Прогрессивное развитие городских центров на руси. Развитие городов, ремесла и торговли

Спрос городов на сельскохозяйственные продукты способствовал развитию сельского хозяйства, росту товар- Но-денежных отношений в деревне, отделению ремесла от сельского хозяйства и вместе с тем разложению феодального способа производства.

Ремесленно-торговый город постепенно становился ведущим в борьбе за экономический, социальный, политический и культурный прогресс страны.

Турецкие завоеватели захватили территории с большим количеством городов, в которых были развиты ремесло и торговля. После завоевания эти города были превращены в крепости и центры военной и гражданской администрации. Ремесленное производство, регулируемое и регламентируемое государством, было обязано в первую очередь обслуживать потребности армии, двора и феодалов. Военные нужды феодалов и государства, а также все возраставшие бытовые потребности первых вызывали спрос на оружие, военное снаряжение, предметы бытового обихода. Большое значение для развития ремесла имело объединение огромной территории в Азии и Европе в рамках одного государства, ликвидация феодальных усобиц, охрана дорог. За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась.

Одна из главных причин быстрого роста городского общества заключалась в политике султанских властей, направленной на создание благоприятных условий для развития городов, поддержания стабильности и устойчивости жизни горожан. Рассматривая города как опорные пункты центральной власти и распространения исламской религии и культуры, османские власти уделяли много внимания вопросам снабжения городского населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также предоставляли крупным городам некоторые налоговые льготы. Норма эксплуатации городского населения была несколько ниже, чем крестьян. Сосредоточив в С£|оих руках значительные богатства, полученные в качестве военной добычи, а также за счет эксплуатации крестьянства, османские феодалы располагали большими возможностями для широкого городского строительства, для покупки предметов роскоши, оплатЫ труда ремесленников, строительных рабочих, художников и т.д. Поэтому в городах особенно быстро росло число тех ремесленников, чьи изделия пользовались спросоМ земельной аристократии.

Данные налоговых реестров XVI в. показывают, что среди городских жителей преобладали ремесленники и мелкие торговцы. Большинство из них было связано с

удовлетворением нужд самого городского населения и потребностей государства, особенно армии. Большое развитие в турецких городах получили текстильное производство, в особенности - выработка хлопчатобумажных я шелковых тканей, кожевенное дело, обработка металлов, в первую очередь меди, производство различных ви-

Турецкая ткацкая мастерская. Старинная гравюра.

дов оружия и военной амуниции. B то же время численность представителей тех профессий, чья.продукция шла на продажу в другие города или вывозилась в соседние страны, была относительно невелика.

B ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной силой. Ремесленное производство было основано на ручном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. B процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников до совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовался бархат из Бурсы, ковры, вытканные в Ушаке и Конье, Ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Бол- Гарский город Самохово был известен как центр железоделательной промышленности, изделиями из меди прославились Данербакыр, Эрзурум, Кастамону, крупнейши- ми центрами керамического производства были города Кротахья и Изник.

B XVI в. ремесленники османских городов объединились в эснафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства.

B цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. B условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городами, хотя цеховые старейшины входили в состав «именитых граждан» города.

Даже в административных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.

Регламентация торговли, государственные налоги и местные феодальные сборы препятствовали развитию торговли. B силу неразвитости транспортных возможностей свободный товарообмен значительно затруднялся. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство деревенского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря. Сколь бы ни была ограниченной потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани. Соответственно на рынок поступали продукты земледелия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах и крупных селах в определенные дни недели, чаще всего по пятницам, иногда только два раза в месяц. B ряде районов Османской империи, прежде всего на Балканах, все большую роль ничинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI в. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки товаров.

Торговля производилась оптом и в розницу. B городах существовали группы оптовых торговцев, располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди цих были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани, металлы и предметы роскоши из европейских стран, Ирана, Индии.

Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Тем более, что большинство купцов было из неравноправного местного населения - греков, армян, болгар, сербов и евреев. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывать их в недвижимое имущество. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.

Результатом турецких завоеваний явилось серьезное расстройство торговли по Средиземному и Черному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока. Однако Османская империя не разорвала традиционных торговых связей Востока с Запа- Дом. Турецкие султаны извлекали немалые деньги, собирая таможенные сборы и рыночные пошлины с армянских, греческих и др. купцов, пополняя за их счет казну.

B XVI в. Османская империя вела довольно оживленную внешнюю торговлю. Особенно прибыльна была Транзитная торговля восточными пряностями, шелкОм И другими предметами роскоши, которая велась через пор- Ты Египта и Сирии при посредстве венецианских и дуб- Ровницких купцов. Заинтересованные в левантийской торговле Генуя, Венеция н Дубровник еще B XV в. до- бились от османских властей разрешения вести торговлю на территории, подвластной османам. Торговая республика Дубровник (Рагуза) признала протекторат Порты и обязалась выплачивать турецкому султану определенную дань, в обмен на торговые привилегии. Торговые операции дуб- ровницких купцов охватывали главным образом балканские земли, отсюда они вывозили различные продукты сельского хозяйства, в частности, шерсть, кожи, воск. Иноземные корабли заходили в Стамбул, Измир, Синоп, Трабзон, Салоники. Однако внутренние территории Малой Азии оставались не втянутыми в торговые отношения с внешним миром.

B крупнейших городах империи существовали невольничьи рынки, на которых процветала обширная работорговля. Bo время военных походов воины захватывали и уводили в плен десятки тысяч взрослых и детей, превращая их затем в рабов. Труд рабов широко применялся в сельском хозяйстве - в качестве пастухов в султанских xaccax и в домашнем быту феодала.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Цели:

1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами.

5. Создать представление о жизни и быте горожан.

Основные понятия и термины: гильдии, цехи.

Оборудование: атлас «История Средних веков», карта «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI - XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?

=> Каково было понимание рыцарской чести?

=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.

Далее учитель знакомит класс с вставной иллюстрацией к теме «Крестьяне и феодалы».

Затем дается возможность заслушать несколько подготовленных творческих заданий, сообщений.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Возникновение средневековых городов.

    Ремесло в средневековом городе.

    Борьба городов с сеньорами.

1. Возникновение средневековых городов.

Изучению нового материала способствует вступительная беседа,
которая поможет осознать процесс возникновения городов.

=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)

=> Интересно, всегда ли существовали города?

=> Были ли города в древнем мире?

Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:

в Древнем Египте - по берегам Нила,

в Древней Греции - Афины,

на Апеннинах - «вечный город» - Рим.

В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.

=> Что произошло с городами Западной Римской империи
после завоевания ее германцами?

=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)

=> Чем занималось население городов в этих государствах?

В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.

( Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговли
и науки, рост городов Европы в
XI - XIV вв.» и настенными картами
«Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в
XIV - XV вв.».

Проблемное задание:

=> В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем объясняется рост городов во второй половине Средневековья?

В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изучен-
ным материалом:

=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии?
(Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как
тягловую силу.)

=> Какой способ обработки земли у них был распространен?
(Расчистка, двуполье, трехполье.)

Все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а
на земле крестьянина.

С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве
накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.

В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева
изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия
труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь,
смолу.

Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -
кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия
был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки,
ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.

Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.

Распространялось гончарное производство, ткачество (см.
иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).

Когда такие станки были вытеснены вертикальными, производительность труда возросла в 3-5 раз.

Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.

Учитель предлагает учащимся установить:

=> В чем состояла связь между освоением новых земель,
применением железных орудий труда и улучшением выплавки и
обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успеха-
ми в овцеводстве?

Учитель переходит к рассмотрению вопроса:

=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?

Что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием.
Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть
своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.

Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:

1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе
феодал;

2) в поисках покупателей и заказчиков.

Постепенно ремесленники оседали в определенном месте.
Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.

Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.

Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города.

Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и
рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят в
атласе нижеперечисленные города.

Города возникали в различных местах:

Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)

Возле монастырей, у резиденции королей - Париж

Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир

У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)

Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя

На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.

Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполнения
проблемного задания.

Возможные ответы:

Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.

Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.

Выводом может служить следующая схема (записать на
доске или заранее - на большом листе ватмана):

2. Ремесло в средневековом городе.

Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлечением учащихся к анализу иллюстраций (с. 108) «Мастерские ремесленников».

Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» в
мастерскую ремесленника.

Учитель ставит ряд вопросов:

=> В каком помещении находятся мастерские?

=> Какие орудия труда применяются в ней?

=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?

=> Кто хозяин мастерской? Почему?

=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?

Объяснение учителя.

Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 109-112) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».

Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.

Учитель задает вопрос и объясняет:

=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?

Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.

Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за
свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера.
Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним сто-
лом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с
5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлече-
ния и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допу-
щенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было пре-
доставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал
полное послушание мастеру.

Учитель задает вопрос:

=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье
жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.

В мастерской не было разделения труда.

Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснить
причины объединения ремесленников в цехи.

Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:

    феодалы входили в феодальную лестницу,

    духовенство объединяла церковь,

    крестьяне жили общинами,

    купцы создавали гильдии,

    ремесленники - цехи.

Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей). Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».

Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.

Были у цеха и общие помещения:

    склады для хранения сырья,

    здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры
    во время цеховых праздников;

    церковь.

Мастера работали каждый в своей мастерской.

Цехи решали следующие вопросы:

    о цеховых уставах,

    о собраниях мастеров,

    о выборах старшин и их действиях.

Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основе
отрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи,
ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, и
статьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и продаже изделий.

Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее разделение труда в городском ремесле.

Развивалась узкая специализация мастеров, например:

    одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;

одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.

Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.

Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказывались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.

В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащимися выясняют роль цехов в развитии производства:

    с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;

    со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.

3. Борьба городов с сеньорами.

Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоятельно по учебнику: § 13, статья «Борьба городов с сеньорами».

В ходе ответов учащиеся констатируют:

Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали
развитию ремесла и торговли в городах.

Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.

Результат (что получили города): создавались органы само-
управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го-
родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)

Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)

Коммуна - независимый город, управляемый собственным
городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать
союзы, чеканить монету.

Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:

X - XI вв. - города под властью сеньоров;

XII - XIV вв. - борьба городов с сеньорами;

XIV - § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, вопросы 3,4; § 14, вопрос 3).

* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».

Как известно, города в средневековой Европе возникли в результате отделения ремесла от земледелия. В Королевстве франков, с которым принято сравнивать Киевскую Русь, городов еще не было. В Киевской Руси города были. Правда, не каждый «граж», упоминаемый в летописи, был центром ремесла и торговли: источники того времени называли «градами» укрепленные поселения вообще. Важно другое: ремесло здесь было самостоятельной отраслью производства, причем развивалось оно в городах. А один из византийских писателей X в. даже утверждал, что по развитию ремесла первые места среди известных ему стран занимают Греция и Русь.
В лесной стране особенно многочисленными были мастера по дереву. Дома, крепостные стены, церкви, мостовые - все это делалось из дерева. Киевляне дразнили новгородцев «плотниками». Особое место занимали городники (строители городских стен и башен) и мостники (укладчики деревянных мостовых). В «Русской правде» (сборнике законов Киевской Руси) мостникам был посвя щен специальный раздел, который так и назывался - «Устав о мостниках». Массовым промыслом был гончарный. Одна из час тей Новгорода называлась Гончарным концом. Очевидно, она была заселена преимущественно гончарами. Один из районов Киева назывался Кожемяки - очевидно, здесь жили кожевники. На ряд специальностей делилась металлообработка. Большого мастерства достигли оружейники.
О развитии ремесла в Киевской Руси свидетельствуют не только византийские авторы, но и «Русская правда», древнерусский сборник законов, где ремесленники выделены в особую группу городского населения, и материалы археологических раскопок.
В XI-XJI вв. ремесло начинает переходить на стадию товарного производства: ремесленник уже работает по заказам потребителей, а продает изделия торговому человеку, который везет их в отдаленные районы. Новгородские ремесленные изделия, например, везут на юг для обмена на хлеб: на севере не хватало своего хлеба.
Из раскопок в Новгороде выясняется, что здешние ремесленники резали гребни из самшита, который не рос в окрестностях. Самшит привозили из Грузии. Сырье для янтарных украшений доставлялись из Прибалтики. Очевидно, что сами ремесленники за сырьем в эти страны не ездили. Его привозили купцы.
Рождаются на Руси и новые формы производства, которые стали характерны для России - артели и подряды. Для некоторых работ требовалось объединение значительных коллективов людей. Так, большими коллективами работали городники - строители городских стен и башен, мостники - укладчики деревянных мос-
товых, порочные мастера, которые изготовляли стеиоби і НІ.К* «»|>\ дия. Эти работы выполнялись артелями, во главе коюрмч, а іг ственно, оказывались предприимчивые люди, «сіареииїиш.і» Старейшина выступал в качестве подрядчика, а для иного ему шл)ч было обладать значительным капиталом.
Объединять значительные группы работников требовалось и для солеварения. Из-под земли по скважинам выкачивался соляной раствор, который затем выпаривали на огне в специ альных «пренах». Это требовало значительных затрат. И мы узнаем, например, что новгородец Климята получал «соляные куны» - доход с соляных варниц, в которые он вложил часть своих денег.
Центром древнерусского города был детинец, или кремль, - резиденция князя или его представителя с дружиной («детские» - члены дружины, рядовые воины, отсюда «детинец»). Снаружи у стен детинца располагался посад - торгово-ремесленное поселение. На посаде находился торг - торговая площадь. Посад обносился крепостной стеной, а снаружи обрастал неукрепленным поселением.
Киев, столица государства, по свидетельствам иностранцев, был одним из крупнейших городов Европы. Здесь насчитывалось более 40 церквей и несколько торговых площадей. Второй столь же крупный город, Новгород, занимал особое положение. Через этот город, от которого вел озерно-речной путь в Балтийское море, шла торговля Руси с Западной Европой.
Центром общественной жизни города был торг, торговая площадь. Здесь не только торговали, но и выслушивали княжеские распоряжения, решения суда; здесь объявлялось об украденном имуществе и бежавших холопах. Но если торговая площадь была центром общественной жизни, это свидетельствовало об относительно высоком уровне развития торговли.
О степени развития торговли свидетельствовало и то, что на Руси уже чеканились серебряные деньги. До этого в качестве денег употреблялись шкурки пушных зверей, поэтому и металлические деньги частью сохраняли их названия (куны, веверицы, т.е. куницы и белки). Но несмотря на то, что деньги уже чеканились, в обращении преобладали слитки серебра. Целый слиток назывался гривной. Это была самая крупная денежная единица (1 гривна равнялась 50 кунам или 150 ти веверицам), но иногда слиток резали на части и получались резаны.
Особое значение для Руси имела внешняя торговля, так что некоторые наши историки, втом числе крупнейший историк России Ключевский, даже рождение русской государственности выводит из внешней торговли.
Дело и том, что Русь находилась на транзитных торговых путях между Европой и Азией - по Волге и Днепру. Мы знаем, что Венеция разбогатела в средние века, потому что держала в своих руках транзитную торговлю по средиземному морю. Но был и второй путь - между Азией и Северной Европой, который вел реками к Балтийскому морю.
О значении этой транзитной торговли для Киевской Руси свидетельствуют следующие обстоятельства:
Восточные славяне, исконные земледельцы, двигались из южных степей на север, в леса и болота, туда, где условия для земледелия были гораздо хуже. Почему? Потому что туда, к Балтийскому морю, уходили транзитные речные пути. И славяне строят Новгород, торговый город, перевалочную базу на подступах к Бал-тике. Вспомним, что именно в Новгороде заканчивался торговый путь Ганзы на востоке.
Чтобы участвовать в этой транзитной торговле, надо было иметь свой товар. Какой? Хлеб? Но в то время хлеб не был товаром международного обмена. А вот продукты лесных промыслов - меха, мед, воск - высоко ценились и на Западе. Как известно, и дань киевские князья собирали не хлебом, а мехами, медом, воском - товарами на экспорт.
Конечно, на этих торговых путях Русь встречалась с конкурентами. На севере это были варяги. Они приходили с моря армадами в сотни дракаров (кораблей). Это были морские разбойники. Но русские города стояли не на морском побережье, а на реках. На речных путях, с волоками на водоразделах, норманны со своими дракарами были беззащитны. Поэтому сюда они приходили не как морские разбойники, а как вооруженные купцы, которым надо было пройти через Русь на богатую Византию. Они вливаются в состав русской правящей верхушки, становятся дружинниками и участвуют в защите русских земель.
А с юга к этому пути подбирались Венеция и Генуя. На скалах южных берегов Крыма сохранились венецианские и генуэзские крепости. Но одновременно на берегах « Русского моря» рождались и русские военно-торговые форпосты: Тмутаракань, Переяславец, Сурож (Судак).
Учитывая вышесказанное, мы должны по-новому оценить знаменитые договора киевских князей с византийскими императорами. Известно, что все князья совершали походы на Византию. Для чего? Для грабежа? Нет, результатом этих походов были договора Руси с Византией, и не просто мирные, а торговые. Тексты этих договоров сохранились в византийском варианте, на греческом языке. Оказывается, походы совершались ради получения торговых привилегий. Русские гости получили в Византии право бес-
пошлинной торговли, обеспечивались там за счет Ми ишшккши императора даровым кормом идаровой баней. Л ло значило, чн> к ним относились не как к обычным купцам, а как к предании к- лям иностранного государства. Но зато пускали их в Консммш нополь партиями более 50 человек, т.е. видели в них людей воєн ных, которые могут захватить город.
Дело в том, что торговал с Византией и через нее с восюч ными странами - князь со своей дружиной, «военно-торговая аристократия», по выражению историка Павлова-Сильванского. Но главе государства стояли купцы-дружинники, а Русь была торгтым государством.
Византийский император Константин Багрянородный подробно описал торговые походы русских купцов-дружинников. С наступлением весны в Киеве снаряжался целый флот, который затем двигался вниз по Днепру, отбивая нападения кочевников-пе- ченегов. Таким же порядком этот флот осенью возвращался в Киев.

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.

Поскольку города размещались на землях феодалов, городское население подлежало внеэкономическому принуждению и выполняло феодальные повинности. Феодал являлся собственником города, управлял им, чеканил свою монету, брал пошлины с торговли. Все это мешало развитию ремесла и торговли. В XI-XII вв., горожане начинают активную борьбу за освобождение от власти сеньора, в результате жители городов получили освобождение от крепостной зависимости, а города добились полного или частичного самоуправления. В ряде случаев городские вольности и привилегии выкупались у феодалов за деньги. Это движение, возглавляемое цеховыми ремесленниками, получило название коммунальных революций. В результате этих революций в Италии возникли города-государства (города-республики) - Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, в Германии - вольные имперские города: Любек, Гамбург, Бремен, во Франции и Испании - города-коммуны (вольные города). В Англии же коммунальных революций не было, города откупились от феодалов и поддерживали короля.

Городское ремесло, цехи.

Ведущей отраслью феодальной экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, однако опережающее развитие получает ремесленное производство. Ремесло отделяется от сельского хозяйства, превращается в самостоятельную отрасль. Это стало возможно в результате увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста спроса на ремесленные изделия и непосредственно развития самого ремесла.

Совершенствовались техника и технология ремесленного труда, росла его производительность. Заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. Наибольшее развитие получает сукноделие. Это объясняется высоким спросом на продукцию отрасли, а также совершенствованием техники прядения и ткачества.

Усложнение ремесленного производства делало невозможным совмещение его с земледелием. Ремесло становится основным занятием определенной части населения. Ремесленники производят изделия для торгового обмена, что ведет к развитию торговли с целью обеспечить наиболее благоприятные условия производства и сбыта произведенной продукции, защититься от конкуренции со стороны ремесленников из других районов, обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке. Ремесленники одной специальности, как правило, объединялись в особые корпорации - цехи.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Первые ремесленные цехи появляются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В XIV веке в Париже было 350 цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50.

Каждый цех имел свой устав и выборную администрацию - старшин. Полноправным членом цеха являлся мастер - мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали один-два подмастерья и один или несколько учеников. В XI-XII вв., каждый ученик мог, сдав экзамен, получить звание мастера и открыть свою мастерскую.

Цеховая регламентация обеспечивала высокое качество изделий, а также препятствовала конкуренции среди мастеров. С этой целью определялись число учеников и подмастерьев, необходимых инструментов, запасы сырья, устанавливались цены на изделия, продолжительность рабочего дня. Удовлетворяя спрос местного рынка, некоторые производства получили европейское признание.

Возникнув с образованием городов, цехи стали социально-экономической основой их развития. Цех был также и религиозной организацией. В первые века своего существования цехи имели прогрессивное значение, но с середины XIV в., цеховая организация ремесла, с ее жесткой регламентацией, запрещением рекламы, неразглашением секретов производства, становится препятствием экономическому развитию.