Связь с произведением Глуховского. Серия «Бездна» Роберта Шмидта

Metro 2033 - видеоигра в жанрах FPS и Survival horror. Сюжет игры основывается на одноимённом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Разработкой игры занималась украинская компания 4A Games, большинство сотрудников ранее работали в GSC Game World, которая является разработчиком «S.T.A.L.K.E.R.» по мотивам произведения братьев Стругацких «Пикник на обочине».

«Metro 2033» разошлась свыше 1,5 млн копий. Такой результат считается провальным. Это связано с тем, что американский издатель «THQ» подошёл к рекламированию проекта недостаточно ответственно. По словам старшего вице-президента по глобальному маркетингу Рич Уильямса, «Metro 2033 хорошо встретили игроки и оценили критики, но нам стоит признать, что тогда THQ очень мало рекламировала проект, о чём мы очень сожалеем. Поверьте, Metro: Last Light мы будем рекламировать достойным образом» .

Разработка и выход

«4A Games» была основана бывшими сотрудниками GSC Game World, ушедшими за год до выхода S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl , в частности Алексеем Шишковцовым и Александром Максимчуком - программистами, принимавшими участие в разработке движка X-Ray, который применялся в серии игр S.T.A.L.K.E.R. . Игра использует мультиплатформенный движок 4A Engine, портированный на Xbox 360 и Microsoft Windows. Существуют споры, основан ли этот движок на предрелизной версии X-Ray (как это утверждает Сергей Григорович, основатель GSC Game World , а также пользователи, видевшие снимки экрана в комплекте средств разработки SDK 4A Engine, отмечая визуальное сходство, общие ресурсы и технические изменения предрелизного демо 4A Engine, сделанные после скандала с GSC Game World), или он является собственной разработкой (по утверждению 4A Games и Олеся Шиховцова в частности, который утверждает, что бессмысленно переделывать движок X-Ray для поддержки игровых консолей). 4A Engine использует поддержку PhysX, улучшенный искусственный интеллект игры, а также консольный SDK для Xbox 360 . Версия для IBM PC-совместимых компьютеров включает в себя поддержку DirectX 11 и описывается как «любовное послание PC-игрокам» благодаря решению разработчиков «сделать PC-версию очень даже феноменальной» .

19 февраля компании THQ и 2K Games анонсировали поддержку игрой последних новшеств в программном обеспечении и сервиса цифровой дистрибуции Steamworks. Это позволило игре «Metro 2033» пользоваться такими возможностями Steam, как внутриигровая поддержка загружаемого контента и автообновление.

22 октября 2009 года компания THQ официально объявила о том, что именно она будет издателем игры «Metro 2033». Было заявлено, что игра выйдет в начале 2010 года для ПК и Xbox 360. Вместе с этим заявлением был выпущен игровой трейлер.

2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла» объявила о подписании договора с THQ об издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ.

На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского.

1 декабря 2009 года сайт IGN.com опубликовал превью «Metro 2033» и интервью с Дмитрием Глуховским .

В анонсе игры использовался подзаголовок «The Last Refuge», но при официальном выходе игры THQ от него отказалась.

22 мая 2014 года было анонсировано переиздание Metro Redux, в рамках которого обе игры прошли ремастеринг как с графической, так и с геймплейной стороны. Релиз состоялся 29 августа 2014 года для персонального компьютера, игровых приставок Xbox One и Playstation 4.

Игровой движок

«Metro 2033» использует игровой движок 4A Engine, разработанный компанией 4A Games, создателями игры. ПК-версия игры использует PhysX в качестве физического движка. Юджеш Десай (Ujesh Desai ) - вице-президент GPU-направления NVidia - заявил по этому поводу: «Метро 2033» может похвастаться наиболее продвинутой графикой и PhysX-эффектами, которые мы видели. Исходя из того, что мы пока посмотрели, можно сказать, что эта игра будет одним из витринных образцов 2010-го года" .

17 февраля 2010 года THQ официально сообщила о том, что ПК-версия игры будет поддерживать стереоскопический режим изображения, который будет достигаться при помощи технологии nVidia 3D Vision. Второй особенностью ПК-версии будет поддержка движком API DirectX 11. Depth of Field и тесселяция персонажей будут доступны только на DirectX 11.

Движок не поддерживает вертикальную синхронизацию.

Сотрудник компании THQ Хью Бейнон (Huw Beynon ) сообщил, что потратив много времени на доработку движка 4A Engine, компании удалось добиться его качественной работы на PlayStation 3, однако версия проекта для консоли от Sony была отменена по стратегическим соображениям.

Геймплей

Сюжет игры разворачивается в постапокалиптической Москве , преимущественно в московском метро , всё начиная (после запуска идёт часть одной из последних миссий) со станции, где вырос главный персонаж Артём (он родился примерно за три года до войны), но иногда игроку приходится выбираться на поверхность для выполнения определённых миссий и в поисках чего-либо ценного.

Локации в игре отражают мрачную атмосферу туннелей метро, хотя и сделаны более зловещими, чем в реальности. Часто происходят странные эффекты и шумы, и иногда игроку приходится полагаться лишь на эти вспышки, чтобы найти путь в кромешной тьме. На поверхности игроку грозит ещё большая опасность, поскольку там присутствует радиационное излучение, также приходится все время носить противогаз из-за отравленного воздуха. Вода часто также оказывается радиоактивной, и даже небольшое её касание может отнять жизнь.

Часто локации запутаны, при этом в игре нет какого-либо варианта карты, оставляя игроку выяснять направление лишь при помощи компаса. В игре отсутствует шкала здоровья, и следить за здоровьем персонажа приходится лишь вслушиваясь в его сердцебиение и наблюдая брызги крови на экране, являющиеся показателями состояния персонажа и степени его ранения. В игре нет экранного индикатора, показывающего степень изношенности фильтров в противогазе персонажа. Вместо этого игроку предлагается следить по наручным часам, циферблат которых разделён на три зоны, соответствующих степени изношенности фильтров, что вынуждает игрока регулярно обращаться к ним, чтобы не пропустить момента когда потребуется замена фильтров. Противогаз также отражает своё состояние в виде трещин на стекле, предупреждая игрока о потребности в новом противогазе.

Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов, таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «Ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы, оставляя возможность посмотреть индикаторы глянув на часы.

Ещё одним ключевым фактором является управление амуницией. Для АК присутствуют два вида боеприпасов 5,45×39 мм: довоенные патроны, являющиеся эквивалентом денег - «золотые» патроны и современный кустарный аналог. Патроны для остального оружия подобных аналогов не имеют.

Сюжет

Пролог

Артём, главный герой игры, вместе с человеком по имени Мельник поднимаются из Метро-2 через концертный зал имени Королёва. Они оказываются наверху, на руинах Москвы. Неподалёку располагается Останкинская телебашня, куда они и держат свой путь. На поверхности герои встречают трёх людей из отряда Мельника, после чего на группу нападают мутанты…

Завязка

События игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ. Станция стала его родным домом после того, как его сюда привёл отчим по кличке Сухой (настоящее имя - Александр). Он познакомил Артёма с человеком, известным как Хантер, который впоследствии помогал отбивать атаки мутантов. По словам Сухого, атаки являются не столь опасными, по сравнению с угрозой появления «чёрных» - таинственных гуманоидных существ, проникающих через выход станции Ботанический Сад. «Чёрные» могут негативно воздействовать на психику людей на расстоянии и использовать свою психическую энергию, преобразуя её в физическую энергию большой мощности. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и найти способы уничтожить их. Перед уходом со станции он даёт Артёму жетон сталкера, вместе с заданием отправиться в Полис (наиболее могущественная и дружелюбная группа станций в метрополитене) и попросить помощи у местных сталкеров, в случае если он (Хантер) не появится на следующий день.

Бурбон и Хан

Когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, парень начинает свой путь в Полис. Со станции ВДНХ он завербовывается на караван до станции Рижская. В обходном тоннеле караван столкнулся с аномалией и последовавшей за ней атакой упырей. С трудом добравшись до станции, Артём сталкивается с мелким бандитом Бурбоном, который предлагает ему стать напарником в походе до станции Сухаревская. Пробравшись через опасные тоннели, населённые бандитами и мутантами, напарники попадают на станцию Проспект мира, откуда Артём во второй раз после войны попадает на поверхность. После того, как герой игры и его напарник попадают через вентиляционную шахту на Сухаревскую, Бурбона ловят бандиты. Добравшись к хозяину станции, Артём смог спасти напарника, однако главарь бандитов убивает Бурбона. Тут появляется Хан - загадочный человек, тайно помогавший Артёму на Сухаревской. Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует опасное место - заброшенные туннели, которые живые существа предпочитают обходить стороной. Потом оба прибывают на Тургеневскую - проклятую станцию, которая регулярно подвергается атакам мутантов. Артём спасает жителей станции, после чего Хан отправляет Артёма на станцию Кузнецкий Мост.

Война

Кузнецкий Мост - независимая станция, однако на ней множество агентов коммунистической Красной Линии. Попав на неё, Артём сразу же вызывает подозрение и едва был арестован, но его спасает друг Хана, Андрей Мастер. Выбраться из станции можно было только отправившись на линию фронта. Артём, при помощи Андрея, тайно пробирается в багажное отделение дрезины. Отправившись на передовую, он оказывается в самом центре боя между коммунистами и неонацистами. Во время боя он попадает в плен к нацистам, которые готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два сталкера - Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает Павлу отвести Артёма на так называемую Чёрную станцию, где они должны будут позднее встретиться. Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать через блок-посты, выдавая себя за нацистов. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на дрезинах и танке. По пути Павла убивают напавшие мутанты, а Артём добирается до станции Павелецкая, где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Но нагрянувшая аномалия уничтожает защитников станции. Выживший после аномалии Артём отправляется на уже покинутую людьми станцию Павелецкую, где сталкивается с выжившим ребёнком по имени Саша, с которым он добирается до эвакуированных жителей. Приведя Сашу к матери, Артём выбирается на поверхность. По дороге к Чёрной станции он сталкивается с фашистским аванпостом - стало ясно, что станция уже оккупирована врагами. На Чёрной станции Артём встречается с Ульманом, с которым он отправляется в Полис.

Полис и Д6

В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику, рассказывает совету станции про угрозу и просит помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с фашистами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти Д6 (Метро-2), чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д6. Из-за ранения Данилы, одного из сталкеров, Артёму пришлось отыскать архив самому, пробираясь через опасные места библиотеки, населённые агрессивными мутантами - «библиотекарями». Найдя документацию и выйдя из библиотеки, Артём встречается с Мельником и Ульманом, с которыми он уезжает в базу Ордена, расположенную в церкви на поверхности. Там он вновь встречает Хана, который предостерегает Артёма от опрометчивых решений и насилия. Собрав отряд из шести человек, среди которых хороший техник Владимир, Артём и Мельник отправляются в тоннели, на поиски Д6. Открыв запечатанные гермодвери, ведущие в тайный комплекс, отряд сталкивается с ордами упырей, однако с потерями отбивается. В Д6 выжившие сталкеры находят ракетный командный центр, но в нём не оказывается электропитания. Артёму и Мельнику приходится вручную перезапустить реактор центра. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая, вероятно, является результатом мутации биологического оружия. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную, удалив краном замедляющие стержни в рабочей зоне реактора. Это лишает биомассу энергии, но не убивает её окончательно. Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с лазерным целеуказателем и вместе с Мельником с помощью монорельса отправляются к Останкинской телебашне.

Далее игра продолжает пролог. Единственные выжившие после нападения мутантов, Мельник и Артём, оставив Владимира за компьютером управления и Ульмана для его охраны в комплексе, собираются разместить лазерный целеуказатель для ракет из Д6. Для этого нужно забраться на самую высокую точку Останкинской телебашни. В течение похода Мельника ранит демон. Артёму предстоит в одиночку завершить путешествие.

Концовки

В игре возможны две концовки.

Каноничная

Концовка, отражающая события книги Метро 2033. В конце игры Артём отражает ментальную атаку чёрных и наблюдает как ракеты уничтожают их логово. В Metro: Last Light именно эта концовка является каноничной и имеет продолжение.

Альтернативная

После отражения ментальной атаки Артём видит перед собой раненого чёрного, тот просит сохранить им жизнь. Дальше всё зависит от игрока: если выстрелить в установку с лазерным целеуказателем, то чёрные выживут и больше не будут нападать на людей, если подождать, то ракеты будут запущены и аналогично канону черные будут уничтожены.

В финале каждой концовки Артём смотрит на рассвет, обсуждая свой поступок.

Связь с произведением Глуховского

Сюжет «Metro 2033» основан на романе «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Действия игры проходят в той же самой вымышленной вселенной, в том же самом сеттинге, а протагонистом в игре является Артём, главный герой романа. Сюжет игры схож с сюжетом одноимённого романа: игроку необходимо добраться со станции ВДНХ к Полису и предупредить всех о надвигающейся угрозе. Однако в игре есть возможность получить альтернативную концовку, отличающуюся от сюжета источника.

Ричард Уильямс (Richard Williams ), вице-президент управления глобальными брендами THQ, заявил о связи разработчиков с Дмитрием Глуховским: «„Метро 2033“ погрузит игроков в ужасающие видения будущего. 4A Games тесно работала с Дмитрием Глуховским, чтобы привнести в неё уникальный игровой мир, захватывающую, кинематографичную историю и невероятную атмосферу, которые могли бы соперничать с любыми конкурентами в своем жанре» .

Сам Дмитрий Глуховский так прокомментировал игру:

Я ждал этой игры больше, чем все остальные - с того самого момента, как семь лет назад закончил работу над самой первой версией „Метро 2033“. Я долго привередничал, отклонил несколько предложений. Мое кредо: найди талантливых людей и предоставь им свободу действий. В случае с 4A все обстояло именно так. И то, что у ребят из 4А получилось в итоге - просто великолепно. В неё будет интересно играть всем - и тем, кто никогда не читал саму книгу или книги из серии „Вселенная Метро 2033“, и тем, кто живёт в этой вселенной уже несколько лет.

Саундтрек

В интервью после выставки ИгроМир 2009, Андрей Прохоров рассказал о музыкальном сопровождении игры. Над саундтреком работают два композитора: Алексей Омельчук и Георгий Белоглазов, больше известный под псевдонимом своего коллектива Anthesteria. «Музыки будет много, не только dark ambient, хотя и он тоже. Она будет передавать настроение разных станций», - рассказал Прохоров.

Критика

Зарубежная

Игра получила довольно положительные отзывы, набрав 81/100 баллов и 77/100 на портале Metacritic для ПК и Xbox 360 версий соответственно.

Журнал Game Informer похвалил её, поставив 9 баллов из 10. Дакота Грабовски с портала GameZone оценила игру в 8 баллов из 10, заявив следующее: «Каждый FPS синглплеера заслуживает потраченного времени любителей, поскольку 4A Games и THQ смогли замечательно рассказать замечательную историю. Её мир увлекает, приглашая игроков в многочисленные походы с большим вниманием к мелочам, которые 4A Games реализовало в окружающем игрока мире. Metro 2033 - это замечательный представитель своего жанра и я с нетерпением жду её продолжения, которое вполне может оказаться ещё более сочным» .

В телевизионной программе X-Play игре была выставлена оценка в 3 балла из 5, причём рецензент отметил отличную атмосферу игры, внимание к деталям, а также то, что в игре есть действительно несколько пугающих моментов. Однако, критик отметил и то, что они «недостаточно воспользовались пугающей атмосферой». Говоря, что игра обладает действительно пугающими моментами, критик отмечает, что «никогда не удается закрепить испуг». Автор утверждает, что назначение кнопок на джойстике Xbox 360, вероятно, является «не совсем продуманным», но эта проблема не касается пользователей ПК. В заключение, критик говорит, что эта игра - «в общем, заслуживающая уважения попытка, если только вы не ожидаете от неё такой же глубины как, скажем, от Fallout 3 » .

На сайте GameSpot выставлена оценка игры 7,5 баллов из 10 версии для Xbox 360 и 8 баллов из 10 ПК-версии, похвалив атмосферу, но при этом отметив проблемы с искусственным интеллектом и анимацией.

Для тех, кому интересна вселенная «Метро 2033», хронология книг и список по порядку помогут вам выстроить сюжетную линию и окунуться в этот мир с головой. Теперь у вас будут все книги серии и все части от лучших авторов, которые участвовали в развитии этого фантастического мира.

Оригинальная серия Дмитрия Глуховского

Метро 2033

Ужасная катастрофа уничтожила мир. Все превратилось в выжженные радиацией территории с мутировавшими созданиями, испытывающими голод. Москва – одно из немногих мест, где есть люди. Они поселились в туннелях метро, в которых царит ужас не меньший, чем на поверхности. Выжившему Артему выпал шанс попытаться спасти последние человеческие поселения. Дальше

Серия «Бездна» Роберта Шмидта

Бездна

У него больше нет имени, оно исчезло под тяжестью времени. Но у него остались обязанности перед своим сыном, которые он должен выполнять. И даже этот опустевший безжалостный мир, в котором он вынужден жить, не должен сломить его. Однако темное прошлое так легко не уходит и готово в любой момент забрать его обратно. Дальше

Серия «Дорога стали и надежды» Дмитрия Манасыпова

Дорога стали и надежды

Каждый сам выбирает цель, с которой он идет по выжженной солнцем дороге к полумертвому городу, где больше нет признаков счастья и света. Но доходят не все. Лишенный жалости и сострадания, мир оставляет глубокие кровоточащие раны, которые не заживают и гноятся, а вместо души остается выжженное пятно. Но это цена правды, которая открывается в конце. Дальше

Серия «Измеритель» Игоря Осипова

Измеритель

Город, уничтоженный ядерной катастрофой, такой же, как и тысячи других. И люди везде одинаковые. Но Смоленск отличается. Здесь люди с невероятным психически нездоровым упорством раз за разом возрождают свой дом из пепла, при этом не теряя своей добродетели, которая кроется под налетом грехов. Но болезнь прогрессирует. Ее называют злом. Дальше

Серия «К свету» Андрея Дьякова

К свету

Мрачно, темно и с мутантами. Удивительный роман Андрея Дьякова произвел фурор во вселенной Метро 2033. История развивается в опустевшем Петербурге, в котором небольшие колонии выживших живут под землей. В центре сюжета — опытный сталкер, чья миссия заключается в выяснении странных событий в Кронштадте. На его пути множество опасностей, и радиация — меньшая из них. Дальше

Серия «Корни небес» Туллио Аволедо

Книга является настоящим открытием для любителей жанра постапокалиптики. Жестоко, честно, до тошноты и слез, с кровью и болью – все это есть тут. Тяжелое путешествие последнего из католических инквизиторов по закованной в снег и льды Италии в любой момент может оборваться, ведь на его пути стоит огромное количество опасностей, сводящих с ума. Но он готов рискнуть. Дальше

Серия «Крым» Никиты Аверина

Выжженные радиацией и солнцем земли, кишащие мутировавшими созданиями воды Черного моря, уничтоженные санатории и пансионаты, чей уровень радиации сведет с ума любой счетчик Гейгера, плотоядные птицы, готовые выклевать твои глаза, одним словом, — типичный день постядерного Крыма. Вот только тот странный железный трос, уходящий в морские глубины кажется немного странным… Дальше

Серия «Ледяной плен» Игоря Вардунаса

Во время Второй Мировой войны фашисты имели секретные базы почти по всему земному шару. Ходят слухи, что где-то во льдах Арктики спрятана одна из таких баз. И сейчас для вымирающего мира это шанс к спасению, ведь оружие и лаборатории смогут помочь выжившим очистить Землю от радиации и мутантов. Но для Леры этот шанс заключается в возможности найти своих родителей. Дальше

Серия «Монстры Апокалипсиса» Сергея Москвина

Любой лишний шаг может привести к смерти не только одного человека, но и всего человечества. Поэтому, выходя за пределы Новосибирского метро, будь готов умереть в любой момент. Но молодому Сергею не остается выбора, когда старые тайны всплывают наружу и грозят уничтожить все, что ему дорого. Ему лишь остается сжать зубы и попытаться не умереть. Дальше

Серия «Мутант» Андрея Буторина

А что бы ты сделал, очнувшись в темном лесу, искореженный, с вывернутыми костями и будучи больше не человеком? Когда ты вызываешь страх и гнев, когда твой вид убивает, когда твоя природа берет вверх, и ты не можешь бороться с неконтролируемой агрессией. Когда ты готов умереть, но голод выше. Есть только один ответ – ты мутант. Дальше

Серия «На поверхности Москвы» Татьяны Живовой, Алексея Матвеичева, Павла Гаврилова

В уничтоженной радиацией Москве есть места, куда боятся зайти даже самые бесстрашные и отважные выжившие. Здесь на участке Серой ветки не осталось ничего живого. Но это не значит, что здесь никого нет. Это ужасающее место является пристанищем не ведающих страха мутантов, ревностно оберегающих свои территории. И лучше сюда не заходить. Дальше

Серия «Ниже ада» Андрея Гребенщикова

Сестры печали

Жизни всех сосредоточены в руках сестер судьбы. Они тихо плетут людские истории. И безымянные, которые не имеют смысла в жизни, пытаются постичь его на выжженной радиацией дороге, в конце которой кроются ответы на вопросы их существования. Но впереди лишь смерть, и только сестры решают, когда она настанет. Дальше

Серия «От края до края»

Серия «Право на силу» Дениса Шабалова

Право на силу

Сталкер — тот, в чьих венах течет густая горячая кровь. Сталкер — тот, кто рискует жизнью каждую минуту. И опасность исходит не только из старых развалин, кишащих радиоактивными мутантами, но и от людей, которых ты считал товарищами. Но это война, которую ведет каждый, и ты не можешь в ней проиграть, если не хочешь пойти на корм чудовищам. Поэтому борись за себя и своих любимых. Дальше

Серия «Рожденные ползать» Виктора Лебедева

Рожденные ползать

Время идет. Дети растут и становятся бойцами. Но это уже не то поколение, которое с радостью смотрит на голубое небо и наслаждается солнечными лучами. Теперь их счастье заключается в темных бетонных сводах метро и душном воздухе подземелий. Но неожиданная мечта увидеть и почувствовать красоту убивающей природы берет вверх. Дальше

Серия Рублевка» Сергея Антонова

Рублевка

Древний Египет и его возвышенные в ранг богов правители уничтожали людей ровно настолько, насколько создавали чудеса света. Но кто же знал, что через тысячи лет на выжженной радиацией земле появятся новые пирамиды, а бывшие сливки общества, называющие себя богами, преклонятся перед новым императором. Дальше

Серия «Санитары» Сергея Зайцева

Санитары

Метро вынуждено сплотиться перед новой опасностью. И дело не в мутантах. Неизвестная болезнь, признаки которой зафиксированы по всему государству, пугает людей. Даже если смертей еще немного, но странные симптомы и исчезающие люди наводят панику среди населения. А подозрения управления падает на таинственных санитаров.

Этот комментарий написан для версии PC.

Metro 2033. Фантастическая и в прямом, и в переносном смыслах игра, занимает пальму первенства в моём личном хит-параде first-person shooter.

В первую очередь благодаря восхитительной постапокалиптической атмосфере. Ядерная буря, загнавшая немногих оставшихся в Москве в метро, оставила снаружи лишь вечный холод и практически полное разрушение. Люди вынуждены мириться с тяжёлой жизнью, борьбой с мутантами, постоянными потерями. К сожалению, не помню, в какой именно главе, я столкнулся с оборонительным отрядом, принявшим бой с десятками монстров.
Вспышка, яркий свет, и тьма. Очнувшись, увидел одни лишь трупы. Трупы людей и мутантов. Все солдаты погибли, но не пустили тварей к тем, кого защищали, чем воодушевлял подчинённым командир. Доживал последние мгновения капитан отряда. Мрачная монотонная музыка. В этот момент я по-настоящему прочувствовал атмосферу московской подземки, с тем, с чем ей приходиться сталкиваться.

Вторая сильнейшая сторона проекта - отличный сюжет и неплохой сценарий, который, к сожалению, оканчивается весьма странно. Поначалу события развиваются очень интересно, но концовка меня убила. Заранее извинюсь за сии слова, ибо я не знаком с первоисточником, и, возможно, ошибаюсь. Тайна, загадка, несколько флэшбеков в довоенное прошлое... и что в итоге? Без какого-либо объяснения уничтожается база тех самым врагов, что держали в напряжении, постоянном ожидании разгадки...

Сам сеттинг достаточно привлекателен и разнообразен. Группировки, в том числе новая Красная Армия и новые фашисты (!), запредельно красивые антуражи лежащей в руинах Москвы, мутанты...

Графика, музыка тоже внушают уважение. Визуальная часть игры невероятно красива, музыка же отдаёт мрачным оттенком погибшей цивилизации... тревожная мелодия в комплексе Д-6 здорово нагнетает обстановку... смерть товарища, сопровождающаяся печальным мотивом... эти моменты мне особенно запомнились.

Геймплей во многом напоминает S. T. A. L. K. E. R., в некоторых коротких динамичных эпизодах угадывается Modern Warfare. Самое яркий, на мой взгляд - дуэль на дрезине с танком фашистов. Одно смущает - из какого сплава сделаны бронежилеты врагов?? ? Шесть зарядов вплотную из дробовика, это уж слишком. Поэтому выход - тихие убийства и скольжение в тени.

Жаль, что колоритных персонажей получилось немного, мне запомнились только бандит Бурбон да балагур Ульман, над шутками последнего действительно можно посмеяться. Главный герой, к сожалению, ничем себя не проявил.

По сему выходит отличный атмосферный боевик, приправленный превосходной графикой, с оплошностями вроде никудышной концовки и титановых врагов.

«Либо человечество покончит с войной,
либо война покончит с человечеством»
Д. Ф. Кеннеди

Я смутно помню, каким был мир раньше. Точнее не помню вообще. Где-то в памяти мелькают неясные обрывки детских воспоминаний о чем-то ярком и теплом. Но это все кажется таким далеким и нереальным на фоне тех мрачных стен и черных бездонных туннелей, которые стали теперь нашим домом. Еще двадцать лет назад никто бы не поверил, что жалкие остатки человечества будут ютиться в тесных подземных катакомбах. Но теперь это наша действительность, ведь наверху бушует ядовитая радиоактивная стихия, а среди руин когда-то могучего города бродят такие опасные существа, которых мы, люди, даже не можем себе представить. Уцелевшие превратились в кротов, живущих под огромным кладбищем былого величия и могущества. Мы копошимся как муравьи, боремся за жизнь, пытаемся наладить быт, ценой жизни храбрецов добываем оружие и технику с поверхности. Но все это так напоминает агонию. Ведь с каждым днем внешний большой мир, который от нас отделяют гермоворота станции, становится все агрессивнее и опаснее. Сможем ли мы выжить? Суждено ли нам когда-нибудь снова вдохнуть воздух на поверхности не через фильтр противогаза, а полной грудью? Или же наше будущее теперь навсегда связано с темными, едва освещенными тусклым светом ламп, сводами станций? Возможно, все, что у нас осталось, — это метро. Сумеем ли мы спасти хотя бы его…


В каком только виде нам не доводилось видеть Апокалипсис в компьютерных играх. Нещадно эксплуатируемая тема в игровой индустрии уже, казалось, поросла мхом, и предложить что-то новое в рамках такой тематики довольно тяжело. Тем приятнее и неожиданнее становится знакомство с игрой отечественной студии 4A Games.

Что надо для хорошей игры в первую очередь? Сюжет. Не случайно даже GSC раз за разом проводит литературные конкурсы среди поклонников, чтобы и дальше развивать вселенную S.T.A.L.K.E.R. , подпитываясь самыми удачными из предложенных фанатами-графоманами идей. Творцам игры «Метро 2033» в этом плане было намного проще, ведь у них изначально имелся отличный материал, а точнее одноименный роман Дмитрия Глуховского с проработанным многогранным миром и историей приключений Артема в гнетущей атмосфере вымирания человеческой расы.

Большой Московский метрополитен стал убежищем для немногих выживших во время ядерной войны. Москва, как и остальные крупные мегаполисы планеты, практически стерта с лица земли. От ужасной радиации и вечной ядерной зимы все живое на поверхности вымерло или мутировало в нечто опасное и злобное. Немногие, кому повезло в злополучный день Апокалипсиса очутиться в метро, спаслись. Гермоворота защищают станции от угроз внешнего мира, а на самих платформах теперь ютятся остатки человечества. Только самые отважные, сталкеры, изо дня в день рискуют жизнями и поднимаются на поверхность за оружием, топливом и прочими стратегически важными для выживания вещами.


Одному из таких «добытчиков» и суждено изменить судьбу главного героя Артема, выросшего на относительно спокойной и благополучной станции ВДНХ. Но опасность нависает и над его домом, из туннелей надвигается новая неведомая угроза, от которой нет спасения. Таинственные «черные» сводят с ума защитников, их трудно убить, но еще труднее сохранить рассудок в бою с ними. Сталкер Хантер отправляется на разведку в злосчастный туннель, откуда появляются «черные», но на прощание просит Артема добраться до Полиса и рассказать о том, что здесь происходит, в случае, если самому Хантеру не суждено будет вернуться из своего рейда. Страх неизвестности постепенно сковывает волю жителей ВДНХ, и даже Артем чувствует, как все их дружное сообщество постепенно погружается в пучину отчаяния. Но сможет ли он один, если понадобится, добраться до самого центра метро, сквозь все препятствия и опасности, о которых ему доводилось ранее слышать от путников и сталкеров?


Огромная металлическая дверь со скрипом и лязгом медленно поползла в сторону, приглашая путников в брошенный служебный туннель в обход Алексеевской станции. Подсевший попутчик с Рижской усиленно насел на рычаг, разгоняя их повозку. Никому не хотелось надолго задерживаться в этом месте, которое так не понравилось седовласому опытному Борису.

— Проскочим — не заметите, — подбодрил товарищей командир их небольшого отряда.

Сзади вновь заскрежетала дверь, и металлическая пасть ее сомкнулась, пожрав скудные лучи света, пробивавшиеся из соседнего туннеля. Пути назад не было. Артем это понимал. Было жаль покидать родную станцию и отчима, но перед глазами все еще стоял Хантер, протягивающий ему свой жетон. Сообщить, что случилось, донести до Большого метро весть о том, что здесь происходит — это последняя надежда ВДНХ и людей с которыми он вырос.


Место, в котором они оказались, будто погрузилось в сон — стелился плотный зеленоватый туман, с потолка свисали какие-то коренья, резкий запах сырости и плесени царил вокруг. Стук колес их дрезины явно не вписывался в общую обстановку, словно сигнализация возвещая о прибытии чужаков.

— Женя, помоги! — скомандовал Борис, указывая на второй рычаг, — а ты, Артем, прикрывай спину.


Но Артем и так напряженно всматривался во тьму, пытаясь тусклым светом своего фонарика хоть немного разогнать гнетущий туман. Внезапно что-то мелькнуло впереди. Темное пятно приняло очертания женской фигуры, а за ней вынырнул силуэт ребенка. Артем судорожно скользнул взглядом по сторонам, ища тех, кто отбрасывает тени. Но вокруг было пусто. Силуэты быстро остались позади, вновь оставив спутников наедине с пустым туннелем, сквозь который мчалась дрезина. Только провода так же извивались подобно змеям, а стены наползали со всех сторон и что-то тихо шептали где-то внутри головы.

— Голова… — прохрипел, не отпуская рычаг, парень с Рижской.

Женя слегка заторможенным взглядом посмотрел на Артема, будто спрашивая, о чем это говорит их попутчик.

— Я не хочу быть здесь с ними… Быстрей!
— О ком ты?!
— Разве ты не слышишь их голоса?


Артем хотел ответить, но уже не мог, что-то яркое надвигалось на них и все вокруг на мгновение замедлилось, запечатлев на лицах товарищей удивленние. Борясь с невидимыми оковами, Артем, собрав последние силы, откинулся назад в попытке уйти от надвигающегося нечто, но увидел огромную тень, отбрасываемую этим ярким источником света. И тень росла, принимая все более причудливую форму, пока не пожрала все вокруг.


А потом не стало ничего. Только тишина и спокойствие. Само время замерло в этот миг, когда белая мгла растворила в себе людей. Лишь какое-то темное пятно нарушало полную гармонию былого забытья. Странное облачко росло и приобретало неестественную, но человекоподобную форму. «Артем!» — донесся до сознания чей-то оклик, или это был только очередной мираж? Но голос снова позвал Артема. Тут точно был кто-то еще, в этом море спокойствия.

— Артем! — могучая фигура Хантера, держащего в руках автомат, вынырнула из белого тумана. — Мы убиваем своих врагов…


Пересказывать историю игры нет смысла, именно в ней вся прелесть «Метро 2033». Путь Артема будет пролегать сквозь лабиринты темных туннелей и дворы разрушенного наземного города. Судьба сведет его с совершенно разными и необычными персонажами. Каждая станция — это отдельный небольшой мирок в общем хаосе разрухи, это отдельная история. Не все из них заселены, некоторые покрыты мраком тайны, а некоторые стали пристанищем опасных существ.

Но и сам человек не меняется и спустя миллионы и миллиарды жизней, продолжает убивать себе подобных, за деньги или ради каких-то совсем уж мифических на фоне этих темных туннелей идеалов. Кто-то строит очередной оплот коммунизма, а кто-то Четвертый рейх. Многие моменты и социальные конфликты из первоисточника, впрочем, не нашли отображения в игре. Но это и понятно, проект то делался с прицелом на широкую западную аудиторию, которая неизвестно как бы отреагировала на рабство, «издевательство» над некоторыми религиозными культами и всю ту жесткость в изображении суровых реалий подземной жизни, которая была в некоторой степени присуща книге. Не всем ведь приятно думать, что человек будет деградировать даже на пороге вымирания и бороться за выживание не только с мутантами, но и друг с другом.


Финал игры вышел тоже более жизнерадостным, чем в книге. Тут вы получаете надежду, а вот первые редакции романа имели печальную и поучительную концовку, которая подводила черту под всей историей существования человечества, оставляя читателя в размышлениях на руинах Москвы.


Остаться один на один с кучей головорезов — это была не самая приятная ситуация. Но, как ни крути, а выручать Бурбона нужно было срочно. Может этот тип и не особо нравился Артему, но он был его напарником. Вместе они преодолевали туннели с монстрами, прикрывали друг другу спину, поддерживая огнем. И если бы не этот контрабандист, который вел его тайными тропами сквозь холодные московские дворики и подворотни, неизвестно как вообще сложилась бы судьба Артема.


Выждав момент, когда часовой свернет на противоположную сторону станции, Артем выскользнул из вентиляции и тихо отполз в дальний угол за колонну. Огляделся: по центру станции двое бандитов подзадоривали крыс, сцепившихся на полу импровизированной арены-клетки, часовой неторопливо обходил их. Дальше в свете фонарей виднелись серьезные укрепления из сваленных мешков, за которыми слышались многочисленные голоса. На сколоченном из досок помосте, служившим вторым этажом, мелькали тени, там тоже было не пусто.

В это время часовой вновь приблизился к нему. Времени на раздумья не было. Артем достал метательные ножи, холодная сталь приятной тяжестью легла в руке. Бандит медленно приближался, вот он был уже буквально в двух шагах. Артем напрягся и затаил дыхание. Не задерживаясь, часовой обернулся и пошел назад, нож тотчас вонзился ему в спину. Без лишнего шума тело покачнулось и медленно осело на пол. В центре двое забияк все так же покрикивали на своих питомцев — никто ничего не заметил.

Словно тень Артем пробирался к блокпосту, напряжено вглядываясь в сумрак — свет фонарика мог его выдать. Он миновал подвешенные консервные банки, едва не задев их. В одной из арок находилась ловушка с растяжкой и бревном с кольями, которое грозило убить лазутчика одним ударом. Но вот уже перед ним первое заграждение из мешков, за которым находится парочка бандитов. Склонившись к полу, и двигаясь очень осторожно, Артем обошел и их. Слева оказался проход, нырнув в него, он остановился, замерев с уже поднятой ногой. Какое-то чутье вновь предостерегло его прежде, чем он наступил на растяжку. Успокоив бешено стучащее сердце, осторожно переступил веревку и медленно пошел дальше. В комнатке, где он оказался, был еще один выход, но оттуда доносились голоса. Кто-то обсуждал поимку Бурбона и то, как долго ему осталось жить при нынешнем пахане. Похоже, Артем торопился не зря, его спутнику действительно грозила незавидная участь.

Вот собеседники, наконец-то, разошлись, а один так удачно обернулся спиной, что вскоре и ему между лопаток вонзилось острое лезвие и еще одно тело упало наземь. Но в этот раз все прошло не так тихо. Обратив внимание на шум, бывший собеседник кинулся в каморку, где теперь лежало тело. Артем был наготове, раздался выстрел и мощный заряд дроби ударил в бандита. Тот отшатнулся, но прочный бронежилет спас его. Второй, третий выстрел, удар прикладом. А станция в это время уже наполнилась шумом, где-то совсем рядом забил колокол, над головой просвистела пуля. Пригнувшись, Артем бросил на звук динамитную шашку, а сам рванул в другую сторону. Сверху застрекотал автомат, пули забарабанили совсем рядом, в стороны полетели осколки плитки. А потом все задрожало, огромный грохот прокатился из одного края платформы в другой. Дым и пыль поглотили все вокруг…


«Метро 2033» не совсем обычный шутер. Манера повествования в игре напоминает последние части Half-Life . Вроде бы просто бегаешь и стреляешь, но при этом тебе рассказывают какую-то историю, в которой ты непосредственно участвуешь. Такой же молчаливый герой, монологи которого остаются где-то за кадром, как бы вовлекая самого игрока в разговор с персонажами. Обилие интерактивных сценок, органично сочетающихся с общим игровым процессом, тоже способствует погружению в мир метро. Вовремя отбиться от нападающего монстра ножом или ухватиться за перекладину ломающейся лестницы — такими интерактивными вставками разбавлено все прохождение игры. И все это идет единым целостным видеорядом, так что даже не замечаешь, как короткие скриптовые сценки сменяются реальным геймплеем.



Игра вроде бы и линейная, но на самом деле зачастую предлагает несколько путей для прохождения каждого эпизода. Не всегда нужно ломиться напролом, вполне можно поиграть в шпионов. Некоторые игровые эпизоды изначально располагают к скрытности и осторожности в виду обилия ловушек и растяжек, которые намного проще обезвредить, не привлекая лишнего внимания. Некоторых противников можно обойти, некоторых можно тихо снять с помощью метательных ножей. Открытый бой или скрытное прохождение — выбор всегда за вами. Другое дело, что стелс в «Метро 2033» обладает очень жесткими правилами. Снять врага метательным ножом без шума можно, а вот обычным уже не получится. Обилие разнообразных «стволов» с глушителями тоже является подспорьем в деле бесшумного убийцы, главное только чтобы поблизости не было кого еще. Если же вас все-таки заметили, то прятаться дальше бесполезно, у врагов тотчас просыпается орлиное зрение, даже несмотря на плохое освещение.

Дизайн уровней довольно грамотен. Чувствуется, что авторы понимают толк в шутерах. Какие-то развилки всегда оставляют возможность обойти врагов с фланга. Например, линию фронта между фашистами и красными можно пройти практически без единого выстрела, главное найти нужный обходной путь.

Простых коридорных эпизодов, впрочем, тоже хватает с лихвой. Но само действие на таких этапах никак не сбавляет темп, а сюжет развивается лишь быстрее. Перестрелки не менее напряженные, да еще и в опасных темных туннелях нас постоянно ожидают встречи с таинственными проявлениями и существами подземелий. Будут даже стремительные поездки на дрезинах сквозь толпы хищных монстров или прорыв через блокпосты фашистов. Ни минуты на передышку — постоянное действие в кадре.




Причем по мере прохождения игры каждая стычка становится жестче и тяжелее. Несмотря на обновление арсенала и возможность прикупить новые стволы у торговцев на станциях, это незначительно облегчает жизнь разве что при встрече с противниками рода человеческого. А вот некоторые местные монстры поистине предстают машинами убийства. Стычки с «библиотекарями» уж точно многих заставят понервничать, особенно, когда патроны будут уже на исходе, и придется пробираться мимо спящих чудовищ, напряженно всматриваясь в темноту, дабы не наступить ненароком на битое стекло.


Артем проверил оставшиеся патроны. Всего-то пару рожков для автомата, не густо. С припасами для револьвера проблем не было, но времени на перезарядку шестизарядника в схватке с грозным «библиотекарем» просто нет. А сколько их еще здесь? Сзади осталось несколько трупов, но какой ценой они дались, пришлось израсходовать большую часть боезапаса на этих живучих тварей. И ведь не известно еще, что ожидает впереди. А Артему даже толком и не ясно, что и где искать. Он был один на один с грозными охранниками этого брошенного хранилища мудрости прошлых поколений.

Артем продвигался между дырок в обвалившемся полу, как вдруг знакомый рык заставил его отпрыгнуть назад. Тотчас же из дырки прямо перед ним выскочило огромное мохнатое существо и кинулось на человека, не обращая внимания на пули, уверенно посылаемые в его тушу. Сильным ударом зверь отбросил человека, и быстро нырнул вниз. Артем поменял магазин и уже мчался в другой конец помещения. Судя по рычанию, существо не отставало. Стоило на миг остановиться, как вновь из одного из провалов а полу появился «библиотекарь» и кинулся на свою жертву. Артем уверенно посылал в цель пулю за пулей, но это, казалось, не могло остановить разъяренного зверя. Перепрыгнув через одну из дырок, человек выхватил револьвер и хотел уж было разрядить его в преследователя, как тот вновь исчез. От тяжелого дыхания маска запотела и яркий свет играл странными бликами на капельках, из-за чего все сливалось перед глазами.

Внезапно зверь напомнил о себе сильным ударом сзади, Артем даже не успел сообразить, откуда появился его враг. Отброшенный в сторону он успел развернуться и всадил все пули из пистолета в нападающего. Их разделяло лишь пару шагов и вновь сильная лапа взвилась вверх для удара, а жуткая морда исказилась оскалом ярости. Но прежде чем заключительный мощный удар обрушился на человека, дробовик выстрелил прямо в пасть чудища. Мохнатое тело дернулось, выгнулось назад и рухнуло. Артем выстрелил еще раз и еще, пока, наконец, не закончились патроны и сердце не перестало бешено биться.


Сменив фильтр противогаза, он отдышался и вставил последний рожок в автомат, перезарядил револьвер. Этого хватило бы, чтобы отсрочить свою смерть еще на каких-то пять минут. Но он должен был идти вперед. Его родная станция ВДНХ оставлена одна на растерзание неведомым «черным». И, возможно, только здесь и сейчас, в этом месте, где радиоактивный холодный воздух способен разъесть легкие, а монстры готовы в миг разорвать на части, он сможет найти ключ к спасению других человеческих жизней, к выживанию всего метро. Пути назад не было. Артем уверенно сжал автомат в руках и двинулся дальше.

Мир «Метро 2033» жесток к исследователям, но в тоже время и прекрасен. Он дышит жизнью, и игрок действительно познает его, проникая все глубже в центр города. Детализация окружения и скрупулезное отношение к мелочам настолько великолепны, что веришь всему происходящему. Визуальная сторона является неотъемлемой частью общего повествования. По предметам и обустройству быта жителей станции как по книге можно читать историю происходящего. Стеллажи с грибами, загоны для свиней, маленькие комнатки-лачужки между арками со старыми вещами, фотографиями и плакатами на стенам — изучение этой «виртуальной» книги порою так увлекательно, что трудно оторваться, не говоря уже о разговорах за рюмкой в баре, из которых можно узнать последние слухи о невероятных и даже мистических событиях на отдаленных станциях или познакомиться чуть ближе с историей той судьбоносной войны из воспоминаний некоторых очевидцев.




Авторы, конечно, пошли и на определенную хитрость, жестко ограничивая наши контакты с этим миром. Но, не поленившись проработать его до мелочей, они достигли невероятного эффекта погружения. Зайти к начальнику станции нельзя, но можно рассмотреть его комнату сквозь приоткрытую дверь или из-за спины охранника. Вроде и с людьми на станциях не пообщаешься, но небольшие мизансцены жителей у костра под грустные гитарные партии скажут больше, чем могли бы их слова. А когда нас ослепляют огни Полиса, то мы смотрим на него глазами того самого парня Артема, выросшего на сумрачной ВДНХ и попавшего в большой светлый город. И хотя выйти и пройтись по Полису нельзя, но эффект то есть… ощущения такие настоящие и живые…



Приятно радуют и некоторые геймпленые элементы в виде необходимости смены фильтров у противогаза и дневника, который надо подсвечивать зажигалкой. В глобальном плане это не критичные элементы игрового процесса, но немного реализма добавляют. Разве что чудо-компас, всегда указывающий нужное направление, не вписывается в общую обстановку.


Не последнюю роль в отождествлении себя героем реального мира играет шикарный графический движок. Без преувеличения, это самая красивая игра со времен Crysis . Нет, по части ярких пейзажей и живых пальмочек движок CryEngine все еще вне конкуренции, но интерьеры подземелий и разрушенный город в «Метро 2033» смотрится великолепнее, чем где либо. Шероховатые стены с потрескавшейся краской, ржавые трубы и объемная кирпичная кладка — все выглядит очень живо. Каждая стена в туннеле представляет из себя набор блоков, а не простую поверхность с натянутой текстурой. Даже болты, которыми рельсы прикручены к шпалам, представляют из себя настоящие объемные объекты, в то время как даже в «Зове Припяти » шпалы железнодорожного полотна были всего лишь нарисованы, т.е. представлены соответствующей текстурой наложенной на ровную плоскость.









Тут даже дырки от пуль реалистичнее чем где-либо. Если вы всадили пулю в плитку, будет виден и внешний потрескавшийся слой плитки и бетонная основа, на которой она лежит.


На поверхности, в городе, все выглядит тоже отлично, а виды разрушенной Москвы с Останкинской башни на фоне восходящего солнца и вовсе завораживают.




Проработка оружия и анимация его перезарядки вне всяких похвал. Люди тоже удались на славу, хотя по части анимации они, может, и не так совершенны как в некоторых других играх. Зато видно каждый ремешок на рюкзаке, каждый кармашек или шов на одежде, царапинки на шлеме и даже рифленую подошву сапогов и ботинок.




Не менее зрелищно выглядит отлетающая от колонн плитка, да и сами колонны кое-где подвержены разрушению. Все доски тоже не статичны и легко ломаются. Редкие тряпочки и занавески гнутся и прогибаются, как и положено ткани, но вот на выстрелы уже не реагируют. Сосульки исправно сбиваются очередью из автомата, но тоже не везде. В целом, уровень физического взаимодействия с окружением довольно высокий. Хотя разработчики и говорили о поддержке NVIDIA PhysX, при активации «продвинутой физики» не наблюдается того характерного падения fps и безумных просадок производительности при обработке физики на CPU, что стало привычным по многим другим проектам с поддержкой этого физического движка при отсутствии в системе карты GeForce. Но частиц и дымка при включении данного параметра становится явно больше.

Впрочем, не все так идеально, как могло бы быть. Иногда в виде подгружающихся текстур дает знать о себе консольное наследие (игра разрабатывалась и для Xbox 360). Но это явление не носит массовый характер. Другое дело, что навязчивый motion blur при максимальных настройках качества нельзя отключить. В игре вообще лишь несколько профилей настроек от low до very high — это неудобно и дает мало свободы для тонкой настройки требовательного движка. А с размытием объектов при движении 4A Games явно перестарались. Одно дело, когда человек или монстр бежит, но когда размытие их контуров заметно даже при слабых движениях — это явный перебор. Причем производительность от такого тотального motion blur в динамике заметно падает.



Но в целом, игра полностью оправдывает свои системные аппетиты и это один из тех немногих случаев, когда стоит задуматься о покупке новой видеокарты. Поверьте, оно того стоит. «Метро 2033» исправно отработает каждый вложенный доллар в ваше железо, радуя отличной картинкой под DirectX 10 и еще более великолепной под DirectX 11.

Звук тоже выполнен на должном уровне, но не более того. Звуки окружения и голоса исправно перемещаются вокруг вас, в зависимости от вашего положения в пространстве. Но вот эффектов эха, что было бы характерно для туннелей метро, не заметно. Если бы не общий высокий уровень конечного продукта, то к звуковым эффектам можно было бы и не придираться, а так — извольте.

Можно припомнить и прочие недочеты игры. С балансом оружия тоже не все гладко. Не очень приятно, когда модифицированный револьвер оказывается убойнее автомата. Да и анимацию противников хотелось бы видеть чуть лучше, а то монстры никак не реагируют на попадание пуль. Но, на самом деле, все это несущественные мелочи, которые совершенно не портят общее впечатление.

«Метро 2033» — это в первую очередь интересная история и невероятное атмосферное погружение в мир умирающей человеческой цивилизации, которая ведет борьбу за выживание. Это разрушенный мир сгоревших идей и надежд, мрачный, гнетущий и в то же время очаровательный в своем грубом величии. Апокалипсис в таком его проявлении, которое вам еще не доводилось видеть, приключение, исход которого не ясен до самого финала. И при всем этом, это заодно и отличный шутер с шикарной графикой. Пройти мимо этого проекта просто нельзя, ведь вряд ли кто-то в ближайший год-два сможет создать что-то более атмосферное и зрелищное в этом жанре. И можно лишь позавидовать тем, кто вообще не знаком с одноименной книгой-первоисточником, для них знакомство с «Метро 2033» будет просто незабываемым.


Куцые голые деревца трепыхались под напором пронизывающего холодного ветра. Буря гоняла серый снег между изъеденных временем машин у подножия Останкинской башни, темной громадиной вздымавшейся в хмурое ночное небо. В свете фар странного вида автомобиля с пулеметной башней на крыше мелькало несколько человеческих фигур.

К шуму стихии примешивался другой гул, который становился с каждой секундой все громче. Рев десяток и сотен глоток, пытавшихся перекричать вой ветра, был все ближе и ближе.

— Огонь по моей команде! — крик полковника уже тонул в общем гуле.


И вот началось. Первые юркие тени промелькнули мимо, но один зверь рванулся к людям и тот час же забился в пляске предсмертной агонии под аккомпанемент автоматных очередей. Второго постигла та же участь, третий достал Мельника, но тот мощным ударом приклада отбросил нападающего, а несколько пуль Артема закончили дело. Монстры напирали, их становилось все больше, они были кругом. Артем даже не мог толком прицелиться, просто поливал все вокруг свинцом, пытаясь не стоять на месте, чтобы избежать клыков и ударов когтистых лап. Это было напрасно, удар пришелся откуда-то сзади, второй почти повалил его наземь. Издавая крик ярости, Артем развернулся, но его пули настигли лишь пустоту. Что-то тяжелое прыгнуло на него уже сверху. Попытался подняться, но еще один удар буквально пригвоздил его к холодной промерзлой земле. Краем глаза сквозь треснувшую маску он увидел, как Мельник почти что в рукопашную отбивается от целой группы яростных тварей, а под бампером машины валяется тело одного из их спутников. Сквозь рев стихии в неистовой катафонии жуткого воя и рычания слышался не менее жуткий голос стрелка, засевшего в башне. Его пулемет еще отбивал уверенную дробь, кося ряды нападающих.

— Демоны! — крикнул кто-то, и в тот же миг огромная тень навалилась на бронированный автомобиль, повалила его наземь, и он, переворачиваясь как подброшенный мячик, покатился, сминая всех, попадавшихся на пути.



Страшное крылатое создание снова неслось вниз, желая продолжить свою вакханалию убийств, мчалось туда, где еще раздавался звук выстрелов и оскаленные морды монстров мелькали в их вспышках, брызжа во все стороны своей темной как уголь кровью. Почему-то Артему вспомнились слова маленького мальчика, спасенного в одном из туннелей метро: «Мама, я видел небо!». Да, он тоже видел небо, сейчас оно было яростным и мрачным. Где-то в его злобных тяжелых тучах терялась вершина Останкинской башни, у подножия которой лежал, истекая кровью, Артем, и крылатая тень была уже совсем близко… Зато он тоже видел небо, а кто-то не смог…