Профессиональные потребности как форма самоактуализации личности. Не «используемые» элементы самости действуют бессознательно

Бекоева Татьяна Александровна,доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Городецкая Эльжбета Сергеевна, магистрант IIкурса факультета психологии и социологииФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова:творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.Говоря о социальном значении искусства, Л.С. Выготскийподчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» .Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» .«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основнойисточник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» .

А.В. Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью». В основе побуждений человека к активности,в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности –человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь.

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторыпринимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии .Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившиекрылатое обозначение –муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения –стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» .Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. В 2011 годуэкспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиалаФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек. Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.Тест Кэттеллапозволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.В группе 11Э Владикавказского филиалаФинансового университета в тестировании приняли участие 50 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?»37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.По тесту Кэттеллабыли получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.Вгруппе 14Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся. По тесту «Какова ваша самооценка?»38 человек показали завышенные результаты, 13–показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.По тесту Кэттеллабыли получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12–заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.По тесту Кэттеллабыли получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В КГ вошли учащиеся группы 11Э Владикавказского филиала Финансового университетав количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились.В ЭГ вошли 24 учащихся группы 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаи 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 годосуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности. Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще. Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему чернобелому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности. Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала

В заключительной части экспериментального исследования в 2012–2013 годахбыло проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.1.По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетареальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.2.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетаналичие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканскомцентре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.3.По тесту Кэттелларезультаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.

Рис. 2. Группа 14Э Владикавказского филиала Финансового университета

Рис. 3. Республиканский центр социальнойреабилитации несовершеннолетних

4.В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности.

Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Психология искусства. –М.: Искусство, 1996. –474с.2.Там же.3.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. –1998. –№1. –С. 20–25.4.Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. –М.: Просвещение, 1982. –128с.5.Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. –2003. –№2. –С. 19–22.6.Выготский Л. С. Указ. соч.

Bekoeva Tatyana,

the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] Eljbet, the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] necessary condition of selfupdating of the personalityAbstract. In the article selfupdating of the identity of the teenager which is means of its creative selfexpression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article. Keywords: creative selfexpression, selfupdating, creative potential, orientation of the personality, creativity.

Понятие «самоактуализация» принадлежит гуманистическому направлению в психологической науке. Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей и исходя из них осуществление практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. При этом, главное направление преобразования общества и его социальных институтов должно быть такое, что позволит каждому человеку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания гуманистического подхода находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста .

Основное средство решения проблемы развития личности гуманистическая психология видит в организации и совершенствовании процесса самоактуализации. Этот процесс предполагает творческое направление в деятельности человека. В то же время, предпосылки к творческой активности человека создаются лишь в процессе успешного решения им адаптационных, ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать, развивается на протяжении жизни из человека адаптирующегося.

Самоактуализация и самореализация - это понятия, определяющие процессы движения человека к новому в мире действительности. Тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к актуализации. Ученый считает, что самоактуализация свойственна всем процессам и явлениям .

Содержание понятия «самоактуализация» раскрывается в рамках двух направлений гуманистической психологии. Первое, «клиническое», представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса и ориентировано на поиск методов и подходов терапевтическому решению проблемы саомактуализации. Второе направление, «мотивационное», разработанное американским исследователем А. Маслоу, предполагает детерминацию процесса самоактуализации потребностно-мотивационной сферой человека.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. По мнению К. Роджерса, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующей тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии .

В контексте теории К. Роджерса, тенденция самоактуализации - это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. По Роджерсу, нет необходимости какой-либо особой мотивации, чтобы человек был активен. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в своей основе является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Самоактуализация как таковая не является конечным состоянием совершенства. К. Роджерс полагал, что ни один человек не становится самоактуализированным настолько, чтобы отбросить все мотивы. У него всегда остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей. Однако можно говорить о людях, которые достигли большей самоактуализации, чем другие; они дальше других продвинулись к такому функционированию, которое можно назвать более полноценным, творческим и автономным .

А. Маслоу акцентировал роль потребностей в самоактуализации человека и выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности:

  • · «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения:
  • · «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации.

Всего, по А. Маслоу, существует пять уровней мотивации:

  • 1. Физиологический (потребности в еде, сне);
  • 2. Потребности в безопасности (потребность в жилище, защите);
  • 3. Потребности в принадлежности и любви (отражают потребности одного человека в другом человеке, например в создании семьи);
  • 4. Потребность в признании (положительная оценка окружающие, статус);
  • 5. Потребность в самоактуализации (самовоплощение, стремление к идентичности) .

Наиболее важным для человека является потребности пятого уровня, но они выступают на передний план тогда, когда вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены.

А. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит достичь вершины нашего потенциала, следовать своей природе, реализуя себя в тех видах деятельности, которые позволяют максимально развить свои способности. А. Маслоу сделал предположение, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, побуждение к реализации наших потенциалов естественно и необходимо. И все же только некоторые - как правило, одаренные - люди достигают ее. Самая большая проблема заключается в том, что многие люди просто не видят своего потенциала; они и не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Это явление А. Маслоу называл «комплексом Ионы». Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию .

В то же время, социальное и культурное окружение человека часто подавляет тенденцию к актуализации. Примером таких блокаторов может являться культурные стереотипы, общественное мнение, социальные установки, предубеждения. Поэтому актуализация высших потенциалов в большинстве случаев возможна только при благоприятных условиях. Необходимо создание атмосферы безопасности, принятия и стимулирования к самореализации и развитию. С этой точки зрения, ни одно общество в человеческой истории не предоставляло оптимальной возможности для самоактуализации всех его членов, хотя, некоторые все же намного лучше других в смысле обеспечения условий для самосовершенствования индивида .

Последнее препятствие для самоактуализации, упоминаемое А. Маслоу, - сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Это требует мужества. Следовательно, все, что увеличивает страх и тревогу человека, увеличивает также и тенденцию возврата к поиску безопасности и защиты. Большинство людей имеют сильную тенденцию формировать паттерны поведения и их придерживаться длительное время. Ведь нет ничего надежнее старых испытанных способов взаимодействия с миром. Реализация же нашей потребности в самоактуализации требует открытости новым идеям и опыту. А. Маслоу утверждал, что дети, воспитанные в безопасности, дружеской, заботливой атмосфере, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В условиях когда удовлетворению основных потребностей человека ничто не угрожает рост приносит удовольствие, и человек стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности. И напротив, люди, которым не удалось развить свой истинный потенциал - стать тем, чем они могли бы стать - испытывают депривацию своих основных потребностей.

Таким образом, неустойчивое положение, тревога, блокировка потребностей человека влечет за собой нарушение, а иногда делает невозможным процесс самоактуализации. Если он все же удается, то самоактуализирующаяся личность, по мнению А.Маслоу, приобретает следующие характеристики:

  • 1. Более эффективное восприятие реальности. Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку.
  • 2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы.
  • 3. Непосредственность, простота и естественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Они умеют приспосабливаться так, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. В то же время, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  • 4. Центрированность на проблеме. Все самоактуализирующиеся личности привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. Они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика.
  • 5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
  • 6. Автономия: независимость от культуры и окружения. Самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Они считают себя самоопределяющими, активными, ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост.
  • 7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
  • 8. Вершинные, или мистические переживания. В процессе самоактуализации у многих людей возникают вершинные переживания. Это моменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собой экстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви и интимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
  • 9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый вид братской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьям и сестрам.
  • 10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Самоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, кто обладает сходным характером, талантом и способностями. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стиле самоактуализации требует большого количества времени и усилий.
  • 11. Демократический характер. Самоактуализирующиеся личности свободны от предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремления к превосходству или авторитарных склонностей.
  • 12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены, последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных и этических норм. Им больше нравилось делать что-то ради самого процесса, а не потому, что это средство для достижения какой-то цели.
  • 13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек может получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающих кого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающий глупость человечества в целом.
  • 14. Креативность. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Это креативность, которая присутствует в повседневной жизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое и живительно простой способ личности.
  • 15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальному и культурному влиянию .

Таким образом, процесс самоактуализации является, с одной стороны, результатом гармонии человека с миром. Иными словами, это процесс развития личности, у которой содержание «Я-концепции» адекватно окружающему миру и отражает гармонию с самим собой как в когнитивном, так оценочном и поведенческом компонентах. С другой стороны, рассогласованность с внешним миром «Я-концепции», и, как следствие. наличие тревоги, неадекватной завышенной или заниженной самооценки, размытости установок и убеждений, влечет за собой блокировку процесса самореализации, раскрытия человеком своего потенциала, лишает его возможности самоактуализироваться. Процесс самоактуализации и содержание «Я-концепции» зависит от условий, складывающихся в определенный период жизни человека. Если данный процесс от рождения до начала молодости сопутствует и взаимообусловлен с процессом психического становления и развития человека, то в период среднего возраста во многом определяется средовыми факторами, социальным окружением. Поэтому следует рассмотреть особенности формирования «Я-концепции» и самоактуализации в данный возрастной период.

Рассматривая тему «стремление к совершенству», мы выяснили, что это путь еще большего ухода от себя, путь в никуда. Сегодня предлагаю рассмотреть тему самоактуализации, или пути, по которому можно найти себя.

Каждый из нас не просто так появился на Земле и у каждого есть свое предназначение. И мы пришли в этот мир, чтобы реализовать свой внутренний потенциал. А какой он – ваш потенциал? Какие у вас есть способности?

«Да ни каких!» или «А я и не знаю своих способностей» - наиболее частые ответы на подобные вопросы. И при этом каждый человек в глубине души мечтает стать кем-то. Но как можно стать тем желанным «кем-то», если не догадываться о своих способностях и не видеть их? Именно поэтому в нашем мире так мало людей, которые реализуют истинные свои способности.

Кто такой самоактуализированный человек?

Тот, кто добивается полного использования своего таланта, своих способностей и своего потенциала.

Ну, хорошо, если человек не знает своих способностей, то в какой-то момент все равно ведь появляется желание узнать их. Узнать кто я и зачем я. У кого-то это желание сильное, у кого-то слабое, а кто-то даже и не задумывается об этом. И если это желание – узнать себя и найти свои способности – появилось, такой человек начинает познавать себя.

Абрахам Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».

Когда человек встает на этот путь – познания себя, он сразу сталкивается с двумя главными препятствиями: потребностью в безопасности и потребностью в уважении. Именно эти потребности не позволяют двигаться вперед. Человек может очень долго и умно говорить о «росте», но он все равно будет оставаться в том и с тем, что он знал и к чему привык.

Первое, что необходимо сделать, когда человек встает на путь самоактуализации, это найти чувство безопасности в себе. «У меня есть я, и сам себя я никогда не предам и не брошу». И это должно быть не просто словами, это должно стать внутренним состоянием!


«Меня все бросили!»

«А вы где? Вы тоже бросили себя?»

Пока в человеке сильна потребность в безопасности, он не способен построить что-то новое.

Безопасность – это сохранять все сорняки и попытаться среди них вырастить розу. И если закрывать глаза на сорняки, не пропалывать их, то они рано или поздно задушат эту розу. Останется только видимость движения вперед – поле сплошь и рядом усыпанное сорняками с засушенными ростками чего-то нового. Поэтому мужество признать свои «сорняки» - обязательная составляющая самоактуализации.

Второе – перестать требовать уважения от других, понять и признать, что в сущности своей вы уже совершенны. А поступки – мы ничего не делаем во вред себе. Если мы совершаем какой-то неблаговидный на первый взгляд поступок, то мы совершаем его только потому, что он приносит нам (нашей личности) удовлетворение, иначе бы мы его не совершали. Это еще одна интересная тема и подробно о ней мы поговорим в другой раз.

Процесс познания себя – это всегда готовность рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Но это не борьба со старыми привычками и ограничениями. Это поиск того, что мешает двигаться вперед и смелость сделать не так, как всегда.


Только благодаря мужеству можно открыться новым идеям, новому опыту, который может привести на вершину, а может и к провалу. Но сознание того, что каждый урок во благо, будет вести по пути роста. И это уже личный путь, не навязанный окружением – что правильно, а что не правильно.

Более того, процесс прихода к себе медленный и болезненный. Это постоянный поток, а не фиксированное достижение. Именно поэтому очень многие отказываются от него. Всегда приятно достичь чего-то и сидеть на лаврах, ничего больше не предпринимая.

Но никто не может заставить человека встать на путь самоактуализации. Это только сознательный выбор – стать тем, кем можешь быть.

Следующее действие – собранность и концентрация. Выход на эффективное восприятие реальности. А эффективное восприятие реальности – способность воспринимать мир беспристрастно, постоянно осознавать, что в реальности происходит внутри человека и вокруг него. Определиться, в какой точке находится человек, как он сам создает то, что окружает его.

Научиться видеть окружающую реальность такой, какая она есть, со всеми ее плюсами и минусами, а не такой, какой хотелось бы ее видеть. Самое интересное, что такое видение дает способность различать фальшь и нечестность. Надежды, ожидания, тревоги и страхи уже перестанут оказывать влияние на восприятие реальности.

Далее – изучение своей внутренней природы и действие в соответствии с ней. Научиться самим решать для себя – что нам больше нравится. Не что правильно и что не правильно, а что нравится и что не нравится, где вы получаете истинное удовольствие. Какие фильмы больше нравятся, какие мысли, идеи, вне зависимости от мнения других.

Все это приводит к тому, что человек не утрачивает ощущение радости жизни. Он легко принимает других людей и человечество в целом, не пытаясь контролировать, поучать, переделывать других, «подгонять» под себя. Человек становится свободным и окружающим предоставляет свободу выбора и свободу самовыражения. Чрезмерное чувство вины, стыда, тревоги перестают отягощать, уходит сверхкритичность к своим недостаткам и слабостям.

Следующее действие – научиться честности перед собой. Взять на себя ответственность за свои действия, поступки и мысли. И главное здесь – перестать искать оправдания и перекладывать вину на других за свои поступки, свои мысли, перестать стремиться быть хорошим для всех. Всем в этом мире не угодишь, ведь задача не стать еще более удобным для других, а найти себя.

Следующее – научиться действовать в соответствии со своими суждениями, здраво оценить свои потребности, разобраться – какие присущи вам, а какие – наведенные обществом, родителями, окружением. Все это способствует наиболее точному решению – что необходимо и что правильно конкретно для данного человека.

Благодаря этому, взаимодействие с окружающими уже строится без желания произвести эффект и поразить чем-то. «Показушность» уходит и появляется естественность, простота и непосредственность. А это уже приводит к способности легко приспосабливаться к окружающей действительности, появляется такое качество, как терпимость. Но при всем при этом, если есть необходимость быть непримиримым и, несмотря на угрозу осуждения или неприятия, свое мнение высказывается без колебания.

Дальнейшее действие – разобраться в своих потенциальных возможностях. Найти то, что приносит наибольшее удовлетворение, в чем вы чувствуете свой талант и развивать это до совершенствования. Может быть, вы хорошо готовите и, развивая свой талант, вы смогли бы стать поваром, мастерство которого восхищает.

Может вы прекрасно умеете организовывать праздники, создавать неповторимые авторские вещи… Найдите то, что вы делаете лучше всего и сделайте все, что в ваших силах, чтобы стать специалистом высокого класса, насколько позволяют ваши способности.

Но, не используя свой талант, человек будет выполнять нудную и скучную работу, только потому, что за нее хорошо платят или она дает состояние безопасности. Результат – неудовлетворенное состояние сознания.

Маслоу утверждал, что самоактулизирующиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от больших недостатков, но они все без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию. Они не были сконцентрированы на себя, а были ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей. О них можно сказать, что они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

Следующее действие – разобраться в зависимых и созависимых отношениях.

Главная потребность социально «нормальных» людей – использование других людей для подчеркивания своей значимости и заполнения одиночества.

Все шаги по самоактуализации приводят к уникальной способности находиться в одиночестве, без ощущения себя одиноким, к умению наслаждаться богатством и полнотой дружбы.

Появляется способность сохранять спокойствие и невозмутимость даже при личных несчастьях и неудачах. Все это благодаря собственному взгляду на ситуацию без потребности полагаться на мнения и чувства других. Почести, статус, престиж и популярность становится менее значимы, чем саморазвитие и внутренний рост.

Следующее действие – научиться наслаждаться. Наслаждаться музыкой, красотой природы, шедеврами искусства так, чтобы они приносили вдохновение. Поймать эти потрясающие состояния. Развивать чувствование природы, музыки. Замечать переживания экстаза, инсайта, моменты наибольшей увлеченности и взволнованности.

Благодаря этому появляется способность видеть и радоваться даже самым незначительным событиям в жизни, возвращается детская способность к удивлению. Счастье уже не принимается как должное, жизнь перестает быть скучной и неинтересной.

Человек становится способен чувствовать и переживать умиротворение, блаженство, гармонию, спокойствие, любовь, слияние с природой без искусственных стимуляторов. В моменты вершинного переживания происходит ощущение гармонии с миром, теряется ощущение своего «Я» или происходит выход за его пределы.

Следующее действие – различать цели и средства достижения. Научиться наслаждаться процессом и делать именно ради него. Например, не ставить целью – делать физическое упражнение ради здоровья, а получать удовольствие от самого упражнения.

И одно из самых сложных – выход за пределы своего личностного «Я».

Это достигается за счет наблюдения за своими защитными механизмами, признание существования их и распознавание как они действуют. Защитные механизмы – главные ограничения и препятствия для внутреннего роста. Это кнопочки, благодаря которым, человек становится полностью управляем и несвободен.

Но это работа, работа долгая и кропотливая и не каждый решится на нее. Сподвигнуть на такую работу может только внутреннее осознание того, что не просто так вы пришли на эту землю, что у вас есть таланты, есть свой путь, и острое желание найти его.

Результат – высвобождение энергии для собственной реализации.

Но нельзя сказать, что самоактуализирующиеся люди ангелы во плоти, что они совершенны.

Они, так же как и все подвержены неконструктивным и бесполезным привычкам. При этом могут быть упрямы, раздражительны, скучны, вздорны, эгоистичны и подавлены. В них может присутствовать и чувство вины, тревоги, печали, сомнения в себе.

Но при этом они свободны в своих проявлениях: способны к творчеству, автономны и уверены в себе, свободны от социального и культурного влияния, честны перед собой, способны отказываться от своих иллюзий и в полной мере используют свои способности.

Разница между стремлением к совершенству и самоактуализацией – выбор «быть», а не «казаться». Награда – удовлетворенность жизнью.

И еще раз коротко:

  • Найти чувство безопасности в себе.
  • Признать свое совершенство.
  • Развить мужество, готовность к риску.
  • Выйти на объективное восприятие реальности.
  • Стать честным перед собой.
  • Изучить свою внутреннюю природу и действовать в соответствии с ней.
  • Найти свои потенциальные возможности, таланты и развивать их.
  • Обрести внутреннюю независимость.
  • Научиться наслаждаться.
  • Научиться различать цели и средства достижения их.
  • Изучить свои защитные механизмы и выйти за их пределы.
Вы познакомились с планом действия для самоактуализации. Возникает ли вопрос – как его реализовать? Сложно? Интересно? Пребывать в иллюзиях приятнее?

Мы все свободны в своем выборе.

Самоактуализация является одним из важнейших понятий в гуманистической психологии и понимается как процесс, сущность которого состоит в наиболее полном развитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека, актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человеку стать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно, полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшей человеческой потребностыо, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведение человека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие, потребности. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:
1-й уровень - физиологические потребности (потребности в пище, сне, сексе и др.);
2-й уровень - потребность в безопасности (потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности, отсутствии страха и тревоги);
3-й уровень - потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);
4-й уровень - потребность в самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми);
5-й уровень - потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственных способностей, возможностей и личностного потенциала, личностного совершенствования).

Согласно этой концепции, продвижение к высшей цели - самоактуализации, психологическому росту - неосуществимо, пока индивид не удовлетворит нижележащие потребности, не избавится от их доминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или иной потребности и фиксацией человека на определенном, соответствующем этой неудовлетворенной потребности уровне функционирования. Маслоу также подчеркивал, что потребность в безопасности способна оказывать достаточно существенное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация, психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сфер функционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями. Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности в безопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.

К. Роджерс также рассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление к самоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытие личности, «полное функционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса, характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любой отдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большей степени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнению окружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опыт человека рассматривается им с точки зрения того, в какой мере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, то человек оценивает его как положительный, если нет - то как негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивал значение субъективного опыта (личного мира переживаний человека) и полагал, что другого человека можно понять, только непосредственно обращаясь к его субъективному опыту.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию
- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии - В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция - стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге - отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия - самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, - значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться - обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:
-живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
-жизнь - процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация - это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
-способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;
-способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, «всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется»;
-способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от
других;
-не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
-моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
-способность человека к разоблачению собственной психопатологии - умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения - быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат - ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие - это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: «Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя - прерогатива человеческого существования».

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.