Сленг в литературных произведениях. Использование жаргонной лексики в художественных и публицистических текстах

1. Писатели, журналисты иногда используют жаргонную и арготическую лексику как средство стилизации (одно из средств речевой характеристики героя, для показа особенностей и нравов той или иной среды).

Пример: «Мы бесшумно крались этим извилистым путём, определяя направление по бликам на потолке и звуку голосов, делавшихся все более слышными, так что вскоре я уже мог различать отдельные слова и не всегда понимал их значение:

Завтра... за базлан макитру пробурю... когда свистну кукарекнешь...

Например: Рукопись ему нужна, как нужен автогенный аппарат опытному шниферу для вскрывания несгораемых касс.

Возникновение и распространение жаргонизмов и арготизмов справедливо оценивается как отрицательное явление в развитии национального языка. Поэтому языковая политика заключается в отказе от их использования. Однако писатели и публицисты вправе обращаться и к этим словарным пластам в поисках реалистических красок при описании соответствующих сторон нашей действительности. При этом жаргонизмы, арготизмы должны вводиться в художественную речь только цитатно, как и диалектизмы.

Пародисты XX в. не прошли мимо нарушения в разных жанрах устной и письменной речи таких ее качеств, как благозвучность и чистота, точность, богатство и выразительность, понятность и доступность для адресата.

А любителям жаргонов (исключительно жаргонов) хочется напомнить, что все-таки и сегодня:

любить родной русский язык – клево;

знать его и чувствовать – классно;

уметь выступать публично – супер;

владеть разными стилями речи – круто;

сохранять язык в чистоте и порядке для своих потомков – крутее крутого!!!

Отражение жаргонной лексики в словарях.

В толковых словарях современного русского языка жаргонная лексика не фиксируется. Исключение составляет «Толковый словарь русского языка» Д. Н.. Ушакова, куда включены отдельные жаргонные и арготические слова с пометой арго. Жаргонная лексика преступного мира отражена в специальных словарях, долгое время использовавшихся исключительно работниками органов внутренних дел в служебных целях. К таким относится «Словарь жаргона преступников», выпущенный Народным комиссариатом внутренних дел в 1927 году с грифом «оглашению не подлежит», переизданный в Твери в 1991 году. Ценность представляет «Словарь тюремно – лагерного блатного жаргона» с подзаголовком «Речевой и графический портрет советской тюрьмы» (М., 1992), «Словарь московского арго» В. С. Елистратовой (М., 1994) и др. издания.

Упражнения.

Задание №1. Подчеркните те диалектные слова, которые вы слышали в нашей местности.

  • Ветры: сивер, летник, хилок, сток, зимняк, осенник, хиус, поветерь.
  • Изгородь: городьба, горожа, огород, заплот, тын, осторокол, плетень.
  • Жилой дом: изба, хата, курень.
  • Чердак: подволока, гора, горнице, потолок.
  • Красная смородина: киселна, киселица, кислица, княженка, команец.
  • Луга: покос, пожня, полой, елай.
  • Долины: дол, суходол, балка, лощина, подолье.
  • Укладка сена: копна, куча, одонок, озгород, зарод, заколье.

Задание №2. Прочитайте диалектные названия тропинки и снегопада. Как вы думаете, почему они так называются?

Пешеходная тропинка: прямушка, рубеж, обходница, межа, межинка, топничок, вытопок, стежка, стега, стеговина, пешеходкка, спупень, ступенок, ступник, путек, запутник, путник.

Снегопад: завируха, путень, гиба, пурган, бурган, сипуча, засипух, завьюга, непогодь, кутиха, кутель, закутиха, кутелица, кутерьга, пыль, пылюга, мятель, мятелуга.

Задание №3. 1. Прочитайте стихотворение А. Яшина "Родные слова". Назовите в нем диалектизмы.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши - тетерева,
Летятина - дичь
Пересмешки - молва
Залавок - подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугревушка,
Фыпики - снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретена.
Возилкой

3. Как вы думаете, почему поэт вводит в стихотворение столько слов из северного диалекта? Помогают ли они нам узнать о быте, жизни русского народа? Каким образом?

4. Как сам поэт относится к диалектным словам? Почему он их называет "родными"?

5. Какие строчки стихотворения выражают его основную мысль?

6. Почему диалектные слова для поэта являются наследством, которое необходимо сохранить?

Задание №4. Ниже даны общеупотребительные слова, используемые в литературном языке, и параллельно им диалектные слова. Какие из диалектных слов являются семантическими диалектизмами, какие лексическими, какие этнографическими?

Задание №5. В данных ниже словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении. В какой профессии они употребляются в прямом значении?

Бить тревогу ; мобилизовывать усилия школьников; фронт уборочных работ, в авангарде борьбы за мир; начать атаку на бесхозяйственность; фундамент социализма; ставить на новые рельсы; сцементировать коллектив; симбиоз науки и искусства; вирус недоверия.

Формы существования языка. Литературный язык. Стилистические ресурсы русского литературного языка Функциональные стили.

Литературный язык – высшая (образцовая и обработанная) форма национального языка. По своему культурному и социальному статусу литературный язык противостоит территориальным диалектам, просторечию, социальным и профессиональным жаргонам, сленгу. Литературный язык формируется в процессе развития языка, поэтому является исторической категорией. Литературный язык – это язык культуры, он оформляется при высоком уровне её развития. На литературном языке создаются литературные произведения, а также говорят культурные люди. Заимствованные слова, жаргонизмы, штампы, канцелярит и т. п. засоряют язык. Поэтому существует кодификация (создание норм), создающая упорядоченность и сохраняющая чистоту языка, показывая образец. Нормы закреплены в словарях современного русского языка и грамматических справочниках. Современный русский литературный язык находится на высокой ступени своего развития, как развитый язык он имеет разветвлённую систему стилей.

Процесс формирования и развития национального литературного языка характеризуется тенденцией к расширению его социальной базы, сближению книжно-письменного и народно-разговорного стилей. Не случайно русский литературный язык в широком понимании определяется во времени от А. С. Пушкина и до наших дней: именно А. С. Пушкин сблизил народно-разговорный и литературный язык, положив в основу различных стилей литературной речи язык народа. И. С. Тургенев в речи о Пушкине указывал, что Пушкину «одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу». Здесь следует отметить огромное влияние, которое в целом оказывают выдающиеся писатели на формирование национального литературного языка. Существенный вклад в становление английского литературного языка внёс У. Шекспир, украинского – Т. Г. Шевченко и т. п. Для развития русского литературного языка важным стало творчество Н. М. Карамзина, о котором, в частности говорил А. С. Пушкин. По его словам, этот славный историк и литератор русский «обратил его (язык) к живым источникам народного слова». В целом все русские писатели-классики (Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.) в той или иной степени участвовали в развитии современного русского литературного языка.

Литературный язык обычно является национальным языком. Он основывается на какой-то из ранее существовавших форм языка, обычно диалекте. Становление литературного языка в период формирования нации обычно происходит на основе одного из диалектов – диалекта главного политического, экономического, культурного, административного, религиозного центра страны. Этот диалект представляет собой синтез различных диалектов (городское койне). Например, русский литературный язык складывался на основе московского диалекта. Иногда основой литературного языка становится наддиалектное образование, например язык королевского двора, как во Франции. Русский литературный язык имел несколько источников, среди них отметим церковнославянский язык, московский приказной язык (деловой государственный язык Московской Руси), диалекты (особенно московский диалект), языки великих русских писателей. Значимость церковнославянского языка в формировании русского литературного языка отмечали многие историки и лингвисты, в частности Л. В. Щерба в статье «Современный русский литературный язык» говорил: «Если бы русский литературный язык не вырос в атмосфере церковнославянского, то немыслимо было бы то замечательное стихотворение Пушкина «Пророк», которым мы восторгаемся и до сих пор». Говоря об источниках современного русского литературного языка, важно сказать и о деятельности первоучителей славянских Кирилле и Мефодии, создании ими славянской письменности, переводе богослужебных книг, на которых воспитывались многие поколения русских людей. Изначально наша русская письменная культура была христианской, первыми книгами на славянских языках были переводы Евангелия, Псалтырь, деяния Апостолов, апокрифы и т.п. Русская литературная традиция в основе своей имеет православную культуру, что, несомненно, отразилось не только на произведениях художественной литературы, но и на литературном языке.

«Основы нормализации русского литературного языка заложены великим русским ученым и поэтом М. В. Ломоносовым. Ломоносов объединяет в понятии «российского языка» все разновидности русской речи – приказный язык, живую устную речь с её областными вариациями, стили народной поэзии – и признаёт формы российского языка конструктивной основой литературного языка, по крайней мере двух (из трёх) основных его стилей» (Виноградов В.В. «Основные этапы истории русского языка»).

Литературный язык в любом государстве распространяется через школы, где детей учат в соответствии с литературными нормами. На протяжении многих столетий большую роль здесь играла и Церковь.

Понятия литературного языка и языка художественной литературы не тождественны, т. к. литературный язык охватывает не только язык художественной литературы, но и другие реализации языка: публицистику, науку, государственное управление, ораторскую речь, некоторые формы разговорной речи. Язык художественной литературы в лингвистике рассматривается как более широкое понятие по той причине, что в художественные произведения могут включаться как литературные языковые формы, так и элементы территориальных и социальных диалектов, жаргон, арго, просторечие.

Основные признаки литературного языка:

    Наличие определённых норм (правил) словоупотребления, ударения, произношения и т.д. (причём, норм более строгих, чем в диалектах), соблюдение этих норм имеет общеобязательный характер независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности носителей данного языка;

    Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследия и литературно-книжных традиций;

    Приспособленность литературного языка для обозначения всей суммы знаний, накопленной человечеством и к осуществлению отвлечённого, логического мышления;

    Стилистическое богатство, заключающееся в обилии синонимичных средств, позволяющих достигать наиболее эффективного выражения мысли в различных речевых ситуациях.

Средства литературного языка появились в результате длительного и искусного отбора наиболее точных и весомых слов и словосочетаний, наиболее целесообразнх грамматических форм и конструкций.

Основным отличием литературного языка от других разновидностей национального языка является его жёсткая нормативность.

Обратимся к таким разновидностям национального языка как диалект, просторечие, жаргоны, арго и сленг, постараемся выявить их особенности.

Диалект (от греч. dialektos – разговор, говор, наречие) – разновидность определённого языка, употребляемая в качестве общения лицами, связанными тесной территориальной, социальной или профессиональной общностью. Различают территориальные и социальные диалекты.

Территориальный диалект – часть единого языка, реально существующая его разновидность; противопоставлен другим диалектам. Территориальный диалект обладает различиями в звуковом строе, грамматике, словообразовании, лексике. Эти различия могут быть небольшими (как в славянских языках), тогда говорящие на разных диалектах люди понимают друг друга. Диалекты таких языков, как немецкий, китайский, украинский сильно отличаются друг от друга, поэтому общение между людьми говорящими на таких диалектах затруднено или невозможно. Примеры: сковорода (Восточная Украина) – патення (Западная Украина); названия аиста в разных частях Украины: чорногуз , лелека , боцюн , боцян и др.

Территориальный диалект определяется как средство общения населения исторически сложившейся области со специфическими этнографическими особенностями .

Современные диалекты – результат многовекового развития. На протяжении истории в связи с изменением территориальных объединений происходит дробление, объединение, перегруппировка диалектов. Наиболее активное формирование диалектов происходило в эпоху феодализма. С преодолением территориальной раздробленности ломаются старые территориальные границы внутри государства, происходит сближение диалектов.

В разные эпохи меняются взаимоотношения между диалектами и литературным языком. Памятники феодального времени, написанные на основе народного языка, отражают местные диалектные черты.

Социальные диалекты – языки определённых социальных групп. Например, отличающиеся от общенародного языка только лексикой профессиональные языки охотников, рыболовов, гончаров, торговцев, групповые жаргоны или сленги учащихся, студентов, спортсменов, солдат и др., главным образом молодёжных коллективов, тайные языки, арго деклассированных элементов.

К социальным диалектам относятся и отличные от общенародного языка варианты языка определённых экономических, кастовых, религиозных и т.п. групп населения.

Профессионализмы – слова и обороты, свойственные людям одной профессии и являющиеся, в отличие от терминов, полуофициальными названиями понятий данной профессии. Профессионализмы отличаются большой дифференцированностью в обозначении специальных понятий, предметов, действий, связанных с данной профессией, родом деятельности. Таковы, например, употребляющиеся у охотников названия некоторых свойств собак: аппелистость, вежливость, верхнее чутье, вязкость, глубокий полаз, копотливая, неслух, отдира, перека, пешая, позывистость, пруткость и т.д.

Просторечие – народно-разговорный язык, одна из форм национального языка, представляющая собой устную некодифицированную (ненормативную) сферу общенациональной речевой коммуникации. Просторечие имеет наддиалектный характер. В отличие от говоров и жаргонов – общепонятная для носителей национального языка речь, существует в каждом языке и коммуникативно значима для всех носителей национального языка.

Просторечие противопоставлено литературному языку. В просторечии представлены единицы всех языковых уровней.

Противопоставление литературного языка и просторечия прослеживается в области ударения :

прОцент (простор.) – процЕнт (лит.),

договорА (простор.) – договОры (лит.),

углУбить (простор.) – углубИть (лит.),

звОнит (простор.) – звонИт (лит.),

форзАц (простор.) – фОрзац (лит.) и т.д.

В области произношения:

[щас ] (простор.) – [сейчас ] (лит.),

[пшол ] (простор.) – [пашол ] (лит.)

В области морфологии:

хочут (простор.) – хотят (лит.),

выбора (простор.) – выборы (лит.),

ездиют (простор.) – ездят (лит.),

ихний (простор.) – их (лит.),

здеся (простор.) – здесь (лит.)

Для просторечия характерны экспрессивно «сниженные» оценочные слова с гаммой оттенков от фамильярности до грубости, к которым в литературном языке есть нейтральные синонимы:

«шарахнуть » – «ударить »

«ляпнуть » – «сказать »

«дрыхнуть » – «спать »

«драпануть » – «убежать »

Просторечие – исторически сложившаяся речевая система. В русском языке просторечие возникло на базе московского разговорного койне. Становление и развитие просторечия связано с формированием русского национального языка. Само слово образовалось из употреблявшегося в ХVI-XVIIвв. словосочетания «простая речь» (речь простолюдина).

Просторечная лексика , с одной точки зрения, – это область неграмотной речи, целиком находящаяся за пределами литературного языка и не представляющая собой единой системы. Примеры: мамаша , мамка , одёжа , одеколончик , деловой (с отрицательным значением), склизкий , хворый , вертаться , серчать , издаля , намедни .

С другой точки зрения, просторечная лексика – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску. Эти слова составляют две группы: 1) обиходно-бытовое просторечие, слова, входящие в литературный язык и имеющие сниженную (по сравнению с разговорными словами) экспрессивно-стилистическую окраску. Примеры: балбес , дохлятина , оплеуха , задрипанный , толстопузый , дрыхнуть , орать , сдуру ; 2) грубая, вульгарная лексика (вульгаризмы), находящаяся за пределами литературного языка: сволочь , стерва , хамло , харя , паскудный , слямзить и др.

Существует также литературное просторечие , служащее границей литературного языка с народно-разговорным языком – особый стилистический пласт слов, фразеологизмов, форм, оборотов речи, наделённых яркой экспрессивной окраской «сниженности». Норма их употребления состоит в том, что они допускаются в литературный язык с ограниченными стилистическими заданиями: как средство социально-речевой характеристики персонажей, для «сниженной» в экспрессивном плане характеристики лиц, предметов, событий. В литературное просторечие входят лишь те речевые элементы, которые закрепились в литературном языке вследствие их длительного использования в литературных текстах, после длительного отбора, семантической и стилистической обработки. Состав литературного просторечия подвижен и постоянно обновляется, многие слова и выражения приобрели статус «разговорных» и даже «книжных», например: «всё образуется », «нытик », «зануда ».

Разговорная лексика – слова, имеющие несколько сниженную (по сравнению с нейтральной лексикой) стилистическую окраску и характерные для разговорного языка, т.е. устной формы литературного языка, выступающей в условиях непринуждённого неподготовленного общения. К разговорной лексике относят некоторые существительные с суффиксами – ач , – тяй , – ул(я) , – ун , – ш(а ), – ыш , – яг(а) , – як и др. (бородач, лентяй, грязнуля, крикун, кондукторша, малыш, бедняга, толстяк ); некоторые прилагательные с суффиксами – аст –, – ат –,

–оват – (зубастый, волосатый, красноватый ); ряд глаголов на – ничать (ехидничать, модничать ); некоторые глаголы с приставками за –, на – и постфиксом – ся (заболтаться, заглядеться, наваляться, наведаться ); существительные и глаголы, образованные из словосочетаний: безбилетник < без билета , зачётка < зачётная книжка , бюллетенить < находиться на бюллетене , а также многие другие. В словарях эти слова с пометой «разговорное». Все они неупотребительны в официально-деловом и научном стилях.

Жаргон – разновидность речи, используемой в общении (чаще устном) отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон шофёров, программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в XIXв.), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодёжный жаргон). От общенародного языка жаргон отличается специфической лексикой и фразеологией и особым использованием словообразовательных средств. Часть жаргонной лексики – принадлежность не одной, а многих (в том числе исчезнувших) социальных групп. Переходя из одного жаргона в другой, слова «общего фонда» могут менять форму и значение. Примеры: «темнить » в арго – «скрывать добычу », позднее – «хитрить » (на допросе), в современном молодёжном жаргоне – «говорить неяс но», «увиливать от ответа ».

Лексика жаргона пополняется разными способами:

за счёт заимствований из других языков:

чувак – парень (цыг.)

башка – баш по-татарски голова

шузы – туфли от shoes (англ.)

бан (компьютерный жаргон) – программный запрет на пользование определённый Интернет-ресурсом, накладывается администратором от англ. to ban : изгонять, ссылать

гамать – играть в компьютерные игры от англ. game

шпилить – играть в компьютерные игры от нем. spiel

путём сокращений:

баскет – баскетбол

литра – литература

физра – физкультура

заруба – зарубежная литература

дисер – диссертация

путём переосмысления общеупотребительных слов:

«рвануть » – пойти

«отстегнуть » – дать часть денег

«тачка » – автомашина

Жаргон может носить открытый и закрытый характер. По мнению О. Есперсена, в открытых группах (молодёжь) жаргон – это коллективная игра. В замкнутых группах жаргон – также сигнал, отличающий своего и чужого, а иногда и средство конспирации (тайный язык).

Выражения жаргона быстро заменяются новыми:

50-60-е годы ХХ века: деньги – тугрики

70-е годы ХХ века деньги – монеты , мани(ы)

80-е годы ХХ века и в настоящий момент – бабки , зелёные , капуста и др.

Лексика жаргона проникает в литературный язык через просторечие и язык художественной литературы, где она используется как средство речевой характеристики.

Жаргон – средство противопоставления себя остальному обществу.

Арго – особый язык ограниченной социальной или профессиональной группы, состоящий из произвольно избираемых видоизменённых элементов одного или нескольких естественного языка. Арго употребляется чаще как средство сокрытия предметов коммуникации, а также как средство обособления группы от остальной части общества. Арго считается средством общения деклассированных элементов, распространённой в среде преступного мира (воровское арго и др.).

Основа арго – специфический словарь, широко включающий иноязычный элементы (в русском – цыганский, немецкий, английский). Примеры:

феня – язык

перо – нож

хвост – слежка

стоять на стрёме, стоять на шухере – стоять на стpаже при совершении преступления, пpедупpеждая о пpиближающейся опасности

баксы – доллары, иностранная валюта

в натуре – правильно

отстойник – место, где осуществляется предпродажная подготовка угнанного автомобиля

шевельни со своей девочкой – угони машину

коробка – гараж

прописка – незаконное подключение к охранной системе автомобиля

прадедушка – Ленд Крузер Прада

поработать лошадью – переправить награбленное из кватиры владельца вещей.

Сленг – 1) то же, что жаргон, сленг чаще употребляется по отношению к жаргону англоязычных стран; 2) совокупность жаргонизмов, составляющих слой разговорной речи, отражающий фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Употребляется в условиях непринуждённого общения: мура, муть, блат, кайф .

Элементы сленга быстро исчезают, заменяясь другими, иногда переходят в литературный язык, приводя к возникновению семантических и стилистических отличий.

Основные проблемы современного русского языка в коммуникативной сфере: обсценная лексика (сквернословие), неоправданные заимствования, жаргонизмы, арготизмы, вульгаризмы.

Почему-то считается, что язык, в основном, развивается сам по себе, обладая мистической и мифической субъектностью. Считается также, что он вбирает в себя другие языки за счет коммуникаций, в наш век все более технических. И, конечно, язык формируют поэты и писатели, профессионалы слова.

Однако, сам по себе язык не может развиваться. Его развивают. В том числе и за счет самых удачных и интересных жаргонизмов, поэтому данные лексические единицы требуют самого пристального внимания.

Кроме того, актуальность исследования заключается в том, что изучение аргонимов дает возможность не только определить лингвистический статус этого слоя языка, специфику семантической структуры, механизма его формирования, провести его классификацию, но и в ходе исследования вскрыть лингвокультурную информацию и необходимость употребления арго в той или иной степени в художественной литературе.

В связи с этим целью исследования является анализ четырех художественных произведений с точки зрения оправданности употребления в них молодежного сленга и выявления культурной специфики школьных аргонимов, что включает в себя проведение их классификации по лингвокультурному признаку.

Таким образом, объектом исследования являются школьные аргонимы как отдельный пласт языка и художественные произведения четырех писателей: «Над пропастью во ржи»- Д. Сэлинджер; «Чучело»- В. Железников; «Двенадцать стульев»- И. Ильф, Е. Петров, «Русские грибники»- А. Драбкина.

Методы исследования включают в себя анализ теоретических источников, сравнение, сопоставительный и лингвокультурный анализ. Также использовался метод сплошной выборки аргонимов из трех художественных произведений.

Материалом исследования послужили интернет- энциклопедии, справочные издания, лингвистические словари и ресурсы Интернет.

Экология русского языка

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны.

На нем писали и им восхищались величайшие поэты, прозаики, государственные деятели России: А. С Пушкин, Л. Н. Толстой, С. Есенин, В. Даль, А. Солженицын и многие другие. Язык рассматривали как самое ценное достояние русского народа, его наследие и наследство, переходящее из поколения в поколение.

“Великий, могучий”- так ли он звучит сейчас?

Могущество русского языка, прежде всего, в его многочисленных носителях-в русском народе, то есть в нас с вами. Чем больше людей разговаривает на определенном языке, тем большее влияние он приобретает в мире и тем меньше он подвержен изменениям и влияниям.

Что же происходит сейчас? К сожалению, сейчас для этого красивого и богатого языка настало трудное время. Печально видеть, как русский язык все сильнее засоряется ненужными иностранными словами и жаргонизмами, просторечными формами и нецензурной лексикой. Сам процесс заимствования из других языков неизбежен и не несет вреда, но только в том случае, если заимствования используются для обозначения слов, которых нет и не было в родном языке, и они не превышают по количеству разумных пределов. Но данное правило соблюдается в современном русском языке далеко не всегда.

Обилие англоязычных заимствований вытеснило исконно русские слова, имеющие то же значение. Подобная практика упрощает и обедняет наш язык, приводя к потере изначальных русских слов. Еще одна беда- замена русского литературного языка на сленг. Упрощается смысл слов, речь становится примитивной, бедной, более того не всем понятной. Богатство языка утрачивается. А ведь язык- это не только средство общения между людьми. В словах отражается накопленный человеком нравственный и духовный опыт. И чем богаче словарный запас человека, тем полнее и глубже его познание мира. Чем уже кругозор- тем ниже культурный уровень человека, и, конечно, беднее язык.

Не требует доказательств на то, что русский язык, именно в том виде, в каком мы его имеем, на котором пока еще пишем, читаем и говорим, язык сформированный тысячами поколений,- сам по себе произведение искусства.

Это памятник, святыня, икона и не простая, а чудотворная! Его нельзя менять ни на букву, ни на запятую! Это все равно, как если бы кому-то пришла в голову мысль подрисовать что-нибудь на картине Сурикова, внести поправки в произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Нам, молодому поколению, надо беречь наш «дар бессмертный - русскую речь». Не случайно, в трудное время ленинградской блокады Анна Ахматова писала: «Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слова. Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем. Навеки»

Задумаемся, к чему нас призывают эти слова: сохранить слово! Возродить духовное отношение к слову. Ведь в слове - все: и дом, и жизнь, и родина, и вера. Думаю, что пора остановиться и послушать себя, а потом определиться, какой язык мы передадим своим детям и внукам. А ведь это и есть главный путь избежать опасности выродиться как нации.

3. О стилях речи и об арго

Научный стиль - стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля - наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция - сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры - научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.

Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля - право, автор - юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д. , с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи - преимущественно рассуждение. Вид речи - чаще всего монолог, вид коммуникации - общественная. Стилевые черты - императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля - информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.

Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Следует отметить, что из всех перечисленных стилей речи только два из них допускают использование аргонимов. Сами же они в силу своей специфики не составляют определенного стиля языка.

Арго - (франц. argot), речь социально или профессионально обособленных групп и сообществ. В отличие от жаргона, Арго имеет профессиональную прикреплённость. В связи с этим говорят иногда об Арго актёров, охотников, музыкантов и т. п. Исторически восходит к речи бродячих торговцев, ремесленников. Строго говоря, арго - язык деклассированных групп общества, язык воров, бродяг и нищих. Арго не составляет самостоятельной системы и сводится к специфическому словоупотреблению в пределах общего языка. Арго взаимодействует с жаргоном и просторечием, образуя специальный лексический пласт.

Жаргон - (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone - болтовня), социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов, но не обладает собственной фонетической и грамматической системой. Развивается в среде более или менее замкнутых коллективов: школьников, студентов, военнослужащих, различных профессиональных групп. Эти жаргоны не следует смешивать с профессиональными языками, которые характеризуются сильно развитой и довольно точной терминологией того или иного ремесла, отрасли техники, а также и от "воровских жаргонов", языка деклассированных, преступных элементов общества. жаргоны лексически и стилистически разнородны, отличаются неустойчивостью и быстротой сменяемости наиболее ходовой лексики. Например, в середине 19 в. в значении "исчезнуть" говорили "стушеваться", а в 20 в. сначала "смыться", а затем "слинять", "выцвесть". Жаргоны проникают в художественную литературу для речевой характеристики героев. Кроме жаргоны возникающих на базе общенародного языка, существуют жаргоны, которые появляются в результате общения разноязычного населения в пограничных областях или в местах скопления разнонационального населения, например в морских портах.

Сленг- (англ. slang), экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы (термин "сленг" чаще всего употребляется применительно к английскому языку и его функционированию в Англии и США). Распространён главным образом среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. Сленг подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Легко проникая в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи; например, в сов. литературе у Ф. И. Панферова, Ф. В. Гладкова, И. Э. Бабеля, И. Ильфа и Е. Петрова, В. Аксенова и др. , в английской и американской у Ч. Диккенса, У. Теккерея, Дж. Голсуорси, Т. Драйзера, Дж. Д. Сэлинджера и др. Термин "Сленг" является частичным синонимом терминов арго и жаргон.

Просторечие - слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, имеющие оттенок упрощения, сниженности, грубости ("башка", "кишка тонка"; "бечь" вместо "бежать"; "вчерась" вместо "вчера"; "молодежь" вместо "молодёжь" и др.). Просторечие характеризуется яркой экспрессией, стилистической сниженностью, граничит с разговорными элементами литературной речи, а также с диалектизмами, арготизмами, вульгаризмами. Состав и границы просторечия исторически изменчивы. В западноевропейской лингвистике термином "просторечие" обозначают конгломерат отклонений от "стандартного" языка: сленгизмы, модные фразы, прозвища и т. п. Стилистическая окрашенность просторечий делает его средством экспрессии в художественных произведениях и в общеупотребительном литературном языке.

Следует отметить, что при употреблении в речи слов: «сленг», «жаргон», «арго», «просторечие» нет их строгого разграничения. Они часто взаимозаменяемы и служат синонимами. Так, например, говоря о специфики речи студентов, школьников, мы употребляем словосочетания: «студенческие жаргонизмы», «молодежный сленг», «школьное арго», подразумевая под ними практически одно и то же.

Естественно, меня лично заинтересовали школьные жаргонизмы. В ходе исследования я выяснила некоторые пути и способы их образования.

4. Школьное арго

4. 1 Пути и способы образования школьного арго

Жаргонизмы образуются с помощью:

1. суффиксов: -ух(а)-; -аг(а)- общага, тюряга; -ар(а)- носяра;- он- закусон;-л(а)- водила;- щик,ник, ач- халявщик, стукач;-ак,як- депрессняк; -еж- балдеж; -к(а)- отмазка;-ни(е)- наваривание.

2. Приставок: -с- слинять, свалить;-от- отвалить, отмазаться

3. Переосмысление значений: мочить(бить, убивать)

4. Заимствование англоязычных слов: презент (подарок)

5. Наложение основ: истеричка(истерика, история)

6. Сложение рифмующихся слов: физик-шизик

7. Метафорический перенос: камчатка, копыта

4. 2 Стилистическая окраска жаргонизмов

Большинство слов- жаргонизмов имеют грубую стилистическую окраску. Это можно проследить на примере слова «замолчи». Ученики чаще употребляют несколько иное слово-« заткнись». Если у слова «замолчи» окраска нейтральная, то у слова же «заткнись» стилистическая окраска сильно заниженная. Школьные жаргонизмы обладают сильной эмоциональной экспрессивностью. Школьники используют арго, чтобы показать все свое отношение к происходящему, более точно передать свои мысли. Можно сказать, такие жаргонизмы как: лох, овца, дурак и другие обладают понятием вульгаризм.

Вульгаризм- термин традиционной стилистики, обозначение слов или оборотов, применяемых в просторечии, но не допускаемых стилистическим «каноном» в языке литературном. Пошлое, грубое, непристойное слово или выражение, употребленное в речи и иногда встречающееся в литературном языке. Мы можем слышать такие выражения: алгеброид(учитель алгебры),дыня(голова), зубрила, ботаник(умный человек), заплющить(побить, избить), клешни(руки), щенок(ученик младших классов).

Но существуют жаргонизмы, которые не несут в себе грубости и вульгаризма. Например, часто слышим в речи подростков такие выражения: долгожданная свобода (каникулы), герой нашего времени(лодырь), парта со «шпорами»(сундук золота), прямой репортаж с петлей на шее(ответ у доски) книга жалоб и предложений (дневник). Ученики заменяют многие слова на более простые, доступные и в свою очередь смешные выражения. По их мнению, это очень весело и забавно!

4. 3 тематические группы жаргонизмов

При проведении исследования, пришлось внимательно следить за речью учеников. Интересно заметить, что почти не один из них не обходится без сленга. Результатом моих исследований стало разделение жаргонизмов на несколько групп:

1. Наименование людей по качеству их характера

2. По родству

3. Пищевой процесс

4. Техника

5. Наименование людей по профессии

7. Состояние

(результат исследования представлен в виде таблицы в приложении)

4. 4 Причины существования школьного арго

Чтобы выяснить, почему же школьники употребляют в своей речи жаргонизмы, я провела опрос среди учеников 9- 11 классов. Всего было опрошено 63 ученика. Мною были выяснены несколько причин употребления арго.

10 учащихся считают, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей. 15 человек сказали, что это модно, современно. 17 учеников ответили, что жаргонизмы нужны для связки слов. 21 школьников уверены, жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.

(Результат этого исследования можно увидеть в приложении в виде диаграммы)

4. 5. Причины живучести школьного арго

В целом, школьный жаргон- явление постоянно обновляющееся, а потому- не стареющее.

Причины живучести молодежного жаргона - это слабо осмысленное стремление ощутить и сохранить свой особый мир, отличный от общего, "взрослого", "официального" мира, свою независимость в нем; стремление к языкотворчеству, к языковой игре, критическая, насмешливая, шутливая настроенность, помогающая сохранить оптимизм и противостоять "враждебным" явлениям (родительской власти, учительской назидательности, официальному этикету и т. д.); юношеская бравада; подражание и др.

Молодежный жаргон, например, - это средство заявить о своем поколении как о новом, новаторском и, следовательно, по этой логике, разрушающем традиции, создающем что-то свое в пику общепринятому.

При этом изначально "новые" слова действительно несут на себе отпечаток образности и являются выразительными. Стремление к выразительности проявляется и в том, что молодежные жаргонизмы, как правило, используются, когда нужно кратко выразить эмоции и характер действия, т. е. с целью выразить субъективную эмоциональную оценку.

Это показывает, что на определенном этапе развития человеку оказывается важнее "быть как все", при этом первостепенным становится существование одинаковых с данной группой эмоций, оттенки которых не называются не только в силу бедности словарного запаса, а для того, чтобы, обозначенные общим словом, они служили дополнительным средством объединения данной группы.

5. Жаргонизмы и просторечия как средство характеристики героев в художественных произведениях.

В жизни употребление молодежных аргонимов все воспринимают как данность, не видя в этом особых плюсов, но и минусов. Конечно, есть настоящие находки, о которых лингвисты с уверенностью говорят, что со временем они закрепятся в литературном языке и будут восприниматься как норма. Такую судьбу они предрекают, например, слову «париться» в значении много и усердно трудиться. Чем же восхитительно это слово? Своей лексической непонятностью: «сиди пару на занятиях», «принимай жаркую баню». И, конечно, полным отсутствием вульгарного налета.

Однако, лично меня заинтересовал другой аспект, связанный с употреблением молодежного сленга. Я решила проследить, в какой степени и с какой целью он используется в художественной литературе. Для чего выбрала четыре совершенно не похожих произведения. Написаны они разными авторами: В. Железников- «Чучело»; Д. Сэлинджер- «Над пропастью во ржи»; И. Ильф, Е. Петров- «Двенадцать стульев»; А. Драбкина- «Русские грибники»; на разных языках: «Чучело», «Русские грибники», «Двенадцать стульев»- на русском языке, «Над пропастью во ржи»- на французском языке (переведен на русский язык); в разную эпоху:

«Двенадцать стульев»- 1928 год

«Над пропастью во ржи»- 1951год

«Русские грибники»- 1970 год

«Чучело»- 1981 год

Но объединяет их то, что героями этих художественных произведений является молодежь. Рассмотрим эти произведения с точки зрения использования в них жаргонизмов.

5. 1 В романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Роман «Над пропастью во ржи» появился в 1951 году. Целые поколения как зарубежной, так и русской молодежи зачитывались этим романом.

Главный герой этого романа - Холден Колфилд, юноша, который пытается найти свое место в жизни. Больше всего на свете он боится стать таким, как все взрослые, зараженные приобретательством. Холден Колфилд оценивает жизнь обеспеченных людей, как бессмысленную и бессодержательную, и поэтому не принимает ее. Вполне понятен его протест против общепринятого. Что должно было сказаться на речи молодого человека. Холден не любит вспоминать своего детства, там нет для него ярких, счастливых моментов, там нет солнца и радости. И он его характеризует так: «дурацкое». Именно это слово передает внутренний дискомфорт главного героя.

Герою неуютно в реальном мире. Даже с отцом и матерью мальчик теряет душевное родство. В речи Холдена нередко можно слышать словосочетание «вот уж липа!». Имеется ввиду вранье, ложь, неправда. «Неправда»- слово с нейтральной лексической окраской, а вот «липа»- полно экспрессии, яркого пренебрежения. А разве Холден всеми поступками, действиями не хочет миру поведать о лицемерии и лжи? Конечно, «липа!»- точно найденный аргоним.

Свою команду фехтовальщиков Холден называет «вонючей». Но это не означает, что от команды «воняет» или невкусно пахнет. В этом случае «вонючая» можно заменить синонимами плохая, неопытная. Но именно «вонючая» придает слову негативную, ироническую окраску.

Как я уже отмечала, эмоционально- экспрессивная окраска школьного арго с вульгарным налетом. Например, Холден употребляет такие слова: «спер, вытурили, гнусная, черт», проявляя через это свои внутренние обиды.

« Да, забыл сказать - меня вытурили из школы». «Вытурили» означает «выгнали», т. е взрослые поступили бессердечно.

«На прошлой неделе кто-то спер мое верблюжье пальто прямо из комнаты, вместе с теплыми перчатками - они там и были, в кармане». «Спер»- значит, «украл».

«Никогда я не стал бы орать вслед "Счастливого пути!". Гнусная привычка, если вдуматься». «Гнусная»- значит, «тупая», «бессмысленная», «глупая».

«Так вот этот тип пожертвовал на Пэнси кучу денег, и наш корпус назвали в его честь. А на следующее утро в капелле он отгрохал речь часов на десять». Холден подразумевает, что этот самый «тип»- то есть Оссенбергер, выделил большую сумму (кучу) денег на их школу, а утром он «отгрохал» свою речь «часов на десять». «Отгрохал»- выступил, дабы привлечь к себе внимание учеников и учителей, показать, какой он молодец. А для этого он тщательно подготовил свою речь, что она затянулась «часов на десять». Конечно же, Оссенбергер не выступал на протяжении десяти часов, а просто Холден подчеркивает, что она была очень скучна и утомительна.

Употребляя слово «грохнулся» в предложении: «Дорога вся обледенела до черта, и я чуть не грохнулся» герой подчеркивает, что ситуация была очень страшная и могла закончится неприятностью. Он не употребляет слово «упал», т. к в этой ситуации он бы не просто запнулся обо что-то, а мог разбиться или повредить что- либо.

Речь главного героя настолько самобытна и порой неожиданна благодаря употреблению аргонимов, что читатель не перестает удивляться этому: «Он держал мою тетрадь, как навозную лепешку или еще что похуже». Благодаря просторечию читатель чувствует остроту конфликта мальчика с миром. Ему кажется, что учитель ужасно недоволен не сочинением, а самим ребенком. И Холден почувствовал это всем своим существом. «Не принимают, не любят- значит, я лишний»,- таково его внутреннее состояние.

Роман Сэлинджера- произведение переводное. Трудно определить, насколько удачен перевод. Но, если в таком переводе оно существует не одно десятилетие, то перевод хорош. И именно благодаря уместно подобранным жаргонизмам, читатель сопереживает герою, понимает его страдания.

5. 2 В повести В. Железникова «Чучело»

Повесть В. Железникова о подростках. Следовательно, если писатель хотел глубоко раскрыть мир 13-14 летних подростков, то он должен был пренепременно использовать школьные жаргонизмы. Они существуют сейчас, как и в советские годы. Что же пришлось наблюдать при анализе данной книги?

В заглавие повести внесен жаргонизм- «Чучело». Что оно обозначает? Сегодняшний ему аналог – «чуханка», внесенное в школьную лексику из тюремного жаргона. Конечно, оба жаргонизма имеют ярко - выраженную негативную окраску: не такая, как все; пугало, отверженная. И своим противостоянием детскому коллективу Ленка доказывает, что она- личность, что в том классе, куда она попала, на ее фоне высветились неправда, предательство, ложь, лицемерие- все то, чем было заражено взрослое общество:

Всем докажу, что никого не боюсь, хоть я и Чучело!

А ты почему, Сомов, от меня отворачиваешься?. Неужели страдаешь, что дружишь с Чучелом?

Когда Ленка, поддерживаемая дедом, взбунтовалась против «правильного» класса, она бросает в лицо обидчикам:

А он живодер!. Вот так борец за справедливость!

Ну, садани меня, чтоб я замолчала!. Ну, докажи, что сила- самое главное в жизни!

Сцена яркая, так как Лена Бессольцева впервые открыто вышла против толпы гонителей. И тут в ее речи нет приглаженности, правильности. Эмоции переполняют ее. Для нее сейчас важнее правда, а не стремление быть примерной пионеркой, отсюда и речь через жаргонизм «живодер» и просторечие «садани» приобретает остроту борца за справедливость.

Другой случай: Шмакова, при встрече с Мироновой успевает польстить своей подруге:

Мама у тебя жутко модная, Вчера я встретила ее: идет в синей куртке, прям под цвет глаз. Я отвалилась.

«Отвалилась». Этим она выразила свое удивление и неожиданность от того, что мама Мироновой может быть так красива и со вкусом одета.

Так как Ленка не разделяла взгляды и поступки одноклассников, то в их глазах она была предателем, и ей объявили бойкот.

Шмакова недовольна, что ребята не смогли поймать «Чучело».

Какие- то вы все кисленькие, обыкновенное дело провалили: одну дурочку не смогли поймать.

Казалось бы, такое легкое дело- поймать одну девочку всей гурьбой и наказать ее- не привело к успеху. «Провалили» - значит не выполнили.

Когда герои повести, а они подростки, ведут между собой диалоги, то, конечно, употребляют жаргонизмы:

1. - Неужели она предатель?

Она тебе нравится?- спросил Димка.

Молчишь?- значит нравится.

Миронова чокнулась: раз виноват, то расплата.

2. - Ты пожалел ее?- допрашивали Димку.

Предположим, пожалел.

Эх ты, хлюпик!

Жаргонизмы: «чокунулась»и «хлюпик» помогают нам лучше понять атмосферу взаимоотношений подростков, их характеры, способы их самоутверждения.

Досталось и Васильеву. Лохматый лениво встал и толкнул его.

Ты чего? Офонарел?- возмутился Васильев.

«Офонарел» значит «сдурел». «Сдурел» значит «спятил». К этим словам можно подобрать еще много аналогичных просторечий и жаргонизмов, но их суть заключается в одном: в недоумении Васильева от действий Лохматого.

Свое отношение друг к другу, удивление и желание выделиться ребята выражают через жаргонизмы и просторечия.

5. 3 в романе А. Драбкиной «Русские грибники»

В романе А. Драбкиной «Русские грибники» одна за другой описываются истории рассказчиков, поведанные грибниками, которые встретились у ночного костра. Перед нами проходит множество судеб, одна невероятнее другой, так что грань между возможным и небывалым почти стирается. Главные герои рассказа «Все люди- братья»- простые люди, которые общаются на бытовом уровне. Их волнуют обыкновенные житейские проблемы, вот почему их речь проста и незамысловата. Драбкина, будучи талантливой писательницей, в данном рассказе удачно употребляет разговорный стиль. Вот почему страницы данного произведения изобилуют просторечиями и аргонимами. Следует отметить, что последние имеют ярко выраженную иностранную основу. Появление именно таких аргонимов характерно именно для той эпохи, когда советская молодежь «хиповала»:

«От меня родители хотели только одного- чтобы я тоже в итоге лайфа на умняк подсел». «Лайф»- образовано от англ. слова «life», что в переводе означает «жизнь». А смысл все фразы таков: родители хотели, чтобы он вырос умным, образованным человеком.

« И запах у нас на флэту стоял, как в курятнике или зоопарке»,- продолжает рассказывать герой. «Флэт»- образовано от англ. слова «flat», которое переводится на русский- «квартира». Из чего следовало, быт у героев был простой и непритязательно- животный.

«Все о"кей». Часто употребляемая фраза современной молодежи. Так же, она заимствована с английского языка(ok), и переводится- «хорошо».

«Герла у нас во дворе появилась». «Герла»- произошло от англ. слова «girl»- «девочка». А русское словообразование приобрело вульгарный оттенок.

Таким образом, мы рассмотрели прием использования специфичных аргонимов А. Драбкиной в рассказе «Все люди- братья» из романа «Русские грибники» с целью создания примет эпохи, в которую жили его герои.

5. 4 В романе И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев »

В зависимости от интеллектуального развития, словарный запас человека у каждого свой. Так, например, у Есенина в речи насчитывается 18890 слов, у Сервантеса - около 17 тыс. слов, у Шекспира - около 15 тыс. слов (по другим источникам - около 20 тыс.),у Гоголя - около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден.

Людоедка Эллочка (Эллочка Щукина, Елена Щукина) - персонаж этого юмористического романа. Словарь Эллочки-людоедки составлял лишь 30 слов, но ими она могла выразить практически любую свою мысль. В переносном смысле, «Эллочка-людоедка» - человек с ограниченным словарным запасом. Прозвище «людоедка» дано Эллочке авторами как сравнение с людоедами племени Мумбо-Юмбо, чей словарный запас «составляет 300 слов» (то есть в 10 раз больше Эллочкиного). Тридцати слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Вот слова, фразы и междометия, используемые ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

Свое удивление, восторг, радость, ненависть и презрение она выражала возгласом: «хо-хо» или «ого».

Всех знакомых мужчин она называла «парниша», независимо от возраста и общественного положения. - Вы парниша что надо, - заметила Эллочка в результате первых минут знакомства.

«Я бью его, как ребенка»- это при игре в карты. Она имеет ввиду, что с легкостью обыгрывает кого- то в карты.

При встрече с доброй знакомой она употребляет выражение: «жуткая встреча», но при этом смысл этого выражения - «приятная встреча». - Взяток не беру, Денег не краду и подделывать их не умею. - Жуть!

Для характеристики одушевленных и неодушевленных предметов Эллочка употребляет выражение «толстый и красивый». - Ты толстый и красивый парниша.

Чтобы придать словам нежность и ласку, Эллочка добавляет ласкательное окончание «уля» к именам. Например: Мишуля, Зинуля, Эрнестуля,- Хо-хо! - раздавалось в ночной тиши. - Знаменито, Эрнестуля!

Эллочка считала себя умной красивой и образованной женщиной, умеющей поддержать любой разговор. На самом деле, единственная шутка на все случаи жизни «у вас вся спина белая» еще раз доказывает, как бедна ее речь, состоящая из междометий, просторечий и жаргонизмов.

Слово «мрачный» она употребляет по отношению ко всему, независимо уместно ли это слово в разговоре: «Мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот». А как глупо, смешно и нелепо выглядит разговор Эллочки с «мрачным» мужем.

Проанализировав некоторые выражения, диалоги Эллы Щукиной, еще раз убеждаемся, что тридцать слов для общения - крайне мало и, естественно, вывод: необходимо активно пополнять свой словарный запас и быть всесторонне развитым.

6. Отношение к школьному арго различных возрастных групп

С целью выяснить отношение людей к молодежному арго, я провела опрос среди различных возрастных групп:

1. Подростки в возрасте от 14 до 18 лет.

2. Люди в возрасте от 20 до 40 лет.

3. Люди в возрасте от 45 до 60 лет.

Им были предложены вопрос: «Как вы относитесь к молодежному сленгу?» и представлены 3 варианта ответов:

1. Он не нужен в речи

2. Он необходим в речи

3. Ни то, ни другое.

Мною было выяснено, что большинство подростков в возрасте от 14 до 18 лет считают, что сленг необходим в речи. В возрастной группе от 20 до 40 лет мнения разделились поровну: 50 %- «за» сленг, 50 %- «против» сленга. А люди старшей возрастной категории от 45 до 60 лет уверены, что он несет только вред и от него нужно избавляться.

7. Заключение

Русский язык для говорящих на нём – не только способ общения и средство передачи информации. Он сам – хранилище духовных ценностей. В двадцатом веке русский язык, как писал Солженицын, «испытал коррозию, быстро оскудел, сузился, а с разложением языка начинается и им сопровождается разложение культуры».

Закон сохранения языка прост: нельзя, чтобы в единицу времени на единице пространства звучало великое множество чужеродных языку слов.

Что же можно и нужно делать?

Во-первых, повысить время изучения русского языка и качество его преподавания в школе. Ведь именно в ней ребёнок проводит больше всего времени, именно в ней пополняет свой лексический запас.

Во-вторых, создать поверхностную цензуру, извлекающую из книг, телевидения, журналов откровенно грубые фразы, пошлые шутки. Ведь свобода слова – это ещё не вседозволенность!

И до тех пор, пока мы не станем к охране родного языка относиться так же, как к собственному здоровью, мы вынуждены будем констатировать, что каждое последующее поколение, совершенствуясь в технологическом, экономическом, общекоммуникативном плане, будет отдаляться от понимания единства своей культуры.

В ходе исследования мною были выяснены причины употребления жаргонизмов, пути и способы их образования, разделение на тематические группы, а также был проведен анализ 4 литературных произведений. Жаргоны и арго имеют тенденцию к распаду и затуханию в условиях стабильной общественно-экономической ситуации. А в период нестабильности отмечаются его вспышки. Одна из таких вспышек приходится на наше время, чем и объясняется бурное развитие всех аргонимов, в том числе и школьных. (В качестве доказательства в приложении дан краткий словарь школьного арго).

Школьный жаргон характеризуется относительной устойчивостью, что связано с наличием традиций в организации самого учебного процесса. Однако, ряд тематических групп, относящихся к сферам досуга и быта подвержены достаточно заметным изменениям, обусловленным влиянием моды и другими экстралингвистическими факторами.

В целом, школьный жаргон- явление постоянно обновляющееся, а потому - не стареющее.

Со своей стороны я не только изучила литературу по данной теме, прочитала книги, но и попыталась доказать, что в художественной литературе жаргонизмы употребляются с целью характеристики принадлежности к определенной социальной(«Над пропастью во ржи»), культурной(«Двенадцать стульев»), возрастной(«Чучело») группы.

Проведя анкетирование одноклассников, я не просто предложила следить за чистотой русского языка, но сначала выступила с моим рефератом во всех 9-ых классах, а затем призвала следить за своей речью и отсеивать в ней вульгаризмы.

Я осознаю, что проделанная мною работа- капля в море борьбы за сохранения могучего русского языка. Но капля по капле и камень точат.

8. Продукт работы

Но на этом моя работа не закончилась. Так как к концу 9-ого класса синтаксис был изучен, а на факультативе «Могучий русский язык» мы работали над использованием художественного стиля разных языковых пластов, то мною было проведено 2 занятия, на которых совместно с одноклассниками рассмотрели вопрос использования сленга и просторечий в двух произведениях, которые ранее были изучены на уроках внеклассного чтения в 7 и 8 классах. Я выбрала 2 отрывка из повести В. Железникова «Чучело» и отрывок из романа И. Ильфа. Е. Петрова «Двенадцать стульев ».

Прежде чем проводить занятия, я раздала каждому участнику занятия фрагменты из этих произведений и предложила ознакомиться с ними самостоятельно. Также, предложила повторить дома, что такое художественный стиль, его основные признаки.

На самом занятии поставила цели:

1. Вспомнить, какова идея произведений

2. Определить роль героев в раскрытии идеи

3. Выяснить какую роль играет речь в раскрытии художественных героев.

Затем, я напомнила ребятам, что такое просторечия и жаргонизмы и предложила найти их в предложенных отрывках, попытаться самостоятельно определить, какую функцию они несут в данных произведениях. А затем совместно выяснить, нужны ли они в тексте. А как он изменится, если их убрать и заменить нейтральными словами.

В итоге все пришли к единому мнению, что в художественной литературе сленг и просторечия имеют важное значение: с помощью этой лексики писатели создают речевые характеристики своих персонажей, раскрывают их культурную, возрастную, социальную значимость в обществе. Мы выяснили, что, если убрать все жаргонизмы и просторечия из речи литературных героев, то исчезнет та самая эмоциональность, насыщенность, экспрессивность произведений, а значит, авторский замысел не будет в полной мере реализован.

Конечно, это не означает, что через художественную литературу популяризуется жаргонная лексика. Мы пришли к выводу, что литературные жаргонизмы абсолютно безвредны. А что касается устной речи, то мы должны ограничить себя в употреблении жаргонизмов и просторечий и сохранить родной могучий русский язык в том виде, в каком его завещали нам классики.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

######## ## ## ######## #######
## ## #### #### ## ## ##
## ## ## ## ##
## ## ## ####### ########
## ## ## ## ## ##
## ## ## ## ## ## ##
## ###### ###### ###### #######

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Жаргон в системе русского языка. Общая характеристика жаргонной лексики, история ее возникновения. Виды и языковые особенности молодежного жаргона, причины его использования. Результаты лингвистического исследования особенностей школьного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 06.09.2015

    Общенародный русский язык и его разновидности. Классификация жаргонов русского языка. Молодежный жаргон в компьютерной жаргонной лексике. Особенности компьютерного жаргона. Функциональная и семантическая характеристика лексики компьютерного жаргона.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2012

    Жаргонная лексика и место в ней испанского молодежного жаргона "El cheli". Специфика жаргонной лексики и её употребление. Особенности формирования и функционирования молодежного жаргона. Практический анализ мадридского городского жаргона "El cheli".

    курсовая работа , добавлен 06.12.2015

    Характеристика и особенности молодежного "сленга". Пути формирования молодежного жаргона в Англии, Америке, Австралии и Канаде в ХХ веке. Употребление жаргона российскими студентами и школьниками. Английские эквиваленты жаргона молодежи в России.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2009

    Молодёжный жаргон как форма существования языка. Понятие жаргонизированной лексики. Общая характеристика молодежного жаргона. Структурный анализ бытовой жаргонизированной речи молодёжи. Лексико-семантические группы французского молодёжного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2014

    Понятие социолекта, жаргона, сленга и арго. Понятие компьютерной коммуникации. Мотивация участия и функции блогов. Появление компьютерного жаргона и его языковые функции. Специфические черты акронимов как одной из составляющих компьютерного жаргона.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2012

    Жаргон как социальный диалект, его отличие от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов. Собственная фонетическая и грамматическая система жаргона. Виды жаргонов, их особенности. Объединение людей с помощью жаргона.

    английских писателей

    Типы сленговых единиц

    Как уже говорилось в первой главе, сленг - это наиболее подвижный слой разговорной речи английского языка, включающий в себя слова и выражения, либо заимствованные из других групп английского языка или из других языков, либо созданные по словообразовательным моделям, существующим в английском языке, и используемые в более конкретных значениях благодаря приобретаемым ими эмоциональной окраске.

    К сленгу могут принадлежать:

    • 1. Слова, относящиеся к воровскому жаргону.
    • 2. Различные профессионализмы.
    • 3. Многие разговорные слова (коллоквиализмы).
    • 4. Под сленг иногда также подводят случайные образования, которые возникли в результате литературных ассоциаций и значение которых обусловлено их смысловыми связями с исходным понятием.
    • 5. Образные слова и выражения.
    • 6. Контекстуальные значения слов, возникающие в результате применения отдельных стилистических приемов.
    • 7. Слова, образованные в результате конверсии.
    • 8. Аббревиатуры.

    Как упоминалось ранее, главную роль в пополнении этой стилистической группы в английском языке играет переосмысление слов в связи с их переносным употреблением, сужением и расширением значения, отклонением от лексической нормы литературного языка. Именно по этому принципу отбирались сленговые единицы.

    Наиболее любопытным в контексте нашей работы представляется рассмотреть особенности использования единиц сленга в контексте художественных произведений. Как уже упоминалось ранее, материалом для исследования было выбрано художественное произведение британского автора Нила Геймана «Американские боги».

    Можно выделить следующие категории:

    • а) употребление таких оборотов как and stuff (и все такое прочее), and crap (и вся остальная чушь), and all that stuff (и вся прочая ерунда);
    • б) формирование и употребление оценочных сложных эпитетов типа to be drop-dead gorgeous (быть чертовски привлекательным), stick-in-the-mud (занудный);
    • в) в фамильярно-разговорном стиле с его эмоциональной экспрессивностью сочетаются умело и единицы, содержащие элементы типа damn и эвфемистические словосочетания: goddamn (чертовский), damn miserable time for them (чертовски мало времени для них).

    Также была сделана попытка семантической классификации. Здесь следует отметить, что деление на классы довольно условно и не охватывает всего количества сленгизмов, но в то же время помогает синхронизировать полученные данные.

    единицы, отмеченные этнической дискриминацией:, a dinge (чернокожий), yellow (желтолицый), woptown (итальянский квартал), wop (макаронник);

    тюремная лексика: in the caboose (в тюряге), copper (мент), heist guys (грабители), sneezer (тюрьма), tank (вытрезвитель), rapper (свидетель), grift (мошенничество), reader (объявление о розыске);

    лексика, обозначающая наркотики и спиртные напитки: hooch (спиртное), to be dizzy drunk on all fours (быть пьяным в стельку), get off the pipe (слезть с наркотиков), smokes (марихуана);

    сленгизмы, относящиеся к характеристике человека: slob (придурок), to get a square deal (заключить сделку), hoofer (танцор), runt (коротышка), to clam (молчать), artsy (вычурный), don"t mess with him (не связывайся с ним);

    сленгизмы, не вошедшие в вышеперечисленные группы. В основном это восклицания или оценочные реплики и высказывания: pen (тюрьма), his folks died (его родители умерли), How come? (как жизнь?), Nuts! (Блин!), phooey (тьфу!), grub (жратва), to brace somebody (расколоть кого-то), world-beater (уникум), Loads of stuff!, stay kind (всего доброго).

    Попробуем проанализировать некоторые из них.

    Wop - Used as a disparaging term for a person of Italian birth or descent. На русский переводится как «итальяшка», «макаронник». Имеет строго негативное коннотативное значение, выражает непочтительное отношение говорящего, старающегося унизить собеседника.

    Crap - Nonsense. (Чушь, чепуха). Имеет негативную коннотацию (для сравнения stuff - более нейтральный синоним). Является грубым и вульгарным.

    To be drop-dead gorgeous - to be very good-looking (быть очень привлекательным). Имеет положительно оценочную коннотацию.

    Goddamn - Used to express extreme displeasure, anger, or surprise. (чертовский). Имеет негативную коннотацию. Является грубым.

    Dinge - Black person (чернокожий). Имеет строго негативное коннотативное значение, выражает непочтительное отношение говорящего, старающегося унизить собеседника.

    Сopper - policeman (мент, коп). Имеет пренебрежительный оттенок, негативную коннотацию.

    Smokes - marijuana (марихуана). Имеет нейтральное коннотативное значение.

    Slob - a slovenly, unattractive, and lazy person (придурок). Имеет негативную коннотацию, оттенок пренебрежения.

    Grub - food. Имеет негативную коннотацию.

    Сlam - to be silent. Имеет нейтральную коннотацию.

    Из проведенного анализа можно заметить, что большинство сленговых единиц имеет негативное коннотативное значение, много сленгизмов обладают положительной коннотаций, и очень маленький процент слов имеет нейтральную коннотацию. Из этого можно сделать вывод, что главной отличительной чертой сленга является его дополнительное эмоциональное и оценочное значение.