Составляющие компоненты управления конфликтом.
Возникает вопрос, насколько корректно совмещение понятий «предупреждение» и «стимулирование» конфликтов, противоположных по своему смыслу и назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной работе концепции конфликта как явления закономерного в общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понимание конфликта как негативного явления обусловливает необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, источником ее изменения и развития - позволяет говорить о проблеме стимулирования конфликтов.
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-
Основы конфликтологии 362
ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.
В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий - логики общественного процесса. Описание событийного ряда и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) пр.-
363 Лекция 9
зволяет очертить облик вступающих в противостояние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также социально-экономических, политических, идеологических и социально-психологических условий.
На основе изложенного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом встает задача формулиро вания прогностической модели и оценка ее достоверности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы корректным ни был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации.
Попытаемся проиллюстрировать описанное содержание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.
Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за последние четыре года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и инсти-
Основы конфликтологии
тутов, что выразилось в замене старой полити ческой системы новой (либерально-демократической), и негативной тенденции - обострения соци ально-политических противоречий в обществе, рос та недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно, проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильствен ную форму. В ходе выборов в законодательные орга ны власти в декабре 1993 и 1995 гг. противоречие между большинством избирателей и правящим режимом канализировалось в голосовании значительной части избирателей против проправительствен- ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли форми рование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в Государ ственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?
Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Со храняется раскол общества на антагонистичес кие (противоречивые) группы. В процессе предвы борной кампании правящая элита и официальные средства массовой информации неустанно подчеркивали свое враждебное отношение к коммунисти чески настроенным массам населения и выражаю щим эти взгляды избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установ ке - на формирование в обществе атмосферы согласия и стабильности. Политическое противоре чие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную дифференциацию общества, когда более третьей части населения
365 ________Лекция 9
проживает за чертой бедности. Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьско му (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее раз витие и противостоящие субъекты: правящая эли та и так называемые реформаторские демокра тические партии и блоки, с одной стороны, и прокоммунистически настроенные, ориентирован ные на социалистический путь модернизации стра ны массы и соответствующие партии, с другой стороны. Реакция первых на результаты декабрь ских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обо стрение политической и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это проти воборство в демократическое русло, если, конеч но, ни правящий режим, ни оппозиция не предпри мут каких-то акций, которые бы придали поли тическому процессу взрывную антагонистическую форму.
Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре- форматорско-демократического лагеря могут предложить иной сценарий - динамичного форми рования политического согласия в обществе на ос нове удовлетворенности большинством населения проводимым правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением вли яния левой оппозиции, опасность глобального соци ально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой достаточных оснований.
Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать
Основы конфликтологии 366
невозможность предупреждения всякого конфликта. И к этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в период перехода к рыночной системе экономики можно избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безработицы, забастовочных движений. Руководящие органы общества тем не менее имеют целью не допустить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.
Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений общественных субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Лекция 9
Обратимся к национально-этническому конфликту. Его при определенных условиях можно упредить, не допустив межнациональной конфронтации. А если таковая возникает, то затормозить ее развитие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой конфликт факторов, разумное политическое руководство действует последовательно, устраняя одну причину грядущего конфликта за другой. Так, если недовольство, напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливостью, допущенной по отношению к одной из национальных групп (скажем, ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыражения), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.
Предотвращение социальных конфликтов возможно при наличии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социальных, идеологических, правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность возникновения острого забастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, улучшения его условий. Кроме того, разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая забастовочное движение трудовым законодательством, исключая его проявление в незаконных формах.
Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня выявления несогласия между субъектами по значи-
Основы конфликтологии 368
мым для них вопросам или, по крайней мере, с обнаружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношениях, враждебного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое качество - урегулирование либо разрешение.
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.
Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных - постоянным, текущих - перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. В случае назревающего столкновения между работодателем и трудовым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптимальный вариант предупреждения столкновения - найти удовлетворяющую всех меру сочетания этих интересов, при которой бы ни один интерес не ущемлялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы взаимодействия противоречивых интересов. Это позволяет находить компромисс и сгладить напряженность.
369 _____________Лекция 9
Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.
Уже отмечалось, что не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что, обычно, практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические революции, освободительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных
Основы конфликтологии 37О
конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие формы проявления конструктивных конфликтов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию. Всякое новое зарождается в недрах старого, любое инновационное действие встречает противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.
Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Например, инициируя борьбу за научно-технический прогресс, руководство трудового коллектива способствует его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования производства, государство тем самым ограничивает возможность конфликта между спросом и предложением, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя.
Возникает вопрос, насколько корректно совмещение понятий «предупреждение» и «стимулирование» конфликтов, противоположных по своему смыслу и назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной работе концепции конфликта как явления закономерного в общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понимание конфликта как негативного явления обусловливает необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, источником ее изменения и развития - позволяет говорить о проблеме стимулирования конфликтов.
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-
Основы конфликтологии 362
ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.
В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязи событий - логики общественного процесса. Описание событийного ряда и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) пр.-
363 Лекция 9
зволяет очертить облик вступающих в противостояние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также социально-экономических, политических, идеологических и социально-психологических условий.
На основе изложенного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом встает задача формулиро вания прогностической модели и оценка ее достоверности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы корректным ни был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной ситуации.
Попытаемся проиллюстрировать описанное содержание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.
Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за последние четыре года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и инсти-
Основы конфликтологии
тутов, что выразилось в замене старой полити ческой системы новой (либерально-демократической), и негативной тенденции - обострения соци ально-политических противоречий в обществе, рос та недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно, проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильствен ную форму. В ходе выборов в законодательные орга ны власти в декабре 1993 и 1995 гг. противоречие между большинством избирателей и правящим режимом канализировалось в голосовании значительной части избирателей против проправительствен- ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли форми рование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в Государ ственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?
Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Со храняется раскол общества на антагонистичес кие (противоречивые) группы. В процессе предвы борной кампании правящая элита и официальные средства массовой информации неустанно подчеркивали свое враждебное отношение к коммунисти чески настроенным массам населения и выражаю щим эти взгляды избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установ ке - на формирование в обществе атмосферы согласия и стабильности. Политическое противоре чие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную дифференциацию общества, когда более третьей части населения
365 ________Лекция 9
проживает за чертой бедности. Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьско му (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее раз витие и противостоящие субъекты: правящая эли та и так называемые реформаторские демокра тические партии и блоки, с одной стороны, и прокоммунистически настроенные, ориентирован ные на социалистический путь модернизации стра ны массы и соответствующие партии, с другой стороны. Реакция первых на результаты декабрь ских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обо стрение политической и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это проти воборство в демократическое русло, если, конеч но, ни правящий режим, ни оппозиция не предпри мут каких-то акций, которые бы придали поли тическому процессу взрывную антагонистическую форму.
Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре- форматорско-демократического лагеря могут предложить иной сценарий - динамичного форми рования политического согласия в обществе на ос нове удовлетворенности большинством населения проводимым правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением вли яния левой оппозиции, опасность глобального соци ально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой достаточных оснований.
Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать
Основы конфликтологии 366
невозможность предупреждения всякого конфликта. И к этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в период перехода к рыночной системе экономики можно избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безработицы, забастовочных движений. Руководящие органы общества тем не менее имеют целью не допустить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.
Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых взаимоотношений общественных субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Лекция 9
Обратимся к национально-этническому конфликту. Его при определенных условиях можно упредить, не допустив межнациональной конфронтации. А если таковая возникает, то затормозить ее развитие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой конфликт факторов, разумное политическое руководство действует последовательно, устраняя одну причину грядущего конфликта за другой. Так, если недовольство, напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливостью, допущенной по отношению к одной из национальных групп (скажем, ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыражения), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.
Предотвращение социальных конфликтов возможно при наличии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социальных, идеологических, правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность возникновения острого забастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, улучшения его условий. Кроме того, разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая забастовочное движение трудовым законодательством, исключая его проявление в незаконных формах.
Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня выявления несогласия между субъектами по значи-
Основы конфликтологии 368
мым для них вопросам или, по крайней мере, с обнаружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношениях, враждебного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое качество - урегулирование либо разрешение.
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации принципа толерантности.
Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных - постоянным, текущих - перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. В случае назревающего столкновения между работодателем и трудовым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптимальный вариант предупреждения столкновения - найти удовлетворяющую всех меру сочетания этих интересов, при которой бы ни один интерес не ущемлялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы взаимодействия противоречивых интересов. Это позволяет находить компромисс и сгладить напряженность.
369 _____________Лекция 9
Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.
Уже отмечалось, что не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что, обычно, практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические революции, освободительные войны. Процесс социального управления в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных
Основы конфликтологии 37О
конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие формы проявления конструктивных конфликтов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию. Всякое новое зарождается в недрах старого, любое инновационное действие встречает противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.
Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Например, инициируя борьбу за научно-технический прогресс, руководство трудового коллектива способствует его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования производства, государство тем самым ограничивает возможность конфликта между спросом и предложением, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя.
Возникает вопрос, насколько корректно совмещение понятий «предупреждение» и «стимулирование» конфликтов, противоположных по своему смыслу и
назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной работе концепции конфликта как явления закономерного в
общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понимание конфликта как негативного явления обусловливает
необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, источником ее
изменения и развития - позволяет говорить о проблеме стимулирования конфликтов.
Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или
иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или
обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком
случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.
Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее
появление. Прогноз - это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Научная и
практическая ценность прогноза определяется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экстраполяция
данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.
В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего данную
проблемную ситуацию, которая может породить конфликт. Противоречие, выражаемое в проблеме, суть причина возможного конфликта. Следующий шаг на
пути разработки прогноза - выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция
включает описание событийного ряда, т.е. совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной
последовательности и взаимосвязи событий - логики общественного процесса.
Описание событийного ряда и анализ логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) позволяет очертить облик
вступающих в противостояние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследование развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает
включение в анализ принципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного факторов ее изменения, а также
социально-экономических, политических, идеологических и социально-психологических условий.
На основе изложенного исследования складываются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед
конфликтологом встает задача формулирования прогностической модели и оценка ее достоверности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ
логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначно предсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет ряд трудно
учитываемых в исследовании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким
бы корректным ни был научный анализ событий, их логики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфликтной
ситуации.
Попытаемся проиллюстрировать описанное содержание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.
Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за последние четыре
года, как то: позитивной тенденции - известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и институтов, что выразилось в
замене старой политической системы новой (либерально-демократической), и негативной тенденции - обострения социально-политических противоречий в
обществе, роста недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно,
проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильственную форму. В ходе выборов в законодательные органы власти в декабре 1993 и 1995 гг.
противоречие между большинством избирателей и правящим режимом канализировалось в голосовании значительной части избирателей против
проправительствен-ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли формирование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в
Государственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и - Президента России в июне 1996 г.?
Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Сохраняется
раскол общества на антагонистические (противоречивые) группы. В процессе предвыборной кампании правящая элита и официальные средства массовой
информации неустанно подчеркивали свое враждебное отношение к коммунистически настроенным массам населения и выражающим эти взгляды
избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установке - на формирование в обществе
атмосферы согласия и стабильности. Политическое противоречие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную
дифференциацию общества, когда более третьей части населения проживает за чертой бедности.
Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьскому (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее
развитие и противостоящие субъекты: правящая элита и так называемые реформаторские демократические партии и блоки, с одной стороны, и
прокоммунистически настроенные, ориентированные на социалистический путь модернизации страны массы и соответствующие партии, с другой стороны.
Реакция первых на результаты декабрьских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обострение политической
и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это противоборство в демократическое
русло, если, конечно, ни правящий режим, ни оппозиция не предпримут каких-то акций, которые бы придали политическому процессу взрывную
антагонистическую форму.
Изложенный сценарий развития политического процесса - один из возможных. Оптимисты из ре-форматорско-демократического лагеря могут предложить
иной сценарий - динамичного формирования политического согласия в обществе на основе удовлетворенности большинством населения проводимым
правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением влияния левой оппозиции, опасность глобального
социально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой достаточных оснований.
Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Следует также учитывать невозможность предупреждения всякого конфликта. И к
этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в период перехода
к рыночной системе экономики можно избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безработицы,
забастовочных движений. Руководящие органы общества тем не менее имеют целью не допустить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы
подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.
Стратегия предотвращения конфликтов включает систему деятельности, совокупность этапов и методов управления конкретным процессом противоречивых
взаимоотношений общественных субъектов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего
разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его
негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса
детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих
интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и
интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Обратимся к национально-этническому конфликту. Его при определенных условиях можно упредить, не допустив межнациональной конфронтации. А если
таковая возникает, то затормозить ее развитие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой конфликт факторов,
разумное политическое руководство действует последовательно, устраняя одну причину грядущего конфликта за другой. Так, если недовольство,
напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливостью, допущенной по отношению к одной из национальных групп (скажем,
ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыражения), то необходима определенная компенсация со стороны государства за
нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.
Предотвращение социальных конфликтов возможно при наличии соответствующих ресурсов: экономических, политических, социальных, идеологических,
правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность возникновения острого забастовочного движения, то она требует
достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повышения уровня оплаты труда, улучшения его условий. Кроме того,
разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая забастовочное движение трудовым законодательством, исключая его
проявление в незаконных формах.
Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня выявления
несогласия между субъектами по значимым для них вопросам или, по крайней мере, с обнаружения элементов напряженности. На этапе же развития
непримиримости в отношениях, враждебного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое качество -
урегулирование либо разрешение.
Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они станут эффективными при условии реалистической оценки
ситуации, приоритетного внимания согласованию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализации
принципа толерантности.
Согласование интересов - оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому
используются и другие модели предотвращения конфликта интересов: определенное их сочетание, подчинение неглавных интересов главным, временных -
постоянным, текущих - перспективным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец,
целесообразна тактика разведения противоречивых интересов. В случае назревающего столкновения между работодателем и трудовым коллективом
предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптимальный вариант предупреждения столкновения - найти удовлетворяющую всех
меру сочетания этих интересов, при которой бы ни один интерес не ущемлялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые
формы взаимодействия противоречивых интересов. Это позволяет находить компромисс и сгладить напряженность.
Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных
коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конфликт станет
известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.
Уже отмечалось, что не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование
конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную
сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что, обычно,
практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими
элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или
иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта
социального управления.
Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конфликтов как двигателей общественного прогресса:
классовая борьба, социальные революции, промышленная и научно-технические революции, освободительные войны. Процесс социального управления в
разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных
конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие
формы проявления конструктивных конфликтов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию.
Всякое новое зарождается в недрах старого, любое инновационное действие встречает противодействие. Стимулирование нового, осуществление инновации
всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и
нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей.
Инициирование определенных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Например,
инициируя борьбу за научно-технический прогресс, руководство трудового коллектива способствует его сплочению и предупреждает возникновение
конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования
производства, государство тем самым ограничивает возможность конфликта между спросом и предложением, создает условия для полного удовлетворения
интересов массового потребителя.
Как отмечалось выше, предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Предупреждение конфликта подразумевает его прогнозирование. А прогнозирование в определенном роде является одной из форм предвидения. В основе прогнозирования лежит повышение эффективности и результативности принимаемых решений, разработка конкретных рекомендаций для практической деятельности. Основными задачами прогнозирования являются: отсутствие нежелательных результатов развития событий; адаптация к неизбежному; ускорение вероятного развития конкретного явления в желательном направлении.
В науке существует несколько классификаций прогнозирования: по основным типам - "поисковое (определение возможных состояний явления в будущем) и нормативное (определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели); по периоду упреждения - оперативное (до 1 мес.), краткосрочное (от 1 мес. до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), долгосрочное (от 5 до 15 лет), сверхдолгосрочное (более 15 лет); по сферам предсказания (внутриполитическое, внешнеполитическое). Основные принципы прогнозирования: системность, согласованность, непрерывность, верифицикация, альтернативность, рентабельность. Прогнозирование осуществляется по нескольким этапам: предпрогнозная ориентация, сбор данных прогнозного фона, разработка базовой модели, построение поисковой модели, создание нормативной модели, оценка достоверности и точности прогноза, выработка рекомендаций. " Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.50.
В практике прогнозирования используется комплекс различных методов: фактографический, статистический, прогнозная экстраполяция, прогнозная интерполяция, метод исторической аналогии, метод математического моделирования, метод экспертных
оценок и т.д. Прогнозирование конфликта - лишь предпосылка его предотвращения. Существую этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреждения и упреждающего разрешения. Частичное предотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Стратегия полного предотвращения предполагает нейтрализацию действия всего комплекса детерминирующих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудничества во имя реализации совпадающих
интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и раннее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их социального единства, согласия по более важным вопросам общественной жизни.
Стратегия предотвращения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность, гласность.
Не любые конфликты общественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаждении враждебности в обществе, что обычно практикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод
разжигания конфликтов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и трудовых коллективах. Стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижения оптимального эффекта социального управления.
Существует много различных квалификаций методов урегулирования конфликта. Например, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта. Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.
Каждая из групп методов, как и сами методы, обладают рядом достоинств, недостатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным в процессе урегулирования конфликта является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.
К первой группе методов принято относить раннюю диагностику и выявление причин конфликта с целью в дальнейшем не допустить его дальнейшего разрастания. Для этих целей часто используются стандартизированные процедуры, основанные на отслеживании конфликтных отношений с помощью новейших информационных систем. Однако основной акцент делается на развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. К их числу относится создание широкой сети государственных и негосударственных консультационных служб. Важнейшая роль в предупреждении конфликтов принадлежит системе образования, СМИ.
Основоположником второй группы методов, нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов, является Дж. Бертон. Согласно Бертону, разрешение конфликта должно основываться на изменении глубинных структур, спровоцировавших конфликт. Правильно организованное общение между социальными группами, находящимися в конфликте, является одним из центральных методов в данном подходе. Оно направлено на изменение характера восприятия, и отношений сторон друг к другу.
Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план. Лишь очень немногие конфликты по своей природе являются конфликтами с нулевой суммой, т.е. когда интересы конфликтующих сторон полностью противоположны. Иной вариант - диверсифицировать ценности и цели, т.е. сделать так, чтобы разные группы стремились к разным, непересекающимся целям. Таким образом, конфликт будет исчерпан за отсутствием спорных сторон. Стороны могут сформировать цели более высокого порядка, позволяющие объединиться ради их достижения. Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой, а значит исчерпанным.
Есть и другие методы снижения напряженности конфликта, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, подкрепленные юридически, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. В целом же, основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. Несмотря на указанные ограничения, в рамках именно этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - это разработка стратегии разрешения конфликта и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.
Согласно некоторым взглядам, диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных составляющих конфликта - содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действий, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.
Разработка стратегии разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Согласно Вершинину М.С. существует несколько моделей завершения конфликтов: "победа-поражение", "выигрыш-проигрыш". В этих случаях то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон путем доведения борьбы до победного конца. В ситуации, когда возможна модель "победа-победа", "выигрыш-выигрыш", "взаимный выигрыш", прорабатывается стратегия разрешения конфликта путем взаимного преобразования сторон и на основе этого - обоюдного примирения. Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.54. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание - таковы моменты асимметричного решения конфликта. Наконец, в ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения.
Разнообразные модели разрешения конфликта формировались исторической практикой. Силовая модель может привести либо к победе одного участника конфликта, либо к поражению обоих. Другие модели урегулирования конфликта могут привезти к положительному решению минимум для одного участника конфликта. Силовая форма типична для правовых конфликтов.
Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто используются четыре. "Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости от обстоятельств, времени на решение и конечных целей:
1) Мнимое улаживание. По сути это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), посулы, запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников - происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.
2) Победа одной из сторон. Сущность этой стратегии заключается в признании превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, ее правоты, силы и подчинении ей другой стороны.
3) Компромисс. Суть этой стратегии состоит в согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в ситуации и подготовиться к ее окончательному или более эффективному решению. Она зачастую не решает самого конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку. Последствиями такой стратегии могут быть временное затишье для накопления сил с целью продолжения борьбы или скрытая борьба другими средствами, возможное разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ослаблении требований друг к другу.
4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счет перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон.
Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношений сторон, стремление к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъем, повышение эффективности деятельности. Это самая сложная в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов.
Общий алгоритм выхода из конфликта задают общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во много от его специфики, сферы
проявления участвующих в нем субъектов, причин его возникновения и т.д. " Вершинин М.С. Конфликтология. С.-Пб., 2000, С.54.
Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:
анализ конфликтной ситуации;
выявление личностных особенностей участников конфликта;
сбор разнообразной информации о конфликте;
выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
собеседование с участниками конфликта;
конкретные шаги по устранению причин конфликта;
создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех участвующих в конфликте сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей третьей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
В литературе выделяются четыре возможных варианта разрешения конфликта между противостоящими сторонами А и Б:
1) А выигрывает за счет Б.
2) Б выигрывает за счет А.
3) Обе стороны оказываются в проигрыше, хотя каждая надеялась на благополучный исход.
4) Обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но решающую роль в этом могут сыграть сопутствующие факторы. К примеру, на выбор мирного пути урегулирования конфликта могут оказать влияние такие факторы, как наличие в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.
Известный ученый Р. Даль называет семь условий, при которых мирный способ течения конфликтов является наиболее вероятным:
существование институциональных образований, стремящихся к консультациям и переговорам, изучению интересов, поиску взаимовыгодных решений;
широкие рамки соглашения насчет того, что составляет оптимальное разрешение проблемы;
отсутствие кумулятивности конфликтов;
большие экономические возможности (достаток);
позитивная осведомленность граждан в отношении результатов мирного разрешения предыдущих конфликтов;
равное распределение между сторонами возможных для использования средств насилия;
преобладающее количество зрелых признаков, способствующих мирному приспособлению.
Один из ведущих представителей западной политологии Д. Аптер, исходя из теории равновесия общества, говорит о существовании трех степеней развития общественных конфликтов:
1) столкновение предпочтений (кооперация);
2) столкновение интересов (конкуренция);
3) столкновение основных ценностей (подлинный конфликт).
По мнению Аптера, задача состоите том, чтобы трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов или, еще лучше, - в столкновение предпочтений, т.е. в конкуренцию или кооперацию. Для ее реализации используют различные методы: переговорный процесс, посредничество, разъединение сторон и др.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
1) согласие о правилах ведения переговоров обязательно для обеих сторон;
2) не идеологизировать конфликт;
3) выявить реальные причины конфликта и найти более верный путь к его разрешению.
Другой видный ученый Р. Дарендорф предлагает последовательную схему урегулирования конфликта:
переговоры, т.е. создание органа, в котором конфликтующие стороны регулярно встречаются для переговоров по всем спорным проблемам и принятия решений (большинством, квалифицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно);
посредничество, являющееся наиболее мягкой формой участия третьей стороны (не участвующие в конфликте лицо или инстанция), согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения;
арбитраж, либо обязательное обращение к посреднику, либо обязательность исполнения его решений;
обязательный арбитраж - для участников конфликта обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения.
Е. Нордлинжер обосновал шесть основных принципов для успешного урегулирования политических конфликтов:
1) стабильная коалиция;
2) принцип пропорциональности;
3) деполитизация;
4) взаимность права вето;
5) компромисс;
6) концессия, т.е. предоставление права урегулирования конфликта третьей стороне.
До сих пор шла речь об управлении конфликтами без конкретного указания на субъект управления. Позволим себе рассмотреть сторону, которая способна и должна уметь урегулировать любой конфликт - государство. Именно деятельность государства и его политика, или иначе - государственное управление, обеспечивает в большей или меньшей мере регулирование и разрешение общественных конфликтов. Любые конфликты общественного характера, будь то экономические, социальные, этно-национальные, политические, правовые или организационно-управленческие, межгрупповые или классовые, между поколениями или региональными общностями могут регулироваться и разрешаться в масштабах страны, главным образом, средствами государства, его власти, авторитарной либо демократической.
Государству принадлежит функция определять, какой конфликт является общественным, а какой относится к сфере личной, частной жизни. Оно формулирует и реализует стратегию поведения общественных субъектов в конфликтных ситуациях, затрагивающих всеобщие интересы, принимает решения в рамках своей компетенции для урегулирования сложившихся ситуаций. Государственное управление сочетает в себе политическое и административное управление, деятельность власти политической и административной.
Государственное управление - это прежде всего реализация определенной политики, выработанной и проводимой правящей властью. Экономическая, социальная, национальная и другие стратегии, отвечающие назревшим потребностям, служат базой и средством рационального использования конфликтов в качестве движущей силы модернизации и развития общества. Сформулировать такие стратегии намного сложнее, чем признать их необходимость. Они, как правило, являются результатом борьбы политических сил, иными словами, итогом действия более высоких по уровню конфликтов... В России в настоящее время противоречия и конфликты в главных сферах общественной жизни, напрямую связаны с политическим курсом Президента и правительства
Только на основе знания о закономерностях политических процессов, используя имеющийся исторический и политический опыт страны и мировых государств возможно разработать более или менее приближенный к реальности сценарий прогноза конфликтной картины. Здравый смысл - верный помощник научно-рационального сознания, однако заменить его он не в состоянии. Действия методом "проб и ошибок", управление, построенное на базе тривиальных житейских аксиом это результат здравого смысла, продукт обыденного сознания. В конфликте он также присутствует вне рационального, однако не ускоряет достижение согласия.
Регулирование конфликтов, как правило, связано с их сдерживанием и ослаблением. Но вместе с тем, в число методов управления конфликтной ситуацией входит стимулирование конфликтов. Конфликты по своему характеру и своим последствиям могут быть деструктивными и конструктивными. Действие деструктивных конфликтов стремятся ослабить, а конструктивные конфликты, наоборот, стимулируют.
Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления, стратегия стимулирования конфликтов - это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при решении жизненно важных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достижение оптимального эффекта социального управления.
Конфликт, как борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным - это самые общие формы проявления конструктивного конфликтного взаимодействия. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствованию и развитию. Стимулирование нового, осуществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в сознательно регулируемое русло, в процесс, подчиненный определенным правилам и нормам, обеспечивает успех в достижении разумных интересов и целей. Целенаправленное инициирование конструктивных конфликтов зачастую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Наряду с социальным проектированием, как разновидностью социальных технологий, неизбежным кажется упорядочение представлений о методологии социального предсказания, которая имеет разнообразные формы, которые естественно отличаются разной степенью достоверности предсказаний социального будущего. Однако, нет возможности совершать однозначные замеры степеней достоверности предсказаний.
Применение методологии «многовариантности социального развития» - одним из главных моментов которой является внимание и интерес к однозначно непредсказуемым явлениям (напр., к таким, как турбулентности в процессе развития социальных конфликтов). Рассматривание конфликтных процессов с точки зрения методологии «многовариантности социального развития» позволяет не только прояснить образы возможных тенденций развития конфликтов, но и строить вполне определенные модели будущего состояния подобных социальных явлений.
Одним из основных концептуальных понятий методологии социального проектирования является понятие социальной проекции. Это понятие в данной методологии используется как форма «видения», предвосхищения тенденций развития конфликтных социальных процессов. Можно разграничивать субъктивно-личностную и социальную проекцию: личная проекция включает в себя желания, помыслы, и мотивируется побуждениями личностного психологического ожидания чего-либо от будущего; социальная проекция же определена социальными характеристиками социальными предпочтениями субъекта, она мотивируется системой социальных ценностей и социальными ожиданиями.
Отличие социальной проекции от прогноза заключается в избирательности (селективности) взгляда в социальное будущее. Субъект, на основе собственных эмоций и социальных предпочтений, получает возможность выбирать среди множества версий социального развития ту, которая в максимальной степени соответствует его социальным ценностям. Поэтому аналитическое рассмотрение конфликтных процессов может быть выполнено полезными выводами, являющимися результатами применения понятия «социальная проекция», а точнее - пристальным вниманием к субъективным и социальным проективным образам развития конфликтного взаимодействия, конструируемым участниками или наблюдателями последнего.
Проективная деятельность, например, участников некого конфликта, очевидно, способствует не только осмыслению параметров настоящего в зависимости от содержания проекции, но также использует прескриптивные свойства социальной проекции, состоящие в возможности превращения последней в императив настоящего поведения участников конфликта.
| | 3 |