Стихотворение "наш марш" маяковский владимир владимирович. «Левый марш» В

Бейте в площади бунтов топот! Выше, гордых голов гряда! Мы разливом второго потопа перемоем миров города. Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. Сердце наш барабан. Есть ли наших золот небесней? Нас ли сжалит пули оса? Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. Зеленью ляг, луг, выстели дно дням. Радуга, дай дуг лет быстролётным коням. Видите, скушно звезд небу! Без него наши песни вьем. Эй, Большая Медведица! требуй, чтоб на небо нас взяли живьем. Радости пей! Пой! В жилах весна разлита. Сердце, бей бой! Грудь наша - медь литавр.

Примечание

Это первое стихотворение В. В. Маяковского, написанное после Великой Октябрьской социалистической революции (ноябрь 1917 г.).

Беловой автограф был передан поэтом в начале 1918 года артистке О. В. Гзовской для исполнения с эстрады. В своих воспоминаниях О. В. Гзовская рассказывает об этом так: "...пришел Маяковский - необыкновенно радостный и счастливый. Он встал посередине комнаты и прочитал свое новое стихотворение "Наш марш". Я была в восторге. Владимир Владимирович сказал:

Ну, если вам нравится, в чем же дело? Читайте.

Маяковский рассмеялся.

Не велика трудность, текст здесь,- похлопал он себя па лбу.- Давайте, я его вам сейчас запишу. Но я рад, что вам понравилось. Ну, давайте карандаш...

Написав текст стихотворения, Маяковский стал меня тут же учить, как надо читать его.

Маяковский сказал:

Однажды я участвовала в концерте, организованном для воинских частей в Кремле в Митрофаньевском зале. Это было в 1919 году 23 февраля, в день Красной Армии. На концерте присутствовал Владимир Ильич. Он сидел в первом ряду, сложив руки на груди, и внимательно смотрел на все происходящее на сцене". (ГММ).

На текст стихотворения композитором А. С. Лурье была написана музыка. Поэт В. Азаров отмечает:

"Особенно популярен был в Красном Петрограде в 1918 году "Наш марш" Маяковского. Переложенный на музыку в дни Октябрьских торжеств, он исполнялся военным духовым оркестром и хором при открытии памятника Карлу Марксу, на эстрадах, на площадях" ("Маяковскому". Сб. воспоминаний и статей. Л., 1940, стр. 196-197).

«Левый марш» Владимир Маяковский

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш»

Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже после того, как в стране произошла смена власти, война не закончилась. Вплоть до 1919 года войска Антанты пытались завоевать Россию, считая, что для этого настал весьма удобный момент – страна, разрываемая внутренними распрями, ослабла настолько, что уже не могла дать достойного отпора врагам. Идет 1918 год, один из самых сложных в жизни нового советского государства. Правительство во главе с Лениным не признает ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения пока не может быть и речи. Остается одно – воевать и с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни Маяковский пишет свое знаменитое стихотворение «Левый марш», призванное укрепить боевой дух разношерстной и разбегающейся по домам русской армии.

Рассказывая об истории создания этого произведения, поэт признался, что оно было написано буквально за полчаса, пока автор ехал в пролетке на встречу с питерскими матросами. Отсюда и столь необычная поэтическая форма, и постоянно повторяющийся рефрен: «Левой! Левой! Левой!». Маяковскому нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись на то, что после революции она закончится. После победы пролетариата никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в царскую армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их в необходимости вернуться на фронт как раз таки и являлось задачей поэта.

Сегодня трудно судить о том, насколько успешно Маяковский с ней справился. Однако стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени . Каждая строчка произведения – это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. «Ваше слово, товарищ маузер», — заявляет Маяковский, намекая на то, что пустой болтовней невозможно разбить врагов, и утверждая при этом, что «коммуне не быть покоренной». Автор призывает армию «печатать шаг», чтобы как можно скорее закрепить «у мира на горле пролетариата пальцы». И в этом призыве нет кровожадности либо фанатизма, так как на кон поставлена только что обретенная свобода страны, которую поэт искренне считает самой лучшей и справедливой.

При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически вопрошает: «Кто там шагает правой?», указывая на многочисленные политические течения, выступающие против революции . Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская.

Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню . Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую. На самом же деле революции с ее благими намерениями и вполне здравыми идеями суждено будет превратиться в фарс и отбросить Россию в экономическом развитии примерно на век назад. Но до столь печальных последствий переворота Маяковскому не суждено будет дожить, и он до самого последнего дня будет верить в торжество социалистической справедливости.


Герман Егошин "Портрет В.В.Маяковского (эскиз картины)" 1964.

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.

Эти строчки из «Левого марша» Маяковского известны, наверное, всем.

А как насчет этих строк?
Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
перемоем миров города.

Не узнали? Это тоже Маяковский. И тоже "марш" - "Наш марш".

Всего мне известно пять "маршей" Маяковского:
1917 г. - "Наш марш"
1918 г. "Левый марш"
1923 г. – "Марш комсомольца"
1929 г. – "Марш двадцати пяти"
1930 г. – "Урожайный марш"
А в 1977 г. вышла книга «Владимир Маяковский. Железный марш», в которую вошли многие стихи поэта и главы из поэм "Владимир Ильич Ленин", "Хорошо!", "Во весь голос"

"Марши" Маяковского... Это агитки? Или это гораздо больше, чем агитки? Я считаю, что это Эпоха. Эпоха, марширующая в Будущее.
Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша - медь литавр.

В.Маяковский "Наш марш".
Читает Игорь Бигаев.

Выступление .
"Суть времени", Ростов-на-Дону, 7 ноября 2015 г.

Ещё стихи с концерта:


"МАРШИ" МАЯКОВСКОГО

1. Наш марш (1917)

Бейте в площади бунтов топот!
Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
перемоем миров города.

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

Есть ли наших золот небесней?
Нас ли сжалит пули оса?
Наше оружие - наши песни.
Наше золото - звенящие голоса.

Зеленью ляг, луг,
выстели дно дням.
Радуга, дай дуг
лет быстролётным коням.

Видите, скушно звезд небу!
Без него наши песни вьем.
Эй, Большая Медведица! требуй,
чтоб на небо нас взяли живьем.

Радости пей! Пой!
В жилах весна разлита.
Сердце, бей бой!
Грудь наша - медь литавр.

2. Левый марш (1918)

Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!

Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!

3. Марш комсомольца (1923)

Комсомолец -
к ноге нога!
Плечо к плечу!
Марш!
Товарищ,
тверже шагай!
Марш греми наш!

Пусть их скулит дядьё! -
Наши ряды юны.
Мы
наверно войдем
в самый полдень коммуны.

Кто?
Перед чем сник?
Мысли удар дай!
Врежься в толщь книг.
Нам
нет тайн.

Со старым не кончен спор.
Горят
глаз репьи.
Мускул
шлифуй, спорт!
Тело к борьбе крепи.
Морем букв,
числ
плавай рыбой в воде.
День - труд.
Учись!
Тыща ремесл.
Дел.

После дел всех
шаг прогулкой грохайте.
Так заливай, смех,
чтоб камень
лопался в хохоте.

Может,
конец отцу
готовит
лапа годов.
Готов взамен бойцу?
Готов.
Всегда готов!

Что глядишь вниз -
пузо
свернул в кольца?
Товарищ -
становись
рядом
в ряды комсомольцев!

Комсомолец -
к ноге нога!
Плечо к плечу!
Марш!
Товарищ,
тверже шагай!
Марш греми наш!

4. Урожайный марш (1929)

Добьемся урожая мы -
втройне,
земля,
рожай!
Пожалте,
уважаемый
товарищ урожай!
Чтоб даром не потели мы
по одному,
по два -
колхозами,
артелями
объединись, братва.
Земля у нас хорошая,
землица неплоха,
да надобно
под рожь ее
заранее вспахать.
Чем жить, зубами щелкая
в голодные года,
с проклятою
с трехполкою
покончим навсегда.
Вредителю мы
начисто
готовим карачун.
Сметем с полей
кулачество,
сорняк
и саранчу.
Разроем складов завали.
От всех
ответа ждем, -
чтоб тракторы
не ржавели
впустую под дождем.
Поля
пройдут науку
под ветром-игруном...
Даешь
на дружбу руку,
товарищ агроном!
Земля
не хочет более
терпеть
плохой уход, -
готовься,
комсомолия,
в передовой поход.
Кончай
с деревней серенькой,
вставай,
который сер!
Вперегонки
с Америкой
иди, СССР!
Добьемся урожая мы -
втройне,
земля,
рожай!
Пожалте,
уважаемый
товарищ урожай!

5. Марш двадцати пяти тысяч (1930)

Мы выбили
белых
орлов да ворон,
в боях
по степям пролетали.
На новый
ржаной
недосеянный фронт -
сегодня
вставай, пролетарий.
Довольно
по-старому
землю копать
да гнуть
над сохою
спинищи.
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи.
Не жди,
голодая,
кулацких забот,
не жди
избавления с неба.
Колхоз
голодуху
мешками забьет,
мешками
советского хлеба.
На лошадь
стальную
уверенно сядь,
на пашне
пыхти, тракторище.
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи,
Батрак
и рабочий -
по крови родня,
на фронте
смешались костями.
Рабочий,
батрак,
бедняк
и средняк -
построим
коммуну крестьян мы.
Довольно
деревне
безграмотной спать
да богу
молиться о пище.
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи.
Враги наступают,
покончить пора
с их бандой
попово-кулачьей.
Пусть в тысячи сил
запыхтят трактора
наместо
заезженной клячи.
Кулак наготове -
смотрите,
опять
с обрезом
задворками рыщет.
На фронт, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи.
Под жнейкой
машинною,
жатва, вались, -
пусть хлеб
урожаится втрое!
Мы солнечный
Ленинский социализм
на пашне
советской
построим.
Колхозом
разделаем
каждую пядь
любой
деревушки разнищей.
Вперед, 25!
Вперед, 25!
Стальные
рабочие тыщи.

П.С. Если кто-нибудь вспомнит ещё какие-нибудь "марши" Маяковского - срочно сообщите мне об этом! Пожалуйста!

Ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей. В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал.

Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), «митинговая», по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти «человечье» слово, которое способно «подымать, и вести, и влечь…»

Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая «лесенка» - разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи.

Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше «корчилась улица безъязыкая», а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности.

Именно таков «Левый марш» - стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. «Левый марш» - это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи («ораторы» , «товарищ маузер!» ) обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи. Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской.

В «Левом марше» именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время:

Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!

В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал «Левый марш», почти сразу сложившийся в голове.

В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт агитационной поэзии . Позже появятся знаменитые «Окна РОСТа». А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени:

Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!

Рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее:

Клячу истории загоним.

«Левый марш» дает представление о том, как входит в поэзию «новая стихия языка». Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины. Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию («горя горы» , «мора море» ), неологизмы («стальной леевой» , «взгляд орлий» ), вульгаризмы («пялиться» , «клячу» ).

Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный. И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли «внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского