Располагать к себе. Как расположить к себе человека

Как расположить к себе человека, о котором Вы практически ничего не знаете? Согласитесь, подобных ситуаций в жизни каждого человека более чем достаточно, они возникают, буквально на каждом шагу! Многим людям такой навык просто необходим, без него невозможно добиться успехов в профессиональной деятельности. Однако даже если Ваша профессия не предусматривает постоянного взаимодействия с людьми, банальное собеседование при приёме на работу будет более успешным, если Вы сможете завоевать доверие и симпатию потенциального работодателя. Вместе с сайт освоим несколько эффективных, многократно проверенных приёмов, которые помогут завоевать симпатию и доверие собеседника с первых секунд общения.

Как расположить к себе собеседника: чаще улыбайтесь

Психологи убеждены, что именно искренняя, обезоруживающая улыбка позволяет наладить контакт с незнакомым человеком. Для того чтобы произвести благоприятное впечатление на собеседника, от Вас вовсе не требуется улыбаться непрерывно или неестественно. Даже если Вы сделаете это всего несколько раз в процессе разговора, это создаст более непринуждённую обстановку, придаст беседе лёгкость, поможет Вашему собеседнику расслабиться.

Почему это происходит? Учёные утверждают, что для нашего биологического вида, как и для других, наиболее развитых представителей отряда приматов, раздвинутые в улыбке губы являются свидетельством симпатии и мирных намерений.

Возможно, Вы от природы излишне мрачны или не в меру застенчивы, а потому не привыкли без всякого повода улыбаться малознакомым людям? Пора исправлять ситуацию! Отрабатывайте этот полезный навык перед зеркалом, когда Вас никто не видит.

Чтобы сделать ваши уроки мимики и жеста более продуктивными и интересными, попробуйте улыбаться по-разному:

Весело;
. сдержанно;
. печально;
. надменно;
. заискивающе;
. демонстрируя своё превосходство.

Осваивайте умение «правильно» слушать собеседника

Умение «правильно» выслушать собеседника является одним из самых необходимых навыков, которые существенно повысят Вашу коммуникабельность , даже если природа не слишком щедро одарила Вас харизмой и обаянием. А вот хороший слушатель всегда знает, как расположить к себе человека. Любому не слишком приятно, если Вы не проявляете внимания к тому, что он говорит: перебиваете, смотрите в сторону или отвлекаетесь на любые посторонние действия. И это вполне очевидно: все мы чрезвычайно ценим внимание к собственной персоне и реагируем негативно, если нас лишают подобного внимания.

Но почему, же тогда, среди нас так мало по-настоящему хороших слушателей? Оказывается, причина кроется в скорости работы человеческого мозга, который очень быстро усваивает информацию, поступающую от собеседника, а затем требует «загрузить» новые данные. Когда этого не происходит, мы скучаем и отвлекаемся!

Как понравиться любому человеку и стать хорошим слушателем?

Для этого существует несколько проверенных приёмов:

1. Постарайтесь в ходе беседы не отводить свой взгляд от лица собеседника, смотрите в глаза или на переносицу.

2. Если это уместно - например, в разговоре с начальником или в процессе переговоров - делайте пометки, это позволит Вам сосредоточить внимание на разговоре.

3. Обязательно поддерживайте «обратную связь», иначе у говорящего, может возникнуть ощущение, что Вы слушаете недостаточно внимательно или вообще заняты своими мыслями. Это не так уж сложно - время от времени кивайте, используйте соответствующие замечания и междометия.

4. Обязательно поощряйте дальнейший рассказ.

Проявите внимание к интересам Вашего собеседника

В случае если Вам необходимо не просто расположить к себе человека, но и подтолкнуть его к более свободному общению, необходимо найти точки соприкосновения Ваших интересов. Возможно, именно поэтому на протяжении многих веков тема погоды остаётся востребованной практически в любой стране, среди любых слоёв общества? Ещё лучше, если Вы «угадаете», что именно волнует или занимает человека, с которым Вам необходимо установить доверительные отношения.

Ну и конечно, в этом случае очень важно использовать слова, имеющие определённую эмоциональную окраску. Поощряя к общению, используйте формулировку: «Расскажите, пожалуйста…» Это позволит собеседнику дать развернутый ответ, снимет скованность и позволит успешно продолжить диалог в нужном направлении.

Непременно называйте Вашего собеседника по имени

Как расположить к себе человека, заставить внимательно Вас слушать, привлечь внимание к тому, что Вы говорите? Один из самых простых приёмов - обязательное использование имени Вашего визави. Сделать это нужно не менее трёх раз на протяжении разговора. Причина эффективности такого приёма достаточно очевидна: мы настолько заняты собой, что упоминание имени действует на нас почти магическим образом. Звучание собственного имени воздействует на человека на подсознательном уровне, пробуждает самые приятные ассоциации и воспоминания.

Слыша своё имя, мы начинаем испытывать определённое расположение и доверие к тому, кто его произносит, он для нас с этого момента становится более близким, « своим». Поэтому мы не только внимательнее слушаем, но и испытываем позитивные эмоции, начинаем ещё больше доверять собеседнику.

Научитесь копировать стиль поведения собеседника

Об этом приёме знают далеко не все, однако от этого он не становится менее эффективным. Хотите произвести хорошее впечатление на незнакомого человека? Попробуйте копировать его манеру поведения и жесты. Почему этот приём работает? Всё дело в особенностях визуальной оценки незнакомого человека. Собеседника, зеркально повторяющего Ваше поведение, Вы воспринимаете вполне позитивно, ведь он похож на кого-то очень знакомого и родного - Ваше отражение в зеркале.

При этом важно не в точности воспроизводить жест или манеру собеседника, а отвечать подобными действиями или движениями. Ваш собеседник ходит во время разговора? Тогда Вам лучше встать! Он сидит, скрестив руки на груди? В таком случае Вам достаточно переплести пальцы.

Но как этому научиться? Здесь тоже нужно своеобразная тренировка. «Обезьянничайте» незаметно при каждом удобном случае, наблюдайте за манерой поведения различных людей, оттачивайте свой навык, доводя до автоматизма.


Не скупитесь на похвалу и комплименты окружающим

Даже вполне уверенные в себе, взрослые самостоятельные люди испытывают положительные эмоции , слыша похвалу в свой адрес. Умело и вовремя сказанный комплимент помогает поднять самооценку Вашего визави, который так же может испытывать беспокойство перед началом разговора. Как расположить к себе человека (подчинённых или партнёров) во время важных переговоров? Скажите несколько приятных слов, ведь любой человек заслуживает одобрения! Особенно ценно такое умение для любого руководителя, желающего завоевать авторитет среди подчинённых.

Вам кажется, что это совершенно не Ваш стиль общения? Выход только один: тренируйтесь на тех, с кем сталкиваетесь каждый день. Делайте неожиданные комплименты соседям по подъезду, дворникам или продавцам в ближайшем магазине - Вы получите непередаваемое удовольствие, наблюдая за реакцией людей.

Как расположить к себе человека? Эту непростую задачу решает ежедневно множество людей - в противном случае им никогда не удастся достичь успеха в своей профессии. Возможно, описанные приёмы кажутся Вам искусственными? В действительности, чтобы освоить их и успешно использовать в повседневной жизни, Вам требуется лишь максимум наблюдательности и искреннего внимания, интереса к окружающим людям.

Будьте доброжелательны и помните: даже в человеке, к которому Вы не испытываете особой симпатии, может открыться множество скрытых достоинств. Кто знает, возможно, угрюмый сосед с шестого этажа в свободное время пишет стихи, а ворчливая старушка из соседнего подъезда охотно поделится с вами секретом выращивания орхидей?

Больше интересной информации, посвящённой вопросам психологии межличностных отношений, ищите на сайте estet-portal.com.

Вряд ли хоть один человек станет спорить, что умение расположить совершенно любого человека к себе посредством лишь парой слов – искусство практически непостижимое. И все же существует ряд способов, помогающих значительно упростить эту задачу.

Допустите ошибку

В общении с человеком допустите довольно очевидную ошибку, оговоритесь, будто случайно запнитесь. Это кажется глупым? Но именно это и поможет сломать лед, даст собеседнику понять, что тот тоже может позволить себе ошибаться и не стесняться этого. Благодаря этому он станет чувствовать себя увереннее, не так скованно, также станет более открытым, начнет свободнее общаться с вами.

Особенно хорошо эта хитрость работает в общении со стеснительными и не очень уверенными в себе людьми. Речь идет не только о речевых оговорках, якобы невзначай продемонстрировать свою не идеальность можно множеством способов, главное – дать понять собеседнику, что вы этого ничуть не стесняетесь, такое простое и открытое поведение легко и быстро расположит окружающих к вам.

Похвалите собеседника от лица другого человека

Прямой комплимент многими воспринимается в штыки. Звучит неискренне, лицемерно, навязчиво и у человека сразу появляется стойкое ощущение, что льстец просто пытается посредством комплиментов добиться какие-то своих личных целей. Потому немало людей неохотно принимают подобные комплименты, смущаются или раздражаются. Однако тот же самый комплимент можно донести другим способом: от 3-го лица.

Особенно лицемерно и фальшиво звучат шаблонные комплименты типа «вы сегодня замечательно выглядите» или «какая же у вас красивая кофта», даже если вы действительно так считаете. Наиболее убедительными оказываются комплименты, превозносящие умения, навыки и достижения человека. Если, например, есть необходимость попросить об одолжении коллегу Ольгу Викторовну, можно будто невзначай упомянуть, что начальник на днях упоминал ее трудовые качества и признал, что считает ее лучшим работником отдела. Речь не идет только исключительно о профессиональных качествах оппонента, не будет лишним упомянуть заслуги и достижения иного рода. Можно отметить чувство юмора или умение готовить, адресовав комплимент от лица того же начальника или общего знакомого.

Не забудьте проявить сочувствие

Ни для кого не секрет, что любой человек заинтересован в своей собственной персоне несравнимо сильнее, нежели в любом другом человеке. Нет ничего странного и зазорного в здравом эгоизме. Поэтому если вы очень хотите сблизиться с каким-либо человеком, стоит меньше говорить о себе, больше слушать речь собеседника, периодически задавая вопросы с видом неподдельного интереса к данной персоне.

Важно учесть, что люди обожают, когда им сочувствуют. Что именно под этим подразумевается? Любой собеседник будет рад заметить, что оппонент его слушает внимательно, а не уткнувшись в телефон или «невероятно важные» бумаги. Не менее важно понять, какую эмоцию человек пытается выразить и донести до вас, после чего разделить эти эмоции. Никто не станет рассказывать о своих проблемах человеку, который раз за разом будет в ответ произносить: «Ты сам(а) в этом виноват(а), перестань жаловаться!» Незачем, конечно, в ответ на рассказ о проблемах на работе начинать гладить собеседника по голове со словами: «Бедняжка, как же тебе тяжело!» Золотой серединой в данной ситуации станет фраза типа «Кажется, у вас сегодня был день не из легких, но ничего страшного, ведь после черной полосы всегда следует белая!» Помните: наша задача – заверить оппонента, что мы его понимаем и поддерживаем, находимся на его стороне. Убедить его поможет поддержка, а помешает это сделать точное воспроизведение всех его же реплик. Велика вероятность, что в такой ситуации мозг собеседника заподозрит неладное.

Позвольте собеседнику похвалить самого себя

Как уже было сказано, делать прямые комплименты нужно не всегда, ведь не так часто они бывают эффективны. В таком случае можно сделать так, чтобы оппонент похвалил себя самостоятельно, предоставив ему для этого повод. Приведем пример: однокурсник рассказывает, как за один день выучил 40 страниц учебного материала. На это можно ответить: «Пожалуй, только очень способный, ответственный и целеустремленный человек, обладающий железной волей, способен осилить такое количество материала всего за один день».

Практически каждый человек в такой ситуации произнес бы что-то наподобие «Верно, это отняло у меня много времени и сил, но я, само собой, прекрасно справился, с этим не поспоришь». Вряд ли добиться того, чтобы собеседник похвалил себя сам и этого не пришлось делать вам, получится с первого раза, но практика непременно поможет вам научиться нравиться людям.

Попросите об услуге

Если необходимо попросить человека о довольно серьезном и крупном одолжении, лучше за некоторое время до этого попросить его о менее значительной услуге. Человек, оказавший кому-то любезность, вырастает в своих глазах. Именно поэтому нужно не предлагать человеку услугу, а наоборот, просить о ней, если вы хотите понравиться собеседнику. Помните: помогая людям, вы наверняка заручитесь их ответной помощью, но и зародите в них чувство долга, которое, конечно, людей не сближает. Однако и чрезмерно часто просить об услугах тоже нежелательно.

Вышеперечисленные советы никоим образом не призывают к лицемерию и манипулированию. Мы задались целью просто научить людей делать приятное собеседнику. Изредка для достижения собственных целей.

«Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей», - писал историк Василий Ключевский. Существует ошибочное мнение, что первое впечатление можно произвести только на человека, с которым вы ранее не были знакомы. На самом деле, первое впечатление мы производим всякий раз, когда встречаемся с кем-то после расставания. Всегда есть нюансы, которые отличают вас вчерашнего от вас сегодняшнего. Именно они дают вам шанс вновь произвести новое впечатление на знакомых людей.

Психоэмоциональное состояние человека постоянно меняется. Расставшись с кем-то вчера, сегодня вы встречаете его в несколько ином состоянии. Он также не воспринимает вас как вчера. Всегда есть нюансы, которые отличают вас вчерашнего от вас сегодняшнего. Именно они дают вам шанс вновь произвести новое впечатление на знакомых людей.

Первое, что считывает встречаясь с вами человек - полюс вашего настроя: положительный он или отрицательный. Если вы настроены оптимистично-позитивно, это сразу считывается. Поэтому, встречаясь с людьми, старайтесь быть в оптимистичном настрое.

1. Положительный эмоциональный настрой

Обаятельный человек всегда настроен оптимистично. Помните, что каждый человек живет с грузом проблем. Всем нам хочется хотя бы на время скинуть этот груз, расправить плечи, вздохнуть свободно и с уверенностью смотреть в будущее.

Эти несколько минут отдыха и дает беседа с оптимистично настроенным, радостным и деятельным человеком. Это отличная подзарядка.

Всегда сохранять положительный эмоциональный настрой не так-то просто. Легко быть оптимистом, когда все вокруг складывается благополучно. Однако какие бы неприятности не случались, стремитесь сохранить позитивный настрой. Считайте, что мир- это игра-стратегия, ваши отношения с окружающими - непрерывные маневры, а вы - полководец. Ваши полки - это ваши мысли и чувства. Как полководец, вы обязаны управлять ими. Иначе они разбегутся под натиском врага и вы будете вечным пленником обстоятельств.

Чтобы этого не произошло, поддерживайте в себе надежду на лучшее, уверенность и радость. Как же это осуществить практически? Ищите во всем хорошее, даже в самых печальных обстоятельствах. При таком подходе вы станете неисправимым оптимистом, что высоко оценят окружающие.

2. Дайте собеседнику понять, что он вам нравится

Большинство людей очень закомплексованы - даже те, кто нам кажется воплощением раскрепощенности. Самый главный комплекс, который испытывает человек, - это боязнь нелюбви. Страх, что окружающие не будут нас любить, спрятан глубоко в подсознании.

Проблема в том, что любовь - чувство энергетически затратное. Любимым надо посвящать время и силы. Поэтому часто люди оберегают себя от любви: затрат боятся. Боятся того, что все потратят, а им самим не ничего останется. В этом и заключается ошибка, потому что в любви действует главный закон: чем больше тратишь, тем больше тебе возвращается. Поэтому не бойтесь любить, не бойтесь тратить себя - это вернется к вам сторицей.

Когда люди встречаются впервые, они всегда внутренне сжимаются, чтобы быть готовым отразить проявление нелюбви от собеседника. Это сжатие вы и должны преодолеть. Снять оборону вашего визави можно сделать только одним способом - полюбить его и дать ему это понять. От вас не требуется стопроцентной, абсолютной любви. Полюбите его хотя бы немножко. Ну есть что-то же в нем хорошее? Вот это хорошее и полюбите.

Любовь не всегда начинается с восхищения(например, красотой). Любовь очень часто начинается с сочувствия. У собеседника потухший взгляд - значит, что-то в его жизни не так; выглядит усталым - замотался, не выспался и т. д. Посочувствуйте ему, ободрите его - взглядом, рукопожатием, улыбкой. Излучайте тепло. Он это почувствует и перестанет внутренне сжиматься, перестанет защищаться от вас.

Создавайте людям хорошую репутацию. Если о нас думают хорошо, нам это приятно. Мы будем стараться продлить это чувство, соответствовать ему. Поэтому не жалейте усилий, чтобы сообщить собеседнику: вы уважаете его; вы уверены, что он порядочный, умный и ответственный человек. Делать это можно и не только напрямую, но и через третьих лиц.

3. Помогайте собеседнику сохранять лицо

Второй страх, который присутствует в каждом человеке помимо страха нелюбви, - это боязнь опозориться. Позор - это вовсе не стыд: стыдно становится уже потом, да и то лишь людям с развитым чувством вины. Люди в большинстве своем боятся быть выставленными на позор; боятся сделать в обществе других людей что-то, что привлечет слишком большое внимание, вызовет осуждение и порицание.

Помочь собеседнику сохранить лицо - значит избавить его от страха позора. Как снять этот страх у собеседника? Лучший способ - опозориться самому. Не глобально, конечно, а по мелочи. Спровоцировать какое-нибудь недоразумение, в результате которого вы будете выглядеть немного глупо. Небольшая неловкость вас нисколько не уронит в глазах собеседника, зато он перестанет бояться. Он расслабится и посочувствует вам, а от сочувствия до симпатии не так и далеко.

Что такое мелкий позор? Сущие пустяки: оброненный платок или ручка; неловкое движение, в результате которого что-то неважное сломалось или порвалось. Это все занимает секунды, но действует на собеседника. От него уходит страх, он становится более раскованным и расположенным к вам.

Проявляйте великодушие по отношению к собеседнику. Будьте снисходительны к промахам других людей. Не раздражайтесь, если вам приходится кого-то ждать или человек нарушает обещание. Если в ответ вы проявите понимание, он будет чувствовать себя обязанным вознаградить вас.

4. Не загоняйте собеседника в угол

Свобода - это не возможность делать все, что захочет левая нога. Свобода - это возможность делать выбор в сложившейся ситуации.

Каждую минуту мы делаем выбор. Лишение свободы - это лишение выбора. Никогда не отбирайте свободу у своего собеседника. Не ставьте его в ситуацию, когда у него остается только один выбор: сделать то, что требуете вы. Это крайне негативно влияет на переговорный процесс. Можно заставить человека сделать что-либо насильно (не только силой, но и манипуляциями). Но при этом вы наживете себе если не врага, то сильного недоброжелателя.

Поэтому любым способом давайте понять собеседнику, что у него - широчайший выбор. Он свободен в своих решениях, вы уважаете эту свободу и примете его решение, каким бы оно ни было. Если же человек с вами чувствует себя свободно - он, скорее всего, сам захочет пойти вам навстречу.

5. Не принижайте статус собеседника

Каждый человек имеет собственное достоинство. Он себя считает соответствующим своим понятиям о норме. Эта норма никак не зависит от образования, занимаемой должности или влиятельных связей. Эта норма - сложный комплекс поведенческих стереотипов, сложившихся в результате воспитания и обстоятельств жизни. Определить эту норму для другого можно только в том случае, если вы будете знать все эти обстоятельства. Это, как вы понимаете, условие невыполнимое.

Все, что вы можете сделать, - это показать человеку, что вы принимаете его таким, какой он есть.

Одно дело - поддерживать социальный статус собеседника, проявлять уважение к его заслугам, лебезить перед должностью. Совсем другое - принять его человеческий статус. Особенно это сложно в тех случаях, когда человек кичится своим социальным положением. Это указывает на то, что его человеческий статус невелик, он ощущает это и всеми силами пытается компенсировать этот недостаток другими факторами. Как дать понять собеседнику, что вы принимаете его человеческий статус? Обращайтесь к нему как к личности.

6. Сообщайте только хорошие новости

Не берите на себя роль гонца, возвещающего о несчастьях. Если обстоятельства вынуждают, лучше передоверьте эту роль другому. Хорошие же новости сообщайте непременно сами. Если таких новостей нет - организуйте их сами.

Как организовать хорошие новости? Это не так сложно. Нужно немного знать характер и увлечения вашего собеседника. Например, вы знаете, что он любит творчество какой-нибудь группы. Выясните, когда эта группа приезжает в ваш город, и ненавязчиво сообщите ему о концерте: «Сегодня прочитал, что группа «N» будет у нас в июне». Вы сообщили хорошую новость, а также выстроили дополнительный мостик доверия: вы дали понять собеседнику, что у вас общие интересы.

Помните, что хорошие новости могут быть разными. Это не всегда события и факты. Всегда приятно слышать, что человек, которого ты считаешь авторитетом, отзывался о тебе положительно. Используйте этот прием: передавайте положительные отзывы.

7. Оказывайте любезности

«Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей», - писал историк Василий Ключевский. Сколько у вас было значительных событий, грандиозных решений, масштабных поступков? Сама жизнь состоит из мелочей. Предусмотренные и обдуманные мелочи приведут вас к желанной цели. Одна из таких важный мелочей - любезность. Еще ее можно назвать безотказностью.

Вам не нравится это слово? Боитесь, если перестанете отказывать, на вас «сядут и поедут»?

Не бойтесь безотказности. Нас редко просят о чем-то действительно сложном, что требует больших затрат времени и напряжения сил. Любезность - это выполнение мелкой просьбы. Таких просьб за день мы слышим множество. Большинство из них мы игнорируем, потому что считаем их неважными. Попробуйте начать выполнять эти просьбы.

Вы будете удивлены, насколько изменится отношение окружающих к вам - и как изменится мнение окружающих о вас. О вас будут отзываться как об очень хорошем, доброжелательном, любезном человеке. Общественное мнение - оружие огромнейшей силы. Любезного человека не так-то просто оболгать или подсидеть. Оказывайте любезности - и вы приобретете множество доброжелателей.

8. Выполняйте обещанное

Еще одна важная мелочь - обещание. Вероятно, среди нас нет человека, у которого за душой нет ни одного невыполненного обещания. Невыполненное обещание подобно червячку, который поселился где-то внутри и грызет. Он может быть маленьким и незаметным. Но каждый раз, когда мы о нем вспоминаем, мы как-то падаем духом. Обещание - как открытая форточка, в которую выходит тепло и энергия. Пока мы не закроем эту форточку и не выполним обещание, энергия будет уходить.

Если вы хотите стать во всех отношениях сильной личностью - всегда выполняйте обещанное. Трудно ли это? Невероятно трудно. Но все-таки возможно. Для этого лишь необходимо следить за своим эмоциональным состоянием и языком. Что такое большинство наших обещаний? Это или отговорка - «да, да, сделаю, только отстань» или бахвальство, ради красного словца. Неудивительно, что данные бездумно обещания зачастую не могут быть выполнены.

Поэтому вырабатывайте в себе эмоциональную и словесную сдержанность . Но если что-то пообещали - сделайте. Это поможет вам достичь двух важнейших целей. Во-первых, вы перестанете растрачивать энергию: ваши «форточки» закроются и внутренняя сила начнет расти. Вы даже физически себя будете лучше чувствовать. Во-вторых, вы получите репутацию человека слова. Таких людей окружающие слушают очень охотно.

9. Заставьте общественное мнение принять вашу сторону

Общественное мнение - мощнейший рычаг влияния. Общественное мнение не может быть нейтральным. Оно либо работает на вас, либо против вас. Две предыдущие рекомендации были как раз о том, как расположить общественное мнение к себе.

Действительно, оказывать любезности и выполнять обещанное, быть человеком слова- прекрасные средства для того, чтобы обеспечить себе расположение людей. Но есть одно уточнение: в первую очередь старайтесь это делать для тех, кто сам имеет авторитет в обществе. Этот совет может покажется вам несколько лицемерным. Конечно, каждый человек - важная составляющая общественного мнения. Однако слово влиятельного лица может перевесить свидетельства десятков других людей. Помните также о том, что влиятельное лицо и начальственное лицо - вовсе не тождественные понятия.

Hикoлaй Никoлaeвич Oбoзoв - доктор психологических наук, пpoфессор, прeпoдаватель Ceвеpo-Зaпадной академии государственной службы, эксперт центра дистанционного образования « Элитариум »

Умение правильно коммуницировать с людьми - один из ключевых навыков для топ-менеджера. Большинство людей, которые руководят успешными компаниями, хорошо говорят и умеют вести людей за собой. Мне кажется, это что-то вроде естественного отбора. Харизматичные лидеры умеют найти слова, которые резонируют с аудиторией, зажечь людей - настроение повышается, хочется быть лучше и идти за ними.

Хороших коммуникаторов много как среди мужчин, так и среди женщин. Женщины, как правило, умеют лучше слушать, а мужчины увереннее звучат. Но независимо от пола, врожденных способностей и статуса, у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны в коммуникации. Недостающие компетенции можно развить. К тому же, они пригодятся не только в бизнесе, но и в обычной жизни.

Умение слушать

Из чего складывается успешная коммуникация? В моем представлении, самое главное - умение слушать. Ключ к успеху любого проекта, связанного с обслуживанием клиентов, - понять изначальную потребность заказчика. Далеко не всегда ваш собеседник абсолютно точно знает, чего хочет. Более того, он может четко формулировать нечто совсем иное. И если не добраться до сути, задавая правильные вопросы, то ваше блестящее решение в итоге может отвечать вовсе не на ту потребность, что на самом деле волнует клиента.

Нужно слушать и слышать. Я очень хорошо усвоила этот урок в начале карьеры. Старший партнер взял меня на первую встречу с CEO крупной компании. Я очень волновалась, готовясь показать наши прекрасные слайды потенциальному клиенту и услышать его мнение. Но коллега по дороге перевернул мой сценарий: сейчас мы идем не говорить, а слушать. В молодости это дается сложнее - паузы во время встречи кажутся слишком дискомфортными, хочется заполнить информационное пространство, высказать сразу какие-то умные соображения, произвести впечатление. Умение естественным образом создать для собеседника возможность свободно выговориться приходит с опытом. Не раз замечала, что более уверенные в себе люди готовы к слушанию, к диалогу, основанному на монологах.

Умение структурировать проблему

Переходить к поиску решения можно только после того, как вам обоим станет очевидно, какую проблему вы пытаетесь решить. Многие мамы, кстати, оттачивают этот навык в общении с детьми - им нужно нащупать, что на самом деле беспокоит ребенка, когда он требует мороженого или чего-то еще. Помочь человеку понять, чего он на самом деле хочет, можно, правильно формулируя вопросы.

Важный момент: когда вы, внимательно слушая собеседника, выяснили его реальную задачу, нужно суммировать суть, чтобы собеседник услышал свои мысли в структурированном виде, пропустил ее через себя. Хороший психолог не говорит, что нужно делать, а путем наводящих вопросов помогает разобраться в проблеме и осознать ее. Так и в клиентском бизнесе - мы не приносим готовое решение, мы должны выработать его вместе с компанией, чтобы оно было внедряемо.

Умение четко строить речь

На YouTube одно время был популярен ролик, где на совещании кто-то из сотрудников предлагает, как улучшить продажи, на него никто не реагирует. Те же идеи, но более уверенно озвучивает другой человек - и все аплодируют. Нужно уметь сказать так, чтобы вас услышали. Навык четко и ясно выражать свои мысли на 50% обеспечит вам успех, позволяя убеждать других.

Не спешите. От того, что вы будете говорить быстро, вы не успеете сказать больше. Лучше замедлитесь - это даст возможность найти правильные слова и выглядеть более уверенно. Часто, кстати, молодые сотрудники, быстро продвигающиеся в карьере, упираются в какой-то момент в то, что их не воспринимают серьезно. Им кажется, что это из-за возраста, но дело, скорее, в поведении. Когда вы дергаетесь, суетитесь, чувствуете себя неуверенно, это все производит впечатление неопытности.

Безусловно, важно найти ключ к собеседнику, чтобы он доверял вам. Но люди очень разные. Каким бы профессионалом вы не были, чисто по темпераменту с каким-то клиентом будет общаться проще, с каким-то - не очень. Можно не быть жизнерадостным на встрече, но важно быть внимательным к своему собеседнику.

Умение наладить контакт

Есть люди, которые любят поговорить о жизни, прежде чем приступить к разговору о бизнесе. Другие, наоборот, сочтут вас несерьезным партнером за лирические отступления. Кому-то сразу нужен от вас ответ, а потом уже весь ход рассуждений, а другой сочтет это проявлением высокомерия. Важно на первой встрече не попасть впросак, угадав, к какому типу относится ваш собеседник. Тут только один совет - постараться изучить его экосистему. Какие-то выводы точно можно делать, примечая, как он себя ведет, какой у него офис - лаконичный или наполнен вещицами. Ваша задача - понять, как этот человек предпочитает общаться. И подстроиться под него по стилю (младший подстраивается под старшего, не наоборот, а в случае с сервисным бизнесом клиент - всегда старший). Это совсем не значит, что вы должны во всем с ним соглашаться, но вам в любом случае важно понять точку зрения собеседника и постараться аргументированно донести ему свою.

Если собеседник настаивает на своей точке зрения и не слышит вашу, помогают расспросы, почему все-таки он так считает, - вы даете человеку возможность в процессе поиска аргументов осознать, что есть иные варианты. Такой диалог может быть очень эффективным.

Умение быть искренним

Я сторонник теории, что человек не может быть во всем силен и не стоит идти против своей натуры, пытаясь развивать все сразу. Очень важно знать свои естественные сильные стороны, которые могут компенсировать присущие вам слабости. Если человек интроверт, ему не надо пытаться быть «зажигалкой». Возможно, стоит выбрать иной формат разговора - например, один на один. Нужно определить, что вам естественным образом удается лучше всего и на этом строить фундамент своего общения с клиентом.

Умение завершить встречу

Каждая встреча должна иметь ощущение прогресса, движения вперед. Тогда вы понимаете, что есть повод дальше общаться. Всегда нужно давать участникам встречи четкое понимание, чего достигли, что будет дальше, когда, кто на себя берет ответственность. Должно быть четкое понимание не только того пространства, где мы находимся сейчас, но и того, как этот этап относится к целому, где горизонт окончания дальнейшего обсуждения. Как только возникает неопределенность по поводу прогресса вашего совместного процесса, после встречи возникает ощущение неудовлетворенности.

И наконец, актуальный совет для успеха любых переговоров - оставьте в покое свой телефон. Иначе собеседник никогда не почувствует, что разговор для вас важен и вы настроены серьезно.

Отставной спецагент ФБР Джек Шафер сейчас пишет книги, является доктором философии и психологии. А когда-то он занимался в Федеральном бюро анализом поведения в рамках специальной программы национальной безопасности ФБР. Свои профессиональные навыки Шафер описал в книге «Включаем обаяние по методике спецслужб», в которой рассказывает о «секретных» приёмах общения, позволяющих расположить к себе любого человека. АиФ.ru публикует отрывки из книги.

«Зеркалить» жестикуляцию

Нам всегда подсознательно нравятся люди, которые выглядят, как мы, или ведут себя, как мы. Именно поэтому есть такое научное понятие, которое называется изопраксия. Изопраксия — это когда мы «зеркалим» жесты собеседника. Скажем, если он сложил руки на груди, и вы сделаете то же самое, то у вас шансы больше понравиться ему. Если собеседник закинул ногу на ногу — сделайте то же самое. В дополнение к жестам можно добавить и такую штуку — подстроиться под дыхание человека, то есть делать вдох и выход с таким же промежутком, как и ваш собеседник. Конечно, не стоит впадать в крайности, если повторять каждый жест собеседника или нарочито открыто подстраиваться под дыхание, то это может выглядеть слишком навязчиво и нелепо.

Наклон головы в сторону собеседника

На нашей шее есть сонные артерии. Они очень важны для кровеносной системы, ведь повреждение одной из них может привести к тому, что человек очень быстро потеряет много крови и умрёт. Так повелось, что, когда человек наклоняет голову влево или вправо, он как бы открывает свою сонную артерию. Этот жест подсознательно считывается как акт дружелюбия. На языке тела это звучит примерно так: «Я открыл для тебя свою сонную артерию, я не чувствую от тебя угрозы. Ты мне нравишься». Было даже исследование, которое доказало, что женщинам больше нравятся мужчины, которые подходят с ними знакомиться, чуть наклонив голову. А мужчинам, соответственно, такие же женщины.

Наклон головы — это безотказный способ стать для человека чуть симпатичнее и расположить его к себе.

Поворотные мосты общения

Поворотные мосты общения — это какие-то фразы, которые собеседник говорил в вашем прошлом разговоре, а вы упоминаете о них сейчас. Например, вы говорите собеседнику: «А помнишь, ты рассказывал историю про кота, который прошёл 32 километра, чтобы пройти дом, в прошлый раз? Так вот, я рассказал эту историю тёще — она просто плакала от умиления». Или, например, так: «А помнишь, ты в прошлый раз советовала хорошего туроператора. Так вот, мы обратились к нему, и нам помогли подобрать отличный горящий тур. Спасибо тебе». Или даже так: «Вот ты в тот раз сказал, что под эту рубашку подойдёт другой галстук. Я его тут же сменил». Поворотные мосты общения показывают, насколько важен для вас собеседник и насколько вы помните каждую встречу с ним, его слова или советы. Вы подчёркиваете важность знакомства и общения для вас.

Комплименты от третьего лица

Тут всё понятно: для того, чтобы не выглядеть слишком льстивым человеком, можно использовать такой приём, как комплименты от третьего лица. Например, вы встретили коллегу из отдела кадров, которая известна тем, что печёт отменные блины, которыми любит угощать всех. Ей можно сказать так: «Я тут встретил руководителя транспортного отдела, и он просто в восторге от ваших блинов!». После этого, кстати, даже можно спросить что-нибудь важное для вас. Например: «Кстати, вы случайно не знаете, когда у нас предвидится повышение зарплаты?».

Намеренные ошибки

Есть ещё такой интересный приём. Общаясь с человеком, можно намеренно сделать какую-то маленькую ошибку. Например, неправильно произнести какое-нибудь слово. Или, допустим, если вы общаетесь с кандидатом биологических наук, то якобы случайно перепутать мятлик с крапивой. Люди, как правило, тут же начинают исправлять тебя, и это поднимает их в собственных глазах. Таким образом, они начинают чувствовать себя рядом с вами ещё увереннее. Для них это как показатель того, что все люди неидеальны. А значит — можно быть неидеальным и самому. А люди, сами понимаете, как любят тех, с кем можно быть неидеальным.

Отрывок предоставлен издательством «Манн, Иванов и Фербер»