Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Заучивание и его организация

6. Процессы памяти.

Память - психофизиологический процесс:

Осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

Выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

Процессы памяти

Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса.

Первый из них - это запоминание и кодирование , в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

И есть еще один процесс:

Забывание.

Запоминание - удержание материала в памяти. З. - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному З. Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. Сохраняемый сознанием опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание и воспроизведение.

Узнать – это опознать: узнавание – акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не эта деятельность, а её результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание. (Особенно деятельность соотнесения и сопоставления представлена в ощупывании; поэтому ощупывание предмета обычно легко переходит из плана восприятия в план узнавания.)

Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма – это более или менее автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Я прохожу по улице, думая о чём-то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после припомнив, кто этот встретившийся мне человек. На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия. Я узнаю дорогу, поскольку я иду в надлежащем направлении, и моё узнавание в данном случае заключается именно в надлежащих действиях. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.

Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. Только по отношению к этому виду узнавания может быть применимо объяснение, которое В.Вундт выдвигал для узнавания вообще, когда утверждал, что мы узнаём вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны сознания.

Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном основании. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.

Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции представлений) и вместе с тем оно в своей развёрнутой форме – акт мышления. Оно упирается в восприятие, с одной стороны, и в мышление – с другой. Сам процесс узнавания может протекать по-разному: в одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет; в других – узнавание носит генерический характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов; первый способ – по данным исследования Ф.С.Розенфельд – особенно часто встречается у маленьких дошкольников.

Воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие.

Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминая что-либо, мы как бы перебираем в памяти факты, связанные с предметом воспроизведения. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации.

Припоминание требует сосредоточенности внимания, оно совершается иногда с большим трудом. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание – это произвольное преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой. Основой его являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное. Непосредственное восприятие протекает без промежуточных ассоциаций (например, так воспроизводится заученная таблица умножения). При опосредованном восприятии человек опирается на промежуточные ассоциации – слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Забывание.

Наряду с вышеперечисленными процессами не менее важным, необходимым и естественным является забывание. Оно выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании или воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей.

Забывание полезно и органически связано с формированием опыта личности. Все те сведения, которые не актуальны, не повторяются, не воспроизводятся человеком даже во внутреннем плане, должны забываться. Без забывания в сознании сосуществовали бы рядом как личностно значимые, так и случайные сведения, как правильно, так и неверно заученные знания. Неприятные, тяжёлые эмоциональные переживания были бы постоянно в сознании, угнетая нормальную жизнь человека.

Основатель психоанализа З.Фрейд уделил большое внимание анализу механизмов забывания, которые случаются в повседневной жизни. Он писал о том, что один из таких весьма распространённых механизмов состоит в «нарушении хода мысли силой внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного». Он утверждал, что во многих случаях забывания в его основе лежит мотив нежелания помнить. С таким утверждением можно спорить, но вряд ли следует отрицать, что в жизни такой механизм забывания не работает.

Примерами мотивированного забывания, по З.Фрейду, являются случаи, когда человек непроизвольно теряет, закладывает куда-либо вещи, связанные с тем, что он хочет забыть, и забывает об этих вещах, чтобы они не напоминали ему о психологически неприятных обстоятельствах.

Склонность к забыванию неприятного действительно широко распространена в жизни. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Закономерности протекания забывания.

1. Забывание протекает по времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленнее.

2. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции. Её сущность заключается в том, что последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

3. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком.

4. Забывание протекает быстрее, если материал не интересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями.

5. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объёма материала и степени трудности его усвоения.

Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление(запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Забывание проявляется в двух основных формах:

  1. невозможность припомнить или узнать;
  2. неверное припоминание или узнавание.

Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

Принято выделять три таких уровня:

  1. воспроизводящая память;
  2. опознающая память;
  3. облегчающая память.

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание - процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта .

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Памятью называется функция нервной системы и психики, представляющая собой способность к сохранению информации об окружающей среде и к воспроизведению её в дальнейшем. При этом нервная система, в основном центральная, обеспечивает надёжность хранения и использования этой информации. Функция включает следующие процессы памяти, каждый их которых рассмотрим подробно:

  1. запоминание;
  2. сохранение;
  3. воспроизведение:
    • узнавание;
    • вспоминание.
  4. забывание.

Запоминание

После того как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. При запоминании важный фактор - наличие смысла в полученной информации.

Сознание устанавливает отношения между материалом и его значением, увязывает содержание в единое целое. Запоминание, тем не менее, делится на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

  • При стабильном и свежем состоянии сознания, для чего надо быть отдохнувшим, как после здорового сна, процессы памяти включаются наиболее правильно.
  • Улучшить запоминание также поможет наличие ярких эмоций в событии. Таким образом, придав происходящему дополнительную окраску, запомнить легче.
  • Благоприятная, положительно настроенная обстановка. Устойчивое настроение с «позитивными нотками».
  • Наличие желания запоминать. Попробуйте освоить материал, обратив внимание на его начало и конец. После проработки этого минимума сознание само достроит промежуточные звенья и найдет мотивацию в их последовательном освоении. Так, у большинства книг имеются главы, запомнить количество которых не составит труда. Затем направьте память на названия глав и нахождение в них интересного, таким образом постепенно осваиваем смысл изложенного в книге. Важно обратить внимание на середину повествования: чем отличается начальная часть от конечной. А также выделить собственные трудности в освоении текста книги.

Организовав таким образом свою память, станет понятно, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Работа памяти по запоминанию

Процесс хранения полученных сведений состоит из количества и качества информационных накоплений, а также из возможности усвоения, переосмысливания, переработки. Например, при обучении формируется опыт, который предопределяет развитие собственного восприятия и способности оценивать. С одной стороны, это внутренние навыки, а с другой - используются мышление и речь.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание - тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно - без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса - так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием - заключительным циклом в работе памяти. Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям.

Но не всегда забывание - благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием. Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем.

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти - отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот - обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти. Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология. Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием - пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера. Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы. Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца. Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его.

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Автор статьи: Кугушева Анна

Человек живет не только в мире образов непосредственно окружающей действительности, но и в мире образов- следов, сохраняющихся у него от прошлого опыта. Такие следы имеют различное происхождение и природу:

  • во-первых, в процессе эволюции в клетках ДНК и нервной системе накапливались и хранились следы прошлых воздействий, обеспечивающих приспособительное поведение. Это биологическая , или видовая , память ;
  • во-вторых, люди пользуются прошлым опытом всего человечества. Это их историческая , или социальная , память . Образы прошлой жизни сохранились в виде наскальных рисунков, различных сооружений, игр, традиций. Основной и самой существенной формой исторической памяти является письменность. В совокупности письменных памятников разных эпох и народов отражено все прошлое человечества с момента его возникновения;
  • в-третьих, это индивидуальная , или психологическая , память , которая сохраняет следы, приобретенные в процессе индивидуальной жизни человека. Это знания, умения, ассоциации, личный опыт. Человек накапливает и использует их в нужный момент.

Основное предназначение памяти – актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлыми состояниями психики, настоящими и будущими действиями и психическими процессами человека, обеспечивает связность и устойчивость его жизненного опыта, непрерывность существования сознания и самосознания личности. Если представить себе, что человек лишается памяти, это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает, кто он такой, где находится, какое сегодня число. Он нс может говорить, читать, писать, пользоваться обычными вещами. Память делает возможным накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений. Учитывая ее значение в становлении человеческого познания, можно сказать, что память – основа всего сознания.

Память – это отражение действительности, проявляющееся в сохранении и воспроизведении следов прошлого опыта.

Посредством памяти человек реагирует на сигналы или ситуации, которые перестали непосредственно действовать на него. Образы памяти в отличие от образов восприятия относятся к представлениям.

Представления – это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.

Представления памяти могут быть единичными и общими. Например, у человека есть представление дома, в котором он живет, и есть представление дома вообще. Чем богаче у человека общие представления в какой-либо области, тем более полно и адекватно он будет воспринимать реальные объекты. Представления функционируют в психике как процесс. Всякое новое восприятие ведет к изменению представления конкретного предмета.

Свойствами представлений памяти являются полнота и обобщенность. Полнота зависит от количества связей данного объекта с другими. Обобщение происходит на основе связывания каждого нового представления со старым. Задачи, которые встают перед человеком, не могут быть решены исключительно путем непосредственного использования представлений памяти, потому что новые задачи никогда не бывают точной копией предыдущих. Первые совпадают со вторыми только в общих чертах, поэтому человек каждый раз творчески преобразует представления памяти, а не воспроизводит их механически.

Механизмом образования представлений памяти служит создание и закрепление временных связей в коре головного мозга. Существует две теории, объясняющие физиологические процессы образования представлений памяти:

  • 1) согласно нейронной теории нейроны формируются в цепи (замкнутые круги), по которым циркулируют биотоки. Под их влиянием происходят изменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям;
  • 2) согласно молекулярной теории в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, предназначенные для записи и хранения информации.

Временные связи отражают реальные ассоциации предметов и явлений действительности.

Ассоциацией называется связь между различными объектами действительности и ее отражением в сознании, когда представление об одном объекте вызывает появление мысли о другом.

По характеру связей различают простые и сложные ассоциации. К простым ассоциациям относятся связи объектов по смежности (близость в пространстве или во времени), сходству (наличие общих или подобных черт), контрасту (наличие противоположных черт); к сложным – причинно-следственные, существенные смысловые связи. Память человека – не простое накопление информации в центральной нервной системе, а ее сложная организация, которая обеспечивает отбор, сохранение нужных следов и стирание ненужных.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считают Г. Эббингауза .

Память как психический процесс составляют мнемические действия и операции . Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей.

Основу запоминания составляют связи, объединяющие запоминаемый материал в смысловое целое. Установление смысловых связей – результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение – это процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта создает возможность для обучения человека, развития его перцептивных процессов, мышления и речи.

Воспроизведение – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Относительно простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту посредством установления сходства между воспринимаемым объектом и образом, закрепленным в памяти.

Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает без специальной задачи на актуализацию и без усилий со стороны человека. Наиболее распространенным механизмом являются ассоциации с наличными мыслями, образами, переживаниями или действиями. Произвольное воспроизведение осуществляется как сознательный, преднамеренный процесс актуализации прошлых образов.

Если в процессе воспроизведения встречаются затруднения, оно переходит в припоминание.

Припоминание – это активный, волевой процесс, осуществляемый как развернутая мыслительная деятельность.

В процессе припоминания человек отыскивает или достраивает необходимые промежуточные звенья, производит их отбор и оценку с точки зрения требуемой задачи.

пример

Типичным примером припоминания служит построение учеником устного ответа. Зная природу и структуру припоминания, учитель может оказывать ученикам (в случае, если у них возникают затруднения) помощь в виде подсказки, восстанавливающей ассоциативную связь. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что было запечатлено в памяти. Всегда имеет место преобразование, перестройка информации в конкретной зависимости от задачи деятельности, понимания материала и его значимости для субъекта.

В памяти сохраняется множество образов и представлений, отражающих события жизни человека, его знания, навыки и умения. Но сохраняются не все образы, некоторые из них забываются.

Забывание – это процесс памяти, обратный сохранению, который заключается в потере возможности воспроизведения, а иногда даже и узнавания ранее запомненного.

Наиболее часто забывается то, что незначимо для человека, не связано с его актуальной деятельностью. Забывание может быть частичным или полным. При частичном забывании воспроизведение осуществляется нс полностью или с ошибками. При полном забывании объект не воспроизводится и не узнается.

Время, в течение которого человек не в состоянии воспроизвести забытый материал, может быть разным. По этому критерию выделяют временное и длительное забывание. Первое характеризуется тем, что человек не может вспомнить что-либо в нужный момент, второе – тем, что он нс вспоминает материал в течение долгого времени. Стирание следов как механизм забывания происходит при отсутствии подкрепления временных связей и их угасании.

Многие люди жалуются на свою память, считают ее неразвитой, плохой по причине того, что многое забывают. Они не правы в отношении своей памяти, потому что без забывания функционирование нормальной здоровой памяти невозможно. Человек не может помнить все, что с ним происходило в прошлом. Как отмечал У. Джеймс, "если бы мы помнили решительно все, то были бы в таком же безвыходном положении, как если бы нс помнили ничего".

Одна из современных гипотез заключается в предположении, что на самом деле все прошлое человека закодировано в его мозге. Исследования по "раскодированию" такой информации в состоянии гипноза частично ее подтверждают.

  • Эббингауз Герман (1850–1909) – немецкий психолог и философ, учился н университетах Германии, Англии и Франции (история, филология, философия, психофизика, психология). Один из именитых основателей классической экспериментальной психологии в научном направлении, не принадлежащем к психофизиологической методологии экспериментов школы В. Вундта. С 1880 г. – приват-доцент и профессор в Берлине, с 1894 г. – профессор в Бреслау, с 1905 г. – в Галле. Авторски разрабатывая экспериментальные методики, впервые систематически изучал психологию памяти (метод бессмысленных слогов и сохранения, процесс заучивания, фактор края, кривая забывания и др.). Основные труды: <<0 памяти" (1885); "Очерк психологии" (1908); "Основы психологии" (1902–1911).