Сложные вопросы егэ обществознание. Сложно ли сдавать егэ по обществознанию? Главные трудности ЕГЭ по обществознанию

Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

Часть 2 ЕГЭ по обществознанию

Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:

  1. Недостаток времени (значительный объем письменной части, необходимость выписывать ее в черновик, а, затем, аккуратно переносить записи в чистовик — бланки ответов 2);
  2. Недостаточное знание теории основных обществоведческих
  3. Неумение применить эти знания на практике, приводя примеры из социальной практики и из собственной жизни;
  4. Недостаточное понимание того, как правильно, и в «выгодном» для себя свете оформить ответ, который будет проверять субъективно настроенный человек —

Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в

Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016

Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:

А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:

Текст (задания 21-24)

Гарантии законности и правопорядка

В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

  1. 2 балла из 2 возможных.
  1. 2 балла из 2 возможных.

Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.

  1. 1 балл из 3 возможных.

Какие ветви власти примеры

  1. 1 балл из 3 возможных.

  1. 2 балла из 3 возможных.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

  1. 3 балла из 3 возможных.

Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.

  1. 3 балла из 3 возможных.

Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.

  1. 3 балла из 3 возможных.

План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

29.3 3 балла из 5 : 1(1) 1(2) 1(2)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).

Анализ выполнения заданий части 2

Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:

23. 1 балл из 3

Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

Комментарии выпускника:

  • в условии не было сказано о том, что примеры должны быть конкретные .
    Кроме того, в Методических Рекомендациях для экспертов по Обществознанию на стр. 18 сказано:

«Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации . В ответах допускается различная степень конкретизации , и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»

  • Подозреваю, что поставили только один балл из трех за то, что конкретным им показался только 3й пример, а первые два сочли за то, что в критериях из Демоверсии называется «Приведены рассуждения общего типа».

Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта

  • Возможно, они хотели бы видеть в каждом примере ссылку на какой-либо гос. орган, т.е. чтобы в каждом примере был указан субъект этой деятельности. Например, в 3м у меня сказано про суд, а в первых двух никакого такого субъекта нет. Но насколько я помню, в условии ничего не сказано было про органы власти – нужно было именно написать про ветви власти. Если же там все-таки было не про ветви, а про что-то более конкретное, то тогда, наверное, сняли справедливо

И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.

Комментарий эксперта:

Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких???)»

Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.

  1. 1 балл из 3

Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

Комментарий выпускника:

В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.

1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.

Материалы к экзаменам (11 класс)

Тематические тренировочные задания ЕГЭ по обществознанию

В этом разделе размещены тренировочные тестовые задания ЕГЭ всех типов (A,B,C)сгруппированные по тематическим блокам: "Человек и общество", "Социальные отношения", "Политика", "Экономика", "Право". Первый файл в каждом тематическом блоке содержит тексты заданий, второй файл - ответы к заданиям.

1. Повторение всех параграфов одного из разделов по учебника.

2. Решение всех тестовых заданий соответствующего раздела.

3. Самопроверка по файлу с ответами, исправление ошибок.

4. Самоанализ ошибок (количество, возможные причины).

5. Повторное повторение тех параграфов раздела, с содержанием которых связано большинство ошибок.

6. Консультации с учителем по проблемным вопросам.

Памятки по выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию (С1 - С9)

Единый государственный экзамен по истории и обществознанию 2012:

демонстрационный вариант заданий по истории и обществознанию

  • демонстрационный вариант заданий единого государственного экзамена 2011 года,
  • кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2011 года - обратите внимание на разделы выбранного Вами предмета, включенные в экзамен, которые необходимо повторить
  • спецификация экзаменационной работы единого государственного экзамена 2011 года - материалы, предназначенные для учителей.

На сайте представлены контрольные измерительные материалы по истории, обществознанию и другим предметам.

ЕГЭ (обществознание): примеры заданий типа "С"

Третья часть (C) заданий ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемых развернутых ответов. Это практически ориентированная часть экзаменационной работы, дающая максимальное количество баллов за каждое задание.

Посмотреть

Последнее задание блока С предполагает изложение экзаменуемым своей точки зрения, позиции по поводу проблем, поднятых в приведенных высказываниях (экзаменуемый выбирает одно из шести высказываний разных мыслителей, связанных с такими гуманитарными науками как: философия, психология, социология, экономика, политология, правоведение, религиоведение и т.д.). Для подготовки к успешному выполнению заданий "С 9" учащимся предлагаются данные рекомендации (памятка).

Ксения, г. Сосновоборск:
Напряжения не было практически, потому что экзамены, которые я сдавала до обществознания, показались довольно простыми. Самым тяжелым было ожидание начала. В аудиторию нас запустили в 9:15, а печатать КИМы начали ровно в 10. Так что мы сидели и ждали в гробовой тишине 45 минут, а потом еще 15 минут, пока распечатают КИМы и раздадут их нам.

Задания, как я и предполагала, оказались не трудными, пробники были куда сложнее. Неудобства доставляло в основном то, что все окружены камерами, за каждым из ребят внимательно наблюдает учитель - от этого становится не по себе.

За день до экзамена я пошла гулять, только вечером повторила немного всю теорию, решила не заморачиваться сильно, что советую сделать и будущим 11-м классам. За сутки много запомнить и выучить все равно не получится, готовиться нужно постепенно на протяжении всего года.
В плане самой подготовки ничего особенного где-то искать не нужно, главное слушать, что говорят учителя в школе.
Мне в этом году попалась именно та тема во второй части, которую я меньше всего понимаю - политика. Поэтому советую обратить внимание на западающие темы и не откладывать их на апрель-май.

Иван, г. Иркутск:

Комиссия сидела добрая и улыбчивая, обстановка была приятной, без ощущения надзора. Нас проверяли не строго, только провели металлоискателем и на этом всё, выворачивать карманы не заставили.

Сам экзамен не был таким уж сложным, всё оказалось таким, каким было в пробных вариантах.

Для того,чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию, нужно систематически повторять материал, желательно ещё записаться на курсы по подготовке к ЕГЭ. Но это если вы считаете, что не подготовитесь достаточно хорошо с учителем, либо, если хотите быть на 100% уверены, что сдадите на высокий балл. Именно так я и сделал - занимался и в школе, и с репетитором. Плюс надо купить пособие на вариантов 50 и прорешать их все, выписывая неправильные ответы и приписывая к им нужный материал, чтобы повторять.Вероника, г. Омск:

Экзамен оказался таким, каким его и ждали. Волнение было, так как напрягали все эти камеры, металлоискатели, несколько учителей немного пугали.
Задания в первой части были аналогичные, как и в пробниках. Ничего неожиданного. Над второй частью нужно было посидеть и подумать. Конечно, страшно, оценивать свои примерные баллы, лучше подождать. Но надеюсь, что порог прошла.

Тем, кто сдает в следующем году совет: читайте как можно больше, ведь это не математика, в которой однотипные задания и можно подготовить себя ко всему. Решайте как можно больше вариантов, так вам будет легче

Арина, г. Пермь:

Мне экзамен показался несложным. Год подготовки дал результат, как, я думаю. Несложные задания части 1 и немного более сложные части 2 подбодрили меня, вселили уверенность, что я все смогу. Так и вышло. Я решила все задания. Едва успела до конца, но написала все, что хотела.

Во второй части возникли сложности с иллюстрациями примерами. Тема касалась права. Вот за эти ответы я немного переживаю.
В целом считаю экзамен терпимым, но некоторым моим одноклассникам работа показалась сложной. Но если готовится, то вполне реально хорошо написать

Яр, г. Санкт-Петербург:

Тестовая часть была простой, но мне, к сожалению, попалось достаточно вопросов по экономике, в которых я вообще не разбираюсь. В этом плане я очень «везучий человек».

В остальном даже письменная часть была проста, на мой взгляд. Так как у меня была задача просто сдать экзамен (я не гонюсь за баллами, потому что не собираюсь пока что поступать), то я её вообще не писал. Вышел из аудитории сразу же, как только сделал тест.

На экзамене не надо обладать какими-то специальными знаниями, которых не было в учебнике, поэтому мне он показался вполне по силам. Не понимаю, почему о ЕГЭ по обществу отзываются, как об одном из самых сложных.
Мне не понравилась разве что организация на экзамене, она очень сильно давит, это, пожалуй, единственное, из-за чего можно не написать достаточно хорошо. Сидишь под пристальными взглядами надзирателей, простите, организаторов, так ещё и камеры вдобавок. Это нереально давит и мешает. И даже если у тебя нет шпаргалок и телефона с собой, чувствуешь себя провинившимся котенком. Я считаю, что на обычном экзамене такую атмосферу создавать нельзя. Почему-то, никто о «презумпции невиновности» не вспоминает применительно к ученикам...Ева, г. Оренбург:

На обществознание шла, не особо волнуясь за экзамен, так как написала хорошо математику, а общество мне не понадобится для поступления. Организаторы в аудитории были очень добрые, все прошло спокойно, правда, в туалет, в который меня привели в первый раз, постоянно заглядывал надзиратель, хотя ещё даже не начался экзамен (это и правда очень напрягало).
Во второй выход, уже во время экзамена, меня проводили в другой туалет, с более спокойной «обстановкой».

Да, у меня были шпаргалки, и даже справочник, но я не воспользовалась ими, так как задания были не такими сложными, как в книжках и на известных сайтах подготовки к ЕГЭ. Лучше вообще не брать с собой ничего, вам будет спокойнее. Я очень боялась, что у меня выпадет что-нибудь из карманов.

Начался экзамен, момент истины. Все оказалось довольно простым, хотя меня смутили 3 задания из первой части (обязательно повторите ценные бумаги, федеральные и региональные налоги, избирательные системы и конституционное судопроизводство).
Во второй части попадались непростые задания, особенно план и №23,24 задания по тексту. Пришлось включать смекалку и придумывать на ходу. Будущим выпускникам советую решать больше заданий из второй части, именно решать, решать, решать, писать собственные планы, учить определения (хотя мне попалось очень простое – трудовой договор). Пишите эссе, не набивайте руку на один модуль (экономика, право и т.д.), пишите по разным высказываниям. Это поможет усвоить материал и научится размышлять.

Я, к примеру, всегда писала тексты по социологии, а на самом экзамене выбрала философию (про образование). И еще: готовьтесь не только по Баранову, смотрите различные видеоуроки, вебинары, читайте школьный учебник и другие справочники; изучайте СМИ, читайте историю, литературу, это поможет вам при составлении примеров во второй части; начните готовиться уже летом перед 11-м классом, активно уделяйте по месяцу на модуль, прогоняя два таких круга, а дальше, примерно с марта, только практика, практика, практика!

Сложно ли сдавать ЕГЭ по обществознанию? Таким вопросом задается каждый, кто решил выбрать этот предмет. На первый взгляд предмет нетрудный, поэтому его выбирает подавляющее большинство тех выпускников, которые так до конца не определились, куда они будут поступать. Также по статистике обществознание выбирают все слабые ученики, то есть те, у которых проблемы с большинством остальных предметов. Они даже не подозревают, что в реальности очень сложно сдавать егэ по обществознанию с получением высоких баллов. Почему? Потому что здесь существуют специфические трудности, о которых мы и поговорим в этой статье.

Трудность первая. Высокий проходной порог. Конкуренция.

Проходной порог по обществознанию с 2016 года стал очень высоким. В 2018 году он 41. Поэтому очень много двоек. В шоке родители и выпускники. Для них они стали полной неожиданностью. При чем двойки получают даже ребята, которые занимались с репетитором.

Проблема в том, что ЕГЭ по обществознанию выбирают в 10 раз больше, чем например ЕГЭ по физике или ЕГЭ по химии. Обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, причем и для самого популярного юридического или экономического образования (и это при переполненности этими профессиями на рынке труда!). Отсюда и высокая конкуренция. То есть, для того, чтобы сдача была успешной, надо набрать не менее 75-80 баллов. А это уже сложная задача.

Трудность вторая. Огромный объем информации.

Обществознание, как школьный предмет состоит из пяти основных разделов, в каждый из которых входит целая наука. То есть, изучить надо сразу пять наук. Вот они:

  • Философия
  • Социология
  • Политология
  • Экономика
  • Право

А при изучении духовной сферы частично изучают еще и

  • Культурология
  • Искусствоведение
  • Религоведение
  • Эстетика

Все эти дисциплины изучаются в ВУЗАх как отдельные предметы и изучаются годами, да еще и на различных факультетах и даже в различных вузах. Так экономика изучается на экономическом факультете, а право на юридическом. Отсюда и горы . И все их надо освоить за два года, или даже за один.

Трудность третья. Ловушки в первой части.

Из двадцати тестовых заданий, обязательно попадаются два-три задания, которые ставят в тупик даже опытных учителей и репетиторов. Это так называемые вопросы, имеющие двойной ответ.

Например. К какому виду общество надо отнести парламент – к доинстостриальному, индустриальному или к постиндустриальному? Правильный ответ – второй. Но ведь парламент существовал и доиндустриальном обществе? Ведь в Англии и во Франции он возник, когда промышленностью и не пахло. И в постиндустриальном обществе он тоже никуда не делся. Где тут угадаешь логику составителей вопроса. Легко можно ошибиться. Ответ надо просто знать.

Трудность четвертая. Падежи и описки .

Стоит изменить падеж в слове или в словосочетании, как компьютер тут же выдаст ошибку. К тому же ошибку он может дать, если не поймет букву. А это случается. Сканеры очень капризны.

В одном случае из пяти выпускники допускают описки просто от невнимательности, которая является следствием умственного и нервного перенапряжения.

Трудность пятая. Субъективизм проверяющего во второй части.

Проверяющий вторую часть – человек. Обществознание – предмет гуманитарный, а следовательно вариативный. Может произойти несовместимость мышления проверяющего и пишущего.

Проверяющему может быть дана установка. Могут дать установку «Проверять очень строго! », могут дать установку «Проверять очень лояльн о». Думаете такие установки не дают? Еще как дают.

Трудность шестая. Незнание определений, понятий и значений.

Во второй части очень важно знать определения, разбираться в терминах и понятиях, и при написании Эссе использовать их.

Теперь мы видим, что сдавать ЕГЭ по обществознанию довольно сложно. И подготовка должна быть самая тщательная. Здесь нельзя пренебрегать всеми средствами подготовки. Качественная работа на уроках в школе, репетиторство.

Возникает закономерный вопрос:

КАК ЖЕ ОБЛЕГЧИТЬ ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ?

Чтобы качественно подготовиться (особенно, если подготовка идет с нуля, а, как правило, 80% старшеклассников именно имеют в начале 11 класса нулевые знания, поверьте моему двадцатилетнему учительскому опыту), нужно в первую очередь освоить базовые знания. Но здесь очередная трудность! Что главное, а что второстепенное в этом море информации и горах учебников? Кто поможет в этом разобраться? Кто раскроет сложнейшую теорию и кто даст практику?

Всем почти летний привет! Для многих уже отгремели «последние звонки», настала пора финишной прямой по подготовке к ЕГЭ. И обществознание не исключение. Многие только только начинают готовиться, это вообще жесть. Но что поделаешь, у всех голова работает по-разному.

Однако в преддверии экзамена хочу вам преподнести небольшой подарок: мои вопросы, которые я обычно задаю по обществу. Многие спросят: «Зачем вопросы, когда есть кодификатор тем КИМ ЕГЭ?». Немедленно отвечаю: вопросы — это основа нашего мышления. Умение задать вопрос и отвечать на него это серьезное искусство. И если вы без промаха сходу ответите на все эти вопросы, можете быть уверены, что первую часть теста вы напишите без ошибок.

Потому что первая часть теста ЕГЭ по обществу проверяет ваши знания, а вторая — навыки решения тестов. Если в вопросах возникли проблемы, то еще не поздно взять наш видеокурс по обществу и с его помощью не только восполнить пробелы, но и получить четкое представление, как решать тесты ЕГЭ. Ок, вот вопросы.

Вопросы по обществу

Человек и общество

  1. Что такое мировоззрение?
  2. Что такое деятельность?
  3. Какова структура деятельности?
  4. Что такое развитие?
  5. Что такое прогресс?
  6. Каковы признаки традиционного общества?
  7. Каковы признаки индустриального общества?
  8. Каковы признаки постиндустриального общества?
  9. Что такое потребности?
  10. Что такое культура?
  11. Что такое искусство?
  12. Что такое познание?
  13. Что такое наука?
  14. Что такое религия? Назовите формы религии?
  15. Какие теории общественного прогресса знаете?

Социальная сфера

  1. Что такое социальное?
  2. Что такое социальный факт?
  3. Что такое социальная стратификация?
  4. Что такое социализация?
  5. Что такое социальная группа, каковы ее признаки?
  6. Охарактеризуйте виды социальных групп?
  7. Как соотносятся понятия социальная роль и социальный статус?
  8. Какие виды социализации знаете?
  9. В чем причины социальной стратификации?
  10. Что такое социальная мобильность?
  11. Что такое личность?
  12. Как соотносятся между собой понятия: индивид, индивидуальность и личность?
  13. Что такое девиация, назовите ее виды?
  14. В чем причины девиантного поведения, какие есть теории?
  15. Какие формы социального взаимодействия знаете?
  16. Что такое социальный конфликт?
  17. Какие знаете теории социальной стратификации?
  18. Как соотносятся понятия: социальная группа и общность, группа и социальный институт?
  19. Назовите отличие социальной группы «семья» от социального института «семья»?
  20. Что такое этнос, этносоциальная общность?

Политическая сфера

    1. Что такое политика?
    2. Что такое власть?
    3. Чем отличается легальность власти от легитимности?
    4. Что такое кризис легитимности, каковы его признаки?
    5. Какие теории политики знаете?
    6. Политика это больше социальное явление или уникальное политическое?
    7. Что такое политический процесс?
    8. Что включается в себя политическая система?
    9. Назовите признаки государства?
    10. Назовите призаки тоталитарного государства, политической системы?
    11. Назовите призаки авторитарного государства, политической системы?
    12. Назовите призаки демократического государства, политической системы?
    13. Назовите все классификации форм государства и каждый охарактеризуйте?
    14. Что такое гражданского общество?
    15. Назовите примеры гражданских ассоциаций.
    16. Что такое партия, назовите признаки партий?
    17. Что такое группы интересов, давления, лобби?
    18. Что такое политическая элита?
    19. Какие теории политической элиты вы знаете?

Экономическая сфера

  1. Что такое прибыль?
  2. Как функционируют деньги?
  3. Как соотносятся понятия спрос и предложение?
  4. Что такое: инфляция, деноминация, нуллификация, девальвация, ревальвация,дефляция — приведите примеры?
  5. Что такое издержки? Объясните и проиллюстрируйте примерами: явные издержки, неявные, бухгалтерские экономические?
  6. Назовите типы рынков и проиллюстрируйте примером каждый?
  7. Назовите типы хозяйствования и проиллюстрируйте их примерами?
  8. Что такое ценные бумаги, приведите виды, примеры?
  9. Объясните, что такое экономические циклы и проиллюстрируйте их примерами?

Право

  1. Что такое источник права? Назовите источники права, которые знаете?
  2. Что такое закон?
  3. Какие виды законов в РФ Вы знаете?
  4. Что такое юридический факт?
  5. Что такое правосубъектность?
  6. Как соотносятся дееспособность и правоспособность?
  7. Назовите объект права: гражданского, трудового, административного, уголовного, семейного?
  8. Что такое эмансипация?
  9. Что такое срок исковой давности? Какие три основных срова Вы знаете?
  10. Назовите ключевые признаки правонарушения?
  11. Назовите ключевые признаки преступления?
  12. Назовите стороны судопроизводства в праве

Кстати, вопросы по истории, я уже ранее