Ссср и международные конфликты 1960 годов таблица. Ссср и международные конфликты

Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, покойникам из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием К. предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху. Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками завесит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти. Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от нее молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать ее друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. К. предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из нее организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом - одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр. Индусы, в продолжение тысячелетий, каждый день приносят предкам "шрадду" из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями. Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами - добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи "богам-манам" или, у греков, "подземным богам". Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу. Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с К. предков, в Китае. В религии славян, как и других арийцев, было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с известным поклонением жертвам. Роды и рожаницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мовки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Еще до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения "родителей"; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души. Религия японцев является одним из видов К. предков. Многочисленные дикари поклоняются и в настоящее время предкам. Заботливость о том, чтобы доставить своим умершим крепкое и спокойное жилище, в виде кургана, урны, гроба, целых каменных сооружений и пр., свойственна почти всем дикарям. По всему дикому и варварскому миру с призраками и изображениями умерших родственников разговаривают, советуются, молятся им, кормят и поят их. Гвинейские негры прибегают к ним за помощью во всех испытаниях жизни; во время опасности или бедствия целые толпы их на вершинах холмов или на опушках леса взывают самым жалобным и трогательным тоном к духам предков; больной австралиец убежден, что в него вошел и выедает ему печень какой-нибудь разгневанный дух умершего человека; патагонские знахари пляшут, кричат, барабанят, чтобы выгнать из больного злого духа кого-либо из предков; североамериканский индеец верит, испытав неудачу на охоте, что он пренебрег сделать какое-нибудь приношение духам предков и те послали ему наказание; зулус уверен, что он не должен поступать дурно с братьями, иначе покойный отец нашлет на него болезнь; остяки вырезают из дерева фигуры, изображающие предков, ставят их в юрте и поклоняются им. Так как семье нужно иметь мужское потомство для продолжения К., то брак приобретает религиозное значение и обязательность; безбрачие считается грехом и несчастьем. Из необходимости продолжать К. предков вытекал развод с бесплодной женой, a также обычай бездетных вдов выходить замуж за брата или ближайшего родственника умершего мужа; этим же объясняется легкость усыновления чужеродцев. К. предков является, таким образом, фактором, упрочивающим семью. В К. предков главную роль играют мужчины: они поклоняются, когда живы, им поклоняются, когда они умрут; женщины лишь присутствуют при священнодействиях. Это стоит в тесной связи с главенством отца в семье. Наследственное право многих народов приноровлено, в интересах К., к тому, чтобы имущество умершего закрепить за продолжателем К., а не за иным членом семьи. Ср. Тэйлор, "Первобытная культура"; Мэн, "Древний закон и обычай"; Спенсер, "Социология"; Фюстель де-Куланж, "Древняя община"; Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (т. 3).

  • - почитание гор, повсеместно распространенное в Индии. Горы и холмы почитаются как обители богов. К числу особо свящ. относятся Гималаи...
  • - один из древнейших и исторически важных культов, к-рый в том или ином виде существует у различных народов Южной Азии. П. к. в этом регионе освящен и мифологической и классич. литературной традицией...
  • - правило, согласно которому новые крупные таксоны происходят не от высших представителей предковых групп, а от сравнительно неспециализированных форм. Последние характеризуются относительно...

    Экологический словарь

  • - англ. cult of ancestors; нем. Ahnenkult. Проявляющееся в жертвоприношениях, заклинаниях, религиозном почитании душ или духов предков рода, племени, семьи...

    Энциклопедия социологии

  • - одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков...

    Большой энциклопедический словарь

  • - религ. почитание душ или духов предков рода, племени или семьи, к-рым приписывалось влияние на жизнь потомков...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы...
  • - см. Культ предков...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Им по делам была и честь, А вы, друзья, лишь годны на жаркое. Крылов. Гуси. Ср. Людей определяют нравственные качества, а не кровь, не раса. К.Д. Кавелин...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Название рассказа американского писателя Джека Лондона в переводе М. П. Чехова. Оригинальное название рассказа: «The Son of the Wild»...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Оставьте предковъ вы въ покоѣ, Имъ по дѣламъ была и честь, А вы, друзья, лишь годны на жаркое. Крыловъ. Гуси. Ср. Людей опредѣляютъ нравственныя качества, а не кровь, не раса. К. Д. Кавелинъ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - 1. Жарг. арм. Шутл. Письмо из дома от родителей. Кор., 115. 2. Жарг. арм. Шутл. Самовольная отлучка из части. Кор., 115. 3. Жарг. морск., курс. Шутл. О контрольно-пропускном пункте. БСРЖ, 225. 4...
  • - Кар. Издавна, с давних пор. СРГК 5, 140...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 унаследовавший...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 неродовитый...

    Словарь синонимов

"Культ предков" в книгах

Культ предков

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Культ предков

Культ предков

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Культ предков Гавайцы различали три вида духов. Первые - бездомные: при жизни они не имели многочисленных друзей и богатства. Поэтому их загробное пристанище - безлюдные места и леса, питаться они вынуждены насекомыми. Вторые - духи предков, покровителей семьи. Они

Культ предков

Из книги Знаковые люди автора Соловьев Александр

Культ предков Люди, хорошо знавшие Льва Николаевича и его семью, его предков, считали, что важнее всякой наследственности и наследства для него был самый настоящий культ предков. Недаром писатель считал себя «произведением предшествующих людей», среди которых

Культ предков

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

КУЛЬТ ПРЕДКОВ

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

КУЛЬТ ПРЕДКОВ Смерть была для древних иранцев важным событием, через которое нужно было пройти правильно и хорошо. И в то же время, как учили жрецы, величайшая скверна заключалась именно в мертвых телах, потому что для подавления добра нужна концентрация злых сил, и они

Культ умерших предков

автора Васильев Леонид Сергеевич

Культ умерших предков Если высшее трансцендентное начало в культе Шанди было перенесено в чжоуском Китае на культ Неба, то отношение к Шанди как к первопредку и вообще практика обожествления умерших предков правителя были с течением времени перенесены на предков

Культ предков и нормы сяо

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Культ предков и нормы сяо Речь идет о культе предков – как мертвых, так и живых. Значительно изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», – сказано в Библии), конфуцианство придало ему

Культ предков

Из книги Древний Восток автора

Культ предков Сакрализация семейных отношений, почитание старших членов семьи, культ предков - важнейшие традиции древнеиндийского общества, которые сложились в ведийскую эпоху. Умершие предки-питары считались непременными членами семьи, которые покровительствовали

Культ предков и Шанди

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Культ предков и Шанди Почитание предков составляет основу религиозного культа в Древнем Китае. Представления о переселении души после смерти существовали здесь предположительно уже в эпоху неолита. Обряды же, связанные с этим культом, сложились не позже шаниньского

Культ предков

Из книги Китай: страницы прошлого автора Сидихменов Василий Яковлевич

Культ предков Если первый долг китайца состоял в выражении признательности небу, то второй долг - в признательности предкам. В Древнем Китае получили распространение самые различные формы культа, однако особое значение приобрел и на протяжении многих веков сохранялся

Культ предков

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Культ предков Если культ Неба, по конфуцианскому учению, во многом определял принципы политической структуры и государственного устройства, то решающее влияние на весь характер китайской общественной структуры, на формирование социальных отношений в стране оказал

Погребальный культ и культ предков

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Погребальный культ и культ предков Довольно долго у славян сохранялся патриархально-родовой строй. По свидетельству византийских историков, славяне жили племенами и родами, состоявшими из больших семей. Роды и семьи возглавлялись старейшинами. Поэтому у славян

Культ предков

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Предков культ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

2. Культ предков

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

2. Культ предков Таким же образом обстоит дело и с умершими. Почитание душ умерших предков привело впоследствии к образованию культа предков и содействовало консервативности мышления в Древнем Китае. Духи могли открыть человеку завесу над будущим, воздействовать на

· Тайные общества

Ку́льт пре́дков - одна из древних и распространённых форм религии , заключавшаяся в поклонении умершим прародителям и сородичам

На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам , умершим из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием культа предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху.

Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками зависит от грубого понимания загробной жизни , какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти.

Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от неё молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать её друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. Культ предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из неё организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом - одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр.

Культ предков в Индии

Культ предков в Африке и Центральной Америке

Многие исследователи считали, что культ предков являлся основной из форм религиозных верований на Африканском континенте. Так, у гереро поклонялись душам покойных предков-покровителей - “овакуру”, у джага - “вариму”. При этом, духи предков нередко были неравнозначны, самого усердного поклонения удостаивались недавно умершие, остальные нередко считались злыми духами, вредящими роду. В процессе развития племенной и межплеменной организации возникает и культ вождей, как разновидность культа предков . В Центральной Америке культ предков особенно замечен у таких народов как индейцев пуэбло (культ качинов), у перуанцев (уака).

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культ предков" в других словарях:

    Культ предков - форма позднепервобытных верований, основ. на поклонении душам или духам умерших предков (прародителей). Предки считаются хранителями земли и гарантами благосостояния своего рода (семьи, племени), они постоянно присутствуют среди живых и оказывают … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков. * * * КУЛЬТ ПРЕДКОВ КУЛЬТ ПРЕДКОВ, одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков … Энциклопедический словарь

Культ предков также представляет одну из ранних форм религий, однако он свойственен сравнительно поздней стадии исторического развития – стадии патриархально-родового строя. Культ предков (покровителей) – верования, в которых основным объектом поклонения становятся предки и их духи, с помощью которых можно якобы заручиться, прибегая к различным обрядам и церемониям. Культ предков сохранился и до наших дней, оказывая глубокое влияние на всю жизнь некоторых народов. Культ предков лег в основу религии – конфуцианства.

Таким образом, верования первобытной стадии человеческого общества были довольно разнообразными и проявлялись в различных формах. Однако всем им присущ один общий признак, по своему характеру близким к религии. Во всех этих верованиях есть элемент почитания чего-то сверхъестественного, что поэтому их определяют как ранние формы религий. Достаточно окинуть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления образуют неотъемлемую часть любой религии. Фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. Это – универсальное явление истории религиозных верований.

Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом религии разных народов. Им приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии.

С разложением первобытной общины, возникновение классов и рабовладельческих государств появились новые формы религиозных представлений. Среди духов и божеств люди стали выделять главных, которым подчиняются другие. Возникли мифы о родственной связи царей с богами. В господствующих слоях общества появились профессиональные жрецы, служители культа, которые использовали религию в интересах эксплуататоров.

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы. Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.

Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение, миф упорядочивает в сознании мир, и тем самым создает возможность постижения его, представляет его в простой и доступной форме.

Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в "личностях" – в человеке, звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался – в ударе грома, в незнакомой лесной поляне, в камне, неожиданно ударившем его, когда он споткнулся на охоте.

На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто и внешняя антропоморфность и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве одушевлённых и конкретно-чувственных образов порождает причудливую мифологическую фантастику.

Человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой "рассказ" и имеют в виду, когда употребляют слово "миф". Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены; многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика; болезни могли быть представлены чудовищами – пожирателями людей, космос – мировым древом или живым Великаном, чему способствовало тотемическое представление о родстве и частичном тождестве социальных групп с видами животных. Например, современный человек говорит, что атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. Но первые земледельцы Ближнего Востока, наблюдая подобное событие, внутренне переживали его совершенно иначе. Им на помощь прилетела долгожданная птица Имдугуд, покрыла небо черными грозовыми тучами и пожрала Небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. В этом мифе главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование.

Мифы не объясняют реальность, они ее только отражают. Важнейшая функция мифа – создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения.

Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась.

Миф, не первоначальная форма знания, а особый вид духовно-практического освоения мира, специфическое образно-смысловое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

Общепринятой теории мифа нет до сих пор. Первую серьезную философию мифа создал итальянский ученый Дж. Вико, который полагал, что мифы складываются как игра фантазии, вызванная интуитивным ощущением присутствия высших сил и страхом перед ними.

В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Тейлора, анимизм – наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Это – первобытные мысли об окружающем мире, на них наталкивали древнего человека сны и духи умерших. По мнению Г. Спенсера, первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Первобытный человек не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостатке средств высказывания и возможностях познания. Миф становился продуктом особого типа мышления, или образного выражения эмоций, или подсознания первобытного человека.

Миф – не объяснение явлений, а выражение веры, пережитой действительности. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам.

Миф, подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры.

В мифе, как в наиболее ранней форме человеческой культуры, объединяются зачатки знаний, религиозных верований, эмоциональная, нравственная и эстетическая оценка ситуации, в нём переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства.

Современные представления о мифе при всей их разно плановости позволяют сделать некоторые обобщённые выводы:

Особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием.

Миф отражает интуитивно сознание первобытного человека, закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности и цикличности движения образов.

Структура мифов выражает определенные особенности психики человека.

Миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество.