Сложение и вычитание чисел.

План урока

Работа с бумажным учебником (20–25 мин)

1. Знакомство с листом определений «Правило раскрашивания».
2. Решение обязательных задач бумажного учебника: задачи 4, 8, 9.

3. Решение задач 5, 6, 7, 10.

Работа с компьютерным уроком (15–20 мин)

4. Знакомство с главным экраном сайта.
5. Решение компьютерных задач 1–5.

Знакомство с листом определений «Правило раскрашивания»

Мы предполагаем, что и дети, и вы сами сумеете понять по примерам с листа определений наше правило раскрашивания. Тем не менее, мы считаем полезным, чтобы вы для себя сформулировали в явном виде, в чем состоит наше правило. Нашу формулировку мы приведем через несколько строк. Конечно, сообщать нашу или вашу собственную формулировку учащимся не нужно. Но, если учащийся ошибается при выполнении какого-то задания, нарушая правило раскрашивания, мы предлагаем вам вместе с учеником вернуться к примеру листа определений, где встречается то же нарушение. Попросите учащегося объяснить, чем отличается эта раскраска от соседней слева (правильной раскраски той же картинки). Попытка объяснения может помочь ему понять, где он ошибся в своей работе.

Теперь обсудим, каково же правило раскрашивания. (Хорошо, если правило, которое вы сами сформулировали по примерам, уже записано на бумаге.) Рисунки, которые мы предлагаем для раскрашивания, образованы системами линий (границ). Все линии черные, примерно одинаковой толщины. Этими линиями лист разбит на несколько областей (как на географической карте). Если две точки на бумаге лежат в одной области, то из одной можно пройти в другую, не пересекая черных линий. Если две точки лежат в разных областях, это невозможно.

Наше правило требует, чтобы каждая из областей была раскрашена только в один цвет – так, например, чтобы из зеленой точки нельзя было пройти в красную, не пересекая черных линий (границ). Но в то же время две разные области, как расположенные рядом, так и далекие друг от друга, могут быть раскрашены одним цветом.

Во всех наших картинках среди всех областей имеется одна, которая простирается до краев листа. Эту область мы будем называть внешней. Она всегда должна оставаться нераскрашенной – это тоже часть нашего правила. Иногда границей картинки является прямоугольная (или круглая) рамочка. Тогда внешняя область картинки – это то, что находится вне этой рамочки.

Как и при введении любой другой договоренности в рамках учебника-тетради, введение договоренности «правило раскрашивания» означает, что начиная с этого места учебника мы и учащиеся должны раскрашивать картинки только так – по правилу раскрашивания, введенному на этом листе определений.

Выражение Раскрась какими хочешь цветами трудно объяснить на листе определений, поэтому оно вводится прямо в задачах. Оно означает, что ребенок может выбрать для раскрашивания любой области любой цвет. В частности, как показано на листе определений, ребенок может может оставить одну или несколько областей нераскрашенными (белыми). При этом на каждой картинке хотя бы одна область все-таки должна быть раскрашена, иначе невозможно будет отличить раскрашенную картинку от нераскрашенной.

Решение обязательных задач

С точки зрения правила раскрашивания, картинки в этих задачах довольно не сложные. Все эти картинки, состоят из небольшого числа областей (одной, двух или трех). Все области на картинках хорошо зрительно выделяются, поскольку совпадают со смысловыми частями рисунка (а так в наших картинках будет далеко не всегда). Например, на картинке пальмы выделяются ровно 2 области – листва и ствол. Скорее всего, большинство из детей раскрасят картинки из задач 4 и 8 в естественные цвета: апельсин – оранжевым, пальму – зеленым и коричневым. Однако, исходя из правил нашей игры, это вовсе не обязательно. Если кто-то из ребят начнет доказывать, что решение соседа, который раскрасил апельсин синим, неверное, то необходимо вместе с ним обсудить смысл выражения раскрась какими хочешь цветами.

Итак, в этих задачах решение будет не единственным. Подобная ситуация будет довольно часто встречаться и дальше в курсе. Как правило, и у задач, встающих перед нами в обычной жизни, есть много решений. Задачи с единственным решением возникают, скорее, в искусственных, например учебных, ситуациях. В то же время задачи, где абсолютно любой объект является решением, обычно не встречаются.

Можно считать, что условие задачи есть просто описание системы ограничений (или одного сложного ограничения). Ответ к задаче – это один объект, удовлетворяющий этим ограничениям (если такой объект только один), или перечень всех объектов (если их несколько). Наконец, что еще более усложняет реальную ситуацию, условие задачи содержит не всю информацию (не все ограничения), необходимую для ее решения. Как правило, в процессе решения (поиска ответа) задачи ребенок использует еще и дополнительные ограничения, в условие задачи не входящие. Например, в обсуждаемых задачах в условии не сказано, что надо раскрашивать обязательно по правилу, хотя это подразумевается. Это довольно длинное рассуждение имеет целью напомнить вам, что ситуация решения задачи сама по себе не является столь уж очевидной и мы учим детей довольно тонкому делу.

Обязательная задача 9 помечена значком компьютера. В компьютерной части учебника детям встретится почти такая же задача, поэтому слабые и медлительные дети могут эту задачу в бумажном учебнике пропустить.

Организация работы детей на компьютере: вход, открытие урока, сохранение

На предыдущем уроке вы немного поговорили с ребятами о работе на компьютере и на этом уроке ребята должны, по крайней мере, понимать смысл ваших объяснений и инструкций. На этом уроке вы продолжите этот разговор. Ваши предварительные объяснения также не должны быть длинными – не более 5 минут, прежде чем дети сядут за машины и начнут работать.

Перед началом работы учащихся на этом уроке на каждой из машин должен быть открыт главный экран курса – для этого вам нужно пройти по классу и войти на каждом компьютере на сайт под именем ученика, который будет работать на этом рабочем месте. После входа на сайт нужно открыть главный экран курса Информатика 1.

Когда все дети рассядутся по своим компьютерным рабочим местам, предложите им найти на экране «Урок 2» и компьютерный урок «Правило раскрашивания», на название которого нужно кликнуть мышью. Для этого нужно навести курсор мыши на эту надпись и щелкнуть один раз. Ясно, что щелчок сразу получится далеко не у всех ребят, некоторым детям понадобится ваша помощь. Это не страшно, со временем ребята обязательно освоят это действие.

После вызова компьютерного урока, у всех детей появится на экране сообщение, что урок можно решать («Еще не все решено»), и две стрелки: «Вернуться» и «Начать урок». Обсудите с детьми, что будет, если нажать на каждую из этих стрелок. Можно потренироваться – нажать на стрелку «Вернуться» (появится снова главный экран курса) и вновь найти и открыть компьютерный урок «Правило раскрашивания». После нажатия кнопки «Начать урок», откроется первая задача.

Как устроен экран с задачей

Каждый урок открывается на первой по счету задаче, т. е. урок «Правило раскрашивания» автоматически откроется на задаче 1, а следующий компьютерный урок «Цвет» – на задаче 6. Экраны с задачами выглядят всегда более-менее одинаково. Наверху помещен текст условия задачи, в центре – рабочее поле для решения. Если щелкнуть мышкой на текст условия, он будет озвучен. Поэтому на уроке дети должны работать в наушниках, чтобы не мешать друг другу.

Полоса у левой части окна отведена под инструменты и кнопки управления.

В панели управления помещены две важные кнопки: Начать сначала и Сохранить и выйти. Кнопка Начать сначала нужна для того, чтобы начать работу с задачей заново (именно с той задачей, которая сейчас на экране, а не со всем уроком). Это может пригодиться, когда на экране сделано много действий, и исправлять их по одному, например, стирая ластиком, долго и неудобно. Когда ребенок нажимает кнопку Начать сначала, все сделанные им изменения пропадают, и снова открывается первоначальный вид задачи. При нажатии кнопки Сохранить и выйти, работа с уроком заканчивается и появляется главный экран курса со списком уроков. При этом, все, что ребенок сделал на уроке, автоматически сохраняется. Когда учащийся снова откроет этот урок, задачи, с которыми он работал, будут выглядеть ровно так, какими они были при последнем выходе из урока.

В панели инструментов мы будем размещать все инструменты, которые постепенно будут вводиться на уроках. В первом компьютерном уроке «Правило раскрашивания» в ящике инструментов находятся всего три инструмента: заливка, ластик, отмена.

Заливка – инструмент, соответствующий заданию «раскрась», аналогичен инструменту, который имеется в стандартных графических редакторах. Есть важное различие между раскрашиванием на бумаге и работой заливки: на компьютере можно перекрасить область, которая уже раскрашена, в любой другой цвет, на бумаге это затруднительно.

Инструменты ластик и отмена нужны для того, чтобы ребята могли исправить что-то в своей работе. Ластик стирает раскраску с любой области и вообще стирает связный рисованный объект: линию, галочку, фигурку (об этом ребята узнают в дальнейшем). Со временем дети столкнутся с тем, что не все графические объекты в задаче можно стереть, некоторые сделаны «нестираемыми». Обычно ребенок может стереть только те объекты, которые нарисовал (или раскрасил) сам.

Отмена – инструмент, который отменяет одно последнее действие.

Под панелью инструментов помещена палитра цветов. В ней даны все цвета, которые можно использовать для раскраски и рисования. В уроке «Правило раскрашивания» палитра расширенная, содержит 20 цветов, в следующем компьютерном уроке она станет несколько меньше (8 цветов) и останется такой на протяжении всего курса. Выбранный цвет указан в панели твой цвет.

В верхней части экрана с задачей горизонтально располагается линейка с номерами задач, которая поможет ребенку легко перемещаться в пределах задач одного урока. Если нажать на номер задачи в этой линейке, то сразу отроется задача с этим номером. Если нажать на стрелку вправо, то откроется экран со следующей по счету задачей. Если нажать на стрелку влево – то экран с предыдущей задачей. Мы советуем детям решать задачи компьютерного урока по порядку, поэтому чаще всего ребенок будет пользоваться стрелками. Но иногда у детей возникает желание вернуться к уже решенным задачам.

Не стоит сразу пытаться объяснить детям полную структуру экрана с задачей. Этот текст рассчитан на взрослого опытного человека. А детям стоит вначале показать только основные действия и блоки. Для этого можно вывести задачу 1 на большой экран. Покажите детям:

    как озвучить текст задачи (щелкнуть мышкой на текст), где находится панель инструментов (левая часть экрана), где находится палитра и выбранный цвет (слева внизу), как переходить к следующей задаче и обратно (стрелки вправо-влево), как выходить из урока (кнопка выхода).

Работу инструментов дети изучат в процессе решения задач, поэтому их сейчас обсуждать не надо, да и основные блоки экрана задачи тоже будут осваиваться детьим по ходу решения задач. Сейчас им необходимо только дать самый первый толчок, сдвинуть их с места. Может быть стоит только потренироваться с выходом из урока – всем вместе решить задачу 1 и выйти из урока, а потом снова войти.

После этого дети могут начинать работать самостоятельно. Попросите их надеть наушники, чтобы слышать звук только своего компьютера.

Решение необязательных задач бумажного учебника

На данном уроке необязательные задачи 5, 6 и 10 поддержаны компьютерным учебником. Поэтому начать лучше с задачи 7. При решении остальных необязательных задач этого урока можно предоставить ребятам свободу выбора – пусть сами выбирают задачи, которые им больше нравятся и решают их в произвольном порядке. При этом нужно иметь в виду, что задачи 5 и 6 – примерно одинакового, не слишком высокого уровня сложности, а задача 10 – посложнее. Поэтому сильным ребятам все же есть смысл предложить сначала решить задачу 10, а затем уже остальные. Не решенные на уроке необязательные задачи можно предложить ребятам на дом по желанию или в обязательном порядке (если вы всегда работаете с домашними заданиями).

Решение задач компьютерного урока

Задача 1 . В этой задаче вводится новый инструмент заливка, поэтому она является важной (хотя и совсем простой) и ее необходимо решать первой. В ней ребятам впервые предстоит выбрать инструмент и какой-нибудь цвет в палитре. Проконтролируйте, чтобы все справились с этой задачей, в случае необходимости покажите еще раз, что нужно делать, в индивидуальном порядке.

Как видите, данная задача использует картинку из задачи 5 бумажного учебника (поэтому бумажная задача 5 помечена значком компьютера). Действительно, в том, что картинка состоит всего из одной области, на компьютере можно убедиться наглядно. После этого раскрасить эту картинку на бумаге оказывается уже несложно.

Задача 2 . В этой задаче вводится новый инструмент ластик.

Задача 3 . В этой задаче картинка состоит из нескольких областей. Поэтому даже если кто-то из детей захочет раскрасить весь зонтик одним цветом, то ему придется использовать заливку 3 раза. Если ребенок захочет раскрасить все три области в разные цвета, то ему по ходу работы придется несколько раз выбирать цвет. В этой задаче впервые встречается инструмент отмена, но использован он может быть по желанию, поэтому кто-то из ребят может просто не обратить внимания на второе предложение задачи. Но это не страшно – возможность отменить неправильное действие наверняка рано или поздно понадобится каждому ученику, поэтому рано или поздно он с ним познакомится. Можно консультировать ребят в индивидуальном порядке (на этом и следующих уроках), обращая их внимание на этот инструмент. Ведь наиболее быстро и легко усваивается у любого человека именно то, что ему необходимо использовать прямо сейчас.

Задача 4 . Здесь вводится новая кнопка – начать сначала, но используется она также не в принудительном порядке. С этой кнопкой дети уже знакомы из предварительного обсуждения.

Задача 5. Необязательная . В отличие от предыдущих задач, в этой картинке довольно много областей. Раскрашивать ее, конечно, гораздо интересней, но и сложней. Поэтому можно предложить эту задачу решить по желанию. Ребята, у которых такого желания нет, могут переходить к решению необязательных задач из бумажного учебника.

Вот и вторая половина первого учебного года, и пришла пора приступить ко второй части рабочей тетради по математике. Учащиеся по программа Школа России продолжат заниматься по учебнику авторов Моро и Волковой. Все задания знакомы, оформление то же самое. Задания, сразу скажу, не сложные, можно обойтись и без ГДЗ, но для родителей, желающих подстраховаться и сверить ответы решебник окажется нужным и незаменимым.

Задания в рабочей тетради расположены в соответствии с темами в учебнике и вполне доступны первокласснику для самостоятельного выполнения. Начинается вторая часть со сложения и вычитания чисел, далее изучим сравнение чисел, узнаем правило перестановки мест слагаемых, продолжим учиться решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Дети узнают, что такое уменьшаемое, вычитаемое и разность, познакомятся с мерами веса и объема. Уже к середине рабочей тетради первоклашки начнут складывать и вычитать числа с 11 до 20, изучат меру длины дециметр и попробуют решить задачи в два действия. К концу учебного года ребятишки должны уже свободно в уме решать уравнения в пределах 20.

Как обычно на нашем сайте 7гуру, задания проверены и одобрены учителем начальных классов.

ГДЗ к рабочей тетради по математике 1 класс 2 часть Моро

Выберите страницу тетради: список страниц ↓↓↓ 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48

Разбор наиболее сложных заданий учебника

Сложение и вычитание чисел

Страница 3, задание 1. Раскрасить петуха. Примеры простые, нужно лишь быть внимательным.

Страница 4, задание 2. Треугольников 2 штуки. Кругов на 3 больше. 2+3=5 Раскрашиваем 2 треугольника зеленым цветом и 5 кругов красным.

1 задание после черты делаем по аналогии.

Страница 4, задание 3. Из каких двух фигур можно составить квадрат? Одну пару фигур раскрась красным цветом, другую - зеленым.

Квадрат можно составить из двух треугольников и из прямоугольников. Внимательно считайте клеточки. Помните, что у квадрата все стороны равны.

Страница 5, задание 4. Ира раскрасили 5 цветочков. Аня - на 2 цветочка больше. Сколько цветков раскрасила Аня?

5+2=7 (ц.) Ответ: 7 цветков.

Задание 5. Нужно расположить цифры в тройке так, чтобы числа не повторялись.

Ответы к теме На сколько больше? На сколько меньше?

Страница 6, задание 1. Кругов 5, а треугольников 8. На сколько меньше кругов, чем треугольников? 8-5=3
Звездочек 4, а квадратов 7. На сколько больше квадратов, чем звездочек? 7-4=3

Задание 3. Можно просто переписать, а можно снова постараться расположить цифры так, чтобы числа не повторялись.

Задание 5. В каждой паре, не вычисляя, найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан.

Меньше будет тот ответ, где прибавляют меньше или отнимают больше. Обратите внимание, что закрасить нужно прямоугольник не один, а в каждой паре.

ГДЗ по теме Перестановка слагаемых

Страница 8, задание 1. По каждому рисунку составь и запиши одно под другим два равенства, сначала продвигаясь слева направо, а затем справа налево.

Равенства составляем по следующему принципу: количества синих и красных фигур в кучке - это слагаемые, а сколько всего в ней фигур - сумма. Затем делаем перестановку слагаемых и видим, что сумма не изменилась.

Страница 9, задание 1. Вера раскрасила 4 флажка, а Юля - на 3 больше. Сколько флажков раскрасила Юля? 4+3=7 (ф) Ответ: 7 флажков.

Страница 10, задание 1. В коробке 6 печений (или пирожных). На тарелке еще 3. Сколько всего печений? 6+3=9 (п.) Ответ: 9.

Страница 13, задание 3 про ёжика. Начерти для ежика самый короткий путь. Самый короткий путь - это всегда прямая.

Страница 14, задание 1. В корзинке 7 апельсинов. В тарелке еще 2 апельсина. Сколько всего апельсинов?

7+2=9 (ап.) Ответ: 9 апельсинов.

Страница 15, задача 2. Было 10 карандашей в коробке. Вынули 8 карандашей. Сколько карандашей осталось в коробке? 10-8=2 (к.) Ответ: 2 карандаша.

Задача 1 после черты. В коробке 7 конфет, а на столе еще 3 конфеты. Сколько всего конфет? 7+3=10 (к.) Ответ: 10 конфет.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Страница 19, задание 1. На пруду плавали 4 утки и 8 гусей. На берег вышли 3 утки и столько же гусей. Сколько уток и сколько гусей осталось в воде.

Особенность задачи в том, что нужно сначала посчитать только уток и записать ответ, а затем посчитать гусей и записать ответ.

Страница 20, задание 3. Нужно составить число 10 из имеющихся чисел, складывая их.

Варианты: 5+5, 3+3+3+1, 5+3+2, 5+3+1+1, 5+2+1+1+1, 3+3+2+1+1

Килограмм. Литр

Страница 22, задание 3. Как налить в кастрюлю 2 л воды, если есть банки вместимостью 1 и 3 л? Запиши числовые неравенства.

Можно взять 1 л и еще 1 л, 1+1=2.
Можно налить сразу 3 л, а потом вычерпать 1 л. 3 - 1 = 2

ГДЗ по теме Числа от 11 до 20

Дециметр

Страница 26, задание 4. Бабушка взяла несколько морковок и все их отдала кроликам: 3 белому и столько же серому. Сколько всего морковок взяла бабушка?

Ключевое слово задачи - ВСЕ. Значит сложим все морковки, которые бабушка отдала, и получим, сколько морковок было всего. 3+3=6

Страница 28, задание 1. У продавца по одной такой гире: 5кг, 3 кг, 2 кг. Как с их помощью взвесить 6 кг яблок? 4 кг муки?

Ответ на картинке ГДЗ к стр 28.

Страница 31, задание 4. Дорисуй или зачеркни кружки, квадраты или треугольники так, чтобы их стало поровну. Покажи каждый способна рисунке.

Ответ: на первом зачеркиваем лишние, на втором дорисовываем недостающие.

Страница 32, задание 6. На каждом рисунке проведи 1 отрезок так, чтобы получился многоугольник.

Решение: соединяем свободные концы, замыкая каждую ломаную, и получим многоугольники.

ГДЗ по теме Табличное сложение

Страница 38, задание 3 . Начерти два отрезка длиной 9 см каждый. На первом отрезке поставь точку так, чтобы получилось два отрезка длиной 4 см и 5 см. На втором отрезке поставь точку так, чтобы получилось два отрезка, один из которых на 5 см длиннее другого.

С первым отрезком все предельно ясно, измеряем и ставим точку. Как быть со вторым? В первом классе при изучении математики предполагается, что ребенок это сделает методом подбора, и таких заданий далее будет много. Правильнее же научить ребенка решать такую задачу уравнением. Это обычная задача на нахождение слагаемых по сумме и разности >>

Вся длина 9 см. Один отрезок на 5 см короче. Значит, если от него убрать 5 см (9-5=4), останутся 2 равных отрезка по 2 см. Отмечаем один отрезок - 2 см, второй - 7 см.

Табличное вычитание

Страница 46, задание 1. На каждом рисунке по 11 кружков. Раскрась каждый рисунок красным и синим карандашами так, чтобы красных кружков стало меньше, чем синих: на рисунке 1 - на 3 кружка, на рисунке 2 - на 5 кружков, на рисунке 3 - на 7 кружков.

Опять же задача на нахождение слагаемых по сумме и разности.
1) 11-3=8, 8=4+4, значит 4 красных кружка, остальные синие.

2) 11-5=6, 6=3+3, значит 3 красных, остальные синие.

3) 11-7=4, 4=2+2, значит 2 красных, остальные синие.

Ну или решайте подбором, если неохота заморачиваться раньше времени. Но, объяснив алгоритм решения таких задач ребенку сейчас, а не в 4 классе, вы облегчите ему понимание уроков математики.

В конце даны задания для закрепления и проверки знаний, они очень простые, но для сверки ГДЗ ответы есть на картинках страниц.

Если у вас возникли вопросы по ГДЗ, задавайте в комментариях.

Вопрос :

Во второй части рабочей тетради 1 класса так же была большая ошибка. Два рисунка – корабль и домик, нужно раскрасить по частям цветом, решая примеры. Внизу указано, каким цветом раскрашивать полученную цифру. Так вот, там или картинки местами перепутаны, или цифры-подсказки по цвету.

Я на работе, звонит сын, спрашивает: "Если нет такого цвета, каким раскрашивать?" Я говорю, ну любым другим раскрась, какого цвета вообще нет на картинке. Прихожу домой и в обморок падаю. Все картинки оранжевым цветом. Я говорю, как так-то? Он - я все примеры решил правильно, проверил, совпал только один раз цвет (по-моему облачко или солнышко на одном из рисунков). Я начинаю проверять, и точно, результат при вычислении ну никак не совпадает с цифрами, указанными ниже. Пришлось кое-как стереть цветной оранжевый карандаш и сделать заново, поверх него, раскрасив картинки, используя цифры из другой картинки.

В итоге, я, честно говоря, в шоке от таких тетрадей. Здесь даже речь идет не о плюсах/минусах данной программы, а именно о некачественной проверке материала. Издан в 2012 году, должен быть перепроверен на миллион раз, ан нет, такие явные "косяки".

Ответ :

Уважаемая Ирина! Мы приносим свои извинения. Опечатка, о которой Вы пишите, уже исправлена в последних изданиях рабочей тетради.

К сожалению, технические опечатки возникают практически во всех учебных изданиях и далеко не всегда зависят от авторского коллектива. Мы стремимся, чтобы в наших книгах их не было вообще, поэтому рады всем конструктивным замечаниям и с благодарностью вносим исправления.

Если же, тем не менее, опечатки возникают (а в жизни любого человека тоже не обходится без ошибок), мы советуем использовать их как развивающие ситуации – тренировать у ребенка умение выбирать способ действия в нестандартной ситуации. Мы порадовались тому, что работа по нашей программе сформировала у Вашего ребенка такую способность – он аргументированно предлагает собственный вариант решения. Значит, он большой молодец!

Желаем Вам удачи!

С уважением,

Наталья Владимировна Посполита

Старший методист Центра,

ЦСДП «Школа 2000…» АПК и ППРО