Увлекательная ботаника. Лаврова, Светлана

Лаврова С.А. Занимательная ботаника для малышей. — М.: Белый город, 2008. — 143 с.: ил. — (Моя первая книга).

Когда открываешь познавательную детскую книгу, сразу видно, нравилось автору её писать или он «нарочно притворялся». Похоже, Светлана Лаврова ни капельки не притворялась: ей самой ужасно интересно то, о чём она рассказывает в своей «Занимательной ботанике…». Раньше мы знали, что писательница С.Лаврова умеет сочинять симпатичные истории и сказки со всякими приключениями. Теперь выясняется, что жизнь растений — тоже увлекательная история, полная загадок, открытий и неожиданностей.
Начнём хвалить эту книжку с самого главного — с интонации, которую удалось найти автору. Это разговорная интонация, прямое обращение к читателю: «Представь раннее утро…» , «попробуй нарисовать это чудовище…» На самом деле такой способ общения — труднейший. Одно неверное движение, и автор скатится к позорному «сю-сю», а ребёнок захлопнет книгу. Но Светлана Лаврова умеет держать баланс. Она говорит свободно (именно говорит, потому что голос почти слышен), если хочет — шутит, если надо — становится серьёзной и обращается к маленькому собеседнику безо всякой навязчивости, демонстрируя отменное чувство меры и такта.
Успех хорошо виден даже в названиях многочисленных коротких главок, составляющих книгу. Общий фон простой и спокойный: «Какие бывают листья», «Какие бывают стебли», «Почему яблоко вкусное» и т.д. На этом фоне начинается игра: «Ёлка, притворившаяся пальмой», «Ёлка, притворившаяся осьминогом», «Ёлка, притворившаяся лианой». Есть ещё «Дерево для динозавра» и «Виноград для моряков», а рассказ про клеточное строение нашего мира и вовсе называется «Всё клетчатое».
Книга разнообразна: повсюду разбросаны лакомые кусочки любопытной информации, за которыми так интересно охотиться. Книга современна: на первых же страницах автор смело сообщает маленьким читателям, что у науки ещё куча дел — даже граница между растениями и животными проведена на данный момент только пунктиром. Наконец, книга всерьёз познавательна, потому что рассказывает не о случайных мелочах, но об основах ботаники.
Теперь пора немножко поругаться. Не верьте издательству «Белый город», которое утверждает, что перед нами книжка «для малышей» , обращённая к «дошкольникам и ученикам младших классов» . Имейте в виду только «младшие классы», то есть детей не моложе семи-восьми лет (если, конечно, у вас не малыш-индиго). Не сердитесь на Светлану Лаврову за то, что пару раз она без явной надобности позволяет себе термины вроде «хлоропласты» и «цитоплазма». Простите автору конец книжки — последнюю нарочито-поучительную главу (она такая одна). Простите (или не простите!) издательству сомнительное полиграфическое исполнение неплохо подобранных иллюстраций. А главное — не относитесь слишком серьёзно к этим отдельным недостаткам. Поверьте, по сумме баллов «Занимательная ботаника» — хорошая книжка.
Особенно — весной и летом.

Наконец-то мы дождались теплых деньков. Теперь можно проводить на улице целые дни. Наверняка у вас в семье есть много любимых весенне-летних занятий и развлечений. А я предлагаю вам погрузиться в увлекательный мир ботаники. Это – замечательная тема для изучения, ведь растения сопровождают нас повсюду. Мы любуемся ими и дарим друг другу на разные торжества, они активно участвуют в нашей жизни и при этом сильно зависят от нашего отношения. Они растут, видоизменяются у нас на глазах, и за этим очень интересно наблюдать. Занятия ботаникой не только расширяют кругозор и развивают наблюдательность, они воспитывают бережное и внимательное отношение к природе, знакомят с общими законами жизни на Земле.

НАБЛЮДАЕМ

Конечно же, самое простое и доступное занятие – всевозможные наблюдения за растительным миром. Причем заниматься этим можно, даже не выходя из дома. Например, будет интересно наблюдать, как изменяется комнатное растение – дает новые листочки, поворачивается к солнцу, вянет без воды, засыхает, если в комнате слишком сухой воздух.

Ранней весной можно поставить срезанные веточки в воду и каждый день смотреть, как изменяются почки. Когда зацветут одуванчики, можете собрать небольшой букетик и дома дождаться как желтый цветок опушится – это настоящее чудо для ребенка.

Наблюдайте за деревьями, травами, кустарниками во время прогулок в лесу и в парке. Можно ходить к одному и тому же растению «в гости» и наблюдать за его естественным жизненным циклом. Вот набухли почки. А через три дня уже показались первые листочки. А вот деревце зацвело ароматными розовыми цветами!

Вы можете завести блокнот, куда будут записываться и зарисовываться интересные изменения растений. А можно создать целый альбом, добавляя к предыдущему фотографии интересных растений или изменения состояний вашего любимого дерева.

В теплое время года вы можете устраивать ботанические походы, велопрогулки и пикники. Посетите разные природные зоны: лес, поле, болото, берег реки. Там вас могут ждать удивительные ботанические открытия!

Приучайте детей к бережному отношению к растениям. Наблюдая и рассматривая, не стоит ломать ветки и обрывать листья просто так. Но если это все же произошло, отнесите сорванную часть растения или дерева домой и поставьте в воду. Покажите малышу, что веточка живая, ей нужна вода, она продолжает расти.

Конечно же, человек не может прожить, не используя растений для своих нужд. Но очень печально видеть, когда дети просто так обрывают цветы и листья, а затем бросают их на асфальт засыхать.

ИЗУЧАЕМ

Обычно в процессе наблюдения у детей начинают возникать многочисленные вопросы: как и почему происходит развитие растений, чем они питаются, зачем нужны семечки и так далее. Ответы на эти вопросы вы, конечно же, можете найти в детских энциклопедиях, посвященных растительному миру.

Также для удовлетворения любопытства юных натуралистов существует множество замечательных книг по ботанике.

Самых маленьких читателей стоит сначала познакомить с внешним видом и названиями растений, плодов, цветов. Для этого прекрасно подходят книжки серий «Мои первые слова» от издательства «Клевер», например, «Фрукты », «Овощи », а также «Фрукты » и «Овощи » от редакции «Карапуз». Кроме этого, существуют всевозможные плакаты и наборы карточек с изображениями различных растений.

Для деток немного постарше подойдут книги Стефана Каста «Софи в мире деревьев » и «Софи в мире цветов » – удивительные экспедиции по лесам и полям вместе с муравьишкой Софи. В книге можно найти массу интересных фактов, например, почему кленовые листья осенью становятся разноцветными, из каких деревьев делают музыкальные инструменты, а из каких – бумагу для книг.

Еще одна очень интересная книга для дошкольников – Д. Астон «Что снится семечку? » Она рассказывает о всевозможных зернышках растений, их особенностях и жизненном цикле.

Для тех, у кого совсем нет опыта в цветоводстве и выращивании овощей и фруктов, сейчас в продаже можно найти готовые наборы для проращивания различных растений, трав и цветов. Также детям очень нравятся так называемые «Травянчики» – фигурки животных или человечков, у которых при поливе прорастают «живые» волосы или шерстка.

Подобного персонажа очень просто можно сделать и самостоятельно. Для этого вам понадобится стаканчик с землей и семена, например отлично и быстро прорастает травка для кошек.

Вот такие замечательные познавательные занятия вы можете организовать со своими детьми. В следующей статье вас ждут увлекательные ботанические игры и творческие идеи на тему растительного мира.

Вероника Никитина , педагог-психолог, монтессори-педагог, преподаватель групп детского творчества, мама двух сыновей

отзыв о книге : Пока собиралась выложить, книга исчезла на Лабиринте (временно? тираж большой), и появилась хвалебная рецензия на Библиогиде, отмечающая некоторые недостаки, с которыми согласна в одном - плохая полиграфия. На книгу также есть отзывы на Лабиринте и там же можно посмотреть содержание (в отзывах), я его забыла отсканировать.
Очень, очень хорошая книга. Дает возможность провести параллель между растительным миром и миром человека, знакомым малышу с рождения, упрощая восприятие материала. Замечательная постановка вопросов: "Чем кошка отличается от березы? Кровь дерева. Зачем цветку красота?". Иллюстрации подобраны удачно. Много интересных фактов.
Полиграфия - пачкается краска (UPDT это относится только к какой-то части тиража; см. комментарии). В остальном же только пожелание издания книги на мелованной бумаге, т.к. хотя иллюстрации четкие и достаточно яркие - репродукции картин (а это примерно половина иллюстративного материала) теряют свое очарование.

Отсканировала Заключение, за которое автор рецензии просит "простить автора" книги. Странно. Детей не надо воспитывать? Отчего же тогда рецензент не балует "малышей-индиго"?:) Единственное, что могло бы раздражать - форма наставления. А здесь она удачная. Кроме чего назвала бы шоковой терапией, поскольку тем же доступным языком, каким написана вся книга, в последней главе объясняется, почему не надо срывать веточки.

Насчет возраста. Какие-то главы будет обидно не прочесть уже малышу. В целом же да, книга на возраст постарше, чем малышовый.

«Занимательная ботаника для малышей» познакомит юных читателей с удивительным и многообразным миром растений, научит понимать его законы и бережно относиться к окружающей природе.

Мы любим природу, но порой не знаем, что такое ясень, как выглядит ольха. А грибы знаем только те, кто ярче всех окрашен: лисички, мухоморы…

В нашем «путеводителе по царству растений» – «Занимательной ботанике для малышей» мы постарались восполнить этот пробел – теперь как дети, так и их родители смогут – практически с книгой в руках! – ходить по лесу, вдыхать аромат трав и цветов, собирать ягоды и узнавать то, что было им хорошо знакомо, но практически оставалось неизвестным… И, конечно, родители, прочитав нашу книгу, смогут лучше помочь в этом своим детям.

В книге много забавных подробностей о жизни самых разных представителей флоры – от водорослей до гигантских баобабов и секвой… Природа начнёт открывать вам свои секреты, превращая вашу жизнь и жизнь ваших детей в чудесную сказку.

Картины русских и зарубежных художников, фотографии, рисунки – все есть в «Занимательной ботанике для малышей». Иллюстрации в ней играют не второстепенную, а едва ли не главную роль: смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» и учись распознавать неслышный язык растений!

Картины русских художников, фотографии, рисунки – все есть в нашей книге. Иллюстрации в ней играют не второстепенную роль, а едва ли не главную – смотри внимательно вокруг, сверяйся с нашим «учебником» – и учись распознавать язык природы!

Бывает, что книг в домашней библиотеке много, а нет таких, которые помогли бы ребёнку постичь «начала» наук, тех, что ему придётся впоследствии изучать в школе. «Занимательная ботаника для малышей» – незаменима для семейного чтения, а лучше: изучения. И, конечно, это хороший повод для разговора о природе, что в наш век природных катаклизмов, происходящих по вине человека, совсем нелишне.

Автор «Ботаники для малышей», детский писатель, журналист и педиатр по образованию, посмотрела на природу, мир растений особенным взглядом – и этот удивительный мир ожил, заговорил… Оказывается, в существовании растений много такого, что похоже на жизнь людей, а потому вызывает сочувствие, симпатию, привязанность. Прочитав нашу книгу, ваш ребёнок полюбит природу, не будет ей вредить, а наоборот, станет её защитником.

«Занимательная ботаника для малышей» в рамках проекта «Моя первая книга» открывает цикл книг, которые помогут детям не только расширить кругозор, но и усвоить начальные знания по предметам, изучаемым в школе: биологии, географии, химии, физике, математике и др. Книга написана для детей 6–9 лет – дошкольников и младших школьников, а также их родителей. Не менее полезной окажется она и для учителей начальных классов, и для воспитателей детских садов: «уроки ботаники» можно будет проводить предметно и весело, поскольку автор не формально подошла к разговору о растениях.

Эта книга для детей и взрослых. Она может быть полезной учителям и воспитателям в детском саду – «уроки природы» можно проводить теперь предметно и весело, поскольку автор не формально подошёл к разговору о природе.

Об авторе. Лаврова Светлана Аркадьевна родилась 23 января 1964 года в семье служащих. В 1981 закончила среднюю школу и поступила в Свердловский государственный медицинский институт (факультет педиатрии), который закончила в 1987 году с красным дипломом. В 1986 году работала лаборантом на кафедре внутренних болезней СГМИ. В 1987 году училась в интернатуре. В 1991–93 годах работала врачом-инфекционистом в Детской городской больнице № 3. В 1995–2001годах – работала врачом функциональной диагностики в Детской городской больнице № 5. Совмещала работу в Детской городской больнице № 8 и в центре «Особый ребёнок» по той же специальности. В 2001 году перешла на работу в Онкологический центр, затем в Межрегиональный нейрохирургический центр, где и работает в настоящее время врачом-нейрофизиологом. В 2006 г защитила кандидатскую диссертацию по специальности «нервные болезни». Тема: «Электрофизиологические критерии прогноза стереотаксической хирургии эпилепсии».

Печатается с 1997 года. Вела постоянные рубрики в газете «Телемир», Екатеринбург (2002–2003), журналах «Ёжик», Екатеринбург (2000–2002), «Летучий кораблик», Екатеринбург (2003–2006). Публиковалась в газете «Уральский рабочий», Екатеринбург (2000), «Кукумбер», Москва (2001), «Костер», Санкт-Петербург (2002), «Жили-были», Санкт-Петербург (2002), «Тихая минутка», Екатеринбург (2002–2005). Постоянно сотрудничает с издательством «Белый город», Москва (пишет книги для серий «Энциклопедия тайн и загадок», «История России», «Детский исторический роман»).

В 2004 году Лаврова С. А. за книгу «Увлекательные истории о правах» (вместе с Е. Кропаневой и И. Романовой) получила специальную грамоту. В 2005 году за книгу «Требуется гувернантка для детей волшебника» получила призы «Алиса» в Москве (на фестивале фантастики «Роскон») и «Камертон» в Екатеринбурге. В 2007 году стала призёром литературной премии «Заветная мечта-2007» в номинации «За самое смешное произведение». В 2005 году снялась в документальном фильме «Пока бегут лошадки» (Свердловская киностудия).

Лаврова С. А. Занимательная ботаника / Ред. Н. Жукова; Худож. Ю. Абрамова. – М.: Белый город, 2008. – 144 с.: ил. – (Серия «Моя первая книга»).

Ровно 430 лет назад, 28 июля 1586 г., в Европу был впервые завезен картофель. К себе на родину ее завез англичанин Томас Хэрриот из Колумбии. Англичане считают, что именно они первыми распробовали вкус картофеля и сделали его достоянием европейской кухни.

Сегодня без картофеля сложно представить нашу кухню, а ведь были времена картофельных бунтов! И как только ни приучали крестьян к этому овощу: и бесплатно раздавали, и сажали на государственных землях с последующей охраной урожая, чтобы повысить привлекательность продукта. Помогло:)

По этому поводу мы решили сделать книжную тематическую подборку в жанре "нон-фикшн" по теме "Ботаника".

Нон-фикшн для детей

12 книг по теме "Ботаника"

Оксана Ларина. Самые необычные растения

Мир флоры велик и разнообразен, его представители населяют все уголки земного шара - даже суровую Антарктиду и засушливую Сахару. При взгляде на одни растения трудно скрыть отвращение, а от других невозможно отвести глаз.

Плоды некоторых деревьев настолько редки, что по стоимости сопоставимы с ювелирными украшениями. А порой и самые привычные нам травы и кустарники оказываются на поверку необычайно интересными.

Книга рассказывает о самых удивительных растениях мира - красивых и уродливых, полезных и опасных, вкусных и ядовитых. Издание адресовано всем, кто интересуется ботаникой и кому небезразлично будущее окружающей нас природы.


Дмитрий Кайгородов. Из Зеленого Царства. Популярные очерки из мира растений

Данная книга - это переиздание антикварной книги известного русского ученого, профессора петербургского Лесного института Дмитрия Никифоровича Кайгородова, изданной в 1902 году. Популярные очерки по ботанике, по замыслу автора, призваны пробудить в читателях интерес к уникальной природе средней полосы России и адресованы не только детской, но и взрослой аудитории.

В оформлении книги использованы цветные иллюстрации из старинных ботанических атласов, уникальные акварели художника-анималиста XIX века Джона Гульда, а также репродукции картин русских и зарубежных мастеров живописи.

Для среднего школьного возраста

Рене Меттле. Большая книга о лесах и деревьях

Удивительно реалистичные иллюстрации раскрывают перед вами тайны природы:

  • Всё о дереве: строение, фотосинтез, рост
  • Доисторические времена
  • Леса Северного полушария
  • Тропики
  • Саванна
  • Рекорды, связанные с деревьями
  • Гербарии и коллекции
  • Дерево в искусстве, мифах и народных традициях

Стефан Каста. Софи в мире ягод

Умеешь ли ты отличать дикую малину от костяники? Знаешь ли, что ягоды можно собирать круглый год, даже зимой? А из какой ягоды получается самое вкусное желе?

В этой книге мы расскажем о том, что за ягоды встречаются в наших лесах, научим тебя различать даже такие малоизвестные ягоды, как куманика, княженика и водяника. Ты узнаешь, какие ягоды ядовиты, а какие съедобны, как их лучше собирать и что из них можно приготовить.

И главное: ты снова встретишься с муравьишкой Софи и попадешь на большой Ягодный Пир!

Для младшего и среднего школьного возраста

Алена Васнецова. Грибное царство

Оказывается, маленький лесной грибочек — лишь крошечная часть огромной грибницы, самого большого живого существа на нашей планете.

Красивые лишайники и светящиеся гнилушки, вкусный кефир и пышный хлеб, спасительные лекарства и деликатесный сыр, — всё это щедро дарит нам Грибное царство .

Издательство: Настя и Никита

Иллюстратор: Ольга Громова


Клара Линдстрем, Аннакарин Нюберг. Огород на подоконнике

Во все времена людей восхищало все, что растет и зеленеет. Авторы этой книги не только рассказывают, как выращивать съедобные и декоративные растения, но и описывают всякие сумасшедшие эксперименты - например, как "прорастить" заячий помет или как сделать смешные прически из травы.

Иллюстрации и пошаговые инструкции помогут детям проделать все эксперименты самостоятельно, почти без помощи взрослых. Для работы не потребуется ни дорогих материалов, ни сложных инструментов. И места надо совсем немного - для разведения этих растений достаточно подоконника, балкона или грядки на даче.

Для младшего школьного возраста

Сюзанна Риха. Год в саду

В нашем саду всегда красиво, в любое время года. Весной растения пробуждаются от долгой зимней дремы, летом цветы раскрывают свои бутоны, улыбаясь теплому солнцу, осенью пахнет яблоками, а зимой сад укутывается в мягкие белые одежды, чтобы не замерзнуть.

Книга Сюзанны Рихи "Год в саду" расскажет вашему ребенку обо всех изменениях, которые происходят с растениями и деревьями в течение года, месяц за месяцем. А еще, прочитав книгу, вы сможете вместе проводить различные опыты как дома, так и непосредственно в саду.

Сюзанна Риха - австрийский автор и иллюстратор научно-популярных детских книг. Почти все ее книги посвящены природе, ведь Сюзанна не только художник, но и натуралист.

Для младшего школьного возраста

Эмиль Дебо. Среди цветов. Рассказы старого садовника

Увлекательные рассказы по ботанике для детей младшего школьного возраста, которые были написаны более 100 лет назад французским ученым Эмилем Дебо и переведены на русский язык и обработаны детской писательницей Анной Борисовной Хвольсон.

Детям предстоит совершить много маленьких открытий: узнать, как из семечка вырастает цветок или целое дерево, чем растения питаются и как дышат, какие диковинки произрастают на нашей планете и многое другое.

В данном издании текст и черно-белые иллюстрации оригинала (1895 года) получили обрамление в виде цветных рисунков из старинных ботанических атласов и современных фотографий.

Для младшего школьного возраста

Алексей Смирнов. Зачем луку луковица?

В книге биолога, доктора биологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Смирнова Алексея Всеволодовича "Зачем луку луковица" вас ждёт рассказ о самых любопытных растениях на свете:

  • как им удаётся расти в пустыне, совсем без воды
  • почему все эти растения объединяет число 3
  • где растут гигантские алоэ
  • зачем египтяне ели лук, когда строили пирамиды
  • кто завтракает и ужинает луковицами и о многом другом.

Для младшего школьного возраста

Стефани Циск. Волшебные цветы. Мой гербарий. Собираем и изучаем садовые растения

Эта книга посвящена 16 садовым растениям - про каждое из них ребенок узнает много интересного. Точные рисунки, сделанные художником с натуры, помогут легко найти и распознать эти растения в саду и на даче.

Советы по сбору и высушиванию растений пригодятся для создания собственного гербария. Хранить растения можно прямо в книге - каждому цветку отведена особая страничка и отдельный лист кальки, который надежно защищает от повреждения.

А если будущий натуралист захочет не просто наклеивать цветы в гербарий, а как-то еще их использовать, можно увидеть, какие замечательные вещи можно делать из сухих цветов.

Для дошкольного и младшего школьного возраста

Герда Мюллер. Как растут овощи?

Девочка Таня, героиня этой истории, поехала на каникулы в деревню к бабушке и дедушке, которые учат её сажать и выращивать овощи, обращаться с садовыми инструментами и собирать урожай.

Таня узнаёт много интересного о тех растениях, плоды которых она прежде видела только в магазине: как рождается и растет зеленый горошек, какую роль в жизни растений играют насекомые и птицы, как вырастить вкусную редиску и сочную зелень в собственной квартире.

Для дошкольного школьного возраста

Дианна Астон. Что снится семечку?

Эта книга познакомит вашего ребенка с семенами растений. Здесь собрана целая коллекция: крошечные семена секвойи и огромные кокосы, ярко-красные бобы софоры и пушистые семена одуванчика.

Что такое семена и зачем они нужны? Как они выглядят и как их защищает растение? Как семена путешествуют в поисках места, где смогут пустить корни? Что происходит внутри семени, когда оно попадает в землю?

На каждом развороте вас ждут интересные факты из мира ботаники и прекрасные иллюстрации.

Для дошкольного школьного возраста

Приятного чтения:)