Смерть анастасии захарьиной. Иван грозный и анастасия захарьина-юрьева

Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых , впоследствии прозывавшихся Романовыми . Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев , был окольничим при Василии III , из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна .

    Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей Храма Василия Блаженного) .

    Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович - внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты .

    Свадьба

    Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Будущая царица Анастасия славилась своей красотой. Очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

    Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа - Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич , входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества.

    Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты

    Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского , данное вдове-боярыне Иулиании : «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крёстным дочери Анастасии - Анны).

    «Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

    Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

    Жизнь в браке

    По словам летописцев:

    Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» - связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

    Среди них:

    • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
    • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
    • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
    • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
    • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
    • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар».

    К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры» .

    • Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах". Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жён.

      Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости Христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

      Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе

      Последствия кончины

      Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными).

      Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было » . Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша ».

      Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой . На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

      Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело» .

      7.08.1560 (20.08). - Кончина Царицы Анастасии, первой жены Царя Иоанна IV Грозного, которая является связующим звеном династий Рюриковичей и Романовых .

      Послеофициального венчания на царство(16.1.1547), в феврале 1547 года молодой Царь Иван IV Васильевич решил жениться и устроил смотрины лучших невест из боярских и дворянских семей. Выбор Царя остановился на дочери окольничего Романа Юрьевича Захарьева из рода, известного с середины XIV века, хотя и к высшей знати не принадлежащего.
      «Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чуствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты», - писалН.М. Карамзинв "Истории государства Российского".

      Источники сохранили мало сведений о характере и жизни первой русской Царицы и первой, любимой жены Грозного Царя. Анастасия, «ростом маленькая, а коса до полу, богатая», получившая воспитание в затворе боярского терема, не обладала властным характером и не стремилась оказывать влияние на государственные дела мужа. Однаковзятие КазаниЦарь посвятил ей, своей Царице.

      Свадьба Иоанна Грозного с Анастасией Романовой

      Летопись гласит, что «предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякие добродетели», усмиряя его несдержанный нрав. Русскому летописцу вторит современник Грозного, некий англичанин Дорсет, бывший в Москве по торговым делам: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

      Золотое шитье светлиц великокняжеского рода. Хоругвь двухсторонняя, мастерская Анастасии Романовны.


      Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом работали жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве "пяличного дела". Пелены, покровцы, плащаницы, воздухи передавались в дар Церкви. Аналогов этим произведениям нет и поныне, а те, что сохранились, составляют безценные собрания музеев.


      "Богоматерь Одигитрия"

      Анастасия родила царю трех сыновей и трех дочерей. Дочери умерли маленькими, один сын утонул, второго - по одной из версий (возможно, преувеличенной) - "убил отец". И лишь третий,Феодор, станет наследником престола и в 1584 г. Царем. Царицы Анастасии к тому времени уже давно не будет в живых. В 1560 г. она умирает в селе Коломенском, пережив долгую болезнь.
      Историки по-разному толковали причины столь ранней смерти. Большинство склонялось к тому, что молодая царица не перенесла частых родов. В одном же из документов, составленных самим Иваном Грозным, высказывается предположение о причине смерти «и отравами царицу Анастасию изведоша». Это добавило Грозному ненависти к прочим боярским интригам.Исследования, начатые в 2000 г., подтвердили факт отравления. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ прекрасно сохранившейся темно-русой косы царицы. И установили: содержание солей ртути в волосах превышает норму в несколько раз. Ртуть в те времена была самым распространенным смертельным ядом.

      Погребение Анастасии

      Специалисты также установили возраст Царицы - ей было не более 25-26 лет. Вероятно, в ее смерти были заинтересованы представители высшей знати, стремившиеся устранить "захудалых", "некняжеских" родственников Анастасии из окружения Царя, где они заняли важные государственные посты.
      Вся Москва хоронила свою первую любезную царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути, теснясь на улицах к гробу. Нищие отказывались брать милостыню, чтобы в этот горестный день не ощутить отрады насыщения», - сказано у Карамзина. Летописи сохранили яркий рассказ о переживаниях Грозного Царя: за гробом он шел, поддерживаемый под руки, так как «от великого стенания и от жалости сердца» еле держался на ногах.
      Тем не менее Царица Анастасия и после своей смерти сыграла в русской истории, пожалуй, самую важную роль - она стала связующим звеноммежду пресекшейся царствовавшей ветвью династии Рюриковичейи новой династией Романовых:призванный Земским Собором Царь Михаил Феодоровичбыл всем дорог каксвойственник угасшего царского рода, "по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет", как внучатый племянник незабвенной царицы Анастасии Романовны.

      В 1547 году в Московском Кремле происходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли бОльшую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек, ко двору были допущены только тридцать красавиц. Семнадцатилетний, только что венчанный на царство, государь Иван Четвертый уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги испуганных девиц. Ему с тринадцати лет водили женщин для увеселения, но сейчас все было по-другому – Иван выбирал жену.
      - Ну-ка, скажи, - обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, - Хочешь ли стать царицей?
      Та молчит, не жива, не мертва.
      -Робка больно! – резюмирует юный царь, - Уведите!
      И тут взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении, и всегда она была красивее всех девиц в церкви.
      Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены Царю Ивану, будущему Ивану Грозному.

      Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова) (1530-1560)

      Анастасия родилась в 1530 году в семье окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Анастасию воспитывали мать и дедушка, руководивший при дворе царя внешней политикой. Иулиана, мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленьки дочерьми, пошла к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому, пожаловаться на горькую судьбу.
      Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал:
      - Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве!
      Бабушка Ивана Грозного, Анна Якшич, прослышала о словах преподобного Геннадия, и, навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
      Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.
      Так пророчество осуществилось, и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
      Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее недостаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным.
      Не желая отойти от своих привычек, царь Иван Четвертый не отказался от целого гарема любовниц и, вдобавок, пугал жену кровавыми забавами с дикими зверями. Но Анастасия нашла способ утихомирить мужа, надавливая на его суеверные и религиозные страхи. Глядя на Анастасию, Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, и он помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей, царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит шутов голодными медведями.
      «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
      Так написал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя.
      Естественно, Анастасия не была допущена к решению политических вопросов.
      Как пишет историк Валишевский, «влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
      Зато она организовала мастерскую, в которой под ее руководством ткали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать, Иулианна – большая мастерица по вышиванию жемчугом. Удивительным образом, образцы работ из мастерской Ананастасии сохранились до сих пор. На них сохранились даты и описания важнейших исторических событий.
      В музеях России хранятся изображения Никиты столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат.
      Несколько произведений из мастерской царицы Анастасии украшают храмы Афона. Афонские старцы попросили их в дар в 1555 году.
      У Анастасии родилось шесть детей, большинство из них умерли в младенчестве. В то время многие болезни лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациента. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иоанн. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, Иван Грозный возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти, он велел организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
      Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами.
      Существуют две версии смерти Анастасии Захарьиной.
      По версии, полюбившейся литераторам и кинемотографистам, Анастасию украл из Кремля и увез в Можайск Андрей Курбский, родственник царицы по материнской линии. Он насильно сделал ее своей женой. Приближенный царскому двору, князь Курбский с детства был влюблен в Анастасию и всю жизнь страдал, что она вышла не за него. Когда у Анастасии родился царевич Дмитрий, Курбский подарил ей няньку Фатиму. Фатима уронила в воду и утопила новорожденного царевича. С того момента Анастасия ненавидела Курбского, но Иван Грозный ему благоволил по-прежнему. В 1560 году царь был в военном походе. Вернувшись, он забрал жену у Курбского и отравил ее.
      Сохранились легендарные послания Ивана Грозного к Курбскому: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».
      По другой версии, Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее самочувствие, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, и Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой.
      Государь сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду – пишет Карамзин.
      Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, и там она вскоре умерла. Ей не было и тридцати лет. Иван Грозный не поверил, что царица погибла естественным образом. Он под пытками выбивал информацию, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев, бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.
      В 2000 году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В волосах и одежде царицы обнаружили яд. Заведующая археологическим отделом Кремля Татьяна Панова доказала, что содержание отравляющих веществ в останках гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы ядовитой косметики.
      Хоронили царицу всей Москвой.
      "Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу."
      «Бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» - отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милости, чтобы полностью отдаться печали.
      Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельствам современников, он рыдал и еле держался на ногах.
      «Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, – пишет историк Карамзин, - Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
      Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели.»
      «Он стал зело блудлив» – говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины как раз совпадает с датой смерти Захарьиной-Юрьевой.
      Она была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь, но останки царицы были спасены от уничтожения. Их перенесли в Архангельский собор Кремля.
      20 августа 2010 года Глава Российского императорского дома, великая княгиня Мария Владимировна Романова утвердила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.

      Фигура Ивана Грозного - одна из самых ярких в истории России. Неумолимый и жестокий, своенравный и твердый – таким его знали современники и потомки, но суровый царь знал и другое чувство - чувство нежности и любви. Свою первую жену он любил так, как не любил потом ни одну женщину; только одна она умела успокоить и приласкать Грозного, после её смерти не нашлось никого, кто мог бы сдержать гнев и жестокость самодержца…

      Анастасия

      Она происходила из небогатого и молодого рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии названном родом Романовых. Брак Анастасии позволил её роду через много лет претендовать на российский престол, когда московская линия Рюриковичей оборвалась. Тогда же, в 1547 году, род Захарьиных-Юрьевых не был знатным и видным, потому бояре невзлюбили царевну, считая, что молодой царь оскорбил их своим браком с Анастасией.

      Свадьба

      Сразу после венчания на царство, 17-тилетний царь женится; он выбирает себе невесту по старому обычаю, как и его отец, Василий III. По заведенному тогда порядку, знатным боярам со всей Руси рассылался указ: представить наместнику девушку на выданье из своего рода. Наместники выбирали лучших и отправляли их в Москву, на смотрины к самому царю. Легенды и предания гласят, что тогда на смотрины прибыли 3000 красавиц со всех городов, и затем эта долгая вереница невест прошла перед царем. Сейчас нет подтвержденных данных о количестве невест, но факт остается фактом: из всех девушек царь выбрал Анастасию – красавицу с роскошной косой и мягкими, добрыми глазами. Вскоре состоялась свадьба, и сразу же поползли слухи и недовольства: царь обидел бояр….

      13 лет семейного счастья

      Царицу Анастасию очень любил простой люд: добрая, набожная и кроткая, она одна могла успокоить вспыльчивого Ивана. Добродушная и бесхитростная, она умела уговорить Ивана отменить казнь или отказаться от жестокой расправы над преступниками. Англичанин Дорсет пишет о ней так: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».

      Анастасия родила царю шестерых детей, но только двое из них дожили до зрелых лет, все другие умерли во младенчестве. Она прославилась не только своей набожностью и добрым характером, но и как большая мастерица-вышивальщица. У нее была собственная мастерская, где она сама и её ученицы вышивали красивейшие полотна на религиозные темы; также в её работах нашли отражение события, связанные с укреплением российского государства. Многие произведения из мастерской царицы сохранились в музеях Средней России.

      За все время их совместной жизни Русь не знала жестоких расправ и опричнины, до последнего дня жизни Анастасии Иван был верен ей.

      Смерть царицы

      Здоровье Анастасии было подорвано частыми родами и болезнями. Пожар 1560 года еще больше подточил её здоровье – так сильно она переживала смерть погибших в огне людей. Царь отвез жену в Коломенское, а сам занялся борьбой с пожаром: он, рискуя жизнью, наряду с простыми людьми тушил пламя, тем самым заставив горожан поверить в свои силы. Довершила беду смерть Анастасии…

      Царь был безутешен. Вместе с ним кончину царицы оплакивала вся Москва. Нищие и юродивые, провожая её гроб, называли её матерью, и в этот печальный день не брали милостыню, потому что не хотели и не искали никакого утешения для себя. Очевидцы говорили, что никогда потом они не видели царя таким, как в тот день. Ничто не могло сломить Ивана Грозного так, как смерть жены: он кричал и плакал, не видя ничего вокруг себя…

      Царская месть

      С того дня, как Иван Васильевич похоронил жену, настало время пыток и казней. Царь не верил никому и был уверен в том, что бояре готовят заговор. Более того, царь был уверен в том, что его жену убили.

      В 2000 году была проведена эксгумация останков царицы, и специалисты Бюро судебно-следственной экспертизы провели исследование, которое показало, что в сохранившихся тканях тела присутствует соединения свинца и ртути, способные отравить человеческий организм. Скорее всего, царь справедливо подозревал убийство.

      Со смертью царицы ушло равновесие, которое позволяло Ивану не проявлять той дикой жестокости, которая пришла потом. Отношения с боярами еще до смерти жены были крайне напряженными, но теперь Грозный перешел в наступление. Казни, пытки и убийства обрушились не только на бояр, подходило время опричнины. Сам Иван Грозный впоследствии не раз женился, но ни одну жену он не любил так, как Анастасию, и каждую из них сравнивал с ней, тосковал и не находил сердца, которое так искренно и преданно любило его.

      ЗАХАРЬИНА-ЮРЬЕВА (ЗАХАРЬИНА-КОШКИНА) АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА - пер-вая русская Ца-ри-ца, пер-вая же-на Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го.

      Из ро-да За-харь-и-ных-Кош-ки-ных. Впер-вые упо-мя-ну-та в 1542-1543 годах в ду-хов-ной род-ной тёт-ки по от-цу, княгини А.Ю. Ро-мо-да-нов-ской. По-сле смер-ти от-ца, Р.Ю. За-харь-и-на-Юрь-е-ва, в феврале 1543 года вос-пи-ты-ва-лась ма-те-рью Уль-я-ной.

      По сви-де-тель-ст-ву «Ле-то-пис-ца на-ча-ла цар-ст-ва...», в ка-че-ст-ве не-вес-ты бы-ла вы-бра-на са-мим ца-рём. Вен-чал их митрополит Мо-с-ков-ский и всея Ру-си Ма-ка-рий в Ус-пен-ском со-бо-ре Мо-с-ков-ско-го Крем-ля. Их де-ти: Ан-на Ива-нов-на (10 авгутса 1549 - 20 июля 1550), Ма-рия Ива-нов-на (17 марта 1551 - 1551), Дмит-рий Ива-но-вич (октябрь 1552 - 6 июня 1553), Иван Ива-но-вич, Ев-до-кия Ива-нов-на (28 февраля 1556 - июнь 1558), Фё-дор Ива-но-вич. Не-од-но-крат-но со-вер-ша-ла обет-ные па-лом-ни-че-ст-ва , в том числе пеш-ком (в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь в сентябре 1548), и осо-бые мо-ле-ния (например, вме-сте с му-жем у гро-ба преподобного Ни-ки-ты в Ни-кит-ском монастыре Пе-ре-яс-лав-ля ле-том 1553 года при воз-вра-ще-нии из по-езд-ки по северным мо-на-сты-рям, во вре-мя ко-то-рой по-гиб её сын Дмит-рий).

      Со-про-во-ж-да-ла му-жа в «по-хо-дах по мо-на-сты-рям»: в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь (феврарь 1547, июнь 1548; декабрь 1552 - для кре-ще-ния Дмит-рия), мо-на-сты-ри Цен-тра и Се-ве-ра стра-ны (май - июнь 1553), вновь в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь и в пе-ре-яс-лав-ский Ни-кит-ский монастырь (сентябрь 1556) и др. По-сле по-се-ще-ния мо-на-сты-рей не-ред-ко сле-до-ва-ла за ца-рём в объ-ез-дах ближ-них и даль-них цар-ских ре-зи-ден-ций, двор-цо-вых сёл, охот-ничь-их уго-дий (1548, 1556), в по-езд-ках по во-ен-но-по-ли-тическим де-лам (ле-том - осе-нью 1559 года в Мо-жайск). Уча-ст-во-ва-ла в при-двор-но-цер-ков-ных це-ре-мо-ни-аль-ных «встре-чах» и «от-пус-ках» чу-до-твор-ных икон (святого Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го в августе 1556 года, Бо-жи-ей Ма-те-ри «Оди-гит-рия» и других об-ра-зов из Нар-вы в августе 1558 года).

      По ини-циа-ти-ве ца-ря и его ок-ру-же-ния по-ве-де-ние вен-це-нос-ной па-ры по-сте-пен-но при-об-ре-та-ло пуб-лич-ный, эти-кет-но-нор-ма-тив-ный ха-рак-тер с ис-поль-зо-ва-ни-ем но-вых форм об-ще-ния и преж-них тра-ди-ций. На-ча-ло Ка-зан-ско-го по-хо-да 1552 года со-про-во-ж-да-лось официальным по-се-ще-ни-ем Ива-ном IV по-ко-ев Захарьиной-Юрьевой, об-ра-щён-ной к ней ре-чью, пла-чем ца-ри-цы и ещё од-ной ре-чью ца-ря к ми-тро-по-ли-ту с прось-бой-по-ру-че-ни-ем иметь по-пе-че-ние о всей его се-мье. Как ца-ри-ца Захарьина-Юрьева рас-по-ря-жа-лась чле-на-ми Го-су-да-ре-ва дво-ра, нёс-ши-ми свою при-двор-ную служ-бу при ней, вклю-чая лиц с дум-ны-ми чи-на-ми. Под её при-смот-ром и управ-ле-ни-ем на-хо-ди-лись ряд мас-тер-ских и про-из-водств в сис-те-ме двор-цо-во-го ве-дом-ст-ва.

      Брак ца-ря с Захарьиной-Юрьевой при-вёл к карь-ер-но-му рос-ту её близ-ких род-ст-вен-ни-ков (клан род-ных и двою-род-ных её брать-ев, близ-ких к ним лиц был осо-бо влия-те-лен в 1548-1554 годах, а за-тем уже по-сле кон-чи-ны Захарьиной-Юрьевой), од-на-ко са-ма она за-мет-ной по-ли-тической ро-ли не иг-ра-ла. Во вре-мя мар-тов-ско-го кри-зи-са 1553 года (в дни тя-жё-лой бо-лез-ни ца-ря часть пра-вя-щей эли-ты со-би-ра-лась при-ся-гать ста-риц-ко-му князю Вла-ди-ми-ру Ан-д-рее-ви-чу, а не мла-ден-цу ца-ре-ви-чу Дмит-рию Ива-но-ви-чу) Захарьина-Юрьева по при-сяж-ной гра-мо-те князя Вла-ди-ми-ра Ан-д-рее-ви-ча по-лу-ча-ла не-ко-то-рые пра-ва опе-кун-ши. Эти нор-мы и воз-мож-ные вла-стные пре-ро-га-ти-вы в слу-чае смер-ти Ива-на IV по-лу-чи-ли де-таль-ную раз-ра-бот-ку в май-ской кре-сто-це-ло-валь-ной за-пи-си князя Вла-ди-ми-ра Ан-д-рее-ви-ча, со-став-лен-ной по ре-ше-нию Ива-на IV в свя-зи со смер-тью ца-ре-ви-ча Дмит-рия Ива-но-ви-ча и ро-ж-де-ни-ем ца-ре-ви-ча Ива-на Ива-но-ви-ча. Ста-риц-кий князь дол-жен был со-гла-со-вы-вать с главным опе-ку-ном, то есть Захарьиной-Юрьевой, ед-ва ли не ка-ж-дый свой шаг и при ма-лей-шем со-мне-нии до-но-сить на свою мать - княгиню Ев-фро-си-нию Ан-д-ре-ев-ну, под влия-ни-ем ко-то-рой он на-хо-дил-ся.

      По-след-ние 1,5-2 го-да жиз-ни Захарьина-Юрьева тя-же-ло бо-ле-ла. Иван IV по-сле раз-ры-ва с А.Ф. Ада-ше-вым и Силь-ве-ст-ром об-ви-нял их в том, что они «не-на-висть зель-ну воз-двиг-ли на на-шу ца-ри-цу». По слу-хам, она скон-ча-лась от от-рав-ле-ния (ис-сле-до-ва-ние её ос-тан-ков ско-рее под-твер-жда-ет их, не-же-ли оп-ро-вер-га-ет: в кос-тях об-на-ру-же-на ано-маль-но вы-со-кая кон-цен-тра-ция не-ко-то-рых ртут-ных со-еди-не-ний). Бы-ла по-хо-ро-не-на в Воз-не-сен-ском жен-ском монастыре Мо-с-ков-ско-го Крем-ля. В 1929 году сар-ко-фаг с пра-хом Захарьиной-Юрьевой пе-ре-не-сён в под-клет Ар-хан-гель-ско-го со-бо-ра.