Самообразование воспитателя в доу дидактические игры. План по самообразованию «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста

Жанар Оспанова

Отчет по самообразованию на тему : «"

В 2015-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста ».

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку , выдержку, самообладание , чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры . Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму , цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей . С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей .

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применять полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения , развития важных интегративных качеств : любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту ; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме , наиболее доступной для дошкольников.

Цель : повысить свой профессиональный уровень по данной теме.

Задачи :

изучить литературу по данной теме;

изучить практический опыт воспитателей;

разработать материал для родителей;

создать картотеку дидактических игр ;

разработать программы кружков дополнительного образования дошкольников.

Предполагаемый результат : повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

Практические выводы :

1. Изучение опыта педагогов ДОУ;

2. Изучение методик и технологий в Интернете;

3. Введение игровых приемов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна;

4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности;

5. Совместные игры на развитие умственного развития детей (мышление, внимание, воображение, усидчивости)

6. Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в жизни ребенка» ;

7. Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий;

8. Оформление письменных консультаций в родительском уголке.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу :

1. А. К. Бондаренко. . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001.

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

3. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия . – М.: Карапуз, 2009.

4. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком . – М.: Обруч, 2012.

5. (младший возраст ) Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006.

6. П. П. Дзюба. «Дидактическая . – М.: Феникс, 2008.

7. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста ) . – М.: Линка-пресс, 2002/

Работала по перспективному плану

Изучение специальной методической литературы :

1. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду . Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. В течение 2015 года

2. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. В течение 2015 года

3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст ) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж : ТЦ «Учитель» , 2006. В течение 2015 года

4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада» . – М.: Феникс, 2008. В течение 2015 года

Изучение статей в журналах :

«Воспитатель в ДОУ»

«Дошкольное воспитание»

«Ребенок в детском саду»

«Обруч» В течение 2015 года

Практический этап

1. Изучение методики и технологий педагогов в Интернете (в течение 2015-2017 года)

2. Подбор аудио и видеозаписей песен и мультфильмов (сентябрь-декабрь 2015-2016 года)

3. Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике (в течение 2015-2016 года)

4. Разработка перспективного плана работы по теме (ноябрь-март 2015-2016 года)

5. Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми раннего возраста ».

Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка» (октябрь-январь 2015-2016 года)

6. Проект на свою тему : «Дидактическая игра , как форма развития детей раннего возраста » (октябрь 2016 года)

7. Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета (в течение 2016-2017 года)

8. Папка –передвижка для родителей на тему : «Дидактическая игра в жизни ребенка » . (март 2017 год)

9. Дидактическая игра-имитация «Постираем кукле платья» план-конспект в первой младшей группе (апрель 2017 год)

10. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности) (май 2017 год)

11. Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию (январь 2018 год)

Работа с родителями

1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала (январь-май 2016 года) .

2. Анкетирование родителей на тему : «Как играть с ребенком » (сентябрь 2016 года)

3. Консультация для родителей :

- «Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста »;

- «Использование дидактических игр в жизни детей » ;

- «Роль игры в жизни ребенка» (в течение 2016-2018 года)

Перспективы на следующий год :

1. Продолжить работу по теме : «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста » (согласно возрастной группе ) ;

2. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр .

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую провести родительское собрание на тему «Чем играют наши дети .

В своей работе я использую дидактические игры как сделанные своими руками, так и дидактические игры покупного набора







    Методическое пособие представляет краткие конспекты совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. Каждый конспект содержит наблюдения, трудовую деятельность, дидактические игры, подвижные игры и индивидуальные физические упражнения. В приложениях приводятся два подробных конспекта и сценарий осеннего праздника.
    Пособие предназначено для воспитателей ДОУ, а также будет полезно студентам педагогических образовательных учреждений. Родители детей раннего возраста найдут в книге интересные занятия и игры, которыми можно заполнить прогулки с детьми на свежем воздухе.


    Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:
    · Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;
    · Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность);
    · Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
    · Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.


    Цель: уточнить и систематизировать знания детей о растениях.
    Учить более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
    Познакомить детей с новыми растением- комнатным кленом.


    Конспект занятия для старшего дошкольного возраста.
    Цель: расширять представления об особенностях роста и развития сосны и ели; сходства и различия; показать, какие животные, растения, грибы связаны с сосной и елью; содействовать расширению представления детей о взаимосвязях в природе.
    Задачи
    Общеразвивающие: закреплять у детей знания о растениях лесотундры; формировать представления о сходстве и различии разных видов деревьев; систематизировать знания о некоторых особенностях строения растений; развивать воображение и логическое мышление: развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).
    Речевые: активизировать в словаре детей такие слова, как «лиственные», «хвойные», «вечнозеленые», «спилы».

    Перспективный план по воспитанию навыков безопасного поведения у дошкольников
    В документе представлен помесячный план работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию навыков безопасного поведения.Цель плана – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них. Представлены следующие темы:Ребенок и здоровье, Ребенок и дом, Ребенок в природе и т. д.

Рада Букина
План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы:

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель:

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Научить детей различать основные цвета;

Познакомить детей с величиной и формой предметов;

Сформировать навыки самостоятельной деятельности;

Повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

Развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.

План работы на 2018 – 2019 учебный год.

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).

Работа с детьми Сентябрь - Октябрь Знакомство детей с подвижными дидактическими играми. Совместная игровая деятельность.

Ноябрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Совместная игровая деятельность.

Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.

Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторить ранее изученные игры) Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Май Дидактические игры на закрепление изучен. матер. (повтор игр). Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.

Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»

Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»

Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Анкетирование на конец года по заданной теме. Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду»

Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.

Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.

Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для педагогов

«Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.

В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Все дидактические игры делят на три компонента:

игры с предметами

настольно-печатные

словесные

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Консультация для родителей на тему:

«Дидактическая игра – что это тако

«Дидактическая игра – что это такое?»

Дидактическая игра - игра обучающая. Это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. Для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Усвоение знаний в дидактической игре выступает как побочный эффект. Ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.

Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается.

Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми надо всегда находить время. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок. Например, во время приготовления обеда можно предложить поиграть так: ребенок должен собрать в корзину предметы (но так, чтобы мама не видела, он загадывает загадку о каком - либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество. Мама отгадывает. После этого они меняются ролями. Сколько полезных задач решено. Взрослые делают много открытий о своем ребенке: уясняют, что он знает, что умеет, в чем больше преуспевает; сами же незаметно для малыша многому его обучают.

Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: o их содержание отвечает обучающей цели, o они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.

Необходимо внимательно изучать индивидуальные особенности своих ребят. Например, слишком возбудимым подвижным детям, советуем чаще предлагать настольно -печатные игры: «Лото», «Мозаика», «Разрезные картинки», «Кубики» и др. Детей с замедленной реакцией на слово, следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа: «Холодное - горячее», «Скажи наоборот» и др.

В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку) и т. д.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры оказывают огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д.

Предлагаю поиграть с ребёнком дома

(дидактические игры по развитию речи)

"Закончи предложение" (употребление сложноподчинённых предложений)

Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу) -Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу) -Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу) -Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу) -Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела) -Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно) -Я не хочу спать, потому что. (ещё рано) -Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода) -Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты) -Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись то собаки)

"Режим дня"

8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.

"Кому угощение?" (употребление трудных форм существительных) Взрослый говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

"Назови три слова" (активизация словаря)

Ребенку задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы. -Что можно купить? (платье, костюм, брюки) -Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

"Зоопарк" (развитие связной речи).

Ребенку дают картинку. Он должен описать своё животное, не называя его, по такому плану: 1. Внешний вид; 2. Чем питается. Взрослый должен отгадать, потом меняются ролями. "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем). Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом, лошадь (жеребёнком, лягушка (головастиком, бабочка (гусеницей, ботинки (кожей, рубашка (тканью, рыба (икринкой, шкаф (доской, хлеб (мукой, велосипед (железом, свитер (шерстью) и т. д.? "Назови как можно больше предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Ребенок и взрослый по очереди называют предметы, которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд.

"Подбери рифму" (развивает фонематический слух).

Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. "Назови части предметов" (активизация словаря, развитие внимания). Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.

I вариант: ребенок по очереди со взрослым называет части предметов.

II вариант: ребёнок получает рисунок называет все части.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Пожалуйста, старайтесь отвечать как можно точнее и конкретнее.

1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические игры?

Не знаю, дома не играем;

Свой вариант ответа.

2. Любимая дидактическая игра вашего ребёнка?

3. Как часто вы играете с детьми в дидактические игры дома?

Не играем из-за отсутствия свободного времени;

Играем, когда приобретаем новую игру;

По желанию ребёнка;

Свой вариант ответа.

4. Соблюдаете ли вы правила дидактических игр?

Свой вариант ответа.

5. Играете ли вы всей семьёй в дидактические игры?

Свой вариант ответа.

6. Какие дидактические игры вы предпочитаете?

Словесные

Настольно-печатные

Игры с предметами

Свой вариант ответа.

Благодарим за сотрудничество!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37» НМР РТ

Индивидуальный план работы по самообразованию

воспитателя

Галиуллиной Лилии Кашбутдиновны

Г.Нижнекамск, 2017

Аналитический раздел

Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.

Задачи :

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская

В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Методологический раздел

Дидакти́ческиеи́гры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, ). Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Самонадеянно? Но ведь это только попытка...

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно не только шум безразличие и постоянные “одергивания” учителя.

Народная мудрость создала дидактическую игр, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз.

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо/игровые технологии обучения.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы (игры-диалоги).

Практический раздел

План работы на 2017-2018гг.

Дата/месяц

Форма работы

Выход/результат

В течение года

Изучение литературы по данной теме

Список литературы

В течение года

Изучение методики и технологий педагогов в Интернете

Сентябрь

Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.

Картотека

В течение

Года

Картотека дидактических игр направленных на развитие восприятия цвета.

Картотека

В течение

Года

Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе ОД с детьми дошкольного возраста»

Конспекты занятий

В течение года

Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста» (образовательная область «Социализация»)

2.«Использование дидактических игр в жизни детей»
3. «Роль игры в жизни ребенка».

Памятки

Буклеты

Папки-передвижки

Декабрь

Выступление на педсовете тема выступления «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка"

Памятка

В течение года

Подбор аудио и видиозаписей песен и мультфильмов

Картотека песен

Январь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Фотогазета для родителей

Февраль

Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».

Отчет

Март

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Папка-передвижка

Апрель

ООД дидактическая игра- имитации «Постираем кукле платья»

План-конспект

Май

Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону (оборудования для развития игровой деятельности).

Пространственная развивающая среда в группе, на участке

Май

Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию.

Отчёт

Список литературы

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.
  6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  9. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  10. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  11. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  14. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
  15. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010
  16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
  17. Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».
  18. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
  19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

План по самообразованию воспитателя ясли - сада №3

группы "Солнышко"

Кулмановой Айнаш Жуматовны

с 2017 по 2020 учебный год

Дата рождения : 06.10.1991г.

Национальность: казашка

Образование: высшее

Что и когда закончила: Костанайский Государственный Педагогический Институт, 2014год Специальность по диплому: Педагогика и Психология

Квалификация по диплому: бакалавр, Педагог - Психолог

Общий стаж: 5 лет

Стаж работы в должности воспитателя: 10 месяцев

Награды: «Қазақ тілі» областной конкурс 1 место – 2017г.

Республиканская олимпиада «В поисках клада» 1 место – 2017г.

Республиканская интеллектуальная олимпиада «Весенний калейдоскоп»

1 место – 2017г.

Индивидуальный план по самообразованию

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру»

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через дидактическую игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Формировать грамматический, лексический строй речи;

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;

Пополнять словарный запас детей за счет дидактических игр;

Развивать мелкую моторику рук.

Ожидаемые результаты: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.

Период работы над темой: 2017 – 2018 г.

Этапы работы над темой:

2017 – 2018 г.

1 этап - подготовительный - С вязан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие связной речи дошкольников через дидактическую игру» . Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.

201 8 – 201 9 г.

2 этап - практический

Проводить опытно-экспериментальную работу на базе ГККП « Ясли – сад№3 » акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная»

2019 – 2020 г.

3 этап – итоговый
Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

2017 – 2018 учебный год

Сентябрь

Дидактическая игра как средство развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Е. А. Борисова кандидат педагогических наук, доцент

Изучение методической работы

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста. Е . И. Еремина

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Светлана Шашкова

Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры.

Кашуркина Л. П.

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Надежда Шагина

Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста

воспитатель высшей квалификационной категории Святкина И.М.

Роль дидактической игры в формировании связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи

Ейкина Анастасия Вадимовна

Значение дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Петракова Марина Андреевна

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2018 – 2019 учебный год

Сентябрь

Дидактические игры: «Приготовим салат»

«Назови правильно»

«Магазин»

«Отгадай»

Дидактические игры:

«Найди отличия»

«Путаница»

«Новая квартира»

«А у нас»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Сочинялки»

«Кто, где живет?»

«Новоселье»

«Диалоги»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Рассказ Незнайки»

«Расскажи и покажи»

« Угадай игрушку»

«Кто интереснее придумает»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

« Что напутал незнайка?»

«Кто сумеет похвалить»

«Какая, какое, какой?»

«Скажи какой»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«На выставке»

«Загадка»

«Кто внимательнее»

«Задумай слово»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Какое что бывает?»

«Что для чего»

«Играем со сказкой»

«Нарисуем картину словами»

Составление технологических карт

Дидактические игры:

«Придумай сказку»

«Я начну, вы продолжите»

«Объясни, покажи»

«Скажи по - другому»

Составление технологических карт

Составление отчета

Отчет о проделанной работе

2019 – 2020 учебный год

Сентябрь

Посещение открытых занятий

Составление анализа посещаемых занятий

Взаимопосещение уроков

Изучение опыта работы опытных педагогов

Проведение открытого урока

Повышение педагогического уровня

«Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста».

Выступление на МО Составление доклада

«Влияние игры на развитие речи детей дошкольного возраста».

Консультация для педагогов

Составление консультации

«Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на совещании при директоре

Изложение мыслей, выводов общего характера

Лицензирование учебно – методического комплекса (вариативной части) «Развитие связной речи дошкольников через дидактические игры».

Получение номера ISBN

Литература:

    «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

    Журнал «Дошкольное воспитание».

    Журнал «Ребенок в детском саду».

    Журнал «Воспитатель ДОУ»

    Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

    Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007