Процесс обучения - важное составляющее человеческой жизни. Общественная значимость образования

КАК СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Несколько веков назад получить образование простому человеку было затруднительно, поэтому образованные люди высоко ценились. В современном мире у человека нет проблем с получением образования, по крайней мере на базовом уровне. Стоит заметить, что и сейчас действительно образованных людей очень ценят. Проблема в том, что из-за легкости доступа к получению образования люди перестали ценить возможность его получения. А между тем это имеет колоссальное значение.

Процесс получения образования предоставляет огромный выбор дела всей жизни: наука, спорт, бизнес, ИТ, творчество. Каждое направление предполагает свои особенности деятельности и требует характерных навыков, умений, способностей. Безусловно, если любимое дело дается с трудом, это не означает ошибочный выбор. Это значит, что человеку нужно приложить максимум усилий для достижения цели.

Но как же найти любимое дело? Как не ошибиться? Вам поможет образование. Несмотря на скептическое отношение к образованию у школьников - в школе, у студентов - в вузе, незаметно для них самих процесс обучения помогает определить жизненные ориентиры, предпочтения, ценности. Даже наши негативные эмоции по отношению к какому-либо предмету являются показателем. Тем более что занятия нелюбимыми предметами воспитывает в человеке дисциплину и терпение, а эти качества высоко ценятся работодателями.

Получается, что изучая различные дисциплины в школе, а после - в вузе, мы формируем и созидаем свою личность. Нельзя не отметить, что в процессе обучения мы знакомимся с людьми, находим друзей, приобретаем полезные знакомства, что также необходимо, например, для построения карьеры.

КАК ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ

Смысл образования - это получение базисных знаний, раскрытие скрытых талантов, развитие своих уникальных способностей. В работе любой направленности важно обладать знаниями, то есть всегда стараться быть специалистом в своей сфере. А специалист должен направить все свои усилия на изучение предметов, связанных с его непосредственной деятельностью. Однако очень важно заложить основы, начиная буквально со школы.

Образование в вузе имеет свои нюансы. Получение диплома является необходимой формальностью. Но лишь формальностью. Нужно учитывать, что не это является ценным для того, кто принимает вас на работу. В первую очередь будут оцениваться ваши реальные навыки и умения. А их приобретают при получении образования. Годы обучения позволяют подумать о многом и сделать свои индивидуальные выводы. Наверное, любой человек спустя какое-то время осознает все положительные стороны обучения.

Подводя итог, следует отметить важность образования и в XXI веке, наравне с предыдущими столетиями. Нужно понимать всю ответственность при обучении и в школе, и в вузе, так как это отразится на всех этапах жизни. А лучше учиться всю жизнь, потому что учение - свет!

Лекция 19. Образование

Рассмотрим одну из существенных проблем нашего времени – проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Первый ориентир – личностный . Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование – одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование – это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации – развития и саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов отметил: «Экономика, основанная на наукоемких технологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи». Одновременно это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия – как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.

Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следовательно, социальный статус и достоинство человека, удовлетворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основательных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на государственном бюджете.

Второй ориентир – социальный , образование в интересах общества и государства, – органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества – это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопасности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.

Образование способствует решению экологических проблем . Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых условиях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего комсостава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются людьми, имеющими достаточный образовательный уровень. Однако другие части испытывают трудности из-за того, что образованность людей, пополняющих армию по призыву, подчас не отвечает требованиям военной службы. Преодоление этой трудности также требует повышения качества знаний, получаемых в образовательных учреждениях.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

Общеобразовательное обучение

Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

К общеобразовательным программам относятся:

  1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
  2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
  3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

Самообразование

Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

Функции образования и его ценность для общества

Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

  1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
  2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

Значение образования для человека

Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

  • свободу и независимость;
  • стабильность существования;
  • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
  • успех в обществе, социальное одобрение;
  • власть, уважительное отношение окружающих.

В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

Важность образования заключается уже в том,
что образование нужно для осознания его необходимости

Сейчас очень модны цитаты и картинки о том, что дипломы созданы лишь для того, чтобы резать ими колбасу и вчерашний троечник легко станет миллионером без особых знаний.

Я, как человек с двумя высшими образованиями, легко докажу, что это не так:).

Для начала, важно помнить, что образование – это не только корочка, которую ты получаешь в институте или школе, но и весь процесс обучения. Это книги, которые ты читаешь, курсовые и диктанты, фильмы и факты. Это то, что дает нам возможность писать слова без ошибок, точно рассказать — где находиться Эйфелева башня и ответить на вопросы простого кроссворда.

Я не видела еще ни одного работодателя, который взял человека лишь за его красивые глаза. Всем хочется, чтобы секретарша, которая подает кофе — закончила ВУЗ, а уборщица, которая выносит мусор из офиса, как минимум, техникум. Никто не хочет брать тебя на работу только потому, что ты талантлив. Всем подавай документальное подтверждение твоим талантам, даже если в аттестате у тебя – сплошные тройки.

Образование очень важно для каждого человека. Без знания языков не улетишь за границу, без знания маркетинга – не «продаешь» свое резюме в отделе кадров, без математики не справишься в супермаркете.

Мы используем наши знания каждый день и даже не замечаем этого. Читаем таблички в аэропортах, судорожно вспоминая то, что говорила МарьИвановна, ловим в текстах зарубежных исполнителей знакомые слова и стараемся подпеть в ритм.

Благодаря учебе ты заводишь знакомства и связи, устраиваешься на работу, вращаешься в обществе, налаживаешь личную жизнь.

Почему образование так важно для всех и каждого? Почему девушка должна иметь диплом о среднем специальном или высшем образовании? Для этого есть ряд причин:

  • Это способ заработка денег. Ни важно, что ты закончила исторический факультет, а работаешь в офисе переводчиком. Тебя взяли за знание языка, но никто бы не взял тебя без диплома ЛЮБОГО ВУЗа.
  • Самостоятельность. Работа в свою очередь дает тебе чувство уверенности, а со временем и самостоятельности. Ты можешь позволить себе купить вещи, поехать отдыхать. Для женщины самостоятельность не менее важна, чем для мужчины. Потому что муж сегодня есть, а завтра – нет. А зарплата всегда при тебе:).
  • Ты не должна ни перед кем отчитываться.
  • Возможность выезда за границу для другой работы. Вряд ли твою кандидатуру рассматривали, будь у тебя в кармане лишь школьный аттестат.
  • Развитие умственных способностей – еще один немаловажный элемент, о котором мы должны помнить.

Бред:). Не каждый из нас родился Стивом Джобсом или Эйнштейном. Большинство людей – ничем не примечательны и не имеют особо выдающихся способностей. Именно поэтому им нужно всегда стремиться к саморазвитию и постоянно повышать свои навыки.

Печален тот факт, что люди, которые мечтают о дипломе, даже не стараются его получить честным путем. Многие студенты платят деньги за сдачу экзаменов, получают дипломы, а потом не могут устроиться на работу просто потому, что им не хватает знаний и навыков.

Существует множество хороших профессий и без необходимости высшего образования. О том, какие сферы сейчас интенсивно развиваются, и куда пойти учиться, я расскажу вам в следующей своей статье!

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Значение образования [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современной России, как в прогрессивном государстве, огромную роль играет институт образования. Именно оно выполняет функцию по воспитанию будущего кадрового и научного потенциала страны. Бесконечное реформирование системы образования привело к снижению его престижа в глазах граждан. Необходимо не просто понимать глубину значения образования, но и осознавать его важность.

Понятие образования

Об особенностях и подходах к образованию писали много еще со времен античности. О подходах к образованию спорили в Древнем Египте и в Месопотамии. Образование – это важный этап эволюции человечества.

В античности образованность считалась настолько необходимым и неотъемлемым достоинством гражданина, что наиболее пренебрежительным отзывом о человеке было: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Серьезным наказанием считалось лишение возможности получать образование. Обратимся к пониманию образования античными философами.

В античности существовало несколько школ с разными подходами к образованию. Ключевыми являлись школы Платона , Аристотеля и Сократа . Подходы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Ключевые подходы к образованию и обучению в античности

Высказывания об образовании и образованности в античности

Подход к образованию и обучению

Гераклит

Всем присущ дар познания себя и быть любознательным, и через это учиться хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать .

Сократ

Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, вредными .

Платон

Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой .

Петроний

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя .

Аристотель

Корни образования горькие, но плоды сладкие .

Если обратиться к роли образования в древности, то следует отметить, что не только греки и римляне стремились быть образованными, но и египтяне. Отдельно следует упомянуть Древнюю Византию, где образование было возведено на высокий уровень и плотно взаимодействовало с догмами православия.

Понимание термина "образование" эволюционировало вплоть до наших дней. Сейчас образование трактуется как явление и как институт :

  1. Процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями.
  2. Социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

В Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей .

Образование тесно взаимодействует с понятием "просвещение". Трактовка данного термина показывает связь с образованием:

Просвещение – распространение знаний, образования. Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта .

В современных российских условиях образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования

Будучи важным элементом существования общества и государства, образование наделено системой функций, которые позволяют определить его роль в становлении науки и гражданского общества.

Существует несколько подходов к классификации функций образования. Так, В.Д. Симоненко и М.В. Ретивых делят функции образования на две большие группы:

  1. Социальные
  2. Личностные

Также в науке существует классификация , которая включает в себя следующие функции:

  1. Экономическая функция. Базируется на формировании человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками.
  2. Социальная, личностная функция направлена на социализацию личности.
  3. Культурная функция направлена на использование ранее накопленной культуры.
  4. Функция укрепления национальной безопасности.
  5. Функция укрепление демократического общества.

Ступени образования в России

Строго регламентируются Федеральным законодательством, а именно Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Именно Закон об образовании дает самую полную трактовку термина "образование":

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов .

В настоящее время законодательством четко закреплены ступени образования . Регламентирован возраст получения образования и его продолжительность. Ступени образования в Российской Федерации схематично представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Ступени образования в Российской Федерации

Первой ступенью является дошкольное образование. Федеральный закон № 273-ФЗ закрепляет право граждан на получение дошкольного образования и государственные гарантии его предоставления. В отличие от начального общего, основного общего и среднего общего образования получение дошкольного образования не является обязательным и не устанавливается в качестве условия приема в начальную школу.

В дальнейшем каждая ступень образования, начиная с начальной и заканчивая профессиональным образованием, требует прохождение предыдущей ступени.

Все ступени образования в Российской Федерации базируются на системе принципов образования. Принципами образования принято считать систему догм, которые позволяют образованию положительно влиять развитие личности и образования.

Рисунок 3. Принципы образования

Исходя из того, что система образования существует в каждом государстве и является тем столпом, на котором строится будущее, то образование – это непререкаемая основа всех цивилизаций. Образование учит общество интересоваться другими культурами, брать только самое лучшее из прошлого и настоящего, закладывая тем самым основу более успешного будущего.

В этой связи необходимо подчеркнуть недопустимость снижения уровня образования в России. С этой целью нужно более вдумчиво подходить к реформам в сфере образования. Постоянные перемены не способствуют стабильному росту качества обучения. С приходом каждого нового министра образования, происходит раскраивание, урезание и снижение функциональности современного российского образования. Попытки избавиться от всего советского создали прецедент "обескультуривания" не только учащихся, но и педагогов.

После "шоковой терапии" девяностых годов XX века российское образование было отброшено на десятилетия назад. Попытки насаждения западных ценностей привели к тому, что школьное образование превратилось в услугу. Избалованные дети и их родители ставят учителей вровень с обслуживающим персоналом кафе. В тоже время, низкий уровень педагогической квалификации и моральное разложение педагогических кадров в купе с недостаточным финансированием вылилось в беспрецедентные поборы в школах и коррупцию. Все это только снижает уровень образованности как в школах, так и в вузах.

С приходом нового министра образования Ольги Васильевой появилась надежда на возрождение образования как ценности, а не как услуги. Однако, быстрых результатов ждать не стоит. Слишком долго профессия педагога являлась одной самых низкооплачиваемых и не престижных. Бороться нужно не только с произволом учителей, но и родителей. Учитель должен снова стать непререкаемым авторитетом. Однако, для этого необходимо повышать профессиональный уровень педагогов и корректировать общественное мнение путем создания положительного образа учителя в школе, преподавателя в вузе. Однако это невозможно без борьбы с коррупцией и разгильдяйством.

Литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. Педвузов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Философия. Хрестоматия /Составители: Баранников В.П., Басанец В.Л., Зайцева Л.А., Ковынев В.М., Мещерякова И.Н. Матронина Л.Ф., Никитина Е.А., Ручкина Г.Ф., Слесарев А.А., Широкова Н.А – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет).2003.
  3. Григорьев П.О.Образование в цитатах – М.: Просвящение, 2000
  4. Аристотель. Политика – М.: ЛитРес, 2016
  5. Кванина В. В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования: Монография. – М.: Изд-во "Готика", 2005
  6. История педагогики и образования/Под ред. Пискунова А.И. – М.: Творческий центр, 2011
  7. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение": В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1
  8. Справочник по социологии – Мурманск: МГУ, 2009
  9. Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"