Сублимированный человек. Политическая наука: Словарь-справочник

Сублимация , сублимирование (от лат. Sublimare - возносить) - процесс, механизм и результат преобразования энергии сексуального влечения (либидо), характеризующиеся заменой сексуальной цели на цель "более отдаленную и более ценную в социальном отношении" (Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций). Автор этого понятия, З. Фрейд, в общем, характеризовал С. как процесс, происходящий с объектом либидо, суть которого заключается в отвлечении от сексуального и переориентации влечения на цели, далекие от сексуального удовлетворения (Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности).

В качестве основных форм проявления действия С. З. Фрейд выделял различные творческие процессы (творческую деятельность).

З. Фрейд считал, что способностью к С. обладают все люди, но при этом многие из них обладают данной способностью лишь в незначительной степени (Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции). В общем С. может быть понята как один из фундаментальных защитных механизмов личности.

В. И. Овчаренко

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(от лат. sublimare – возносить), в психоанализе З. Фрейда – один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Частным случаем сублимации является...

Философский словарь

По непосредственный переход при нагревании твердого вещества (тела) в газообразное минуя стадию жидкости. Возгонка. В психологии, обществоведении и фантастике - замещение одних потребностей - другими, как правило, половых - работой.

Философский словарь

(от лат. sublimus - возвышенный) - возвышение естественной жизни, ее одухотворение, преображение низшего в высшем. К примеру, в аскетике энергия страстей переключается на духовные цели, а в искусстве - на творчество. "Этика сублимации есть этика "благодати", а этика благодати...

Философский словарь

(от лат. sublim возношу) - в психоанализе Зигмунда Фрейда (понятие введено им в 1900 г.) один из защитных механизмов, состоящий в переключении и преобразовании энергии психических влечений на возвышенные цели с заменой формы их удовлетворения. 3. Фрейд рассматривал С. как один...

Философский словарь

(от лат. sublimo - возвышаю) - переключение энергии с социально и культурно неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные). Идея С. нашла отражение в произведениях писателей XVIII в. Г. Штиллинга и Новалиса, а также в...

Философский словарь

Переключение психической энергии из одного состояния в др.; процесс, в ходе которого инстинктивные энергии переключаются в неинстинктивные формы поведения. Через это понятие 3. Фрейд объяснял те типы человеческой активности, которые не имеют видимой связи с сексуальностью, но...

Новейший философский словарь

СУБЛИМАЦИЯ (СУБЛИМИРОВАНИЕ) - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характеризующийся заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную в социальном отношении С - процесс, происходящий с объектом либидо, и состоит в том, что влечение...

Лиофилизация, возгонка, молекулярная или сублимированная сушка - это один из способов сохранения скоропортящихся продуктов. Срок хранения таких продуктов практически не ограничен. Единственное условие - защита от влаги. Доступ света должен быть щадящим, то есть, чтобы сохранить цвет, их следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей.

Что такое сублимация

Что значит сублимированный? Это биологический материал, из которого извлечена вода. Технологический процесс осуществляется следующим образом. Буквально, по терминологии физиков, лиофилизация - это переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, без промежуточной стадии. Противоположное сублимации явление, десублимацию, можно наблюдать в природе в виде инея и изморози. В качестве примера сублимации в естественных условиях можно назвать испарение (возгонку) элементарного йода, жидкая спиртовая настойка которого есть в каждой домашней аптечке. Йод в природе существует только в двух состояниях - твёрдом и газообразном, а в жидкой фазе при нормальных условиях не встречается.

Необходимость в новых методах сохранения биологических материалов

Первоначально нужда в долговременном сохранении продуктов возникла у военных и у медиков. Речь шла о сохранении донорской крови в виде сухой плазмы. Создание и сохранение вакцин, сывороток и крови не допускает добавления консервантов.

Развитие космической отрасли для жизнеобеспечения космических кораблей потребовало новых открытий в способах регенерации воды из влагосодержащих объектов.

Сублимация ягод и других растительных плодов земли

Лиофилизировать или сублимировать, что это значит в отношении ягод, фруктов и овощей? То же самое, что и в отношении всего вышеперечисленного. Это превращение твёрдого вещества в газообразное, минуя фазу жидкости. Процесс дорогостоящий, ибо требует больших энергозатрат. Фрукты, овощи и ягоды более чем на половину состоят из воды. При возгонке в вакуумной камере она полностью удаляется, но сначала плоды быстро, в режиме шока, замораживаются до температуры от -100 до -190 градусов Цельсия. При резкой заморозке внутриклеточная жидкость превращается в мельчайшие кристаллы и не разрывает мембраны клеток. При обычной заморозке жидкость расширяется и нарушает целостность пространства, в котором заключена. Сублимированный - это продукт, освобождённый от воды, но сохранивший свои полезные вещества и свойства. Более того, при такой сушке он полностью сохраняет свою форму, цвет и запах.

Характерные особенности продуктов молекулярной сушки

Сублимированные ягоды - что это такое и чем высушенные путём лиофилизации отличаются от высушенных традиционным способом? Тем, что они внешне выглядят так же, как и свежие. Из-за полной сохранности цвета и формы их можно принять за синтетические, однако, если их опустить в чашку с водой, они в течение 10-15 минут вберут в себя влагу и станут сочными, как только что сорванные с куста. При этом в продукт не добавлялся никакой краситель, консервант или ароматизатор. Вес сублимата, соответственно, в несколько раз меньше, чем у не обезвоженного продукта.

К недостаткам такого способа переработки можно отнести очень большие энергозатраты. Во-первых, это создание высокого вакуума, во-вторых, необходимость очень тщательной первоначальной обработки.

Сублимированный кофе

В начале прошлого века была изобретена технология производства растворимого, а затем и лиофилизированного кофе.

Произведённый путём возгонки, или сублимированный кофе, что это значит? Это означает кофе, сделанный из кофейного экстракта, который сначала был заморожен, а потом обезвожен в вакууме. Растворимый кофе получают из экстракта путём выпаривания без и замораживания и без применения вакуума. Сублимированный кофе, или, как его принято называть, «фриз-драйд», значительно дороже растворимого. Впоследствии именно из сублимированного стали делать гранулированный. Любители кофе всё же отдают предпочтение натуральному в зёрнах. Дело в том, что при возгонке или при изготовлении растворимого кофе он в значительной степени утрачивает аромат, за который его так ценят. Первоначально такая технология переработки кофейных зёрен была заказана для нужд американской армии, ведь в окопах неудобно молоть зёрна и заваривать напиток в турке. Необходимость в продукте, не требующем сложного приготовления и повышающем тонус, была велика.

Итак, сублимированный кофе, что это значит? Это значит, что напиток из переработанных возгонкой зёрен по-прежнему придаёт бодрость, однако не радует аутентичным кофейным ароматом и стоит довольно дорого, хотя на производство сублимированного и растворимого кофе идут самые дешёвые и непопулярные сорта. Лучший кофе продают в зёрнах.

Использование сублимата в кулинарии

Можно сделать однозначный вывод, что сублимированный - это такой продукт, который выручает во многих ситуациях и очень облегчает решение многих проблем. Из сублимированных фруктов и ягод можно готовить массу разнообразных блюд. Их можно использовать целыми, а можно размалывать в блендере и применять порошок. Им окрашивают и ароматизируют кремы и бисквиты.

Целые ягоды добавляют в начинку для пирогов, в каши, из них делают полезные напитки. Например, чай с сублимированными ягодами малины при простуде гораздо более полезен, чем варенье или сушёные листья этого растения. В наших, российских природных условиях собранные в сезон ягоды сохранить не так-то просто. Сушить на солнце, как это делают в Средней Азии, мы не можем - температура не та, а при варке компотов или джемов, а также заморозке в обычном холодильнике, утрачивается большая часть полезных веществ.

Сублимированные ягоды, фрукты и овощи очень хорошо использовать для детского питания. Их можно размалывать и вводить в рацион небольшими порциями.

Сублимация - решение многих проблем

Сублимированные продукты подходят для формирования диетического стола при самых разных заболеваниях. Ведь ту же брюкву или тыкву зимой в магазинах не найти. А такие ягоды, как шелковица, жимолость, и многие другие жителям северных районов, никогда не удастся попробовать, ведь они из-за своей нежной структуры практически не транспортабельны. Вся надежда на лиофилизацию. Продукт сублимированный - это настоящая находка для человечества, подарок науки для всех людей.

Сублимация, рассуждает в своих работах о психоанализе Зигмунд Фрейд. Понятие «sublim» дословно переводится как «возношу». Определение было введено З. Фрейдом в 1900-м году.

Говоря о том, что такое сублимация, мыслитель характеризует это понятие как один из Состоит этот механизм в переключении и трансформации энергии психического влечения на возвышенную цель с заменой формы ее удовлетворения. З. Фрейдом сублимация рассматривалась в качестве преобразования энергии влечения, противоположного вытеснению. В связи с этим философ считал данный механизм наиболее желательным методом овладения возникающим сексуальным влечением.

Пластичность компонентов либидо, которая выражается в их способности к сублимации, в социальном смысле обусловливает формирование возможностей достижения определенного уровня культуры в самом обществе. Эта культура будет основываться на трансформации энергии влечения.

Объясняя, что такое сублимация, разъясняют и феномены научной деятельности, философского познания, художественного творчества. При этом все данные сферы основываются на не отрываясь от основ психоаналитического пансексуализма.

Говоря о том, что такое сублимация, следует привести основные ее компоненты:

  1. Переход энергии от объектов инстинктивного влечения к объектам культурного значения.
  2. Трансформация эмоций, которые сопровождают всю деятельность человека.
  3. Освобождение психической деятельности от преобладания инстинктов.
  4. Преобразование инстинктивного действия в форму, приемлемую в обществе.

Фрейд стремился сублимировать значение культуры и социума в целом. Таким образом, при помощи рассматриваемого механизма аффективное влечение превращается в культурный феномен. Так, например, при созерцании произведений искусства энергия психического импульса уводится с сексуального объекта. В результате удовлетворение происходит в виде эстетического переживания.

В целом психоаналитическая теория рассматривает сублимацию в качестве одного из наилучших методов психического характера, которые являются потенциальной причиной неврозов. Однако указанный механизм может отмечаться и в процессе осуществления аналитической работы. По мнению К. Юнга, та атмосфера, в которой происходит исцеление и куда пациента втягивают против его воли, является причиной возникновения «стесненных» отношений. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость сублимировать. Таким образом, в процессе применения рассматриваемого механизма, исходя из собственных фантазий, субъект находит иной выход в реальный мир вместо предположительного ухода из него. Личность, противящаяся действительности, но обладающая художественным дарованием (возможностью выражать собственные фантазии художественными творениями, а не симптомами болезни), при благоприятном стечении обстоятельств избегает невроза и возвращается в реальный мир. Если же в человеке, противящемся действительности, указанное дарование отсутствует либо выражено недостаточно, то либидо (в соответствии с происхождением фантазий) неизбежно приводит по принципу регресса к воскрешению комплексов (инфантильных желаний), следовательно, к неврозу.

Компенсаторная функция сублимации была отмечена еще А. Адлером. Он применил этот термин в психоанализе для обозначения функционального уравновешивания чувства неполноценности.

В современном мире понятие сублимации применяется не только в психоанализе. Так, это определение используется в промышленности. Например, сегодня часто применяется на ткани. Этот процесс представляет собой прокрашивание волокон изделия. В отличии от других, этот способ позволяет получить высококачественное изображение ярких цветов, устойчивое к влиянию окружающих факторов.

В психологии сублимацией называется зрелый тип защитного механизма, когда социально неприемлемые импульсы сознательно превращаются в социально приемлемые действия или поведение. Например, человек, испытывающий крайний гнев, может заняться кикбоксингом в качестве средства, помогающего "выпустить пар". считал, что сублимация является признаком зрелости, которая позволяет людям функционировать в социально приемлемый способ.

Фрейд использовал это слово в концепции духовного перенаправления либидо. Таким образом, это понятие имеет корни в психоаналитической теории. Согласно Фрейду, концепция сублимации оказывала существенное влияние на развитие личности, а также культуры, во все времена.

Происхождение

Первым мыслителем, использовавшим это слово в психологическом смысле, был немецкий философ Фридрих Ницше. Фрейд считал это механизм защиты наиболее продуктивным по сравнению с другими, которые он определил (репрессии, смещение, отрицание, реактивное формирование, интеллектуализация и проекция). Сублимация представляет собой процесс превращения либидо в "общественно полезные" достижения, прежде всего, искусство. Психоаналитики часто называют только сублимацию по-настоящему успешным механизмом защиты.

Межличностный психоанализ

Гарри Стек Салливан, пионер в области межличностного психоанализа, определил сублимацию, как невольную замену прямого удовлетворения, которое противоречило бы идеалам человека или мнению социальных цензоров и других важных людей, окружающих его, социального одобренным частичным удовлетворением. Замена может быть не совсем тем, что мы хотим, но это единственный способ, с помощью которого мы можем получить хотя бы часть нашего удовлетворения, и чувствовать себя в безопасности при этом. Салливан документально подтвердил, что все сублиматорные вещи более сложны, чем прямое удовлетворение потребностей, к которым они применяются. Они не влекут за собой нарушение сознания.

Сексуальные сублимации, также известные как сексуальные трансмутации, - это попытка, особенно в некоторых религиозных традициях, преобразовать сексуальные влечения или "сексуальную энергию" в творческую энергию. В этом контексте сублимация является переносом сексуальной энергии, или либидо, в физический акт или иные эмоции, чтобы избежать конфронтации с сексуальным влечением, которое само по себе противоречит вере человека или его религиозным убеждениям. Она основана на идее, что "сексуальная энергия" может быть использован для создания духовной природы, которая в свою очередь, может создать более чувственные работы, вместо одной "сырой" сексуальности. Классическим примером в западных религиях является священнический целибат.

Различные школы описывают общие сексуальные побуждения в качестве носителей духовной сущности, и существуют разнообразные имена жизненной энергии - жизненные ветры (праны), духовная энергия, Оджас, Шакти, туммо, или кундалини. Считается также, что сексуальная сублимация может способствовать пробуждению мистического в человеке.

позднелат. sublimatio – возвышение, от лат. sublimo – высоко поднимаю, возвышаю) – в теориях ценностей означает возведение ценности от низшего к высшему уровню (напр., у Макса Шелера); в учении Фрейда – особый вид замещения или отклонения инстинктов от присущей им направленности, при к-ром первоначальной (обычно сексуальный) объект влечения замещается другим, более социально приемлемым. В психологию термин "С." ввел Фрейд в 1900. В психоанализе понятие С. используется для объяснения психологич. механизмов творчества и обозначает преобразование в этом процессе низших (большей частью подсознательных) влечений. Толкуя творчество как один из способов разрядки внутр. напряжений и конфликтов, Фрейд попытался объяснить его с позиций биологич. детерминизма; с этой т. зр. невроз у него выступал как результат провала С., а С. – как "удавшийся невроз". Очевидная узость такого объяснения породила дилемму: покончить с биологич. детерминизмом и признать свободу выбора и решения в творчестве или объявить его результаты лишь более утонченной и замаскированной формой выражения тех же осн. влечений (иск-во как "возвышающий обман"). Избрав второй из этих путей, авторы многочисленных фрейдистских сочинений по проблемам творчества утверждают наличие прямой связи между результатами творчества и небольшим числом вариантов осн. влечений и их патологич. отклонений. Напр., согласно работам Т. Рейка, творчество Гете, его "олимпизм" есть результат компенсации параноидного психоза, к к-рому Гете, как утверждают, был близок в юности; в основе творчества Достоевского – чувство вины, порожденное в детстве его враждебными импульсами по отношению к отцу (И. Нейфельд, Достоевский. Психоаналитич. очерк, пер. с нем., Л.–М., 1925). Большая роль в формировании художества придается компенсации им травм детского возраста (З. Фрейд, Леонардо да Винчи. Воспоминание детства, М., 1912). С этих позиций творчество выступает как вид самодеят. психотерапии. Психоаналитики провели много исследований для выявления условий С. и сопутствующих ей процессов. Общую схему сублиматорной деятельности предложил Э. Берглер, выделивший пять уровней С. с вводом и переключением ряда психич. механизмов. В рамках т.н. эгопсихологии, помимо процесса перенесения или замены объекта влечения, подчеркивается роль в С. преобразования самой энергии – превращение ее в форму, пригодную для выполнения специфич. функций Эго. Фрейд и особенно его последователи нередко связывают учение о С. с учением Платона об эросе. Но если в платонизме низшие формы бытия выводятся из высших, то у Фрейда, наоборот, высшие формы сводятся к низшим, к единственным для него реальным биологич. процессам. По словам М. Шелера, в учении о С. фрейдизм выявляет себя как инвертированный платонизм или как "игра на понижение"; учитывая тот реальный факт, что в творчестве принимают участие психич. и психосоматич. процессы разных уровней, фрейдистское учение о С. пытается свести это множество уровней к одному – влечениям и их материалу; при этом сам творч. акт как создание нового качества ускользает от прямого исследования. Лит.: Фрейд З., Бред и сны в Градиве, в кн.: Иенсен В., Градива, Одесса, 1912; его же, Я и Оно, пер. с нем., Л., 1924; Kris ?., Psychoanalytic explorations in art, N. Y., 1952; Bergler E. O., On a five-layer structure in sublimation, "Psychoanalytic Quarterly", 1945, v. 44, No 1. Д. Ляликов. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓