В каком жанре скульптуры прославился петр клодт. Петр Клодт, скульптор: биография и работы

В прошлом году исполнилось 196 лет со дня рождения выдающегося скульптора середины XIX века Петра Карловича Клодта. Он вошел в историю, как создатель всемирно известных конных групп Аничкова моста, памятника баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду, конной статуи для монумента Николаю I в Санкт-Петербурге и многих других замечательных произведений. Важнейшей темой творчества П.К.Клодта было изображение лошадей.

Многовековая история семейства Клодт дошла до нас благодаря документам, собранным и написанным сыном скульптора - М.П.Клодтом. Главным среди них можно назвать «Родословную семьи Клодт фон Юргенсбург», составленную на немецком языке в марте 1852 года.

Отец Петра Карловича Клодта - генерал-майор барон Карл Густав, взявший себе русское отчество Федорович, провел «почти всю свою службу в походах и сражениях с неприятелем: в Польше, за Кубанью, в Молдавии и Валахии, при взятии Тулчи, Исакчи, Измаила... участвовал в битвах при Смоленске, при Бородине, при Малом Ярославце, при взятии крепости Шпандау... и при Лейпциге». Он был женат на Елизавете-Шарлотте-Авроре фон Фрейхольд. У них родились две дочери и шесть сыновей, из которых Петр Карлович был вторым. Он родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге и был записан с двойным именем Петр Яков. После 1814 года, когда барон Карл Густав был назначен начальником штаба отдельного Сибирского корпуса, семья переехала в Омск, где отец скончался в 1822 году.
В тот же год семейство Клодтов вернулось в Петербург. 14 апреля 1823 года Петр Клодт «вступил» в Петербургское Артиллерийское училище юнкером. За скупыми фактами, зафиксированными в архивных документах, стоит целый отрезок жизни Клодта, о котором мы знаем необычайно мало. В 1825 году он был произведен в портупей-юнкеры. По окончании курса в Артиллерийском училище, будучи 19 лет от роду, произведен в прапорщики. «С Высочайшего Его императорского Величества соизволения за болезнью от военной службы уволен подпоручиком 20 декабря 1827 года», - свидетельствуют архивные документы.
Именно в эти годы решался важнейший вопрос выбора профессии. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества поощрения художников. По высочайшему повелению Государя Императора в 1829 году профессорам Академии были показаны три первых рисунка, выполненных Петром Клодтом. С этого времени он становится вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя скульптуре.
Еще находясь на военной службе, Клодт делал графические силуэты животных из черной бумаги, вырезал из дерева и раскрашивал небольшие фигурки лошадей, с безукоризненной точностью выполнял все детали, имитируя глаза вставками из стекла, делая из волос хвост и гриву.
Большой популярностью пользовалась выполненная им в 1830-е годы статуэтка «Кавалерист». Клодт создал ее по заказу Николая I для украшения письменного стола императрицы Александры Федоровны.

Важнейшие события в биографии скульптора произошли в 1833 году. Была успешно завершена его первая монументальная работа - шестерка коней для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. 25 мая 1831 года комиссия по строительству Нарвских ворот приняла первую модель коня, вылепленную Клодтом из глины, которая была доставлена на петербургский Александровский литейный завод. Мастер И.Прат, под руководством М.Е.Кларка, выбил из медных листов фигуры четырех коней, точно воспроизведя модели Клодта. Однако, когда четырех коней и колесницу установили на аттике Нарвских ворот, стало ясно, что группа «не соответствовала великолепию сооружения». В марте 1833 года было принято решение о создании еще двух коней, с новым заданием Клодт справился успешно и быстро. 26 сентября того же года архитектор В.П.Стасов доложил о «совершенном окончании» Нарвских ворот, торжественное открытие которых состоялось 18 августа 1834 года. Как отмечалось в 1848 году в «Иллюстрации»» «... почти непостижимо, как возможно было непривычному, неопытному, занимавшемуся тонкими, миниатюрно-совершенными работами, не растеряться в колоссальности размеров монументальных коней, не быть измяту этим шестериком? Барон вышел победителем».
В ноябре того же года состоялось венчание П. К. Клодта с Иулианией Ивановной Спиридоновой, племянницей А.А.Мартос - жены скульптора Мартоса.
Узнав о перестройке Аничкова моста через реку Фонтанку, Клодт предложил оформить его своими конными группами, которые бы эффектно смотрелись с Невского проспекта, Николай I утвердил эту идею к реализации. После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту их повторные отливы отправили в Берлин в качестве подарка Фридриху Вильгельму. «По доставлении в Берлин подаренных Государем Императором Его Величеству королю Прусскому двух конных групп пожалован от Его Королевского Величества кавалером ордена Красного Орла 3 степени» 14 августа 1842 года в Сан-Суси. Находясь в Германии, П.К.Клодт писал А.П.Брюллову: «Ласка и уважение здешних лучших художников, конечно, мне очень приятны, но не могут заменить мне ласк жены и детей. Ничто не может сравниться с тихою семейною жизнью. С каким удовольствием смотрю я здесь на детей и в каждом ищу сходства с моими!».
1 апреля 1843 года Клодт «за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Анны 3 степени». А в июле 1846 года за те же группы, отправленные в Неаполь, пожалован от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св. Фердинанда. Почти двадцать лет длился вдохновенный и кропотливый труд ваятеля. Конные группы гениально просто соединены одним сюжетным замыслом - взяты четыре момента укрощения необъезженной лошади.
Одним из скульптурных символов Петербурга заслуженно признан памятник Николаю I, ставший украшением Исаакиевской площади. Самая яркая страница в истории создания памятника - работа Клодта над конной статуей. В январе 1857 года произвели торжественную закладку памятника, как отмечала пресса тех лет, в присутствии «Государя императора и Августейшего дома».
В декабре 1856 года Александр II рассматривал модель конной статуи и пожелал «изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, самую каску надеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав выше локтя немного полнее». 12 декабря Совет Академии художеств, согласившись с замечаниями Александра II, одобрил конную модель.
В апреле 1858 года Клодт отливал конную статую Николая I. «Отливка эта, произведенная бароном Клодтом по воску, была неуспешна: форма не выдержала напора металла, расплавленного в количестве до 1300 пудов, в ней образовалась трещина, в которую вытекла значительная часть бронзы, и некоторые части фигуры остались не наполненными. По докладу об этом Государю Императору, Его Императорское Величество благоволил разрешить вторичную отливку поручить опять барону Клодту и вознаградить его за понесенные им при этом издержки». 21 февраля 1859 года конная статуя была отлита П.К.Клодтом вторично и успешно.
Обычно все, кто обращался к описанию статуи Николая I, отмечали техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи - постановки коня на две точки опоры. Для их прочности Клодт заказал на лучшем заводе в Олонецкой железные подпоры (весом в 60 пудов, стоящие 2000 руб. серебром).
После того, как конная статуя была отлита, необходимо было приступить к ее доставке на место установки. В «Русском художественном листке» за 1859 год находим следующие сведения: «Эта статуя отливалась в литейной Императорской Академии художеств и, по размерам своим, не могла быть вывезена из мастерской обычным путем в ворота; но для появления на свет нового произведения нашего знаменитого ваятеля должны были проламывать стену. Сама постановка статуи на пьедестал представляла много любопытного; эту страшную массу подняли канатами на высоту до 4 сажень и поставили сперва на подмостки, находившиеся сбоку над лесами, окружавшими пьедестал; потом эти подмостки подкатили на колесах к тому месту, где должна была стоять статуя, и, наконец, уже опустили ее на мраморный пьедестал».
25 июня 1859 года состоялось торжественное открытие памятника. Этот исторический момент изобразил на акварели художник В.С.Садовников.
Важное значение Клодт придавал работе над небольшими эскизами, изображавшими лошадей, над созданием которых трудился все свободное время. Выполненные как подготовительные этюды, они имеют ценность самостоятельных произведений и поражают виртуозной лепкой из воска. Многие конные композиции были переведены самим скульптором в бронзу и стали изысканными камерными произведениями. Редчайшего эффекта передачи коня в движении, опирающимся на одну ногу, достиг Клодт в статуэтке «Генерал-майор Ф.И.Лефлер».
Клодт отливал из бронзы такие известные монументальные произведения, как памятник Петру I в Кронштадте (1841; по модели Н.Жака), памятник Н.М.Карамзину в Симбирске (1845; по модели, исполненной по эскизу С.И.Гальберга А.А.Ивановым, К.М.Климченко, Н.А.Рамазановым, П.А.Ставассером), памятник Г.Р.Державину в Казани (1847; по модели, выполненной по эскизу С.И.Гальберга Н.А.Рамазановым), Св. Князю Владимиру в Киеве (1853; по модели В.И.Демут-Малиновского), атаману М.И.Платову в Новочеркасске (1853; по модели Н.А.Токарева) и другие.
В Государственном Русском музее имеется уникальная коллекция произведений Клодта. Его составляют скульптуры, рисунки и архитектурные документы, принадлежавшие его семье. Особую ценность представляют 16 собственноручно вылепленных им восковых работ. В 1897 году они были среди первых поступлений из Академии художеств в Музей императора Александра III. Обширно и разнообразно собрание бронзовых отливов, выполненных Клодтом как по собственным восковым оригиналам, так и по моделям других мастеров.

Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.

После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.

Кони Нарвских триумфальных ворот

Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

Самое известное творение Клодта – это, конечно же, скульптурная группа укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие произведения мастера не менее великолепны

"Укротители коней" Аничкова моста

Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.


Аничков мост в 1850-х годах

Памятник Ивану Крылову

Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Памятник князю Владимиру Киевскому

В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Памятник князю Владимиру Киевскому

Памятник Николаю I

Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.


Говорят в культурной столице России всего около 800 мостов, перекинутых через множество рек и речушек, протоков, озер, прудов и искусственных водоемов. За каждым из них закреплена своя история. Но по числу откровенных фактов, красивых историй, легенд, мифов, народных баек и анекдотов, из всего этого огромного количества мостов можно выделить лишь несколько десятков. Среди них есть небольшой, но очень знаменитый Аничков мост.

Находится он на пересечении Невского проспекта с рекой Фонтанкой. Он запечатлен на многих картинах, открытках, гравюрах. Главной его особенностью являются знаменитые скульптуры «Укротители коней». Это лучшее произведение скульптора П. К. Клодта, доставившее ему мировую славу. Всего «коней» в Санкт-Петербурге около 30 и 11 из них работы скульптора Клодта.

Назван мост в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова. Именно его батальонам выпала честь возвести сие сооружение по приказу самого Петра I. Но выдумщикам петербуржцам полюбилось название «Аничкин мост» — естественно никакой Анечки или Ани в родословной сооружения не упоминается, но звучит не менее красиво и загадочно.


Аничков мост в XIX веке

Со временем мост несколько раз перестраивался. В годы перестройки Аничкова моста скульптор Пётр Карлович Клодт, возглавлявший уже тогда академическую литейную мастерскую, работал над одним из проектов художественного оформления пристани на набережной Невы, напротив Академии художеств. Тогда её собирались украсить скульптурными группами коней, ведомых юношами, – наподобие тех, что оформляют въезд на Елисейские поля в Париже.


«Кони Марли» на площади Согласия, Париж

Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, привезенные в Петербург из древней столицы Египта города Фивы весной 1832 года. Фигуры сфинксов высечены в XIII веке до н. э. Их лица – портретные изображения фараона Аменхотепа III.


Египетский мост, 1896, Фото: F. Krátký

Клодтовские кони оказались вроде бы не у дел. И скульптор предлагает установить своих коней на перестроенном Аничковом мосту.

Осенью 1841 была установлена первая пара коней – на западной стороне моста, со стороны Аничкова дворца, а напротив стояли их гипсовые копии.

Дважды Клодт отливал бронзовые композиции для восточной стороны, и дважды вскоре после установки они снимались с постаментов, чтобы быть подаренными европейским монархам.

Первые копии в 1843 году отправились в Берлин. Это был обмен подарками между родственниками: на прусский престол вступил Фридрих-Вильгельм IV, родной брат принцесс Фредерики-Луизы-Шарлотты, ставшей женой Николая I Александрой Федоровной. Вот они — кони Клодта на первоначальном месте у королевского замка в Берлине. Позже они перенесены в Клейст-парк.


1860 г

А в 1846 кони были сняты с постамента и подарены королю обеих Сицилий Фердинанду II Бурбонскому. Отмечалось 30 лет со времени восстановления королевства обеих Сицилий; однако, говаривали что это скорее знак благодарности: незадолго до этого императрица путешествовала в Италию для поправки здоровья, и неаполитанский тиран устроил ей роскошный прием. Вот они — хорошо знакомые нам бронзовые кони и юноши Клодта у ворот королевского дворца в Неаполе.


Фото: honestlil.livejournal.com

В итоге Клодт отказывается от установки на восточных устоях Аничкова моста копий и решает создать две новые оригинальные композиции, в развитие задуманного сюжета «Укрощение коня». В 1850 году этот грандиозный замысел был полностью завершён.

Публика была в восторге, Николай I — доволен.

Во время церемонии по случаю торжественного открытия моста император, как известно, не отличавшийся изысканностью выражений, с солдатской непосредственностью громогласно заявил, хлопнув скульптора по плечу:

— Ты, Клодт, делаешь лошадей лучше, чем жеребец, — такой сомнительный комплимент гордому французу стоил императору очень дорого, но он об этом уже никогда не узнает. Барон Петр Клодт оказался на редкость злопамятным…

Прошли годы, и именно ему, Клодту, поручают создать статую уже покойного к тому времени императора. Конечно, памятник должен был быть конным. Маэстро великолепно выполнил свою работу: его всадник даже превзошел «медного», ведь конь под Николаем держится лишь на двух точках опоры! Такого до Клодта никто в мире сотворить не мог.


Фото: fiesta.city

Однако вспомнив прежние обиды, скульптор все же отомстил монарху: на шее Николая он написал русское слово из трех букв, которое в России знают все. Эта надпись жива до сих пор. Поверьте на слово — залезать на памятник не нужно.

Вероятно, не только Клодту насолил усопший Николай I. На следующий день после открытия памятника некий остряк подвесил на сгиб передней правой ноги коня доску. На ней яркой краской было написано: «Не догонишь». Надпись поняли все петербуржцы: не будь громады Исаакиевского, Николай смотрел бы в затылок Великому Петру. Недаром позже петербургский фольклор пополнился поговоркой «Дурак умного догоняет, да Исаакий мешает».

Кстати, расправляться с недругами посредством своих скульптур для Петра Ивановича Клодта было не внове. Проходя по Аничкову мосту, еще раз обратите внимание на клодтовских коней: ярый антибонапартист, скульптор в своем духе «уколол» «неистового корсиканца», отчеканив наполеоновский профиль меж ног одной из лошадок. По другой версии — это физиономия любовника жены.

У питерцев в ходу была загадка про Аничков мост: сколько яиц на мосту? Сейчас отвечают — 16, а до 1917 года отвечали — 18, потому что там круглосуточно дежурил городовой. А во времена антиалкогольной компании Горби говорили, что во всём городе есть только 4 непьющих мужика — у них руки заняты, они коней держат.

О скульпторе


Пётр Карлович Клодт

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург.

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.

После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.

Кони Нарвских триумфальных ворот

Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".

Самое известное творение Клодта – это, конечно же, скульптурная группа укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие произведения мастера не менее великолепны

"Укротители коней" Аничкова моста

Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.

20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.


Аничков мост в 1850-х годах

Памятник Ивану Крылову

Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Памятник князю Владимиру Киевскому

В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.

Памятник князю Владимиру Киевскому

Памятник Николаю I

Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.



Я смотрю на рисунок 160-летней давности, где некий художник отразил 30-летнего скульптора Петра Карловича Клодта: какое сходство с его прапра-правнуком Евгением, художником-дизайнером и моим другом!

Евгений Клодт: Наш род известен чуть не с X-XII веков. Мой отец искал корни Клодтов по всей Европе, ибо всюду они оставили свой след. Находил своих предков в родословных древних ломбардских цезарей, ветеранов Юлия Цезаря, в Вестфалии, Саксонии и Пруссии, в княжествах Айлен, Варбург, Брауншвейг, в Ливонии и Курляндии...

Но судьба этого живого и плодотворного рода вдруг совершила удивительный поворот: с XVIII века Клодты решительно "прописались" в России. И тут, в полном смысле слова, заблистали.

Первого русского Клодта звали от рождения Карлом Густавом. При дворах и армиях их императорских Величеств Екатерины II, Павла I и Александра I его окрестили Карлом Федоровичем. За безупречную службу награждали орденами Святого Владимира и Святой Анны. Золотой шпагой - "За храбрость". С этой шпагой полковник Карл Клодт шел на французов в Бородинской битве. Закончил службу бароном и генералом, оставив России пятерых сыновей.

Одного из них звали Петр Клодт. Его бронзовые кони вот уже полтора века украшают Аничков мост. На четверке его крылатых коней едет по фронтону Большого театра бог Аполлон. Со стен Большого Кремлевского дворца несется на коварного Змия Георгий Победоносец...

Предатель рода

Его "лошадиная" судьба была как бы предопределена: в детстве отец Карл присылал сыну Петьке из армии бумажных лошадок, вырезанных из игральных карт; в юности, юнкером-артиллеристом, любовался выездкой столичных гусар. Но в гусары не пошел. Ему нравилось не гарцевать, а наблюдать лошадей - их стать, природную грацию, врожденное благородство. В артиллерийском классе вместо баллистических траекторий рисовал лошадей. А увидев однажды, как из березового полена Петр вырезал лошадку, старший брат Владимир воскликнул: "Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!"

Но "лошадник" продолжал мастерить коней. Как-то в Петров день пришли к прапорщику Петру Клодту сослуживцы. С ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом разглядывал деревянных лошадок. И вдруг сказал: "Продайте коня, барон!" - "Не продается", - ответил Петр. "Отчего же?" - "Офицерская честь не велит. А вот подарить могу".

У Дворцовой площади архитектор Росси возводил здание Генерального штаба - в память о войне с Наполеоном. И когда над аркой, сверкая, восстала Колесница Победы, у подпоручика Клодта в груди что-то взорвалось. Шестерка бронзовых коней летела к нему из поднебесья. На следующий день он подал в отставку...

А затем начались чудеса. Кто-то из царской свиты преподнес императору Николаю I деревянного всадника. Обожавший подобные игрушки и, как известно, любивший поиграть "в кавалерию" царь молвил: "Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?" - "Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик". - "Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев". И, получив их, приказал: "А теперь покажите мне этого барона!"

Госпожа Удача

Шутка ли: отставной поручик, игрушечник, бедняк (даром что барон) зван на аудиенцию к самому императору! Как в сказке, успешно проходит царево испытание: самоучка, всем на удивление, блестяще копирует немецкие эстампы. После чего высочайше рекомендован Академии художеств, взят под ее покровительство. Жизнь его в одночасье введена в творческую колею: лекции в Академии, копирование в музеях и дворцах античных мраморов, новые знакомства... Но скульптура еще "за горами", и Петр Клодт по-прежнему режет свои игрушки - лошадей и гусар, которые идут нарасхват.

Между тем ему двадцать пять - возраст, когда подлинные мастера, как правило, уже творят шедевры. От игрушек же Петра до настоящей скульптуры, кажется, еще ох как далеко! Однако госпожа Удача не дремлет. Загадочная судьба Клодта готовит его поразительный взлет. Уже воздвигнуты новые (каменные, взамен деревянных) Нарвские Триумфальные ворота, над которыми вот-вот вздыбится Колесница Славы.

Колесницу вылепил Демут, фигуры коней - Пименов. Но царь вдруг заявляет, что "кони Пименова слишком худы". И распоряжается позвать столь же известных скульпторов Гальберга и Орловского. Однако оба (из профессиональной солидарности или боязни не угодить императору) находят предлог для отказа. И тогда... Тогда вдруг вспоминают об "игрушечнике" Клодте! Ошеломленный, испуганный, Петр колеблется. Но ему говорят: "Вы не можете отказаться, барон. Кое-кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто".

И происходит невероятное. Мастер, никогда не работавший в глине и гипсе, в античной классике и имперских формах, вылепил первого гигантского коня так, что комиссия единогласна: "Сия модель сделана с желаемым успехом". Вся же шестерка коней изваяна и отлита всего за год. И Колесница Славы помчалась. Итогом стало событие еще более невозможное: скульптор-самоучка враз удостоился звания академика.

Евгений Клодт: В том же 1832 году произошло событие, в жизни Петра Карловича, быть может, еще более важное: молодой академик женился на племяннице Мартоса, ректора Академии, - Юленьке. И, как показало время, приобрел сокровище, достойное всех его будущий деяний. Мой пра-прадед, художник-жанрист Михаил Петрович Клодт, вспоминал: "Моя мать была хороша собой, стройна и грационзна. Притом развеселого характера". "С Юленькой я, как у Христа за пазухой", - говаривал Петр. Своеобразным подарком новобрачным стал следующий заказ царя, который, спустя годы, приведет Клодта на его Олимп - на Аничков мост.

Дорога на Аничков

Аничков мост тогда еще был узок и пуст. И, возможно, таким бы и остался, не назначь Николай I молодому скульптору новую встречу - на этот раз в своем конногвардейском манеже, на смотре английских жеребцов.

Коней выводили английские водничие. Царь сравнил их с мифологическими Диоскурами и спросил Клодта: "А ты что скажешь, барон?" "Кони благородные, Ваше Величество, - уклончиво ответил Петр. "Вот что, - продолжал император. - Мы Дворцовую площадь перестраиваем: неплохо бы туда коней и укротителей поставить".

И Клодт подумал о том, что на этот раз без живого коня, без подлинной натуры, ему никак не обойтись. Лошадь все время должна быть рядом, днем и ночью. Только так можно стать водничим своего коня: сперва самому его укротить и приручить, а уж потом оседлать - бронзового.

И вот из конюшен царских в конюшню академическую привели двух чистокровных арабских жеребцов - в полное распоряжение скульптора: Петр мог их и рисовать, и лепить, и кормить из своих рук, и запрягать в свой экипаж.

И работа пошла. Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов".

Евгений Клодт: Первые две группы были готовы к отливке. Однако... Как же все-таки кони Клодта оказались именно на Аничковом мосту? Ведь и царь, а затем и академический совет решили установить "Укротителей" (таково было условное название) возле Адмиралтейского бульвара, у входа с набережной на Дворцовую площадь. Но в один прекрасный летний вечер Петр Карлович вышел из дома и отправился искать свое место. Спустя много лет, собирая материал для книги о прапрадеде, мой отец Георгий Клодт прошел тем же путем.

"... Через Исаакиевский наплавной мост, - рассказывал отец, - Петр Клодт прошел к Адмиралтейству и Набережной - туда, где должен коней поставить. Справа и слева - величественные шпили Петропавловки и Адмиралтейства, между ними мачты кораблей. Ну а ежели взглянуть с Невского? Прямо в глаза - шпиль. Так кто же и откуда увидит здесь его коней? И, оставив за спиной Адмиралтейство, пошел по Невскому проспекту. Пересек Мойку, заглянул на Театральную. Вернулся на Невский. Дальше, кажется,было уже некуда. Но он пошел. И остановился на Аничковом мосту. В обе стороны от него, сколько глаз позволял, уходил Невский: мчались кареты, гарцевали офицеры, шли дамы и господа, спешил куда-то чиновный люд... И, ощутив, как вдруг забилось сердце, Петр Карлович понял - выбор сделан: с этого места он видел все, и - все видели его!"

Сам отливал

Решив (вопреки замыслу царя) поставить свою скульптурную "поэму" на Аничковом, Петр лишь намекнул об этом Николаю - согласие пришло само собой. Царь понимал, что Аничков и в самом деле устарел, нужна реконструкция. А тогда и кони Клодта будут здесь к месту.

Логика творческого поведения Клодта неизменно приводила его к успеху. Так, будучи еще вольнослушателем Академии, он пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, не оставлял художественного литья, чтобы достоверно знать - что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В тот момент, когда первые модели были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Дом.

И вот настал торжественный час. У плавильных печей вокруг Клодта и его подручных собралось множество люда. Ждали пуска металла. Толпа, сняв шапки и крестясь, притихла. Рабочие ударили ломами в литок, и расплавленная бронза, горячо дыша и сверкая, потекла в формы. Клодт был весь в напряжении. Рабочих лихорадило от жара - им давали пить молоко. Президент Академии художеств Оленин, не в силах стоять от волнения, сидел за дверями литейки и бормотал молитвы. Внезпно раздалось мощное "ура". Свершилось! Клодт вышел к Оленину, рухнул рядом с ним на табурет...

А на Невском шла перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители - весь Петербург работал на клодтовских коней. Вскоре была отлита и вторая группа "Укротителей" - та, где молодой водничий удерживает коня, вставшего на дыбы. И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось открыть поскорее новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста. Думал ли тогда Петр Клодт, что понадобится еще целых десять лет, прежде чем он сыграет перед петербуржцами на Аничковом весь свой блестящий спектакль - в четырех бронзовых картинах.

Однако и то, что увидел Петербург 20 ноября 1841 года, восхитило всех: "Жизнь коня и человека на Аничковом, - писали газеты, - представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую".

Царь вызвал к себе Клодта и сообщил: хочет-де прославить его творения во всем мире. А для сего дарит уже отлитые скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который от них без ума. Пришлось Петру ехать в Берлин с подарком.

Евгений Клодт: Тут, между прочим, выяснилась одна из самых удивительных черт Петра Карловича, ставшая характерной чертой нашей династии: потомок иноземцев, он по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм пожаловал ему орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку.

В тот же год он вновь отлил "Укротителей". Но уже другой гость Николая I, король обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. А получив их, наградил Клодта Неаполитанским орденом. После чего европейские газеты сообщили: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий.

Вместо эпилога

"Укротители" на Аничковом стали лебединой песней Клодта, спетой скульптором на сорок пятом году жизни, в самом расцвете творческих сил. Сочиняя лучшее свое творение, он в то же время участвует в украшении интерьеров Исаакиевского собора - его горельф "Христос во Славе" украсил фриз над Алтарными вратами. Создает гигантский барельеф для Мраморного дворца, изобразив на нем охотничьи и дорожные картины. В 1849-м, за год до полного завершения эпопеи на Аничковом, побеждает в конкурсе на памятник русскому баснописцу Ивану Андреевчу Крылову. А уже в 1852 году отливает и усаживает своего "дедушку" в Летнем саду - с раскрытой книгой в руках, с печально-задумчивым лицом, в окружении целого зверинца басенных героев.

Диапазон скульптора в эти годы поражает: от интимного "домашнего" памятника Крылову в Петербурге до поистине вселенской статуи Владимира Святого в Киеве. После чего Клодт приступает к последней из своих великих работ - памятнику Николая I. Свершение это и грандиозно и символично. Петр Карлович пережил своего царя на 12 лет. Но, по существу, вся его творческая жизнь прошла при императоре, под его покровительством. Кому же, как не ему, суждено было оставить память об императоре? Вероятно, это понимали все. В том числе и Монферран - творец Александрийского столпа, которому Александр II поручил сооружение памятника своему отцу. Зодчий, не колеблясь, предложил Петру Клодту вылепить и отлить конную статую царя.

Когда-то молодой "игрушечник"Петр Клодт вырезал для Николая конногвардейца, удивительно похожего на царя. Спустя тридцать лет, став первым скульптором России, он поставил бронзового "Конногвардейца" на пьедестал... Огромный, чуть не на две головы выше всей своей свиты, в накинутой на плечи николаевской шинели, в белой фуражке с красным околышем, Александр II стоял перед своим батюшкой. Затем, обернувшись к Клодту, молча протянул ему руку. Конь под бронзовым царем рвался в галоп. Казалось, еще мгновение - и громадный всадник уйдет в небо.

Не счесть сокровищ искусств в Петербурге: гениальна улица Росси, великолепен Зимний дворец Растрелли, грандиозен Исаакий Монферрана... И все же прав тот, кто сказал: "Нет Петербурга без клодтовских коней!"