Родовые гнезда русских писателей. Особенности русской литературной усадьбы

Александр Ефимович Измайлов (14 (25) апреля 1779, Владимирская губерния, - 16 (28) января 1831, Петербург) - русский чиновник, баснописец, издатель и публицист. В 1822-1824 годах председатель Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января 1795 , Москва - 30 января 1829, Тегеран) - русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828) .

Алексе́й Фёдорович Мерзляко́в (17 марта 1778, Далматово, Казанская губерния - 26 июля 1830, Москва) - русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета.

Дени́с Васи́льевич Давы́дов (16 (27) июля 1784, Москва - 22 апреля (4 мая) 1839, село Верхняя Маза, Сызранский уезд, Симбирская губерния) - русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Александр Николаевич Струговщиков (31 декабря 1808 - 26 декабря 1878) - русский поэт, переводчик


Васи́лий Андре́евич Жуко́вский (29 января 1783, село Мишенское, Белёвский уезд, Тульская губерния - 12 апреля 1852, Баден-Баден, Германский союз) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик.

Дми́трий Дми́триевич Мина́ев (21 октября 1835, Симбирск - 10 июля 1889, там же) - русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.

Фёдор Ива́нович Тю́тчев (23 ноября 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния - 15 июля 1873, Царское Село) - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский (Бораты́нский [* 1] ; 7 марта 1800 [* 2] , село Вяжля Кирсановского уезда Тамбовской губернии - 29 июня 1844, Неаполь) - русский поэт, переводчик . Одна из самых ярких и в то же время загадочных и недооценённых фигур русской литературы .

Аполло́н Никола́евич Ма́йков (23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853). Тайный советник (с 1888 года).

Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 мая 1787, Вологда - 7 июля 1855, Вологда) - русский поэт.

Алекса́ндр Ива́нович Одо́евский (26 ноября (8 декабря) 1802, Санкт-Петербург - 15 (27) августа 1839, форт Лазаревский, (ныне Лазаревский район в городе Сочи)) - князь, поэт-декабрист, корнет, писатель.

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа 1817, Санкт-Петербург - 28 сентября 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния) - русский писатель, поэт, драматург из рода Толстых.

Я́ков Петро́вич Поло́нский (6 декабря 1819, Рязань - 18 октября 1898, Санкт-Петербург) - русский литератор, известный главным образом как поэт.

.

Алексе́й Никола́евич Плеще́ев (22 ноября 1825, Кострома - 26 сентября 1893, Париж) - русский писатель, поэт, переводчик; литературный и театральный критик.

Ива́н Ива́нович Дми́триев (10 сентября 1760, село Богородское, Казанская губерния - 3 октября 1837, Москва) - русский поэт, баснописец, государственный деятель; представитель сентиментализма. Член Российской академии (1797).

Гаврии́л (Гаври́ла) Рома́нович Держа́вин (3 июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния - 8 июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) - русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.

Князь Ива́н Миха́йлович Долгору́ков (Долгорукий ; 7 (18) апреля 1764, Москва - 4 (16) декабря 1823) - русский поэт, драматург, мемуарист из рода Долгоруковых. Тайный советник, в 1802-12 гг. владимирский губернатор. Отец П. И. Долгорукова, А. И. Долгорукова и Д. И. Долгорукова.

Михаи́л Ники́тич Муравьёв (1757-1807) - деятель Русского Просвещения, попечитель Московского университета, сенатор. Основоположник жанра лёгкой поэзии в России.

Князь Антио́х Дми́триевич Кантеми́р (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir ; 10 сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы - 31 марта 1744, Париж) - русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского - Ломоносова).

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (14 ноября 1717, Вильманстранд (ныне Лаппеэнранта) - 1 октября 1777, Москва) - поэт, драматург и литературный критик; один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века. Считается первым профессиональным русским литератором .

Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (также Тредьяковский ; 22 февраля (5 марта) 1703 - 6 (17) августа 1769) - русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Впервые ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров.

Имения русских писателей

Овстуг - усадьба дворянского рода Тютчевых на берегу реки Овстуженки, в одноимённом селе Жуковского района Брянской области. В 1803 году здесь родился Фёдор Иванович Тютчев.

Тарханы (ныне село Лермонтово) - бывшее имение Арсеньевых Елизаветы Алексеевны и Михаила Васильевича - дедушки и бабушки М. Ю. Лермонтова. Привезенный в Тарханы в шестимесячном возрасте М. Ю. Лермонтов провел здесь все свое детство и отрочество (с марта 1815 года по август 1827 года и лето 1828 года), жил с 31.12.1835 по март 1836 года. Здесь же 23 апреля 1842 года возле церкви Михаила Архистратига состоялось погребение в склепе останков поэта, перевезенных с Кавказа в свинцовом саркофаге.

Спасское-Лутовиново - усадьба матери писателя И. С. Тургенева в Мценском районе Орловской области. Село Спасское было названо так из-за находящейся здесь церкви Спаса Преображения.

Усадьба Ясная Поляна неотделима от имени Льва Николаевича Толстого. Здесь он родился 28 сентября 1828 года, здесь расцветал его талант от первых детских впечатлений до глубочайшего философского осмысления действительности. Именно отсюда Толстой ушёл в конце октября 1910 года навстречу своей гибели. Всю свою долгую жизнь Толстой всегда стремился сюда, в родовое гнездо.

Орел и лежащие вокруг земли имеют немалое значение в истории русской литературы, здесь жили и работали над произведениями многие писатели и поэты (Федор Тютчев, Иван Тургенев, Леонид Андреев и другие). Пожалуй, наиболее известным, главным символом этого города можно назвать Николая Лескова, автора таких произведений как «Левша», «Островитяне», «Обойдённые» и других. У писателя в Орле есть живописная усадьба из дерева в центре улицы Октябрьской (в те времена – Верхней Дворянской). Ныне усадьба является музеем и ее могут посетить все желающие.

В Устюженском районе, в селе Даниловское расположена бывшая дворянская усадьба Батюшковых. С этим домом связано множество различных историй и легенд.

Известным жителем города Екатеринбург был советский писатель Аркадий Гайдар (Аркадий Голиков), перу которого принадлежат известные всем «Совесть», «Тимур и его команда», «Бумбараш». Что удивительно, дом его никак не напоминает загородное имение: тот самый дом теснится меж стеклянных высоток, пешеходной зоной и рекой.

Павел Петрович Бажов – один из известнейших уральских авторов, которому принадлежат известные Уральские сказы. Большинство его произведений были созданы им в этом самом доме на улице Чапаева (ранее Архиерейская). Выстроил Павел Петрович дом сам около сотни лет назад. Теперь в доме организован музей имени Бажова, где сохранены все вещи так, как они были при жизни Павла Петровича.

Псевдонимы

Псевдоним Настоящее имя
Айни (тадж. писатель и ученый) Садриддин Саид-Мурадзода
Андерсен-Нексе Мартин (дат. писатель) Мартин Андерсен
Аполлинер Гийом (франц. писатель) Вильгельм Аполлинарий Костровицкий
Аспазия (латыш. поэтесса) Эльза Розенберг
Ахматова Анна (рус. поэтесса) Анна Андреевна Горенко
Ахо Юхани (фин. писатель) Йоханнес Бруфельдт
Багрицкий Эдуард (рус. поэт) Эдуард Георгиевич Дзюбин
Барбарус Йоханнес (эст. гос. деятель и писатель) Йоханнес Варес
Бедный Демьян (рус. писатель) Ефим Алексеевич Придворов
Белый Андрей (рус. писатель) Борис Николаевич Бугаев
Вовчок Марко (укр. и рус. писательница) Мария Александровна Вилинская-Маркович
Вольтер (франц. писатель и философ) Мари Франсуа Аруэ
Гайдар Аркадий (рус. писатель) Аркадий Петрович Голиков
Гамсун Кнут (норв. писатель) Кнут Педерсен
Горький Максим (рус. писатель) Алексей Максимович Пешков
Грин Александр Степанович (рус. писатель) Александр Степанович Гриневский
Д"Аннунцио Габриеле (итал. писатель) Габриеле Рапаньетта
Жан-Поль (нем. писатель) Иоган Пауль Фридрих Рихтер
Зегерс Анна (нем. писательница) Нетти Радвани
Ильф Илья и Петров Евгений (рус. писатели и соавторы) Илья Арнольдович Файнзильберг и Евгений Петрович Катаев
Каверин Вениамин (рус. писатель) Вениамин Александрович Зильбер
Киви Алексис (франц. писатель) Алексис Стенвалл
Клер Рене (франц. кинорежиссер) Рене Шометт
Койдула Лидия (эст. писательница) Лидия Эмиле Флорентине Яннсен
Колас Якуб (белорус. писатель) Константин Михайлович Мицкевич
Кольцов Михаил (рус. писатель) Михаил Ефимович Фридлянд
Конрад Джозеф (англ. писатель польск. происхождения) Юзеф Теодор Конрад Коженевский
Купала Янка (белорус. поэт) Иван Доминикович Луцевич
Лакснесс Хадльдоур Кильян (исп. писатель) Хадльдоур Кильян Гудьонссон
Лассила Майю (фин. писатель) Алгот Унтола Тиетявяйнен
Линнанкоски Еханнес (фин. писатель) Вихтори Пелтонен
Лондон Джек (амер. писатель) Джон Гриффит Лондон
Лоти Пьер (франц. писатель) Жюльен Вио
Мирный Панас (укр. писатель) Афанасий Яковлевич Рудченко
Мистраль Габриела (чил. дипломат и поэтесса) Годой Алькаяга
Мольер (франц. драматург) Жан Батист Поклен
Моравиа Альберто (итал. писатель) Альберто Пинкерле
Моруа Андре (франц. писатель) Эмиль Эрзог
Мультатули (нидерл.писатель) Эдуард Дауэс Деккер
Нерис Саломея (лит. писательница) Саломея Бачинскайте-Бучене
Неруда Пабло (чил. поэт) Нафтали Рикардо Рейес Басуальто
Новалис (нем. писатель) Фридрих фон Харденберг
О. Генри (амер. писатель) Уильям Синди Портер
Полевой Борис (рус. писатель) Борис Николаевич Кампов
Прус Болеслав (польск. писатель) Александр Гловацкий
Прутков Козьма (коллективный псевдоним четырех рус. писателей) Алексей Константинович Толстой Алексей Михайлович Жемчужников Владимир Михайлович Жемчужников Александр Михайлович Жемчужников
Райнис Янис (латыш. поэт) Янис Плиекшанс
Ренн Людвиг (нем. писатель) Арнольд Фит фон Гольсенау
Ромен Жюль (франц. писатель) Луи Фаригуль
Санд Жорж (франц. писательница) Аврора Дюпен
Свево Итало (итал. писатель) Этторе Шмиц
Светлов Михаил (рус. писатель) Михаил Аркадьевич Шейнкман
Северянин Игорь (рус. поэт) Игорь Васильевич Лотарев
Серафимович Александр (рус. писатель) Александр Серафимович Попов
Сетон-Томпсон Эрнест (канад.писатель) Эрнест Томпсон Сетон
Стендаль (франц. писатель) Анри Мари Бейль
Таммсааре А.Х.(эст. писатель) Антон Ханзен
Танк Максим (белорус. писатель) Евгений Иванович Скурко
Твен Марк (амер. писатель) Сэмюэль Ленгхорн Клеменс
Травен Б.(руно) (скандинав. писатель) Травен Торсван
Украинка Леся (укр. писательница) Лариса Петровна Косач-Квитка
Фаллада Ханс (нем. писатель) Рудольф Дитцен
Франс Анатоль (франц. писатель) Анатоль Франсуа Тибо
Черный Саша (рус. поэт) Александр Михайлович Гликберг
Шолом-Алейхем (евр. писатель) Шолом Нахумович Рабинович
Щедрин Н. (рус. писатель) Михаил Евграфович Салтыков
Элиот Джордж (англ. писательница) Мэри Анн Эванс
Элюар Поль (франц. поэт) Эжен Грендель
Ээссааре Ааду (эст. революционер и писатель) Яан Анвельт

И.С.Тургенев говорил: «Пишется хорошо, только, живя, в русской деревне». Именно за вдохновением стремились многие русские писатели в свои загородные усадьбы. Теперь поездки в эти имения стали отличным вариантом . Много групп школьников и людей, неравнодушных к творчеству писателей, приезжают, чтобы приобщиться к истории и жизни этих великих людей. Сегодня мы предлагаем вам совершить путешествие по имениям М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

Тарханы . Находится село Тарханы в Пензенской области. Это место уникально тем, что в нем провел половину своей жизни великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Имение принадлежало его бабушке – Е.А. Арсеньевой. Когда поэту исполнилось тринадцать лет, он переехал в Москву, где поступил в Благородный пансион при Московском университете. Но все время душой стремился в свои любимые Тарханы. Похоронен Лермонтов был тут же, в семейном склепе. Позже на этом месте была возведена часовня. Реставрация и ремонт усадьбы начались только в 1936 году, и уже спустя три года, был открыт доступ всем поклонникам творчества поэта, к его гробу. В этом же году первых посетителей принял и дом-музей великого классика. В 1969 году усадьбу переименовали в музей-заповедник «Тарханы». На сегодняшний день в Тарханах собрана уникальная коллекция вещей, которые принадлежали Лермонтову: его рисунки, альбом, портсигар, фамильная икона, мебель из барского дома и множество изданий его великих произведений, как прижизненные, так и посмертные. Память о поэте хранит даже старинный парк, который он некогда так любил. Тут широкие живописные аллеи, дубовые рощи, каскады великолепных прудов. В музее-заповеднике постоянно проводятся разнообразные театрализованные экскурсии, литературно-музыкальные вечера и фольклорные праздники.

Спасское-Лутовиново . В этой усадьбе, расположенном в селе Мценском, Орловской области, в родовом имении матери, прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева. Позже вся семья перебралась в . Но великий русский писатель не раз приезжал сюда. Особенно любил отдыхать в Спасском-Лутовинове летом, наслаждаясь спокойной и величавой красотой русской природы, черпая тут вдохновение. В жизни писателя был такой период, когда он путешествовал по Европе, но после этого у него неизменно следовал «русский летний сезон отдыха» в имении. Сегодня усадьбы Спасское-Лутовиново – является бесценным памятников культуры, тут сохранилось все в таком же виде, как было и при жизни Тургенева. Даже дом восстановлен в первоначальном виде: тут все та же внушительная по размерам и содержанию библиотека, ампирная мебель, старинные английские часы, по прежнему тикающие в столовой, большой дубовый стол, за которым собирались многочисленные гости писателя и «самсон» - широкий диван в турецком стиле, который Иван Сергеевич очень любил. Посетив музей, обязательно идите прогуляться по парку. Это один из самых красивых приусадебных парков России. Тут есть даже двухвековые ели, ясени и клены, и это не предел, встречаются и более древние деревья. Именно после прогулки под кронами этой зелени, Тургенев написал: «Эти деревья…заслоняют, укрывают нас от всего остального мира; никто не знает, где мы, что мы – а с нами поэзия». Кстати, девятого ноября, здесь обязательно празднуют день рождения писателя.

Карабиха . Первые владельцы этой усадьбы в Ярославской области, были князья Голицыны, которые и начали в сороковые годы восемнадцатого века ее возведение. Стройка велась на Карабитовой горе, от чего, собственно, и пошло название усадьбы - «Карабиха». Говорят, планировка усадьбы имела тайный смысл: все постройки образуют ярусы, которые символически обозначают «Древо жизни», а оно, в свою очередь, - духовный рост личности. Н.А. Некрасов вдохнул вторую жизнь в это имение, проведя тут десять летних сезонов. Работники музея-усадьбы, постарались по максимуму сохранить «дух поэта» в поместье. Тут вам предложат увлекательнейшие экскурсии, например, «В гости к дедушке Мазаю» или «Легенды старого дома». Если первая понравится детям, то вторую оценят взрослые посетители. Про свою жизнь в Карабихе, Некрасов писал: «Деревня согнала с души давнишний сплин и сердцу весело…».

Мелихово . Усадьбы великого писателя Антона Павловича Чехова «Мелихово» находится в Московской области, всего в каких-то полсотне километрах от МКАДа. С самого утра сюда, один за одним, подъезжают экскурсионные автобусы, подвозя шумных школьников. Но так как территория усадьбы большая, то для любителей созерцания в одиночестве, найдется тихое место. Тут расположены: дом, музей, амбулатория, парк, огород. Вокруг построек тянуться красивые аллеи, яркие цветники, изумрудные лужайки и огородик, где так же, как и при жизни Антона Павловича высаживается капуста, пузатые тыквы и баклажаны. Вообще, Чехов был талантливым садоводом, он даже говорил, что, если бы не стал писателем, то выбрал бы профессию садовника. Сам домик русского писателя невелик, да и обстановка в нем очень скромная: низкие потолки, со временем потертые полы, грубые домотканые дорожки. Но сколько тут было написано великих произведений, сколько сюда приезжали великих людей! Совсем недавно в Мелихово восстановили скотный двор, ригу, людскую. В усадьбе постоянно проводятся праздники, которые устраиваются местным музейным театральным коллективом. По субботам они даю представления по рассказам Чехова. А еще тут проводится уикенд, под названием «Дачная лихорадка или двадцать два невинных удовольствия». Гостям усадьбы предлагают пожить самой настоящей дореволюционной жизнью дачников, их научат, как нужно играть в серсо, крокет, предложат поучаствовать в театральных постановках, покатают на лошадях. Переночевать предложат в соседней усадьбе - Веретенникова. На такие праздники, как Новый год, Троица, Яблочный Спас, придумываются специальные тематические программы.

Ясная Поляна . Усадьба великого Льва Толстого находится в двухстах километрах южнее Москвы, в Тульской области. Тут все сохранено в первозданном виде: и многотысячная библиотека Льва Николаевича, насчитывающая примерно двадцать две тысячи экземпляров, и рабочий кабинет писателя со старинным столом из персидского ореха под зеленым сукном. Огромный парк «Ясной Поляны» поражает своими размерами – сто восемьдесят гектаров, а еще тут довольно причудливое сочетание дикой природной растительности с культурными растениями. Предпочтительное время для экскурсий сюда – поздняя весна либо ранняя осень: когда цветут или плодоносят яблони.

Как уже сказано выше, осень – лучшее время для путешествий по старинным усадьбам русских писателей, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по золотым аллеям поместий, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что тут несколько десятков лет назад ходили гении русского слова, а чудесные окрестные пейзажи дарили им вдохновение. Дворянских гнезд русских писателей в России осталось несколько десятков, поэтому обязательно нужно посетить, хотя бы некоторые.

Литературные места России - объект паломничества многих почитателей таланта известных поэтов и писателей. Где, как не здесь, проникаешься духом их произведений, начинаешь понимать любимого деятеля литературы? Особо трепетно проходят экскурсии по литературным местам России, где провели писатели и поэты детство и юность. Ведь это колыбель становления их таланта, мировоззрения и мироощущения, которые отражены в последующем творчестве. Таковы, например, родовые имения Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова.

Царскосельский лицей

Царское село можно назвать настоящей кузницей талантов XIX века. Именно из-под крыла этого учебного заведения вышли А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие политики и деятели искусства.

Основанный в 1811 году по приказу Александра I, лицей должен был подготовить элиту будущего российского общества. За шесть лет обучения молодые люди получали прекрасное образование, равное университетскому.

Конечно, самым знаменитым учеником, которого знало Царское село, был А. С. Пушкин. Именно здесь он начинает писать стихотворения, еще подражая Жуковскому, Батюшкову и французским романтическим поэтам. И вместе с тем уже здесь открывается своеобразие будущего гения.

Период обучения связан с еще одним значимым событием в жизни поэта. Именно в это время печатается его первое небольшое произведение «К другу стихотворцу». Годы учебы выпускники всегда вспоминали с теплотой, искренне переживали за судьбу любимого заведения.

В данный момент Царскосельский лицей - действующее заведение, где можно воочию увидеть комнату поэта (он ее называл кельей), а также место учебы и выпускного экзамена, где Пушкин поразил талантом именитых преподавателей.

А. С. Пушкин: Михайловское

Хочется рассказать еще о двух местах, ассоциирующихся с гением Пушкина. Первое - Михайловское. Это родовое имение матери поэта, воздвигнутое еще его дедом Ганнибалом на Псковской земле.

Знатоки творчества Пушкина, да и просто читатели, побывав здесь, отмечают, что картины природы многих произведений как будто списаны умелой рукой художника со здешних мест. Впервые поэт знакомится с размеренной деревенской жизнью сразу после окончания лицея, в 1817 году. Пушкин сразу очаровывается красотой окружающего мира и размерностью, царящими здесь.

Даже после ненавистной ссылки Пушкин снова и снова возвращается сюда за вдохновением, ведь именно в Михайловском он особо ощущает свой поэтический дар. Последнее посещение усадьбы связано с трагическим событием - похоронами матери, а через несколько месяцев после этого на дуэли погибает и сам поэт.

Его могила находится также здесь, в Михайловском.

Болдино

Болдинская осень… Этот период жизни Пушкина ознаменован небывалым творческим подъемом, который он ощутил, пребывая в Болдино - семейном имении. Его вынужденная поездка накануне свадьбы с Натальей Гончаровой затянулась из-за разбушевавшийся в Петербурге эпидемии холеры. Вдохновленный будущей семейной жизнью, поэт находится на высшем пике вдохновения. Здесь он заканчивает «Евгения Онегина», пишет большинство «Маленьких трагедий», «Сказку о попе и работнике его Балде», а также «Повести Белкина».

Эти литературные места России необходимо обязательно посетить всем, кто преклоняется перед гением великого Пушкина.

М. Ю. Лермонтов: Пятигорск

Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова.

Прежде всего это кавказский город-курорт Пятигорск. Это место сыграло важнейшую роль в жизни поэта. Первое знакомство с Пятигорском произошло у Лермонтова еще в детстве - именно сюда его привозила бабушка для укрепления здоровья, ведь будущий поэт рос весьма болезненным ребенком. очень впечатлила Лермонтова. С детства он был одарен и в области рисования. Из-под его кисти вышло много живописных акварелей, запечатлевших горные пейзажи.

По сей день в Пятигорске действуют горячие ванны, где лечился поэт. Его наблюдения за так называемым «водяным обществом» нашли отражение в повести «Княжна Мэри».

С Кавказом связана и дальнейшая служба молодого офицера. Здесь же Лермонтов нашел свою смерть. Волей случая трагедия произошла в Пятигорске. Решив окончить службу, он в последний раз отправляется на Кавказ, арендовав вместе с дядей небольшой домик.

Здесь они задерживаются для лечения на водах. 27 июля 1841 года происходит смертельная с давним знакомым Мартыновым. Здесь же, у горы Машук, поэт и был похоронен, но через 8 месяцев его прах перевезли в фамильный склеп - там до сих пор и покоится М. Ю. Лермонтов. Россия потеряла еще одного гениального поэта.

Следует сказать, что в Пятигорске свято чтут память о поэте. Место его последнего пребывания, дом, где произошла ссора с Мартыновым, место дуэли и первоначального захоронения Лермонтова - места, которые в обязательном порядке посещают гости города.

Тарханы

Музей-заповедник «Тарханы» - еще одно место, которое неразрывно связано с М. Ю. Лермонтовым. В этой усадьбе прошло его детство. Здесь с документальной точностью воссоздан быт дворянской семьи XIX века.

Помимо барского дома, для посетителей открыты Дом ключника и Людская изба. Также посетители могут почтить память поэта в семейном склепе, где он похоронен, и в часовне.

Музей-заповедник ведет очень активную культурную жизнь: постоянно устраиваются конкурсы, фестивали, посвященные поэту. Традиционным стал Лермонтовский праздник, который проходит здесь в первые выходные июля.

Музей Н. А. Некрасова в Чудово

Многие поэты и писатели России становятся более понятными, если открываешь для себя их повседневную жизнь, а еще лучше - те условия, в которых проходило детство. Не исключение в этом плане и Н. А. Некрасов. Из школьного курса литературы нам известно, что именно детские наблюдения за нелегкой жизнью крепостных во многом определили направление творчества поэта.

Дом-музей Н. А. Некрасова - то место, где поэт отдыхал душой от городской жизни, охотился и получал вдохновение для новых произведений.

Находится он в Чудово и входит в большой комплекс одноименного заповедника. Именно здесь написан знаменитый «Чудовский цикл», 11 гениальных стихотворений. Как правило, Некрасов охотился в этих местах. Здесь же уже тяжело больной поэт заканчивает свой великий труд - поэму «Кому на Руси жить хорошо».

На данный момент дом-музей представляет собой охотничий дом, в котором, помимо комнат поэта и его жены, располагаются столовая, кабинет, комнаты для гостей. Последних, кстати, было здесь немало - многие деятели литературы приезжали сюда поохотиться вместе с Некрасовым: Салтыков-Щедрин и Плещеев, Михайловский и Успенский. Также вниманию посетителей представлено здание сельскохозяйственной школы.

Дом-музей часто проводит экспозиции и программы для посетителей различного возраста.

Музей Ф. И. Тютчева в Овстуге

Родовой дом-музей Тютчева принадлежал семье поэта задолго до его рождения: в середине XVIII века дед поэта начал строительство имения на землях, которые получил как приданое после свадьбы.

Отец поэта, получив права наследования, начинает расширять дом. Вскоре здесь вырастает шикарная усадьба в духе классицизма с барским домом, украшенным колоннами, с флигелем. Расположенный на берегу реки, он имеет свой островок с беседкой. Место это становится для Тютчева источником не только жизненных сил, но и вдохновения. Поэт, воспевающий природу во всем ее многообразии, срисовывает картины именно с этих мест - настолько запомнились они его душе.

К сожалению, усадьбе не уделяли должного внимания, и она пришла в запустение, однако идет постепенная реконструкция. Если изначально экскурсии в эти литературные места России ограничивались лишь сельской школой, то теперь они охватывают гостевой флигель, а также церковь. Также посетители могут увидеть воссозданные мельницу, беседку на острове и шикарные

Переделкино

Перечисляя литературные места России, следует упомянуть и те, которые связаны с деятельностью Это прежде всего Переделкино. Именно это место является средоточием дач всей литературной элиты ХХ века.

Идея постройки поселка, где будут отдыхать, жить и творить писатели России, принадлежала М. Горькому. Именно он выхлопотал в 1934 году этот участок земли под данные цели. За довольно короткое время были отстроены первые 50 домов. Среди их жильцов были А. Серафимович, Л. Кассиль, Б. Пастернак, И. Ильф, И. Бабель.

Строят дачи и многие послевоенные писатели: В. Катаев, Б. Окуджава, Е. Евтушенко, Здесь же для местной ребятни пишет свои прекрасные сказки К. Чуковский.

На территории поселка функционирует Дом творчества писателей, из действующих музеев можно отметить дома Б. Пастернака, К. Чуковского, Б. Окуджавы, Е. Евтушенко. Многие писатели и поэты нашли здесь свое последнее пристанище.

Особенности русской литературной усадьбы

Р усская классическая литература - от Державина до Бунина - тесно связана с жизнью дворянской усадьбы. Великие писатели - А. С. Пушкин в Захарове, М. Ю. Лермонтов в Тарханах, Л.H. Толстой в Ясной Поляне, А. А. Блок в Шахматове - созревали как личности в условиях усадебного быта и впоследствии всю жизнь были связаны с этим бытом. В «деревне» жили прототипы их героев. Только с выходом во второй половине XIX века на культурную сцену в качестве главенствующей творческой силы разночинцев русская литература становится прежде всего городской.

При мысли о русских литературных усадьбах в голову сразу же приходит названий двадцать - если не больше. Еще столько же можно добавить, немного подумав и покопавшись в памяти. Вообще литературной усадьбе в России повезло больше, чем какой-либо иной. Внимание к таким памятным местам никогда не ослабевало. По-видимому, это объясняется спецификой русского национального характера. В свое время Д. С. Лихачев писал, что «в России… нацией стала литература». Действительно, для русского человека искусство слова является важнейшим из искусств. Именно этим объясняется столь своеобразное и не имеющее аналогов в мировой культурной практике явление, как самовозрождение русской литературной усадьбы.

Спасское-Лутовиново сгорело в огне первой русской революции в 1906 году. Такая же участь постигла Шахматово, но несколько позднее - уже после 1917 года. Из «пушкинских усадеб» чудом в неприкосновенности до наших дней дошло только Болдино, а Михайловское горело дотла несколько раз. Дом в Овстуге был продан «на кирпич» потомками Ф. И. Тютчева и разобран незадолго до Первой мировой войны. Ныне всему сказанному трудно поверить, но это всего лишь единичные, взятые наугад примеры, когда на пепелище вновь забурлила жизнь. Вообще судьба благоволила лишь к некоторым из русских литературных усадеб когда наследники вовремя позаботились о том, чтобы они сохранили свой культурный статус. Таковы Мураново, Ясная Поляна, Тарханы, Щелыково. Другим же пришлось пережить множество перипетий.

Следует отметить и то, что литературные усадьбы имеют тенденцию не только возрождаться из пепла, но и расти вширь. Эталоном является Михайловское, уже немыслимое без Тригорского и Петровского. По тому же пути присоединения к себе соседних мемориальных усадеб (причем не всегда литературных) идут Болдино, Хмелита, Шахматово. Образуются как бы целые исторические регионы, но основу их составляют именно литературные усадьбы.

Понятно, что счастливая судьба большинства литературных усадеб определялась еще и тем, что у истоков их возрождения и обновления стояли яркие личности, отдавшие избранному делу не только свою незаурядную энергию, но и собственный богатейший культурный потенциал. Мураново долгое время возглавлял внук поэта Н. И. Тютчев, а наследником его стал выдающийся литературовед К. В. Пигарев. Поистине всероссийскую славу обрел С. С. Гейченко; но рядом с ним вполне можно поставить многолетнего директора Мелихова Ю. У. Авдеева. Надо подчеркнуть, что последние оба были талантливыми литераторами, и написанное ими - незаурядный вклад и в пушкинистику и в чеховедение. Замечательной фигурой является директор Хмелиты В. Е. Кулаков, вынесший на своих плечах нелегкое бремя восстановления грибоедовской усадьбы. Эта тенденция имеет продолжение и в наши дни. Пример - Ясная Поляна, где вновь правят Толстые.

Культурное значение литературной усадьбы обусловлено тем, что каждый писатель - и великий и малый - творит свой собственный мир, материалом для которого служит его индивидуальный человеческий опыт. Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно принадлежностью национальной культуры. Дом писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж - все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники - связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится понятным многое из того, что в другом случае требует разъяснительного анализа.

О литературной усадьбе в России можно говорить начиная с середины XVIII века. Налицо хронологическое совпадение с эпохой бурного усадебного строительства. С другой стороны, именно с этого времени начинается расцвет новой русской литературы. Если к допетровской Руси применимо понятие литературной жизни, то она сосредотачивалась либо в крупных городах (Москва, Новгород, Тверь), либо в монастырях. После указа «о вольности дворянской» приоритет был перенесен с государственной службы на частную жизнь. Это дало возможность дворянам - наиболее образованному классу того времени - посвятить себя культурным и творческим занятиям. Первыми знаменитыми литературными усадьбами, многократно описанными в стихах и постоянно упоминаемыми в переписке, стали Званка Г. Р. Державина и Гребнево М. М. Хераскова. «Деревенская жизнь» становится как бы продолжением столичной. Среди гостей усадьбы многие представители интеллектуальной элиты. Переселение в деревню уже не означало уход на покой вдали от деятельной жизни.

Усадьба образованного, погруженного в творческий труд дворянина превращается в культурный центр округи. В таких усадьбах не только сосредоточиваются обширные книжные собрания, но и «физические кабинеты», минералогические и ботанические коллекции. В некоторых усадьбах даже устраивались типографии и издавались книги (Рузаевка поэта Н. Е. Струйского). До начала XIX века литература еще не стала специфической сферой, обособленной от науки и философии. Энциклопедизм был одной из определяющих сторон эпохи. С этой точки зрения к литературным усадьбам того времени следует причислить Васькино историка М. М. Щербатова (сюда приезжал в юности его племянник П. Я. Чаадаев), Авдотьино книгоиздателя Н. И. Новикова, Дворяниново знаменитого садовода и «землеустроителя» А. Т. Болотова. Дальнейшая профессионализация литературного труда изменила и упорядочила картину.

Уже сказано, что список русских литературных усадеб включает несколько десятков названий. В первую очередь следует выделить усадьбы, где крупнейшие писатели в силу тех или иных обстоятельств провели большой отрезок жизни и создали целый ряд значительных произведений. Таковы Михайловское (А. С. Пушкин), Ясная Поляна (Л. Н. Толстой), Спасское-Лутовиново (И. С. Тургенев), Щелыково (А. Н. Островский), Красный Рог (А. К. Толстой), Воробьевка (А. А. Фет), Мелихово (А. П. Чехов). Сюда же с некоторыми оговорками можно причислить Хантоново (К. Н. Батюшков), Мураново (Е. А. Баратынский), Шахматово (А. А. Блок). Другие известные усадьбы связаны с детскими годами известных литераторов. Это Даниловское (К. Н. Батюшков), Тарханы (М. Ю. Лермонтов), Хмелита (А. С. Грибоедов), Овстуг (Ф. И. Тютчев), Спас-Угол (М. Е. Салтыков-Щедрин), Рождествено (В. В. Набоков). Некоторые усадьбы знамениты не столько благодаря владельцам, сколько благодаря гостям. В их числе: Остафьево (Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин), Виноградово (И. А. Крылов), Середниково (М. Ю. Лермонтов), Приютино (И. А. Крылов, поэты «пушкинского круга»), Знаменское-Губайлово (поэты «серебряного века»).

В последнее время большое внимание привлекает Слепнево, связанное с именами Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой. Это, пожалуй, хронологически последняя знаменитая литературная усадьба. Дальше можно говорить только о «даче».

Тема русской усадьбы ностальгически прозвучала в поэзии крупнейшего русского поэта XX века Б. Л. Пастернака. В юности он соприкоснулся с усадьбой, но уже как «дачник». С именем Пастернака связан целый ряд усадеб. В Оболенском (вблизи Малоярославца) летом 1903 года произошла встреча с композитором А. Н. Скрябиным, оставившая след на всю жизнь. В Молодях (1913 год) были написаны стихи, вошедшие в первую книгу поэта «Близнец в тучах». Особо следует отметить Жучки (Голышкино). Эта усадьба (уже ранее прозвучавшая в русской поэзии, так как в ней прошло детство другого выдающегося поэта, А. Н. Майкова) стала ареной юношеского романа Пастернака с будущей героиней книги «Сестра моя - жизнь». В стихотворении «Старый парк» из цикла «Стихи о войне» (1941 год) описана усадьба Измалково (вблизи писательского дачного поселка Переделкино).

Как правило, литературные усадьбы принадлежат к усадьбам средней руки. Такие усадьбы включают в себя деревянный одноэтажный дом незамысловатой архитектуры и несколько жилых и хозяйственных флигелей. Липовая аллея и большая клумба перед домом заменяли парк.

Выдающиеся архитектурные комплексы среди литературных усадеб являются исключением (Остафьево, Середниково). Особо следует отметить Красный Рог. Предание приписывает Б. Растрелли проект главного дома этой усадьбы.

Лишь некоторые из литературных усадеб являются высокохудожественными произведениями искусства. Остафьево, Середниково, Мураново представляют собой своего рода «синтез архитектуры и поэзии». В усадьбе границы искусств размывались. К примеру, в Абрамцеве и Приютине наряду с литературой процветали живопись и музыка. То же можно сказать о литературе и науке. Шахматово и Боблово (усадьба Д. И. Менделеева) закономерно рассматриваются как единый культурный комплекс. В Демьянове прошли детские годы А. Белого. Одновременно здесь на даче жили известные профессора Московского университета. В первую очередь необходимо упомянуть ботаника К. А. Тимирязева, оборудовавшего в усадьбе лабораторию. Демьяново тесно связано и с музыкальной жизнью России (С. И. Танеев, П. И. Чайковский). Владелец усадьбы, известный адвокат В. И. Танеев (старший брат композитора), собрал здесь редкую по полноте библиотеку по общественным наукам. Любимовка не только «малая родина» Художественного театра. В этой усадьбе А. П. Чехов написал «Вишневый сад».

Особо следует подчеркнуть, что деревенская тема пришла в русскую литературу благодаря усадьбе. В Дулебине Д. В. Григорович нашел сюжеты своих известных повестей - «Деревня» и «Антон-горемыка». В этих повестях описаны подлинные судьбы крестьян Дулебина. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «деревенские поэмы» Н. А. Некрасова («Мороз Красный Нос», «Коробейники») были бы невозможны без Спасского-Лутовинова и Карабихи. М. Е. Салтыков-Щедрин в Витеневе собрал богатый материал для описания пореформенной деревни («Убежище Монрепо»).

Связь с усадебной культурой прослеживается и в творчестве писателей-урбанистов. Самым ярким примером является Ф. М. Достоевский. В его произведениях постоянно всплывали воспоминания об усадьбе Даровое, где он в детстве в течение нескольких лет проводил летние месяцы.

Нетрудно отыскать ностальгические отзвуки темы русской усадьбы у писателей-разночинцев. Например, герой повестей Н. Г. Помяловского «Молотов» и «Мещанское счастье» постоянно задает себе тоскливый вопрос: «Где же те липы, под которыми прошло мое детство?»

Как культурный феномен, литературная усадьба пережила революцию и послереволюционные катаклизмы. Характерно, что Дома творчества Литфонда в советское время первоначально создавались на основе литературных усадеб (дом М. А. Волошина в Коктебеле, дача известного театрального антрепренера Ф. А. Корша в Голицыне под Москвой). Особо следует сказать о Малеевке. Это была усадьба В. М. Лаврова, редактора-издателя журнала «Русская мысль». Она описана в известной повести А. П. Чехова «Дом с мезонином».

В заключение следует опять подчеркнуть, что классическая русская литература просто невозможна без русской усадьбы. Перерубить столь глубокие корни попросту невозможно. Думается, что мы присутствуем отнюдь не при окончательной гибели русской усадьбы, а, наоборот, где-то у начала нового витка ее культурной истории. Свой потенциал русская усадьба (в том числе и литературная) еще далеко не исчерпала.

Еще следует сказать, что автор не ставит целью дать читателю своего рода энциклопедию русской литературной усадьбы. Такая книга представляла бы собой увесистый том, да и далеко не каждому она была бы интересна. Ведь от многих перечисленных выше усадеб сохранились только остатки парка. Поэтому автор прежде всего описывает те усадьбы, которые в наши дни остаются целостными комплексами; большинство их - музеи. Там всюду «есть на что посмотреть».

История литературы знает целый ряд писателей, упорно писавших в стол, не помышлявших ни о читателе, ни о славе, кажется, вообще лишенных каких-либо литературных амбиций, но ставших после смерти необычайно знаменитыми - что, кажется, удивило бы их. По-видимому, здесь дело не в отсутствии честолюбия, а в своеобразной жизненной позиции. Такой писатель берется за перо потому, что это «потребность души». Для него главное - как можно лучше исполнить то, к чему он считает себя предназначенным; только тогда он ощутит себя честным перед Богом и людьми - а большего ему и не надо.

Из книги Три еретика [Повести о Писемском, Мельникове-Печерском, Лескове] автора Аннинский Лев Александрович

Поперек течения, или Уроки русской литературной «ереси» Когда критик современной литературы, откликающейся, как правило, на злобу дня, на то, чем мы с вами нынче живем и дышим, издает вдруг книгу, посвященную событиям давно минувшим, писателям былого века, это диктуется

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Борису Эйхенбауму О ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1. Положение истории литературы продолжает оставаться в ряду культурных дисциплин положением колониальной державы. С одной стороны, ею в значительной мере владеет индивидуалистический психологизм (в особенности на Западе),

Из книги Том 2. Советская литература автора Луначарский Анатолий Васильевич

По поводу резолюции ЦК о литературной политике* Недавно опубликованная резолюция ЦК РКП о политике в области литературы1 имеет чрезвычайное значение. Во-первых, надо отметить некоторые ее политически очень важные тенденции. Они, конечно, не новы, они совпадают с

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Особенности развязки и типология героя-идеолога в русской высокой комедии Как очень многие предшествующие и наследующие ей русские комедии, «Ябеда» имеет двойную развязку: первая – внутренняя, истекающая из самого действия комедии, вторая – внешняя, спровоцированная

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

Лютые патриоты (Особенности националистического дискурса в современной литературной критике) Что же делали все эти годы русские поэты? За ответом не требуется лезть в карман: страдали, пили, плакали и матерились. С. М. Казначеев. Современные русские поэты (М., 2006) 1В модной автора

Пушкинские усадьбы и парки в стихах русских поэтов конца XVIII – начала XX века Антология Замечательные усадьбы и парки, где жил и творил великий Пушкин, привлекают с каждым годом всё больше паломников, стремящихся не просто осмотреть достопримечательности и узнать что –

Из книги Бесы: Роман-предупреждение автора Сараскина Людмила Ивановна

Берново и соседние усадьбы С милыми обитателями Тригорского – Прасковьей Александровной Осиповой – Вульф и её детьми Анной, Евпраксией, Алексеем Вульфами и падчерицей Алиной Осиповой – Пушкин встречался на Тверской земле, когда гостил в 1828–1833 годах в расположенных

Из книги Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы автора Коллектив авторов

Из книги автора

Особенности русского ума Название моей статьи – это название цикла лекций великого Ивана Павлова. Пытливый академик однажды на свой страх и риск огласил открытые им особенности национального разума. А риск был немаленький, поскольку на русском свете стояли времена

Из книги автора

Из книги автора

Особенности реализма в русской литературе Русские писатели первыми обратились к реализму – именно их произведения наиболее ярко и глубоко показали огромные художественные возможности этого творческого метода. В западноевропейской литературе мы не найдем