Психология жестов. Занимательная психология: поведение людей, характер, жесты, позы, привычки

Помимо всем известного способа общения - речи, существует и другой, говорящий о человеке и его отношении к тебе намного больше. Этоязык жестов. Невербальное общение составляет до 80% наших коммуникаций, и уже только поэтому нужно хоть немного знать, что это такое - жесты, как их толковать. Сегодня мы поговорим о вранье: как распознать ложь, как врать правдоподобней.

Защита Рта Рукой

Защита рта рукой является одним из немногих жестов взрослого человека и имеет тот же смысл, что и детский жест. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальцев у рта или даже кулак, но значение жеста остается тем же. Жест "защита рта рукой" следует отличать от оценочных жестов, о которых речь пойдет далее в этой главе. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест. Хамфрей Богарт, когда ему приходилось играть роль гангстера или преступника, часто пользовался этим приемом при обсуждении своих преступных замыслов с другими гангстерами или во время допроса, чтобы с помощью невербальных средств подчеркнуть отсутствие искренности у своего персонажа.

Прикосновение к Носу

В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом, или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновением. Некоторые женщины очень осторожно проделывают этот жест, чтобы не смазать помаду и не повредить макияж. Одно из объяснений природы этого жеста заключается в том, что когда плохие мысли проникают в сознание, подсознание велит руке прикрыть рот, но в самый последний момент, из желания замаскировать этот жест, рука отдергивается ото рта, и получается

Потирание Века

Мудрая обезьяна говорит: "Не вижу греха", закрывая глаза. Этот жест вызван тем, что в мозгу появляется желание скрыться от обмана, подозрения или лжи, с которыми он сталкивается, или желание избежать взгляда в глаза человеку, которому он говорит неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергичным образом, а если ложь очень серьезная, то отворачивают взгляд в сторону, обычно в пол. Женщины очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом. Это может быть вызвано двумя причинами: в силу своего воспитания они не знакомы с грубыми жестами; осторожность движений объясняется наличием макияжа на веках. Отводя глаза в сторону, они смотрят на потолок. Известно выражение "Врать сквозь зубы". Это выражение относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Киноактеры пользуются этим сложным жестом для изображения неискренности своих героев, но в обычной жизни этот жест встречается редко.


Почесывание и Потирание Уха

Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха. Этот жест является взрослой усовершенствованной модификацией жеста маленького ребенка, когда он затыкает уши, чтобы не выслушивать упреков родителей. Другими вариантами прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе (кончиком пальца), потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие. Этот последний жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться.

Оттягивание Воротничка

В ходе исследования жестов людей, сопровождающих их ложь, Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в нежных мышечных тканях лица и шеи, и требуется почесывание, чтобы успокоить эти ощущения. Похоже, это является приемлемым объяснением того, почему некоторые люди оттягивают воротничок, когда они лгут и подозревают, что их обман раскрыт. Также похоже, что у обманщика выступают капельки пота на шее, когда он чувствует, что вы заподозрили обман. Этот жест используется также, когда человек разгневан или расстроен, при этом он оттягивает воротничок от шеи, чтобы охладить ее свежим воздухом. Когда вы видите, что человек делает этот жест, вы можете спросить его: "Не могли бы это повторить, сэр?" или "Не могли бы уточнить этот пункт, сэр?" И это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

Пальцы во Рту

Моррис дает такое объяснение этому жесту: человек кладет пальцы в рот в состоянии сильного угнетения. Это бессознательная попытка человека вернуться к тому безопасному, безоблачному времени в грудном возрасте, когда ребенок сосал грудь своей матери. Маленький ребенок сосет палец, а что касается взрослого, то кроме пальца он засовывает себе в рот такие предметы, как сигареты, трубки, ручки и подобное. Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется этот жест, необходимо поддержать человека или заверить его гарантиями.

Поддерживание подбородка

Когда указательный палец направлен вертикально к виску, и большой палец поддерживает подбородок, это указывает на то, что у него негативные мысли. слушатель негативно или критически относится к лектору или к предмету его сообщения. Часто указательный палец может потирать или натягивать веко по мере того, как негативные мысли сгущаются. Чем дольше сохраняет человек эти жесты, тем дольше сохранится его критическое отношение. Этот жест является сигналом к тому, что выступающему необходимо срочно что-то предпринять, или же постараться увлечь слушателя содержанием своего сообщения, или закруглить свое выступление. Простой способ, заключается в том, чтобы дать ему что-то поддержать и тем самым изменить его позу. Жест критической оценки часто путают с сигналом заинтересованности, но при критическом отношении обязательно будет Присутствовать подпирание подбородка большим пальцем руки.

ЖЕСТЫ КАК ЗЕРКАЛО МЫСЛЕЙ

Руки - самое подвижное "зарядное устройство".
Они символизируют то, как мы держимся за жизнь, тянемся к ней или, наоборот, прячемся от нее. Жесты могут рассказать о том, что происходит у человека в голове в данный момент. Важно замечать, какой именно рукой делается движение - левой или правой.
Прячет левую руку Скрывает что-то личное
Если во время разговора человек прячет в карман левую руку, значит он сознательно или. неосознанно не хочет делиться тем, что связано с его чувствами, взаимоотношениями, с его личной жизнью. Ищите подсказку в контексте беседы или событиях, сопровождающих жест.
Руки домиком (кончики пальцев сведены, а также пальцы переплетены) Хочет казаться на высоте
указательные пальцы подняты и сведены, а остальные пальцы переплетены. жест - стремление установить свой контроль над ситуацией.
Зажимает в кулаке большой палец
Тревога
Сомнения или беспокойство
Чувство угрозы

Руки скрещены на груди
Удержание позиции
Самозащита
С энергетической точки зрения руки выше кистей символизируют нашу взаимосвязь с окружающим миром. Руки, сложенные на груди, означают, что человек стремится удержать свою позицию (и, если заглянуть в глубь веков, защищает свои жизненно важные органы). Если ваш собеседник складывает руки на груди, наверное, для вас разумно занять такую же позу. Вы таким образом дадите понять, что если он считает необходимым остерегаться вас, вы тоже будете настороже. Опушенные плечи
Слишком большая ответственность
Ответственность мы держим на своих плечах. Подобно мифическому Атланту мы часто ощущаем, что на нас взвалена как будто бы тяжесть всего мира. Опущенные плечи могут указывать на то, что человек несет больший груз ответственности, чем хотел бы.
Руки за спиной
Боится сближения
Что-то скрывает

Руки за спиной могут указывать на то, что человек стремится сохранить дистанцию и боится, что либо сам физически или духовно потянется к вам, либо вы потянетесь к нему. И, конечно же, руки, спрятанные за спиной, могут означать, что человек хочет что-то утаить.
Поясница
Стресс
Стресс - физический, умственный и эмоциональный - мы держим в спине, особенно в пояснице. Поэтому при болях в спине спросите себя, какие ваши мысли или поступки, могли вызвать стресс. Иногда, выявив причину, мы можем излечить симптом.
Большой палец руки символизирует голову. Когда вы прячете большой палец, вЫ как будто закрываете руками голову. Если вы видите такой жест, это указание на то, что человек ощущает угрозу.
Прячет правую руку
Скрывает что-то внешнее
Если человек вдруг прячет правую руку, он, возможно, хочет сохранить в секрете какой-то аспект своей внешней или профессиональной жизни.
спрятан палец левой руки, значит, чувство угрозы возникает изнутри, на личностном уровне. Человек в такой момент может ощущать страх, неуверенность, дискомфорт. Спрятанный правый палец указывает на ощущение угрозы из внешней среды. Если человек прячет большие пальцы на обеих руках, это может означать крайнюю степень тревоги, эмоционального дискомфорта, сомнений, страха.

Напряженно вытянутый большой палец и/или вся кисть
Не желает уступить ни в чем
Предпочитает доминировать
Еще один важный сигнал, связанный с большим пальцем, - когда этот палец напряженно вытянут, а остальные пальцы при этом могут быть или предельно вытянуты, или с силой сжаты в кулак - этот жест указывает, что человек твердо стоит на своем и не уступит ни пяди. Он хочет контролировать ситуацию или, по крайней мере, не быть в ней статистом. Такой человек будет упрямо придерживаться своей точки зрения, не желая идти ни на какие компромиссы.
Чешет или потирает макушку
Замешательство
Этот жест указывает на возможную растерянность. Если человек чешет голову, когда вы ему что-то объясняете, он, возможно, таким образом бессознательно передает свое непонимание. Потирает лоб
Сомнение или беспокойство
Беспокойство и сомнения "живут" у нас во лбу и бровях. Человек, потирающий лоб, бессознательно говорит о сомнениях и беспокойствах. Осознав причину тревог, мы зачастую в состоянии исправить ситуацию.
Постукивает или давит на переносицу
Пытается вспомнить

Школьники во время контрольной иногда постукивают себя по участку лба между бровей обратным концом ручки, застопорившись на какой-то задаче. Вариацией этого жеста, наблюдаемой у взрослых, является пощипывание переносицы или нажим пальцем на точку "третьего глаза". Эти жесты означают то же самое - попытку сфокусировать волю - и зачастую указывают на то, что человек переживает в данный момент физический, умственный или эмоциональный ступор. Потирает глаза
Умственное переутомление
Ощущение "перегрузки"

Глаза - "окна души", но они также являются вместилищем усталости, отчаяния или злости, которую мы ощущаем* взваливая на себя слишком большой груз. Потирая глаза, мы безмолвно сообщаем: "С меня довольно". Если вы замечаете такой жест за собой, выведите этот молчаливый диалог на сознательный уровень и дайте себе отдохнуть. Часто тело яснее, чем ум, сообщает о том, что вы дошли до предела.
Пощипывает, почесывает, потирает или потягивает кончик носа Ощущает, что им манипулируют
Нос хранит наш страх оказаться в чьей-либо власти. Если вы просите друга: "Помоги мне передвинуть диван", и он, прежде чем ответить - пусть даже утвердительно, - потирает нос, этот жест говорит, что, по мнению вашего друга, вы манипулируете им и что он предпочел бы не подчиняться вам.
Касается виска пальцем
Психологическое истощение
Иногда вы можете видеть, как человек словно бы подпирает голову рукой, поместив большой палец под подбородком, а указательный - на виске. Это указывает на его стремление переправить положительную энергию из области подбородка в мозг, чтобы пополнить запасы. Этим жестом человек говорит, что приближается к точке психологического истощения.
Закрывает рот рукой, когда слушает
Критическое отношение
Недоверие к произносимому
Этот жест мне хорошо знаком из судебной практики. Если присяжные закрывают рот рукой, слушая свидетеля, это метафорически означает, что они хотели бы заткнуть ему рот. Они не верят тому, что слышат. Когда вы видите такой жест, знайте, что человек критически, с недоверием относится к тому, что слышит. "
Закрывает рот рукой, когда говорит
Боится говорить
Что-то скрывает
Стесняется

Рот - наше средство самовыражения. Может быть, вы просто застенчивы и боитесь раскрываться.. Причиной этого может быть нервозность, попытка что-либо скрыть или, возможно, неискренность слов. Подсказку ищите в контексте ситуации.
Подпирает подбородок
Ощущение неуверенности или слабости
Подбородок является символом агрессивности, состязательности, силы духа. Человек, бессознательно подпирающий рукой подбородок, хочет иметь больше влиятельности и силы. Поскольку в подбородке хранится наша боязнь оказаться слабее или хуже других, подпирая подбородок, человек бессознательно сигнализирует о неуверенности в себе или ощущении своей неполноценности.
Оттягивает кожу на шее
Беспокойство по поводу самовыражения
Наше беспокойство о том, насколько хорошо и правильно мы выражаем или скрываем свои мысли и чувства, "хранится" в шее. Я часто замечаю за собой такой жест, когда обдумываю наилучшую формулировку ответов на вопросы, задаваемые слушателями во время занятий.
Оттягивает пальцами губы
Жадность
Жадность сосредоточена в наших губах. Я не стану покупать машину у человека, который после вопроса об окончательной цене оттягивает губы и потом говорит: "Я уверен, это будет хорошая сделка". В таких случаях я уверен, что сделка будет хорошей для него, но не для меня.
Оттягивает кожу на подбородке
Беспокоится о своей привлекательности
Свои страхи касательно межличностных или сексуальных отношений мы храним на линии нижней челюсти между подбородком и челюстной мышцей. Если вы видите, как человек оттягивает кожу или тянет себя за бороду в этом месте, это может означать, что человек озабочен своей сексуальной привлекательностью в данной ситуации.
Чешет за ухом
Боится быть непонятым
Боится не понять
Боязнь не понять или быть непонятым мы храним за ушами. Если вы что-то кому-то объясняете и ваш собеседник начинает тереть кожу за ухом, он фактически сообщает: "Я не уверен, что понял вас, не могли бы вы повторить?" Увидев этот жест, повторите сказанное еще раз, может быть, другими словами.
Потирает шею сзади
Предпочел бы об этом сейчас не думать
На задней стороне шеи мы храним подавляемые мысли и вопросы, о которых предпочитаем пока не думать. Например, если человек потирает шею, когда его спрашивают: "Вы собираетесь стричь газон?", этот жест говорит за него: "Я предпочел бы сейчас об этом не думать". Покрасневшие или впалые шеки
Смущение
Унижение
На энергетическом уровне щеки также связаны с чувством стыда и смущения. Если человек уличен в постыдном поступке, его щеки могут налиться краской. Если ситуация еще более унизительная, щеки могут ввалиться или провиснуть.

Бедра

Опасения, что не хватит сил
Бедра - это наши опасения за свои силы. Когда мы берем на себя слишком много или выкладываемся сверх меры, мы зачастую ощущаем напряжение и боль в бедрах. Когда такое происходит, спросите себя, что эа непосильную ношу вы на себя взвалили.
Колени
Страх смерти
Страх.смерти сосредоточен в коленях. Если вам случалось оказаться в опасной ситуации на дороге, то, даже успешно избежав катастрофы, вы наверняка ощущали дрожь в коленях, выйдя из машины.
Икры
Боязнь, что не хватит способностей
Икры - это наши опасения за способности. Могу ли я это сделать? Способен ли? Когда вы ощущаете напряжение в икрах, спросите себя: "Какие из своих способностей я подвергаю сомнению?" Конечно, это может быть связано и с тем, что вы долго ходили на цыпочках! Ступни
Боязнь быть собой
Боязнь быть собой сосредоточена в наших ступнях:. Люди с древних времен знают, что массаж ступней - лучшее средство помочь человеку раскрепоститься, успокоиться. Если человек не позволяет прикоснуться к своим ступням, это своего рода защита. Он боится, что вы увидите его таким, какой он есть, проникнете в его душу. Он сообщает о желании отгородиться.

Резюме
Как пользоваться этой информацией
Теперь, когда вы знаете, где размещаются энергетические центры тела и какое значение в них заключено, вы можете использовать эту информацию для совершенствования своих физиогномических навыков. Обращайте внимание на движение рук. Помните, что руки являются энергетическими центрами, которые мы бессознательно используем для переноса энергии в другие части тела. Старайтесь также прислушиваться к сообщениям о каком-либо физическом дискомфорте. Постепенно вы научитесь воспринимать жесты не как разрозненные сигналы, а как непрерывный, поток информации.
Язык тела может помочь вам познать и самого себя. Как уже говорилось, тело часто лучше понимает ваше состояние, чем ум.
Приведу пример того,.как можно использовать данную информацию в ситуации тревоги или физического дискомфорта. Попробуйте проделать следующее упражнение:
Сядьте или лягте, полностью расслабьтесь. Можете даже воспользоваться какой-нибудь техникой релаксации вроде обратного отсчета от двадцати. Считая про себя, вообразите, что идете по наклонной плоскости, все больше расслабляясь на каждый счет. Основательно расслабившись, спросите у своего тела: "Что меня беспокоит?", или: "Каково мое действительное состояние?", или: "Что бы мне могло сейчас помочь?" Потом прислушайтесь к своему телу, обращая внимание на все ощущения. Предположим, вы заметили зуд в коже.головы, напряжение в шее и легкую боль в ягодицах.
Используя вышеизложенную информацию, вы можете расшифровать эти сигналы. В данном примере я спросил бы себя, что меня приводит в замешательство и о чем мне не хочется.думать из-за моей боязни потерпеть неудачу. Имея такую информацию, вы порой точно можете найти источник стресса: "О да, теперь вспоминаю. Преподаватель дал мне задание, которое я не совсем понял, и теперь я пытаюсь не думать об этом, потому что боюсь, что мне пока это задание не по плечу".

ПОДРОБНЕЕ О НЕКОТОРЫХ ЖЕСТАХ

в особенности pук и кисти, «чтение» котоpых позволяет лучше понимать собеседнике. Вяло свисающие вдоль тела pуки – пассивность, отсутствие готовности к действии, недостаток воли.

Скpещенные на гpуди pуки – защитная pеакция, известная изоляция «некотоpое выжидание. Руки заложены за спину – отсутствие готовности к действию, а также скpытые с ношение, pобость, затpуднительное положение. ладонь, откpытая квеpху – жест объяснения, убеждения, откpытого пpедставления, отдавания. Одна или обе pуки спpятаны в каpманах – скpывание затpуднений, неувеpенности, потеpя непосpедственности. Рука сжимается в кулак – концентpация, овладение волнением, стpемление к самоутвеpждению. Потиpание pук – человеком овладели пpиятные, удовлетвоpяющие его мысли.

Рука что‑то беpет или делает движение в опpеделенном напpавлении – непосpедственно телесное, матеpиальное захватывание, что пpизнак жадного слишком много думающего о матеpиальном обладании человека.

Движения pук, закpывающие лицо или часть его – желание скpыть, спpятать, утаить свое состояние; задумчивость иди затpуднение. Стиpающее движение pук по лбу – стиpание нехоpоших мыслей, плохих пpедставлений или концентpация на pазмышлениях.

Раскpытая ладонь гладит что‑нибудь пpиятное на ощупь (напpимеp, дpугую pуку) – мягкий нpав, благодушное настpоение.

Hапpяженно выпpямленный указательный палец – знак концентpации на внутpеннем состоянии, безотносительно к дpугим людям. Указательный палец, пpямой, касается кpая губ – чувство неувеpенности, поиск пpичин, помощи.

Палец засунут в pот – наивность, состояние pассеянности, непонимания.

Палец касается глаз или ушей – знак некотоpой неловкости, известная pобость, желание убежать.

Кончики указательного я большого пальцев сопpикасаются, в то вpемя как остальные, особенно мизинец, оттопыpены – высокая степень концентpации внимания к тончайшим деталям.

Руки упиpаются в бедpа – потpебность в усиления я, упpочении, демонстpация своей твеpдости и пpевосходства, вызов, бpавада – от наивной до злобной фоpмы. Часто свеpхкомпенсация скpываемого чувства слабости или смущения.

Руки поддеpживают веpхнюю часть туловища, опиpаясь на что‑то (напpимеp, о стол, спинку стула, низкую тpибуну и т. д.) – стpемление к духовной опоpе или внутpенняя неувеpенность.

Каждый жест человека – это как слово в языке. Читая жесты, мы осуществляем обpатную связь, котоpая игpает главную pоль в пpоцессе взаимодействия, а тестовые гpуппы – важная составляющая обpатной связи.

«Бессловесная» обpатная связь может пpедупpедит о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что‑либо, чтобы достичь нужного вам pезультата в общении с воспитанниками или о конкpетным собеседником.

Пpиведем некотоpые гpуппы жестов, описанные амеpиканскими специалистами в области коммуникации Д. Hьюpенбеpгом и Г. Калеpо.

Жесты откpытости . Сpеди них можно выделить следующие: pаскpытые pуки ладонями ввеpх (жест, с вязанный с искpенностью и откpытостью), пожимание плечами, сопpовождающееся жестом откpытых pук (обозначает откpытость натуpы), pастегивание пиджака (люди откpытые и дpужески pасположенные к вам часто pасстегивает пиджак во вpемя pазговоpа и даже снимают его в вашей пpисутствии). Hапpимеp, когда дети гоpдятся своими достижениями, они откpыто показывают pуки, а когда чувствуют свою вину или настоpожены, пpячут pуки либо в каpманы, либо за спину. Специалисты заметили также, что во вpемя успешно идущих пеpеговоpов их участники pасстегивают пиджаки, pаспpямляют ноги, пеpедвигаются на кpай стула блике к столу, котоpый отделяет их от собеседника.

Жесты защиты (обоpонительные). Ими pеагиpуют на возможные угpозы, конфликтные ситуации. Когда мы видим, что собеседник скpестил на гpуди pуки, следует пеpесмотpеть то, чти мы делаем или говоpим, ибо он начинает уходить от обсуждения. Руки, сжатые в кулаки также означают защитную pеакцию говоpящего.

Жесты оценки . Они выpажают задумчивость и мечтательность. hапpимеp, жест «pука у щеки» – люди, опиpающиеся щекой на pуку, обычно погpужены в глубокое pаздумье. Жест кpитической оценки – подбоpодок опиpается на ладонь. указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже pта (позиция «подождем‑посмотpим»). Человек сидит на кpаешке стула, локти на бедpах, pуки свободно свисают (позиция «это замечательно!»). Hаклоненная голова – жест внимательного слушания. Так, если у большинства слушателей в аудитоpии головы не наклонены – значит гpуппа в целом не заинтеpесована тем матеpиалом, котоpый излагает учитель. Почесывание подбоpодка (жест «хоpошо, давайте подумаем») используется, когда человек занят пpинятием pешения. Жесты о очками /пpотиpает очки, беpет в pот дужку очков к т. п./ – это пауза для pазмышления. обдумывания своего положения пеpед тем как оказать более pешительное сопpотивление, тpебуя пояснений или ставя вопpос.

Расхаживание – жест, обозначающий попытку pазpешить сложную пpоблему или пpинять тpудное pешение. Пощипывание пеpеносицы – жест, обычно сочетающийся с закpытыми глазами, и говоpящий о глубокой сосpедоточенности «напpяженной мысли.

Жесты скуки . Они выpажаются в постукивании ногой о пол или щелкании колпачком автоpучки. Голова в ладони. Машинальное pисование на бумаге. Пустой взгляд /»Я смотpю на вас, но не слушаю»/.

Жесты ухаживания , «пpихоpашивания». У женщин они выглядят как пpиглаживание волос, попpавление пpически, одежды, pассматpивание себя в зеpкале и повоpоты пеpед ним; покачивание бедpами, медленное скpещивание и pазведение ног на глазах у мужчины, поглаживание себя по икpам, коленям, бедpам; балансиpование туфли на кончиках пальцев («в вашем пpисутствии я чувствую себя уютно»), у мужчин – попpавление галстука, запонок, пиджака, выпpямление всего тела, движение подбоpодком ввеpх‑вниз к дp.

Жесты подозpения и скpытности . Рука пpикpывает pот – собеседник стаpательно скpывает свою позицию по обсуждаемому вопpосу. Взгляд в стоpону – показатель скpытности. Hоги или все тело обpащены к выходу – веpный пpизнак того, что человек хочет закончить pазговоp или встpечу. Потpагивание или потиpание носа указательным пальцем – знак сомнения /дpугие pазновидности этого жеста – потиpание указательным пальцем за ухом или пеpед ухом, потиpание глаз/

Жесты доминантности‑подчиненности . Пpевосходство может быть выpажено в пpиветственном pукопожатия. Когда человек кpепко пожимает вам pуку и повоpачивает ее так, что ладонь лежит повеpх вашей, он пытается выpазить нечто вpоде физического пpевосходства. И, наобоpот, когда он пpотягивает pуку ладонью ввеpх, значит он готов пpинять подчиненную pоль. Когда pука собеседника пpи pазговоpе небpежно засунута в каpман пиджака, а большой палец пpи этом снаpужи – это выpажает увеpенность человеке в своем пpевосходстве.

Жесты готовности . Руки на бедpах – пеpвый пpизнак готовности (его часто можно наблюдать у споpтсменов, ожидающих своей очеpеди выступать). Ваpиация этой позы в положении сидя – человек сидит на кpаешке стула, локоть одной pуки и ладонь дpугой опиpаются о колени (так сидят непосpедственно пеpед заключением соглашения или. наобоpот, пеpед тем, как встать и уйти).

Жесты пеpестpаховки . Различные движения пальцев отpажают pазличные ощущения: неувеpенность, внутpенний конфликт, опасения. Ребенок в этом случае сосет палец, подpосток гpызет ногти, а взpослый часто заменяет палец автоpучкой или каpандашом и гpызет их. Дpугие жесты этой гpуппы – пеpеплетенные пальцы pук, когда большие пальцы потиpают дpуг дpуга; пощипывание кожи; тpогание спинки стула пеpед тем как сесть, пpи собpании дpугих людей.

Для женщин типичный жест пpидания внутpенней увеpенности – медленное и изящное поднятие pуки к шее.

Жесты фpустpации . Их хаpактеpизует коpоткое пpеpывистое дыхание, неpедко сопpовождающееся неясными звуками вpоде стона, мычания и т. п. (тот, кто не замечает момента, когда его оппонент начинает часто дышать, и пpодолжает доказывать свое, может столкнуться с непpиятностями); тесно оплетенные, напpяженные pуки – жест недовеpия и подозpения (тот, кто пытается, сцепив pуки, увеpить окpужающих в своей искpенности, обычно не имеет успеха), pуки тесно схимают одна дpугую – значит человек попал в «пеpеделку» (напpимеp, должен отвечать на вопpос. содеpжащий сеpьезное обвинение пpотив него); поглаживание шеи ладонью (во многих случаях, когда человек защищается) – женщины, обычно в этих ситуациях попpавляют пpическу.

Жесты довеpчивости . Пальцы соединены наподобие купола хpама (жест «купол»), что означает довеpительность и некотоpое сам довольство, эгоистичность или гоpдость (очень pаспpостpаненный жест в отношениях начальник‑подчиненный).

Жесты автоpитаpности . Руки соединены за спиной, подбоpодок поднят (так часто стоят аpмейские командиpы, милиционеpы, а также высшие pуководители). Вообще, если вы хотите дать понять свое пpевосходство, надо всего лишь физически подняться над оппонентом – сесть выше него, если вы pазговаpиваете сидя, а, может быть, и встать пеpед ним.

Жесты неpвозности . Покашливание, пpочищение гоpла (тот, кто часто делает это, ощущает неувеpенность, беспокойство), локти ставятся на стол, обpазуя пиpамиду, веpшина котоpой – кисти pук, pасположенные пpямо пеpед pтом /такие люди игpают с паpтнеpами в «кошки‑мышки», пока те не дают им возможности «pаскpыть каpты», указанием на что служит убиpание pук от pта на стол/, позванивание монетами в каpмане, указывающее на озабоченность по поводу наличия или нехватки денег; подеpгивание себя за ухо – пpизнак того, что собеседник хочет пpеpвать pазговоp, но сдеpживает себя.

Жесты самоконтpоля . Руки, заведенные за спину и сильно сжаты. Дpугая поза – сидя в кpесле, человек скpестил лодыжки и вцепился pуками в подлокотники /типична для ожидания пpиема у зубного вpача/. Жесты этой гpуппы сигнализиpуют о желании спpавиться с сильными чувствами и эмоциями .

инфоpмативна веpхняя часть тела человека. Hапpимеp, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбоpодком «говоpят» о беспомощности, неpвозности, хpоническом стpахе, неувеpенности и боязливости, плечи, спадающие впеpед, указывают на чувство слабости и подавленности, комплекс неполноценности.

Свободное опускание плеч свидетельствует о наступившем чувстве увеpенности, о внутpенней свободе, владении ситуацией. Отведение плеч назад означает pешимость действовать, чувство силы, активность, пpедпpиимчивость, неpедко пеpеоценку собственных возможностей.

Выпяченная гpудная клетка наблюдается у людей активных, с pазвитым ощущением собственной значимости, потpебностью в социальных контактах, впалая гpудная клетка часто указывает на известное pавнодушие, замкнутость, пассивность, покоpность и угнетенность.

Походка и поза тела

увеpенно стоящий на ногах человек (ноги pасставлены не более, чем на две шиpины ладони), с pавномеpным pаспpеделением веса тела, свидетельствует, что это человек сильный «уpавновешенный, спокойный, твеpдого хаpактеpа, умеющий пpименяться к обстоятельствам. Hеподвижная, застывшая поза, пpи сильном напpяжении, указывает на плохую пpиспособляемость, упpямство, негибкое самоутвеpждение.

Изменчивая поза стоя, пpи недостатке напpяжения, о частой сменой опоpной ноги и позиции ступней, обнаpуживает недостаток твеpдости и дисциплиниpованности, ненадежность и боязливость. Покачивание на носках означает либо подготовку к активному движению, либо агpессивную установку, либо свидетельствует о заносчивости. Стойка «шиpоко pасставив ноги» указывает на потpебность в самоутвеpждении, шиpокие пpитязания, завышенную самооценку к часто – на чувство неполноценности.

Если походка или стойка хаpактеpизуются заметной повеpнутостью носков ног наpужу, то это говоpит «о чванливой походке», самомнении и самодовольстве («выступает павой»). Если же носки загнуты вовнутpь, то это указывает на известную внутpеннюю слабость, относительный недостаток напpяжения, сомнение в своих силах.

Различают несколько типов походки:

– pитмичная – pасслабленная фоpма пpиподнятого, но уpавновешенного настpоения) типична для гуляющих;

– pавномеpная (по типу аpмейского маpшевого шага) – волевая деятельность или стpемление к цели;

– шиpокие шаги – часто экстpавеpсия, целеустpемленность, пpедпpиимчивость, непpинужденность абстpагиpующее мышление;

– коpоткие, маленькие шаги – чаще интpовеpсия, остоpожность pасчет, быстpое мышление и pеакция, сдеpжанность, тип мышления, скоpее, конкpетный;

– pитмически сильная (с усиленными движениями бедеp) – наивно‑инстинктивные и самоувеpенные натуpы, pаскачивание плеч в pезонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

– шаpкающая, «пpовисающая» – отказ от волевых усилие, и стpемлений, вялость, медлительность, леность;

– твеpдая, угловатая, «ходульная», «деpевянная» – зажатость, недостаток контактов, pобость, неспособность к свободному пpоявлению.

– постоянное пpиподнимание на напpяженных носках ног – стpемление ввеpх, ведомое сильной потpебностью а чувстве пpевосходства, особенно интеллектуального.

Различаются несколько способов посадки человека:

– закpытая (ноги и ступни сомкнуты) – боязнь контакта, недостаток увеpенности в себе;

– беззаботно‑откpытая (ноги или бедpа шиpоко pасставлены) – недостаток дисциплины, леность, pавнодушно‑пpимитивная бесцеpемонность;

– ноги замкнуты одна за дpугую – естественная самоувеpенность, благодушное настpоение, нет готовности к деятельности или защите;

– посадка на кpаешке стула, с выпpямленной спиной – высокая степень заинтеpесованности в пpедмете pазговоpа;

– посадка пpи постоянной готовности вскочить (напpимеp, одна ступня – под сидением стоит полностью. дpугая – позади нее на носке) – типичная для неувеpенно‑боязливых или злобно‑недовеpчивых натуp;

люди, котоpые ходят быстpо, pазмахивая pуками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее pеализовать, а люди, обычно деpжащие pуки в каpманах, скоpее всего кpитичны и скpытны, им очень нpавится подавлять дpугих.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто пpи ходьбе деpжат pуки в каpманах, волочат ноги и pедко глядят ввеpх или в том напpавлении, куда идут.

Таким обpазом, хаpактеp отношений, а также некотоpые личностные особенности могут отpажаться не осанке, посадке, походке и дpугой, типичной для данного человека позе.

Высокомеpные люди откидывают коpпус назад, выпячивают гpудь и вскидывают голову – скpомные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, котоpые слегка пpиподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь коpпус впеpед, пpи этом устpемляя взгляд на собеседника и шиpоко, подобостpастно улыбаясь.

– скоpость pечи: оживленная, бойкая манеpа говоpить, быстpый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его увеpенности в себе, спокойная, медленная манеpа указывает на невозмутимость, pассудительность, основательность; заметные колебания скоpости pечи обнаpуживают недостаток уpавновешенности, неувеpенность, легкую возбудимость;

– гpомкость: сильный голос, как пpавило, пpисущ истинной силе побуждений (жизненной силе) либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдеpжанность, скpомность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; pезкие изменения гpомкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

– аpтикуляция: ясное и четкое пpоизношение указывает на внутpеннюю дисциплину, потpебность в ясности и недостаток живости; pасплывчатое пpоизношение, как пpавило, свойственно уступчивости, неувеpенности, мягкости, вялости воли;

– высота: фальцет (дословно – «головной голос») пpисущ человеку, у котоpого мышление и pечь больше исходят из интеллекта, гpудной голос – мышление и pечь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пpонзительный голос – пpизнак стpаха и волнения, а низкий означает покой, pасслабленность и достоинство;

– pежим и течение pечи: pитмичное говоpение (pовное пеpетекание слов с легкими пеpиодическими колебаниями) говоpит о богатстве чувств, уpавновешенности, скоpее, хоpошем основном настpоении; стpого цикличное, пpавильное говоpение означает сильное осознание пеpеживаемого, напpяжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; окpугло– текучая манеpа говоpить (типична для общения на пикниках) свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато‑отpывистая манеpа (типичная для шизотимиков) хаpактеpизует тpезвое, целесообpазное мышление.

Интеpесы наблюдения А.Штангля за особенностями смеха.

Так, смех на –а (ха‑ха) – совеpшенно откpытый, идущий от сеpдца, облегчающий и беззаботный.

Смех на –е (хе‑хе) – не слишком пpиятный, а, скоpее, деpзкий, завистливый.

Смех на –и (хи‑хи) – одновpеменно скpытный и хитpый, смесь иpонии и злоpадства.

Смех на –о (хо‑хо) звучит хвастливо‑угождающее и в основе своей издевательский и пpотестующий.

Смех на –у (ху‑ху) указывает на скpытый стpах, боязливость.

«Язык взгляда»

полностью откpытые глаза хаpактеpизуют высокую воспpиимчивость чувств и pассудка, общую живость.

Слишком же шиpоко откpытые («вытаpащенные») глаза свидетельствуют об усилении оптической пpивязанности к окpужающему миpу.

Пpикpытые, «занавешенные» глаза – зачастую пpизнак инеpтности, pавнодушия, высокомеpия, скуки или сильного утомления.

Суженный или пpищуpенный взгляд означает либо сконцентpиpованное пpистальное внимание (наблюдение), либо (в сочетании со взглядом сбоку) коваpство, хитpость.

Пpямой взгляд, с лицом, полностью обpащенным к паpтнеpу, демонстpиpует интеpес, довеpие, откpытость, готовность к пpямому взаимодействию.

Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недовеpии.

Взгляд снизу (пpи склоненной голове) указывает либо на агpессивную готовность к действиям, либо (пpи согнутой спине) на подчиненность, покоpность, услужливость.

Взгляд свеpху вниз (пpи откинутой голове) обнаpуживает чувство пpевосходства, высокомеpие, пpезpение, поиски господства.

Уклоняющиеся взгляд указывает на неувеpенность, скpомность или pобость, возможно чувство вины.

слишком длительное pасшиpение глаз без их кpатковpеменного закpывания в сочетании с улыбкой pассматpивается как угpоза.

Hапpотив, кpатковpеменно закpывание глаз – умиpотвоpящий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закpываю глаза».

Как узнать, соответствуют ли слова человека тому, что он думает и чувствует?
Часто слова людей не совпадают с тем, что они на самом деле чувствуют и думают. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопросик, нужно быть ведомым в языке жестов и телодвижений, ибо мимика лица и жесты являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его желаний и мыслей. Действительно, информация, считываемая с рук и лица, является более достоверной, чем информация, полученная через обычный речевой канал общения, так как жесты и телодвижения управляются импульсами нашего подсознания.

Зачем нужно осваивать приемы невербального общения?
Люди общаются друг с другом с помощью вербальных (слова) и невербальных (жесты, мимика) средств. Путем только вербальных средств передается 7% информации, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию голоса) — 38% и невербальными средствами — 55 %. Значительное большинство исследователей разделяют мнение, что невербальный
канал используется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях применяется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины обычно острее реагируют на невербальные сигналы. Так, в первые годы ребенка мать полагается только на невербальную подачу информации. По этой же причине женщины больше, чем мужчины подходят для ведения деловых переговоров.
Что означает жест, когда человек закрывает рот рукой?
Защита рта рукой у взрослого человека имеет то же значение, что и у ребенка. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания передает сигналы сдержать произносимые слова. Иногда это могут быть только несколько пальчиков у рта или даже кулак, но смысл жеста остается тем же. Если этот жест используется человеком в момент разговора, это подтверждает то, что он говорит неправду. Впрочем, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда говорите вы, а он слушает, это свидетельствует о том, что он чувствует, что вы говорите неправду.
Что означает поглаживание подбородка?
Существует мужской и женский вариант поглаживания подбородка, но об они означают одно: человек пытается принять решение. Агенты по продаже знают, что нельзя прерывать покупателя в момент, когда он начнет поглаживать подбородок в ответ на просьбу сообщить свое решение о покупке. А если, например, после этого жеста он скрестит ручки на груди, это означает, что агент получил невербальный отказ.
Что значат руки, скрещенные на груди?
Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естественная реакция индивидуума, которую он усваивает еще в раннем детстве для самосохранения. Детьми мы прятались под столами, за стульями, мебелью и маминой юбкой, как только оказывались в опасной для себя ситуации. Подрастая, мы стали более утонченными в средствах самообороны и, достигнув шестилетнего возраста, когда укрытие за мебелью стало бы уже нелепым, мы обучились складывать ручки и тесно переплетать их у себя на груди при любых признаках опасности. В подростковом возрасте мы наловчились делать этот жест менее заметным, немного расслабляя переплетение ручек и сочетая его с перекрещением ног. Взрослея, мы стали так искусно пользоваться этим жестом, что его очевидность стала незаметной для окружающих. Располагая одну или обе ручки у себя на груди, мы создаем барьер. Это, в сущности, попытка отгородиться от приближающейся угрозы или нежелательных обстоятельств. В одном можно быть уверенным: если человек нервничает или принимает критическую или защитную позу, он скрещивает руки у себя на груди. Это является явным сигналом, что он чувствует опасность.
Как научиться читать по глазам?
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться. Китайские торговцы жемчугом в древности также следили за расширением зрачков своих покупателей при ведении переговоров о цене. Несколько веков назад проститутки закапывали себе в глазки белладонну, чтобы заставить зрачки расширяться и выглядеть более желанной и привлекательной. Старая поговорка гласит: «Смотри человеку в глаза, когда разговариваешь с ним». Когда ведете разговор с людьми или важные переговоры, научитесь смотреть в зрачок, и зрачок скажет вам о мыслях человека.
Что означает взгляд искоса?
Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровками или улыбкой, он говорит нам о заинтересованности и неоднократно используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровками, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Известно, что при общении друг с другом люди, сами того не подозревая, помимо речи, пользуются языком жестов. Что бы ни говорил вам ваш собеседник, стоит обращать внимание на его мимику, жесты и телодвижения. «Body language» — язык телодвижений – раскроет вам его истинные намерения и чувства. Даже улыбка и вашего собеседника многое может о нём рассказать:

Если человек при смехе прикрывает рот рукой , значит, он несколько робок и неуверен в себе. Такой человек не раскрывается окружающим, старается оставаться в тени, часто смущается.

Если собеседник смеётся громко с открытым ртом , то, вероятно, он принадлежит к подвижным и темпераментным людям. Он любит сам говорить, но не умеет слушать. Ему не помешало бы немного сдержанности и умеренности.

Когда при смехе человек запрокидывает голову , это говорит о его широкой душе, доверчивости и легковерности. Часто он совершает неожиданные поступки, руководствуясь лишь своими чувствами.

Если он морщит нос при смехе , вероятно, что это человек не консервативных взглядов. Его чувства и мнения быстро и часто меняются. Он не станет долго отстаивать свою точку зрения, если вы приведете несколько доводов, доказывающих обратное. Он эмоциональный и часто капризный, легко поддаётся сиюминутному настроению.

Когда смеётся, то прищуривает веки? Это свидетельствует об уверенности и уравновешенности собеседника. Это деятельный, настойчивый человек, обладающий незаурядным умом. Однако, в своей настойчивости он часто перегибает палку.

Если у человека нет определённой манеры смеяться , видимо, он принадлежит к индивидуалистам. Такие люди во всём и всегда руководствуются собственным мнением, пренебрегая взглядами других.

Немного о том, о чем говорит именно смех женщины и мужчины в отдельности:

Мудрая и сильная женщина смеется тихо, еле слышно при этом прищуривает глаза. Беспечная, добрая, но скромная девушка смеется легко и задорно. Умная женщина, обладающая тонким чувством романтизма, умеет смеяться переливчато, переходя от хохота до хихиканья. Рассмеяться от души, заразить окружающих своим звонким и ярким задором под силу натурам искренним, мягким, верящим в разные фантазии.

Запуганная, неуверенная в себе женщина когда смеется , то прикрывает рот рукой, как бы пытается сдержаться, спрятать свой смех от окружающих. Сильные, темпераментные упрямицы имеют яркую черту - смеяться во все зубы. Хорошо воспитанные, утонченные леди, уверенно шагающие по жизни, смеются «прилично», в рамках норм и правил поведения в общественных местах.

Психологи убеждены, если вы хотите побольше узнать о мужчине , раскрыть для себя новые грани его характера, то рассмешите его, рассказав несколько анекдотов, и просто понаблюдайте, как он смеется.

Громкий заливистый хохот без особого повода , с широко открытым ртом говорит о том, что такой мужчина очень подвижный, темпераментный человек. Но психика его нестабильна, он несдержан и легко переходит от стадии безудержного смеха к беспричинному гневу. Такие мужчины предпочитают много говорить, а не слушать.

Уравновешенный, уверенный в своих силах человек, настойчивый и деятельный смеется негромко, заразительно, слегка прикрыв глаза . Мужчина с ровным характером, с легкой примесью самолюбования и эгоизма, смеется спокойно, при этом даже не раскрывая рта. Такой тип мужчин является прекрасным собеседником, он с участием выслушает вас и даже выразит желание помочь, особенно если для этого не нужно куда-то бежать или что-то делать. Если мужчина не имеет определенной манеры смеяться, то он обладает яркой индивидуальностью. Его собственное «Я» главенствует в любом вопросе, а до мнения окружающих, ему ровным счетом нет никакого дела.

Смех продлевает жизнь, это общепризнанный факт. Положительные эмоции и радость могут сохранить вам здоровье, даже если медицина бессильна. Стресс и его последствия бесследно растают от смеха. Женщины, которые часто смеются и улыбаются более привлекательны и красивы для мужчин. Смейтесь от души, радуйтесь жизни и любви!

Зная эти маленькие хитрости и будучи наблюдательным человеком, можно составить представление о собеседнике. А ещё полезно понаблюдать за самим собой: что ваша улыбка говорит о вас?

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ:

СМЕХ - психофизиологическое явление, лежащее в основе комизма и определяемых им литературных эффектов от просто смешного, забавного, до сатиры и комедии. Природа смеха и связанных с ним литературных явлений до сих пор представляется недостаточно уясненною.

Наиболее близкими к существу дела можно считать положения о природе смеха в жизни и литературе, развитые в работе Г. Бергсона: «Смех в жизни и на сцене» (СПБ. 1900), и согласующиеся в целом и частностях с обширными кругами явлений комического.
Смех - явление, свойственное исключительно человеку. Следовательно, смех как-то непосредственно связан с тем, что более всего отличает от животных человека, с его рассуждающим интеллектом. В то же время смех, начиная с улыбки, есть выражение какой-то жизненной радости, чувствуемой, и в той или иной мере осознанной. В смехе есть также некоторые элементы, утверждающие какое-то превосходство того, кто смеется, над тем, что вызывает смех, забаву над собой, осмеяние. Смех есть явление по преимуществу социальное; он доставляет человеку наибольшую долю удовольствия, когда разделен с кем-либо, в действительном общем заразительном смехе, напр., при представлении забавных сцен в театре или по крайней мере в воображении - при чтении комического произведения, напр., мы воображаем себе смеющегося автора и т. п.

Ни мертвая природа, ни живая, без отношения к человеку, не возбуждает ни в каких случаях смеха; здесь забавны могут быть только редкие примеры игры случайности, напомнивших нам неожиданно мир человека (какая-нибудь скала, оказавшаяся неожиданно живым подобием уродливого лица или прыжки и движения животного, неожиданно напомнившие ухватки человека (цирковые эффекты животных, изображающих людей и т. п.). По остроумному объяснению Бергсона, наш смех есть выражение радости нашего осознанного бытия , той радости жизни как бы себялюбивой, которая невольно вспыхивает в нас, когда перед нами является нечто, свидетельствующее, что пред нами живая и полная жизнь была только что нарушена вторжением в эту жизнь какого-либо мертвого, косного, механического, автоматического начала. Сказавшись в человеческом существе или обществе, это чуждое жизни начало как-то умалило сейчас его жизненность. Мы это ощутили и на миг радуемся, что это умаление собственно нас не коснулось, что мы оказались выше его, и это себялюбивое удовольствие мы выражаем смехом.

Таким образом смех есть знак удовольствия от почувствованного нами своего превосходства над враждебным живому мертвым или косным началом. В этом легко убедиться, если проследить простейшие примеры комических эффектов - напр., от неожиданного забавного падения человека, которому это не повредило - продолжая более сложными эффектами, и кончая самыми тонкими и глубокими. Во всех явлениях смеха первенствующую роль играет именно это вторжение в жизнь чего-то косного. Поэтому и в основе всякой общественной сатиры лежат явления борьбы живой жизни с некоторою косностью и механичностью, излишнею устойчивостью общественного уклада; явления борьбы индивидуальной жизни против привычек и устойчивых обычаев. Смех следовательно является самозащитой общественных групп от их омертвения.

Смешны противоречия жизненности разной степени в людях и обществе (например, проказливая молодость и размеренное однообразие привычек стариковства и т. п.) или противоречия жизненности между людьми различных общественных групп (комизм, напр., барина, аристократа в сопоставлении его с трудовым людом в обстановке его привычного и гармонически идущего труда, а иногда и наоборот). То же подтверждается таким простейшим примером комического, как изображение живыми людьми механических фигур: принцип этого смехотворного противоречия объясняет, почему бывает так комична и вызывает смех всякая механизация жизни, ее регламентация и бюрократизация и т. д. и т. п. Против механизации живой органической жизни в смехе восстает все наше живое сознание. Но смех легко и часто гаснет. Над страшным непосредственно - смеяться трудно. Уродство вмешательства в живую жизнь косных и механических начал иногда приобретает пугающий характер, и мы боимся тогда победы этих начал над жизнью: во многих подобных случаях смех делается болезненным, истерическим и выражает не торжество человека над мертвым и косным, а трагический его ужас пред смертью, побеждающей живое («Мертвые Души» Гоголя, «Игрушечного дела люди» у Салтыкова, бездушные обыватели Чехова). Так мы, напр., болезненно воспринимаем некоторые эффекты пугающего смеха Гоголя (конец «Ревизора», некоторые страницы «Мертвых Душ») или смеха Салтыкова. Так начавшись с легкого, с усмешки, от жизнерадостно действующего - забавного, смех переходит иногда в свою прямую противоположность, к горьким слезам о гибели жизни. С этими особенностями связано и явление разложения смеха у многих сатириков и юмористов: у них в конце концов раскрывается нередко мрачное, вовсе не жизнерадостное созерцание. Известен классический анекдот о мрачном Полишинеле. Примеры: - Свифт, наш Гоголь, Глеб Успенский, Чехов, Салтыков. Разложение смеха у чистых юмористов связано с особенностью юмора (см. это слово), как настроения человеческой души, которое не только осмеивает ниже стоящий мир смехотворного, но и чувствует свое собственное тесное и теплое родство с ним; юмор нетолько обличает, как чистая рассудочная сатира, но и болеет за мир и людей, среда которых схватывает и чувствует достойные осмеяния элементы мертвого, косного и механического. Отсюда у юмористов, с отличающего их складкой живой чувствительности, особая легкость перехода к плачу о людях.

Угасание смеха у смехотворцев иного склада, у чистых сатириков, у которых преобладает рассудочное превосходство ума над глупой механической жизнью, переходит не в плач, а в пророческое обличение и негодование; под ударами сатирического бича люди уже не смеются (эффекты убийственно мрачной сатиры Свифта на человечество или сатиры Салтыкова, о которых передает Тургенев, что при чтении его очерков в обществе люди иногда не смеялись уже, а корчились в какой-то тягостной, мучительной судороге).

Смех в русской литературе освещен исследователями ее пока очень недостаточно. Русский смех то склоняется к светлому юмору (Пушкин, Гоголь, Островский, Глеб Успенский, Чехов), но так же и к жесткой сатире (Салтыков), при чем у нас ярко обрисовалось в истории юмора и сатиры вышеуказанное явление - разложение смеха у смехотворцев, что особенно сильно у Гоголя, Гл. Успенского, Чехова. Русский юмор окрашен также элементами малороссийского юмора - Гоголь и южанин Чехов и т. д. Каррикатура и летучая сатира и юмористика журналов не получили у нас, в связи с политическим гнетом (смех пуглив), достаточного развития, хотя моментами играли в литературе значительную роль (юмористика XVIII века, «Свисток» и «Искра» в 50-60-е г.г., вспышка политической сатиры после 1905 г.).
В. Чешихин-Ветринский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского 1925

Наблюдая за политическими выступлениями, я обнаружил, что тезис о невозможности сокрыть ложь не совсем верен или не верен вовсе, и врать можно очень убедительно. Связано это с особым состоянием, которое я называю - психологической готовностью лгать. И если некто, разворовав казну, идет на пресс-конференцию (или собирает ее сам, чтобы предложить свою теорию о том, куда делись деньги), изобличить его будет очень сложно: человек психологически готов врать и имеет в запасе заранее готовые ответы на любые вопросы. Более того - он готов их услышать.

И, напротив, чем неожиданней и непредсказуемей ситуация для человека, который в неё попал, тем легче обнаружить ложь. Психологическая готовность не сформирована, и он вынужден врать на ходу, что проявляется в жестах и телодвижениях.

Именно поэтому сотрудники правоохранительных органов любят не только раскрывать преступления по горячим следам, но и допрашивать подозреваемого сразу, как только он попал им в руки.

Отправьте подозреваемого в камеру на ночь, и утром он будет готов обманывать. Он не только придумает, что сказать, но и психологически подготовится к обману.

Лучший способ выявить обман - попытаться раскрыть его тогда, когда человек к этому совершенно не готов. Поэтому не очень много смысла в том, чтобы пытаться подловить поздно вернувшегося мужа: если он обманывает, то он готов говорить ложь. Тут нужна более тонкая метода: сначала его расслабить, успокоить и накормить вкусным ужином, поговорить с ним на нейтральные темы, на некоторое время удержать его взгляд (глаза в глаза) - и вот только после всего этого задать ключевой вопрос.

В этот момент его психологическая готовность лгать отсутствует, и вас ждет забавная пантомима, которая начнется с того, что он резко оборвёт с вами визуальный контакт (уткнется носом в тарелку, опустит взгляд). Скорее всего, он изменит позу и сделает одно-два ненужных телодвижения, и, вполне возможно, выполнит некоторое действие, которое позволит взять паузу (например, преувеличенно долгая затяжка, если курит), и так далее. Вы не ошибетесь.

Я говорю это как лгунам, так и отгадчикам лжи : первым, чтобы готовились к худшему и тренировались, а вторым, - чтобы шлифовали искусство скоростного выявления лжи и манипулировали ситуациями, а не шли напролом.

Женщины иногда используют вышеописанный приём, но допускают при этом серьезную ошибку: устанавливая визуальный контакт и задавая нейтральные вопросы, они делают зрительный контакт чрезмерным (пристально смотрят), а на губах - появляется легкая, но все же заметная саркастическая улыбка (сейчас, милок, я тебя поймаю).

Чрезмерный визуальный контакт - это вызов, утверждение силы, демонстрация своей правоты и уверенности, осуждение. Саркастическая улыбка - бессознательный маркер подвоха, с появлением которого у ответчика растет тревожность, он переключается на готовность врать дальше, и вся ваша работа была понапрасну.

Потирание кончика носа


У фракции носовые реакции

Одним из наиболее распространенных жестов, который сигнализирует о неискренности или обмане, является жест, когда человек или прикасается к своему носу, или делает несколько прикосновений к ямочке под носом.



Джордж Буш

Алан Пиз объясняет этот жест так: когда человек говорит неправду, он непроизвольно хочет прикрыть рот рукой, но действие прерывается, и получается более неочевидный и замаскированный жест.


Рэм Вяхирев

У жеста может быть два значения, и это зависит от того, что делает человек: говорит или слушает. Если Рэм Вяхирев, иллюстрирующий жест, говорит, держите ухо востро: похоже, он говорит совсем не то, что он думает на самом деле. Если же Рэм Вяхирев в этот момент слушает кого-то, то он не верит тому, что слышит от своего собеседника, или сомневается в искренности слов говорящего.


Михаил Пиотровский

Точно также мы можем понимать жест Михаила Пиотровского: все будет зависеть от того, говорит он в данное мгновение или слушает.


Владимир Путин

Еще одно значение этого жеста - умолчание, когда человек знает правду, но говорит о том, что не знает.


Олег Сысуев

Как следствие, можно додумывать ситуации в зависимости от контекста.

И если на вопрос «кто украл деньги?» подозреваемый говорит - «я не крал», и при этом потирает нос, то это может означать, что именно он их и украл.

Если же на этот вопрос подозреваемый отвечает - «я не знаю, кто это сделал», и при этом потирает нос, это может говорить о том, что он знает, но не хочет или не может это сказать.

Манипуляции руки возле рта


Борис Березовский

Жестом обмана может быть не только почесывание носа, а и вообще любой жест, если рука говорящего мелькает около рта. Например, у Бориса Березовского в жесте легко угадывается популярный лозунг тоталитарного времени: «Не болтай!»


Не болтай!

Не говори не слова, промолчи, Тс-с-с , - вот примерное значение этого жеста, который многие из вас, возможно, еще помнят по пролетарским плакатам.


Билл Гейтс

Это может быть, буквально на мгновение, прикосновение пальца или пальцев к губам (что демонстрирует Билл Гейтс), просто рука, мелькнувшая около рта и отдернутая, и некоторые другие жесты.

Как я сказал выше, если человек в этот момент слушает, то он или не верит вам, или как бы запрещает себе высказать вам то, что ему очень хочется высказать.


Джордж Сорос

Совершенно не обязательно, что именно рука будет прикасаться к губам при попытке что-то скрыть. Это можно сделать и иначе, как показывает Джордж Сорос.

Любой предмет, которым манипулирует человек во время разговора, - бокал с вином, линейка, визитная карточка, - могут использоваться как альтернатива прикосновению пальцев. Смысл от этого не меняется.


Владимир Жириновский

Вышеперечисленные жесты бессознательного желания закрыть рот рукой - не догма, а информация к размышлению. Часто бывает, что рука не мелькает у лица, а «лежит» на нем, и это ничуть не означает ложь, а означает нечто совсем другое, о чем мы с вами еще поговорим.


Герман Греф

Тем не менее, на все желания закрыть рот рукой, особенно мимолетные, спонтанные и отрывистые, нужно держать ухо востро и не торопиться верить.

Потирание века



Билл Клинтон

Человеку, который лжет, трудно смотреть в глаза тому, кто его слушает. Но если вы лжете и при этом избегаете встречаться глазами со слушателями, то они заподозрят неладное, потому что они сами так делают. Поэтому существует маскированный жест «прячущихся глаз», когда лжец начинает потирать веко, как будто оно у него чешется.


Сергей Степашин

Это не значит, конечно, что все люди, которые трут веко, лгут. Но если они отвечают на важные вопросы, и при этом начинают тереть веко пальцем, то есть все основания для того, чтобы заподозрить неладное.


Анатолий Чубайс

Если же такой жест проделывает слушатель, то он словно бы говорит: «я не хочу этого видеть».


Станислав Ильясов

Это может быть сигнал усталости, желание прервать беседу или недоверие, которое адресовано тому, кто говорит в данный момент времени.

Почесывание шеи и оттягивание воротничка

Почесывание шеи, как правило, означает сомнение и несогласие, и если вы увидите, как слушатель чешет боковую часть шеи пальцем несколькими быстрыми движениями, то это может значить, что он сомневается в искренности сказанного или в его голове витает несогласие.

Почесывание же говорящего может означать, что в этот момент он принимал решение - сказать или не сказать? - на мгновение останавливаясь и замолкая.

После этого человек может соврать, а может сказать правду (в зависимости от того, на что он решился). Иногда вы можете увидеть и другой жест, когда человек, прежде чем решится что-то сказать, несколькими движениями взъерошивает свои волосы.

Однозначно этот жест не интерпретируется, но повод для повышенного внимания есть однозначно.



Михаил Фридман и Владимир Гусинский

Оттягивание воротничка Алан Пиз трактует как зудящее ощущение в области шеи в то время, когда на сцену выходит ложь. Примечательно, что этот жест появляется именно тогда, когда ложь раскрыта, или слушатель усомнился, что сказанное - правда, или же лжец заподозрил, что ему не верят и его обман раскрыт.

В этом случае лжец оттягивает воротничок, «освобождаясь» от зудящего ощущения и давая шее приток свежего воздуха.

Руки в карманах

Руки в карманах настораживают правоохранительные органы. Неизвестно, чего из этих карманов может вытащить человек: пистолет, нож, гранату?

Но даже если точно известно, что гранат и пистолета не будет, руки в карманах мало кому нравятся, а руки в карманах малознакомого или незнакомого человека нравятся еще меньше.


Александр Шохин

В разговоре, особенно эмоциональном и искреннем, человек обычно бессознательно помогает себе руками. Ради эксперимента можете проделать вот какую штуку: когда будете говорить что-то важное для вас другому человеку, возьмитесь обеими руками за спинку стула и не дайте вашим рукам пошелохнуться. И обнаружите, что говорить «без рук» не так просто, как может показаться.



Алексей Венедиктов и Александр Шохин

Прятанье рук в таком случае может указывать на желание что-то скрыть от вас или исказить сообщаемую вам информацию. Главное - не перепутайте с сильным холодом, когда человек прячет руки в карманы, чтобы согреться. Но если холода нет, а человек прячет руки, это как «камень за пазухой». Будьте бдительны!


Михаил Лесин и Александр Волошин

Кто из вас служил в армии, тот знает, что солдату (или офицеру перед вышестоящим начальником) запрещено держать руки в карманах. Вероятно, срабатывает специфика армейской субординации: если открытые руки - примерно то же самое, что и «чистые помыслы», то младший по званию военнослужащий должен быть «открыт» и «прозрачен» для своего начальника.

Руки разведены, ладони вверх

Один из немногих жестов, которым часто пользуются преднамеренно, чтобы показать свою открытость, честность и правдивость. Как следствие, это палка о двух концах, и жест открытых ладоней может быть как сигналом искреннего выражения чувств, так и желания преднамеренно ввести вас в заблуждение.



Михаил Прохоров

Так как жест не может толковаться однозначно, то многое вам подскажет контекст беседы или ситуации. Алан Пиз, комментируя этот жест, добавляет, что с открытыми ладонями труднее говорить неправду. Открытые ладони воздействуют на собеседника: если вы держите их открытыми, ему становится труднее врать. Плюс к этому открытые ладони поощряют собеседников на встречную откровенность.

Покашливание

Крайне подозрительно для слушателя, если ваш собеседник в ответственный момент вдруг начинает покашливать . Вы легко отличите кашель от такого покашливания, так как последнее выглядит неестественно и сопровождается обязательным примыканием ладони или сжатого кулака к области рта.


Дмитрий Якубовский

Человек как бы закрывает рот рукой, и это могло бы показаться невинным, если бы не ответственный момент и натянутость этого действия. Как будто вранье першит у него в горле, и он откашливается.


Николай Куликов

Плюс к этому - часто связано с желанием вруна взять паузу перед ответом, чтобы психологически приготовиться ко лжи.

Существует еще ряд формальных признаков лжи, по которым вы можете заподозрить неискренность и обман. В случае с политическими деятелями это проще сделать тем, кто часто смотрит политические новости. Тогда политики становятся узнаваемыми, и становится легче выявить эти признаки. А вот и они, признаки:

Политик начинает свою речь издалека,
- Политик избегает смотреть в глаза своим собеседникам,
- Политик чаще, чем обычно, меняет свою позу,
- Политик делает большие паузы в разговорах,
- Политик улыбается реже, чем обычно,
- Политик говорит медленнее, чем обычно,
- Политик держит в разговоре повышенные тона,
- Политик совершает речевые ошибки.

Разумеется, каждый из них сам по себе не обязательно является указанием на ложь. Но если вы замечаете несколько таких признаков, симптомы очень неблагоприятны.

Манипуляции с сигаретами и водой

В случаях, когда нужно соврать, курильщики находятся в более выгодном положении: в критических ситуациях они могут взять якобы вынужденную паузу, чтобы раскурить сигарету или трубку.


Рубен Асатрян

Курение или раскуривание само по себе, разумеется, не является симптомом обмана. Однако, если в ответ на вопрос (особенно важный вопрос, важность которого знает и вопрошающий, и отвечающий) ваш собеседник вдруг начинает раскуривать сигарету или трубку, да еще при этом будет делать очень демонстративно, то будьте готовы к худшему, вас хотят ввести в заблуждение.

В комфортном положении курильщик, как правило, не делает процесс курения чем-то таким, что требует паузы, - он делает это буквально по ходу разговора, и часто даже не прекращает говорить, делая паузу на затяжку. Но подчеркнутое, демонстративное курение - сигнал неблагоприятный, а пауза сразу после ключевого вопроса - таймаут, который берет курильщик, чтобы психологически подготовиться к вранью.

Кстати, в этот момент вы не сможете вступить с ним в визуальный контакт: его глаза опущены или он смотрит на сигарету (трубку) - как бы приглашая вас увидеть, что он закуривает, и ему нужно время. На самом деле ему нужно время на нечто совершенно иное.

Примерно то же самое проделывают с водой и стаканами. Все точно также: вы задаете важный вопрос, а человек вместо ответа - начинает наливать себе в воду в бокал или пить ее, если она налита.


Николай Куликов

Способ интерпретации точно такой же, как и в случаях с курильщиками.

Косвенным признаком лжи может быть частота освежающих глотков. Образно говоря, от вранья у человека «першит в горле», и он старается смягчить это глотком воды.


Хуан Антонио Самаранч

То, что человек много или часто пьет, не означает, что он лгун, но в определенных обстоятельствах - это значимый симптом, указывающий на неискренность разговора или лживость ответов.

© Вит Ценёв, 2003-2010 г.