Речевая характеристика. Чем хороша устная речь

Речевая структура - ϶ᴛᴏ последовательность речевых действий. Когда мы создаем текст мы совершаем определœенную последовательность речевых действий. Речевая структура является обязательной и в ней жестко закреплена последовательность действий. Действия бывают обязательными и факультативными; закрепленными и свободно перемещаемыми. Обязательные действия - ϶ᴛᴏ жанрообразующие действия. Текст - ϶ᴛᴏ цепочка речевых действий, в которой некоторые действия имеют закрепленное место, и в которой некоторые действия являются обязательными. Жанр – текст, построенный по какому-либо типовому правилу. Жанр – отражается в типовой речевой структуре типовой ситуации общения. Стерильных жанров практически не существует.

Информационный текст - ϶ᴛᴏ текст, опирающийся на содержание. Информационные

Характеристика:

Набор сведений, минимальная эмоциональная окраска, не способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ Аналитические

Характеристика:

Состоят из сведений и их анализа, обычно эмоционально окрашены, способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ

Образные речи – художественная публицистика, может рассматриваться как часть аналитических групп жанров с образным началом развития.

Речевые особенности информационных жанров:

Выше частота колебаний модальности простых предложений

Движение от общего к частному

Жанрообразующим речевым действием в информационных жанрах выступает констатация факта.

Тексты, относящиеся к жанру заметки, достаточно разнообразны. Автор преследует одну цель - сообщить актуальн, соц значимую инфу. Простейший тип заметки - хроникальная, кот в своем содержании представляет факт или сообщает о событии. Текст хроникальной информации ограничен в связи с этим одним речевым действием: или констатация факта͵ или сообщение о событии. Констатация выражается в виде простого предложения, без средств выразительного начала: вводных слов, частиц, экспрессивной лексики и т. п. Простое предложение обладает ярко выраженной констатирующей модальностью. Невыраженность личностного компонента про изводит впечатление, что сказанное есть абсолютная истина, не зависящая от мнения автора. Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информации, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются факультативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обязательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией.

Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информа­ции, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются фа­культативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обя­зательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией. Перечень факуль­тативных речевых действий далеко не исчерпывается указанными выше. В других конкретных речевых ситуациях могут появиться и описание, и повествование, и обращение к читателю и т. д.

Интервью. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер­вьюируемого.

Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при­страстия, привычки.

Информац интервью - способ организации газетного текста͵ монологического по своим сущнос­тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя­тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. По этой причине можно посмот­реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.

Портретное интервью имеет другую речевую при­роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.

Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. В случае если в инфор интервью речь собесед­ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.

Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс­нение собеседника.

В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре­сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич­ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон­струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона­ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, к примеру).

Итак, газетное интервью - это прежде всœего форма организа­ции содержания различных материалов, которые по своим функци­ям бывают как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.

Речевые особенности репортажа Существенной особенностью речевой структуры репортажа является прямая речь участников события, очевидцев. Это крайне важно для того, чтобы повысить авторитетность информации. Итак, жанрообразующими речевыми действиями в репортаже явл описание (повествование), комментарий, информация, прямая речь персонажа. Синтаксич и лексич хар-ки разн реч действий различны. Внешне это выражается в ритме. От абзаца к абзацу ритм меняется исходя из того, какое речевое действие в абзаце представлено.

Речевые особенности действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад»

А.И.Ревякин. "Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишневый сад» А.П.Чехова"
Сборник статей "Творчество А.П.Чехова", Учпедгиз, Москва, 1956 г.
OCR сайт

5. Речевые особенности действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад»

Действующие лица «Вишневого сада» в их социально-типической сущности и индивидуальных особенностях ярко проявляются средствами языка.
Речь каждого действующего лица пьесы своеобразна, при этом в ней с особой полнотой раскрываются его типические и индивидуальные свойства.
Язык Раневской отличен от языка Гаева и Симеонова-Пищика. Противоречивая сущность Раневской - ее искренность и манерность, непосредственность и излишняя впечатлительность, чувствительность - сказывается и в языке.
Её речь изобилует словами и выражениями эмоциональной, а иногда и явно мелодраматической окраски. Например:
безжалостно... измучил меня... умоляет вернуться; пожалейте меня; дрожит душа от каждого звука; клянусь вам; я сейчас умру; я мечтала... выдать её за вас.
Ей свойственны эпитеты чувствительные, лирические, а иногда и явно приукрашенные, эстетизированные:
милая моя, прекрасная комната, изумительный сад, ненаглядная дитюся, сокровище мое, приеду, моё золото.
Она явно склонна к глубоко эмоциональным сравнениям: белое деревце склонилось, похоже на женщину; твои глазки играют, как два алмаза; как сумасшедшая.
Подчёркнутая эмоциональность речи Раневской создается и синтаксическими средствами. Эти средства весьма разнообразны: повторение одних и тех же слов и оборотов во фразе (весь, весь белый, О моё детство, чистота моя), ритмико-мелодическое соотношение частей, составляющих фразу (...кто там поглядит за ним, кто удержит его от ошибок, кто даст ему во-время лекарства?), восклицательная и вопросительная интонация (Детская!.. Я не смогла! О, сад мой!.. Для чего? Для чего, мой друг?.. Что же, Петя? Отчего вы так подурнели? Отчего постарели?), единоначатие (Зачем так много пить, Лёня? Зачем так много есть? Зачем так много говорить?), умолчание, незаконченность, недоговоренность, прерывность фразы (Гриша мой... мой мальчик... Гриша... сын), обособленность фраз, их слабо выраженная связь: И теперь я как маленькая... (Целует брата, Варю, потом опять брата). А Варя попрежнему всё такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала...; Что же делать, дай... Ему нужно... Он отдаст.
Ритмико-мелодическая фраза Раневской проявляется по преимуществу трехчленными сочетаниями и тяготеет к форме градации, т. е. эмоционально-смыслового нарастания, например:
О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!
Искренность чувств, эмоциональность совмещаются у Раневской с излишней чувствительностью, заученной манерностью, что в ее речи выражается сентиментальная риторичность.
Раневская, так много внимания отдававшая внешности, стремилась говорить красиво, изящно, деликатно. Того же она требовала и от других. Ее шокировали резкие выражения Трофимова, и она выговаривала ему:
Но надо иначе, иначе это сказать.
Но в стремлении к красивой, образной, эмоциональной речи Раневская часто пользуется словами и оборотами, намного более сильными, чем выражаемые в них чувства, и это приводит ее к ложной патетичности.
Так, например, явно напыщенно звучат следующие её слова, обращенные к Трофимову:
Ведь я родилась здесь, здесь жил мой отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и, если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом.
Раневская, неспособная на глубокие чувства, как известно, недолго мучилась утратой вишневого сада.
Сентиментальной риторикой веет и от такой фразы Раневской:
О, сад мой! После тёмной ненастной осени и холодной зимы, опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя...
Явно сентиментально, манерно звучат и ее обращения к предметам детской комнаты:
Шкапик мой родной... (Целует шкап). Столик мой...
Сентиментальность Раневской с особой ощутимостью сказывается в ее пристрастии к уменьшительно-ласкательным суффиксам: мой старичок, мальчиком, милым студентиком, деревцо, голубчик.
Ее чувствительность и манерность отчётливо проявляются так-же в излишне приподнятой, риторической метафоричности. Она говорит:
Счастье просыпалось вместе со мной каждое утро; Если бы снять с груди и с плеч моих тяжёлый камень; душа моя высохла.
В критической литературе уже указывалось, что неясность собственных намерений, обусловленная ее крайней непрактичностью и легкомыслием, ведёт Раневскую к частому использованию неопределенных наречий и частиц (В. А. К о в а л е в и Л. М. P о з е н б л ю м, Речевые характеристики основных персонажей пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад», «Русский язык в школе», 1954, № 4, стр. 18.), например:
Может быть, надумаем что-нибудь; Я всё жду чего-то; Неприятно почему-то, даже как-то не знаю, что думать, теряюсь; Говорите же что-нибудь, говорите.
Речь Гаева, барина-сластены, склонного от безделья к безобидным, либеральным разглагольствованиям, представляет своеобразный сплав просторечия с превыспренней фразеологией. Свойственное ему просторечие проявляется словами и выражениями, связанными с вкусовыми ощущениями (анчоусы, позавтракили, курицей пахнет, селёдкой пахнет) и бильярдными интересами.
Бильярдные термины служат Гаеву для выражения самых разнообразных душевных переживаний. Явно сконфуженный своей нелепой речью перед шкафом, он бормочет: От шара направо в угол! Режу в среднюю!
Довольный придуманным им проектом спасения вишневого сада, он восклицает: От двух бортов в середину! Кладу чистого...
Удовлетворённый увеселительной поездкой в город, он произносит: Жёлтого в середину.
В глубоком раздумье о надвигающихся торгах на имение он говорит: Дуплет в угол... Краузе в середину...
Разговорно-просторечная особенность языка Гаева с особой выпуклостью проявляется в любимом им словечке кого?, которое он произносит в нарочитом нарушении всякой логики.
Например:
Л о п а х и н. Да время идет.
Г а е в. Кого?
Или:
Яш а. А вы, Леонид Андреевич, все такой же, как были.
Г а е в. Кого?
В этом словечке как нельзя лучше, выразилась сущность барской надменности и высокомерности Гаева. М. Неведомский очень удачно сказал, что это словечко - «есть последний остаток барской спеси в фигуре Гаева. Этим презрительным, но невинным «кого?» он отстреливается и от хамски-наглых выходок лакея Якова, и от слишком развязного и очевидно лишённого, на его взгляд, всякой тонкости чувств Лопахина» (М. Н е в е д о м с к и й, 0 современном художестве, "Мир божий", 1904, № 8, стр. 21).
Барское высокомерие Гаева отчетливо проявляется и в таких репликах, обращённых к Лопахину, как хам, какая чепуха.
Вторая особенность речи Гаева, проявляющаяся превыспренной фразеологией, характеризует его как застольного оратора либерально-народнической складки. То влечение, род недуга, которое испытывает Гаев к фразе, к речам, блестяще используется Чеховым для пародирования либерального краснобайства. Заостряя социально-типические особенности либеральной фразеологии Гаева, Чехов создает такой классический образец сатирической пародии, какой является речь Гаева перед шкафом. Стоя перед шкафом, он говорит:
Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...
Особенности речи Гаева как пустой, краснобайской декламации Чехов подчёркивает и ремарками. Во втором акте обращение Гаева к природе (О, природа, дивная и т. д.) предваряется такой ремаркой: негромко, как бы декламируя.
Внутренняя неорганизованность Гаева отражается в беспорядочности его речи. Он скользит от одной темы к другой. Например:
Ну, детки, бай-бай... Подробности завтра, а теперь идите спать (целует Аню и Варю). Я человек восьмидесятых годов... Не хвалят это время... И т. д.
Облик глубоко провинциального, невежественного, весьма недалекого по уму, вечно занимающего деньги помещика Пищика выпукло раскрывается Чеховым и средствами его, речи, весьма бедной и примитивной.
Пищик пользуется по преимуществу просторечными (небось, пропадай моя телега все четыре колеса, ан глядь, а там гляди, утречком, рубликов), фамильярными словами и оборотами (злодейка, на вальсишку, коньячком от тебя попахивает) и густо уснащает свою речь почтительными, ласкательными и хвалебными эпитетами (милая, почтеннейшие, очаровательнейшая, достойнейший, замечательнейшая, прекраснейшая, знаменитейший), выражениями, напоминающими, видимо, о его былой охотничьей страсти (попал в стаю - лай не лай, а хвостом виляй; голодная собака верует только в мясо) и присловьем Вы подумайте!
В присловье Вы подумайте!, которое он на протяжении пьесы произносит восемь раз, ярко обнажается и его добродушие, и его бесхитростность, и его полнейшее, прямо-таки детски наивное неведение общеизвестного.
Будучи от природы неразговорчивым, он говорит медленно, подбирая слова с трудом. Совершенно беспомощный в построении предложений, он пользуется по преимуществу краткими, прерывистыми фразами. Попытки произнести длинную реплику сводятся у него к бессвязному нагромождению слов. Например:
Человек, надо правду сказать... достойнейший... И моя Дашенька... тоже говорит, что... разные слова говорит.
Или:
Как? (Встревоженно.) Почему в город? То-то я гляжу на мебель... чемоданы... Ну, ничего... (Сквозь слезы.) Ничего... Величайшего ума люди... эти англичане... Ничего... Будьте счастливы...
Стремление к индивидуализации, так ясно обнаружившееся в языке Раневской, Гаева и Пищика, еще более проявилось в речи Лопахина.
В речи купца Лопахина Чехов отразил и его жизненный путь, деревенское происхождение и его социальную сущность, и его связи, культуру и его глубоко индивидуальные свойства.
Деревенско-кулацкое происхождение, малая культура Лопахина отчетливо проявились в его речи такими словами и фразеологическими оборотами, которые в своей совокупности отражают особенности мещанско-простонародного говора: папаша, мальчонком, прорва, страсть (в смысле «очень»), экий, ежели, небось, об эту пору, на деревне в лавке торговал, он выпивши был, огромадная, надо себя помнить, знай себе, мужик мужиком, нужно поубрать, какого дурака свалял.
Речь Лопахина пестрит словами и выражениями торгового коммерческого жаргона: «...Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать... Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти... Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной». Или: «...заработал сорок тысяч чистого».
Человек строгого расчета, он очень часто прибегает в своей речи к цифрам: «Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей за десятину»; «до поезда осталось всего сорок семь минут! Значит, через двадцать минут на станцию ехать!»
Его купеческо-приказчичья почтительность сказалась в таких словах и фразах, как ничего-с, покорно благодарим, а грубость, хвастливость и фамильярность в таких выражениях, как вылакал, за все могу заплатить, до свиданция, я все болтался с вами, зачем же нос драть, баба вы.
Для речи Лопахина, постоянно вращающегося среди интеллигенции, хотя и мало, но читающего, большого театрала, естественны иностранные слова (проект, аукцион, циркуляция), отголоски литературно-книжной фразеологии: плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности. В его устах уместны и литературные цитаты, хотя и извращенные, как, например, в обращении к Варе: Охмелия, иди в монастырь.
Лопахин стремится говорить так, как говорят окружающие его образованные люди, но его малая культура ведёт к отклонениям, к вульгаризации, к своеобразному сплаву разговорно-просторечной, простонародно-областной и литературно-книжной речи. Он говорит: Позвольте вас спросить, как вы обо мне понимаете? Или: Всякому безобразию есть своё приличие. И еще: Музыка, играй отчётливо!
Свойственная Лопахину грубость проявляется в грубой, вульгарной лексике и фразеологии: Со свиным рылом в калашный ряд; Экая прорва; пишу я... как свинья; За все могу заплатить! Зачем же нос драть? Это называется вылакать.
Важно отметить, что Лопахин, этот ловкий предприниматель, меняет манеру своей речи в зависимости от того, с кем он общается.
С Епиходовым он говорит грубо; пренебрежительно: Отстань. Надоел.
С Гаевым ой разговаривает иронически, показывая свое превосходство над ним: до свиданция; баба вы.
С Трофимовым он беседует дружески, панибратски: Прощай, голубчик. Спасибо за всё. Ежели нужно, возьми у меня денег на дорогу.
Для Раневской он подбирает слова и фразы деликатные, приятные, красивые, исполненные глубокой симпатии: Но вы не беспокойтесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть...; Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернёшь теперь.
По своему синтаксическому строению речь дельца Лопахина отличается ясностью, четкостью, логичностью, сжатостью. Например: Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода.
Чехов, раскрывая сложную, противоречивую сущность характера Лопахина, показывает и его склонность иногда к повышенно-эмоциональной, ритмико-мелодической, эстетизированной фразеологии, например: Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде. Или: И тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным... И еще: Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами.
Особенности языка Лопахина свидетельствуют о том, что перед нами не обычный, не ординарный купец, а купец с резко выраженной ндивидуальностью. Совокупностью типических и индивидуальных речевых особенностей Чехов рисовал весьма своеобразный, сложный в своей социально-психологической сущности характер купца. Но этот характер явился не плодом писательской фантазии, а отражением реальных отношений. Подобные купцы были в тогдашнее время, их Чехов встречал на своем жизненном пути (напомним хотя бы его знакомство с известным орехово-зуевским фабрикантом-меценатом С. Т. Морозовым).
Чехов очень боялся, что сложность, индивидуальность Лопахина будет стёрта в сценическом исполнений, и поэтому неоднократно напоминал о ней. В письмах к О. Л. Книппер от 28 и ЗО октября 1903 года он писал: «Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать... Лопахина надо играть не крикуну, не надо, чтобы это непременно был купец. Это мягкий человек» (А. П. Ч е х о в, Полное собрание сочинений и писем, т. 20, Гослитиздат, М., 1951, стр. 167, 169).
Эту мягкость, тонкость, сложность Лопахина Чехов отразил и в его языке. В речи действующих лиц Чехов стремился раскрыть не только многогранность их внутреннего облика, но и богатство национального языка.
С особой силой это богатство выявилось им в речах положительных действующих лиц. Убедительным свидетельством тому служит речь Трофимова и Ани.
Речь Трофимова, представителя демократических идей, обличающего старый общественный строй и зовущего к созиданию нового мира, - речь пропагандиста, привыкшего много говорить, хорошо владеющего словом, лексически богатая, образная, яркая, по преимуществу сложно-сочинённая.
Он широко пользуется социально-политической и научной терминологией, резко отличающей его от всех других действующих лиц пьесы: рабочие, интеллигенция, крепостники, азиатчина, труд, правда, истина, мистическое, богатые и нищие, в смысле обмена веществ, физиологически, энергия, философствуют и т. д.
Ведущая речевая интонация Трофимова - разоблачающая, убеждающая и призывающая.
Изобличая старое и пропагандируя новое, Трофимов говорит взволнованно, эмоционально, патетически. Он использует контрастные противопоставления (называют себя интеллигенцией, а прислуге говорят «ты»), единоначатия (Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать), повторы (большинство... интеллигенции... ничего не ищет, ничего не делает), пропуски членов предложения (Твой отец был мужик, мой - аптекарь), восклицательные и побудительные формы фразы (Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!), утверждение в вопросительной форме (Укажите мне, где у нас ясли - где читальни?), или в форме эмоционально-смыслового нарастания (Верьте мне, Аня, верьте!.. Я могу обходиться без вас, я могу проходить мимо вас, я силен и горд) и другие средства ораторской речи.
Трофимов обращается к ярким, глубоко эмоциональным сравнениям, например: Солнышко моё! Весна моя!
Его речь метафорична. Он говорит: Вся Россия - наш сад; мы идём неудержимо к яркой звезде...
Пропагандистско-ораторская установка его речи проявляется и стремлением к завершающим мысль итоговым положениям. Например: Надо... работать. Или: Чтобы начать жить в настоящем, надо искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.
Неясность социальных идеалов и путей их достижения, столь характерная для Трофимова, сказалась в явном налете риторичности, влечении к поэтически туманной, абстрактной фразе, например: Будьте свободны как ветер; Душа моя... была полна неизъяснимых предчувствий.
Облик Ани Раневской, кристально чистой, непосредственной, восторженной, устремленной к правде, живущей мечтами о лучшей жизни для всех, с изумительной яркостью раскрывается в ее речи. Эта речь - последовательно литературная, прозрачно ясная, непосредственная; глубоко эмоциональная и мелодическая.
Глубокая эмоциональность и ритмико-мелодический строй речи Ани создаются повторением отдельных слов и выражений (в фразе Моя комната, мои окна; у неё ничего не осталось, ничего; ушла, ушла без оглядки), членением фразы на ритмико-мелодические доли (Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке брат Гриша, хорошенький семилетний мальчик); расположением частей предложения и целых фраз в порядке их эмоционально-смыслового нарастания (Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя...); необычной расстановкой слов в предложении (Я не спала всю дорогу, томило меня беспокойство) и другими средствами.
Ритмико-мелодическому строю речи Ани содействуют и элементы ее метрической организации. Аня не говорит стихами, но ее речь настолько композиционно собрана, упорядочена, что отдельные фразы или их части приобретают свойство определенного размера. Вот для примера фразы и их части, построенные ямбически:
- Я спать пойду. Спокоиной ночи, мама.
- Пройдёмте здесь.
- Ты всё об одном...
- Не спится. Не могу.
- ...но всё же я покойна. Спасибо дяде.
Придавая речи Ани благозвучность, Чехов использовал даже рифму: «Я не спала в дороге четыре ночи... теперь озябла очень».
Внутренняя чистота и красота Ани отразилась и красотой применяемых ею сравнений:
Глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, - говорит она матери.
По благозвучности, по композиционной стройности и ритмико-мелодической организованности речь Ани самая совершенная из всех действующих лиц «Вишнёвого сада».
Присущая Ане сентиментальность сказывается в ее речи обилием «чувствительной» лексики (дядечка, дядя... милый; Мне вдруг стало жаль мамы, так жаль) и недоговоренностью, усиливающей эмоциональную окраску фразы: Мама потом все ласкалась, плакала...; Боже мой, боже мой...
Речевое своеобразие свойственно не только основным, ведущим, но и второстепенным действующим лицам пьесы «Вишневый сад».
Речь конторщика Епиходова, человека умственно ограниченного, недалекого, малоразвитого, хотя и читающего «разные замечательные книги», косноязычна.
Комический облик Епиходова, неуклюжего, самолюбивого, умственно убогого, но считающего себя необыкновенным, «образованным» человеком, отчетливо осуществляется и в его языке - явно комическом, даже водевильном.
Претендуя на образованность, он пользуется книжными и иностраными словами, но по своей малограмотности, вульгаризированно, в немотивированном смешении с разговорно-просторечными. Его фраза нередко состоит из разностильных слов и выражений родной речи:
- Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз.
- За границей все давно уж в полной комплекции.
- Я желаю побеспокоить вас, Авдотья Фёдоровна, на пару слов.
Здесь, как справедливо замечает П. Г. Стрелков, «изысканная учтивость» сочетается с разговорной идиомой «на пару слов» (П. Г. С т р е л к о в, 0 речевых стилях в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», «Известия Академии наук СССР, Отделение литературы и языка», т. Х, вып. 2, 1951, стр. 137).
Епиходов употребляет неправильные, алогичные словосочетания и обороты:
- С меня взыскивать, позвольте вам выразиться, вы не можете.
Или:
- Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим.
И еще:
Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне али застрелиться, собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер.
Епиходов до крайности загромождает свою речь вводными словами и выражениями. Например:
Собственно говоря, не касаясь других предметов, я должен выразиться о себе, между прочим...
Или:
Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа.
Он пользуется несообразными сравнениями:
«Вы, Авдотья Федоровна, не желаете меня видеть... как будто я какое насекомое».
Или:
«Судьба относится ко мне без сожаления, как буря к небольшому кораблю».
О речи Епиходова хорошо сказала Дуняша: «Человек он смирный, а только иной раз, как начнет говорить, ничего не поймёшь. И хорошо, и чувствительно, а только непонятно».
Своеобразие речи лакея Яши в сочетании слов и выражений простонародно-просторечных (само собой, ежели), внешне лакейской учтивости и подобострастия (позвольте, сиюминуту, да-с, тут можно пройти-с), грубо-фамильярных, циничных (хоть бы ты поскорее подох) и подражательных, заимствованных им из разговоров своих господ (не могу с вами не согласиться; приятно выкурить сигару на чистом воздухе).
Немотивированное смешение книжности и просторечности приводит его к таким разностильным фразам, как:
- Я такого мнения, Ермолай Алексеич: народ добрый, но мало понимает.
Книжное "такого мнения" здесь соседствует с явно просторечным "мало понимает".
Подобные фразы подчеркивают невежественность Яши.
Грубая сущность Яши, развращённого бездельной жизнью в Париже, великолепно обнажается в его первом обращении к Дуняше:
огурчик!
И не случайно, что это обращение повторяется Яшей во втором действии - так оно ярко характеризует весь его пошло-цинический внутренний облик.
Бедность речи Яши, лексически весьма ограниченной, лишенной изобразительности, эмоциональных красок, сухой, скупой, отрывистой, отражает пошлость, скудность его внутреннего облика. При этом стремление говорить, подражая господам, придает его речи вульгарно-мещанскую претенциозность.
Речь горничной Дуняши представляет своеобразный сплав разговорно-просторечной лексики и фразеологии ее социального круга и особенностей языка её господ, использованных упрощенно, неправильно.
Она может говорить (когда бывает естественной, искренной) хорошим языком человека, связанного с народом. Так, например, очень просто она беседует с Аней в первой их встрече: Вы уехали в великом посту, тогда был снег, был мороз, а теперь?..
Как непосредственны её прощальные слова, обращённые к Яше: Хоть бы взглянули разочек.
В ее речи отчетливо проступают элементы профессиональной учтивости. 0 знакомых своих господ она говорит в множественном числе: ...В бане спят, там и живут. Боюсь, говорит, стеснить.
Но, подражая своим господам, в частности и в особенности слабонервным барышням, Дуняша по своей малограмотности искажает, вульгаризирует особенности их лексики и фразеологии, и ее речь становится искусственной, манерной, комической.
Так, например, обращаясь к лакею Яше, она произносит: И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет с моими нервами.
Или: Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всём рассуждать.
Не желая продолжать беседу с Епиходовым, она говорит: Прошу вас, после поговорим, а теперь вы оставьте меня в покое. Теперь я мечтаю (играет веером).
Особенно комическое впечатление производит её нарочитое подчёркивание своей чувствительности, нежности и деликатности. Например: Я сейчас упаду, всего боюсь... Ах, упаду!
Или: Нежная стала, такая деликатная, благородная...
И последнее: Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова.
Для речи Шарлотты Ивановны, немки-гувернантки, свойственны неверные для русского языка словоупотребления (вы такой хороший мой идеал), ошибки в согласовании (Вы, сударыня, мне тоже очень понравился), в строении фразы (А я прыгала salto mortale и разные штучки), обращения к немецкому языку.
Практичность, недалекость, грубоватость, чувствительность и религиозность Вари глубоко раскрываются в её скупой, краткой, рассудительной речи, сочетающей в себе лексику и фразеологию практически-деловую (пора и честь знать; все ли вещи привезли, я приказала...), бранную (видела подлеца; бесстыдник; убирайся же вон отсюда!; Возьмите вашу гадость!) и ласкательно-обходительную (душечка, родная, красавица, мамочка, дядечка), религиозную (воля божья, господь с вами, если бы господь помог). Ее религиозно-монашеские настроения великолепно выражаются в любимом ее выражении: Благолепие!
Речь добродушного, патриархально преданного своим господам старого лакея Фирса характеризуется простонародно-областным произношением слов (кофий, небось, не в охотку, бесперечь), обращением к поговорочным (молодо-зелено!) и почтительным (чего изволите?) выражениям, неторопливостью, слабой, по преимуществу сочинительной связью предложений (а воля вышла, я уже старшим камердинером был. И помню все рады...) часто повторяемым присловьем (Эх ты... недотёпа!..).

Язык Чехова отличается необыкновенной объемностью. У него нет пустых, лишних, банальных слов. Каждое его слово предельно насыщено и действенно.
Раскрывая социально-психологическую сущность своих персонажей, показывая их внутренние отношения, Чехов нередко обращается к средствам косвенного, двойного значения слова, к его многозначительности.
Вот, например, в первом акте Аня и Варя говорят о продаже имения, а в это время в дверь заглядывает Лопахин, мычит (ме-е-е) и тут же уходит.
Это появление Лопахина и его насмешливо-издевательское мычание явно многозначительно. Имея предваряющий характер, оно как бы молнией освещает все будущее поведение Лопахина: ведь именно он купил вишнёвый сад, стал его владельцем и грубо отказался от Вари, терпеливо ожидавшей его предложения.
Несколько позже Раневская, взяв у Вари телеграммы из Парижа, рвёт их, не читая, и произносит: С Парижем кончено...
Этими словами Любовь Андреевна говорит и о том, что она решила кончить свою кочевую жизнь вне родной земли, и о том, что она безвозвратно порвала с своим «содержантом». Слова «С Парижем кончено» являются своеобразным итогом рассказа Ани о богемном образе жизни её матери в Париже и того чувства огромной радости возвращения на родную почву, в родной дом, которое испытывает Раневская.
Лопахин после приветственной речи, обращенной Гаевым к шкафу, произносит одно слово: Да... Но в этом слове выражено и удивление перед наивным ребячеством Гаева, и ощущение ничтожества Гаева, который в то же время то и дело барски третирует Лопахина, и презрение к Гаеву.
Во втором акте Аня и её мать задумчиво повторяют одну фразу: Епиходов идёт, но каждая вкладывает в нее совершенно иной, многозначительный смысл, связанный с их различным пониманием жизни и раздумьем о ней.
Явно многозначительны слова Трофимова из того же акта: Да, восходит луна. (Пауза.) Вот оно счастье, вот оно идёт, подходит все ближе и ближе, уже слышу его шаги.
Многозначительный, реально-символический смысл в устах Трофимова имеют такие слова, как яркая звезда и долг.
Огромный подтекст несут слова Ани в третьем акте: Мы насадим новый сад, роскошнее этого.
Широкий смысл вкладывает Чехов и в слова Ани в четвертом акте: В дорогу!.. Прощай, старая жизнь!
В критической литературе уже отмечалось обилие в пьесах Чехова так называемых «внутренних разговоров» (С. Б а л у х а ты й, Чехов-драматург, Гослитиздат, 1936. стр. 281), когда люди говорят об одном, а думают о другом, когда посредством внешне безобидного, «нейтрального» разговора на бытовую тему ведется сокровенный, глубоко психологический диалог.
Подобным разговором является диалог, происходящий во втором акте между Лопахиным, Раневской и Гаевым после требовательного вопроса Лопахина: Согласны вы отдать землю под дачи или нет?
Не желая дать положительного ответа, но в то же время не видя иного выхода, они «тянут», занятые думами, они отвечают «нейтральными» репликами, не имеющими отношения к вопросу Лопахина.
В том же акте, раздумывая о путях спасения имения, но скрывая свои мысли под «нейтральными» словами, Гаев произносит: Дуплет в угол... Краузе в середину.
В третьем акте Яша, сообщая Раневской о том, что старик, принесший из города известие о продаже имения, давно ушел, смеется. Это раздражает Раневскую, и она с досадой спрашивает его: Ну, чему вы смеетесь? Чему рады? Явно скрывая причину своего смеха, Яша ответил: «Очень уж Епиходов смешной».
Епиходова рядом с ним не было, и ответ Яши придуман. Но смеётся он, как уже отмечалось в литературе о Чехове, от радости, что имение продано. С продажей имения связаны его мечты об отъезде с Раневской за границу, в Париж.
Особенно ярким примером «внутреннего разговора» является последний диалог Вари с Лопахиным. Перебрасываясь пустяшными фразами о какой-то вещи, якобы потерянной Варей, о своих делах, о погоде, они ведут сложную и решающую беседу о своих чувствах друг к другу.
Глубокая индивидуальная характерность, емкость, многозначительность, так присущие языку действующих лиц пьесы «Вишнёвый сад», представляют собой выражение стилевой манеры Чехова. Это основные особенности его принципа речевой характеристики действующих лиц.
Своим искусством устно-диалогической индивидуализации действующих лиц Чехов довершил работу драматургов критического реализма и в особенности Островского. В. В. Виноградов справедливо пишет, что «В творчестве Чехова прием стилистической индивидуализации драматического языка достигает высшего предела» (В. В. В и н о г р а д о в, 0 языке Толстого, «Литературное наследство», 35 - 36, стр. 190).

Через речь личность проявляет себя, в речи она и проявляется. Описывая речевые свойства личности, мы можем охарактеризовать ее как красноречивую или демонстрирующую косноязычие, одни человек может быть болтливым, другой известен своей немногословностью. По степени речевой активности мы относим одних людей к группе общительных, а других называем замкнутыми.

Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи стремятся найти устойчивые характеристики. При этом идут по двум возможным путями: исследуются формально-динамические характеристики речи (темп, модуляции голоса и пр.) или основное внимание уделяется содержательным характеристикам речи (тематика речи).

В.М.Русалов предлагает использовать особенности речи человека для оценки его коммуникативной сферы личности. Есть четыре базовых измерения: эргичность (выносливость), скорость , пластичность и эмоциональность . При низкой коммуникативной выносливости (эргичности) в эксперименте испытуемый предпочитал отвечать кратко, не задавал вопросов, в разговор включался с трудом, был молчалив. Его речь тихая, монотонная, интонации печальные. При низкой эмоциональности голос человека спокойный, уверенный. При высокой эмоциональности отмечаются резкие интонации (падающие или нисходящие), большое количество отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, грусти, страха), обилие междометий, много шумовых эффектов.

Характер, а также ценностные устремления людей проявляются не только в том, как они говорят, но и в том, о чем они говорят, то есть в темах, постоянно присутствующих в их речи. Нередко именно по тематике речи мы распознаем личностные особенности человека. Так в речи человека с психастеническим типом акцентуации характера будут постоянно звучать мотивы тревоги, неуверенности, сомнения. При истероидной, демонстративной акцентуации в речи будет стремление преувеличивать и выставлять напоказ особенности своего «Я», сообщения о каких-то особых интенсивных в том или ином отношении переживаниях и т.п.

В конце XIX – начале XX века возник интерес к исследованию того, как проявляются индивидуальные особенности людей в письменной речи, в тексте. Русский писатель А.Белый исследовал творчество Пушкина, Тютчева, Баратынского. Он подсчитывал и классифицировал все прилагательные, глаголы, наречия в произведениях этих авторов, относящиеся к элементам приро-
ды – солнцу, луне, ветру и т.п. Получилось, например, что Пушкин почти в 80% случаев говорит «луна» вместо «месяц», тогда как Тютчев – наоборот. А.Белый сделал следующий вывод: «целостное овладение природой у Пушкина, а у Тютчева целостное растворение; этого овладения и этого растворения в поэзии Баратынского нет: у него природа раздвоена…».

В настоящее врем для исследования личностных характеристик, проявляющийся в речи человека используют метод контент-анализа .

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основы психологии и педагогики

Система открытого образования.. Основы психологии и педагогики..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философско-методологические подходы к психолого-педагогическому изучению личности
С.Л.Рубинштейн о бытии человека. С.Л.Рубинштейн предположил, что наиболее фундаментальной проблемой, решение которой позволит человеку разобраться в своих взаимоотношения с

Уровни познания
v Познание мира: житейское и научное. Всякая наука имеет своим истоком практику. Каждый помнит со школьных времен, что наука математика возникла из-за необходимости размет

Формы сотрудничества научной и житейской психологии и педагогики в реальной жизни и деятельности
Французский психолог и психопатолог Пьер Жане (1859-1947) в свое время отмечал, что в психологии, которую народ создал еще до профессиональных психологов, воедино слиты деят

Виды научной психологии и педагогики
Как и всякая современная наука, и психология, и педагогика существуют в двух разновидностях: академической (с двумя подвидами – теоретическим и экспериментальным) и

История становления предмета психологии и педагогики
Душа и воспитание (душа как предмет изучения и воспитания) Как мы отмечали ранее, при описании термина «психология», вольный перевод с греческого может быть дан, как «изуч

Современные научные направления психологии и педагогики и их взаимосвязь
Школы психологии. Чаще всего выделяют пять наиболее значимых направлений (школ) современной психологии. Их возникновение и развитие касалось также изменения в предмете педагогики,

Философские подходы к объяснению психического
Еще в раннем периоде человечества люди обнаружили тот факт, что их мир представлен как бы двумя видами явлений: 1) окружающая природа, различные предметы, сам человек и другие люди; 2) образы

Материальное и идеальное
Философское (материалистическое) понимание материи характеризует ее только как «объективную действительность, существующую в пространстве и времени независимо от сознания и обладаю

Понятие отражения
Все материальное, по мнению материалистов, обладает всеобщим свойством, названным ими «отражением». Имеет место и противоположное представление о всеобщей одушевленности

Различие живой и неживой материи
Существуют несколько признаков, по которым можно всегда отличить неживую и живую материю. Во-первых, живые системы вторичны по отношению к неживым (первым доказательст

Допсихическое отражение
v Стадия 1. · Раздражимость –способность живого организма отвечать активной реакцией при воздействии жизненно важного в

Структура сознания
Психика, как отражение действительности в мозгу человека, характеризуется разными уровнями. Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть в

Происхождение сознания
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорг

Сознание как высшая форма психики
Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей дей

Неосознаваемые психические процессы
Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу, он осознает и контролирует свое поведение или состояние

Неосознаваемые механизмы сознательных действий
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как бы «сами собой». В этих случаях часто говорят о «механическо

Неосознаваемые побудители сознательных действий
Следующий большой класс неосознаваемых процессов - неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования процессов, входящих в этот класс, прежде всего, связаны с именем од

Надсознательные процессы
Третий класс неосознаваемых процессов образуют «надсознателъные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большо

Понятие о деятельности
Потребности человека являются источником его активности, а постоянное рассогласование между изменяющимися потребностями и наличными условиями для их удовлетворения выступает как движущая сила разви

Структура деятельности человека
Через деятельность, в процессе которой осуществляется воздействие на природу, вещи и других людей, устанавливается реальная связь между человеком и окружающим его миром. Реализуя и раскрывая в деят

Основные виды деятельности
Видов деятельности человека существует много, но среди их многообразия есть главнейшие, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности. К таким основным видам деятельности от

Основные методы исследования
Методы научных исследований- это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практиче

Вспомогательные методы исследования
Психодиагностические методынаправлены на выявление устойчивых качеств и структурных компонентов личности - личностных черт, иными словами, распространяются на весь класс спе

Этапы психологического исследования
Психологическое исследование, при всей его научной специфике, может быть подведено под общую схему эмпирических исследований; оно включает такие обязательные этапы, как: 1) подгото

Зарубежные и отечественные подходы к личности
Личность представляет собой абстрактное понятие, которое объединяет многие аспекты, характеризующие человека: восприятие, мысли, эмоции, мотивацию и действия. При этом личность не сводится ни к одн

Психодинамический подход
Основателем психодинамической (психоаналитической) традиции является З.Фрейд. З.Фрейд уподобил личность айсбергу, верхушку которого представляет сознание, основную

Когнитивно-поведенческий подход
В основе поведенческого подхода к личности лежат исследования русского физиолога И.П.Павлова и американского зоопсихолога Д.Уотсона, в основе когнити

Экзистенциально-гуманистический (феноменологический) подход
Выдающимися представителями данного направления являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Согласно феноменологическому подходу, поведение

Характеристика концепций черт личности
Для понимания того, что же есть личность, недостаточно указания на ее социальное происхождение. Важно понимать, что личность – это своеобразное интегрирующее начало, которое придает ее поведению не

Концепция черт личности
Один из наиболее популярных подходов в рассмотрении структуры личности – концепция черт личности.Согласно данной концепции, личность описывается как состоящая из стабильных, устойч

Названия (характеристики) факторов
Фактор Высокая оценка Низкая оценка А Аффектотимия (доброта, сердечность) Шизотимия (обособленн

Типологические личностные модели
Другой путь анализа структуры личности основывается на выделении не отдельных личностных черт, а типа личности. Тип личности – это совокупность множества различных черт, которые вз

Динамические личностные модели
Динамические личностные модели, безусловно, являются более сложным структурным описанием личности, поскольку учитывают не только составляющие личность структурные элементы, но и существующие между

Механизмы психологической защиты
Одна из важнейших функций «Я», по Фрейду, - осуществление психологической защиты. В тех случаях, когда человек не может справиться с трудной для себя ситуацией, сопряженной с переживанием тревоги,

Структурные концепции личности в отечественной психологии
В отечественной психологии неоднократно предпринимались попытки представления структуры личности (Ковалев А.Г., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л., Платонов К.К. и др.). Рассмотрим некоторые из них.

Определение становления личности
Известно, что личностью не рождаются, личностью – становятся. Однако так же, как нет однозначного определения личности и единой, признанной всеми структуры личности, нет и однозначного ответа на во

Воспитание и самовоспитание
Процесс становления личности, с каких бы теоретических позиций его не рассматривали, естественным образом дополняется и переплетается с целенаправленным формированием личности, т.е. ее восп

Подходы к проблеме жизненного пути
Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии
В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше оп

Направленность личности
Поведение животных определяется двумя рядами факторов: внешними стимулами, вызывающими автоматические реакции, и внутренними состояниями напряжения, желания удовлетворить ту или иную потребность. О

Мотивация и мотивы
Мы подошли к рассмотрению основных понятий, описывающих мотивационную сферу личности, - «мотивация» и «мотив». В связи с этим необходимо отметить, что в поведении человека есть две функциона

Краткие сведения о некоторых психологических теориях мотивации
Разработанные модели мотивации можно классифицировать на два вида: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основаны на идентификации внутренних побуждений (потребностей), з

Мотивированное поведение как характеристика личности
Многие из рассмотренных нами мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижени

Понятие эмоций
Каждый человек знает, что такое эмоции. И все же, если спросить, что вы чувствуете, когда сидите возле костра у ночной реки, или по отношению к близкому человеку, это, скорее всего, вызовет определ

Биологическое и психологическое значение эмоций
По отношению к любому событию или объекту человек занимает определенную позицию. Эта позиция не только рационально обусловлена, но и пристрастна, поскольку включает эмоциональное переживание. Таким

Компоненты эмоций
Эмоция – это реакция организма и личности, это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении эмоции можно судить не только по сообщению человека о том, что он переживает, н

Виды эмоционального реагирования
Учитывая параметр длительности, можно говорить об эмоциональных переживаниях мимолетных, неустойчивых (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину

Характеристика различных видов эмоционального реагирования
Эмоциональный тон как реакция на ощущения и впечатления. Эмоциональный тон ощущений является филогенетически наиболее древней эмоциональной реакцией. Он связан с переживание

Эмоция как реакция на ситуацию и событие
Чаще всего эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (в наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Однако

Чувства как вид эмоций
То, что чувства и эмоции тесно связаны, ни у кого не вызывает сомнений. Сложнее ответить на вопрос, как они соотносятся. Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции

Фрустрация
Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio – расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направле

Эмоциональные свойства личности
Индивидуальные различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной сфере. Основные различия в эмоциональной сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувст

Управление эмоциями
Наши эмоции могут быть и приятны, и неприятны, они могут способствовать эффективной деятельности и полностью дезорганизовать ее, эмоции могут спровоцировать преступление и воплотиться в гениальных

Понятие о воле и волевых действиях
Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то к

Физиологические основы воли
Волевые действия, как и вся психическая деятельность, являются функцией мозга. По своему физиологическому механизму это рефлекторные акты. Причина их возникновения лежит вовне, в окружающем мире. П

Структура волевого действия
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простые и сложные. К простым

Волевые качества личности и их формирование
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющи

Ощущение
Основная функция психики – отражение свойств внешнего и внутреннего мира в виде образа этого мира. Происходит это благодаря нескольким психическим процессам, объединенных общим названием, –

Психофизиологические характеристики ощущений
Человек рождается с готовым аппаратом для всех тех видов ощущений, что и у взрослого человека. В настоящее время экспериментально доказано, что уже в утробе матери он начинает отражать окружающий м

Виды ощущений
Обычно на вопрос о том, какими видами ощущений вы обладаете, человек в первую очередь вспоминает 4-5 (чаще всего в этот список попадают зрение, слух, обоняние, вкус). На самом деле человеческий мир

Характеристики восприятия
У восприятия, появляются такие характеристики, которые вообще не были свойственны ощущению. Обычно выделяют четыре характеристики: · Константность – диапазон

Виды восприятия
Существует две классификации видов восприятия. В основании первой, лежит тот орган чувств, который принимает информацию. По такой классификации обычно выделяют три вида восприятия. Это осязание

Роль разных анализаторов в восприятии времени
Кинестетический анализатор и восприятие времени. Кинестезия связана с нашими движениями. Поэтому она оказывает существенную помощь нам при восприятии длительности, последовательнос

Иллюзии восприятия
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюз

Чувственное познание мира и личность
Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности пр

Основные процессы и закономерности памяти
Процессы памяти представляют собой единую мнемическую систему, и практически неразделимы. Это запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Все они могут протекать произв

Виды памяти
Традиционно память разделяют по видам на образную, словесно-логическую, эмоциональную и моторную (двигательную). Основанием разделения памяти на эти виды является предмет отражения.

Определение внимания как психического феномена
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Внимание – это осуществление отбора нужной информации, обеспечени

Свойства внимания
Изучая внимание, ученые выделили следующие феномены, определенные ими как свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Виды внимания
Обычно выделяют три вида внимания, различающиеся по степени активности, осознанности, управляемости процессом внимания. Это непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Отличие мышления от чувственного познания
Мышление – это познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности

Модели мышления
Существует достаточно много подходов к природе мышления. К ним относят, в первую очередь, взгляды Ж.Пиаже, когнитивистский подход, подходы бихевиористов и гештальтпсихологов, психоаналитический под

Процессуальные характеристики мышления
Мышление как процесс активно изучался в гештальтпсихологии. Освальд Кюльпе и его ученики (Вюрцбургская школа психологии мышления, г.Вюрцбург, Германия) объединили свои усилия по изучению фазовой

Виды мышления
Существует несколько классификаций видов мышления. Самая распространенная классификация характеризует мышление с точки зрения использования заместителей реальности, строительного м

Общие понятия языка и речи
Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка дает возможность человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает разобраться в самом себе, своих мыслях и чувствах.

История развития (эволюции) идей о природе языка и речи
История развития научных идей о природе речи и языка демонстрирует различные подходы к решению этих проблем. Вплоть до 20 века исследования речи было посвящено глобальным проблемами, обсуждению воп

Функции языка и речи в жизнедеятельности человека
Функции языка. Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от ч

Виды речи
Внешняя и внутренняя речь. Речь людей в зависимости от различных условий приобретает своеобразные особенности. Соответственно этому выделяют разные виды речи. Прежде всего, различа

Проблема понимания речевого сообщения
Усвоение чужого высказывания. Как только человек начинает овладевать словом, его мысль обычно существует в слове и выражается через слово. Слово – это результат мышления как процес

Понимание сложных синтаксических структур
v Конструкции без семантического маркера. Определенные трудности понимания возникают в тех случаях, когда главное предложение заканчивается примыкающим к нему придаточным

Б. Выделение «смысловых ядер». Анализ через синтез
Вопрос о том, какие именно единицы текста являются решающими для понимания всего текста читающим, остается дискуссионным. В устной речи мы можем выделить акцентом смысл своего высказывания. Как же

Определение воображения
Одной из специфических особенностей человека, резко отличающей его от животного является способность действовать соответственно воображаемой ситуации, которая нередко совершенно отличается от ситуа

Функции воображения
Воображение, в той или иной форме, «пронизывает» всю деятельность человека. Оно сопровождает нас, когда мы читаем книгу, слушаем музыку, работаем в мастерской, беседуем с соседом или безмятежно спи

Теоретические концепции воображения
Создание адекватной теории воображения во многом зависит от выбора основных фактов, от рациональной организации экспериментальных исследований. Представители разных психологических школ сделали поп

Воображение в структуре психических процессов
Воображение, основываясь на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубле

Способы воображения
Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует целый ряд способов такого преобразования: 1. Создание образ

Виды воображения
Как и всякий другой, психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах вооб

Особенности темперамента как свойства личности
Изучение такой сложной и многомерной системы как личность целесообразно начинать с ее психофизиологической основы, которая является базой для формирования более поздн

Свойства темперамента
Свойства темперамента – это наиболее устойчивые, врожденные особенности психики, определяющие динамику психической деятельности в различных ее сферах. Принято выделять сле

Соотношение темперамента и характера
Хотя в психологии темперамент и характер различаются, четкая граница между ними не установлена. Наблюдаются тенденции как отождествления, так и противопоставления этих подструктур личности. С.Л.Руб

Общее понятие о способностях
Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была для него столь же важна, сколь и актуальна. Сложность изучения способностей связана с тем, что способности не даны ч

Проблематика исследования способностей
Первая проблема касается особенностей развития способностей и факторов, обуславливающих это развитие. Она требует разрешения вопроса о соотношении наследственности и среды, как

Современные направления
В настоящее время трактовка проблемы способностей представлена тремя направлениями. Первое – психофизиологическое, исследует связи основных свойств н

Концепции возникновения способностей
В психологии сложились три концепции способностей. Сторонники идеи врожденных способностей утверждают, что способности – это биологические детерминированные свойства лич

Склонность
Задатки, прежде всего, проявляются в склонности определенному виду деятельности или повышенной любознательности ко всему. Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности

Виды способностей
За время научного изучения способностей было сделано большое количество попыток создать различные классификации видов способностей. v Актуальные и потенциальные способности.

Модели интеллекта
v Факторные модели. Есть большое количество подходов к проблеме интеллекта. Наиболее фундаментальным, с которого начиналось научное исследование интеллекта, считает

Образование и мировые образовательные тенденции
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Традиционно образование

Развитие цивилизации и образование
В настоящее время основным требованием мировых элит является необходимость срочной смены общецивилизационной модели развития: перехода от «общества потребления» к «альтернативной цивилизации» и «ко

Проблемы современного высшего образования и пути их решения
Можно назвать, по крайней мере, три основных проблемы современной системы образования. Первая – это качество образования, которое до

Понятие учения
Существует много разнообразных подходов к определению учения. Прежде всего, можно выделить теоретические и эмпирические определения. Подавляющее большинство авторов на эмпирическом уровне

Использование образного мышления для усвоения знания. Оперирование знаково-символическими образами
Использование образного мышления в образовании дает высокие результаты. Однако образное мышление, как и все другие виды мышления, имеет свои ограничения в применении. Его нельзя воспринимать, как с

Мотивация учения
Выделяют три группы мотивов у студентов: 1) потребность познать; 2) потребность получить узкопрофессиональные знания и умения; 3) потребность в получении диплома о высшем образовании. Суще

Мышление и обучение
В свое время Гегель говорил, что познавать мир можно рассудком и разумом. С помощью рассудка мы расчленяем, регистрируем и описываем чувственн

Понятие самообразования и самообучения
Один из основоположников теории «всеобщего качества» Эдвард Деминг еще в 1986 году писал: «Необходимо поддерживать образование и самосовершенствование каждого. В чем нуждает

Монографии
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000. 15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб., 2001. 16. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

Основы психологии и педагогики
Курс лекций Под научной редакцией Н.А. Дубинко 3-е издание, стереотипное В авторской редакции Ответственный за вы

Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

Какой она бывает

Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Другие ее особенности...

В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

...и виды

Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

О письменной речи

Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

Признаки письменной речи

Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

Каким бывает диалог

Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Полилог - что за зверь?

Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

...и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

Речевая структура – это последовательность речевых действий. Когда мы создаем текст мы совершаем определенную последовательность речевых действий. Речевая структура является обязательной и в ней жестко закреплена последовательность действий. Действия бывают обязательными и факультативными; закрепленными и свободно перемещаемыми. Обязательные действия – это жанрообразующие действия. Текст – это цепочка речевых действий, в которой некоторые действия имеют закрепленное место, и в которой некоторые действия являются обязательными. Жанр – текст, построенный по какому-либо типовому правилу. Жанр – отражается в типовой речевой структуре типовой ситуации общения. Стерильных жанров практически не существует.

Информационный текст – это текст, опирающийся на содержание. Информационные

Характеристика:

Набор сведений, минимальная эмоциональная окраска, не способствуют развитию авторского «Я» Аналитические

Характеристика:

Состоят из сведений и их анализа, обычно эмоционально окрашены, способствуют развитию авторского «Я»

Образные речи – художественная публицистика, может рассматриваться как часть аналитических групп жанров с образным началом развития.

Речевые особенности информационных жанров:

Выше частота колебаний модальности простых предложений

Движение от общего к частному

Жанрообразующим речевым действием в информационных жанрах выступает констатация факта.

Тексты, относящиеся к жанру заметки, достаточно разнообразны. Автор преследует одну цель - сообщить актуальн, соц значимую инфу. Простейший тип заметки - хроникальная, кот в своем содержании представляет факт или сообщает о событии. Текст хроникальной информации ограничен поэтому одним речевым действием: или констатация факта, или сообщение о событии. Констатация выражается в виде простого предложения, без средств выразительного начала: вводных слов, частиц, экспрессивной лексики и т. п. Простое предложение обладает ярко выраженной констатирующей модальностью. Невыраженность личностного компонента про изводит впечатление, что сказанное есть абсолютная истина, не зависящая от мнения автора. Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счет введения доп информации, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются факультативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обязательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объем которых определяется конкретной ситуацией.


Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счет введения доп информа­ции, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются фа­культативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обя­зательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объем которых определяется конкретной ситуацией. Перечень факуль­тативных речевых действий далеко не исчерпывается указанными выше. В других конкретных речевых ситуациях могут появиться и описание, и повествование, и обращение к читателю и т. д.

Интервью. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер­вьюируемого.

Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при­страстия, привычки.

Информац интервью - способ организации газетного текста, монологического по своим сущнос­тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя­тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. Поэтому можно посмот­реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.

Портретное интервью имеет другую речевую при­роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.

Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. Если в инфор интервью речь собесед­ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.

Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс­нение собеседника.

В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре­сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич­ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон­струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона­ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, например).

Итак, газетное интервью - это прежде всего форма организа­ции содержания различных материалов, которые по своим функци­ям могут быть как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.

Речевые особенности репортажа
Существенной особенностью речевой структуры репортажа яв¬ляется прямая речь участников события, очевидцев. Это необходимо для того, чтобы повысить ав¬торитетность информации.
Итак, жанрообразующими речевыми действиями в репорта¬же явл описание (повествование), комментарий, информа¬ция, прямая речь персонажа. Синтакси¬ч и лексич хар-ки разн реч действий различны. Внешне это выражается в ритме. От абзаца к абзацу ритм меняется в зависимости от того, какое речевое действие в абзаце представлено.