Территория проживания украинцев в 17 веке. Украинцы

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название "Украина" появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв. знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова "Украина", "украинец" имели не этническое, а чисто географическое значение. Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия. В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название "Малая Русь" употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»). Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср. в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название "Малая Русь" (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали. Это было определение, данное им российской администрацией. У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля. Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость. Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве. Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону. Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине. Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства. В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

Россия: становление великой державы

На рубеже XVII-XVIII вв. Россия утвердилась в качестве великой державы. Только на протяжении XVIII века численность ее населения возросла примерно с 15,6 млн. человек до 37,3 млн. Это было больше, чем во Франции и Англии, вместе взятых. После создания металлургических предприятий на Урале в XVIII веке Россия выплавляла больше чугyна и железа, чем Англия.

Россия и Украина в XVII веке

Наиболее существенные перемены в положении России и характере ее развития произошли в царствование Алексея Михайловича Романова (правил в 1645-1676).

В эти годы Россия вела почти непрерывные войны со своими тpaдиционными противниками - Польско-Литовским государством, Швецией и Крымским ханством.

В 1648 г. началась война между Польшей и Запорожским казачьим войском. В 1649 г, запорожцы обратились за помощью к России. Она еще не была готовa воевать, но обещала поддержать кaзаков деньгами, оружием и добровольцами.

Запорожское войско было уникальным государственным образованием, возникшим в XVI веке на обширной территории среднего и нижнего Поднепровья. Эти земли, с юга граничащие с Крымским ханством и постоянно подвергавшиеся eгo набегaм, с севера - сРоссией

Считались принадлежащими Польше, но реальной власти над ними она не имела. Здесь десятилетиями селились крестьяне с русских, польских и литовских земель, уходившие от произвола помещиков. Они смешивались с местным населением, обзаводились хозяйством, давали отпор крымским татарам, сами совершали набеги на Крым, а порой и на польские земли. Украинские казаки, обитавшие в среднем течении Днепра, получали деньги за службу от польской короны. Выбранные ими гeтман, полковники, есаулы утверждались в Варшаве. Казаки, жившие в низовьях Днепра - «за порогами» (отсюда Запорожье), формально были подданными польской короны, но считали себя независимыми от нее. Их опорой было укрепленное поселение - Запорожская Сечь.

Попытки Польши подчинить своей власти все казачество стали причиной войны, которая с переменным успехом продолжалась до 1654 г. В 1653 г. гeтман запорожского войска Богдан Хмельницкий (1595 - 1657) официально обратился к России с просьбой принять Украину «под высокую царскую руку». Земский собор в 1654 г. принял решение о вхождении Украины в состав России. Подписанное и одобренное всеукраинской радой в Переяславле соглашение предусматривало сохранение за украинским казачеством широких прав, в частности выборности всех должностных лиц.

Воссоединение Украины с Россией стало причиной русско-польской войны 1654- 1667 гг. Она шла неудачно для Польши, на которую напала и Швеция. В этих условиях Россия подписала в 1656 г. с Польшей перемирие и выступила против Швеции, в которой видела более опасного противника.

Тем временем обострилась обстановка на Украине. Преемник Б. Хмельницкогo гeтмaн И. Выговский в 1658 г. paстopг coглашение с Россией и вступил в союз с Польшей и Крымом, они совместно начали против России военные действия. В сложной для себя ситуации русское правительство вынуждено было ценой возвращения Швеции всех отвоеванных территорий срочно заключить с ней мир. Проблема выхода к Балтийскому морю вновь осталась неразрешенной.

Положение России, армия которой понесла большие потери, ухудшил раскол Украины на Правобережную и Левобережную. В 1667 г. Россия заключила перемирие с Польшей. Правобережная Украина осталась под ее властью.

На этом война на юге не завершилась. В 1672 г. на Украину втоpглись армии Турции и Kpымскoгo ханства. Начавшаяся война между Турцией и Россией шла с переменным успехом. Лишь в 1681 г. был подписан мирный договор, по которому Киев и Левобережная Укpaина остались за Россией.

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины


Развитие украинской культуры в XIV - первой половине XVII ст. органично связан с историческими обстоятельствами, которые имели место на землях Украины, которая входила тогда в Великое княжество Литовское. Кревська уния (в 1385 г.) положила начало объединению Литвы и Польши, дав польской шляхте право обладания украинскими землями, тем же узаконила экспансию латинской культуры на несколько веков. Позитивным моментом в этом процессе было вхождение украинских земель в пространство западной цивилизации. С другой стороны, Польша повела тотальное наступление на украинскую культуру, православную веру, обычаи, традиции, язык. Невероятно тяжелой для украинского народа была первая половина XV ст. через ежегодные нападения татарских орд. Этот фактор негативно отразился на экономическом и культурном развитии Украины. В XVI ст. Украина вступила руиной. Люблинская уния (в 1569 г.) окончательно узаконила политику национального, религиозного и социального притеснения украинского народа, что в свою очередь повлекло открытый протест украинского населения. В колонизацийному наступлении на Украину провод вели польские магнаты. Овладев Холмщину, Галичину и Подолье, они перешли после Люблинской унии на Волынь, Брацлавщину, Киевщину и, в конечном итоге, на Левобережье. Сотрясении, Язловецьки, Замойськи, Синявськи, Жолкевськи, Калиновськи, Потоцьки и другие магнатские роды заняли огромные пространства, создавая настоящие латифундии, к которым принадлежали сотни сел, десятки городков и замков, целые просторные провинции. Эти "короленята" были неограниченными обладателями своих земель, потому что занимали наивысшие должности в государственной администрации. Всякие жалобы местного населения к власти не доводили ни к чему, потому что магнатская верхушка всю власть сосредоточила в своих руках. Вместе с магнатами двигала в Украину мелкая польская шляхта, голодная и малоимущая, что при господах и себе надеялась приобрести имений и богатств. При магнатах поживу для себя нашли также евреи, которые были барскими агентами и факторами, брали в аренду трактиры, мельницы, пошлины и даже церкви. Главную колонизацийну акцию повело латинское духовенство. Уже в XV ст., кроме Львова, Перемишля и Холма, основаны латинские епископства также в Каменке, Луцке и Киеве. В первой половине XVII ст. необыкновенно широкую пропаганду на востоке повели иезуиты, которые осели в Ярославле, Перемишли, Львове, Бересте, Луцке, Остроге, Каменке, Баре, Виннице, Киеве и других городах. Иезуиты вели пропаганду среди магнатов, шляхты, мещанства, особенное внимание обращали на состоятельных, талантливых и выдающихся людей, намагаючися привлечь их к латинской церкви и тем же к польскому национальному лагерю. Иезуиты основывают школы с добрыми учителями, для того, чтобы приобщить к себе украинскую молодежь и этим денационализировать ее. Следовательно, процесс колонизации осуществлялся одновременно как в экономической, так и в культурной сферах жизни украинского общества. В ближайшие три десятилетия после Люблинской унии процесса колонизации противостояли украинские аристократические роды. Они считали своей обязанностью оборонять культуру, протежировать церковь, образование, доброчинни учреждения. Так делали такие выдающиеся представители аристократии, как Григорий Хоткевич, который учредил в Заблудови типографию, или Константин Острозький, заложив академию в Остроге, или Василий Загоровський, что фундував в своем селе школу. Однако патриотизм аристократии был тесно связан со службой государству. Когда Литовского государства не стало, новые поколения скоро забыли ее традиции и начали приклоняться к новому государству, которое обещало значимость и достоинство, - в Польшу. О пути ренегатства, которым пошли почти все барские роды, писал Мелетий Смотрицький в своим "Тре-носи, или ляменти святой восточной церкви" (в 1612 г.). Крестьянский двор В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного – двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги. Питание крестьян Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи. Вывод: Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние. Приложение Крестьянин в традиционной одежде Костюм крестьянки.

В XIV веке территория Южной Руси перешла под контроль Великого княжества Литовского, Польши и Венгрии. Крым, прежде находившийся под влиянием Византии и Руси, попал в руки татар. В XVI-XVII веках развернулось противоборство за украинские земли между Польско-Литовским государством, великим княжеством Московским и турецко-татарскими силами. Завоевание Москвой в 1500-1503 годах принадлежащих Литве северных княжеств с центром в Чернигове усилило тяготение части православного украинского населения к Московии.

Со времён Люблинской унии (1569 год) Украина почти целиком находилась в административном подчинении Речи Посполитой. При этом сохранялись значительные различия между находящейся на западе Украины Галицией, принадлежавшей уже в XIV веке Польше, и областями на востоке и юге, которые были частью Великого княжества Литовского, но в большей степени сохраняли своё своеобразие, и прежде всего приверженность православию. В то время как знать постепенно инкорпорировалась в ряды шляхты Польского королевства и переходила в католичество, крестьянское население повсеместно сохраняло свою православную веру и язык. Часть крестьянства была закрепощена. Значительные изменения происходили среди городского населения, которое частично вытеснялось поляками, немцами, евреями и армянами. Оставила свой след в политической истории Украины и европейская Реформация, которая в Польско-Литовском государстве потерпела поражение. Проблему православного населения католическая элита пыталась решить с помощью Брестской унии 1596 года, которая подчинила православную церковь Украины Римскому Папе. В результате возникла униатская церковь, которая имеет также ряд отличий от православия в ритуале. Наряду с униатством и католичеством сохраняется православие. Киевская Коллегия (высшее духовное учебное заведение) становится центром возрождения украинской культуры.

Усиливающийся гнёт шляхты вынуждал украинские крестьянские массы бежать на юг и юго-восток региона. В нижнем течении Днепра, за Днепровскими порогами, в начале XVI века возникло казацкое сообщество, находившееся в относительной зависимости от Польско-Литовского королевства. По своей социально-политической организации это сообщество было аналогично образованиям русских казаков на Дону, Волге, Яике и Тереке; между военной организацией днепровских казаков — Запорожской Сечью (возникла в 1556 году) — и русскими казацкими образованиями существовали отношения братства по оружию, и все они, в том числе Запорожская Сечь, являлись важнейшим политическим и военным фактором на границе со Степью. Именно это украинское казацкое общество сыграло в середине XVII века решающую роль в политическом развитии Украины. В начале XVII века под руководством гетмана Сагайдачного (гетманство с перерывами в 1605-1622 годах) Сечь превратилась в мощный военно-политический центр, действующий в целом в русле польской политики. Сечь представляла собой республику во главе с гетманом, опиравшимся на казацкую старшину (верхи, противостоящие «голытьбе»).

В XVI-XVII веках на стремление поляков установить более полный контроль над Сечью казаки ответили рядом мощных восстаний против шляхты и католического духовенства. В 1648 году восстание возглавил Богдан Хмельницкий. В результате нескольких успешных походов войску Б. Хмельницкого удалось распространить влияние Запорожской Сечи на большую часть Украины. Однако возникшее украинское государственное образование было слабым и не могло в одиночку противостоять Польше. Перед Б. Хмельницким и офицерами высшего казацкого крута встал вопрос выбора союзников. Первоначальная ставка Б. Хмельницкого на Крымское ханство (1648 год) не оправдалась, поскольку крымские татары были склонны к сепаратным переговорам с поляками.

Союз с Московским государством после нескольких лет колебаний царя Алексея (нежелание вступать в новый конфликт с Речью Посполитой) был заключён в 1654 году в Переяславле (Переяславская Рада). Казацкому войску как основному военно-политическому институту Украины гарантировались его привилегии, собственное право и судопроизводство, самоуправление со свободными выборами гетмана, ограниченная внешнеполитическая деятельность. Привилегии и права самоуправления гарантировались присягнувшему на верность русскому царю украинскому дворянству, митрополиту и городам Украины.

Начавшаяся в 1654 году война России с Польско-Литовским государством в целом негативно сказалась на союзе днепровских казаков с русским царём. В условиях перемирия Москвы с Польско-Литовским государством Б. Хмельницкий пошёл на сближение со Швецией, Бранденбургом и Трансильванией, вступившими в вооружённую борьбу с поляками. При этом роль казаков Б. Хмельницкого была весьма весомой. Так, в начале 1657 года 30-тысячное войско киевского старшины Ждановича, соединившись с армией трансильванского князя Дьёрдя II Ракоци, достигло Варшавы. Однако закрепить данный успех не удалось.

В середине XVII века развернулась ожесточённая борьба за территорию Сечи между Россией, Польшей и Османской империей. В этой борьбе гетманы занимали различные позиции, иногда действовали самостоятельно. Гетман И. Выговский (1657-1659 годы) заключил союз со Швецией, которая господствовала в это время в Польше (предвосхитив политику Мазепы). Одержав победу над пророссийскими силами под Полтавой в 1658 году, Выговский заключил Годячский мир с Польшей, предполагавший возвращение Украины под власть польского короля в качестве Великого княжества Русского. Под Конотопом войска Выговского в 1659 году одержали победу над войсками Московского царства и его союзниками. Однако следующая рада поддержала пророссийски настроенного Ю. Хмельницкого (1659-1663 годов), который сменил Выговского и заключил новый Переяславский договор с Россией. По этому договору Украина стала автономной частью Московского царства.

Однако после неудач в войне с Польшей в 1660 году был заключён Слободищенский договор 1660 года, превративший Украину в автономную часть Речи Посполитой. Левобережная Украина не признала соглашение и присягнула царю. Не желая продолжать гражданскую войну, Ю. Хмельницкий постригся в монахи, а гетманом Правобережья был избран П. Тетеря (1663-1665 годы), а Левобережья — И. Брюховецкий (1663-1668 годы), которого сменил Д. Многорешный (1669-1672 годы).

Восстание 1648-1654 годов и последовавший за ним период смуты («Руина») иногда трактуется в историографии как раннебуржуазная или национальная революция (по аналогии с другими революциями XVI-XVII веков).

Андрусовское перемирие Москвы с поляками (1667 год) институционализировало раскол Украины: регионы на левом берегу Днепра отошли Московскому государству, а право-бережные вновь попали под политико-административный контроль поляков. Этот раздел, равно как и установленный над Запорожской Сечью по Андрусовскому договору протекторат обеих держав, вызвал многочисленные восстания казаков, безуспешно пытавшихся достичь объединения обеих частей Украины.

В 1660-1670-х годах на Украине шла ожесточённая гражданская война, в которой участвовали Польша, Россия, а затем и Османская империя, под покровительство которой перешёл правобережный гетман П. Дорошенко (1665-1676 год). Эта борьба разорила Правобережье, нанесла большой ущерб левому берегу и завершилась разделом Украины по Бахчисарайскому договору 1681 года России с Турцией и Крымским ханством и «Вечному миру» России с Польшей 1686 года. Территории трёх государств сходились в районе Киева, который остался за Россией и входившей в её состав гетманской Украиной (гетман И. Самойлович, 1672-1687 годы).

Украина была разделена на ряд территорий:

1) левобережное Гетманство, сохранявшее значительную автономию внутри России;

2) Запорожскую Сечь, сохранявшую автономию в отношении гетмана;

3) правобережное Гетманство, сохранявшее автономию в составе Речи Посполитой (к 1680-м годам фактически разделено между Польшей и Турцией);

4) Галицию, интегрированную в Польское королевство с конца XIV века;

5) венгерскую Карпатскую Украину;

6) принадлежавшую Османской империи Буковину и Подолье (до 1699 года);

7) очищенные от украинского населения районы Степи и нейтральные территории, вплоть до Киевщины;

8) Слободскую Украину — восточные районы левобережного Гетманства, чьи полки непосредственно подчинялись московским воеводам в Белгороде.

Институтами московского контроля за сохранявшими значительную автономию левобережным Гетманством и Слободской Украиной были: учреждённый в 1663 году Мало-российский Приказ, небольшие российские гарнизоны в отдельных украинских городах. Между Гетманством и Московским государством (в допетровский период) существовала таможенная граница.

Более жёсткое институциональное закрепление Левобережья и Слободской Украины, а затем и части Правобережной Украины происходит в царствование Петра I. В 1708 году украинский гетман Иван Мазепа вступил в союз с военно-политическим противником Петра — королём Швеции Карлом XII. В ответ русская армия сожгла гетманскую столицу Батурин. Победа Петра I над шведами под Полтавой (1709 год) означала существенное ограничение широкой политической автономии Украины. Институционально это выражалось в расширении административной и правовой компетенции Малороссийской Коллегии, управлявшей делами на Украине, ликвидации таможенной границы, ростом экономических изъятий прибавочного продукта с украинских территорий для нужд расширявшейся Российской империи.

Стабилизация института гетманства при императрице Елизавете Петровне сменилась резкой политикой централизации во времена правления Екатерины И. В 1765 году Слободская Украина стала обычной провинцией Российской империи. В 1764 году был ликвидирован институт гетманства, а в начале 1780-х годах введена российская система управления и сбора налогов. В 1775 году русские войска разрушили Запорожскую Сечь, часть запорожских казаков переселилась на Кубань, а часть казачества в более северных районах перешла в категорию государственных крестьян. Одновременно с раздачей земель русским помещикам происходит включение части казацкой верхушки в состав российского дворянства. Территория Украины стала именоваться Малороссией. В 1783 году к России было присоединено Крымское ханство.

В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы) почти вся территория Украины вошла в состав Российской империи. Галиция, Закарпатье и Буковина стали частями Австрийской империи.