Проблема деградации личности в рассказах А. Чехова “Анна на шее” и “Ионыч”

Целью данного урока было раскрытие трагизма повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: формировать умение проводить лингвостилистический анализ текста художественного произведения; выяснить, как используются художественные детали в раскрытии образа главного героя рассказа; помочь учащимся понять, что превращение Старцева в Ионыча – это трагедия интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной.

Методы и формы: на уроке использовался метод: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом, сообщение учащегося, элементы лингвостилистического анализа. По источнику получения знаний – словесно-иллюстративный. По уровню активности познавательной деятельности – исследовательская работа, репродуктивный анализ. По технике – индивидуальная, коллективная деятельность. По функциям – анализ прочитанного.

Данный урок входит в систему изучения рассказов Чехова.Учебный материал организован таким образом, что при выполнении большинства заданий учащиеся должны сами «додумываться» до правильного ответа. Данная тема урока не потеряла своей актуальности и в наше время..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Деградация личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

Цели: раскрыть трагизм повседневно- будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Задачи: 1. Образовательная: изучить рассказ А. П. Чехова «Ионыч» методом целостного анализа, дать учащимся понятие о единстве формы и содержания, показать им обусловленность художественной формы произведения его содержанием, непосредственно ознакомить их с особенностями художественного метода писателя, наблюдая вместе с ними постепенное углубление характеристики героя, раскрытие основных идей произведения в ходе развития его действия, понимая значение портретa, монолога, диалога, авторской речи, выявляющей отношение писателя к герою. Сосредоточить внимания на художественных деталях (оригинальность композиционного приёма, живописность пейзажа, меткость эпитета, характерность сравнения) .

2. Развивающая : развивать устную связную монологическую речь, умения выразительно читать прозаический текст, пересказывать, грамотно формулировать ответ на поставленный вопрос, сравнивать, делать обобщения и выводы, формировать умение глубокого анализа текста; вырабатывать коммуникативные навыки в обсуждении проблемных вопросов урока; развивать творческие способности, монологическую речь.

3 . Воспитательная : вызвать интерес к творчеству А.П.Чехова; формировать нравственные ценности личности;

Методы: эвристический, проблемный, лингвистический анализ текста.

Формы работы:беседа, работа в парах, работа с опорными схемами, таблицами, анализ текста, творческая работа.

Эпиграфы: (на доске)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя .

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

(сл. 1-5) Все это приводит к гибели человека в человеке, и об этом мы будем с вами говорить сегодня на уроке, анализируя рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор.

Сообщение ученика «История создания рассказа »

  1. Определение темы урока.

(сл.6) Тема: «………………………человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Как видите, в определении темы есть пропуск. Понятно, что речь на уроке пойдет о человеке, о главном герое рассказа. Но вот что с ним происходит? На этот вопрос нам предстоит ответить и заполнить пропуск.

3. Постановка цели урока.

(сл.7) Цель:

Чтобы поставить цель урока, предлагаю вспомнить сюжет рассказа.

А) творческое задание «Кто передаст сюжет более кратко?»

(В начале мы видим молодого доктора Старцева, полного сил, энергии, способного влюбиться. К концу рассказа он превращается в малоподвижного, черствого, грубого Ионыча).

Как видим, сюжет прост, событий немного, значит, главное не внешние события, а то, что происходит внутри героя. Меняется главный герой? (да). Так какова цель нашего урока?

(Проследить, как меняется герой и под влиянием чего это происходит.) (сл. 7)

Для этого обратимся к композиции.(сл.8)

  1. Актуализация знаний. (проверка знания и понимания текста)

«Найдите соответствия» (сл. 9-10)


I глава


II глава


III глава


IV глава


V глава


Весна жизни


Любовь


Крах


Последняя вспышка


Финал


«Когда ещё я не пил слез из чаши бытия...»


«...ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало».


«И жаль было своего чувства, этой своей любви...»


«И огонёк в душе погас».


«Куда это Ионыч едет?»

  1. Анализ текста с целью характеристики героя, происходящих в нем изменений.

А) заполнение таблицы. (работа в парах)

Каким предстает герой в каждой из этих глав?(сл.11)

1 гр.- 1-2 глава.

2 гр. – 3-4 глава.

3 гр. – 5 глава

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”

2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”

3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце”, жаль любви, стыдно, успокоился

4 группа (4 глава): спешно принимает больных, ни с кем не сходится, хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”

5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”

Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

(результаты наблюдений помещаются в таблицу) (сл12-17)

События в рассказе излагаются в хронологической последовательности - от молодости героя к зрелости. В глубинном содержании - движение вспять, потеря Старцевым всего человеческого, постепенное его опустошение, превращение в равнодушное, эгоистическое существо. Ионыч проходит свой жизненный путь, как по ступеням лестницы, быстро поднимаясь вверх - к материальному благосостоянию и ещё быстрее спускаясь вниз - к моральному опустошению.

Все повествование развертывается так, чтобы показать постепенное превращение интеллигента в обывателя, доктора Дмитрия Ионыча Старцева в бездушного Ионыча, потерявшего вместе с именем и фамилией свою душу.

В раскрытии содержания этапов жизни Старцева Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции. Каждый новый этап жизни героя раскрывает его моральное падение.

Вернемся к теме урока. Я думаю, теперь вы сможете сформулировать ее. Что же происходит с главным героем на протяжении рассказа? (Духовная деградация) (сл.29- тема)

Б) Подобно другим писателям, Чехов испытывает своего героя любовью. (Сл.18)

(Беседа)

Как развиваются отношения Старцева и Котика?

Выстроим цепочку из ключевых фраз. (сл.19-21)

«Екатерина Ивановна ….очень нравилась ему»

«Я не видел вас целую неделю, а если бы вы знали, какое это страдание!»

«Она восхищала его…»

На душе было радостно, тепло, и в то же время какой-то холодный кусочек рассуждал: «Остановись, пока не поздно!»

«Любовь моя безгранична. Прошу, умоляю вас, будьте моей женой!»

«…перестало беспокойно биться сердце. …Жаль было своего чувства, этой своей любви»

«Сколько хлопот, однако!»

«Что-то мешало ему чувствовать, как прежде»

«Он вспомнил о своей любви…, и ему стало неловко»

«А хорошо, что я на ней не женился»

«Огонек все разгорался в душе…»

«Он вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонек в душе погас»

Вывод: (сл.22)

В) Анализ эпизода. (На кладбище) (Сл. 23)

Проблемный вопрос: Символом чего выступает кладбище? (сл.24-26)

Просмотрите приведенные мною ключевые фразы из текста и попробуйте ответить на проблемный вопрос.

«Казалось, что здесь было светлей…»

«сонные деревья»

«так хорош и мягок лунный свет»

«нет жизни»

«обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную»

«веет прощением, печалью и покоем»

«кругом безмолвие»

«это не покой и тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние»

«лампадка…отражала лунный свет и, казалось, горела»

«хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви»

«луна ушла, и вдруг все потемнело»

«- Я устал…»

(Кладбище – символ жизни Старцева. Вокруг него все мертво и ему нравится такая жизнь. Он сам мертвеет. Среди этих каменных, неподвижных изваяний лишь лампадка, казалось, горит. Так и старцев, казалось, загорелся. Может любовь, страсть спасет его? Но нет! Как нет у лампады настоящего огня, а лишь отражение луны, так и любовь Старцева всего лишь призрак. Исчезла луна – исчезла страсть. Старцев устал, устал жить, волноваться, переживать, ему хочется покоя. Но как назвать такой покой: без чувств, без потрясений, без любви? Это смерть. Духовная смерть!)(сл. 27 – черный фон, выход: «Я устал…» жить(?)

Вывод: (сл.28)

Что же помешало Старцеву и Катерине Ивановне быть вместе?

Среда мельчила, опошляла человеческие чувства. Воспитание в семье Туркиных не могло не внушить Котику легкомыслия, необоснованных претензий и т. п. Нравственная слабость Старцева, трусость загубили любовь еще в самом начале, а стремительное опошление довершило губительный процесс, - оно отразилось и на судьбе Екатерины Ивановны.

Страсть к обогащению вытеснила интерес к людям, профессии, чувство к Екатерине Ивановне. Так завершился процесс превращения неглупого человека в стяжателя, довольствующегося тусклой, обыденной жизнью, а точнее, не жизнью, а существованием.

  1. Проблемное задание.

Что же является причиной этой духовной деградации?(сл. 30)

(Беседа. Устный монологический ответ. Лингвистический анализ текста).

А) Среда .(сл. 31. Семья Туркиных)

Рассказ о семье Туркиных.

Со стороны Туркины выглядели именно так: «Эта семья

жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин,

Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал

любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых

генералов и при этом кашлял очень смешно Жена его, Вера Иосифовна,

худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно

читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка,

играла на рояле. Одним словом у каждого члена семьи был какой-нибудь

свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои

таланты весело, с сердечной простотой » (X, 24). Однако при более

близком знакомстве с ними становится понятным, что всё это позёрство, что

это всё «призраки жизни», омертвевшие формы жизни. Иван Петрович

Туркин, пригласивший к себе в гости Старцева представляет его своей жене

затейливым языком: «Я ему говорю, что он не имеет никакого римского

права сидеть у себя в больнице…» (Х, 25) Это даже не язык, а мозаика из

фрагментов различных речевых жанров и стилей. Туркин вообще не имеет

фразами, давно утратившими своё нормальное значение и первоначальную

естественную форму: «большинский» вместо «большой», «недурственно»,

«покорчило вас благодарю» (Х, 28).

Не только речь Туркина состоит из слов-«призраков», но и его

говорит игриво при муже: «Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив,

это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не

заметит» (X, 25). Это совершенно пустые слова. 2) Пустые романы пишет и

читает Вера Иосифовна (Х, 26). 3) Все гости Туркиных ведут себя также

игриво, позёрски. Когда Вера Иосифовна читает свой пустой роман, все

слушают «с очень серьёзными лицами». 4) Позёрски играет на рояле

Екатерина Ивановна: «села и обеими руками ударила изо всей силы, и опять,

и опять; плечи и грудь у неё содрогались, она упрямо ударяла всё по одному

месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьёт клавишей внутрь

рояля» (Х, 27). Все стали поздравлять Екатерину Ивановну и говорить, что

она играла как никогда прекрасно. 5) Глупейший фарс устраивает Иван

Петрович Туркин со своим лакеем Павой, исполняющим мизансцену из

какой-то трагедии, не понимая того, что он изображает. И опять: «все

захохотали» (Х, 28). Старцев попал в мир призраков, бессмысленных слов,

музыки, поступков.

Так, постепенно узнавая членов этой семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны. Читателю сразу становится не по себе в обществе этой «умной, интересной, приятной семьи», в мире праздности, скуки, застойности их жизни и никчёмности существования. Закономерно возникает вопрос: если таковы самые талантливые люди во всем городе, то каков же должен быть город? За Туркиными - губернский город, они его олицетворение, та среда, которая обступает Ионыча, наступает на него под барабанные звуки игры Котика на рояле. Не утрачивая реальных житейских и бытовых масштабов и очертаний, семья Туркиных как-то незаметно вырастает до большого обобщения, до символа, не теряющего при этом образной конкретности. Это своеобразный мирок - со своим собственным театром, конферансом, литературой, музыкой и даже трагедией, низведенной до кривляния лакея перед расходящимися по домам гостями.

Пусты и однообразны развлечения сытых и обеспеченных обывателей, освобожденных от необходимости трудиться: прием гостей, чаепития, карты, бесплодные разговоры. Бессмысленность их жизни становится причиной скуки. Жители города С. как будто спокойны, лишены каких-либо преступных поползновений, доброжелательны. Между тем их существование настолько однообразно, скучно, обыденно, что оно несовместимо с понятием «жизнь».

Вывод: Эта мёртвая среда захватила его, обманула и изуродовала. (сл. 32)

Б) Внутренний конфликт.

Но одна лишь среда не может так изменить человека. Должна быть внутренняя предрасположенность. И у Старцева она есть. Найдем доказательства. Проанализируем эпизод первого посещения Старцевым семьи Туркиных. (сл.33-38– заполнение таблицы)

1) отношение к чтению романа Веры Иосифовны

«Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, – читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, – не хотелось вставать».

2) отношение к игре Котика

Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему .

и слушать эти шумные, надоедливые, но все же культурные звуки, – было так приятно, так ново… Прекрасно! – сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению.

3) отношение к шуткам Ивана Петровича

Умри, несчастная!

И все захохотали.

«Занятно», – подумал Старцев, выходя на улицу.

«Недурственно…» – вспомнил он, засыпая, и засмеялся.

Вывод: внутренний конфликт изначально присутствует .(сл.39)

В конце рассказа Старцев сознательно противопоставляет себя провинциальному обществу, потому что стремится отгородиться от любых влияний, жить «одним развлечением» - считать полученные от клиентов деньги. Возмущение обывательщиной толкает его в объятия той же среды. Мещанские потребности между тем сближают его с обывателями. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных.

(Сл. 40– причины деградации:)

  1. Заключительное слово учителя.

На примере жизни Старцева Чехов показал, как отсутствие общественных интересов и пассивное подчинение пошлой среде приводят к моральному опустошению человека. Показывая эволюцию Старцева от молодого врача-общественника, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенчиками кажется не человеком, а языческим богом, Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на Старцева тлетворное воздействие, и его самого. Рассказ «Ионыч» - не грустная история о том, как «среда заела», но беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал сопротивляться окружающей обывательской среде и перестал быть человеком.. Виновата в этом среда, в которой нет места живым интересам, но виноват и сам герой, не сумевший противостоять обывательскому окружению. Его губит стремление к сытости и покою, подавляющее все надежды, порывы и замыслы, более высокие стремления. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, потому что сам живет по законам этого болота.. По мысли автора, его вина усугубляется тем, что он все прекрасно понимает, но ничего не пытается сделать.

Как вы думаете, для чего Чехов рассказал нам эту историю? К чему он нас призывает?(Призывает не поддаваться обстоятельствам, бороться и оставаться человеком).(сл.41)

  1. Творческая работа. (сл.42)

Ответить на вопрос: « Почему в начале – доктор Старцев, а в конце – Ионыч?»


1. Болото пошлости.
2. Бытовая рутина.
3. Безумная идея.

Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения.
А. Ф. Амьель

В своем творчестве А. П. Чехов поднимает немало проблем. И каждой из них он уделяет особое внимание, позволяя нам не из авторских ремарок и пояснений, а из самого текста понять позицию писателя. Он не призывает как-то исправить свои недостатки, он выбирает другой путь: через образы и их описание мы начинаем осмыслять свою действительность и по-другому относится к нашей жизни. Так, автор предлагает нам подумать над вопросом о нравственном оскудении личности и сам же предлагает иллюстративный материал для осмысления.

Обратимся к рассказу «Ионыч». В нем писатель показывает двух главных врагов умного человека Дмитрия Ионовича Старцева. Это пошлось дома Туркиных и пагубное влияние бытовых условий.

Семья Туркиных считалась в обществе образованной и талантливой. И Старцев находит этому подтверждение, когда первый раз попадает в их дом. Хозяин был талантливым артистом-любителем, хозяйка писала романы и повести, а дочь неплохо играла на рояле. К гостям они относились весьма радушно. Но это радушие становилось своеобразной пеленой, не позволяющей главному герою рассмотреть, что же они представляют собой на самом деле. В ходе повествования мы понимает, что жизнь этой семьи монотонна, в ней ничего нового не появляется. Только гости вносили свежую струю своим появлением. Но хозяева показывают лишь то, что уже всем давно известно. Так, перед нами предстает однообразная, можно сказать, беспросветная жизнь.

Но в эту картину пока совершенно не вписывается Дмитрий Ионович Старцев. Автор выбирает именно этот образ, чтоб показать в движении, как можно опуститься в это болото пошлости и потерять свои нравственные принципы, то есть оказаться на пороге оскудения.

Вначале Старцев показан весьма целеустремленным человеком: он хочет быть хорошим врачом. При этом он радуется жизни, «...после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал...».

Вскоре в его душе поселяется и прекрасное чувство — любовь. Кажется, что жизнь прекрасна и бьет через край. Возможно, автор хотел показать, что именно такой жизнерадостный человек сможет изменить застоявшиеся устои общества и привнести в него свежую струю. Так, у Котика появляется шанс вырваться из этого порочного круга. Но она не хочет воспользоваться удобным случаем. Наоборот, героиня смеется над горячностью Старцева и назначает ему свидание на кладбище. Сама же на него не приходит. А после на предложение молодого человека отвечает отказом. Она выбирает музыку, а не любовь человека. То есть девушка не хочет вырваться из того болота, в котором оказалась со своими родителями. Отказ Екатерины Ивановны сильно повлиял на Старцева, возможно, он стал первой ступенькой в этот мир пошлости.

Автор представил нам готовый образец семьи, если так можно сказать, болота, которое засасывает Старцева и не позволяет ему понять их пустоты и в какой-то степени пошлости. Оскудение и духовная пустота общества губернского города С. постепенно проникает и в душу врача. Он начинает жить по его законам. Также свою роль играет и бытовая атмосфера, засасывающая героя в неподвижной ритм провинциального города. И какие черты появляются в его портрете через четыре года? Это полнота и одышка. Но Старцев еще не полностью погрузился в этот провинциальный мир и быт. «Старимся, полнеем, опускаемся, — говорит он Екатерине Ивановне. — Жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Так автор показывает нам, что без того движения и стремления жизнь становится бессмысленной. Она застывает на месте и не дает пищу ни самому человеку, ни его мыслям. Человек является словно статуей, на которой время пишет свои законы. Таковым и становится Ионыч еще через несколько лет. От его имени сохраняется только отчество, хотя он имеет солидный вес в обществе и несколько домов. Но самое страшное в этом изменении то, что Ионыч совершенно не сопротивляется такому губительному влиянию среды.

В Старцеве не осталось душевных сил для того, чтобы сделать свою жизнь интересной. Он целиком поддается влиянию общества.

Однако не только общество, но и сами идеи человека смогут быть для него губительными. Такое нравственное оскудение личности показывает А. П. Чехов в рассказе «Крыжовник». Главного виновника он ставит в заглавие произведения, чтобы мы сразу же могли понять, кто становится своеобразным идолом брата Алехина. В отличие от Ионыча он показан весьма деятельным человеком, так как многое сделал для того, чтобы заполучить усадьбу с крыжовником. Для этого он даже женился «на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки». Но купить то, что он хотел не получилось. В новой усадьбе не было «ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом, как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный». Но и такой промах не остановил брата Алехина, он решил сам посадить крыжовник. И когда человек наконец добился своей цели, он резко изменился. Автор дает весьма иронический потрет нового помещика: «...сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло». Брат Алехина настолько обрюзг и опустился, что писатель сравнивает его со свиньей. Жизнь его опустошена, но наполнить ее нравственным содержанием он не может, так как все его душевное пространство занято крыжовником. Места для книг, знаний или моральных принципов не осталось.

Определенные черты, как и в образ Старцева, вносит в жизнь нового барина быт. «Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно». Также его нравственную пустоту заполняет и тщеславие, поэтому ему и собственная фамилия — Чимша-Гималайский — начинает нравится. Но в этом рассказе Чехов не просто представляет картину нравственного оскудения личности. Он осуждает ее устами Алехина, который был потрясен тем, что увидел: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию».

Так мы видим, что оба героя стремились к счастью. Для его создания они многим пожертвовали. Но писатель такой жертвы не принимает. Нельзя построить счастье только на деньгах, крыжовнике или быте. Это духовная пустота, а не основание для того, чтобы личность получила свое развитие или хотя бы не падала в бездну или болото. И если в об этом догадывается хотя бы один из героев А. П. Чехова, то это значит, что не все потеряно. Общество с его бытом и нравами поглотило и обезличило не всех своих членов.

Алехин пытается наполнить свое существование идеей. И он не считает, что со временем может что-то кардинально измениться для того, чтобы наступило царство этой идеи. Поэтому он находит весьма живописные краски для того, чтобы описать свое опустошенное состояние после увиденного у брата: «...но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост?.. Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!» И он единственный из рассмотренных нами героев всем своим существом сопротивляется пошлому миру, чтобы он его ни в коем случае не засосал в свои топи.

Так, Чехов показывает нам две крайности (Старцев и Чимша-Гималайский), два совершенно противоположных человека, которые по-разному подошли к построению и целям в своей жизни. Но их объединяет одно: в этом пути они потеряли самое главное — кусочек своей души. И ее невозможно вернуть ни за деньги Ионыча, ни с помощью кустов крыжовника Чимша-Гималайского.


Чехову удалось наиболее ярко акцентировать внимание читателя на осуществлении процесса, связанного с изменениями человеческой души, на которую непосредственно влияют прожитые годы и среда. Почти все мечтают в юности об идеалах: чести, братстве, свободе, равенстве и труде. Хотя спустя время, многие люди меняются практически полностью внутри себя. Они желают пребывать в состоянии покоя и сытости, и вместе с тем выбирают обеспеченную жизнь. Чехов первым совершил вскрытие социальных причин этого патологического явления посредством написания рассказа “Ионыч”.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Талантливый молодой врач по имени Дмитрий Старцев после окончания университета прибывает для осуществления своей деятельности в качестве медицинского работника высшей категории, на территорию губернского города С. Все свои силы он бросает на то, чтобы приносить максимальную пользу людям. Работа превращается в главный смысл его существования. Следовательно, врач не прекращает постоянно трудиться. Однообразие будней, наполненных бесконечными визитами больных, не вызывают у него поначалу раздражения. Старцева представляют семейству Туркиных, наиболее талантливому и необыкновенному, по мнению обывателей местного значения. Чехов стремиться, как можно наиболее мастерски нарисовать подобную “талантливость”, представленную в форме плоских острот главы семьи Ивана Петровича, бездарной игры на рояле дочки по имени Катерина и романов, сочинением которых занимается ее мать. Хотя все-таки нужно отдать должное этому дому - после больничных стен, грязных мужиков спокойно было и достаточно приятно разместиться в мягких креслах, не думая ни о чем. Вскоре Старцев влюбился в Катерину, и решил сделать ей предложение. Девушка отвечает отказом. Но доктор переживал по этому поводу недолго. Героя было “немного стыдно” по причине глупого и пошлого завершения истории.

У Старцева отсутствовала семья. По-видимому, не зная, куда девать деньги, он скупал недвижимость ради удовольствия. Чехов говорит читателям: “Не поддавайтесь …влиянию среды, …берегите в себе человека”. Поддавшись процессу, связанному с духовной смертью, Старцева с тягостным чувством осознает, какое мерзкое болото его затягивает, но бороться с этим явлением, он даже не стремится.

Обновлено: 2017-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Цели:
-Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и
духовного оскудения личности в рассказе;
-формировать у учащихся собственное
отношение к прочитанному;
-расширить и углубить представление учащихся о
нравственных принципах писателя;
- развивать умения и навыки обобщения материала;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к действительности,
стремиться к прогрессу, личному и общественному.

Человек редкого душевного благородства,
воспитанности и изящества в самом
лучшем значении
этих слов…
И.А. Бунин.

Я видел самое прекрасное и
одухотворенное лицо,
какое только мне приходилось
встречать в жизни…
Он умел слушать и расспрашивать,
как никто.
А.И. Куприн.

Ах, какой милый, прекрасный человек,
скромный, тихий…Просто чудесный!
Л.Н. Толстой.

Талант огромный и
оригинальный.
А его рассказы – изящно
ограненные флаконы
со всеми запахами жизни в них.
М. Горький.

Максим Горький писал: «Врагом Чехова была
пошлость. Он всю жизнь боролся с ней.
Он обладал искусством всюду находить и
оттенять пошлость, - искусством, которое
доступно только человеку высоких требований
в жизни, которая создается горячим желанием
видеть людей простыми,
гармоничными и красивыми».

Центральная тема всего творчества Чехова- протест против
пошлости, обывательщины, духовного мещанства- звучит
в рассказе « Ионыч» (1898).Удивительно просто и талантливо
показал Чехов в своем рассказе, как влияет на душу человека
пошлость и мещанство.
Основная идея произведения заключается в призыве:
«Берегите в себе человека!»
«Ионыч»- это история о том, как молодой человек,
неглупый и способный, превращается в равнодушного и
жадного обывателя.

Рассказ начинается
изображением
губернского города
Чтобы дать читателю представление о здешней жизни,
писатель знакомит его с «самой образованной и талантливой» во все
городе, по мнению местных жителей, семьей Туркиных.

В доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку,
все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определенный
эффект. И вот свежий человек, попадая под действие
этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы,
царящей здесь. Итак,
Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было «недурственно
не считая маленьких
компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Расскажите о духовном мире,
взглядах и общественных идеалах
молодого врача
Дмитрия Ионыча Старцева.
-

Облик героя рассказа
раскрывается в его любви.
Любовь была единственным
поэтическим переживанием
в его жизни.

Чехов написал историю новой формы тяжкой социальной
болезни, которую давно изучала русская
литература. В гоголевском Плюшкине человека съела
страсть приобретательства. Но это был помещик,
основа его болезни- душевладение. Старцев- разночинец,
врач. Всю жизнь он работает. Но и
деятельность исключительно ради денег оказались не
менее смертоносной для человеческой души,
чем полная бездеятельность, порождаемая крепостным
правом.

Ионыч потерял человеческий облик: когда он,
«пухлый, красный» сидит на своей тройке,
«кажется, что едет не человек,
а языческий бог»

Но (!): гибнет в Ионыче человек,
призванный, как думала Екатерина
Ивановна, служить народу, помогать
страдальцам: он утрачивает прежде всего
человеколюбие. И в этом основа его
нравственного падения. Деньги, а не
облегчение человеческих страданий, стали
целью его деятельности.

Нравственная деградация Старцева Д.И.
1
2
3
4
5
6
Благородная цель в
Теперешний идеалжизни:быть врачом,
лишь обеспеченность и
помогать страдальцам.
покой.
Был бодрым,
Пополнел, раздобрел и
энергичным, мог
неохотно ходил пешком, так
пройти 9 верст(.) и не как страдал одышкой».
чувствовать усталости.
Чувствовал красоту
Уклоняется от просмотров
природы,
спектаклей и концертов.
интересовался
музыкой, литературой.
Любил общаться с
Черствый врач, не
людьми.
желающий потерять ни
одной минуты на разговоры
с пациентами.
Способен был любить,
Умерло даже его
мечтать.
единственное поэтическое
воспоминание.
Любил девушку.
Чувствуя страх за свою
спокойную, налаженную
жизнь, радуется тому, что не
женился на ней.

«Ионыч»- это рассказ о том, как неимоверно трудно
оставаться человеком,
даже зная, каким ему следует быть.
В рассказе «Ионыч» словно звучит голос Чехова,
обращенный к нам, читателям:
* не поддавайтесь губительному влиянию уродливой
среды,
* вырабатывайте в себе силу сопротивления
обстоятельствам,
* не предавайте светлых идеалов молодости,
* не предавайте любви,
* берегите в себе человека!

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности истекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья. <…> (1956г.)
Борис
Пастернак

Будьте счастливы! И помните:
ваше счастье зависит от вас.

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы. Его произведение «Ионыч»- реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена, Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.
  3. Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.
  • Идея

    Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

    Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

    Критика

    Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

    На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается тема отношения человека к смерти.

    Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

    Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!