Расширение территории русского государства. Присоединение Казанского, Астраханского ханств, территории Поволжья, Приуралья, Сибири


Основные народы Поволжья: марийцы, мордва, башкиры, татары, чуваши, калмыки.

Необходимость присоединения Поволжья определялась как экономическими причинами (плодородные земли, Волга - торговый путь), так и политическими, и социальными (постоянные набеги казанских ханов и мурз на русские земли, стремление подвластных Казани народов к освобождению от ханского гнета)..

На осколках Золотой Орды в Поволжье появилось несколько государственных образований: Казанское (1438), Астраханское (1460) ханства, Ногайская Орда, а также башкирские кочевья. Их существование на восточных окраинах Московского государства доставляли немало хлопот набегами, хотя в целом большой угрозы не представляли. Расширение на восток было обусловлено необходимостью избавиться от этих ханств, как источников угрозы (предстояла Ливонская война) и препятствий к продвижению в Сибирь. Ликвидация ханств соответствовала интересам купцов, местных народов российского Поволжья, а также пассионарная инерция расширения России.

Присоединение в XV -XVI вв. к Московской Руси обширного региона (площадью около 1 млн км2) стало важным этапом в процессе образования многонационального Российского государства. В его составе с присоединением Казанского и Астраханского ханств оказался полиэтничный край, населенный тюркоязычным и финно-угорским населением. Включение такой огромной территории с различными по уровню социально-экономического развития народами оказалось для российской администрации длительным процессом. Начавшись еще в конце XV в., он завершился лишь в начале XVII в. после вхождения в состав России зауральских башкир. Присоединение Поволжского региона осуществлялось в различных формах: от завоевания до мирного и добровольного признания зависимости от Московской Руси.

Казанское ханство. С 1487 по 1521 год была полузависимой от Москвы, в 1521 Дин Гиреев сверг московского ставленника, сориентировавшись на Крым и Турцию. 1531-1546 – после переворота снова на престоле московский ставленник. В 46м он был свергнут, что послужило причиной для первого похода. Лишь третий поход в 1552 году принёс успех. В августе была построена крепость Свияжск, а 2го октября после осады Казань была взята штурмом. Так была присоединена Луговая сторона Казанского ханства, которое прекратило своё существование.

Правобережная сторона Волги (Горная сторона Казанского ханства) была присоединена к Российскому государству ещё летом 1551 г. мирным путем, "по челобитью" ее населения. Этому способствовали чуваши и марийцы (тогда – черемисы), вышедшие из-под зависимости Казани в середине 1540-х.

Элиты местных народов привлекались на службу, земли сохранялись за сметным населением, был назначен небольшой ясак.

Астраханский хан Дервиш Али с 1554 года признавал зависимость от Москвы, но в 1556 году он объявил о выходе из сферы влияния России. В 1558 было проведено наступление на Астрахань, Дервиш Али бежал, и Астрахань присоединилась без боя.

Попутно принимали подданство чуваши, мордва, часть башкир, входивших в Казанское ханство и Ногайскую Орду, которая присоединилась в 1557 году. Зауральские башкиры присоединились к России в 1598 году. Гибкая политика присоединения новых полиэтничных регионов сыграла немаловажную роль в их вхождении в подчинение Москвы.

Нельзя сказать, что присоединение было более или менее мирным. Помимо войны за Казань, случилось и восстание ("Казанская война"), начавшееся в 1552 г. и продолжавшееся до 1557 г. Политическая обстановка в крае не стала спокойной после его окончания. Вслед за этим началось новое восстание в 70-80-х годах XVI в., получившее название "Черемисской войны". Однако это были лишь временные препятствия на пути становления местной администрации, подчинявшейся Москве.

В социальном отношении марийцы, чуваши, мордва являлись ясачными крестьянами, находившимися в непосредственной зависимости от государства. Башкиры, калмыки – военная служба, охрана территории Татары- торговцы, служилые люди.

Основные направления в интеграции: переселение русского население на присоединенные территории; строительство городов, дорог, монастырей. Однако не везде политика Рос. была хорошо воспринята этими народами. В Башкортостане начались восстания (1662-64, 1681-84), вызванные конфискацией земель под строительство монастырей, острогов и застав. Но после этого, гос-во перестало отнимать землю у башкиров и подтвердило вотчинное право на землю. Марийское население в составе Российского государства никогда не испытывало крепостного гнета, экономическое и правовое положение марийских крестьян практически мало отличалось от положения русского простонародья. До ХХ века практически не было обрусения марийцев. К середине XVIII века чуваши в основном были обращены в христианство, никаких репрессий против них, но не допускали к управлению и не содействовали развитию национальной культуры. Мордва почти так же, как и другие народы – равноправные. Середина 19 века – открытие школ в мордовских селах, преподавание на русском языке. В Татарстане обстановка была сложнее. Татарский народ не еще не смирился со своим унижением и не терял надежды на восстановление своей независимости. Насильственная христианизация вызывает восстания (1718, 1735, 1739), активно участвовали в Пугачевщине, боролись на независимость. С конца 18 начал 19 века принимается ряд мер - главные посты – православным, что вынуждало креститься добровольно, открывается университет, увеличивается кол-во православных миссионеров.

Присоединение к России этих территорий открыло путь в Сибирь, дало возможности расширять торговлю с Ираном, дало новые земли для расселения пассионарного русского этноса.

12. Первые документы Советской власти и большевистской партии по национальному вопросу (октябрь-ноябрь 1917 года): содержание, анализ и комментарий.

После победы в Октябрьской революции национальный вопрос стал для большевиков неотложной проблемой. Этому вопросу посвящены первые документы советской власти, то есть Декрет о мире, Декларация прав народов, Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока.

Декларация прав народов провозглашала:

· равенство и суверенность народов России (что означало самостоятельность во внутренней и внешней политике);

· право нации на самоопределение вплоть до образования самостоятельного государства (каждый народ вправе сам выбрать форму правления), что сводило на нет статус русского этноса как государственно образующего;

· отменялись все национальные и религиозные привилегии;

· провозглашалось свободное развитие национальных меньшинств и этногеографичеких групп, что составляло теоретическую и правовую основу еврейского этноса, то есть он имеет право быть приравненным к угнетенным нациям Российской империи, независимо от сословного деления евреи получили все права, что означало полноправие вне зависимости от социально-классовой принадлежности.

Данный документ означал, по сути, что большевики дистанцировались от национальной политики Временного правительства и царизма, он положил начало фальсификации. (Провозглашалось, что царизм натравливал народы друг против друга, результатами этого были погромы и резня, рабство народов, политике Временного правительства выносилось недоверие). Также в этом документе проявился комплиментарный подход ко всем народам (все равны, все нации). Главный недостаток Декларации прав народов было то, что большевики не конкретизировали форму государства, говорилось лишь «честный и добровольный союз народов».

Ещё одним документом Советской власти был Декрет о мире , в нем было 4 главных положения:

· 3-месячное перемирие;

· участие всех народов в заключении мира;

· демократический мир без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций;

· отказ от тайной дипломатии.

Провозглашались два принципа взаимоотношений народов: равноправие и самоопределение. Интересен пункт об аннексии, ибо это правовая основа развала Российского государства и всей системы международных отношений, так как под аннексией понималось всякое присоединение большим и сильным государством слабой или малой народности без её четкого, точного, добровольного согласия или желания, независимо, когда это было совершено. Также это означало раскол русского этноса, так как русские рабочие и крестьяне – носители идеи демократического мира, а русские помещики хотели расширить свои территории. Декрет о мире имел и антирусскую направленность, так как тайная дипломатия способствовала расширению великороссов.

Ещё одним документом, который появился в период октября-ноября 1917 года и носивший национальный характер, является Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока :

· свобода верований, обычаев и нац-культ учреждений

· тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя уничтожены

· договор о разделе Турции и отнятии у нее Армении порван и уничтожен. Как только прекратятся военные действия, армянам будет обеспечено право свободно определить свою политическую судьбу

· разрыв договора о разделе Персии, вывод войск

Главная идея документа – октябрьская революция несет освобождение народам Востока. Продолжилась фальсификация политики царизма (говорилось, что разрушались мечети и так далее, а основные принципы национальной политики царизма провозглашались завоеваниями октябрьской революции); подход в отношении внешнеполитического курса царизма был критичный.

Важнейшим этапом в истории становления государственности России является вхождение народов Поволжья в состав державы. Это способствовало этническому развитию русского народа.

начительным моментом в рассмотрении этой темы является история взаимоотношений России с поволжскими народа до присоединения. Известно, что казанские ханы, имевшие прямое отношение к Поволжью, часто совершали набеги на русские земли на протяжении нескольких столетий.

Предпосылки присоединения Поволжья

Необходимость присоединения территории Поволжья была обусловлена для Российского государства как и существенными экономическими причинами торговые пути через Волгу и плодородные земли, так и политическими и социальными.

Государство хотело положить конец набегам казанских ханов на русские земли и народы. С 1547 по 1550 гг. были совершены два неудавшихся похода на Казанское ханство.

Государство возлагало большие надежды на захват ханства. Для русского народа было огромным ущербом постоянный захват пленных, которых уводили в Казанское ханство, а потом продавали на рынках Средней Азии, Крыма и Северной Африки.

Также ханство препятствовало развитию активной внешней политике на Западе. Но все же путем военный силы народы Поволжья присоединились к России. 2 октября 1552 года была взята штурмом Казань, а в 1556 году русские захватили и Астрахань.

Ханство этих городов пало, и это создало благоприятные условия для вхождения народов, находившихся под влиянием ханств, в состав русского государства. Марийцы, чуваши, мордвы и народы Башкирии добровольно присоединились к России.

Одной из главной причиной этого было желание этих народов освободиться от власти ханства.

Племена Башкирии

Народы Башкирии убедились в могуществе России, и поэтому стремились воссоединиться с ней. Но присоединение в некоторой степени затянулось, в основном по причине того, что татарские феодалы пытались восстановить свою власть.

Но сам народ желал освободить от ужасного и несправедливого гнета чужеземных ханов. Западные башкирские племена первыми приняли подданство Российского государства.

Вслед за ними это сделали и южные и центральные племена Башкирии, но для них этот процесс был отяжелен властью ногайских мурз и князей. Постепенно ногайские властители ослабевали, народы Башкирии вели борьбу с их властью и гнетом.

Башкиры четырех племен послали своих представителей в Казань с сообщением о том, что они принимают подданство России. К началу 1557 года почти вся территория Башкирии и все ее племена оказались в составе русского государства.

Таким образом, важно отметить, что присоединение поволжских народов и территории Башкирии произошло довольно в небольшой временной период, вхождение началось с падения Казанского и ханства и закончилось принятием башкирскими племена подданства России в 1557 году.

Такие исторические изменения открывали России важный путь к Сибири , которая славилась своими природными богатствами. Через десяток лет Сибирское ханство пало тоже, и в 1586 и 1587 годах были основаны два больших города Тюмень и Тобольск, который стал русским центром в Сибири.

Успешные реформы, проведенные царем Иваном Грозным и «избранной радой», помогли России выиграть Казанскую войну и присоединить в 1552 к России Среднее Поволжье. Были созданы условия для завоевания Нижнего Поволжья. Московские власти вмешались в борьбу князей Юсуфа и Исмаила за власть в Ногайской Орде. Весной 1554 под предлогом помощи Исмаилу в Нижнее Поволжье была направлена судовая рать, которой командовали воеводы кн. Ю.И. Пронский-Шемякин и М.П. Головин. После разгрома у Черного острова разведывательным отрядом кн. А. Вяземского передового отряда астраханцев, ставленник ногайского кн. Юсуфа астраханский хан Ямгурчей бежал из Астрахани в Азов. Царские войска без боя заняли столицу вассального от Ногайской Орды Астраханского ханства. Новым ханом был провозглашен Дервиш-Али, который, в отличие от прежних ханов, признал вассальную зависимость от России, а не от Ногайской Орды. В городе был оставлен небольшой русский гарнизон из 500 служилых людей во главе с послом П. Тургеневым. В 1555 хан Ямгурчей c крымцами, турками и ногаями безуспешно пытался отбить у русских Астрахань. Хан Дервиш-Али вступил в сговор с находившимися в войске Ямгурчея Казы-мурзой и детьми кн. Юсуфа, которые убили бывшего астраханского хана. Вскоре выяснилось, что заговорщики преследуют свои цели, о чем посол П. Тургенев не преминул известить царя. Однако Иван Грозный принял сторону Дервиш-Али и заменил прежнего посла на Л. Мансурова. Зимой 1555-1556 Дервиш Али и его приспешники предательски напали на русский гарнизон в Астрахани и перебили несколько десятков человек. Посол Л. Мансуров с 350 служилыми людьми вырвался из Астрахании и укрылся у вольных казаков на Переволоке в городке Зимьево. Весной 1556 И. Грозный отправил в Астрахань новую судовую рать, которой командовали стрелецкие головы И. Черемисинов и Т. Тетерин. Однако еще до прихода царских голов Астрахань была захвачена отрядом вольных казаков во главе с атаманом Ляпуном Филимоновым. Царские воеводы без боя заняли город и приняли срочные меры для его укрепления. Затем они нанесли сокрушительное поражение Дервиш-Али и пришедших к нему на помощь ногайских мурз и крымцев. Одновременно атаман Л. Филимонов со своим отрядом разорил улусы приверженцев Дервиш-Али. Последний астраханский хан был вынужден бежать в Азов. Астраханское ханство было ликвидировано. Нижнее Поволжье вошло в состав России.

История названия Царицына

От основания города Царицына до настоящего времени прошли столетия. Однако до сих пор нет единого мнения в объяснении происхождения названия Царицын. На первый взгляд кажется просто: Царицын значит «город царицы», и речка, пересекающая наш город и впадающая в Волгу, тоже называется Царица. Но названия рек появлялись раньше, чем имена городов и сел. Следовательно, по речке назван и город. Название Царица возникло до появления русских на берегу речки. Одна из легенд говорит о татарской царице, любившей прогуливаться по берегу этой речушки и подарившей ей своё имя.
Однако, более всего правды, видимо, в том, что название речки и города татарского или, возможно, болгарского (в некоторых хрониках о Поволжье назван болгарский город Сарицон) происхождения. Татарское слово «Сары-су» означает - желтая вода. А вода в Царице желтая с незапамятных времен: на всем пути она принимает в лоно свое дождевые потоки. Или еще: город начался на песчаном острове, по-татарски «Сара-чин» - желтый остров. «Желтая» река, как полагают исследователи, несла свои мутные воды в Волгу и намыла у устья небольшой остров (название города Саратова тоже связано со словом САРЫ - желтый и ТАУ - гора, то есть «желтая гора»).
На этом острове сначала выросло небольшое поселение, а затем деревянная крепость. В 1589 г. на базе крепости был заложен город Царицын. В конце 90-х годов XVI в. с острова город был перенесен на правый берег Волги и стал называться «Новым городом», а потом Царицыном. По другим источникам русские после завоевания Средней Волги перенесли поселение с острова и дали ему имя Царицын, слегка изменив название САРЫ-ЧИН (а по словарю Никонова из САРЫГШИН, что означает «желтоватый», или САРЫ-СУ).
Также существует версия и о том, что название города Царицына идет от Ивана Грозного, построившего на Волге крепостцу в 1556 г. в честь своей супруги Анастасии.
Итак, установилось окончательное название города -Царицын. Оно осмысляется по-русски как «город царицы», а слово «царица» образовалось от «царь» (в древнерусском языке «властитель, государь», а также титул татарского хана). «Царь» же восходит к общеславянскому ЦЬСАРЬ (в качестве обозначения византийского императора - XI в.), также родственные: Юлий Цезарь (в Италии), цесаревич, цесаревна (в России).

Царицын в Смутное время

Смутное время – это период в истории нашей страны, начало XVII века, когда внутренние противоречия, принявшие характер гражданской войны, и иностранная интервенция поставили под вопрос существование самого российского государства. В противостояние были поставлены все слои населения и регионы страны. Не миновали эти события и Царицын.

Участь воевод во время смуты (1598- 1613)

По «Разрядным записям за Смутное время» известно, что в первой половине 1605 г. воеводой в Царицыне был Петр Петрович Головин-Меньшой . А со второй половины 1605 г. до начала 1606 г. - Федор Петрович Акинфиев , который во время восстания стрельцов и пушкарей Царицынского гарнизона был связан и доставлен восставшими в Астрахань вместе с царским послом князем Ромодановским, следовавшим из Персии. Оба они там были казнены за отказ присягнуть самозванцу Лжедмитрию I. До 1615 г. сведений о воеводах Царицына и Саратова ни в каких источниках до настоящего времени не обнаружено.

События смуты

А время на Руси стояло тревожное. Наибольшую опасность представляла польско-литовская интервенция; в июле 1606 г. громом грянуло антифеодальное восстание Ивана Исаевича Болотникова. Причем, судя по некоторым сохранившимся архивным документам, относящимся к Смутному времени, волнения в Нижнем Поволжье и на Дону вспыхнули еще до начала этого восстания.

Особенно обострились классовые противоречия в нашем крае после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова и его сына царевича Федора; усиливалось влияние Лжедмитрия I (с ним связывали надежды на облегчение своего положения).

Астраханский воевода М. Б. Сабуров в этих условиях не решается выступить против Лжедмитрия, боясь потерять свой пост в Астрахани. Выжидает. Однако ему пришлось все-таки уступить свой пост присланному Лжедмитрием I князю Хворостинину, одному из преданных самозванцу бояр.

Осенью на Нижней Волге появился Ильи Горчакова (Илейки Муромца), он объявил себя «царевичем Петром», сыном царя Федора.

Отряд Илейки сеял панику среди бояр, помещиков, купечества; повстанцы захватывали торговые суда, грабили города. Затем объявили о походе вверх по Волге к своему «дядюшке» Лжедмитрию I в Москву. Верстах в десяти, не доходя до города Свияжска Муромец узнает, что его «Дмитрий» убит боярами в Кремле (17 мая 1606 г.), поворачивает свое войско обратно, в Нижнее Поволжье. Казаки Муромца участвовали в сражениях против войск царя Василия Шуйского. После разгрома восставших был схвачен царскими воеводами и казнен.

Незадолго до своей гибели Лжедмитрий I решает назначить боярина Шереметьева новым воеводой Астрахани; с большим отрядом Шереметьев отправляется на Нижнюю Волгу. Вступивший на престол Василий Шуйский оставил в силе решение о замене астраханского воеводы, послав Шереметьеву грамоту с изложением новых инструкций.

Между тем на Нижней Волге появился еще один самозваный претендент на царский престол - Ивашка-Айгуст, типичный представитель понизовой вольницы. С большим отрядом казаков он направился в Астрахань, где и был принят. Приободрился и отказавшийся подчиниться царской воле воевода Хворостинин, 17 июня 1606 г. он заявил об отложении Астрахани от Москвы. Грамоту же Шуйского Шереметьев получил только 25 июня 1606 г.

Во время астраханских событий гарнизон Царицына еще находился на стороне правительства Шуйского. Но вскоре в городе разнесся слух, что «царевич Дмитрий» жив, вспыхнуло восстание. Царицынцы связали своего воеводу Федора Петровича Акинфова и вместе с царским послом князем Ромодановским отправили в Астрахань, где они и были казнены.

Свидетелями волнений в Царицыне поневоле оказались кармелиты - английские монахи, направлявшиеся в Персию. Они терпеливо ожидали, когда Шереметьев освободит Астрахань. А время шло и шло… В июле 1607 г. в Царицын вступил отряд Ивашки-Айгуста, в начале августа прибыли в Астрахань. Их доброжелательно принял Хворостинин.

В тяжелый для России период польской интервенции в отрядах народного ополчения, созданных по призыву Минина и Пожарского, отстаивали независимость Родины тысячи представителей волжской вольницы и голутвенного казачества Дона. Авантюрист Заруцкий, пробравшийся с Мариной Мнишек в Астрахань, пытался осуществить замысел - передать Астрахань и Нижнее Поволжье под власть персидского шаха Аббаса. Однако астраханский гарнизон и все население города 15 апреля 1614 г. единодушно выступили против Заруцкого. Изменник вынужден был бежать с Мариной Мнишек и кучкой своих приверженцев на Яик (Урал), где и попал в руки яицких казаков; 27 мая 1614 г. воевода Миссюра Соловцов доставил его в Царицын.

Правительственным войскам удалось-таки закрепиться в Астрахани и других городах Поволжья. И тем не менее только к концу 1614 г. антифеодальные выступления пошли на убыль, хотя боярам и помещикам не удалось вытравить из сознания угнетенных масс вековую мечту о свободе.

Перед правительством царя Михаила Федоровича(1613-1645) встала неотложная задача восстановления городов и крепостей в Поволжье. В царской же казне - денег мало. Пришлось сосредоточиться на наиболее важных в военно-стратегическом отношении объектах. В Нижнем Поволжье выбор пал на Царицын, что вполне закономерно. Возродить город было поручено воеводе Миссюре Соловцову, хорошо знакомому с Нижним Поволжьем и практикой строительства крепостей. В 1607 г. он состоял при Шереметьеве в качестве посланца к ногайским князьям и мурзам, в 1609 г. С отрядом стрельцов и мастерами-умельцами Соловцов отлично справился с заданием. За быструю постройку города и острога Царицына шесть мастеров плотничного дела были отмечены царским пожалованием.

9. Донское казачество:дискуссии о происхождении в отеч лит-ре
Происхождение этнонима «казак» полностью не выяснено. Версии его этимологии основываются либо на его этническом (казак - производное от названия потомков касогов или торков и берендеев, черкас или бродников), либо на социальном содержании (слово казак - тюркского происхождения, им называли или свободного, вольного, независимого человека, или военного стража на границе). На различных этапах существования казачества в его состав входили русские, украинцы, представители некоторых степных кочевников, народов Северного Кавказа, Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока. К началу XX в. у казачества полностью доминировала восточно-славянская этническая основа. Итак, казачество - субэтнос великорусского этноса.
Существует множество научных теорий происхождения казачества.
Все теории происхождения казачества подразделяются на две большие группы: теории беглого и миграционного, то есть пришлого, и автохтонного.
· Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов, конгломерата касагов, черкес, печенегов, торков, берендеев, бродников.
· По миграционным теориям, предки казаков - вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин (положения теории колонизации), либо под социальным влиянием (положения теории классовой борьбы).
· история донского казачества возводится к христианскому населению Хазарского каганата (ясы и касоги, которые за свое кавказское происхождение получили название черкасов, а за папахи - черные клобуки). Вспять к косогам и к покорению в 1462 г. русскими пределов ордынских, азовских и “меторийских” (methorischen) в истории донских казаков считал нужным обратиться и Карл фон Плото, в своей книге изданной в Берлине в 1811. Именно они после татаро-монгольского нашествия стали прихожанами золотоордынской Сарайской епархии.
В домонгольский период они также именовались бродниками, казаков как отдельного войска или субэтноса тогда еще не существовало. После распада Золотой Орды Дон делил степь на западную (крымскую) и восточную (ногайскую) сторону. Образовавшийся вакуум привел к появлению в степи казаков.
· Вторая версия, исходит из идеи совершенного обезлюживания Донской земли в эпоху татаро-монгольского нашествия (то есть полного исчезновения домонгольского христианского населения Дона) и заселения её русскими беглецами с «чистого листа». Основной поток беглых крестьян направлялся из Рязанского княжества, где казаки известны с 1444 года. Мореходные и пиратские казачьи традиции, по-видимому, связаны с переселенцами из Новгородской
Ø Казаки проживали на Дону, Северном Кавказе, Урале, Дальнем Востоке, в Сибири.
Ø казачьи общины входили в состав конкретного казачьего войска.
Ø Язык казаков - русский. В казачьей среде отмечается ряд диалектов: донской, кубанский, уральский, оренбургский и другие.
Ø Казаки пользовались русской письменностью.
Ø К 1917 году насчитывалось 4 миллиона 434 тысяч казаков обоего пола.

Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования - казачьи общины, позже переходящие в крупные структуры - войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Высшим органом самоуправления являлось общее собрание мужского населения (круг, рада). На нем решались все важные дела войска, избирались войсковой атаман, войсковое правление. В области гражданской и военной организации, внутреннего управления, суда, внешних сношений казаки были совершенно самостоятельны.

10. Войско Донское в 16-17 в.в.: общественно - политическая организация, занятия донских казаков. Взаимоотношения Донского казачества и Московского правительства.
В 16 веке на Дону и Нижней Волге появились общины вольных людей-казаков. По одной теории, казаки считаются потомками домонгольского населения донской и приволжской степи- либо сарматов и хазар, либо славян- выходцев из Руси. Казачество возникло только в 16 веке и состояло из людей, бежавших из России из-за разорения и усилившейся эксплуатации. Большинство историков считают, что первоначально казачество возникло во время распада Золотой Орды, когда оставшиеся без средств к существованию татарские воины уходили в степь и начинали вести самостоятельную жизнь.

Само слово «казак» тюркского происхождения и означает «одинокий несемейный человек, не имеющий дома». Затем в середине 16 в. на Дон и Волгу хлынул поток беглецов из Русского правительства. Это были разорившиеся служилые люди- дворяне и стрельцы.
во 2 четверти 16 века произошло объединение их в одну организацию- Войско Донское, появились постоянно укрепленный поселения- городки. Казаки занимались охотой и рыболовством, но основным занятием для них были грабежи купеческих караванов на реках и сухопутных дорогах, а так же морские набеги на турецкие и крымские берега.
важным источником дохода являлась служба московскому царю. Казаки участвовали во взятии русскими войсками Казани и Астрахани, участвовали в Ливонской войне. Казаки также привлекались русским правительством для охраны торгового пути по Волге, за что получали жалованье. Первая, из известных царских грамот казакам относится к 1570 году. Адресуя ее «на Дон в Нижние и Верхние Юрты Атаманам и Казакам» Иван Грозный поручал им сопровождать русских послов, отправлявшихся к татарам.

Донское казачество занимало современных Ростовской, а также части Волгоградской, Воронежской, Луганской областей и Калмыкии. Донские казаки были наиболее многочисленными среди групп российского казачества. Во время войн у казаков выбирался походный атаман с неограниченной властью. Войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими.
С целью захвата военной добычи донцы организовывали набеги на турецкие владения по побережьям Азовского и Черного морей, а также на побережье Каспийского моря. В ходе социального расслоения выделились две группы казаков: домовитые (или старожилы), преимущественно низовые, и голутвенные (голытьба), главным образом из беглых крестьян, скоплявшихся в верховьях Дона, не обзаведшихся хозяйством и легко примыкавших к набегам и восстаниям. Голытьба была одной из главных движущих сил восстания под предводительством Степана Разина.
С 17 века русское правительство использовало донских казаков не только для защиты южных границ, но и в войнах с Турцией и Польшей. За службу выдавалось жалование деньгами, порохом, свинцом, сукном и хлебом. Делами Донского казачьего войска ведал Посольский приказ, с которым оно сносилось посылкой «легких» и более долговременных «зимовых станиц». В 1637 донские казаки захватили у турок Азов и, выдержав трех с половиной месячную осаду, удерживали его до 1642. Донское казачье войско участвовало также в Азовских походах (1695-1696).

Нарушение автономных прав донских казаков, запрет им принимать беглых крестьян, вызвали Булавинское восстание (1707-1709), после подавления которого Донское казачье войско было подчинено Военной коллегии. В 1718 году фактически была упразднена выборность атаманов, а с 1754 – и войсковой старшины. После подавления Булавинского восстания до двух тысяч казачьих семейств во главе с атаманом И. Некрасовым бежали на Кубань, а затем в Турцию. Часть их потомков вернулась в Россию в начале XIXвека.
В 1763 в России была введена обязательная пожизненная военная служба казаков. Во время Крестьянской войны (1773-1775) под руководством донского казака Е.И. Пугачева Дон был занят частями регулярной армии и окончательно утратил самостоятельность.

Отношения войска Донского и Москвы в XVII веке характеризовались наличием ряда существенных признаков сюзернитета-вассалитета, установившегося между русским государем и донскими казаками: существованием взаимной договоренности - о службе казаков, с одной стороны, и о жалованье и льготах казакам от правительства, с другой; покровительство России над Доном; наличие на Дону царского знамени.

Вассалом выступало войско Донское, сложившееся как объединение всего донского казачества после Смуты. Сюзеренитет-вассалитет позволял ему в одно и то же время и поддерживать тесные отношения с русским правительством, пользуясь его поддержкой, и иметь свободу, невиданную еще где-либо на русской земле, за исключением казачьих сообществ на других реках – Тереке и Яике.

Однако уже в 20-х годах XVII века правительство почувствовало, насколько серьезно противоречила его политическим интересам самостоятельность войска Донского. Ведя активные боевые действия на суше и на море против Азова, Крыма и Турции, казаки совершенно не склонны были учитывать ни характера русско-крымских и русско-турецких отношений того времени, ни тех задач, которые ставились русскими властями на международной арене. Никакие меры воздействия на войско Донское не помогали: ни увещевания в царских грамотах с напоминанием о том, как плохо было казакам “ при прежних государях московских, а особенно при царе Борисе”, ни угрозы отлучения от церкви, ни даже арест в 1625 году в Москве атамана зимовой станицы Алексея Старого и пяти казаков и ссылка их на Белоозеро.

Нападения казаков на Турцию и Крым продолжались в течение всех 20-х годов. Они серьезно осложняли отношения России с этими государствами и создавали определенные помехи на пути решения главной внешнеполитической проблемы, стоявшей перед Россией после Смуты – возвращения Смоленска и западных земель, отторгнутых в 1618 году Речью Посполитой.

Особенно резко стали обостряться отношения между Москвой и войском Донским с 1629 года, накануне войны России с Польшей. В царской грамоте на Дон от 6 октября казаки названы даже как “злодеи, враги креста Христова” и выдвинуто невиданное ранее требование выдачи казаков-участников похода на Крым. Это предопределило кризис во взаимоотношениях войска и русского правительства в 1630-1632 годах, который был относительно быстро преодолен, поскольку обе стороны быстро убедились в обоюдной невыгодности разрыва сложившихся связей. Восстановленное благожелательное отношение центральной власти к войску явилось одним из важных факторов, способствовавшихвзятию казаками Азова в 1637 году и осадному сидению в нем до 1642 года, что выявило вновь противоречия в отношениях центральной власти и войска. После отказа московской власти принять завоеванный казаками Азов и оставления крепости донцы оказались в очень трудном положении. Вернувшись, турки стали делать все возможное, чтобы “сбить” их с Нижнего Дона. К тому же войско оказалось ослабленным после азовской эпопеи. Чтобы не допустить упрочения турок на Нижнем Дону, московское правительство предпринялопопытки усилить войско донское.

Одновременно Москвой предпринимались усилия по изменению характера отношений с войском. С середины XVII века обстановка на Дону стала меняться, а в отношениях войска с Москвой возник новый кризис, совпавший с началом разинского движения. Поражение разинцев привело к первому нарушению самой войсковой старшиной правила невыдачи людей с Дона: были выданы правительству братья Разины- Степан и Фрол. Эа этим последовали присяга войска Донского российскому государю и изменение характера взаимоотношений его с Москвой. Содержание этих изменений заключалось в том, что шло постепенное превращение Дона из вассальной республики в составную часть России, пользовавшуюся широкой автономией. При этом большая часть казачества стремилась к сохранению старинных вольностей и прав, а также самостоятельности казачьей республики. В отношениях казачества и царского правительства с последней трети XVII века постоянно накапливались противоречия, которые проявились в и выступлении донских старообрядцев 1686-1689 годов, и в конфликте вокруг соляных промылах на Бахмуте, и в восстании под предводительством К. Булавина.

Усилия московских властей по изменению характера взаимоотношений с войском Донским были связаны с ослаблением казачьей организации после азовского осадного сидения и теми мерами, которое российское правительство предпринимало по увеличению его численности в 1640-х годах.

Прежде всего, в Москве попытались изменить процедуру приема на Дону царского посланника. Если ранее допускалось, чтобы он шел в Войсковой круг, то теперь в Посольском приказе стали требовать, чтобы казаки сами шли в стан к посланнику, принимали бы там царское жалованье и признали бы тем самым его более высокой стороной, чем высший орган власти на Дону – Войсковой круг. Однако казаки, со своей стороны, решительно отказывались идти на посольский стан

Поскольку обе стороны стояли на своем, а у правительства еще не было возможности заставить казаков поступать в соответствии с его требованиями, нашелся взаимоприемлемый выход. Передача жалованья происходила на нейтральном месте – у часовни в Черкасском городке.

С XVI и XVII веков границы Российского государства стали неуклонно расширяться в разных направлениях. Причин этому было множество, и они были не однородны. Движение русских на западном, юго-западном, а затем и восточном направлениях было продиктовано необходимостью возврата, воссоединения бывших территорий и родственных народов Древней Руси в единое государство, имперской политикой защиты православных народов их населяющих от национальных и религиозных притеснений, а также естественным геополитическим стремлением обрести выход к морю и обезопасить границы своих владений.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств (соответственно в 1552 и 1556 годах) произошло совсем по иным причинам. Россия отнюдь не стремилась к захвату этих бывших ордынских территорий (с правительствами которых у неё сразу же были установлены дипломатические отношения), поскольку сделать это после распада Орды не составляло особого труда, как для Ивана III, так и для Василия III, и молодого Ивана IV. Однако, этого долгое время не происходило, поскольку у власти в ханствах в это время находились представители дружественной России касимовской династии. Когда представители этой династии были побеждены своими конкурентами и, в Казани (ставшей, к тому времени одним из центров работорговли) и Астрахани установилась проосманкая крымская династия, только тогда было принято политическое решение о необходимости включения этих земель в состав России. Астраханское ханство, кстати, было бескровно включено в состав государства российского.

В 1555 году в сферу влияния России на правах вассалитета вошли Большая Ногайская Орда и Сибирское ханство. Русские люди приходят на Урал, получают доступ к Каспийскому морю и Кавказу. Большинство народов Поволжья и Северного Кавказа, за исключением части ногаев (малых ногаев, в 1557 году мигрировавших и основавших на Кубани Малую Ногайскую Орду, откуда они беспокоили население российских рубежей периодическими набегами), подчинились России. В состав России вошли земли, на которых проживали чуваши, удмурты, мордва, марийцы, башкиры и многие другие. На Кавказе были установлены дружественные отношения с черкесами и кабардинцами, другими народами Северного Кавказа и Закавказья. Всё Поволжье, а значит и весь волжский торговый путь стали российскими территориями, на которых сразу же появились новые русские города: Уфа (1574), Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).

Вхождение этих земель в состав империи не привело к какой-либо дискриминации и притеснениям населяющих их этносов. В рамках империи они полностью сохранили своё религиозное, национальное и культурное своеобразие, традиционный уклад жизни, а также системы управления. Да и большинство из них отнеслись к этому весьма спокойно: ведь Московское государство значительное время являлось частью Джучиева улуса, а Россия, перенявшая накопленный ордынцами опыт управления этими землями и активно реализующая его при осуществлении своей внутренней имперской политики, воспринималась ими как естественный наследник монгольской протоимперии.

Последовавшее за этим продвижение русских в Сибирь также не было обусловлено какой-либо национальной сверхзадачей и государственной политикой освоения этих земель. В.Л. Махнач объяснял начавшееся в XVI веке освоение Сибири двумя факторами: во-первых, агрессивной политикой сибирского хана Кучума, совершавшего постоянные набеги на Строгановские владения; во-вторых, тираническим правлением Ивана IV, спасаясь от репрессий которого русские люди бежали в Сибирь.

В Сибирском ханстве, образовавшемся около 1495 года и куда кроме сибирских татар, входили ханты (остяки), манси (вогулы), зауральские башкиры и другие этносы, шла постоянная борьба за власть между двумя династиями - тайбунгами и шейбанидами. В 1555 году хан-тайбунгин Едигер обратился к Ивану IV с просьбой о подданстве, которая удовлетворена, после чего сибирские ханы начали платить дань московскому правительству. В 1563 году власть в ханстве захватил шейбанид Кучум, который первоначально поддерживал отношения вассалитета с Россией, но впоследствии, воспользовавшись неурядицами в Российском государстве в 1572 году после набега Крымского хана на Москву, разорвал эти отношения и начал проводить достаточно агрессивную политику в отношении пограничных земель российского государства.

Постоянные набеги хана Кучума, сподвигли именитых и богатых торговых людей Строгановых, организовать частную военную экспедицию для защиты рубежей своих владений. Они нанимают казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем, вооружают их, а те в свою очередь, неожиданно для всех громят хана Кучума в 1581-1582 годах, у которого, кстати, с Москвой были налаженные дипломатические отношения и захватывают столицу Сибирского ханства - Искер. Проблему заселения и освоения этих земель казаки, конечно же, решить не могли, и возможно бы вскоре ушли из Сибири, но на эти земли, спасаясь от репрессий Ивана Грозного, хлынул поток беглых русских людей, начавших активно осваивать малонаселённые новые земли.

Особого сопротивления в освоении Сибири русские не встретили. Сибирское ханство было внутренне непрочно и вскоре оказалось присоединено к России. Военные неудачи Кучума привели к возобновлению междоусобиц в его стане. Ряд хантских и мансийских князей и старейшин начали оказывать помощь Ермаку продовольствием, а также платить ясак московскому государю. Старейшины коренных сибирских народов были чрезвычайно довольны снижением размера ясака, который собирали русские по сравнению с ясаком, который забирал Кучум. А поскольку свободной земли в Сибири было много (можно было пройти и сто, и двести километров никого не встретив) - места хватало всем (как русским землепроходцам, так и коренным этносам, большинство из которых пребывали в гомеостазе (реликтовой фазе этногенеза), а значит, не мешали друг другу), освоение территории пошло быстрыми темпами. В 1591 году хан Кучум был окончательном разбит русскими отрядами и изъявил покорность российскому государю. Падение Сибирского ханства - единственного более или менее сильного государства на этих просторах, предопределило дальнейшее продвижение русских по Сибирским землям и освоение просторов восточной Евразии. Не встречая организованного сопротивления, русские землепроходцы на протяжении XVII века легко и быстро преодолели и освоили земли от Урала до Тихого океана, закрепившись в Сибири и на Дальнем Востоке.

Обилие и богатство Сибирских земель зверем, пушниной, драгоценными металлами и сырьём, их малонаселённость и их удалённость от административных центров, а значит и от властей и возможного произвола чиновников, привлекали на них большое количество пассионариев. Ища «воли» и лучшей жизни на новых землях они активно осваивали новые пространства, двигаясь лесными массивами Сибири и не выходя за пределы речных долин, привычного для русских людей ландшафта. Темпы продвижения русских на Восток Евразии уже не смогли остановить даже реки (естественные геополитические преграды). Преодолев Иртыш и Обь, русские дошли до Енисея с Ангарой, вышли на берега Байкала, освоили бассейн Лены и, выйдя к Тихому океану, занялись освоением Дальнего Востока.

Приходя на новые, малозаселённые территории, землепроходцы (по большей части, первоначально казаки), взаимодействуя с немногочисленным местным населением, создавая и обустраивая развитые системы острогов (укреплённых населённых пунктов), поэтапно закрепляли за собой эти земли. Вслед за первопроходцами, возле острогов, гарнизоны которых нуждались в обеспечении их продовольствием и фуражом, при фактически полном отсутствии путей их доставки, оседали и селились крестьяне. Осваивая новые для себя формы обработки земли, особенности ведения хозяйственной деятельности быта, русские активно взаимодействовали с местными жителями, в свою очередь, делясь с последними собственным опытом, в том числен и земледельческим. На просторах Сибири один за другим стали появляться новые русские города-крепости: Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Енисейск (1619), Красноярск (1628), Якутск (1632), Охотск (1648), Иркутск (1652).

В 1639 году казаки во главе с И.Ю. Москвитиным достигли берегов Охотского моря. В 1643-1645 годах экспедиция В.Д. Пояркова и в 1648-1649 годах экспедиция Е.П. Хабарова вышли к реке Зея, а следом и к Амуру. С этого момента, началось активное освоение Приамурья. Здесь русские столкнулись с чжурчженями (маньчжурами), платившими дань империи Цин и сохранившими достаточный уровень пассионарности, чтобы остановить продвижение немногочисленных землепроходцев. По результатам нескольких военных кампаний, между Цинской империей и Россией был заключен Нерчинский мир (1689). Экспедиция С.И. Дежнева, двигавшегося по Северному Ледовитому океану другим маршрутом в 1648, выйдя из устья реки Колымы, дошла до берегов Анадыри, обнаружив пролив, отделяющий Азию от Северной Америки, а значит и проход из Ледовитого в Тихий океан. В 1696 году В.В. Атласовым была осуществлена экспедиция на Камчатку. Миграция русского населения привела к тому, что Россия стала крайне обширной, но малонаселенной страной, в которой дефицит, нехватка населения стала очень важным фактором, сказавшимся в последствие на ходе развития российской истории.

Контакты и взаимодействие русских землепроходцев с местным населением проходили по разному: в некоторых местах имели место вооружённые столкновения между землепроходцами и аборигенами (например, на первых порах во взаимоотношениях с бурятами и якутами; однако возникшие недоразумения были устранены, и не приобрели характера устоявшейся межнациональной вражды); но в большей части - добровольное и охотное подчинение местного населения, поиск и просьбы русской помощи и защиты их от более сильных и воинственных соседей. Русские, привнеся с собой в Сибирь твёрдую государственную власть, старались учитывать интересы местных жителей, не покушаясь на их традиции, верования, образ жизни, активно реализуя основной принцип внутренней имперской национальной политики - защищая малые этносы от притеснения и истребления их более крупными этносами. Например, русские, фактически, спасли эвенков (тунгусов) от истребления их якутами, более крупным этносом; прекратили череду кровавых междоусобиц у самих якутов; ликвидировали феодальную анархию, имеющую место у бурятов и большинства сибирских татар. Платой за обеспечение мирного существования этих народов являлся пушной ясак (не очень, кстати обременительный - один-два соболя в год); при этом характерно то, что выплата ясака считалась государевой службой, за которую сдавший ясак получал государево жалованье - ножи, пилы, топоры, иглы, ткани. Более того, платившие ясак инородцы имели ряд привилегий: например, в осуществлении в отношении их, как «ясачных» людей, особого порядка судопроизводства. Конечно же, учитывая отдалённость от центра, периодически имели место некоторые злоупотребления землепроходцев, а также самоуправство местных воевод, но это были локальные, единичные случаи, которые не приобретали систематический характер и, никак не сказались на установлении дружественных и добрососедских отношений русских и местного населения.

После распада Золотой Орды в середине XV в. соседом России на востоке стало Казанское царство. В XV - первой половине XVI вв. казанцы совершали опустошительные походы на русские земли. Разорению подверглись Нижний Новгород, Мещера, Муром, Гороховец, Владимир, Юрьев, Шуя, Кострома, Вятка, Великий Устюг и другие русские города.

В середине XVI в. встал вопрос о присоединении Казанского ханства к России. Но два похода 1550-х гг. оказались безрезультатными.

Правительство Ивана IV Грозного развернуло серьезную подготовку к новому походу - была усовершенствована армия, усилена артиллерия, при инспектировании и ближайшем участии немецких и английских подрывников были созданы инженерные войска для взрыва неприступных стен Казани. Для осады Казани в 1551 году была построена крепость Свияжск. Это был уникальный случай в истории русского градостроительства. Предварительно срубленный за тысячу километров, в лесах центральной Руси, он был разобран, доставлен на плотах по Волге к устью реки Свияги (в 25 км от Казани) и заново собран здесь всего за 4 недели. Свияжская крепость стала первоклассным фортификационным сооружением своего времени.

16 июня 1552 г. большое и хорошо вооруженное русское войско во главе с Иваном IV выступило из Москвы и двинулось на Казань. Русская армия насчитывала 150 тыс. человек при 150 орудиях. Ей противостояло 65-тысячное войско хана Едигера. Гарнизон Казани состоял из 33 тыс. человек при 70 орудиях.

30 августа отряд воеводы А.Б. Горбатого разбил казанский полевой отряд и занял Арскую сторону. Была взорвана система водоснабжения города, местами подорваны стены. К 30 сентября кольцо осады сузилось. Между русскими боевыми башнями и крепостью оставался лишь ров. 1 октября, в праздник Покрова Богородицы, его засыпали, под городские стены сделали подкопы и взорвали их.

2 октября 1552 года (460 лет назад), после отказа гарнизона сдать город, русское войско начало штурм крепости и уже в середине дня сломило сопротивление осажденных и захватило Казань.

В 3 часа дня в город въехал на коне Иван Грозный, для чего с трудом очистили проход длиной всего в сто шагов от Муралеевых ворот до ханского дворца. Казань пала.

Самарский край в эпоху Казанского ханства оказался как бы разделенным на две части. Самарская Лука и северные районы Левобережья находились под властью Казани; центральные и южные территории степного Заволжья вошли в состав Ногайской Орды. И в том и в другом случае наш край являлся периферийной территорией и не имел постоянного оседлого населения. После взятия Казани Казанское ханство было ликвидировано, а Среднее Поволжье (включая территорию нынешней Самарской области) вошло в состав России. Обороняя свои новые границы, Россия положила конец набегам степных кочевников на земледельческие районы Среднего Поволжья. Постепенно были созданы условия для хозяйственного освоения новых территорий в этом регионе. Возникли предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.

После взятия Казани один из властителей Ногайской Орды мурза Измаил настоятельно рекомендовал Ивану Грозному построить в устье р. Самары крепость. Москва отвечала согласием, но средств у центрального правительства не хватало. После смерти Ивана Грозного, в начале царствования его сына Федора Иоанновича, правительство Бориса Годунова начало проводить активную политику строительства городов-крепостей на юге и юго-востоке. В числе прочих в 1586 году князем Григорием Засекиным, ставшим первым самарским воеводой, была основана и Самара. Самара была построена, прежде всего, как перевалочный пункт между Астраханью и Казанью, для охраны волжского пути.