Рабочая программа по информатике на тему: Программа "Информатика для малышей". Дополнительная образовательная программа «Информатика для малышей

Наталья Качан

Учитывая интересы и запросы родителей, мною разработана программа дополнительного образования «Информатика для малышей » . Данная программа направлена на работу по обучению дошкольников компьютерной грамоте и формированию основных математических представлений, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, мыслительных операций, основных свойств внимания.

Благодаря обучению с помощью данной компьютерной программы дети научились пользоваться мышкой, клавиатурой, познакомились с основными принципами компьютерной анимации, научились создавать рисунки в программе Power Point . Полученные знания закрепляются в мини- играх, практических заданиях. Игры самых разных жанров : логические задачи, головоломки, раскраски, логические задачки и др. Они помогут тренировать цветовое и пространственное восприятие, развивать скорость реакции, пополнить словарный запас, научиться считать.

Для сохранения и укрепления здоровья с детьми проводится гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения, физ. минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку - для снятия мышечного и нервного напряжения.

В течении учебного года проводились занятия согласно разработанной программе по следующим темам :

Выделение подгруппы в группы. Знакомство с программой Power Point .

Соотнесение элементов двух групп между собой. Инструменты рисования.

Соотнесение элементов двух групп между собой. Продолжение знакомства с программой Power Point .

Упорядочивание предметов. Практическое задание «Нарисуй предмет» .

Закономерность в расположении предметов. Работа с графическим редактором Paint.

Закономерность в расположении предметов. Творческая работа на компьютере.

Последовательность событий. Знакомство с текстовым редактором.

Последовательность событий. Текстовый редактор (буквы, цифры) .

Разбиение действий на этапы. Работа с программой Microsoft Word .

Творческая работа «Письмо маме» .

Знакомство с носителями.

Формирование понятия алгоритм. Работа с носителями.

Работа в программе Power Point «Открытка для мамы»

Полученные результаты :

­ Сформированы представлений детей о возможностях компьютера, как современного инструменты для получения и обработки информации ;

­ Сформированы начальные навыки работы на компьютере;

­ Сформированы навыков учебной деятельности : умения принимать и ставить учебно-познавательную задачу, умения слушать и следовать указаниям, умения планировать собственную деятельность и работать по алгоритмам, умения контролировать ход деятельности и оценивать результаты собственной деятельности;

­ Развиты сенсорные возможности ребенка;

­ Развиты основные психические процессы : память, внимание, воображение , мышление;

­ Приобретены самостоятельность, собранность , сосредоточенность, усидчивость;

­ Овладение комплексом различных компьютерных игр.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа) Пояснительная записка Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном.

«Пчелка». Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (старшая группа) старшая группа Руководитель: Дикова Лариса Анатольевна Сентябрь 1-2. Тема: «Что нам осень принесла? (фрукты)». Цель: продолжать совершенствовать.

Дополнительная образовательная программа по пластилинографии для детей 5–6 лет Дополнительная образовательная программа Нетрадиционные техники рисование (пластилинография) художественно – эстетической направленности.

Дополнительная образовательная программа ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников «Лаборатория профессора Почемучкина».

Пояснительная записка Сегодня изменились требования к образованному человеку – ему нужно не только знать много, но и уметь быстро применить.

Программа дополнительного образовательного кружка «Информатика для малышей»

(познавательное развитие детей 5-7 лет)

Пояснительная записка

Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования в школе.

Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, введение компьютера в ткань традиционного педагогического процесса детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.

Данная программа построена для старшей и подготовительной групп на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы: А.В. Горячев, Н.В. Ключ).Данная программа по информатике для дошкольников согласуется с программой по информатике для начальной школы "Информатика в играх и задачах", рекомендованной Министерством образования РФ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, который разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" под руководством А.В. Горячева. Использовались пособия к данной программе: “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников”, “Все по полочкам” (рабочая тетрадь).

Использовались компьютерные обучающие программы:

1. Серия дисков “Супердетки”, “Новый диск.

2. Серия дисков “Несерьезные уроки”, “Новый диск”.

3. Серия дисков “Смешарики”, “Новый диск”.

4. “Мир информатики”, “Кирилл и Мефодий”.

5. Учебно-методический комплект “ПервоЛого 3.0”, “Институт новых технологий”

Актуальность программы:

Цели и задачи

Цель программы данного курса: развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста путем применения компьютера.

Задачи

Образовательные задачи:

Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100)

Развивающие задачи:

Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

Воспитательные задачи :

Кроме образовательных целей обучения информатике, конечно, ставятся и воспитательные. В рамках предмета, я считаю, основная воспитательная цель – это формирование информационной культуры. Для детей дошкольного возраста – это понимание того, для чего нужен компьютер, в каких сферах жизни он используется, сколько можно работать по времени, как правильно обращаться с техникой. Если эти задачи выполняются, то в дальнейшем ребенок не будет воспринимать компьютер только как приставку для игр, а как многогранное устройство с бесконечными возможностями для образования, для творчества .

Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Форма В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры(имитационные, игры-упражнения, для рационального сочетания обучающих, развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр), проблемные ситуации и развлечения

Методы и приемы

    практические (игровые);

    экспериментирование;

    моделирование;

    воссоздание;

    преобразование;

    конструирование.

Развивающая среда:

    Игры на составление плоскостных изображений предметов.

    Обучающие настольно-печатные игры

    Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

    Геометрические мозаики и головоломки;

    Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

    Простой карандаш; набор цветных карандашей;

    Компьютерные развивающие игры

Ожидаемые результаты

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

знать:

    названия и функции основных частей компьютера;

    технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе;

    понятие истинного и ложного высказывания;

    понятие симметрии;

уметь:

    использовать в работе клавиатуру и мышь;

    осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

    называть части компьютера;

    определять истинные и ложные высказывания;

    сравнивать предметы, объединять в группу по признакам;

    находить закономерности в изображении предметов;

    соотносить элементы двух множеств по признаку;

    составлять целое из частей;

    составлять симметричный узор;

    расставлять предметы в определенной последовательности;

    объединять множества.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)

Упражнение со зрительными метками № 1

В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.

Методика проведения упражнения:

1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.

2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.

3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.

4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.

5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.

6. Продолжительность упражнения - 1 минута.

7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.

Упражнение со зрительными метками и поворотами головы № 2

Выполняется так же, как предыдущее, но с поворотами головы.

Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному залу.

Методика выполнения упражнения:

1. Воспитатель просит детей подняться с рабочих мест и стоять около стула, лицом к нему.

2. Объясняется задача: "Вот елочка (она стоит на столе или ее большое изображение висит на стене), ее нужно нарядить".

3. Воспитатель просит соблюдать следующие условия: "Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их".

4. Темп выполнения упражнения - произвольный.

5. Продолжительность - 1 минута.

Список литературы:

1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.

2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.

4. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

6. Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.

7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997

Месяц

Название занятия

Программное содержимое

сентябрь

1. Сравнение предметов по свойству

Знакомство со свойствами (“мягкое”, “сладкое”).

2. Сравнение предметов по свойству

Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им, формирование умения устанавливать последовательность событий.

3. Подготовка к знакомству с отрицанием

Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством.

4. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”

октябрь

5. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”

Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.

6.Отрицание по аналогии.

Умение формулировать отрицание по аналогии.

7. Отрицание по аналогии.

Выполнение перечисляемой последовательности действий.

8. Поиск закономерностей.

9. Поиск закономерностей.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

ноябрь

10. Описание последовательности действий.

Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству.

11. Описание последовательности действий.

Самостоятельное описание своих действий.

12. Функции предметов.

Знакомство с функцией предмета.

декабрь

13. Функции предметов.

Умение сравнивать объекты по названному признаку.

14. Логическая операция “и”.

Знакомство с логической операцией “и”.

15. Обобщение по признаку.

Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”.

16. Обобщение по признаку.

Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.

17. Выделение главных свойств предметов.

Закрепление умения выделять свойства предметов.

январь

18. Выделение главных свойств предметов.

Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств.

19. Закономерность в расположении фигур и предметов.

Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.

20. Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.

21. Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Развитие памяти и воображения. Подготовка к знакомству с отрицанием.

февраль

22. Последовательность событий.

Умение расставлять события в правильной последовательности.

23. Последовательность событий.

Умение расставлять события в правильной последовательности. Знакомство с отрицанием.

24.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).

Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания.

25. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).

Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием).

март

26. Упражнения на развитие воображения.

Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения.

27. Упражнения на развитие воображения.

Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.

28. Части-целое.

29. Части-целое.

Умение разделять действие – целое на действия – части.

30.Сравнение объектов. Отличия.

апрель

31. Сравнение объектов. Отличия.

Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.

32. Объединение множеств, задаваемых свойством.

33. Объединение множеств, задаваемых свойством.

Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.

34.Простейшие алгоритмы расстановки.

май

35. Простейшие алгоритмы расстановки.

Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.

36. Повторение темы “упорядочение”

Умение продолжить заданную закономерность.

37. Повторение темы “последовательность действий”.

Умение выполнять последовательность движений.

38. Повторение темы “логические операции”

Умение определять истинность и ложность высказываний.


Информатика в начальной школе

Современная жизнь становит более и более высокие интеллектуальные требования, навыки которых необходимо прививать ребенку с ранних лет. Широкое использование на практике информационных технологий заставляет задуматься о том, что информатика в начальной школе стает необходимым предметом, ведь именно этот предмет дает необходимые знания и навыки, которые способны удовлетворить поставленные на сегодняшний день требования.

Необходимость раннего освоения информационных технологий помогает ребенку получить азы компьютерных систем и технологий, что позволит сформировать у ребенка научно-технический потенциал. Выработка у ребенка навыков работы с основным программным обеспечением позволит Вашей крошке не только развить потенциал, но и выработать стойкие навыки в использовании ПК.

Информатика в школе, тем более начальной, становится все популярнее и занимает почетное место среди изучаемых наук. Для этого имеется большое количество причин, среди которых основными являются: возможность организации обучения школьников младших классов в игровой форме, что значительно облегчает и ускоряет процесс обучения; применение навыков логического мышления на практике; системный подход к решению поставленных задач.

Информатика в начальных классах помогает расширить кругозор Вашего школьника, познакомить его с множеством новых и интересных фактов, а также научит с помощью компьютерных технологий решать простые задачи. Основным заданием курса является развитие у ребенка навыков логического мышления и умения анализировать ситуацию, с целью выбора наилучшего метода для решения поставленного задания.

Изучение информатики в младшей школе должно соединять в себе две цели: общеобразовательную и прикладную. В основе общеобразовательной цели знакомство младших школьников с основами современной информатики, формирование навыков алгоритмического мышления, восприятие компьютера, как современного средства для приема и обработки информации. Прикладная цель заключается в освоении компьютерных технологий и выработку навыков работы с ПК.

На нашем сайте собраны наилучшие учебные пособия по информатике в начальных классах. К каждому из них приведено краткое описание, что позволит выбрать именно то пособие, которое будет Вашим наилучшим помощником в нелегкой задаче обучению малыша премудростям компьютерных технологий и особенностям работы с различными программами ПК.

    Для коррекции методической схемы урока и выявления картины успешности четвероклассников необходимы проверочные комплексные задания. Подборка индивидуальных работ по ИТК и информатике поможет педагогу провести качественную проверку ЗУН всего класса.

    Цель проверочных работ по информатике – обобщение знаний по предмету, подведение итогов освоения новых материалов, проверка и корректировка процесса обучения основным правилам и понятиям компьютерной тематики. Для контроля успеваемости третьеклассников целесообразно использовать подборку к курсу Матвеевой Н.В.

    Для наиболее эффективного изучения принципиально нового для детей курса по ИТК и информатики, педагог должен использовать все составляющие УМК. Тетрадь для 4 класса продолжает темы, по которым проводились занятия на уроке, и дает возможность практического использования теории.

    Тетрадь для практического закрепления стандартного набора знаний по информатике в 3 классе включает достаточно объемные задания. Выполняя упражнения, дети учатся размышлять логически и осваивают начала компьютерной грамотности.

    Курс информатики в 4 классе являет пропедевтическим к освоению предмета в средней школе. «Компьютерное мышление» во многом непривычно не только для детей, но и для родителей, не знакомых с началами программирования. Проверить домашние работы и адекватно оценить все элементы решения можно с помощью решебника к курсу Горячева А.В.

    Олимпиадный конкурс по информатике в 4 классе отличается трудными заданиями и необходимостью соблюдать особенную атмосферу в кабинете во время соревнований. Подобрать вопросы для школьников, а также подготовить класс к олимпиаде можно с помощью подборки заданий, составленных преподавателями по информатике.

    Тестирование знаний четвероклассников имеет определяющее значение для учащихся, их родителей и педагогов 4 и 5 классов. Получив картину успеваемости всех учащихся или отдельных учеников, взрослые могут убедиться насколько продуктивным является методическое наполнение уроков и какова база знаний детей, переходящих в среднюю школу.

    Основная задача уроков информатики в 3 классе — выработка мышления, которое необходимо для работы на компьютере. Поскольку некоторые задания подразумевают строгое следование определенным правилам, родители должны быть уверены, что видят решение правильно. Решебник к учебному курсу Горячева А.В. даст им верную подсказку.

    Информатика в младшей школе вызывает определенные трудности и для учителя также – работа с теоретическим материалом, который сложно связать с учебным опытом детей, требует постоянного контроля успешности, а также глубины понимания терминологии, действий и смысла обучения. Для того чтобы не допустить пропуски в ЗУН третьеклассников, методисты рекомендуют проводить текущий контроль с помощью тестов.

    Основное назначение олимпиадных конкурсов – оптимизация всего комплекса знаний по предмету и активизация учебной активности третьеклассников. Поскольку олимпиадные задания проверяют в большей мере теоретическую сторону программы, конкурс самым положительным образом сказывается на мотивации к изучению «научной основы» информатики.

    Логические задания, из которых состоит информатика во 2 классе (Горячев А.В.) являются базой для компьютерной грамоты. Помочь решить задания в нужном ключе и выстроить ход рассуждений родители могут, воспользовавшись сборником с ответами ко всем заданиям.

    Контроль успеваемости в начальной школе решает несколько больше обучающих задач, чем в старшей. Выполняя проверочные работы, школьники обучаются заполнять бланки тестовых заданий, проводить самоконтроль, оценивать свои знания объективно. Хорошая оценка мотивирует маленьких школьников к старательности, аккуратности, настойчивости.

    Информатика во 2 классе начинает знакомить ребенка с компьютерной грамотой и основами программирования. Практическая тетрадь Матвеевой Н.В. на интересных примерах объяснит принципы работы компьютеров, построения простейших алгоритмов, познакомит с терминами и понятиями.

    Проверочные работы – обязательный элемент для обучающего процесса, цель которого – выявление недостатков и оценивание эффективности полученных знаний школьников. Наиболее объективным методом педагоги и методисты называют тестирование. Подборка готовых тестов для 2 класса сократит время на подготовку проверочного урока и позволит выполнить контроль методически грамотно.

    Обучение информатике в младшей школе достаточно мотивировано – все дети любят компьютеры и хотят научиться на них работать. Однако существует обратная сторона обучения – начальные профессиональные знания, освоение которых может оказаться нелегким делом. Повысить желание учиться можно с помощью проведения олимпиадных конкурсов во 2 классе.

Вашему вниманию предлагаются размышления об использовании в учебном процессе начальной школы учебно-методического комплекса “Мир информатики” для первого, второго и третьего годов обучения, выходившего в 2003–2005 годах в издательстве “Ассоциация XXI век” .

Кто должен вести курс начальной информационной подготовки в школе? Было бы неправильным адресовать это пособие, скажем, только учителям начальной школы или только преподавателям информатики. Во время дискуссий на эту тему в пользу той или иной позиции обычно выдвигаются аргументы типа “учителя начальных классов не обладают необходимой компьютерной подготовкой” или “учителя информатики не имеют достаточного опыта работы с детьми младшего школьного возраста”. Все эти аргументы довольно спорны, и можно найти довольно весомые доводы как в пользу, так и против той и другой точки зрения. По нашему (авторов представляемого цикла пособий) мнению, в текущей ситуации в российском образовании, когда только начинается обновление образования в начальной школе и идет поиск места информационной подготовки в ней, вести новый предмет могут те, кто к этому готов, то есть обладает не только необходимой подготовкой (и компьютерной, и методической в плане работы со школьниками младшего возраста), но и желанием.

К сожалению, долгое время начальная школа оставалась наиболее консервативной частью общего образования. Содержание обучения в начальной школе сложилось в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С тех пор его изменения, да и сам подход к обучению младших школьников, формирующий в основном исполнительские компетенции, были незначительны. Выполнение большого числа стереотипных упражнений, доминирование учителя в ходе урока, акцент на так называемой “дисциплине на уроке” - вот неполный перечень примет российского начального образования, доставшийся нам от трудной эпохи в нашей истории. Современное состояние общества ставит перед образованием, особенно начальным, категорический императив - перейти от подготовки простых исполнителей, способных действовать по образцу, в соответствии с правилами, к формированию свободной, инициативной и творческой личности каждого ребенка. Слово “формирование” в этом предложении - также из прошлого века. Личность формируется в результате саморазвития, задача начальной школы - создать для этого рациональные, благоприятные условия.

Одним из направлений диверсификации начального образования является включение в него информационной подготовки. На протяжении последних 4–5 лет оно протекает с переменным успехом, в упорной борьбе носителей “охранительных” взглядов, прикрывающихся подчас лозунгами заботы о здоровье детей, и новаторов, иногда отрывающихся от реальной школьной почвы, переходящих за грань возможного. Предмет “информатика” вот уже около 20 лет с момента ее введения в предметную систему школы остается наиболее быстроменяющимся и революционизирующим школьное образование предметом. Впрочем, совершенно такую же роль информатика играет и в масштабах всего общества.

Информатика в настоящее время - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации с помощью компьютерных систем, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе.

Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования.

Средства информатизации, терминология, связанная с информационными процессами и системами, способы деятельности в информационной среде обступают учащихся школы с самого раннего детства, становятся для них естественным окружением. Общественные запросы ставят перед образованием задачу формирования информационной культуры учащихся. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.

Большинство целей информационной подготовки, отражаемых в научно-методической литературе, специфичны для основной школы и старших классов. Среди них

· формирование информационного мировоззрения: информационной картины мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; ценностного отношения к информации;

· формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе;

· выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

· развитие способностей к адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

· пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни .

В начальной школе эти цели, проецируясь на возрастные потребности и возможности детей, определяют основные задачи курса “Мир информатики”:

· формирование представлений об информационной природе процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации;

· знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ;

· освоение способов деятельности в информационной среде, умений решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов; формирование навыков их рационального использования для удовлетворения собственных информационных потребностей;

· интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами;

· расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы;

· подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Для решения этих образовательных задач в первую очередь необходимо провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, в соответствии с ними определить применяемые методы обучения. Учебные пособия в определенном смысле являются сплавом содержания образования и применяемых методов обучения.

Принципы отбора содержания обучения для настоящего курса

Как обычно отбирается содержание обучения для школьного предмета? Как правило, это длительный процесс, происходящий если не в течение столетий, то по крайней мере десятилетий. Оно определяется множеством явно и неявно действующих факторов. Среди них мы можем выделить

1) состояние соответствующей научной области или практики производственно-хозяйственной деятельности;

2) потребности общества в том, чтобы его члены обладали определенными знаниями, навыками, находились на определенных мировоззренческих и нравственных позициях;

3) потребности личности учащегося прежде всего в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер;

4) системные связи между компонентами самого образования, потребности образовательной сферы, традиции, консерватизм в подготовке учительских кадров;

5) традиции или требования, поддерживаемые той или иной из социальных групп или даже влиятельных личностей;

6) соображения обеспеченности средствами обучения определенному содержанию обучения в образовательных учреждениях;

7) процесс постоянного и “самопроизвольного” усложнения, углубления содержания образования от учебной программы к программе, от учебника к учебнику (ведь надо же как-то обосновывать смену программ и учебных пособий!).

Эти одновременно, с разной силой и противоречиво действующие факторы приводят к тому, что бывает очень трудно установить причины наличия тех или иных тем в образовательных стандартах и учебниках, если речь идет о стабильном, давно существующем учебном предмете. Однако в отношении информатики как учебного предмета, который только переживает свое становление, мы сталкиваемся с действием меньшего числа факторов, а именно факторов 1–5, причем действие их достаточно явно и поддается анализу.

Применительно к отбору содержания обучения информатике в младшей школе, по нашему мнению, следует придавать наибольший вес третьему фактору, потребностям личности учащегося в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер. В современной системе образования в младшей школе делается упор на формирование так называемых “учебных” умений и навыков, при этом развивающий компонент слабо представлен в учебной деятельности. Мы настаиваем на том, что в информатике в младшей школе развитие ребенка должно иметь приоритет. Это не отменяет, однако, и необходимости формирования общеучебных навыков, поддержки обучения другим предметам - это проявление фактора 4). Также нельзя пренебречь фактором 2) - формированием у учащихся представлений об информационной картине мира, ценностного отношения к информации, равно как и фактором 1) - отражением современного состояния научно-практической сферы, связанной с информатикой (он соответствует дидактическому принципу научности).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и доступности. В соответствии с этими принципами следует выделять наименьшее возможное количество модулей (дидактических единиц) содержания обучения.

Детальный анализ указанных факторов и требований, а также требование доступности - простоты приводит к тому, что в содержании информационной подготовки в младшей школе следует выделить всего три содержательных модуля - дидактических единицы:

I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).

II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.

III. Информационные и коммуникационные технологии.

Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разработку материала, планирование и организацию учебного процесса можно независимо. В некоторых образовательных программах можно столкнуться с большим количеством содержательных блоков или “линий”, однако провести границы между такими “линиями” можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специфическими отличиями при их освоении, а неоправданное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и организации учебного процесса, а также формированию системы компетенций учащихся.

Отбор блока “Информация и информационные процессы” обусловлен фактором 2) отбора содержания обучения - требованием закладки в младшем школьном возрасте основ мировоззрения. Этот блок часто называют в пособиях для старших классов “Теоретической информатикой”. Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить “теоретическая математика” или “теоретический русский язык”. Во-вторых, такое название подчеркивает, что обучение будет носить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от текущих запросов и потребностей как формирующейся личности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать учитель как основной источник информации.

Кроме того, учебная деятельность этого модуля в начальной школе будет иметь явный развивающий характер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Блок II - “Компьютер и его устройства. Программные средства” обусловлен учетом 1-го и 4-го факторов, он отражает современное состояние средств компьютеризации - аппаратного и программного обеспечения. Важным, связующим звеном всего материала является содержательный блок III - он определяется факторами 1, 3 и 4, т.е. одновременно знакомит учащихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.

Отобрав материал, необходимо структурировать его, выстроить в некоторой логической последовательности.

В последние годы в учебно-методической литературе по информатике стало традицией (проявление 4–7-го факторов!) организовывать учебный материал, начиная со сведений об информации и информационных процессах, т.е. с абстракций высокой степени общности, которые у детей младшего школьного возраста еще не могли сформироваться. В этом случае обучение оказывается ориентированным на заучивание материала без его понимания, так как не учитываются возрастные особенности формирования мышления детей.

Вообще существуют два альтернативных способа организации учебного материала: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстрируются, доказываются или обосновываются, рассматриваются их приложения и применения. Этот способ помогает сфокусировать внимание на абстракциях и предполагает преимущественно теоретический характер обучения, связан с доминирующим положением учителя как основного источника учебной информации. Дедуктивная организация материала позволяет за короткое время охватить сложные учебные темы. Второй способ - индуктивный - основан на построении материала “от практики”, от большого числа примеров и применений, к обобщению и постепенному “восхождению” до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процессах - мышления, логического вывода, учебной деятельности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.

В младшей школе индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование - одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике в начальной школе диктует такую организацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, затем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к абстрактным понятиям.

Так, начинать обучение целесообразно с модуля 2, “Компьютер и его устройства. Программные средства”. Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосредственном окружении - оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. В процессе развития предмета “информатика” в условиях недостатка компьютеров в школах, а там, где они были, разнообразия их моделей, сложился подход к разработке учебных курсов и пособий, не упоминающий о конкретных компьютерах, “задвигающий” сами компьютеры на задний план. Как уже говорилось, этот абстрактный подход неприменим в начальной школе. По нашему мнению, начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне естественно, что в условиях обучения в компьютерном классе первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры - и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные категории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. Затем, когда компьютер утратит свою новизну (а это произойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров - информационно-коммуникационные технологии, деятельность учащихся в информационной среде - это модуль 3. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе освоения способов обработки информации с помощью компьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональным приемам обработки информации человеком с помощью мышления - модулю 1.

Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и интерес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения. Полный курс информатики может быть построен в расчете на несколько лет обучения на основе концентров - годовых логически завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем целесообразно дробить на небольшие части, возвращаясь к ним на последующих этапах обучения - в следующих концентрах.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и имеет именно такую концентрическую структуру. На протяжении всех четырех лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторение темы, продвижение вперед.

Представленный в комплексе (учебник + рабочая тетрадь + электронное приложение на CD) материал избыточен по отношению к любому учебному плану. Так, в рабочей тетради имеется расширенный (по сравнению с учебником) набор заданий для самостоятельной работы, а в электронном приложении на CD, помимо большого количества тренажеров, дублируется в конспективном виде часть учебной информации из учебника в форме текста и медиалекций. Это значит, что буквальное “прохождение” учебного комплекса не предусматривается. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую работу над учебником и тетрадью, индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома. Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учителя.

Итак, мы осветили, насколько это было возможно, характерные для любых методических рекомендаций вопросы “Зачем учить?” и “Чему учить?”. Далее мы обратимся к вопросу “КАК УЧИТЬ?” .

2. Как учить детей информатике в начальной школе?

Обучение может вестись в рамках самостоятельного предмета “Информатика, информационно-коммуникационные технологии” либо быть частью интегрированных образовательных областей за счет региональной или школьной компонент учебного плана.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю по подгруппам в количестве 10–12 человек.

Рекомендуется проводить занятия в кабинете вычислительной техники, активно используя имеющееся компьютерное оборудование, стандартное программное обеспечение, а также CD-диск, входящий в поставочный комплекс.

Качественная реализация программы курса возможна при наличии полного программно-методического комплекса, а также соответствующей подготовки педагогов к его применению в педагогической деятельности.

Структура комплекса по учебной ступени 1–4-х классов содержит основные (взаимосвязанные) составляющие:

  • настоящие методические рекомендации, включающие программу курса и являющиеся системообразующим элементом программно-методического комплекса;
  • учебное пособие (учебник) для моделирования познавательной деятельности учащихся;
  • учебную тетрадь, включающую комплекс практических заданий;
  • электронное приложение, содержащее инструментарий для моделирования самостоятельной деятельности учащегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем.

Рассмотрим подробнее структуру учебного комплекса “Мир информатики”.

Комплекс по информатике для каждого года обучения в начальной школе “Мир информатики” содержит три упоминавшихся модуля, которые получили названия: “Здравствуй, класс компьютерный!” (посвященный компьютеру и программным средствам); “Поиграем, порисуем?” (посвященный информациионно-коммуникационным технологиям); “Мир, в котором мы живем” (посвященный понятию информации и информационным процессам).

В учебнике даны тексты для чтения и вопросы к прочитанному, задания, понятия и правила. Вопросы размещены в овальных фигурах синего цвета, понятия и правила приведены в овальных фигурах зеленого цвета. Не следует требовать от учеников механического заучивания правил и определений. Они должны быть освоены на понятийном уровне.

Для закрепления и усвоения материала используется рабочая тетрадь. В ней предусмотрены задания, при выполнении которых потребуются ножницы, клей и цветные карандаши. Одна из задач данного вида упражнений заключается в развитии мелких мышц руки ученика.

К каждому занятию имеется мультимедийный материал, представленный на CD-диске “Мир информатики”, 6–9 лет. В помощь учителю для проведения уроков на диске представлено 16 медиалекций, 12 тренажеров, 10 различных развивающих игр, 150 иллюстраций.

В методическом пособии предложена определенная структура урока, которая может быть изменена в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей учеников класса, педагогического мастерства учителя.

Наличие домашнего задания является необязательным условием, но, на наш взгляд, оно желательно, так как дети за недельный срок могут забыть изученный на уроке материал. Домашнее задание должно быть несложным, может носить творческий характер. Его задачей является подготовить детей к предстоящему уроку информатики. В качестве домашнего задания могут быть предложены упражнения из рабочей тетради или учебника.

Для проведения физкультминутки в пособии часто используется упражнение “Зарядка”. Однако учитель сам может выбрать физкультминутку, которая, на его взгляд, в большей степени сочетается с содержанием урока. В приложении 1 к пособию предложены возможные варианты физкультминуток, которые обогатят методическую копилку учителя.

При подготовке к занятиям учитель может дополнять и расширять материал, который предлагается в данном пособии, учитывая возникающие проблемы, интересы и потребности учащихся.

На последнем занятии каждой учебной четверти рекомендуется проводить урок-обобщение “Чему мы научились”. Во время обобщающего урока можно использовать сказочные сюжеты, игровые персонажи, игры-соревнования, что позволит в непринужденной форме вспомнить, повторить и закрепить полученные теоретические знания, практические умения и навыки работы с персональным компьютером.

Литература

1. Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.

2. Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 88 с.

3. Мир информатики: Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 120 с.

4. Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.

5. Мир информатики: Рабочая тетрадь для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 58 с.

6. Мир информатики: Рабочая тетрадь для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 64 с.

7. Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.

8. Мир информатики: CD 2-3-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

9. Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 144 с.

Примерное тематическое планирование уроков информатики в первый год обучения
(из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия)


Наш игровой портал предлагает вашему вниманию отличный шанс интересно и велело провести свободную минутку. Скачивайте и наслаждайтесь игрой из категории . Вы получите массу позитива, окунетесь в океан положительных эмоций. Невероятные приключения, увлекательный сюжет и прекрасные качественные характеристики. Ищите игру у нас и скачивайте совершенно бесплатно.


Если вы решили отдохнуть от дел и разнообразить свой досуг игровым процессом, то, нажав на ссылку в блоке скачать игру в разделе , ваша цель будет достигнута в самые короткие сроки. В обмен на это вас ждет фееричное приключение в мир занимательных головоломок, которые зарядят вас бодростью и подарят много минут прекрасного настроения!
Программа-тренажер "Информатика" - эффективное средство для уяснения, повторения и закрепления начальных понятий информатики. Дети узнают, что такое линейный и разветвляющийся алгоритм, научатся составлять алгоритмы и блок-схемы, угадывать алгоритм работы "черного ящика", работать с системой координат и т.д. Задания систематизированы в соответствии со школьным курсом информатики. Это своеобразный электронный репетитор, который следит за каждым вашим шагом, мгновенно реагирует на ошибки, выводит на экран подсказки и "шпаргалки", подводит итоги каждого выполненного варианта и выставляет оценку. Подробные результаты работы сохраняются также в текстовом файле.

Системные требования: операционная система Windows 95/98/2000, процессор Pentium 100 МГц, 32 МБ ОЗУ, 10 МБ свободного места на жестком диске, разрешение экрана 640x480 с глубиной цвета 8 бит, мышь.
Размер архива 1.4 Мб