система военного управления. Вместо многочисленных приказов (Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал - комиссара, Приказ артиллерии и др), между которыми ранее было раздроблено военное управление, Петр I для руководства соответственно армией и военно-морским флотом учредил Военную и Адмиралтейскую коллегии, строго централизовав тем самым военное управление.

Таким образом, реформы в области организации вооруженных сил были наиболее успешными. В результате Россия стала могущественной в военном отношении государством, с которым приходилось считаться всему миру.

Церковная реформа

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр стремился оградить себя от влияния церкви, в связи с этим он начинает ограничивать права церкви и ее главы: был создан совет епископов, собиравшийся периодически в Москве, а затем, в 1711г., после создания Синода - глава церкви потерял последние штрихи независимости. Таким образом, церковь была полностью подчинена государству. Но царь прекрасно понимал, что подчинение церкви простому органу управления является невозможным. И в 1721 г. был создан Святейший Синод, ведавший делами церкви. «Синод был поставлен в один ранг с Сенатом, выше всех остальных коллегий и административных органов. Структура Синода ничем не отличалась от структуры любой коллегии. В Синод входило 12 человек. Возглавлял Синод президент, 2 вице-президента, 4 советника, 5 асессоров»

«По указу от 25 января 1721 г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее созванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721 г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем».

Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722 г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедовавшегося совершить измену или бунт. В 1722 г. церковная реформа была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие нововведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.

Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых», ни «черных» монахов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что укажет монахам путь к святости не осетрами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России. По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало заниматься столярным делом, иконописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.

Создание такого вида управления и организации церкви сам Пётр объяснил следующим образом: « От соборного правления можно не опасаться Отечеству мятежей и смущения, каковые происходят от единого собственного правления духовного...» В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.


Похожая информация.